Дополнительная литература — Практикум по философии. Изучение источников и основных философских текстов

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Дополнительная литература

Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1973.

Чанышев А. А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра // Шо­пенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992.

  1. Выбор как открытие человеческой экзистенции в сочи­нении С. Кьеркегора «Одно из двух»
  • Как определяет С. Кьеркегор сущность эстетического миро­воззрения?
  • Какая дилемма, согласно С. Кьеркегору, порождает отчая­ние личности, у которой эстетическое мировоззрение?
  • Что обретает конечная человеческая личность, совершив аб­солютный выбор?
  • Каким образом, согласно С. Кьеркегору, постигается разли­чие между добром и злом?
  • В чем заключается сущность этического мировоззрения и в чем главное отличие этика от эстетика?

См.: Кьеркегор С. Одно из двух. Гармоничное развитие в человеческой личности эстетических и этических качеств // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. С. 303-344.

Дополнительная литература

Быховский Б. Э. Кьеркегор. М., 1972.

Левит К. Тот единичный Киркегор // Топос. 2002. № 1(6).

Мир Кьеркегора. М., 1994.

  1. Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так гово­рил Заратустра»
  • О чем не знал святой старец, по мнению Заратустры?
  • «Это мои звери!», — воскликнул Заратустра. Кого он имел в виду?
  • Что находил Заратустра везде, где он видел живое?
  • Чего не могут делать добрые, по мнению Заратустры?
  • О каких скрижалях говорит Ф. Ницше?

См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 6-17, 81-83, 141-156.

Дополнительная литература

Галеви Л. Жизнь Ницше. Рига, 1991.

Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 5-46.

  1. Ф. Ницше против философии или переоценка всех цен­ностей в работе «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
  • Войну против каких идолов объявляет Ф. Ницше?
  • Каких философов Ф. Ницше называет антигреками, оруди­ем греческого разложения, симптомом гибели?
  • Каким образом Ф. Ницше характеризует диалектику?
  • Кто из философов, по мнению Ф. Ницше, сделал из разума тирана?
  • Как относится Ф. Ницше к разуму в философии?

См.: Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ниц­ше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 557, 563-572.

Дополнительная литература

Геворкян А. Р. Ницше и метафизический пессимизм // Вопр. философии. 2001. № 8.

Данто А. Ницше как философ. М., 2000.

  1. Анализ принципов христианской этики у Ф. Скорины
  • Ф. Скорина о Библии как кодексе христианской морали и источнике народной мудрости.
  • Выделите основные идеи этики Ф. Скорины.
  • Сопоставьте моральные принципы Ф. Скорины с этикой эпикуреизма, аристотелизма, стоицизма.
  • В чем состоит этическая оценка научного знания в интер­претации Ф. Скорины?
  • Какое развитие получили этические идеи Ф. Скорины в контексте отечественной философской традиции?

См.: Францыск Скарына. Творы: Прадмовы, сказанні, пасляслоўя, акафісты, пасхалія. Мн., 1990. С. 103-124.

Дополнительная литература

Подокшин С. А. Франциск Скорина. М., 1981.

Скарына i яго эпоха. Мн., 1990.

  1. Характеристика исторического призвания белорусско­го народа в философско-исторической концепции И. Абдираловича
  • Типологические черты культур Западной Европы и России.
  • Мессианизм Востока и Запада в интерпретации И. Абдира- ловича.
  • И. Абдиралович о Беларуси как границе между Востоком и Западом.
  • И. Абдиралович о природе социального творчества.
  • И. Абдиралович о непринудительных формах социальной жизни.

См.: Абдзіраловіч I. Адвечным шляхам: Дасьледзшы беларускага сьветагляду. Мн., 1990.

Дополнительная литература

Конон В. М. В свободе и творчестве — спасение мира // Неман. 1990. № 11. С. 160-162.

  1. Анализ кризиса европейского мира и путях выхода из него в «Чтениях о Богочеловечестве» В. Соловьева
  • Причины духовного кризиса в интерпретации В. Соловьева.
  • В. Соловьев о путях европейского человечества к истине (ка­толичество, протестантизм, православие).
  • Определите смысл категории Богочеловечества, обосновыва­емой В. Соловьевым.
  • В. Соловьев о двойственной природе человека и перспекти­вах становления единого Богочеловечества.
  • В. Соловьев о роли и социальной миссии Церкви.

