Доклад на тему: «Работа с трудными детьми»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Белая О.А., учитель МБОУ СОШ №17 г.Кропоткин МО Кавказский район
Доклад на тему: «Работа с трудными детьми»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ « ТРУДНЫЕ ДЕТИ»
Кто такие «трудные дети»? В настоящее время нет единого, строго научного определении понятию «трудные дети». « Трудные дети» — это дети с отклонениями в развитии, в частности, нравственном и с отклоняющимся поведением, с закреплёнными отрицательными формами поведения.Термин «трудные дети» не означает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания. «Трудный» — не значит «плохой», «испорченный», «негодный» или тем более « безнадёжный». «Трудный» — это такой ребёнок, школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и группы сверстников, это ученик, к которому необходим индивидуальный подход.На основании анализа научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети».
Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для характеристики отклоняющегося поведения также используют специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Делинквентное поведение – цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия входят как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются.
«Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей(педагогов) и внимания коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
^
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Многие учёные и психологи отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем, немалое количество учителей считают, что это не так. Они связывают появление «трудных» детей с дурной наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности умелости таких учителей, нежелании серьёзно разобраться и затратить побольше времени на «трудного» школьника. Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует комплекс, совокупность всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, что приводит к тому, что вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.
Таким образом, ребёнок становится «трудным» — педагогически запущенным, когда:
Происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, отрицательное влияние улицы, компании правонарушителей);
Происходит совпадение, наложение неудач в школе и педагогических ошибок учителей;
Происходит совпадение, наложение отрицательного влияниясемейного быта и внутрисемейных отношений.
Вообще классификация « трудных детей» выглядит следующим образом: 1. педагогически запущенные дети;2. дети, требующие медицинской помощи;3. неуспевающие дети;4. одарённые дети.
Дети, требующие медицинской помощи. Входят дети с тяжёлыми психическими расстройствами. Среди них:
расстройства мышления, связанные с умственной отсталостью;
эмоциональные нарушения на основе гиперактивности;
расстройства, вызванные разлукой с матерью или каким-либо другим близким человеком;
расстройства аппетита(отказ от еды и патологическая потребность объедаться);
стереотипного движения(тики);
расстройства сна и контроля экстреторных функций;
детский аутизм(уход ребёнка в свой внутренний мир);
Большинство детей, имеющих перечисленные расстройства в неярко выраженных формах, обучаются в общеобразовательных школах. Эти дети требуют от педагога к себе более пристального внимания. В работе с такими детьми учителю необходимо чётко представлять характер заболевания ребёнка, создавать для него условия, в максимальной степени способствующие преодолению ребёнком последствий своего недуга. Учителю необходимо работать в тесном контакте с лечащим врачом, иметь достоверную информацию о течении заболевания, знать периоды обострения болезни ребёнка и периоды, когда он чувствует себя более комфортно.
Неуспевающие дети. Существуют различные классификации неуспевающих детей. Рассматривать здесь мы их не будем. Но хотелось бы выделить причины несформированности мотивов школьного учения:
*недостаточное внимание со стороны родителей;*отсутствие индивидуального подхода к ним со стороны учителей;*неумение опереться в своих воспитательных воздействиях на присущее стремление проявлять себя в практической деятельности, дающей немедленный и осязаемый результат.
А причинами недостаточного развития познавательных способностей обычно служат:
либо бедность чувственного и речевого опыта ребёнка, обусловленные низким культурным уровнем родителей, недостатком любви и заботы,либо микропоражениями в коре головного мозга,либо то и другое.
Следует очень осторожно подходить к делению учащихся на группы и классы по успеваемости. Не надо наклеивать на школьника ярлык «отстающего ученика» ибо большинство слабо подготовленных учащихся предпочитают считаться трудными, конфликтными, недисциплинированными, чем малоспособными.
Одарённые дети. Большинство исследователей указывают на следующие проблемы в работе с одарёнными детьми, что делает их в определённой степени « трудными» для некоторых педагогов:
Неприязнь к школе /учебная программа скучна и неинтересна/
Игровые интересы /нравятся сложные игры, неинтересны игры со сверстниками/
Нонконфликтность /отвергая стандартные требоания, не склонны к конформ./
Погружение в философские проблемы/характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздобольшей степени, чем для среднего ребёнка/
Несоответсвие между физическими, интеллектуальным и социальным развитием /предпочитают играть со старшими детьми, из-за физическог развития/.
Стремление к совершенству /птребность совершенства,не успокаиваются, не достигнув высшего уровня/.
Ощущение неудовлетворённости /стремление достичь совершенства во всём, очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, низкая самооценка/
Нереалистические цели /ставят завышенные цели, не достигая их – переживают/
Сверхчувствительность /более уязвимы/
Потребность во внимании взрослых /монополизируют внимание учителей, родителей и др. взрослых, это вызываеттрения в отношениях с другими детьми, которых раздражаетжажда такого внимания/
Нетерпимость /нередко с достаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже в интеллектуальном развитии/
Отсутствие индивидуального подхода к проблемам одарённых детей может впоследствии сказаться на формировании личности ребёнка, на появлении определённых деформаций в успешном развитии его способностей, в спаде проявлений детской общей одарённости к концу школьного возраста.
Но сегодня нас интересует больше всех остальных категория педагогически запущенных детей. На ней мы и остановимся и рассмотрим её подробнее. В категории педагогически запущенных детей условно можно разделить 3 подгруппы:
дети с отклонениями в поведении;дети с социальной, в частности, школьной дезадаптацией;дети с акцентуированным характером.Для того, чтобы определить, является ли Ваш ребёнок (ученик) педагогически запущенным и к какой подгруппе конкретно относится он, а также для того, чтобы выбрать правильный путь работы с этим ребёнком, я разработала специальные анкеты. (см. в приложении).Что служит причинами возникновения педагогической запущенности?
^
ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ДЛЯ ПОДРОСТКА
малый круг общения;
семейные факторы;
трудности в усвоении основной ведущей деятельности (игра)
общение с педагогом;
другие школьные факторы;
трудности в освоении основной ведущей деятельности (обучение)
личностно значимые факторы;
средовая адаптация;
самоутверждение в процессе общения, обучения;
трудности в освоении основной ведущей деятельности (труд)
Выделяют следующие причины педагогической запущенности:
^
-низкий педагогический и культурный уровень родителей;-неблагополучие в семье (конфликтность, аморальность, ассоциативность поведения родителей)-отсутствие чёткой организации жизни и деятельности ребёнка в семье, безнадзорность ребёнка в быту; нарушение единства требований к ребёнку, их последовательности;-неправильное отношение к ребёнку (подавление личности, угрозы, физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека;-незнание или невыполнение требований по подготовке ребёнка к обучению в школе, оказание ему помощи в учении.
^
-слабое знание педагогами ребёнка, условий его воспитания в семье;-недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке родителей и младших школьников;-слабая индивидуальная работа по преодолению отклонений в поведении и нравственном развитии детей;-преобладание методики негативного стимулирования их поведения и деятельности; -отсутствие учёта эмоционального состояния ребёнка, щадящей нагрузки;-недостаточное руководство формированием межличностных отношений в группе, игровыми отношениями детей;-несистематическое взаимодействие семьи и школы в профилактике пед. запущенных детей.
^
-отставания ребёнка в общем развитии (общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире);-болезненность;-нравственная невоспитанность;-пробелы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;-неподготовленность к ведущему виду деятельности.
^
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ
Перестройка семейных отношений, стиля семейного воспитания. Помощь в организации разум-й деятельности ребенка, контроль за организацией нормального режима, устранение безнадзорности.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи, меры по устранению нарушений семейного воспитания
Взаимодействие родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе. Индивидуальные консультации, помощь в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка.
Активное включение родителей в процесс профилактики.
Гуманизация отношений к ребенку в семье
^
НЕДОСТАТКИ, НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВИНИЯ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
^
^
Методика руководства общением
Методика руководства поведения
Методика выравнивания возможностей ребенка
^
Изменение положения ребенка в группе сверстников. Совершенствование межличностных отношений.
Формирование индивидуального опыта поведения. Расширение круга конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях; преодоление разрыва между знанием и опытом.
Преодоление недостатков развития в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом и физическом.
Формирование интереса, умений, навыков, развития активности. Обеспечить удовлетворение успехами в учении.
Как видим, большую роль в возникновении и профилактики педагогической запущенности играет СЕМЬЯ.Есть такие болезни, лечение которых врачи советуют начинать с перемены климата. Педагогическое лечение плохо воспитанных, запущенных родителями подростков тоже надо начинать с перемены воспитательного климата в семье. Но как добиться такой перемены и кто должен делать?
Прежде всего школа, говорим мы. Это правильно. И школы сейчас больше, чем когда-либо, работают с родителями своих учеников. Конечно, многие родители проявляют интерес к вопросам воспитания(появляется понимание). Доказательством этого является появление огромного количества книг, брошюр о семейном воспитании, возрастание спроса на них. Мысль о том, что воспитанию надо учиться, прочно входит в сознание многих. НО наши трудные родители не покупают этих книг, не берут их в библиотеках, не ищут их в интернетах, не читают даже маленькие статьи, брошюрки, которые им приносят прямо домой. Большинство из них не знают дороги в школу: их не увидишь ни на одном родительском собрании! Таким образом, вся работа школы с родителями проходит мимо них, хотя именно к ним должна быть обращена в первую очередь. Чтобы выправить это бедственное положение, учителя и члены школьного родительского комитета время от времени сами идут в дом таких отцов и матерей. Но это мало помогает делу. «Пока сидишь у них, беседуешь с ними, кое-кто чувствует себя неловко, как-то оправдываются. А только мы выйдем за дверь – и всё забыто, всё идёт по-прежнему. Другие же ещё и нагрубят нам, обвинят всех, кроме себя, в своих бедах и ещё больше ожесточатся. Это люди, потерявшие родительскую совесть, им неведомо чувство ответственности перед обществом за то, что вырастет из их ребёнка. Наши визиты для них вроде «комариного укуса» — жаловался член родительского комитета, побывавший много раз в роли такого гостя.
Почему же так получается? Видимо потому, что людям, у которых нравственность хромает на обе ноги, людям с психологией иждивенцев и вопросах воспитания необходимо не кратковременное воздействие, а постоянное и самое сильное – коллективное.Однако пробудить чувство родительской чести и долга у плохих отцов и матерей – это лишь первая задача. Вторая задача ещё сложнее : их надо заставить учиться воспитанию.Формы и методы работы с родителями смотрите в таблице.
Сейчас, в пору расцвета психологической службы, существует тенденция «сброса» педагогических проблем психологу. Что делать с трудными? Один психолог, даже самый замечательный, погоды не сделает. Нужны и другие квалифицированные специалисты, чтобы каждый на своём месте нашёл себя, стал мастером. Работа школьного психолога должна быть, в первую очередь направлена на ^ как основы диалога с трудными учениками, безоценочного личностного отношения к ним педагогов.
Значительное влияние на поведение уч-ся и его успеваемость оказывает стиль преподавания. Авторитарным (властным, директивным) называется такой стиль лидерства, при котором руководитель ведёт себя повелительно, сам распределяет обязанности членов группы, жёстко их определяет и контролирует. Основные функции управления сосредоточены в руках лидера, который не позволяет членам своей группы даже обсуждать его распоряжения. В школе такой стиль может давать неплохие результаты в обучении, но вызывает у одной части уч-ся протест и даже агрессию в отношении учителя, а другой – пассивность, потерю инициативы, безволие. Опыт некоторых учителей показывает, что элементы этого стиля могут быть применены на начальном этапе создания коллектива. Особенно состоящего из «трудных» уч-ся, и в экспериментальных условиях.
Демократическим (коллективным, коллегиальным) называется стиль лидерства, при котором руководитель управляет группой совместно с её членами, предоставляя им достаточную свободу действий, разрешая обсуждение и критику своих решений, всячески поддерживая их инициативу в делах группы. Подобный стиль способствует эффективности обучения, создаёт хорошие отношения с учителем, вызывает формирование самостоятельности у уч-ся. Он противоположен авторитарному. Он может быть рекомендован учителю.
Либеральным (анархический, попустительский) называется лидерский стиль, сводящийся к практическому отстранению лидера от руководства группой, к поведению его как рядового члена группы, к предоставлению участникам группы полной свободы действий. По данным ряда психологических исследований, либеральный стиль даёт наихудшие результаты групповой деятельности. Он способствует (как и авторитарный) появлению в учебном классе «трудных» учащихся категорий: недисциплинированных и своевольных.
Ребёнок может стать трудным, если между ним и учителем возникает смысловой барьер. Т.е. ребёнок хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, кабы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет.Причины смыслового барьера различны:
неправильное реагирование учителя на поступки и действия ученика из-за неумения выявить подлинные мотивы его поведения. В результате учитель неправильно реагирует на действие ученика, что вызывает протест и неудовольствие последнего. Если такое явление происходит часто, то смысловой барьер между учителем и учеником становится настолько сильным, что приводит к непринятию любых педагогических воздействий педагога.
Смысловой барьер может возникнуть при неумеренном, слишком однообразном и длительном применении одних и тех же воспитательных приёмов и средств. В таком случае они становятся для школьников привычными и надоедливыми, лишёнными какого-либо смысла. Особенно часто это бывает при назойливых словесных воздействиях: нотациях, выговорах, внушениях.
Часто смысловой барьер создаётся в связи с отрицательной реакцией ученика на неправильное, по его мнению, поведение учителя по отношению к нему: заниженную оценку его успеваемости, незаслуженное наказание, а тем более оскорбление и унижение его достоинства.
Смысловой барьер может возникнуть в связи со сложившимся у окружающих мнением об этом педагоге.
^
-выяснение истинных причин этого негативного явления, всех обстоятельств его возникновения;
-создание нужного общественного мнения в классе;
-учитель должен быть достаточно критичен по отношению к самому себе( т.к. смысловой барьер во многом возникает из-за его недостаточного понимания ученика и непродуманных педагогических воздействий на него).
Нельзя сегодня не сказать о тренинге гуманных отношений между педагогом и учеником. Р.Бернс формирует основные принципы гуманизации взаимоотношений учителей и учащихся:
демонстрировать полное доверие к уч-ся;
помогать школьникам формулировать стоящие перед ними цели и задачи;
исходить из наличия у детей и подростков внутренней мотивации к учению;
быть для них доступным советником и консультантом;
понимать и принимать эмоциональный настрой группы;
активно участвовать в групповом взаимодействии;
открыто выражать свои чувства и понимать и сопереживать чувствам других;
учитель должен знать самого себя.
Большое влияние на поведение школьника оказывает группа сверстников, с которыми он общается, особенно одноклассников. С возрастом это влияние становится всё более сильным, в частности, у подростков. Достойное положение в группе сверстников , дающее школьнику моральное удовлетворение, -важное условие его нормального психического развития.Так, например, отставание в учёбе нередко влечёт к затруднению приспособляемости, нарушению эмоциональных контактов. Многие такие школьники теряют уверенность в себе, у них возникает чувство неполноценности, часто подавленное настроение, формируются замкнутость, конфликтность, непослушание и упрямство. Понятно, что такой ученик не пользуется расположением большинства своих сверстников. Неблагополучие в положении детей и подростков в группе сверстников выявляется не только наблюдением, но и рядом специальных методик, которые я использую в своей работе.
Большую тревогу у нас вызывают НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ школьники. Это те уч-ся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство. Ведь своим поведением эти ученики мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс. В силу этого между ними и учителями возникает конфликт. Применяемые обычно методы пед. воздействия ( замечания в адрес такого ученика, которые со временем становятся всё более частыми и резкими, удаление из класса, обсуждение на собрании) часто не только не разрешают конфликтную ситуацию, но делают её всё более напряжённой. Как поступать учителю в подобных случаях? Прежде всего надо выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространённой причиной недисциплинированности у детей и особенно у подростков является избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу. В таких случаях во время урока подобным учащимся надо давать достаточную нагрузку, чтобы у них не было ни желания, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. Важно сформировать у них интерес к общественной деятельности, разумно направлять проявление их активности. Недисциплинированное поведение может вызываться также неправильным пониманием учащимся храбрости. Известны случаи, когда подростки сознательно шли на конфликты с учителем, чтобы доказать свою «отважность». Конфликтная ситуация в таких случаях разрешается объяснением таким уч-ся подлинной смелости и предоставлением возможности проявить её в полезных делах. Стремление самоутвердиться, выделиться в качестве лидера любым путём, протест против ущемления достоинства ученика учителем, плохой пример товарищей, безнадзорность и прочее — всё это тоже может являться причинами или дополнительными стимулами проявления недисциплинированности.
З а к л ю ч е н и е.
«Трудные» школьники были, есть и, конечно будут. Но сегодня их особенно много. Это огорчает учителей и вселяет в них безнадёжность. Но верить и надеяться надо. Силы истинного учителя велики. По словам апостола Павла, Бог поставил учителей на третье место, после Апостолов и пророков.
Сила современного учителя в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Всего этого трудно достичь, не овладев искусством индивидуального подхода к школьнику. А для этого надо знать и понимать личность ученика, владеть спосбами воспитательного воздействия на него и – что особенно важно – самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ЛИЧНОСТЬЮ.

