Доходы населения, их дифференциация и показатели

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ.ДОХОДЫ населения — это совокупность денежных и на­туральных средств для поддержания физического, мораль­ного, экономического и интеллектуального состояния че­ловека на определенном уровне удовлетворения его по­требностей. Доходы формируются за счет труда работника и других источников.Денежные ДОХОДЫ семьи складываются из денежных поступлений в виде заработной платы, социальных тран­сфертов (пенсий, стипендий, пособий), предприниматель­ского дохода, дивидендов и других доходов от собствен­ности, а также средств от продажи продукции личного подсобного и домашнего хозяйства.Натуральные ДОХОДЫ — это продукция, полученная в счет оплаты труда и произведенная домашними хозяйства­ми для собственного потребления.Совокупный ДОХОД является основным показателем материальной обеспеченности населения. Совокупный до­ход включает все виды денежных доходов, а также сто­имость натуральных поступлений, полученных от лично­го подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление (рис.).Кроме денежной составляющей совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципальных бюджетов и фон­-
дов предприятий (услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транс­порт, питание и т. п.).Денежные и совокупные доходы подразделяют на об­щие, или брутто-доходы (до уплаты налогов и обяза­тельных платежей), и располагаемые, или нетто-доходы(после осуществления указанных платежей).Располагаемые ДОХОДЫ — это сумма средств, которую семья может в максимальном размере потратить на конеч­ное потребление товаров и услуг без использования сбе­режений и других источников.Реальные располагаемые денежные доходы — это располагаемые денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен.Особый интерес представляет структура потребительских расходов населения. Так, если все потребительские расходы россиян в 2002 г. принять за 100%, то из них на питание расходовалось 53,7%, на покупку непродовольственных товаров ­30,8%, на покупку алкогольных напитков — 2,5%, на оплату услуг — 13,0%.В рыночной экономике среди различных социальных групп существует значительная дифференциация дохо­дов, среди основных причин которой выделяют:1) различия в отношении собственности. Владение собственностью является источником дохода в виде ренты, дивидендов;2) различия в оплате труда. Это связано с различиями в интеллектуальных, физических способностях, уровне образования и профессиональной подготовке, способ­ности рисковать, предпринимательском таланте;3) различия в демографических характеристиках: разме­ре семьи, соотношении работающих и иждивенцев в семье, состоянии здоровья, а также в географических и климатических условиях проживания;4) такие факторы, приводящие к бедности, как стихийные бедствия, болезни, потеря кормильца, безработица, дискриминация по полу, возрасту, национальности и т.д.Как установил В. Парето еще в начале ХХ в., при рас­пределении дохода по его величине проявляется суще­ственное неравенство. Оно присуще всем государствам.Неравенство доходов можно установить с помощью ряда показателей:. децильный коэффициент;. кривая Лоренца;. коэффициент Джини и др.Дифференциация доходов наглядно измеряется соот­ношением уровней материальной обеспеченности 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).Это соотношение по годам в России составляло: 1991 г. — 4,5 раза, 1994 г. — 15,1 раза. По данным Госком­стата, в 2003 г. на 10% самых богатых людей приходи­лось 29,5% всех доходов (в 2002 г. — 29,3%), а на долю10% наименее обеспеченных — 2,1% (цифра не изменилась с 2002 г.). Доходы 10% самых богатых граждан страны были в 14,3 раза больше доходов 10% наименее ‘обеспе­ченных. В 2003 г. децильный коэффициент был равен 14,1. Кривая Лоренца показывает, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, и по­зволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране (рис. 6).По горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вер­тикальной — долю совокупного дохода, приходящегося на
соответствующую часть семей. Общее число семей разби­вают по уровню дохода на пять равных по количеству се­мей групп. К первой группе относят семьи с наименьшим уровнем дохода, ко второй — 20% семей, имеющих сле­дующий по величине доход, и т. д. В последнюю группу войдет 20% семей, располагающих наивысшим доходом (табл.).По данным табл., первые 20% российских семей, сто­ящих на низших ступенях социальной лестницы, располага­-
Первая часть
Вторая
Третья
Четвертая
Пятая часть
( с наименьшими
часть, %
часть, %
часть, %
(с наибольшими
доходами),%
доходами),%
6,5
10,9
15,5
22,4
44,7
ли 6,5% совокупного дохода, что соответствует точке А гра­фика (см. рис.). Доля в общей сумме доходов следующих 20% семей составляет 10,9%, значит, на 40% семей с наи­меньшим доходом приходилось 6,5 + 10,9 = 17,4% совокуп­ного дохода, что отражает точка В. 60% семей имели, со­ответственно, 6,5 + 10,9 + 15,5 = 32,9% (точка С); на 80% семей падало 6,5 + 10,9 + 15,5 + 22,4 = 55,3% суммарного до­хода (точка D). И наконец, 100% семей располагали 100% (6,5 + 10,9 + 15,5 + 22,4 = 100%) совокупного дохода (точ­ка Е). Соединив точки А, В, С, D, Е, получим кривую Лорен­ца (кривая L).
Если бы в распределении дохода наблюдалось равен­ство, то 20% семей с низшим уровнем дохода получали бы 20% совокупного дохода, а каждая последующая груп­па семей располагала бы 1/5 совокупного дохода. В этом случае кривая Лоренца совпала бы с прямой ОЕ — ли­нией равномерного распределения доходов. Заштрихован­ная область М между кривыми L и ОЕ отражает уровень неравенства в распределении дохода. Чем дальше кри­вая L отстоит от прямой ОЕ, т. е. чем больше заштри­хованная область, тем выше степень неравенства доходов в обществе.
Прямые линии, ограничивающие поле графика снизу и справа, показывают ситуацию абсолютного неравенства в распределении доходов. Так бы выглядела кривая Ло­ренца, если бы 1 % семей получал бы 100% всех доходов. Но реально общество всегда живет между абсолютным равенством и абсолютным неравенством.Для нормального развития экономики определенное неравенство доходов следует признать нормальным, более того — жизненно важным элементом поощрения трудовой Iактивности людей. При этом экономическая история показывает, что по мере развития хозяйства страны и роста общего уровня благосостояния ее граждан степень нера­венства доходов возрастает. С другой стороны, чрезмерное натяжение «лука Лоренца» обычно вызывает в обществе резкое недовольство. А такое настроение больших соци­альных групп может, в свою очередь, подтолкнуть людей к хорошо известным попыткам отобрать у богатых часть имущества для передачи его беднейшим слоям общества.Учитывая все эти обстоятельства, ученые-экономисты пришли к мнению, что предел натяжения «лука Лоренца» наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населе­ния начинают все вместе получать менее 12-13% общей суммы доходов страны.Для расчета конкретного уровня неравенства в рас­пределении доходов используется коэффициент Джини. С его помощью можно определить степень неравенства ко­личественно. Он рассчитывается как отношение площади, ограниченной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к общей площади, находящейся под прямой абсолютного равенства.С помощью коэффициента Джини можно выявить, как изменяется дифференциация населения: чем больше вели­чина Кдж, тем выше неравенство в распределении дохода. Или, другими словами, если коэффициент Джини прибли­жается к нулю, это означает состояние абсолютной «урав­ниловки» если коэффициент Джини стремится к едини­це, это означает состояние нищего большинства и сверх­богатого меньшинства.В развитых странах коэффициент Джини близок к 0,3, а в странах Латинской Америки, где неравенство наиболее сильно, он превышает 0,5. По данным Госкомстата, коэф­фициент Джини в России увеличился с 0,398 в 2002 г. до 0,41 в 2007 г.

Уровень жизни — характеристика народного благосо­стояния наряду с доходами и потреблением, включает так­же условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образова­тельного уровня населения, а также здоровья, демографии и экологической ситуации.
Уровень жизни отражает степень развития и удовлетворения потребностей живущего в данной стране человека.По рекомендации ООН уровень жизни представляет собой систему нескольких показателей, среди которых:. здоровье, в том числе демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления;. условия труда, занятости, организации труда;. образование, в том числе грамотность;. жилище, включая его благоустройство;. социальное обеспечение;. человеческие свободы.Для международного сопоставления уровня жизни ООН использует индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала). ИЧР включает три интегральных индикатора — национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.Для оценки изменения уровня жизни населения про­изводится расчет индекса стоимости жизни. Индекс сто­имости жизни исчисляется по набору товapoв и услуг для различных социально-демографических групп населения с использованием показателя «индекс потребительских цен».В основе соизмерения уровня реальных доходов с потребностями человека и его семьи лежат потребительские бюджеты.
— стоимостной показатель объема и структуры по­требления важнейших материальных благ и услуг. Различают Фактические и нор­мативные потребительские бюджеты, последние выполняют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государ­ственной политики доходов. Потребительские бюджеты могут быть разных сmан­дартов — минuмальный, рациональный и элитарный потребительский бюджеm, что отражает различные уровни удовлетворения потребностей.
Существуют три основных уровня удовлетворения потребностей — минималь­ный, нормальный и уровень роскоши. Первому из них соответствует минималь­ный потребительский бюджет, характеризующий ту структуру и уровень удов­летворения потребностей, которые общество на данном этапе экономического развития считает минимально допустимыми. Второму и третьему уровням удов­летворения потребностей (уровни достатка и роскоши) соответствуют рациональ­ный (бюджет социального достатка) и элитарный потребительские бюджеты. Эти бюджеты рассчитаны на структуру и уровень потребления людей со средними и высокими (сверхвысокими) доходами.В Российской Федерации в условиях перехода к рынку основное внимание уделяется разработке бюджетов прожиточного минимума, рассчитанных на кри­зисные условия функционирования российской экономики.Бюджет прожиточного минимума представляет собой самую «жесткую» разновидность минимального потребительского бюджета, рассчитан­ную на использование только в ограниченные сроки — период кризисного суще­ствования экономики.Указанный бюджет в отличие от минимального потребительского бюджета, обеспечивающего удовлетворение основных материальных и духовных потреб­ностей, ориентирован на физическое выживание и сохранение здоровья людей. Однако сегодня именно бюджет прожиточного минимума служит основой для определения минимального размера заработной платы, расчета пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. Расчеты бюджета прожиточного мини­мума позволяют обосновать систему социальных гарантий для малообеспечен­ных и слабо защищенных слоев населения.Более научно обоснованным представляется исчисление минимального потре­бительского бюджета (МПБ), который обеспечивает нормальное воспроизводство и развитие рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность не­трудоспособных. Минимальный потребительский бюджет учитывает затраты на более качественное питание, большие объемы потребления непродовольственных товаров и услуг, включая платные. МПБ отражает низшую границу цены рабочей силы, здоровье и работоспособность человека на нормальном уровне, соответству­ющем требованиям физиологии.Этот минимальный потребительский бюджет включает 75 наименований про­дуктов питания, 45 наименований одежды и обуви, 24 наименования предметов длительного пользования, 24 предмета мебели, 31 предмет посуды, расходы на культуру, транспорт, связь, жилье и т. п.Рассмотрим методологические подходы к разработке потребительских бюджетов различных уровней.Потребительский бюджет включает, как правило, несколько сотен товаров и услуг в ценах реальных покупок. Этот набор товаров и услуг называется потребительской корзиной. Таким образом, потребительский бюджет представ­ляет собой стоимостную оценку продовольственной и непродовольственной по­требительских корзин, а также включает в себя плату, за услуги и налоги.В структуре потребительского бюджета обычно предусматриваются следующие статьи расходов:. питание;. одежда, белье, обувь;. предметы санитарии, гигиены, лекарства;. мебель, посуда, товары длительного пользования;. жилище и коммунальные услуги;. культурно-просветительные мероприятия и отдых;. бытовые услуги;. транспорт;. связь;. прочее.Потребительские бюджеты, как правило, дифференцируются по социально-­демографическим и профессиональным группам населения, а также по регионам страны. Так, например, прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и отдельно для детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, мужчин в трудо­способном возрасте, женщин в трудоспособном возрасте, пенсионеров. Кроме того, территория России условно поделена на 16 зон проживания, характеризующихся сходными природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями потребления, что позволяет определять специальный минимальный набор продуктов питания для каждой из них.В мировой и отечественной практике выработаны следующие методы форми­рования потребительских бюджетов.. Нормативный бюджет определяется на основе нормативов потребления от­дельных товаров и услуг (нормативной потребительской корзины) и их фак­тической стоимости. В зависимости от вида разрабатываемого бюджета нор­мативы могут быть минимального или нормального уровня.. Статистический бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми ре­ально располагают определенные слои населения страны. Так, для бюджета прожиточного минимума рассматриваются доходы 10-20% самых бедных граждан страны. . Комбинированный (как правило, нормативно-статистический) метод заклю­чается в том, что расходы на питание устанавливаются по нормативам по­требления, а остальные статьи — статистическим путем.. Субъективный метод базируется на основе опросов общественного мнения и экспертов о необходимом уровне соответствующего бюджета.

. обеспечивает объективную оценку достигнутого и прогнозируемого уровня жизни населения;. помогает обосновать государственную политику доходов и систему распре­делительных отношений;. обеспечивает анализ социальной дифференциации в обществе и экономи­ческого положения отдельных социальных групп;. является базой для адресной социальной политики, критерием экономиче­ского положения конкретных семей и ориентиром для регулирования доходов и потребления малообеспеченных семей.В настоящее время в РФ основным социальным нормативом поли­тики доходов является бюджет прожиточного минимума.В Российской Федерации бюджет прожиточного минимума долгое время разрабатывался на основе нормативно-статистического подхода. В соответствии с Законом РФ «О прожиточном минимуме» предусмотрен переход на нор­мативную методику его формирования.Минимальные нормативы потребления продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг определялись с учетом:. научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жиз­недеятельности человека;. фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;. социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей;. финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защи­ты населения (поскольку именно бюджет прожиточного минимума являет­ся чертой бедности и основанием для регулирования доходов малообеспе­ченных семей).

Оцените статью
Добавить комментарий