Деистический взгляд на природу

Основоположником экспериментально-математического метода исследования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564- тысяча шестьсот сорок две). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого и сформулировал важнейшие принципы механического мира
Галилей родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе (недалеко от Флоренции). Убедившись в бесплодии схоластической учености он он в математические науки. Став в дальнейшем профессором математики Падуанского университета, ученый развернул активную научно-исследовательскую деятельность, особенно в области механики и астрономии. Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, а следовательно, и прогресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа.
Если до сих пор католическая церковь по изложенным выше причинам была вынуждена терпеть взгляды ученых, признавали теорию Коперника как один из гипотез, и ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу невозможно, сейчас, когда эти доказательства появились, римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника вносится в "Список запрещенных книг" (1616 г..).
В этом плане огромную роль сыграли работы Галилея и области механики. Господствующая в эту эпоху схоластическая физика, основавшаяся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, была засорена представление о движении вещей в соответствии с их "природой" и целью, о естественной тяжести и легкости тел, о "страхе пустоты", о совершенстве кругового движения и другими ненаучными домыслами, которые сплелись в запутанный узел с религиозными догматами и библейскими мифами.
Философское значение законов механики, открытых Галилеем и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером (1571 — 1630), было огромным. Понятие закономерности, естественной необходимости родилось, можно сказать, вместе с возникновением философии. Но это начальные понятия были свободные значительных элементов антропоморфизма и мифологии, что стало одной из гносеологических оснований их дальнейшего толкования в идеалистическом духе.
Законы механики были применены Галилеем и в доказательства теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, которые знали этих законов. Например, с точки зрения "здравого смысла" кажется вполне естественным, что, двигаясь Земли в пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметающий все на его поверхности. В этом и состоял один из самых "сильных" аргументов против теории Коперника. Галилей же установил, что равномерное движение тела нисколько не отражается на процессах, совершающихся на его поверхности. Например, на движущемся корабле падение тел происходит так же, как и неподвижном.
Все эти идеи великий ученый сформулировал В "Диалоге о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой" (1632), научно доказав истинность теории Коперника. Эта книга дала повод для обвинения Галилея со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизицией; в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс, где она вынужден был формально отречься от своих "ошибок". Его книга была запрещена, однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бруно и Галилея церковь не могла. Итальянский мыслитель вышел победителем
Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от религии Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики опыта, а не с помощью Библии. В познании природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки — природа и человек. Предмет религии — "благочестие и послушание", сфера моральных поступков человека
Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о возможности безграничного познания природы. Мыслитель и здесь начал конфликт с господствовавшими схоластических-догматического представления о незыблемости положений "божественной истины", что в Библии, в произведениях "отцов церкви", схоластизированного Аристотеля и других "авторитетов". Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрождения Галилей отрицательно относился к схоластической, силлогистической логике. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически несовершенных мыслей, незаменимо при передаче другим уже открытых истин, но он может приводить к открытию новых истин, а тем самым к изобретению новых вещей. А именно на открытие новых истин и имеет, согласно Галилей, приводить подлинно научная методология
При разработке такой методологии Галилей выступил убежденным, страстным пропагандистом опыта пути, которая только и может привести истины. Стремление опытному исследованию природы было свойственно, правда, и других передовым мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга Галилея в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонардо.
Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Во композитивным методом Галилей предусматривает дедукции. Но она понимает ее как простую силлогистики, вполне приемлемую и в схоластики, а как путь математического исчисления фактов, интересующих ученого. Многие мыслители этой эпохи, возрождая античные традиции пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но Галилей поставил его на научную почву.
Указанная особенность разработана Галилеем методологии определила и различия его философских взглядов, которые вместе можно охарактеризовать как черты механистического материализма. Материю Галилей представлял как вполне реальную, телесную субстанцию, имеющую корпускулярную структуру. Мыслитель возрождал здесь взгляды античных атомистов.
Поскольку механистическое понимание природы не может объяснить ее бесконечное качественное многообразие, Галилей, в определенной степени опираясь на Демокрита, который из философов нового времени развивает положение о субъективности цвета, запаха, звука и тому подобное. В произведении "Пробирщик" (1623) мыслитель указывает, что частицам материи присущи определенная форма, величина, они занимают определенное место в пространстве, движутся или покоятся, но не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, которые, таким образом, незначительные для материи.

Оцените статью
Добавить комментарий