Дополнительная литература — Практикум по философии. Изучение источников и основных философских текстов

Дополнительная литература
Хлодовский Р. И. Кризис в ренессансной Италии и гуманизм Макиавел­ли: Трагедия «Государя» // Из истории социальных движений и обществен­ной мысли. М., 1981.
Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.
Образ справедливого общественного устройства и гу­манистические идеалы Т. Мора («Утопия»)
Какие пороки современного ему английского общества изоб­личает Т. Мор в своей «Утопии»?
Что считает Т. Мор основанием равенства и справедливости в общественном строе Утопии?
Каким образом устроена власть в Утопии? Какие демокра­тические идеи развивает Т. Мор в своем сочинении?
Какую роль играет труд в жизни обитателей Утопии?
Как Т. Мор характеризует нравы утопийцев? Какие гума­нистические ценности он отстаивает?
См.: Мор Т. Утопия // Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982. С. 53-77.
Дополнительная литература
Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.
Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1985.
Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Но­вый Органон».
Какие два рода опытов выделяет Ф. Бэкон?
Что называет Ф. Бэкон наилучшим из доказательств?
Какие четыре вида идолов выделяет Ф. Бэкон, в чем их суть?
Какому предмету уподобляет Ф. Бэкон ум человека?
Какие свойства и слабости человеческого разума являются источником заблуждений?
См.: Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 12-17, 18-28, 33-35.
Дополнительная литература
Михаленко Ю. П. Фрэнсис Бэкон и его учение. М., 1975.
Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.
Рационалистический метод познания в работе Р. Де­карта «Рассуждение о методе»
Какие четыре правила рационалистического метода форму­лирует Р. Декарт?
Какому порядку рассуждения должно подчиняться позна­ние истины?
Что понимает Р. Декарт под методической эннумерацией?
Что означает принцип очевидности применительно к познанию?
Какую роль играет опыт в познании природы?
См.: Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. С. 286-288, 291-292.
Дополнительная литература
Ляткер Я. Л. Декарт. М., 1975.
Позднее М. Личность и мысль Рене Декарта // Декарт Р. Разыскания ис­тины. СПб., 2000.
Хесле В. Гении философии. М., 1992.
Т. Гоббс о причинах возникновения и сущности государ­ства в работе «Левиафан»
В чем заключается, по Т. Гоббсу, естественное равенство че­ловека?
Как определяет Т. Гоббс естественное состояние, каковы его основные характеристики?
В чем состоит причина и цель образования государства?
Как определяет Т. Гоббс сущность государства?
Что говорит Т. Гоббс о соотношении свободы и необходимоти?
В чем заключается суть общественного договора согласно Т. Гоббсу?
См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства цер­ковного и гражданского. Гл. XIII, XVII, XXI // Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1964. С. 149-154, 192-197, 233.
Дополнительная литература
Мееровский Б. В. Гоббс. М., 1975.
Соколов В. В. Бытие, познание, человек и общество в философской док­трине Т. Гоббса // Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
Дж. Локк об идеях и их происхождении в работе «Опыт о человеческом разумении»
Что, согласно Дж. Локку, является источником наших идей?
Когда Ум приобретает первые идеи?
Существуют ли врожденные идеи согласно Дж. Локку?
Каков источник человеческого знания?
См.: Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1988. С. 154-168.
Дополнительная литература
Бруно, Бэкон, Локк, Лейбниц, Монтескье. Биографические повествова­ния. Челябинск, 1996.
Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1988.
Идея «естественных прав» и договорная концепция го­сударства в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении»
Что понимает Дж. Локк под «естественным состоянием» че­ловечества?
Чем политическое общество отличается от «естественного состояния»?
В чем суть «общественного договора» согласно Дж. Локку? Между кем он заключается?
Какие права передает каждый член общества государству в процессе заключения общественного договора?
Совместима ли абсолютная монархия с гражданским общес­твом и почему?
Какие ветви власти выделяет Дж. Локк, в чем заключается их функция в государстве?
См.: Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 306, 310-313, 316-319, 326-327.
Дополнительная литература
Заиченко Г. А. Д. Локк и современность // Философские науки. 1990. № 8.
Нарский И. С. Философия Дж. Локка. М., 1960.
И. Кант о природе нравственности в работе «Основопо­ложения метафизики нравов»
Как возможен категорический императив?
В чем различие между спекулятивным философским разумом и практическим разумом в вопросе о свободе и необходимости?
Как называет И. Кант тот мир, к которому мы все принадле­жим как разумные существа и субъекты нравственных отноше­ний?
Чего нельзя требовать от философии по отношению к мо­ральному закону?
См.: Кант И. Основоположения метафизики нравов. Разд. 3. Переход от метафизики нравов к критике чистого практического разума // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 225-246.
Дополнительная литература
Троепольский А. Н. Кант и современность: о логике применения категори­ческого императива в моральной практике // Философские науки. 1991. № 1.
Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.
Г. Гегель о специфике философского постижения истории
Какие три вида историографии рассматриваются в работе?
С чего, по мнению Г. Гегеля, начинается история?
Как характеризует Г. Гегель исторический процесс и отно­шение к свободе на Востоке?
Какой древнегреческий бог, являясь, согласно Г. Гегелю, политическим богом, «создал нравственное произведение — госу­дарство»?
Как автор отвечает на вопрос о том, чему же учит народы и правительства история?
См.: Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введение // Философия истории: Антология. М., 1995. С. 70-99.
Дополнительная литература
Каримский Ю. В. Философия истории Гегеля. М., 1988.
Овсянников М. Ф. Гегель. М., 1971.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. СПб., 1994. Т. 4. Гл. 3.
Л. Фейербах о природе, сущности и назначении человека
В чем состоит существенное отличие человека от животного?
Почему в религии человек сознает свою конечную и беско­нечную сущность?
Каковы отличительные признаки «истинно человеческого в человеке»?
Как рассматривает сознание человека Л. Фейербах?
Когда человек имеет жизненное назначение?
См.: Мир философии: Кн. для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культу­ра. М., 1991. С. 33-40.
Дополнительная литература
Быховский Ю. Людвиг Фейербах. М., 1967.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
О социальной сущности человека и факторах антропо- социогенеза в сочинениях К. Маркса «Тезисы о Фейербахе» и Ф. Энгельса «Роль труда в превращении обезьяны в человека»
Как определяет К. Маркс сущность человека?
В чем, по мысли Ф. Энгельса, заключался решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку?
Под влиянием каких двух главных стимулов мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг?
Что, согласно Ф. Энгельсу, составляет характерный при­знак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян?
Какие существенные отличия человека от животных выде­ляет Ф. Энгельс?
См.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1985. С. 1-4.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1986. С. 505-517.
Дополнительная литература
Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.
К. Маркс и современная философия. М., 1999.
Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986. Ч. 2. Гл. I.5.
К. Маркс о сущности материалистического понимания истории
Что, согласно К. Марксу, составляет экономическую струк­туру общества?
Что, по мысли К. Маркса, обусловливает социальный, поли­тический и духовный процессы жизни общества?
Какое противоречие знаменует наступление эпохи социаль­ной революции?
Какие способы производства К. Маркс рассматривает как прогрессивные эпохи экономической общественной формации?
Какие предпосылки материалистического понимания исто­рии выделяют К. Маркс и Ф. Энгельс? В чем заключается его сущность?
Каковы основные стороны социальной деятельности, или первичные исторические отношения?
См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1985. С. 5-9.
Дополнительная литература
Лапин Н. И. Молодой Маркс. М., 1984.
Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986. Ч. 2. Гл. I.6.
А. Шопенгауэр о парадоксах воли к жизни в опыте чело­веческого существования
В каких основных тенденциях реализуется внутренняя судьба воли?
Каковы, по мнению А. Шопенгауэра, сущность и формы проявления скуки?
Чем определяется мера страдания и счастья?
Почему счастье имеет всегда отрицательный характер?
Какова природа сострадания?
Как возможно отрицание воли и какие примеры отрицания воли приводит А. Шопенгауэр?
См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. § 56-58, 68-69 // Шо­пенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992. С. 295-307, 351-367.

Оцените статью
Добавить комментарий