См.: Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 152-170.

Дополнительная литература

Гайденко П. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева // Вопр. философии. 1994. № 4. С. 47-64.

Евлампиев И. И. Философская система В. С. Соловьева // Евлампиев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 177-223.

  1. Природа и механизмы творчества в интерпретации Н. Бердяева
  • Каков смысл категории общественности, обосновываемой Н. Бердяевым? В чем состоит ее роль в структуре творчества?
  • Сравните категорию общественности с понятием Мап, вы­веденным М. Хайдеггером в его фундаментальной онтологии.
  • Н. Бердяев толкует «общественность» как препятствие на пути творчества. В чем он видит ограниченность критики «общес­твенности» со стороны христианства, марксизма?
  • В чем сущность бердяевской программы преодоления «об­щественности»? Какова роль творчества в этом преодолении?
  • Как оценивает Н. Бердяев смысл истории, ее направлен­ность, исходя из его понимания природы творчества?

См.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 479-498.

Дополнительная литература

Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли ХХ в. Гл. 1. М., 1992. С. 22-44.

32. Образ философии в работе Э. Гуссерля «Кризис европей­ского человечества и философия»

  • Как трактует Э. Гуссерль понятие окружающего мира?
  • Что такое «духовный образ Европы» с точки зрения Э. Гус­серля?
  • Какое понимание философии Э. Гуссерль связывает с идеей изначального феномена духовной Европы?
  • У какого народа впервые возникает и формируется теорети­ческая установка?
  • Почему кризис европейского человечества связан с «овнешнением» рационализма и его извращением в «натурализме» и «объективизме»?

См.: Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гус­серль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 103-126.

^

История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 3: Философия XIX-XX вв. М., 1999. С. 167-181.

Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Ереван, 1987. С. 260-290.

Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997.

  1. «Морфология культуры» О. Шпенглера в сочинении «Закат Европы»
  • Что понимает О. Шпенглер под термином «мир-как-исто- рия»?
  • Что называет О. Шпенглер «птолемеевской системой исто­рии» и за что критикует ее?
  • Почему О. Шпенглер называет свою историческую концеп­цию «морфологией культуры»?
  • Как определяет О. Шпенглер цивилизацию? Каковы ее от­личительные черты?
  • Что такое «нефилософская философия» будущего и каким методом она характеризуется?

См.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Ч. 1. Гештальт и действительность. М., 1993. С. 128-135, 144-147, 150-153, 163-169, 180-182.

Дополнительная литература

Дубнов А. П. «Падение Запада» и глобальные проблемы человечества (об­щедоступное введение) // Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Т. 1. Образ и дей­ствительность. Новосибирск, 1993.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. СПб., 1994.

  1. Проблема единства истории и понятие «осевого време­ни» в сочинении К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»
  • Почему, согласно К. Ясперсу, единство истории не может быть завершенным?
  • Что понимает К. Ясперс под «осью мировой истории»?
  • В чем заключается смысл и цель истории?
  • Каковы две характерные черты истории с точки зрения К. Ясперса?
  • Какие изменения в жизни людей производит «осевое вре­мя»?

См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 32-39, 48-50, 240, 242-243, 248-253, 262-264, 267-271.

Дополнительная литература

Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Гуревич П. С. Философия в контексте человеческого существования // Путь в философию: Антология. М., 2001.

  1. Э. Фромм о свободе и антиномиях человеческой приро­ды в работе «Душа человека»
  • В какой дилемме, согласно Э. Фромму, заключена труд­ность определения природы человека, и как он определяет сущ­ность человека?
  • В чем заключается экзистенциальный конфликт человечес­кой природы?
  • Что является альтернативой архаическому решению про­блемы человеческого существования по мнению Фромма?
  • Что подразумевает Э. Фромм под свободой выбора и от ка­ких факторов она зависит?
  • В чем заключается, согласно Э. Фромму, «подлинное осоз­нание ситуации» выбора и из каких шагов оно состоит?
  • Как Э. Фромм определяет зло?

См.: Фромм Э. Душа человека. Гл. VI. М., 1992. С. 83-108.

Гуревич П. Философская антропология Эриха Фромма // Фромм Э. Бег­ство от свободы. М., 1989.

РуткевичА. М. «Анатомия деструктивности» Э. Фромма // Вопр. филосо­фии. 1991. № 9.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …