Е. А. Клочкова «1» сентября 2014г

  • От :
  • Категории : Без рубрики

РАССМОТРЕНО:на методическом объединенииПротокол №__1__«_28__»______08_____2014 г.
УТВЕРЖДАЮ:Директор Красноярской коррекционной школы VIII вида № 5Е.А. Клочкова «1» сентября 2014г.
Рабочая программа
Технология (столярное дело)
для обучающихся с умственной отсталостью легкой степениклассы: 5а, 9а, 9в
^ Рабочая программа разработана на основании адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени Красноярской коррекционной школы VIIIвида №5. Программа разработана с учетом имеющегося оборудования, инструментов, материалов, наглядных пособий, дидактических средств.Цель программы — подготовить школьников к дальнейшему обучению в профессиональном лицее по специальности «столяр» или к самостоятельному выполнению работ в домашних условиях.Преподавание курса в 5-9 классах трудовое обучение решает следующие задачи:
изучение возможностей учащихся для работы в столярной мастерской;
воспитание организационных умений и навыков работы в мастерской;
усвоение и соблюдение правил безопасной работы.
формирование и усвоение общих трудовых знаний и умений;
формирование и усвоение навыков культуры труда;
формирование доступных учащимся технико-технологических знаний и умений, которые являются опорными в допрофессиональном обучении.
соответствие самооценки учащихся объективным показателям их учебно-трудовой деятельности;
сформированность ответственности, аккуратности, настойчивости в работе, трудовой дисциплине;
уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости)
Методы:
Словесные методы (рассказ, объяснения, беседа, работа с книгой)
Наглядные методы (показ, наблюдения, иллюстрация, демонстрация, использование инструкционно-методических карт)
Практические методы (упражнения, практические работы, самостоятельная работа, проектная деятельность)
Преподавание на уроках трудового обучения базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Большое внимание уделяется технике безопасности.Большое внимание в данной программе уделено профориентационной работе с учащимися 5-9 кл.: беседы о профессии «столяр», экскурсии на производство и т.д.Для достижения цели и задач программы используются эффективные методы обучения и организация системы контроля индивидуального продвижения учащихся в обучении.При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. С самого начала трудового обучения перед учащимися ставится задача научиться выполнять задание точно по чертежу в соответствии с техническими требованиями. Уяснение этой задачи способствует формированию должного отношения школьников к трудовым заданиям и готовит их к выпуску товарной продукции.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года учащиеся 9 классов должны овладеть следующими компетенциями:
1.Информационными.
находить нужный материал по теме;
подбирать книгу с нужным для работы содержанием;
пользоваться справочниками;
анализировать соответствие полученного изделия чертежу;
давать словесный отчет.
2.Учебно-познавательными.
давать анализ чертежа или образца;
анализировать ситуацию, выявлять проблему;
определять последовательность выполнения работ;
составлять план;
основные положения трудового законодательства;
правила безопасной работы с инструментом;
способы пооперационной обработки;
выбирать необходимые инструменты, оборудование и материалы;
формулировать выводы.
социально-бытовыми-
иметь представление о профессии;
соблюдать санитарно-гигиенические требования;
владеть методами самоорганизации.
Профессионально-трудовыми
работа столярным и разметочным инструментом;
работа по чертежу и технологической карте;
ремонт простейшей мебели; изготовление простейшей мебели;
изготовление столярного инструмента;
распознавание видов пиломатериалов;
распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры;
знать профессии, оборудование столярного цеха.
Коммуникативные.
соблюдать требования дисциплины;
уметь оказать помощь, дать совет;
уметь работать в коллективе, в группе, паре;
подчиняться единым требованиям.
изготовление столярного инструмента;
распознавание видов пиломатериалов;
распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры;
знать профессии, оборудование столярного цеха.
Учебно-методический комплект:
Учебники: Б. А. Журавлев «Столярное дело» 5-6 класс Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1992.
Б. А. Журавлев «Столярное дело» 7-8 класс Москва«Просвещение» 1989.А. Н. Перелетов, П. М. Лебедев, Л. С. Сековец «Столярное дело» 10-11 классы. Москва «Владос» 2003.А. М. Шепелев СТОЛЯРНЫЕ РАБОТЫ в сельском доме Москва «Россельхозиздат-1997Г. Я. Федотов ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДЕРЕВА Москва « Просвещение» 1987Л. А. Логачева Основы мастерства резчика по дереву Москва «Народное творчество» 2007
^ -методические пособия:
«Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 5-9 классы, под общей редакцией О.В. Павлова», изд. «Учитель» Москва, 2012 год.
^
I четверть
Вводное занятие
Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.
^
Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.
^ виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.
^ шлифовальная шкурка, водные краски.
Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.
^ Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.
Промышленная заготовка древесины
Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: виды (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.
^
Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.
Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.
Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).
^ Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.
^
По выбору учителя.
II четверть
Вводное занятие
Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.
^
Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).
^ Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.
Умение. Работа на настольном сверлильном станке.
^ Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления,
^
Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.
Теоретические сведения. Рашпиль, напильникдрачевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы.
Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке.
^ Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.
Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.
Выжигание
Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).
^ Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.
Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие.
^ Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.
^
По выбору учителя.
III четверть
Вводное занятие
Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.
^
Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.
Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.
Умение. Работа лучковой пилой.
Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.
^
Изделие. Заготовка деталей изделия.
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.
Умение. Работа рубанком.
Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.
^
Изделие. Настенная полочка.
Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик; назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.
Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.
Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.
^ Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.
^
По выбору учителя.
IV четверть
Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на IV четверть.
Изготовление кухонной утвари
Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.
^ Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.
Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.
^ Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
^
Изделие. Подставка из реек для цветов.
Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.
Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.
Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.
Упражнения. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах.)
^ Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.
^
По выбору учителя изготовление 3-х или 4-х изделий.
9 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть.
^
Изделия. Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат.
Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак.
Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для пожаротушения,
^ Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы.
Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие.
^
Виды работы. Изготовление журнального столика с художественной отделкой поверхности.
Самостоятельная работа
Выполнение заказов базового предприятия.
II четверть
^
Вводное занятие
План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.
^
Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1:2 (1:5) от натуральной для школьной игровой комнаты.
Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические требования к мебели.
Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз.
^ Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ.
^
Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу. Отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров, Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии.
^
Виды работы. Выполнение заказов базового предприятия.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
Строительное производство
^
Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины: организация рабочего места, правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит.
Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и электрорубанок, устройство, работа, правила безопасности.
^
Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды досок в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная).
Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки.Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения.
Упражнение. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам.
^
Изделия. Терки. Гладилка. Соколы. Растворный ящик. Малка для штукатурных работ. Ручки для штукатурных инструментов.
^ Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия черновая и чистовая заготовки.
Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий.
^
Виды работы. Изготовление терки, гладилки и т. п.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
III четверть
^
Вводное занятие
План работы на четверть. Техника безопасности.
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности
Изделия. Мебель для школы.
^ Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку»,

РАССМОТРЕНО:на методическом объединенииПротокол №__1__«_28__»______08_____2014 г. УТВЕРЖДАЮ:Директор Красноярской коррекционной школы VIII вида № 5Е.А. Клочкова «1» сентября 2014г.

Рабочая программа

Технология (столярное дело)

для обучающихся с умственной отсталостью легкой степениклассы: 5а, 9а, 9в
^ Рабочая программа разработана на основании адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени Красноярской коррекционной школы VIIIвида №5. Программа разработана с учетом имеющегося оборудования, инструментов, материалов, наглядных пособий, дидактических средств.Цель программы — подготовить школьников к дальнейшему обучению в профессиональном лицее по специальности «столяр» или к самостоятельному выполнению работ в домашних условиях.Преподавание курса в 5-9 классах трудовое обучение решает следующие задачи:

  • изучение возможностей учащихся для работы в столярной мастерской;
  • воспитание организационных умений и навыков работы в мастерской;
  • усвоение и соблюдение правил безопасной работы.
  • формирование и усвоение общих трудовых знаний и умений;
  • формирование и усвоение навыков культуры труда;
  • формирование доступных учащимся технико-технологических знаний и умений, которые являются опорными в допрофессиональном обучении.
  • соответствие самооценки учащихся объективным показателям их учебно-трудовой деятельности;
  • сформированность ответственности, аккуратности, настойчивости в работе, трудовой дисциплине;
  • уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости)

Методы:

  • Словесные методы (рассказ, объяснения, беседа, работа с книгой)
  • Наглядные методы (показ, наблюдения, иллюстрация, демонстрация, использование инструкционно-методических карт)
  • Практические методы (упражнения, практические работы, самостоятельная работа, проектная деятельность)

Преподавание на уроках трудового обучения базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Большое внимание уделяется технике безопасности.Большое внимание в данной программе уделено профориентационной работе с учащимися 5-9 кл.: беседы о профессии «столяр», экскурсии на производство и т.д.Для достижения цели и задач программы используются эффективные методы обучения и организация системы контроля индивидуального продвижения учащихся в обучении.При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. С самого начала трудового обучения перед учащимися ставится задача научиться выполнять задание точно по чертежу в соответствии с техническими требованиями. Уяснение этой задачи способствует формированию должного отношения школьников к трудовым заданиям и готовит их к выпуску товарной продукции.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года учащиеся 9 классов должны овладеть следующими компетенциями:

1.Информационными.

  • находить нужный материал по теме;
  • подбирать книгу с нужным для работы содержанием;
  • пользоваться справочниками;
  • анализировать соответствие полученного изделия чертежу;
  • давать словесный отчет.

2.Учебно-познавательными.

  • давать анализ чертежа или образца;
  • анализировать ситуацию, выявлять проблему;
  • определять последовательность выполнения работ;
  • составлять план;
  • основные положения трудового законодательства;
  • правила безопасной работы с инструментом;
  • способы пооперационной обработки;
  • выбирать необходимые инструменты, оборудование и материалы;
  • формулировать выводы.
  • социально-бытовыми-
  • иметь представление о профессии;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования;
  • владеть методами самоорганизации.

Профессионально-трудовыми

  • работа столярным и разметочным инструментом;
  • работа по чертежу и технологической карте;
  • ремонт простейшей мебели; изготовление простейшей мебели;
  • изготовление столярного инструмента;
  • распознавание видов пиломатериалов;
  • распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры;
  • знать профессии, оборудование столярного цеха.

Коммуникативные.

  • соблюдать требования дисциплины;
  • уметь оказать помощь, дать совет;
  • уметь работать в коллективе, в группе, паре;
  • подчиняться единым требованиям.
  • изготовление столярного инструмента;
  • распознавание видов пиломатериалов;
  • распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры;
  • знать профессии, оборудование столярного цеха.

Учебно-методический комплект:

Учебники: Б. А. Журавлев «Столярное дело» 5-6 класс Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1992.

Б. А. Журавлев «Столярное дело» 7-8 класс Москва«Просвещение» 1989.А. Н. Перелетов, П. М. Лебедев, Л. С. Сековец «Столярное дело» 10-11 классы. Москва «Владос» 2003.А. М. Шепелев СТОЛЯРНЫЕ РАБОТЫ в сельском доме Москва «Россельхозиздат-1997Г. Я. Федотов ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДЕРЕВА Москва « Просвещение» 1987Л. А. Логачева Основы мастерства резчика по дереву Москва «Народное творчество» 2007

^методические пособия:

«Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 5-9 классы, под общей редакцией О.В. Павлова», изд. «Учитель» Москва, 2012 год.

^

I четверть

Вводное занятие

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.

^

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

^ виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

^ шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.

^ Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: виды (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

^

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

^ Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

^

По выбору учителя.

II четверть

Вводное занятие

Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.

^

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание из фанеры или дощечки).

^ Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

^ Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления,

^

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.

Теоретические сведения. Рашпиль, напильникдрачевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы.

Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке.

^ Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.

Выжигание

Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).

^ Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие.

^ Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

^

По выбору учителя.

III четверть

Вводное занятие

Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.

^

Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Умение. Работа лучковой пилой.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.

^

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

^

Изделие. Настенная полочка.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик; назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

^ Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

^

По выбору учителя.

IV четверть

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на IV четверть.

Изготовление кухонной утвари

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

^ Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.

^ Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

^

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.

Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.

Упражнения. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах.)

^ Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

^

По выбору учителя изготовление 3-х или 4-х изделий.

9 КЛАСС

I четверть

Вводное занятие

Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть.

^

Изделия. Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат.

Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак.

Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для пожаротушения,

^ Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы.

Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие.

^

Виды работы. Изготовление журнального столика с художественной отделкой поверхности.

Самостоятельная работа

Выполнение заказов базового предприятия.

II четверть

^

Вводное занятие

План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.

^

Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1:2 (1:5) от натуральной для школьной игровой комнаты.

Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические требования к мебели.

Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз.

^ Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ.

^

Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу. Отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров, Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии.

^

Виды работы. Выполнение заказов базового предприятия.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

Строительное производство

^

Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины: организация рабочего места, правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит.

Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и электрорубанок, устройство, работа, правила безопасности.

^

Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды досок в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная).

Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки.Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения.

Упражнение. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам.

^

Изделия. Терки. Гладилка. Соколы. Растворный ящик. Малка для штукатурных работ. Ручки для штукатурных инструментов.

^ Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия черновая и чистовая заготовки.

Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий.

^

Виды работы. Изготовление терки, гладилки и т. п.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть

^

Вводное занятие

План работы на четверть. Техника безопасности.

Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности

Изделия. Мебель для школы.

^ Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку»,

умственной отсталостью легкой степениклассы,общеобразовательной школы viii вида,процессе обучения школьники знакомятся,текстура разных древесных пород,уровень развития двигательных качеств,повторение правил техники безопасности,необходимость плотной подгонки соединений,логачева основы мастерства резчика,уточнение правил поведения учащихся,усвоение общих трудовых знаний

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …