Данная программа рассчитана на четыре года обучения, возраст учащихся 13-16 лет и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства "художественная обработка древесины".

Пояснительная записка.Данная программа рассчитана на четыре года обучения, возраст учащихся 13-16 лет и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства — "художественная обработка древесины".
Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является — формирование знаний, первоначальных умений и навыков, знакомство учащихся с наследием художественной обработки дерева в каждом районе промысла, основанными на особых исторических, культурных, географических, природных, экономических условиях развития края, привить им любовь к традиционному ремеслу, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе;
обучить практическим навыкам, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.
Программа включает:
пояснительную записку;
перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
тематический план (по годам обучения);
календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).
Содержание программы является единым для всех возрастов независимо от срока обучения, незначительно изменяется только количеством часов, отводимых на изучение той или иной темы. Теоретическое обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных профессиональных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее или центре ремёсел.Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам — физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.Программа ставит своей целью — развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы. Предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий по изготовления художественных изделий творческого отношения к работе. Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":
материаловедение;
технология обработки древесины;
элементы машиноведения;
графика;
техническое творчество;
введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам. В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников. В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний — инструктором по труду. Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:
учебники, справочники;
дидактический материал;
дополнительная литература.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно — гигиенических требований, правил безопасности труда.Продолжительность изучения курса, за 4 года обучения, в среднем составляет около 1080 часов. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю — "Художественная обработка дерева". По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента — по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины — грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны
Уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие —
Навыки:
владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
выполнение декорирования изделий — выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
истории возникновения и развития народных художественных промыслов;
основные сведения о видах художественной обработки дерева, расположенных на территории России и родного края, их характерные особенности;
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
проектировать простое изделие в традициях местного промысла;
качество изготовления изделия — по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
партнёрские отношения при совместной работе.
Библиографический список
для инструктора по труду:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву. — М.: Высшая школа, 1998.3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.7. Алфёров Л. Технология росписи. — Ростов — на Дону: Феникс, 2000.8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. — М.: Нива России, 1995.9. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея. Л.,1981.10. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1992.11. Бородулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.12. Бородулин В.А. Основы художественного ремесла. М.,1987.13. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. — М.: Просвещение, 1988.14. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. — М.: Нива России, 1993.15. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ — М.: Просвещение, 1981.17. Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. — М.: Народное творчество, 2001.18. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. — М.: Просвещение, 1976.19. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ поддереву. М.,1985.20. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. — М.: Издательский дом МСП, 2000.21. Дубровин И.И. Домашний умелец. — Тверь: ЭКСМО — Пресс, 2001.22. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.23. Ёлкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. М.,1978.24. Жегалова С.К. Пряник, прялка и птица Сирин. М.,1983.25. Заворотов В.А. От идеи до модели. — М.: Просвещение, 1993.26. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. — М.: Лукоморье, 2002.27. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. — М.: Лукоморье, 2000.28. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.,1980.29. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. — М.: Знание, 1976.30. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. — М.: Высшая школа, 1986.31. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. — М.: Высшая школа, 1986.32. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.,1983.33. Ларин О.И. Поклонись дереву. М.,1985. 33. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). — М,: Народное творчество, 2001.34. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). — М.: Народное творчество, 200135. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). — М.: Народное творчество, 2001.36. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М.,1981.37. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. — М.: Просвещение, 1983.38. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. — М.: Высшая школа, 1993.39. Некрасова М.А. Современное народное искусство: Альбом. М.,1980.40. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. — М.: Мир, 1993.41. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. — М.: Мир, 1993.42. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). — Екатеренбург, 1995.43. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов — Книга 1). — М.: Нива России, 2000.44. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов — Книга 2). — М.: Нива России, 2000.45. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. — Ростов — на — Дону.: Феникс, 2000.46. Попова О.С. Русские художественные промыслы. М.,1984.47. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. — М.: Просвещение, 1984.48. Роспись по дереву. /Сост. Соколов М.С./. — Магнитогорск.: 1993.49. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. — Минск.: Современная литература, 1999.50. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. — М.: АСТВ Гамма — СА, 1998.51. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В., Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.52. Резьба по дереву. /Сост. Лихонин А.С./. — Нижний Новгород.: Времена, 2000.53. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам — маркетинг, 1997. 54. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. — Минск: Полымя, 2000.55. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), — Минск.: Полымя, 2000.56. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. — Минск.: Современное слово, 1998.57. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). — Минск.: Современное слово, 2000.58. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. — Минск.: Современное слово, 2003.59. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву.М.,1983.60. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. — М.: Просвещение, 1985.61.Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка. Л.,1970.62. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII — IX классов средней образовательной школы. Профиль — художественная обработка дерева. — М.: Просвещение, 1989.63. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся X — XI классов средней образовательной школы. Профессия — изготовитель художественных изделий из дерева. — М.: Просвещение, 1989.64. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. М..1987.65. Хворостов А.С. Чеканка, инкрустация, резьба поддереву. М.,1977.66. Хворостов А.С. Декоративно — прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.67. Чекалов А.К. Русская резная деревянная скульптура. М.,1974.68. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. — М.: Легпромбытиздат, 1992.69. Энциклопедия народного умельца. — М.: Вече, 2000.
Библиографический список
для воспитанников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ — М.: Траст пресс, 1999.2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. — М.: Экология, 1996.3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. — С- Пб.: Корона принт, 1999.4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 — 9. — М.: Просвещение, 1995.5. Луканский Э.П. Сотвори радость. — Минск.: Полымя, 1997.6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. — С-Пб.: Корона принт, 1999.7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. — Екатеринбург.: 2000.8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. — М.: Просвещение, 1998.9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. — Минск.: Полымя, 1990.12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. — М.: Клён, 1993.13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.14. Справочник по трудовому обучению 5 — 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. — М.: Просвещение, 1999.16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана — Граф, 1997.17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана — Граф, 1997.18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана — Граф, 1997.19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. — М.: Педагогика, 1980.21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. — М.: Просвещение, 1990.
Приложения:
1. Приложение №1. Тематический план работы кружка "Художественная обработка древесины" (по годам обучения).
2. Приложение №2. Календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).
Приложение 1

Оцените статью
Добавить комментарий