Дополнительная литература — Практикум по философии. Изучение источников и основных философских текстов

Дополнительная литература
Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1973.
Чанышев А. А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра // Шо­пенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992.
Выбор как открытие человеческой экзистенции в сочи­нении С. Кьеркегора «Одно из двух»
Как определяет С. Кьеркегор сущность эстетического миро­воззрения?
Какая дилемма, согласно С. Кьеркегору, порождает отчая­ние личности, у которой эстетическое мировоззрение?
Что обретает конечная человеческая личность, совершив аб­солютный выбор?
Каким образом, согласно С. Кьеркегору, постигается разли­чие между добром и злом?
В чем заключается сущность этического мировоззрения и в чем главное отличие этика от эстетика?
См.: Кьеркегор С. Одно из двух. Гармоничное развитие в человеческой личности эстетических и этических качеств // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. С. 303-344.
Дополнительная литература
Быховский Б. Э. Кьеркегор. М., 1972.
Левит К. Тот единичный Киркегор // Топос. 2002. № 1(6).
Мир Кьеркегора. М., 1994.
Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так гово­рил Заратустра»
О чем не знал святой старец, по мнению Заратустры?
«Это мои звери!», — воскликнул Заратустра. Кого он имел в виду?
Что находил Заратустра везде, где он видел живое?
Чего не могут делать добрые, по мнению Заратустры?
О каких скрижалях говорит Ф. Ницше?
См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 6-17, 81-83, 141-156.
Дополнительная литература
Галеви Л. Жизнь Ницше. Рига, 1991.
Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 5-46.
Ф. Ницше против философии или переоценка всех цен­ностей в работе «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
Войну против каких идолов объявляет Ф. Ницше?
Каких философов Ф. Ницше называет антигреками, оруди­ем греческого разложения, симптомом гибели?
Каким образом Ф. Ницше характеризует диалектику?
Кто из философов, по мнению Ф. Ницше, сделал из разума тирана?
Как относится Ф. Ницше к разуму в философии?
См.: Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ниц­ше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 557, 563-572.
Дополнительная литература
Геворкян А. Р. Ницше и метафизический пессимизм // Вопр. философии. 2001. № 8.
Данто А. Ницше как философ. М., 2000.
Анализ принципов христианской этики у Ф. Скорины
Ф. Скорина о Библии как кодексе христианской морали и источнике народной мудрости.
Выделите основные идеи этики Ф. Скорины.
Сопоставьте моральные принципы Ф. Скорины с этикой эпикуреизма, аристотелизма, стоицизма.
В чем состоит этическая оценка научного знания в интер­претации Ф. Скорины?
Какое развитие получили этические идеи Ф. Скорины в контексте отечественной философской традиции?
См.: Францыск Скарына. Творы: Прадмовы, сказанні, пасляслоўя, акафісты, пасхалія. Мн., 1990. С. 103-124.
Дополнительная литература
Подокшин С. А. Франциск Скорина. М., 1981.
Скарына i яго эпоха. Мн., 1990.
Характеристика исторического призвания белорусско­го народа в философско-исторической концепции И. Абдираловича
Типологические черты культур Западной Европы и России.
Мессианизм Востока и Запада в интерпретации И. Абдира- ловича.
И. Абдиралович о Беларуси как границе между Востоком и Западом.
И. Абдиралович о природе социального творчества.
И. Абдиралович о непринудительных формах социальной жизни.
См.: Абдзіраловіч I. Адвечным шляхам: Дасьледзшы беларускага сьветагляду. Мн., 1990.
Дополнительная литература
Конон В. М. В свободе и творчестве — спасение мира // Неман. 1990. № 11. С. 160-162.
Анализ кризиса европейского мира и путях выхода из него в «Чтениях о Богочеловечестве» В. Соловьева
Причины духовного кризиса в интерпретации В. Соловьева.
В. Соловьев о путях европейского человечества к истине (ка­толичество, протестантизм, православие).
Определите смысл категории Богочеловечества, обосновыва­емой В. Соловьевым.
В. Соловьев о двойственной природе человека и перспекти­вах становления единого Богочеловечества.
В. Соловьев о роли и социальной миссии Церкви.
См.: Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 152-170.
Дополнительная литература
Гайденко П. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева // Вопр. философии. 1994. № 4. С. 47-64.
Евлампиев И. И. Философская система В. С. Соловьева // Евлампиев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 177-223.
Природа и механизмы творчества в интерпретации Н. Бердяева
Каков смысл категории общественности, обосновываемой Н. Бердяевым? В чем состоит ее роль в структуре творчества?
Сравните категорию общественности с понятием Мап, вы­веденным М. Хайдеггером в его фундаментальной онтологии.
Н. Бердяев толкует «общественность» как препятствие на пути творчества. В чем он видит ограниченность критики «общес­твенности» со стороны христианства, марксизма?
В чем сущность бердяевской программы преодоления «об­щественности»? Какова роль творчества в этом преодолении?
Как оценивает Н. Бердяев смысл истории, ее направлен­ность, исходя из его понимания природы творчества?
См.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 479-498.
Дополнительная литература
Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли ХХ в. Гл. 1. М., 1992. С. 22-44.
32. Образ философии в работе Э. Гуссерля «Кризис европей­ского человечества и философия»
Как трактует Э. Гуссерль понятие окружающего мира?
Что такое «духовный образ Европы» с точки зрения Э. Гус­серля?
Какое понимание философии Э. Гуссерль связывает с идеей изначального феномена духовной Европы?
У какого народа впервые возникает и формируется теорети­ческая установка?
Почему кризис европейского человечества связан с «овнешнением» рационализма и его извращением в «натурализме» и «объективизме»?
См.: Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гус­серль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 103-126.