Белая О.А., учитель МБОУ СОШ №17 г.Кропоткин МО Кавказский район
Доклад на тему: «Работа с трудными детьми»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ « ТРУДНЫЕ ДЕТИ»

Кто такие «трудные дети»? В настоящее время нет единого, строго научного определении понятию «трудные дети». « Трудные дети» — это дети с отклонениями в развитии, в частности, нравственном и с отклоняющимся поведением, с закреплёнными отрицательными формами поведения.Термин «трудные дети» не означает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания. «Трудный» — не значит «плохой», «испорченный», «негодный» или тем более « безнадёжный». «Трудный» — это такой ребёнок, школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и группы сверстников, это ученик, к которому необходим индивидуальный подход.На основании анализа научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети».

  • Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для характеристики отклоняющегося поведения также используют специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Делинквентное поведение – цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия входят как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
  • Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются.
  • «Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей(педагогов) и внимания коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

^

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Многие учёные и психологи отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем, немалое количество учителей считают, что это не так. Они связывают появление «трудных» детей с дурной наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности умелости таких учителей, нежелании серьёзно разобраться и затратить побольше времени на «трудного» школьника. Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует комплекс, совокупность всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, что приводит к тому, что вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.

Таким образом, ребёнок становится «трудным» — педагогически запущенным, когда:

  1. Происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, отрицательное влияние улицы, компании правонарушителей);
  2. Происходит совпадение, наложение неудач в школе и педагогических ошибок учителей;
  3. Происходит совпадение, наложение отрицательного влияниясемейного быта и внутрисемейных отношений.

Вообще классификация « трудных детей» выглядит следующим образом: 1. педагогически запущенные дети;2. дети, требующие медицинской помощи;3. неуспевающие дети;4. одарённые дети.

Дети, требующие медицинской помощи. Входят дети с тяжёлыми психическими расстройствами. Среди них:

  • расстройства мышления, связанные с умственной отсталостью;
  • эмоциональные нарушения на основе гиперактивности;
  • расстройства, вызванные разлукой с матерью или каким-либо другим близким человеком;
  • расстройства аппетита(отказ от еды и патологическая потребность объедаться);
  • стереотипного движения(тики);
  • расстройства сна и контроля экстреторных функций;
  • детский аутизм(уход ребёнка в свой внутренний мир);

Большинство детей, имеющих перечисленные расстройства в неярко выраженных формах, обучаются в общеобразовательных школах. Эти дети требуют от педагога к себе более пристального внимания. В работе с такими детьми учителю необходимо чётко представлять характер заболевания ребёнка, создавать для него условия, в максимальной степени способствующие преодолению ребёнком последствий своего недуга. Учителю необходимо работать в тесном контакте с лечащим врачом, иметь достоверную информацию о течении заболевания, знать периоды обострения болезни ребёнка и периоды, когда он чувствует себя более комфортно.

Неуспевающие дети. Существуют различные классификации неуспевающих детей. Рассматривать здесь мы их не будем. Но хотелось бы выделить причины несформированности мотивов школьного учения:

*недостаточное внимание со стороны родителей;*отсутствие индивидуального подхода к ним со стороны учителей;*неумение опереться в своих воспитательных воздействиях на присущее стремление проявлять себя в практической деятельности, дающей немедленный и осязаемый результат.

А причинами недостаточного развития познавательных способностей обычно служат:

либо бедность чувственного и речевого опыта ребёнка, обусловленные низким культурным уровнем родителей, недостатком любви и заботы,либо микропоражениями в коре головного мозга,либо то и другое.

Следует очень осторожно подходить к делению учащихся на группы и классы по успеваемости. Не надо наклеивать на школьника ярлык «отстающего ученика» ибо большинство слабо подготовленных учащихся предпочитают считаться трудными, конфликтными, недисциплинированными, чем малоспособными.

Одарённые дети. Большинство исследователей указывают на следующие проблемы в работе с одарёнными детьми, что делает их в определённой степени « трудными» для некоторых педагогов:

  1. Неприязнь к школе /учебная программа скучна и неинтересна/
  2. Игровые интересы /нравятся сложные игры, неинтересны игры со сверстниками/
  3. Нонконфликтность /отвергая стандартные требоания, не склонны к конформ./
  4. Погружение в философские проблемы/характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздобольшей степени, чем для среднего ребёнка/
  5. Несоответсвие между физическими, интеллектуальным и социальным развитием /предпочитают играть со старшими детьми, из-за физическог развития/.
  6. Стремление к совершенству /птребность совершенства,не успокаиваются, не достигнув высшего уровня/.
  7. Ощущение неудовлетворённости /стремление достичь совершенства во всём, очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, низкая самооценка/
  8. Нереалистические цели /ставят завышенные цели, не достигая их – переживают/
  9. Сверхчувствительность /более уязвимы/
  10. Потребность во внимании взрослых /монополизируют внимание учителей, родителей и др. взрослых, это вызываеттрения в отношениях с другими детьми, которых раздражаетжажда такого внимания/
  11. Нетерпимость /нередко с достаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже в интеллектуальном развитии/

Отсутствие индивидуального подхода к проблемам одарённых детей может впоследствии сказаться на формировании личности ребёнка, на появлении определённых деформаций в успешном развитии его способностей, в спаде проявлений детской общей одарённости к концу школьного возраста.

Но сегодня нас интересует больше всех остальных категория педагогически запущенных детей. На ней мы и остановимся и рассмотрим её подробнее. В категории педагогически запущенных детей условно можно разделить 3 подгруппы:

дети с отклонениями в поведении;дети с социальной, в частности, школьной дезадаптацией;дети с акцентуированным характером.Для того, чтобы определить, является ли Ваш ребёнок (ученик) педагогически запущенным и к какой подгруппе конкретно относится он, а также для того, чтобы выбрать правильный путь работы с этим ребёнком, я разработала специальные анкеты. (см. в приложении).Что служит причинами возникновения педагогической запущенности?

^ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ДЛЯ ПОДРОСТКА
  • малый круг общения;
  • семейные факторы;
  • трудности в усвоении основной ведущей деятельности (игра)
  • общение с педагогом;
  • другие школьные факторы;
  • трудности в освоении основной ведущей деятельности (обучение)
  • личностно значимые факторы;
  • средовая адаптация;
  • самоутверждение в процессе общения, обучения;
  • трудности в освоении основной ведущей деятельности (труд)

Выделяют следующие причины педагогической запущенности:

^

-низкий педагогический и культурный уровень родителей;-неблагополучие в семье (конфликтность, аморальность, ассоциативность поведения родителей)-отсутствие чёткой организации жизни и деятельности ребёнка в семье, безнадзорность ребёнка в быту; нарушение единства требований к ребёнку, их последовательности;-неправильное отношение к ребёнку (подавление личности, угрозы, физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека;-незнание или невыполнение требований по подготовке ребёнка к обучению в школе, оказание ему помощи в учении.

^

-слабое знание педагогами ребёнка, условий его воспитания в семье;-недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке родителей и младших школьников;-слабая индивидуальная работа по преодолению отклонений в поведении и нравственном развитии детей;-преобладание методики негативного стимулирования их поведения и деятельности; -отсутствие учёта эмоционального состояния ребёнка, щадящей нагрузки;-недостаточное руководство формированием межличностных отношений в группе, игровыми отношениями детей;-несистематическое взаимодействие семьи и школы в профилактике пед. запущенных детей.

^

-отставания ребёнка в общем развитии (общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире);-болезненность;-нравственная невоспитанность;-пробелы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;-неподготовленность к ведущему виду деятельности.

^

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ

Перестройка семейных отношений, стиля семейного воспитания. Помощь в организации разум-й деятельности ребенка, контроль за организацией нормального режима, устранение безнадзорности. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи, меры по устранению нарушений семейного воспитания Взаимодействие родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе. Индивидуальные консультации, помощь в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка. Активное включение родителей в процесс профилактики.

Гуманизация отношений к ребенку в семье

^

НЕДОСТАТКИ, НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВИНИЯ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
^

^
Методика руководства общением Методика руководства поведения Методика выравнивания возможностей ребенка ^
Изменение положения ребенка в группе сверстников. Совершенствование межличностных отношений. Формирование индивидуального опыта поведения. Расширение круга конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях; преодоление разрыва между знанием и опытом. Преодоление недостатков развития в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом и физическом. Формирование интереса, умений, навыков, развития активности. Обеспечить удовлетворение успехами в учении.

Как видим, большую роль в возникновении и профилактики педагогической запущенности играет СЕМЬЯ.Есть такие болезни, лечение которых врачи советуют начинать с перемены климата. Педагогическое лечение плохо воспитанных, запущенных родителями подростков тоже надо начинать с перемены воспитательного климата в семье. Но как добиться такой перемены и кто должен делать?

Прежде всего школа, говорим мы. Это правильно. И школы сейчас больше, чем когда-либо, работают с родителями своих учеников. Конечно, многие родители проявляют интерес к вопросам воспитания(появляется понимание). Доказательством этого является появление огромного количества книг, брошюр о семейном воспитании, возрастание спроса на них. Мысль о том, что воспитанию надо учиться, прочно входит в сознание многих. НО наши трудные родители не покупают этих книг, не берут их в библиотеках, не ищут их в интернетах, не читают даже маленькие статьи, брошюрки, которые им приносят прямо домой. Большинство из них не знают дороги в школу: их не увидишь ни на одном родительском собрании! Таким образом, вся работа школы с родителями проходит мимо них, хотя именно к ним должна быть обращена в первую очередь. Чтобы выправить это бедственное положение, учителя и члены школьного родительского комитета время от времени сами идут в дом таких отцов и матерей. Но это мало помогает делу. «Пока сидишь у них, беседуешь с ними, кое-кто чувствует себя неловко, как-то оправдываются. А только мы выйдем за дверь – и всё забыто, всё идёт по-прежнему. Другие же ещё и нагрубят нам, обвинят всех, кроме себя, в своих бедах и ещё больше ожесточатся. Это люди, потерявшие родительскую совесть, им неведомо чувство ответственности перед обществом за то, что вырастет из их ребёнка. Наши визиты для них вроде «комариного укуса» — жаловался член родительского комитета, побывавший много раз в роли такого гостя.

Почему же так получается? Видимо потому, что людям, у которых нравственность хромает на обе ноги, людям с психологией иждивенцев и вопросах воспитания необходимо не кратковременное воздействие, а постоянное и самое сильное – коллективное.Однако пробудить чувство родительской чести и долга у плохих отцов и матерей – это лишь первая задача. Вторая задача ещё сложнее : их надо заставить учиться воспитанию.Формы и методы работы с родителями смотрите в таблице.

Сейчас, в пору расцвета психологической службы, существует тенденция «сброса» педагогических проблем психологу. Что делать с трудными? Один психолог, даже самый замечательный, погоды не сделает. Нужны и другие квалифицированные специалисты, чтобы каждый на своём месте нашёл себя, стал мастером. Работа школьного психолога должна быть, в первую очередь направлена на ^ как основы диалога с трудными учениками, безоценочного личностного отношения к ним педагогов.

Значительное влияние на поведение уч-ся и его успеваемость оказывает стиль преподавания. Авторитарным (властным, директивным) называется такой стиль лидерства, при котором руководитель ведёт себя повелительно, сам распределяет обязанности членов группы, жёстко их определяет и контролирует. Основные функции управления сосредоточены в руках лидера, который не позволяет членам своей группы даже обсуждать его распоряжения. В школе такой стиль может давать неплохие результаты в обучении, но вызывает у одной части уч-ся протест и даже агрессию в отношении учителя, а другой – пассивность, потерю инициативы, безволие. Опыт некоторых учителей показывает, что элементы этого стиля могут быть применены на начальном этапе создания коллектива. Особенно состоящего из «трудных» уч-ся, и в экспериментальных условиях.

Демократическим (коллективным, коллегиальным) называется стиль лидерства, при котором руководитель управляет группой совместно с её членами, предоставляя им достаточную свободу действий, разрешая обсуждение и критику своих решений, всячески поддерживая их инициативу в делах группы. Подобный стиль способствует эффективности обучения, создаёт хорошие отношения с учителем, вызывает формирование самостоятельности у уч-ся. Он противоположен авторитарному. Он может быть рекомендован учителю.

Либеральным (анархический, попустительский) называется лидерский стиль, сводящийся к практическому отстранению лидера от руководства группой, к поведению его как рядового члена группы, к предоставлению участникам группы полной свободы действий. По данным ряда психологических исследований, либеральный стиль даёт наихудшие результаты групповой деятельности. Он способствует (как и авторитарный) появлению в учебном классе «трудных» учащихся категорий: недисциплинированных и своевольных.

Ребёнок может стать трудным, если между ним и учителем возникает смысловой барьер. Т.е. ребёнок хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, кабы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет.Причины смыслового барьера различны:

  1. неправильное реагирование учителя на поступки и действия ученика из-за неумения выявить подлинные мотивы его поведения. В результате учитель неправильно реагирует на действие ученика, что вызывает протест и неудовольствие последнего. Если такое явление происходит часто, то смысловой барьер между учителем и учеником становится настолько сильным, что приводит к непринятию любых педагогических воздействий педагога.
  2. Смысловой барьер может возникнуть при неумеренном, слишком однообразном и длительном применении одних и тех же воспитательных приёмов и средств. В таком случае они становятся для школьников привычными и надоедливыми, лишёнными какого-либо смысла. Особенно часто это бывает при назойливых словесных воздействиях: нотациях, выговорах, внушениях.
  3. Часто смысловой барьер создаётся в связи с отрицательной реакцией ученика на неправильное, по его мнению, поведение учителя по отношению к нему: заниженную оценку его успеваемости, незаслуженное наказание, а тем более оскорбление и унижение его достоинства.
  4. Смысловой барьер может возникнуть в связи со сложившимся у окружающих мнением об этом педагоге.

^

-выяснение истинных причин этого негативного явления, всех обстоятельств его возникновения;

-создание нужного общественного мнения в классе;

-учитель должен быть достаточно критичен по отношению к самому себе( т.к. смысловой барьер во многом возникает из-за его недостаточного понимания ученика и непродуманных педагогических воздействий на него).

Нельзя сегодня не сказать о тренинге гуманных отношений между педагогом и учеником. Р.Бернс формирует основные принципы гуманизации взаимоотношений учителей и учащихся:

  • демонстрировать полное доверие к уч-ся;
  • помогать школьникам формулировать стоящие перед ними цели и задачи;
  • исходить из наличия у детей и подростков внутренней мотивации к учению;
  • быть для них доступным советником и консультантом;
  • понимать и принимать эмоциональный настрой группы;
  • активно участвовать в групповом взаимодействии;
  • открыто выражать свои чувства и понимать и сопереживать чувствам других;
  • учитель должен знать самого себя.

Большое влияние на поведение школьника оказывает группа сверстников, с которыми он общается, особенно одноклассников. С возрастом это влияние становится всё более сильным, в частности, у подростков. Достойное положение в группе сверстников , дающее школьнику моральное удовлетворение, -важное условие его нормального психического развития.Так, например, отставание в учёбе нередко влечёт к затруднению приспособляемости, нарушению эмоциональных контактов. Многие такие школьники теряют уверенность в себе, у них возникает чувство неполноценности, часто подавленное настроение, формируются замкнутость, конфликтность, непослушание и упрямство. Понятно, что такой ученик не пользуется расположением большинства своих сверстников. Неблагополучие в положении детей и подростков в группе сверстников выявляется не только наблюдением, но и рядом специальных методик, которые я использую в своей работе.

Большую тревогу у нас вызывают НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ школьники. Это те уч-ся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство. Ведь своим поведением эти ученики мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс. В силу этого между ними и учителями возникает конфликт. Применяемые обычно методы пед. воздействия ( замечания в адрес такого ученика, которые со временем становятся всё более частыми и резкими, удаление из класса, обсуждение на собрании) часто не только не разрешают конфликтную ситуацию, но делают её всё более напряжённой. Как поступать учителю в подобных случаях? Прежде всего надо выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространённой причиной недисциплинированности у детей и особенно у подростков является избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу. В таких случаях во время урока подобным учащимся надо давать достаточную нагрузку, чтобы у них не было ни желания, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. Важно сформировать у них интерес к общественной деятельности, разумно направлять проявление их активности. Недисциплинированное поведение может вызываться также неправильным пониманием учащимся храбрости. Известны случаи, когда подростки сознательно шли на конфликты с учителем, чтобы доказать свою «отважность». Конфликтная ситуация в таких случаях разрешается объяснением таким уч-ся подлинной смелости и предоставлением возможности проявить её в полезных делах. Стремление самоутвердиться, выделиться в качестве лидера любым путём, протест против ущемления достоинства ученика учителем, плохой пример товарищей, безнадзорность и прочее — всё это тоже может являться причинами или дополнительными стимулами проявления недисциплинированности.

З а к л ю ч е н и е.

«Трудные» школьники были, есть и, конечно будут. Но сегодня их особенно много. Это огорчает учителей и вселяет в них безнадёжность. Но верить и надеяться надо. Силы истинного учителя велики. По словам апостола Павла, Бог поставил учителей на третье место, после Апостолов и пророков.

Сила современного учителя в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Всего этого трудно достичь, не овладев искусством индивидуального подхода к школьнику. А для этого надо знать и понимать личность ученика, владеть спосбами воспитательного воздействия на него и – что особенно важно – самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ЛИЧНОСТЬЮ.

организации разум-й деятельности ребенка,основании анализа научно-педагогической литературы,повышение психолого-педагогической культуры родителей,преодолении отрицательных качеств ребенка,каким-либо другим близким человеком,социальным развитием предпочитают играть,усвоении основной ведущей деятельности,освоении основной ведущей деятельности,ибо личность воспитывается личностью,отсутствие чёткой организации жизни

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …