Дополнительная — Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель

Дополнительная1.Бахтамов Р. Фигуры не имеет…М. Знание.1977.2.Горский Вода-чудо природы3.Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.Просвещение 1978.4.Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии Ч1 М.Просвещение 1974 с 1575.Немчинова Г.Л. Путешествие по шестой группе М. Просвещение.1976 с 486.Николаев А.Л. Первые в рядах элементов. М. Просвещение 1989. с17, 83.7.Петрянов И. В.Самое необыкновенное вещество в мире. Библиотека детской энциклопедии. М. Педагогика.1975.8.Попова Л.Ф. От лития до цезия. М. Просвещение1972 с 10, 18.9.Сергеев Б.Ф. Жизнь океанских глубин М. Молодая гвардия.1990.10.Химический Энциклопедический словарь.М. Советская энциклопедия 1983.11.Энциклопедический словарь юного химикаМ. Педагогика1982Роль воды в истории Земли и человеческой истории трудно преувеличить. Вода- magna mater (великая мать) всего живого. Из воды человек вышел. Из воды (около 70% по массе) он состоит. Ежегодно мы выпиваем воды больше, чем весит наше тело. Вода- непременный участник едва ли не всякого промышленного и сельскохозяйственного производства. «Историю цивилизации можно написать с точки зрения отношения человека к воде», — сказал американский ученый Бернард Франк.Кажется, что может быть обычнее воды? Однако исследователи – физики и геологи, химики и биологи – изумлённо пожмут плечами. Ведь вода уникальна! Она ведёт себя не так как, полагалось бы вести себя «нормальному» соединению этого типа.Очистка воды.Учитель ставит вопрос и, если ученики затрудняются с ответом, отвечает на него:
?
В стакане абсолютно чистой воды растворили крупицу соли. Затем, зачерпнув напёрсток этого раствора, выливают его в сорокаведёрную бочку. А из него каплю жидкости переносят в другую сорокаведёрную бочку. Вот в ней-то чистота воды будет приближаться к 99,999 999 999%

Перегнанная вода содержит 0,5 -1мг растворённых солей на литр воды. Получение очень чистой воды процесс непростой. Для этого применяют многократную перегонку дважды дистиллированной воды с последующим пропусканием через специальные смолы, задерживающие растворённые в воде вещества. Затем избавляются от примесей органических веществ, используя обработку особыми лучами.

Отстойники и очистные пруды заселяют одноклеточной водорослью хлореллой. Она быстро размножается, поглощает из воды углекислый газ и некоторые вредные вещества. Хорошо очищает воду растение -водный гиацинт.Вода – самое распространённое вещество на Земле, имеющее структуру минерала. Её физические свойства необычны, для нормальной жизнедеятельности она необходима всем: и человеку, и животным, и растениям. О ней слагают стихи, песни, легенды, её изображают на картинах художники. Далее рассматриваются состав, строение, свойства. «Жизнь на воде» сценарий Константиновского М.А. «Коапп! Коапп! Репортаж о событиях невероятных»на курорты с сероводородными ваннами противопоказано направление больных с заболеваниями почек.Основные курорты для лечения заболеваний ССС:1.С углекислыми водами:Анкаван, Арзни,Аршан, Боржоми, Дарасун, Кисловодск, Шмаковка.2.Ссульфидными водами: Кемери, Любен Великий, Ключи, Менджи, Немиров, Пятигорск, Сочи, Сергиевские Мин. Воды,Чемион.3.С радоновыми: Арасан Капал, Белокуриха, Пятигорск, Увильды, Цхалтубо.4. С хлоридными натриевыми: Ангара, Большой Тараскуль, Друскиненкай, Летцы, Нарочь, НовоеУсолье.5.С иодобромными и сульфидными: Усть Качка.6.С железистыми: Марциальные Воды.7.С азотно-термальными и слабоминерализованными кремнистыми:Ходжа Оби Гарм.Питьевые мин воды: Берёзовские Мин Воды, Бобруйск, Боржоми, Горячий Ключ, Ессентуки, Железноводск, Ижевск, Кашин, Липецк, Шматовка.Человек всё пристальнее вглядывается в глубины морей и океанов. Они таят в себе практически неисчерпаемые запасы пищи, особенно белка, а также различных химических веществ: воды морей и океанов не зря называют жидкой рудой. В них есть почти все элементы таблицы Д.И.Менделеева. Океан- главный цех всепланетной фабрики погоды. И как бы не был далёк человек от морских просторов, его жизнь так или иначе связана с океаном, который полон загадок.Что такое морская вода? Вопрос, казалось бы, простой, но ответить на него не так легко. Морская вода – это не только гидрохимическая и гидробиологическая система, это и среда, где происходят сложнейшие процессы.Лабораторные опыты.Опыт № 1. Взаимодействие воды с металлами.Опыт № 2. Взаимодействие воды с оксидами. Опыт № 3.Исследование растворов солей индикатором.4.Гидролиз крахмала под действием фермента и кислоты. Гидролизсахарозы.
Опыт №1. Соберите в одну пробирку 0,5 мл слюны. Налейте в пробирку со слюной 3мл крахмального клейстера, в другую пробирку к 3мл клейстера добавьте 1-2 капли конц. серной или соляной кислоты, смеси хорошо перемешайте и поставьте в горячую воду (350- 400 С) на 10-15мин. В чистую пробирку налейте 3мл крахмального клейстера и прибавьте 1мл дистиллированной воды. Смесь встряхните и прокипятите.
. После остывания пробирок, нейтрализуйте кислоту раствором щёлочи и проделайте качественные реакции на пробы из пробирок на крахмал с иодом, на глюкозу с гидроксидом меди(11).
Опыт №2.К 1мл раствора сахарозы добавьте 1-2 капли раствора серной кислоты и прокипятите раствор 1мин. Нейтрализуйте кислоту раствором щелочи, проведите пробу на глюкозу гидроксидом меди (11).
Наши Вопросы –Ваши ответы
Роль воды в жизни растений.«Человек, запомни навсегдаСимвол жизни на Земле — вода!Экономь ее и береги-Мы ведь на планете не одни!» Объясните: Почему нужно беречь воду?1.Каковы особенности физических свойств воды2.Как отражается на жизни растений недостаток воды в окружающей среде?3.В состав сырого яблока массой 600г входит 84г сахара, 18г белка, яблочной кислоты, клетчатки и жира. Какое же вещество составляет остальное?4.Южное дерево эвкалипт достигает высоты 150м. Это самые высокие деревья на Земле. Какая сила поднимает воду по стволу к верхушкам листьев?5.Известно, что из 1000л воды, получаемых растением, им усваивается всего 2л. Как расходуются остальные 998л воды.«Капля катится, светитсяНад моей головой.Как ей хочется встретитьсяС апрельской травой.Чтобы землю порадовать,Чтобы корни омыть,Чтобы как на параде,Всю траву распрямить».Почему после дождя трава «распрямляется»?
Информация для любознательных.
Самая примечательная черта кактусов- их стойкость и выносливость. Американский агроном Лютер Бербанк как-то подвесил кактус на дерево на верёвке, и через 6лет посадил его обратно в землю. Вскоре растение зацвело.«Природу мы так рьяно покоряем,Уродуем творение творца,Долбим, сверлим, копаем, ковыряемИ травим, и взрываем без конца.Безумие своё реализуя,Давно уж мирозданию хамим,Давно во всю галактику газуем,Давно во всю Вселенную дымим».
Докажите слова автора примерами.
Кое-где в водах нашей области концентрация ионов железа в воде превышена в 4 раза по сравнению с предельно допустимой (0,3мг/л). Избыток ионов железа в питьевой воде повышает заболеваемость желудочно-кишечного тракта, усиливает ишемическую болезнь сердца. Предложите способ удаления ионов железа из воды, если известно, что они входят в состав гидрокарбоната железа (11). Напишите соответствующие уравнения реакций.Составьте схему круговорота воды в природе, используя следующие компоненты: осадки, испарения, транспирация, водяной пар, конденсация, облака, растительность, суша.Прочитайте отрывок стихотворения П.Дудника:Говорят, что на восемьдесят процентовИз воды состоит человек.Из воды –добавлю—родных его рек.Из воды— добавлю—дождей, что его напоили.Из воды –добавлю—из древней воды родников.Из которых его и деды и прадеды пили… Как вы понимаете этот текст с точки зрения своих знаний о составе живого вещества и о роли воды в живой природе?Почему перед заморозком рассаду помидоров, огурцов следует обильно полить?Большой сосуд с водой, помещённый в погреб, предохраняет овощи от замерзания. Почему?Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих?Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина и добавить несколько гранул щелочи, то реакции не наблюдается. Что надо сделать, чтобы реакция произошла?Почему в резиновой одежде трудно переносить жару?Какая почва быстрее прогревается солнцем: влажная или сухая?

17час (1час резерв)
Тема занятия
Применяемые методы обучения
Способы контроля знаний
1 Науки о природе. Роль наук в изучении окружающего мира. 2-3.Значение воды.Свойства воды..4.Аномалии воды. Лёд.5.Способы выражения концентраций растворов6.Решение межпредметных задач.7.Зачет по теме8.Вода в живом организме.9.Гидролиз солей.10.Практическая работа «Количественное определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах».11.Практическая работа «Определениевлажности воздуха»12.Морская и питьевая вода. Очистка воды.13.Практическая работа «Очистка воды».14.Практическая работа. «Исследование состава минеральной воды».15-16 Итоговоезанятие(конференция «Мир воды»)..
Лекция с элементами беседыСообщенияучащихся.Демонстрация опытовЛабораторные опытыСообщения учащихся.Рассказ с элементами беседыЛекция с элементами беседы.Самостоятельная работа в парахИндивидуальный опросСообщения учащихсяЛекция сдемонстрацией опытовРабота в парахРабота в парахСообщения учащихсяРабота в парахРабота в парахКоллективная и индивидуальная защита работ
Домашнее сочинение синквэйПросмотр видеофильма.СамопроверкаИндивидуальное решение задач.Самостоятельная работа в парахКонспектированиеЛабораторные опытыОтчёт по работеОтчёт по работеОтчет по работе.Самостоятельная работа.Отчёт по проделанной работеТестирование.Работа по карточкам. Прослушивание иоценивание рефератов, выставление оценок.Тестирование…

Цель: научиться определять влажность воздуха, делать пересчёт содержания воды в 1м3 воздуха, межпредметная связь с физикой. Влияние влажности воздуха на организм человека.
Оборудование: термометр, психрометр. Психрометрическая таблица, давление насыщающих водяных паров (любой сборник по физике)
1.Измерьте температуру воздуха термометром. При измерении термометр д измерение проводите длительное время 8-10мин.2.Определите температуру надпочвенного слоя. Измерение проводите в тени. Температура на высоте 1,5м должна отличаться от температуры надпочвенного слоя. Температура уменьшается с высотой.3.Определите облачность в баллах. Если на небе нет облаков, то показатель облачности равен 0, если небо полностью затянуто облаками-10. Определите тип облаков: кучевые, слоистые, перистые, кучево-слоистые, слоисто-перистые, кучево-дождевые. По типу облаков охарактеризуйте состояние атмосферы: безоблачное небо- признак низкой влажности и высокого давления (антициклон); небо затянутое облаками- признак высокой влажности и низкого давления (циклон).4.Определите относительную влажность воздуха психрометром:а) снимите деталь, прикрывающую нижнюю часть термометра;б) оберните тряпочку вокруг правого термометра и смочите её водой, поставьте деталь на место;в) заведите механизм отдува воздуха;г) подвесьте термометр в тени на 20мин;д) снимите показания сухого и влажного термометров;е) учитывая их показания, определите влажность воздуха по психрометрическим таблицам.
5.Определите, сколько воды содержится в 1 кубическом метре воздуха. Вычислите массу воды и объём водяных паров в 1м3 воздуха.
Практическая работа № 3Измерение временной (карбонатной) жёсткости воды.1.Возьмите 3 пробы (объём пробы 50 мл).2.Добавьте в пробу 5 капель индикатора (метилоранжа) и проведите титрование 0,365% соляной кислотой.
3. Рассчитайте значение жесткости (содержание ионов Са+2 и Мд+2)в моль/л .
4. Повторите исследования ещё 2-3 раза и рассчитайте среднее значение жёсткости.

Оцените статью
Добавить комментарий