История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 3: Философия XIX-XX вв. М., 1999. С. 167-181.
Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Ереван, 1987. С. 260-290.
Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997.
«Морфология культуры» О. Шпенглера в сочинении «Закат Европы»
Что понимает О. Шпенглер под термином «мир-как-исто- рия»?
Что называет О. Шпенглер «птолемеевской системой исто­рии» и за что критикует ее?
Почему О. Шпенглер называет свою историческую концеп­цию «морфологией культуры»?
Как определяет О. Шпенглер цивилизацию? Каковы ее от­личительные черты?
Что такое «нефилософская философия» будущего и каким методом она характеризуется?
См.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Ч. 1. Гештальт и действительность. М., 1993. С. 128-135, 144-147, 150-153, 163-169, 180-182.
Дополнительная литература
Дубнов А. П. «Падение Запада» и глобальные проблемы человечества (об­щедоступное введение) // Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Т. 1. Образ и дей­ствительность. Новосибирск, 1993.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. СПб., 1994.
Проблема единства истории и понятие «осевого време­ни» в сочинении К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»
Почему, согласно К. Ясперсу, единство истории не может быть завершенным?
Что понимает К. Ясперс под «осью мировой истории»?
В чем заключается смысл и цель истории?
Каковы две характерные черты истории с точки зрения К. Ясперса?
Какие изменения в жизни людей производит «осевое вре­мя»?
См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 32-39, 48-50, 240, 242-243, 248-253, 262-264, 267-271.
Дополнительная литература
Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Гуревич П. С. Философия в контексте человеческого существования // Путь в философию: Антология. М., 2001.
Э. Фромм о свободе и антиномиях человеческой приро­ды в работе «Душа человека»
В какой дилемме, согласно Э. Фромму, заключена труд­ность определения природы человека, и как он определяет сущ­ность человека?
В чем заключается экзистенциальный конфликт человечес­кой природы?
Что является альтернативой архаическому решению про­блемы человеческого существования по мнению Фромма?
Что подразумевает Э. Фромм под свободой выбора и от ка­ких факторов она зависит?
В чем заключается, согласно Э. Фромму, «подлинное осоз­нание ситуации» выбора и из каких шагов оно состоит?
Как Э. Фромм определяет зло?
См.: Фромм Э. Душа человека. Гл. VI. М., 1992. С. 83-108.
Гуревич П. Философская антропология Эриха Фромма // Фромм Э. Бег­ство от свободы. М., 1989.
РуткевичА. М. «Анатомия деструктивности» Э. Фромма // Вопр. филосо­фии. 1991. № 9.

Оцените статью
Добавить комментарий