Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечникова «Общая Биология» 10 класс. Этот учебник входит

  • От :
  • Категории : Без рубрики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечникова «Общая Биология» 10 класс. Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников на 2009 — 2010 учебный год, утвержден Министерством образования и науки РФ от 2006г. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ». На изучение данного курса отводится 68 ч. за год.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идее, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи: сформировать научное понятие

  • об уровнях организации живой природы;
  • об единице жизни – клетке, ее составных частях;
  • о размножении и индивидуальном развитии организмов;
  • о генетике, ее методах исследования;
  • о единстве организма и среды обитания, о согласованности в работе систем органов, обуславливающую реакцию организма как целого в ответ на воздействие внешней среды;
  • о процессах изменения черт строения.

^

Учебник А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология: общая биология – 10-11 классы».

п./п

Тема урока Дата Материально-техническое обеспечение урока Виды деятельности ^
Демонстрации Л. работы
Тема 1. Введение.
1/1 Краткая история развития биологии. 2.09 Д 42 Знать биологию как науку о живой природе, уметь охарактеризовывать основные направления развития современной биологии, иметь представление об истории развития биологии с древнейших времен до настоящего времени.
2/2 Методы исследования в биологии. 6.09 Д 42 Знать о науке как важнейшей сфере человеческой деятельности, иметь представления об особенностях разнообразии методов познания живого.
3/3 Сущность жизни и свойства живого. 9.09 Знать понятия о сущности жизни, иметь представления об основных свойствах живого ( критериях),уметь вычленять и характеризовать критерии живого при изучении живой природы.
4/4 Уровни организации живой материи. 13.09 Уметь охарактеризовывать уровни организации живого, иметь представления об их тесной взаимосвязи и соподчиненности (иерархичности).
5/5 Тест №1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания» 16.09 Иметь знания об особенностях современной биологической науке, основных направлениях её развития, знать о методах исследования в биологии, сущности жизни и свойствах живого; уровневой организации живой материи.
^
6/1 Методы цитологии. Клеточная теория. 20.09 Д. периодической таблицы химических элементов. Д 42 Иметь представления о методах изучения клетки, знать об основных положениях современной клеточной теории, уметь применять эти положения для доказательств материального единства органического мира, иметь знания о научно технических достижениях в изучении клеток.
7/2 Особенности химического состава клетки. 23.09 Д 42 Уметь охарактеризовывать химические элементы клеток, выделив особенности макро-, микро и ультрамикроэлементов; знать, как сформировать знания о химическом составе клетки; иметь представления о формировании умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клеток.
8/3 Вода и роль в жизнедеятельности клетки. 27.09 Д 42 Иметь знания о строении и свойствах воды в связи с её важнейшей ролью в живой природе; уметь выявлять связи между строением вещества, его свойствами и ролью в живой природе.
9/4 Минеральные вещества и их роль в клетке. 30.09 Иметь представления о минеральных веществах клетки, уметь раскрывать значение неорганических ионов (катионов и анионов) в жизнедеятельности клеток, знать о буферных системах клеток и организмов.
10/5 Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. 4.10 Д 42 Знать многообразие, строение и функции углеводов и липидов в клетках и организмах, их классификацию и основных представителей. Уметь устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.
11/6 Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. 7.10 Д 42 Знать о многообразии и функциях липидов в клетках и организмах, уметь устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.
12/7 Строение и функции белков. 11.10 Д. таблицы «Уровни организации белка» Д 42 Знать химический состав, уровни организации, свойства и функции белков. Понимать их важнейшую роль в органическом мире. Уметь устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.
13/8 Строение и функции белков. 14.10 Д 42
14/9 Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. 18.10 Д. «Строение молекулы ДНК», «Типы РНК». Д 42 Знать об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе-хранение и передача наследственной информации на основе характеристики ДНК и РНК как биополимеров, уметь объяснять механизм удвоения ДНК, уметь работать с текстом составлять схемы и таблицы.
15/ 10 АТФ и другие органические вещества. 21.10 Д 42 Знать строение и функции аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) как универсального хранителя и переносчика энергии в клетке.
16/ 11 Контрольная работа №1 «Химическая организация клетки» 25.10 Знать о химических элементах и веществах, содержащихся в клетках, уметь выявлять и объяснять взаимосвязь строения и функций химических веществ. Контрольная работа №1 «Химическая организация клетки»
17/ 12 Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. 28.10 Д. таблиц «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Д 42 Л.р. 1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и описание их Знать о строении эукариотической клетки, иметь представление о сути мембранного принципа ее строения, уметь охарактеризовывать строение и функции плазматической мембраны и ядра как важнейшего компонента эукариотических клеток.
18/ 13 Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. 1.11 Д 42 Уметь формировать знания о строении эукариотической клетки на основе изучения особенностей строения цитоплазмы и ее немембранных структур,
19/ 14 Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. 11.11 Д 42 Знать о других органоидах клетки,подчеркивая связь строения и функций каждого органоида, уметь устанавливать взаимосвязь изучаемых, органоидов в единой структуре – клетке.
20/ 15 Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. 15.11 Д 42 Л.р. №2 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений Знать строение эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид), изучения особенностей строения и функционирования органов движения клетки.
21/ 16 Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. 18.11 Л.р. №3 Сравнение строения клеток растений и животных Знать строение прокариотических клеток в сравнении с эукариотами, особенности строения бактерий и сине-зеленых, их роль в природе и жизни человека; их роли в природе и жизни человека.
22/ 17 Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов. 22.11 Знать о клеточном строении организмов на основе изучения специфических особенностей клеток растений, животных и грибов и выявления общих структур в их строении.
23/ 18 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактеграфы. 25.11 Д 42 Знать о специфической форме жизни – вирусах и их особой группе — бактеграфах; о специфических чертах строения этих форм жизни, особенностях их размножения, научном и практическом значении.
24/ 19 Контрольная работа №2 «Клетка — структурная единица живого» 29.11 Знать строение клетки на основе сравнения прокариот и эукариот; иметь представления об особенностях строения растительных, животных клеток и клеток грибов, Контрольная работа №2 «Клетка — структурная единица живого»
25/ 20 Обмен веществ и энергии в клетке. 6.12 Д 42 Иметь знания о гемостазе как необходимом условии существования биологических систем, уметь формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма, знать о роли ферментов метаболизма.
26/ 21 Энергетический обмен в клетке. 9.12 Д 42 Знать метаболизм; сущность энергетического обмена – катаболизма; значение АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке; характерные особенности трех этапов энергетического обмена; роль ферментов в реакциях обмена веществ.
27/ 22 Питание клетки. 13.12 Д 42 Уметь активизировать и углублять, знать об особенностях питания клеток, иметь представление о питании автотрофов, гетеротрофов и миксотрофов. Уметь различать клетки и организмы по способу их питания.
28/ 23 Пластический обмен. Фотосинтез. 16.12 Д 42 Знать сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; особенности питания клеток; процессы метаболизма на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена; характеристику двух фаз фотосинтеза. Уметь обосновывать космическую роль зеленых растений. Иметь знания о разнообразии автотрофного типа питания организмов на основе изучения хемосинтеза, о его роли в природе.
29/ 24 Хемосинтез 20.12 Д 42 Знать о разнообразии автотрофного типа питания организмов на основе изучения хемосинтеза, показав его роль в природе. Иметь знания о прокариотических клетках на основе изучения хемосинтетических бактериях.
30/ 25 Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке. 23.12 Д. таблицы «Биосинтез белка». Д 42 Знать сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка. Иметь понятие о генетической информации, генетическом коде, его свойствах, матричных реакциях, особенностях транскрипции и трансляции.
31/ 26 Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке. 27.12 Д 42
32/ 27 Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. 10.01 Д 42 Иметь знания об общих механизмах регуляции синтеза белков в клетках и знания особенностей регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.
33/ 28 Повторительно-обобщающий урок. 13.01 Иметь знания о функциях и роли химических веществ в клетках, опираясь на понимание взаимосвязи строения молекул этих веществ, их свойств и функций; о процессах жизнедеятельности клетки; о ведущей роли ферментов и энергии во всех процессах жизнедеятельности клеток и организмов; о био- и фотосинтезе; о целостности метаболизма, двух его обменах, энергетическом обмене, биосинтезе белка, фотосинтезе, хемосинтезе, механизмах регуляции биосинтеза. Понимать сущность важнейшего процесса – метаболизма как единства взаимообусловленных и противоположных по направлению процессов: анаболизма и катаболизма.
34/ 29 Контрольная работа №3 «Обмен веществ и энергии в клетке» 17.01 Контрольная работа №3 «Обмен веществ и энергии в клетке»
^
35/1 Жизненный цикл клетки. 20.01 Д 42 Знать о размножении как важнейшем свойстве, поддерживающем и сохраняющем жизнь на Земле, иметь представление о сущности жизненного цикла, клетки. Уметь раскрывать особенности отдельных стадий интерфазы, иметь представление о репликации ДНКа.
36/2 Митоз. Амитоз. 24.01 Д. схем характеризующих стадии митотического деления клетки. Д 42 Знать основной способ деления эукариотических клеток – митоз, иметь знания об особенностях протекания каждой фазы митоза, иметь представление об амитозе.
37/3 Мейоз. 27.01 Д. схем характеризующих стадии мейотического деления клетки. Д 42 Иметь знания о размножении, мейозе, об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, знать биологическое значение мейоза.
38/4 Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 31.01 Д 42 Иметь представление о размножении в живой природе знать, о сущности и практическом значении бесполого размножения.
39/5 Формы размножения организмов. Половое размножение. 3.02 Д 42 Иметь знания о половом процессе и половом размножении, с особе6нностями строения иметь представления об особенностях строения и функциях половых клеток.
40/6 Развитие половых клеток. 7.02 Д 42 Знать о половом размножении на основе изучения процесса формирования половых гамет, знать о факторах, оказывающих отрицательные воздействия на половые клетки и о последствиях таких воздействий.
41/7 Оплодотворение. 10.02 Д 42 Уметь представлять сущность оплодотворения, особенности опыления и двойного оплодотворения у цветковых растений знать о материальном единстве живой природы.
42/8 Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. 14.02 Д. таблицы «Индивидуальное развитие хордовых (на примере ланцетника)» Знать об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, иметь представление о типах онтогенеза и его периодах: эмбриональным и постэмбриональным,
43/9 Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Д 42 Л.р. № 4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства Иметь знания о начальном периоде онтогенеза- эмбриональном развитии и его стадиях, уметь охарактеризовывать зародышевые листки, иметь представления об основах взаимовлияния частей развивающегося зародыша и влияниях условий окружающей среды на развитие эмбриона.
44/ 10 Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. 17.02 Д 42 Знать об онтогенезе на основе изучения особенностей постэмбрионального развития; иметь представления о трёх периодах, уметь выявлять родство позвоночных животных, знать об общности их происхождении; знать о причинах нарушений развитии.
45/ 11 Тест №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов». 21.02 Иметь знания о сущности размножения, его биологической роли; о формах размножения, цитологических основах полового и бесполого размножения; о мейозе; об организме как системе, реализирующей в онтогенезе свою генетическую программу; об особенностях развития организмов: эмбрионального и постэмбрионального. Уметь сравнивать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи. Тест №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
^
46/1 История развития генетики. Гибридологический метод. 24.02 Д 42 Иметь знания о науке генетике, о наследственности и изменчивости, иметь представления о гибридологическом методе сформулированном «отцом генетики»- Г.Менделем.
47/2 Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. 28.02 Д. таблицы «Моногибридное скрещивание». Д 42 Уметь правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Иметь понятие о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, правилах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, о законе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Уметь использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г.Менделем.
48/3 Решение задач. 3.03
49/4 Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. 7.03 Д 42 Понимать закономерности наследования признаков в случаях множественного аллелизма, анализирующее скрещивание, сущность неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков. Уметь записывать схемы скрещивания, решать простейшие генетические задачи.
50/5 Решение задач. 10.03 Л.р. №5 Составление простейших схем скрещивания
51/6 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. 14.03 Д. таблицы «Дигибридное скрещивание». Д 42 Знать дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков Г.Менделя. Уметь использовать специальную схему записи результатов скрещивания при дигибридном скрещивании, составлять решетки Пеннета.
52/7 Решение задач. 17.03 Л.р. №6 Решение элементарных генетических задач
53/8 Хромосомная теория наследственности. 21.03 Иметь представление о сцепленном наследовании, группах сцепления – расположенных в одной хромосоме, генах, о законе сцепления наследования Моргана.
54/9 Взаимодействие неаллельных генов. 4.04 Иметь знания о взаимодействии неаллельных генов, явлениях дополнительного взаимодействия генов, эпистаза, полимерного действия генов и плейотропности, уметь работать с генетической символикой.
55/ 10 Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность. 7.04 Иметь знания о сущности наследственности на примере раскрытия особенностей проявления цитоплазматической наследственности; о сущности хромосомной теории наследственности.
56/ 11 Генетическое определение пола. 11.04 Д. таблицы «Генетика пола». Иметь знания о хромосомном механизме определения пола на основе характеристики особенностей половых хромосом- аутосом, знать о причинах возникновения сцепленных с полом генетических болезней.
57/ 12 Изменчивость 14.04 Иметь представление об изменчивости: модификационной (фенотипической) и наследственной (генотипической), о цитологических основах двух основных типов изменчивости, о наследственной изменчивости на основе изучения комбинативной и мутационной.
58/ 13 Модификационная изменчивость. 18.04 Понимать влияние факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов; что изменение фенотипа происходит в результате взаимодействия условий среды и генотипа. Уметь приводить примеры фенотипической (модификационной) изменчивости одного вида, выраженные в разных условиях освещения.
59/ 14 Виды мутаций 21.04 Знать характеристику наследственной изменчивости, генетические основы мутации на основе формирования знаний о трех группах мутаций, иметь представления о взаимосвязи возникновения мутаций с изменениями генетического материала клеток и организмов.
60/ 15 Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. 25.04 Л.р. №7 Выявление источников мутагенов окружающей среде и оценка их влияния на организм Иметь знания о молекулярно-цитологических основах мутационной изменчивости на основе изучения основных характеристик мутационной изменчивости и разнообразия соматических и генеративных мутаций; о мутагенных факторах как причинах мутаций.
61/ 16 Контрольная работа №4 «Основы генетики» 28.04 Знать о важнейших свойствах живого, наследственности и изменчивости, цитологических основах этих закономерностей и законов, видах изменчивости, их роли в эволюции и практической жизни, уметь пользоваться генетическими терминами и символикой, иметь представление о понятиях об окружающей среде то действия мутагенов. Контрольная работа №4 «Основы генетики»
^
62/1 Методы исследования генетики человека. 5.05 Понимать универсальность генетических закономерностей для всех живых организмов, в том числе и для человека. Иметь знания об особенностях каждого метода исследования генетики человека. Уметь характеризовать значение генетики для человеческого общества.
63/2 Генетика и здоровье 12.05 Иметь представление о заболеваниях в основе которых лежат генетические нарушения, знать о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах, уметь лечить и не допускать такие заболевания.
64/3 Проблемы генетической безопасности. 16.05 Л.р. №8 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии Знать о проблемах генетической безопасности направленной на сохранение здоровья людей и предупреждение появления генетически больных людей и распространения вредных мутаций в человеческом обществе
65/4 Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы. 19.05 Знать о важнейших биологических закономерностях, проявляющихся на молекулярно- генетическом, клеточном организменном уровнях.
66/5 Итоговая контрольная работа. 23.05 Знать основные понятия тем, изученных за курс 10 класса. Итоговая контрольная работа.
67/6 Работа над ошибками 26.05 Знать основные понятия тем, изученных за курс 10 класса.
68/7 Итоговый урок 30.05 Знать основные понятия тем, изученных за курс 10 класса.
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …