Задачи — Табличные данные к информационно-аналитической справке о результативности экспериментальной деятельности оу

  • От :
  • Категории : Без рубрики

На основе теоретического анализа научных источников и изучения педагогического опыта описать содержание понятия «инновационная образовательная среда», создать теоретическую и методологическую основу для преобразования инновационной образовательной среды, способствующей саморазвитию участников образовательного процесса (сконструировать теоретическую модель преобразованной инновационной образовательной среды).
Трансформировать инновационную образовательную среду: произвести комплексные изменения в области обучения, воспитания, социализации личности учащихся; в области профессиональной и мотивационной подготовки учителей к инновациям; оптимизировать систему управления школой.
Определить критерии оценки образовательной среды как инновационной, критерии оценки эффективности ее применения; выделить критерии исследования саморазвития; в соответствии с разработанными критериальными комплексами сформировать психодиагностический инструментарий для выявления динамики процесса саморазвития учителей и учащихся в условиях преобразованной инновационной образовательной среды.
На основе анализа результатов экспериментального исследования сделать выводы об эффективности применения модели инновационной образовательной среды в педагогической практике.
^
изменения в области обучения: изменение содержания образования в соответствии с целями эксперимента, интеграция процесса обучения и научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся;
изменения в области воспитания: создание и апробация индивидуальных программ, направленных на воспитание активной, саморазвивающейся личности, формирование и развитие таких качеств личности, как стремление к познанию, открытость новому опыту;
изменения в области социализации личности: внедрение форм работы, направленных на обеспечение успешного поиска личностью своего места в мире социальных отношений, обеспечивающих ее физическое и психическое здоровье;
изменения в области профессиональной и мотивационной подготовки учителей к инновациям: создание условий, способствующих развитию и саморазвитию инновационной культуры педагога;
оптимизация системы управления школой: реорганизация управленческой системы, создание в ее структуре методического, консультативного, информационного центров, укрупнение института самоуправления, развитие форм и методов взаимодействия со стратегическими партнерами школы.
1.2. Цель и задачи текущего этапа, их реализация
^ Основной целью данного этапа была теоретическая проработка концепции эксперимента, апробация методов, форм, технологий работы с учащимися и педагогами. Указанная цель достигалась за счет решения ряда задач, реализация которых описана ниже.
Задача 1. Поиск и апробация механизма преобразования модели инновационного образовательного пространства.
Теоретический анализ научных источников по проблеме инноваций в образовании (С.Г.Глухова, В.И.Загвязинский, М.В.Кларин, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, А.В. Лоренсов, М.А.Меладзе, А.М.Моисеев, Т.Г.Новикова, Н.П.Капустин, Л.В.Куриленко, В.М.Монахов, В.В.Краевский, М.М.Поташник, Е.В.Прозорова, Е.А.Раудсик, В.И.Слободчиков, П.И.Третьяков, О.Г.Хомерики, К.М. Ушаков, И.Т. Фролов, И.Д.Чечель, Т.М.Чурекова, Т.И.Шамова, Е.А. Шатохин, Н.Р. Юсуфбекова, Е.А.Ямбург) позволил сделать ряд выводов о сущности инноваций в школе, механизмах формирования инновационной культуры участников образовательного процесса.
Инновация – 1) нововведение как реализованное новшество независимо от сферы применения; 2) синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений.
^ выступает стратегическим ресурсом нового постиндустриального или информационного этапа общественного развития; обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни, иными словами, инновационная культура направлена на формирование и развитие у человека внутренней готовности к изменениям и отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, личностных особенностях, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения, т.е. в его инновационном потенциале.
^ может описываться на основе следующих базовых маркеров инновационности:
— направленность личности на поступательное движение, на саморазвитие;- целостное восприятие временной перспективы, самореализация в режиме «здесь и теперь»;- критичное отношение к действительности и прогностичность как способность широкого предвидения; — стремление управлять действительностью (воздействовать и контролировать ее явления) и способность взять на себя ответственность;- толерантность к неопределенности, т.е. готовность действовать в новых условиях;- креативность, т.е. умение находить исключительное для данной ситуации решение на основе синтеза собственных знаний и представлений.
^
Современное общество характеризуется неопределенностью, кризисностью. В связи с этим актуально формирование личности, способной жить, творить и быть эффективной для общества в условиях неопределенности, таким образом, перед школой стоит задача формирования и развития инновационного потенциала личности как учителя, так и ученика.
В инновационной образовательной среде ученик выступает как субъект познания, а учитель как самоэффективная в профессиональном плане творческая личность; ведущая роль учителя – творческий посредник между миром учащегося и миром предметной культуры. Ведущая деятельность ученика – творческое усвоение знаний, поиск личностных смыслов познания и развития. Главной ценностной установкой учителя в этой образовательной среде является установка «Я – профессионал», а для ученика – «Я – личность». Это предполагает, что образовательная среда ориентирует учащегося в первую очередь на познание самого себя, собственных возможностей и способностей. Данные ценностные установки и система методов их формирования и определяют формирование инновационной культуры школьника.
^
Научно-исследовательская, творческая деятельность: актуализируют поисково-познавательный потенциал учащегося, критичность и нестандартность мышления, способствуют развитию толерантности к неопределенности и саморазвитию. Формы работы: круглые столы, конференции, мастер-классы и т.д. (междисциплинарные, разновозрастные, межшкольные).
Приобщение школьников к общей системе корпоративной (организационной) культуры, предусматривающей факторы самостоятельности, личной ответственности и инновационности. Формы работы: локальные проекты и проектные команды; индивидуальные и групповые инициативы (содержание которых может быть в рамках отдельных дисциплин и реализовываться в классе, а может предполагать идеологическую, ценностную составляющую и реализовываться в рамках школы – организации, движения, объединения). Работа в данном направлении способствует развитию у школьников инициативы, самостоятельности, ответственности, самопознания, ценностной системы общности и толерантности к другим.
Информирование или просвещение школьников о тех или иных аспектах инновационности как непременных условиях успешного самоосуществления в современном мире. Формы работы: классные часы, уроки психологии, проблемные группы и т.д. Позволяют развивать рефлексию, самоотношение, стремление к самопознанию, саморазвитию.
^
саморазвитие, рефлексия, ценностные ориентиры инновационности самого учителя;
неформальная, творческая организация учебно-воспитательного процесса.
Маркером успешности реализации системы методов формирования инновационной культуры выступает заинтересованность, инициативность и включенность учеников.Теоретический анализ научных источников по проблеме саморазвития личности, его механизмов, психологических и педагогических условий, связи с творческой деятельностью (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Н.Р.Битянова, Д.Б.Богоявленская, Б.С.Братусь, А.В.Брушлинский, Е.Б.Весна, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.И.Додонов, В.В.Загвязинский, О.В.Заславская, В.В.Знаков, Е.Н.Кабанова-Меллер, В.А.Кан-Калик, Б.М.Кедров, В.Кудрявцев, Л.Клинберг, В.В.Краевский, Н.С.Лейтес, Д.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, Х.И.Лийметс, Б.Ф.Ломов, М.М.Мамардашвили, А.М.Матюшкин, Р.С.Немов, В.Оконь, А.В.Петровский, В.А.Петровский, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков, М.Н.Скаткин, М.И.Сеченов, В.И.Слободчиков, Н.Ф.Талызина, О.К.Тихомиров, Д.И.Фельдштейн, И.С.Якиманская и др.; Дж.Бьюдженталь, Э.Деси, Э.Динер, А.Маслоу, Г.Олпорт, Р.Райан, К.Роджерс, М.Селигман, В.Франкл, Э.Фромм, К.Ясперс и др.) позволил выделить ряд ключевых моментов, касающихся сущности саморазвития личности, которые будут учитываться при построении инновационной образовательной среды.
Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; это форма жизнетворчества человека, культивирования собственной уникальности путем расширения собственных возможностей. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок и предполагает два этапа: самопознание и самоизменение.
Современное общество ставит перед личностью задачу максимально активного, полного саморазвития. Вместе с тем, темп, насыщенность жизни, пассивность в области самоопределения ведут к тому, что личность не выполняет рефлексивную работу, не ставит внутренние цели развития. Следовательно, саморазвитие не имеет вектора, импульса, не осуществляется. В задачи школы входит формирование и развития у школьников инновационной компетентности, ценности познания, саморазвития.Гуманистический подход к личности предполагает, что саморазвитие – один из ключевых компонентов ее бытия; одним из базовых теоретических положений современной психологической науки является положение о субъектности личности, ее самодетерминирующей природе, креативной направленности. Анализ саморазвития в соотношении с тремя экзистенциалами человеческого существования – духовностью, свободой и ответственностью, — показал, что его сущность может быть понята следующим образом. Человек становится уникальной смысловой вселенной лишь в том случае, если он выходит за пределы биологического и социального существования (свобода). Ответственность представляет собой управление этими выходами за пределы – они должны быть направлены на благо и самого человека, и окружающих людей, и человеческого сообщества в целом. На пересечении свободы и ответственности рождается духовность. Формирование системы нравственных ориентиров является одной из важнейших задач осознанного самоизменения личности. Посредством деяний индивидуальность осуществляет личностные вклады в культуру (А.В.Петровский, В.А.Петровский), неся, таким образом, ответственность и за характер своего бытия, и за содержание культуры в целом.
^ может быть реализация в поведении дефицитарных потребностей и социальных ценностей, связанных с поддержанием гомеостаза личности со средой, когда личность развивается, чтобы получить одобрение, в данном случае имеет место эффект социальной желательности. В таком случае активность, направленная личностью на самоизменение, будет носить скорее адаптивный характер. Если самосовершенствование, самореализация являются внутренней целью личности, стремлением развиваться максимально гармонично, то это процесс собственно саморазвития, осознанного, целенаправленного. В случае, если личность совершенствует себя в адаптивном ключе, под действием социальной желательности, ее саморазвитие будет носить прерывистый, непоследовательный характер, будет замыкаться в определенной сфере, связанной со стремлением индивида получить одобрение; если личность действительно стремится осуществлять осознанное, целенаправленное саморазвитие, оно при наличии благоприятных условий примет характер потока: будет постоянным, всеобъемлющим, органичным.
Для формирования у личности внутреннего стремления к саморазвитию необходима организация трех групп условий:
Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
Адекватные стиль и методы внешних педагогических воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.
^ связано с рядом психологических факторов:
Целостное восприятие своего прошлого, настоящего и будущего, видение взаимосвязи между ними, способность жить настоящим, моделировать и прогнозировать поведение и свою жизнь, готовность нести ответственность за процесс жизни и за ее результат, принятие на себя ответственности за события своей жизни;
готовность адекватно и эффективно действовать в сложных ситуациях и изменяющихся условиях, отсутствие опасений перед новыми, нестандартными ситуациями, принятие своих положительных качеств, уважение себя, способность рефлексировать свои чувства и эмоции, адекватная самооценка;
открытость опыту, эффективное взаимодействие с миром, компетентность, стремление к автономии, преобладание внутренних стремлений, при этом осознанные потребности и чувства выступают источником поведения;
удовлетворенность прожитым отрезком жизни, эмоциональная насыщенность жизни, позитивная оценка своей жизни в целом;
ориентация на общекультурные ценности и принятие их, способность личности руководствоваться в поведении собственной системой ценностных ориентаций.
Указанные компоненты группируются вокруг центрального компонента: ядро в данном случае представляет собой ценность саморазвития для личности, соотносимая с инновационной компетентностью личности.
Человек – это саморазвивающаяся система, ему по определению свойственно самодвижение, вмешательство в этот процесс ставит перед педагогом этический вопрос о правомерности вмешательства. Осуществляя саморазвитие, личность определяет его направление, делает личностно значимый выбор. Совершая такой выбор, человек выбирает не столько цели и средства, не то, как ему поступить сейчас, он выбирает себя в будущем, строит посредством выбора образ своей жизни, определяет ее смысл (Д.А.Леонтьев). Активизируя саморазвитие учащихся, педагог неизменно влияет на его направление; в связи с этим важно дать учащемуся возможность делать выбор самостоятельно настолько, насколько это возможно в данной конкретной социокультурной ситуации, при конкретном уровне развития учащегося.
^ : органическое («по сущности природы»), формирование личности в ходе социализирующих, воспитательных, образовательных воздействий («по сущности социума»), процесс кардинального преобразования («по сущности человека») (В.И.Слободчиков). Школа традиционно занимается формированием личности, ее системы знаний, представлений о мире, нравственных принципов. Вместе с тем, перед школой ставится и задача создания условий для усиления третьего компонента развития — саморазвертывания уникальных потенциалов растущего человека, развивающейся личности.
^ предполагает принципиально новый подход к построению образовательной среды, при котором ученик перестает быть объектом профессиональной деятельности учителя, а все компоненты образовательной среды становятся средством достижения одной цели – активного, гармоничного, всестороннего развития и саморазвития ребенка.
Поворот от ученика как объекта к ученику как субъекту, активному участнику собственного развития предполагает новое отношение и к содержанию образования, и к пониманию способов его преподнесения учащимся, и к исследованию эффективности этих способов, когда мы не ставим вопрос, успешен ли ученик в плане овладения школьной программой, а задаемся целым рядом иных вопросов:
куда направлен вектор развития данного конкретного ребенка?
почему мы на данном этапе имеем этот вектор, такой уровень развития?
куда может прийти ученик при тех или иных условиях?
как нам создать эти условия?
Меняется взгляд и на содержание нормы развития, способы ее определения. Норма – это не среднее, что есть, а то лучшее, что возможно, как для определенной популяции, так и для каждого конкретного учащегося (В.И.Слободчиков). Подобное отношение к норме развития не как к показателю имеющегося, а как к цели развития меняет и суть взаимодействия специалистов школы. При классической организации педагогического процесса педагог транслирует знания, психолог постфактум исследует, каковы результаты развития. При новом варианте психолог изучает вероятности развития, его потенциалы, педагог отвечает на вопрос: как достичь поставленных целей, создать условия для тех или иных вариантов развития.Полноправным участником процесса оптимизации условий развития учащихся должен быть и родитель, заинтересованный в гармоничном развитии своего ребенка, максимальной реализации всех его потенциалов. Семья – самый первый, самый естественный для человека институт социализации – должна дополнять, сопровождать, подкреплять практикой живого человеческого общения социализирующее воздействие школы, а в области человеческой значимости школа не должна, не может в принципе заменить семью. Активность родителей должна направляться и поддерживаться просветительской работы школы.Теоретический анализ научной литературы по проблеме саморазвития личности позволил выделить свойства личности, с одной стороны, формирующиеся в процессе развития и саморазвития личности, с другой стороны, необходимые для дальнейшего ее саморазвития. К таковым свойствам личности нами были отнесены:
Развитое сознание (в том числе нравственное) и самосознание, осознанность действий и поступков;
самоопределение, активная жизненная позиция;
творческое мышление, нестереотипность мышления и поведения;
критичность мышления;
способность контролировать жизненные ситуации;
мотивация на саморазвитие, стремление самоактуализироваться;
высокие адаптивные возможности личности;
открытость личности новому опыту, инновационная восприимчивость;
социально-психологическая, профессиональная компетентность личности.
В общих чертах модель саморазвития личности на протяжении школьного обучения можно представить следующим образом: в младшем школьном возрасте происходит предоформление процесса саморазвития – в процессе активного самооценивания формируется его психологическая база; в подростковом возрасте на основе складывающегося логического мышления начинает активно функционировать рефлексия, закладывается основа самопонимания, самоопределения личности. У старшеклассников складывается мировоззрение, вырабатываются жизненные принципы, появляется стремление реализовать себя. Таким образом, каждый из компонентов – самооценивание, самопознание, саморазвитие – последовательно начинают функционировать у личности по мере ее развития, взросления, созревания психической базы для анализа внутреннего и внешнего опыта. Самооценка изначально выступает основой для самопознания, самопознание – для саморазвития. Каждый из компонентов, выступая основой, вбирается следующим и функционирует уже в новой системе.Черты, присущие саморазвивающейся личности, важно закладывать и развивать с самого начала школьного обучения. Для этого в школе планируется работа по ряду направлений, указанных в методологическом аппарате исследования.Развитие личности в зрелом возрасте тесно связано с профессиональной деятельностью как разноплановой, способной удовлетворить разнообразные потребности личности. В связи с этим в рамках эксперимента исследуется профессиональное саморазвитие личности и связанные с ним психологические характеристики:
внутреннее стремление к саморазвитию (развитие через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование, ценность познания, развития, самосовершенствования);
компоненты готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию (мотивационный, познавательный, волевой, гностический, коммуникативный);
интерес и удовлетворенность от деятельности;
особенности организации деятельности, жизни в целом (структурирование времени, самоорганизация, целеполагание, самостоятельность в выборах, жизнестойкость как совладание с трудными ситуациями);
особенности ценностно-смысловой сферы (ценностные детерминанты мотивационной сферы, степень рассогласования между целями и результативностью).
В феврале 2011г. концепция эксперимента обсуждалась с В.И.Слободчиковым, одним из ведущих исследователей в области современной организации педагогического процесса, который высказал свое авторитетное мнение о том, что в принципе поставленные задачи достижимы при максимально возможном индивидуальном подходе, согласованной работе всех специалистов школы, четком понимании сути процесса саморазвития и задач, которые ставятся экспериментаторами.
Задача 2. Согласование целей и задач эксперимента с вызовами общества, касающимися школьного обучения и воспитания.
Анализ Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 04.02.2010г.) показал, что активность растущей личности в плане собственного развития, познания нового, активность в плане самоопределения, гражданская активность, открытость выпускника самоизменению, новому опыту являются значимыми чертами и для общества, и для самой личности, поскольку именно обозначенные выше психологические характеристики ложатся в основу самодостаточности, успешности личности в современном мире. Анализ Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России показал, что саморазвитие, реализация собственных потенциалов является одной из ведущих целей развития личности, приоритетной задачей семьи, школы и общества.
Современный рынок труда предъявляет специалисту такие требования, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др. В связи с этим мы пришли к выводу о том, что проблематика эксперимента актуальна, его цели и задачи соответствуют вызовам общества.
Также на текущем этапе эксперимента исследовались внутренние цели развития учащихся, педагогов (посредством входящего психодиагностического обследования, анализа содержания индивидуальных программ саморазвития, бесед, наблюдения в процессе практических деятельностей, семинаров и т.п.). В результате были сделаны выводы о том, что учащиеся хотели бы развивать компетентность в следующих сферах (приложение 2.4):
психологическая сфера (навыки продуктивного общения, лидерские качества, уверенность в себе и т.д.);
сфера получения знаний (дополнительные знания в области практически всех учебных дисциплин, в области технологий получения, понимания, запоминания знаний);
сфера творчества (танцы, пение, изобразительное искусство и др.);
научно-исследовательская сфера (наблюдения, эксперименты) и др.
Получены данные о значимости для педагогов развития в ряде таких жизненных сфер, как семейная, коммуникативная, сфера здоровья, сфера организации труда и отдыха и др. (приложение 2.5). Вместе с тем, в ходе эксперимента планируется формировать и развивать у педагогов научно-исследовательскую компетентность (понимание целей нового эксперимента, получение знаний о передовых педагогических технологиях), инновационную компетентность (открытость новому опыту, толерантность к неопределенности) и т.д.Полученные данные о направлениях саморазвития, важных для учеников и педагогов школы, подтвердили актуальность внедрения усовершенствованной инновационной модели, позволили скорректировать ее в плане содержания и технологий работы.
Задача 3. Разработка и освоение методов и средств развития личности в контексте инновационной модели
На подготовительном этапе были изучены и апробированы следующие группы методов:
методы активизации познания, направленные на формирование и развитие осознанного, активного, заинтересованного получения знаний (проблематизация обучения, укрупнение научно-исследовательского компонента обучения, применение технологий развития креативности мышления и др.);
методы формирования мотивационного компонента деятельности (методы усиления мотивации познания учащихся, методы стимулирования профессионального самосовершенствования педагогов и др.);
методы оптимизации профессиональной деятельности педагогов (методы активного социально-психологического обучения и др.);
методы активизации саморазвития (методы стимулирования осознанного осмысления учащимися целей и средств активного самоизменения, технология составления индивидуальных программ саморазвития);
методы формирования и развития психологических качеств личности, связанных с ее саморазвитием (методы активного социально-психологического обучения и др.).
Более подробно конкретные методы и технологии работы описаны далее в тексте отчета.
Задача 4. Анализ инновационных изменений, проработка проблематики исследования, уточнение перспектив реализации экспериментальных идей
На организационно-преобразующем этапе экспериментальное воздействие моделируется, но не осуществляется. На момент начала эксперимента было осуществлено входящее психодиагностическое обследование (аналитические справки по результатам данного исследования представлены в приложении 2.7), имеющее следующие цели:
оценить актуальное состояние черт личности учащихся и педагогов, связанных с их саморазвитием, их инновационный потенциал;
провести апробацию психодиагностического инструментария;
на основе полученных эмпирических данных скорректировать модель инновационной образовательной среды.
В связи с отсутствием экспериментального воздействия лишено смысла осуществлять повторную диагностику на данном этапе эксперимента.Однако следует отметить положительные тенденции, наметившиеся уже на этапе отработки методов и технологий экспериментальной деятельности.
растет заинтересованность педагогов в экспериментальной деятельности, личностном саморазвитии;
педагоги проявили активность в плане усовершенствования программ факультативных и элективных курсов (в программы был добавлен инновационный компонент, они были переработаны с учетом требований нового экспериментального проекта);
наблюдается рост количества учителей, принимающих участие в проектной и исследовательской деятельности (приложение 1.2).
На данном этапе перспективы реализации экспериментальных идей определены нами следующим образом:
трансформация инновационной образовательной среды в соответствии с разработанной теоретической моделью, в соответствии с полученными психодиагностическими данными, результатами апробации методов и технологий, произведенной на подготовительном этапе эксперимента (развитие дополнительных проектно-исследовательских маршрутов, взросло-детских видов деятельности, реализация современных технологий, методов и средств обучения и воспитания, в том числе работа творческой группы «Живая инновация», работа с индивидуальными программами саморазвития учащихся, введение элементов научно-исследовательской деятельности в практику обучения в начальной школе и т.д.);
раскрытие инновационного потенциала личности учителей и учащихся в условиях эксперимента (создание условий для развития креативности мышления, открытости личности новому опыту, толерантности к неопределенности, мотивации познания и самосовершенствования);
предварительный анализ и описание механизма комплексного преобразования инновационной образовательной среды в контексте цели, задач, гипотезы эксперимента;
описание системы критериев оценки результатов экспериментальной работы;
промежуточные психодиагностические обследования учащихся и педагогов, имеющие целью выявление и описание особенностей личности, связанных с ее саморазвитием и инновационным потенциалом.
В контексте инновационной образовательной среды планируется работа по ряду направлений, суть, задачи и конкретные мероприятия отражены в приложении 1.1.1.
Задача 5. Систематизация диагностического инструментария для пилотажного исследования
Одной из целей организационно-преобразующего этапа эксперимента является разработка реестра психодиагностических методик в соответствии с его целями и задачами. Специалистами школы был подготовлен комплект методик для эмпирического исследования психологических особенностей личности, связанных с ее саморазвитием, инновационным потенциалом. Описание методик представлено в приложении 2.6. Методики исследования отбирались с учетом следующих требований:
валидность;
надежность;
точность;
соответствие возрастным особенностям респондентов;
экономичность в смысле материальных и временных затрат;
комплексность;
информативность.
В результате апробации комплекта психодиагностических методик были сделаны следующие выводы:
в целом комплекс методик в достаточной степени информативен;
выполнение заданий методик не вызывало затруднений у респондентов;
процесс психодиагностического обследования не нарушал санитарных требований;
в целом апробированный реестр методик, разработанные бланки обследования целесообразно применять на дальнейших этапах экспериментальной деятельности.
Задача 6. Входящее психодиагностическое обследование личностных особенностей учащихся, педагогов, связанных с их саморазвитием, инновационным потенциалом, дало следующие результаты:
Первая ступень обучения (аналитическая справка представлена в приложении 2.7.1).
Показатели школьной тревожности в пределах нормы, однако достаточно близки к границе нормы.
Самооценка учащихся начального звена слабо оформлена, практически не дифференцирована.
Наиболее значимы для учащихся начальных классов материальные ценности.
У всех респондентов высокие показатели по шкале «беглость мышления», при этом показатели «гибкость», «оригинальность», «разработанность», «название» существенно ниже максимально возможных. Учащиеся плохо умеют выходить за пределы однажды усвоенного способа решения задачи.
^
Планировать и осуществлять мероприятия, способствующие успешному вхождению ребенка в процесс школьного обучения, предупреждающие развитие у них школьной дезадаптации и школьной тревожности.
Проводить просветительскую работу для учителей и родителей об основных принципах и приемах корректного оценивания успехов школьников, их личностных особенностей, организовывать деятельность учащихся по взаимооцениванию и самооцениванию.
Работать над гармонизацией ценностной сферы школьников, формировать у них ценности здоровья и познания, развивать учебную мотивацию.
Создавать условия в контексте урока и внеурочной деятельности для формирования у школьников креативности мышления, толерантности к неопределенности.
Вторая ступень обучения (аналитическая справка представлена в приложении 2.7.2).1. Благоприятными факторами развития у учеников инновационного потенциала и гибкой способности к саморазвитию выступают:
Способность к целеполаганию;
Личностный смысл учения;
Стремление к самоосуществлению;
Рефлексия (самоанализ);
Адекватная ориентировка в социальной среде;
Беглость и потенциальная креативность мышления.
2. Препятствующими факторами развития инновационного ресурса школьников являются:
определенная степень фрустрации у школьников потребности в достижении успеха;
Преобладающая внешняя мотивация, а также позиционный и игровой мотивы учения
Тенденциозная ригидность (негибкость) мышления.
В связи с этим были намечены следующие направления работы:
уделить особое внимание развитию ценности познания, формированию мотивации учения, внутреннего стремления учащихся к получению знаний, активному и самостоятельному;
создать условия для психологического благополучия учащихся: проводить комплексные мероприятия по профилактике и преодолению школьной тревожности, созданию учащимся ситуаций успеха;
создать условия для реализации стремления учащихся самовыразиться, достичь успеха в учебной и внеучебной деятельности, для их самопознания и самопонимания; научить школьников реализовывать свою активность продуктивно, осмысленно;
усилить проблемный, аналитический компонент обучения с тем, чтобы научить школьников рефлексировать, рассуждать, адекватно оценивать свои потенциалы, выстраивать ближнюю и дальнюю жизненную перспективу;
создать условия для развития нестандартности мышления, умения отказываться от привычных алгоритмов деятельности, то есть развивать толерантность к неопределенности, умение искать новые решения задач, переносить знания в контекст новых жизненных ситуаций.
^ У школьников старшего звена очевидна открытость новому опыту, интерес к саморазвитию и самоосуществлению, а также видение собственной потенциальности, успешности и эффективности. Однако не является устойчивой уверенность в себе и не кристаллизована адекватная временная перспектива, способствующая прогнозированию и адекватной оценке ситуации при принятии решений, при осуществлении индивидуальных выборов.
^
создавать условия для реализации имеющегося у школьников инновационного потенциала;
развивать способность учащихся анализировать свои особенности, способности, эффективность деятельности с тем, чтобы они умели максимально адекватно и самостоятельно планировать жизнь, прогнозировать ситуации, делать осознанные выборы, в том числе, выбор будущей профессии и будущего профессионального учебного заведения;
формировать у старшеклассников ценность познания.
Учителя (аналитическая справка представлена в приложении 2.7.4).В целом, по шкалам диагностических методик, встраивающихся в критерии готовности к саморазвитию респондентов группы, получены достаточно высокие результаты. Данный факт весьма закономерен и естественен, поскольку учителя данной школы включены в экспериментальную деятельность на протяжении всей истории работы школы.Однако исследование ценностной системы указывает на существенное рассогласование между ценностями-целями (желаемое, субъективно значимое), и реализуемыми ценностями (доступными и необходимыми в актуальном самоосуществлении). Данное рассогласование может говорить о наличии внутренней конфликтности мотивационной сферы, которая выражается между субъективным «нежеланием» и объективной необходимостью (в данном случае профессионального саморазвития). Таким образом, наличие готовности к саморазвитию основывается на внешней мотивации саморазвития и субъективном сопротивлении ему.Дополнительное исследование педагогов на осмысление ими феномена инноваций в школе (аналитическая справка представлена в приложении 2.8) показало:
Стремление совершенствовать профессиональную деятельность присуще всем респондентам, при этом мотивация профессионального роста различна.
Обследованные учителя в целом открыты новому опыту, видят в инновационной деятельности потенциал для саморазвития, считают инновации в образовании необходимыми, при этом сущность эксперимента требует разъяснения, поскольку инновационный компонент представлен в сознании респондентов фрагментарно.
Педагоги относятся к ученикам не как к объектам трансляции знаний, а как к равноправным субъектам диалога, творческого поиска, при этом полагают, что школьникам должны быть присущи волевые качества и ответственность
^
проводить комплексные мероприятия, имеющие целью формирование у педагогов школы внутреннего стремления к саморазвитию;
проводить просветительскую работу: работать над осмыслением сути экспериментального проекта учителями, формирования у них системы знаний и умений в области самопознания, саморазвития, профессионального совершенствования.
^ На следующем этапе эксперимента ожидается положительная динамика в следующих областях:
повышение субъективной значимости процесса саморазвития в целом у участников педагогического процесса;
формирование и развитие личностных характеристик, значимых для оптимизации процесса саморазвития (толерантность к неопределенности, креативность мышления; ценность познания, мотивация учения, психологическое благополучие, адаптивность (снижение школьной тревожности, значимость здорового образа жизни, умение грамотно организовывать труд и отдых) и т.д.);
оптимизация системы управления школой для решения задач экспериментального исследования;
преобразование содержания образования, процесса организации воспитательной деятельности в соответствии с целями эксперимента, внутренними целями развития участников педагогического процесса.
1.3. Анализ обобщения и распространения опыта работы по реализации экспериментального проекта ОУ на муниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном, международном уровнях (приложение 1.1.3).
Распространение инновационного опыта — традиционная форма экспериментальной деятельности МБОУ «Средняя школа № 42». В течение 8 лет школа является Инновационным центром повышения квалификации педагогических кадров по проблеме федерального эксперимента «Развитие ребёнка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности». С 2009 года МБОУ «Средняя школа № 42» является стажёрской площадкой КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК» на основании приказа № 104/1-о от 18 ноября 2009 года министерства образования и науки Камчатского края.
Цель: распространение передового педагогического опыта 10-летней инновационной деятельности в статусе Федеральной экспериментальной площадки по проблеме: «Развитие ребёнка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности».
Работа стажёрской площадки была организована в соответствии с планом совместной деятельности МОУ «Средняя школа № 42», КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК». План программы стажёрской площадки выполнен. Педагоги МОУ «Средняя школа № 42» делились опытом по важнейшим вопросам современной образовательной политики:
Компетентностный подход в организации внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательных учреждениях.
Использование ИКТ в образовательной области «Физическая культура» как средство эффективной подготовки учащихся.
Обновление содержания и методики преподавания физической культуры.
Обучение, совершенствование техники лыжных ходов, организация секционной работы по лыжным гонкам.
Система работы с одарёнными детьми. Методика подготовки школьников к олимпиадам по химии различного уровня.
Использование ИКТ на уроках химии как средство эффективной подготовки к итоговой аттестации.
Дистанционное обучение. Интернет-уроки (химия 10-11 классы)
Использование интерактивной доски и прикладных программ на уроках английского языка.
Подготовка учащихся к ЕГЭ по английскому языку.
Мастер-класс как форма распространения передового опыта в преподавании технологии в школе.
Поэтапное формирование предметных понятий и практических умений на уроках технологии.
Преподавание литературы по программе «Школа 2100».
В школе использовались разнообразные формы повышения квалификации работников системы образования Камчатского края: модульные курсы (физическая культура, химия), семинары-практикумы (английский язык, технология, литература), индивидуальные консультации (химия).В деятельности педагогов школы наблюдалась тесная связь теории и практики. Большой интерес у слушателей курсов вызвали открытые уроки Коваля Г.П., учителя физической культуры, интернет-уроки учителя химии Сарманеевой Г.Н., использование интерактивной доски и прикладных программ на уроках английского языка Жуковец Г.А., подготовка к ЕГЭ по английскому языку учителей английского языка Дутова Л.Г., Хвощенко Г.Ф., открытые уроки литературы по программе «Школа 2100» учителя литературы Жимановой Е.С., мастер-класс по преподаванию технологии в школе Цикуновой Л.Н.Всего было проведено 88 часов практических занятий и индивидуальных консультаций. Повысили свою квалификацию по проблемам экспериментального проекта школы 266 работников системы образования Камчатского края. Контингент слушателей был разнообразен: учителя физической культуры, педагоги-организаторы, инструкторы физической культуры, зам. директора по воспитательной работе, учителя химии, английского языка, технологии, русского языка и литературы.Все мероприятия были проведены на высоком уровне и получили положительные оценки слушателей курсов и представителей КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК». Реализация плана стажёрской площадки способствовала:
профессионально-личностному росту педагогов школы;
развитию ИТК-компетентности педагогов;
распространению инновационного опыта педагогического коллектива школы.
Педагоги школы – активные участники традиционных Бушелевских чтений. В 2011 году свои статьи представили 4 педагога ОУ. Опубликовали свои работы на сайте Всероссийского фестиваля «Открытый урок» 2 учителя.

  1. На основе теоретического анализа научных источников и изучения педагогического опыта описать содержание понятия «инновационная образовательная среда», создать теоретическую и методологическую основу для преобразования инновационной образовательной среды, способствующей саморазвитию участников образовательного процесса (сконструировать теоретическую модель преобразованной инновационной образовательной среды).
  2. Трансформировать инновационную образовательную среду: произвести комплексные изменения в области обучения, воспитания, социализации личности учащихся; в области профессиональной и мотивационной подготовки учителей к инновациям; оптимизировать систему управления школой.
  3. Определить критерии оценки образовательной среды как инновационной, критерии оценки эффективности ее применения; выделить критерии исследования саморазвития; в соответствии с разработанными критериальными комплексами сформировать психодиагностический инструментарий для выявления динамики процесса саморазвития учителей и учащихся в условиях преобразованной инновационной образовательной среды.
  4. На основе анализа результатов экспериментального исследования сделать выводы об эффективности применения модели инновационной образовательной среды в педагогической практике.

^

  • изменения в области обучения: изменение содержания образования в соответствии с целями эксперимента, интеграция процесса обучения и научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся;
  • изменения в области воспитания: создание и апробация индивидуальных программ, направленных на воспитание активной, саморазвивающейся личности, формирование и развитие таких качеств личности, как стремление к познанию, открытость новому опыту;
  • изменения в области социализации личности: внедрение форм работы, направленных на обеспечение успешного поиска личностью своего места в мире социальных отношений, обеспечивающих ее физическое и психическое здоровье;
  • изменения в области профессиональной и мотивационной подготовки учителей к инновациям: создание условий, способствующих развитию и саморазвитию инновационной культуры педагога;
  • оптимизация системы управления школой: реорганизация управленческой системы, создание в ее структуре методического, консультативного, информационного центров, укрупнение института самоуправления, развитие форм и методов взаимодействия со стратегическими партнерами школы.

1.2. Цель и задачи текущего этапа, их реализация

^ Основной целью данного этапа была теоретическая проработка концепции эксперимента, апробация методов, форм, технологий работы с учащимися и педагогами. Указанная цель достигалась за счет решения ряда задач, реализация которых описана ниже.

Задача 1. Поиск и апробация механизма преобразования модели инновационного образовательного пространства.

Теоретический анализ научных источников по проблеме инноваций в образовании (С.Г.Глухова, В.И.Загвязинский, М.В.Кларин, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, А.В. Лоренсов, М.А.Меладзе, А.М.Моисеев, Т.Г.Новикова, Н.П.Капустин, Л.В.Куриленко, В.М.Монахов, В.В.Краевский, М.М.Поташник, Е.В.Прозорова, Е.А.Раудсик, В.И.Слободчиков, П.И.Третьяков, О.Г.Хомерики, К.М. Ушаков, И.Т. Фролов, И.Д.Чечель, Т.М.Чурекова, Т.И.Шамова, Е.А. Шатохин, Н.Р. Юсуфбекова, Е.А.Ямбург) позволил сделать ряд выводов о сущности инноваций в школе, механизмах формирования инновационной культуры участников образовательного процесса.

Инновация – 1) нововведение как реализованное новшество независимо от сферы применения; 2) синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений.

^ выступает стратегическим ресурсом нового постиндустриального или информационного этапа общественного развития; обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни, иными словами, инновационная культура направлена на формирование и развитие у человека внутренней готовности к изменениям и отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, личностных особенностях, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения, т.е. в его инновационном потенциале.

^ может описываться на основе следующих базовых маркеров инновационности:

— направленность личности на поступательное движение, на саморазвитие;- целостное восприятие временной перспективы, самореализация в режиме «здесь и теперь»;- критичное отношение к действительности и прогностичность как способность широкого предвидения; — стремление управлять действительностью (воздействовать и контролировать ее явления) и способность взять на себя ответственность;- толерантность к неопределенности, т.е. готовность действовать в новых условиях;- креативность, т.е. умение находить исключительное для данной ситуации решение на основе синтеза собственных знаний и представлений.

^

Современное общество характеризуется неопределенностью, кризисностью. В связи с этим актуально формирование личности, способной жить, творить и быть эффективной для общества в условиях неопределенности, таким образом, перед школой стоит задача формирования и развития инновационного потенциала личности как учителя, так и ученика.

В инновационной образовательной среде ученик выступает как субъект познания, а учитель как самоэффективная в профессиональном плане творческая личность; ведущая роль учителя – творческий посредник между миром учащегося и миром предметной культуры. Ведущая деятельность ученика – творческое усвоение знаний, поиск личностных смыслов познания и развития. Главной ценностной установкой учителя в этой образовательной среде является установка «Я – профессионал», а для ученика – «Я – личность». Это предполагает, что образовательная среда ориентирует учащегося в первую очередь на познание самого себя, собственных возможностей и способностей. Данные ценностные установки и система методов их формирования и определяют формирование инновационной культуры школьника.

^

  1. Научно-исследовательская, творческая деятельность: актуализируют поисково-познавательный потенциал учащегося, критичность и нестандартность мышления, способствуют развитию толерантности к неопределенности и саморазвитию. Формы работы: круглые столы, конференции, мастер-классы и т.д. (междисциплинарные, разновозрастные, межшкольные).
  2. Приобщение школьников к общей системе корпоративной (организационной) культуры, предусматривающей факторы самостоятельности, личной ответственности и инновационности. Формы работы: локальные проекты и проектные команды; индивидуальные и групповые инициативы (содержание которых может быть в рамках отдельных дисциплин и реализовываться в классе, а может предполагать идеологическую, ценностную составляющую и реализовываться в рамках школы – организации, движения, объединения). Работа в данном направлении способствует развитию у школьников инициативы, самостоятельности, ответственности, самопознания, ценностной системы общности и толерантности к другим.
  3. Информирование или просвещение школьников о тех или иных аспектах инновационности как непременных условиях успешного самоосуществления в современном мире. Формы работы: классные часы, уроки психологии, проблемные группы и т.д. Позволяют развивать рефлексию, самоотношение, стремление к самопознанию, саморазвитию.

^

  1. саморазвитие, рефлексия, ценностные ориентиры инновационности самого учителя;
  2. неформальная, творческая организация учебно-воспитательного процесса.

Маркером успешности реализации системы методов формирования инновационной культуры выступает заинтересованность, инициативность и включенность учеников.Теоретический анализ научных источников по проблеме саморазвития личности, его механизмов, психологических и педагогических условий, связи с творческой деятельностью (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Н.Р.Битянова, Д.Б.Богоявленская, Б.С.Братусь, А.В.Брушлинский, Е.Б.Весна, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.И.Додонов, В.В.Загвязинский, О.В.Заславская, В.В.Знаков, Е.Н.Кабанова-Меллер, В.А.Кан-Калик, Б.М.Кедров, В.Кудрявцев, Л.Клинберг, В.В.Краевский, Н.С.Лейтес, Д.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, Х.И.Лийметс, Б.Ф.Ломов, М.М.Мамардашвили, А.М.Матюшкин, Р.С.Немов, В.Оконь, А.В.Петровский, В.А.Петровский, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков, М.Н.Скаткин, М.И.Сеченов, В.И.Слободчиков, Н.Ф.Талызина, О.К.Тихомиров, Д.И.Фельдштейн, И.С.Якиманская и др.; Дж.Бьюдженталь, Э.Деси, Э.Динер, А.Маслоу, Г.Олпорт, Р.Райан, К.Роджерс, М.Селигман, В.Франкл, Э.Фромм, К.Ясперс и др.) позволил выделить ряд ключевых моментов, касающихся сущности саморазвития личности, которые будут учитываться при построении инновационной образовательной среды.

Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; это форма жизнетворчества человека, культивирования собственной уникальности путем расширения собственных возможностей. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок и предполагает два этапа: самопознание и самоизменение.

Современное общество ставит перед личностью задачу максимально активного, полного саморазвития. Вместе с тем, темп, насыщенность жизни, пассивность в области самоопределения ведут к тому, что личность не выполняет рефлексивную работу, не ставит внутренние цели развития. Следовательно, саморазвитие не имеет вектора, импульса, не осуществляется. В задачи школы входит формирование и развития у школьников инновационной компетентности, ценности познания, саморазвития.Гуманистический подход к личности предполагает, что саморазвитие – один из ключевых компонентов ее бытия; одним из базовых теоретических положений современной психологической науки является положение о субъектности личности, ее самодетерминирующей природе, креативной направленности. Анализ саморазвития в соотношении с тремя экзистенциалами человеческого существования – духовностью, свободой и ответственностью, — показал, что его сущность может быть понята следующим образом. Человек становится уникальной смысловой вселенной лишь в том случае, если он выходит за пределы биологического и социального существования (свобода). Ответственность представляет собой управление этими выходами за пределы – они должны быть направлены на благо и самого человека, и окружающих людей, и человеческого сообщества в целом. На пересечении свободы и ответственности рождается духовность. Формирование системы нравственных ориентиров является одной из важнейших задач осознанного самоизменения личности. Посредством деяний индивидуальность осуществляет личностные вклады в культуру (А.В.Петровский, В.А.Петровский), неся, таким образом, ответственность и за характер своего бытия, и за содержание культуры в целом.

^ может быть реализация в поведении дефицитарных потребностей и социальных ценностей, связанных с поддержанием гомеостаза личности со средой, когда личность развивается, чтобы получить одобрение, в данном случае имеет место эффект социальной желательности. В таком случае активность, направленная личностью на самоизменение, будет носить скорее адаптивный характер. Если самосовершенствование, самореализация являются внутренней целью личности, стремлением развиваться максимально гармонично, то это процесс собственно саморазвития, осознанного, целенаправленного. В случае, если личность совершенствует себя в адаптивном ключе, под действием социальной желательности, ее саморазвитие будет носить прерывистый, непоследовательный характер, будет замыкаться в определенной сфере, связанной со стремлением индивида получить одобрение; если личность действительно стремится осуществлять осознанное, целенаправленное саморазвитие, оно при наличии благоприятных условий примет характер потока: будет постоянным, всеобъемлющим, органичным.

Для формирования у личности внутреннего стремления к саморазвитию необходима организация трех групп условий:

  • Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
  • Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
  • Адекватные стиль и методы внешних педагогических воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

^ связано с рядом психологических факторов:

      • Целостное восприятие своего прошлого, настоящего и будущего, видение взаимосвязи между ними, способность жить настоящим, моделировать и прогнозировать поведение и свою жизнь, готовность нести ответственность за процесс жизни и за ее результат, принятие на себя ответственности за события своей жизни;
  • готовность адекватно и эффективно действовать в сложных ситуациях и изменяющихся условиях, отсутствие опасений перед новыми, нестандартными ситуациями, принятие своих положительных качеств, уважение себя, способность рефлексировать свои чувства и эмоции, адекватная самооценка;
  • открытость опыту, эффективное взаимодействие с миром, компетентность, стремление к автономии, преобладание внутренних стремлений, при этом осознанные потребности и чувства выступают источником поведения;
  • удовлетворенность прожитым отрезком жизни, эмоциональная насыщенность жизни, позитивная оценка своей жизни в целом;
  • ориентация на общекультурные ценности и принятие их, способность личности руководствоваться в поведении собственной системой ценностных ориентаций.

Указанные компоненты группируются вокруг центрального компонента: ядро в данном случае представляет собой ценность саморазвития для личности, соотносимая с инновационной компетентностью личности.

Человек – это саморазвивающаяся система, ему по определению свойственно самодвижение, вмешательство в этот процесс ставит перед педагогом этический вопрос о правомерности вмешательства. Осуществляя саморазвитие, личность определяет его направление, делает личностно значимый выбор. Совершая такой выбор, человек выбирает не столько цели и средства, не то, как ему поступить сейчас, он выбирает себя в будущем, строит посредством выбора образ своей жизни, определяет ее смысл (Д.А.Леонтьев). Активизируя саморазвитие учащихся, педагог неизменно влияет на его направление; в связи с этим важно дать учащемуся возможность делать выбор самостоятельно настолько, насколько это возможно в данной конкретной социокультурной ситуации, при конкретном уровне развития учащегося.

^ : органическое («по сущности природы»), формирование личности в ходе социализирующих, воспитательных, образовательных воздействий («по сущности социума»), процесс кардинального преобразования («по сущности человека») (В.И.Слободчиков). Школа традиционно занимается формированием личности, ее системы знаний, представлений о мире, нравственных принципов. Вместе с тем, перед школой ставится и задача создания условий для усиления третьего компонента развития — саморазвертывания уникальных потенциалов растущего человека, развивающейся личности.

^ предполагает принципиально новый подход к построению образовательной среды, при котором ученик перестает быть объектом профессиональной деятельности учителя, а все компоненты образовательной среды становятся средством достижения одной цели – активного, гармоничного, всестороннего развития и саморазвития ребенка.

Поворот от ученика как объекта к ученику как субъекту, активному участнику собственного развития предполагает новое отношение и к содержанию образования, и к пониманию способов его преподнесения учащимся, и к исследованию эффективности этих способов, когда мы не ставим вопрос, успешен ли ученик в плане овладения школьной программой, а задаемся целым рядом иных вопросов:

  • куда направлен вектор развития данного конкретного ребенка?
  • почему мы на данном этапе имеем этот вектор, такой уровень развития?
  • куда может прийти ученик при тех или иных условиях?
  • как нам создать эти условия?

Меняется взгляд и на содержание нормы развития, способы ее определения. Норма – это не среднее, что есть, а то лучшее, что возможно, как для определенной популяции, так и для каждого конкретного учащегося (В.И.Слободчиков). Подобное отношение к норме развития не как к показателю имеющегося, а как к цели развития меняет и суть взаимодействия специалистов школы. При классической организации педагогического процесса педагог транслирует знания, психолог постфактум исследует, каковы результаты развития. При новом варианте психолог изучает вероятности развития, его потенциалы, педагог отвечает на вопрос: как достичь поставленных целей, создать условия для тех или иных вариантов развития.Полноправным участником процесса оптимизации условий развития учащихся должен быть и родитель, заинтересованный в гармоничном развитии своего ребенка, максимальной реализации всех его потенциалов. Семья – самый первый, самый естественный для человека институт социализации – должна дополнять, сопровождать, подкреплять практикой живого человеческого общения социализирующее воздействие школы, а в области человеческой значимости школа не должна, не может в принципе заменить семью. Активность родителей должна направляться и поддерживаться просветительской работы школы.Теоретический анализ научной литературы по проблеме саморазвития личности позволил выделить свойства личности, с одной стороны, формирующиеся в процессе развития и саморазвития личности, с другой стороны, необходимые для дальнейшего ее саморазвития. К таковым свойствам личности нами были отнесены:

  • Развитое сознание (в том числе нравственное) и самосознание, осознанность действий и поступков;
  • самоопределение, активная жизненная позиция;
  • творческое мышление, нестереотипность мышления и поведения;
  • критичность мышления;
  • способность контролировать жизненные ситуации;
  • мотивация на саморазвитие, стремление самоактуализироваться;
  • высокие адаптивные возможности личности;
  • открытость личности новому опыту, инновационная восприимчивость;
  • социально-психологическая, профессиональная компетентность личности.

В общих чертах модель саморазвития личности на протяжении школьного обучения можно представить следующим образом: в младшем школьном возрасте происходит предоформление процесса саморазвития – в процессе активного самооценивания формируется его психологическая база; в подростковом возрасте на основе складывающегося логического мышления начинает активно функционировать рефлексия, закладывается основа самопонимания, самоопределения личности. У старшеклассников складывается мировоззрение, вырабатываются жизненные принципы, появляется стремление реализовать себя. Таким образом, каждый из компонентов – самооценивание, самопознание, саморазвитие – последовательно начинают функционировать у личности по мере ее развития, взросления, созревания психической базы для анализа внутреннего и внешнего опыта. Самооценка изначально выступает основой для самопознания, самопознание – для саморазвития. Каждый из компонентов, выступая основой, вбирается следующим и функционирует уже в новой системе.Черты, присущие саморазвивающейся личности, важно закладывать и развивать с самого начала школьного обучения. Для этого в школе планируется работа по ряду направлений, указанных в методологическом аппарате исследования.Развитие личности в зрелом возрасте тесно связано с профессиональной деятельностью как разноплановой, способной удовлетворить разнообразные потребности личности. В связи с этим в рамках эксперимента исследуется профессиональное саморазвитие личности и связанные с ним психологические характеристики:

  1. внутреннее стремление к саморазвитию (развитие через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование, ценность познания, развития, самосовершенствования);
  2. компоненты готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию (мотивационный, познавательный, волевой, гностический, коммуникативный);
  3. интерес и удовлетворенность от деятельности;
  4. особенности организации деятельности, жизни в целом (структурирование времени, самоорганизация, целеполагание, самостоятельность в выборах, жизнестойкость как совладание с трудными ситуациями);
  5. особенности ценностно-смысловой сферы (ценностные детерминанты мотивационной сферы, степень рассогласования между целями и результативностью).

В феврале 2011г. концепция эксперимента обсуждалась с В.И.Слободчиковым, одним из ведущих исследователей в области современной организации педагогического процесса, который высказал свое авторитетное мнение о том, что в принципе поставленные задачи достижимы при максимально возможном индивидуальном подходе, согласованной работе всех специалистов школы, четком понимании сути процесса саморазвития и задач, которые ставятся экспериментаторами.

Задача 2. Согласование целей и задач эксперимента с вызовами общества, касающимися школьного обучения и воспитания.

Анализ Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 04.02.2010г.) показал, что активность растущей личности в плане собственного развития, познания нового, активность в плане самоопределения, гражданская активность, открытость выпускника самоизменению, новому опыту являются значимыми чертами и для общества, и для самой личности, поскольку именно обозначенные выше психологические характеристики ложатся в основу самодостаточности, успешности личности в современном мире. Анализ Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России показал, что саморазвитие, реализация собственных потенциалов является одной из ведущих целей развития личности, приоритетной задачей семьи, школы и общества.

Современный рынок труда предъявляет специалисту такие требования, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др. В связи с этим мы пришли к выводу о том, что проблематика эксперимента актуальна, его цели и задачи соответствуют вызовам общества.

Также на текущем этапе эксперимента исследовались внутренние цели развития учащихся, педагогов (посредством входящего психодиагностического обследования, анализа содержания индивидуальных программ саморазвития, бесед, наблюдения в процессе практических деятельностей, семинаров и т.п.). В результате были сделаны выводы о том, что учащиеся хотели бы развивать компетентность в следующих сферах (приложение 2.4):

  1. психологическая сфера (навыки продуктивного общения, лидерские качества, уверенность в себе и т.д.);
  2. сфера получения знаний (дополнительные знания в области практически всех учебных дисциплин, в области технологий получения, понимания, запоминания знаний);
  3. сфера творчества (танцы, пение, изобразительное искусство и др.);
  4. научно-исследовательская сфера (наблюдения, эксперименты) и др.

Получены данные о значимости для педагогов развития в ряде таких жизненных сфер, как семейная, коммуникативная, сфера здоровья, сфера организации труда и отдыха и др. (приложение 2.5). Вместе с тем, в ходе эксперимента планируется формировать и развивать у педагогов научно-исследовательскую компетентность (понимание целей нового эксперимента, получение знаний о передовых педагогических технологиях), инновационную компетентность (открытость новому опыту, толерантность к неопределенности) и т.д.Полученные данные о направлениях саморазвития, важных для учеников и педагогов школы, подтвердили актуальность внедрения усовершенствованной инновационной модели, позволили скорректировать ее в плане содержания и технологий работы.

Задача 3. Разработка и освоение методов и средств развития личности в контексте инновационной модели

На подготовительном этапе были изучены и апробированы следующие группы методов:

  • методы активизации познания, направленные на формирование и развитие осознанного, активного, заинтересованного получения знаний (проблематизация обучения, укрупнение научно-исследовательского компонента обучения, применение технологий развития креативности мышления и др.);
  • методы формирования мотивационного компонента деятельности (методы усиления мотивации познания учащихся, методы стимулирования профессионального самосовершенствования педагогов и др.);
  • методы оптимизации профессиональной деятельности педагогов (методы активного социально-психологического обучения и др.);
  • методы активизации саморазвития (методы стимулирования осознанного осмысления учащимися целей и средств активного самоизменения, технология составления индивидуальных программ саморазвития);
  • методы формирования и развития психологических качеств личности, связанных с ее саморазвитием (методы активного социально-психологического обучения и др.).

Более подробно конкретные методы и технологии работы описаны далее в тексте отчета.

Задача 4. Анализ инновационных изменений, проработка проблематики исследования, уточнение перспектив реализации экспериментальных идей

На организационно-преобразующем этапе экспериментальное воздействие моделируется, но не осуществляется. На момент начала эксперимента было осуществлено входящее психодиагностическое обследование (аналитические справки по результатам данного исследования представлены в приложении 2.7), имеющее следующие цели:

  • оценить актуальное состояние черт личности учащихся и педагогов, связанных с их саморазвитием, их инновационный потенциал;
  • провести апробацию психодиагностического инструментария;
  • на основе полученных эмпирических данных скорректировать модель инновационной образовательной среды.

В связи с отсутствием экспериментального воздействия лишено смысла осуществлять повторную диагностику на данном этапе эксперимента.Однако следует отметить положительные тенденции, наметившиеся уже на этапе отработки методов и технологий экспериментальной деятельности.

  • растет заинтересованность педагогов в экспериментальной деятельности, личностном саморазвитии;
  • педагоги проявили активность в плане усовершенствования программ факультативных и элективных курсов (в программы был добавлен инновационный компонент, они были переработаны с учетом требований нового экспериментального проекта);
  • наблюдается рост количества учителей, принимающих участие в проектной и исследовательской деятельности (приложение 1.2).

На данном этапе перспективы реализации экспериментальных идей определены нами следующим образом:

  1. трансформация инновационной образовательной среды в соответствии с разработанной теоретической моделью, в соответствии с полученными психодиагностическими данными, результатами апробации методов и технологий, произведенной на подготовительном этапе эксперимента (развитие дополнительных проектно-исследовательских маршрутов, взросло-детских видов деятельности, реализация современных технологий, методов и средств обучения и воспитания, в том числе работа творческой группы «Живая инновация», работа с индивидуальными программами саморазвития учащихся, введение элементов научно-исследовательской деятельности в практику обучения в начальной школе и т.д.);
  2. раскрытие инновационного потенциала личности учителей и учащихся в условиях эксперимента (создание условий для развития креативности мышления, открытости личности новому опыту, толерантности к неопределенности, мотивации познания и самосовершенствования);
  3. предварительный анализ и описание механизма комплексного преобразования инновационной образовательной среды в контексте цели, задач, гипотезы эксперимента;
  4. описание системы критериев оценки результатов экспериментальной работы;
  5. промежуточные психодиагностические обследования учащихся и педагогов, имеющие целью выявление и описание особенностей личности, связанных с ее саморазвитием и инновационным потенциалом.

В контексте инновационной образовательной среды планируется работа по ряду направлений, суть, задачи и конкретные мероприятия отражены в приложении 1.1.1.

Задача 5. Систематизация диагностического инструментария для пилотажного исследования

Одной из целей организационно-преобразующего этапа эксперимента является разработка реестра психодиагностических методик в соответствии с его целями и задачами. Специалистами школы был подготовлен комплект методик для эмпирического исследования психологических особенностей личности, связанных с ее саморазвитием, инновационным потенциалом. Описание методик представлено в приложении 2.6. Методики исследования отбирались с учетом следующих требований:

  • валидность;
  • надежность;
  • точность;
  • соответствие возрастным особенностям респондентов;
  • экономичность в смысле материальных и временных затрат;
  • комплексность;
  • информативность.

В результате апробации комплекта психодиагностических методик были сделаны следующие выводы:

  • в целом комплекс методик в достаточной степени информативен;
  • выполнение заданий методик не вызывало затруднений у респондентов;
  • процесс психодиагностического обследования не нарушал санитарных требований;
  • в целом апробированный реестр методик, разработанные бланки обследования целесообразно применять на дальнейших этапах экспериментальной деятельности.

Задача 6. Входящее психодиагностическое обследование личностных особенностей учащихся, педагогов, связанных с их саморазвитием, инновационным потенциалом, дало следующие результаты:

Первая ступень обучения (аналитическая справка представлена в приложении 2.7.1).

  1. Показатели школьной тревожности в пределах нормы, однако достаточно близки к границе нормы.
  2. Самооценка учащихся начального звена слабо оформлена, практически не дифференцирована.
  3. Наиболее значимы для учащихся начальных классов материальные ценности.
  4. У всех респондентов высокие показатели по шкале «беглость мышления», при этом показатели «гибкость», «оригинальность», «разработанность», «название» существенно ниже максимально возможных. Учащиеся плохо умеют выходить за пределы однажды усвоенного способа решения задачи.

^

  1. Планировать и осуществлять мероприятия, способствующие успешному вхождению ребенка в процесс школьного обучения, предупреждающие развитие у них школьной дезадаптации и школьной тревожности.
  2. Проводить просветительскую работу для учителей и родителей об основных принципах и приемах корректного оценивания успехов школьников, их личностных особенностей, организовывать деятельность учащихся по взаимооцениванию и самооцениванию.
  3. Работать над гармонизацией ценностной сферы школьников, формировать у них ценности здоровья и познания, развивать учебную мотивацию.
  4. Создавать условия в контексте урока и внеурочной деятельности для формирования у школьников креативности мышления, толерантности к неопределенности.

Вторая ступень обучения (аналитическая справка представлена в приложении 2.7.2).1. Благоприятными факторами развития у учеников инновационного потенциала и гибкой способности к саморазвитию выступают:

  • Способность к целеполаганию;
  • Личностный смысл учения;
  • Стремление к самоосуществлению;
  • Рефлексия (самоанализ);
  • Адекватная ориентировка в социальной среде;
  • Беглость и потенциальная креативность мышления.

2. Препятствующими факторами развития инновационного ресурса школьников являются:

  • определенная степень фрустрации у школьников потребности в достижении успеха;
  • Преобладающая внешняя мотивация, а также позиционный и игровой мотивы учения
  • Тенденциозная ригидность (негибкость) мышления.

В связи с этим были намечены следующие направления работы:

  • уделить особое внимание развитию ценности познания, формированию мотивации учения, внутреннего стремления учащихся к получению знаний, активному и самостоятельному;
  • создать условия для психологического благополучия учащихся: проводить комплексные мероприятия по профилактике и преодолению школьной тревожности, созданию учащимся ситуаций успеха;
  • создать условия для реализации стремления учащихся самовыразиться, достичь успеха в учебной и внеучебной деятельности, для их самопознания и самопонимания; научить школьников реализовывать свою активность продуктивно, осмысленно;
  • усилить проблемный, аналитический компонент обучения с тем, чтобы научить школьников рефлексировать, рассуждать, адекватно оценивать свои потенциалы, выстраивать ближнюю и дальнюю жизненную перспективу;
  • создать условия для развития нестандартности мышления, умения отказываться от привычных алгоритмов деятельности, то есть развивать толерантность к неопределенности, умение искать новые решения задач, переносить знания в контекст новых жизненных ситуаций.

^ У школьников старшего звена очевидна открытость новому опыту, интерес к саморазвитию и самоосуществлению, а также видение собственной потенциальности, успешности и эффективности. Однако не является устойчивой уверенность в себе и не кристаллизована адекватная временная перспектива, способствующая прогнозированию и адекватной оценке ситуации при принятии решений, при осуществлении индивидуальных выборов.

^

  • создавать условия для реализации имеющегося у школьников инновационного потенциала;
  • развивать способность учащихся анализировать свои особенности, способности, эффективность деятельности с тем, чтобы они умели максимально адекватно и самостоятельно планировать жизнь, прогнозировать ситуации, делать осознанные выборы, в том числе, выбор будущей профессии и будущего профессионального учебного заведения;
  • формировать у старшеклассников ценность познания.

Учителя (аналитическая справка представлена в приложении 2.7.4).В целом, по шкалам диагностических методик, встраивающихся в критерии готовности к саморазвитию респондентов группы, получены достаточно высокие результаты. Данный факт весьма закономерен и естественен, поскольку учителя данной школы включены в экспериментальную деятельность на протяжении всей истории работы школы.Однако исследование ценностной системы указывает на существенное рассогласование между ценностями-целями (желаемое, субъективно значимое), и реализуемыми ценностями (доступными и необходимыми в актуальном самоосуществлении). Данное рассогласование может говорить о наличии внутренней конфликтности мотивационной сферы, которая выражается между субъективным «нежеланием» и объективной необходимостью (в данном случае профессионального саморазвития). Таким образом, наличие готовности к саморазвитию основывается на внешней мотивации саморазвития и субъективном сопротивлении ему.Дополнительное исследование педагогов на осмысление ими феномена инноваций в школе (аналитическая справка представлена в приложении 2.8) показало:

  1. Стремление совершенствовать профессиональную деятельность присуще всем респондентам, при этом мотивация профессионального роста различна.
  2. Обследованные учителя в целом открыты новому опыту, видят в инновационной деятельности потенциал для саморазвития, считают инновации в образовании необходимыми, при этом сущность эксперимента требует разъяснения, поскольку инновационный компонент представлен в сознании респондентов фрагментарно.
  3. Педагоги относятся к ученикам не как к объектам трансляции знаний, а как к равноправным субъектам диалога, творческого поиска, при этом полагают, что школьникам должны быть присущи волевые качества и ответственность

^

  • проводить комплексные мероприятия, имеющие целью формирование у педагогов школы внутреннего стремления к саморазвитию;
  • проводить просветительскую работу: работать над осмыслением сути экспериментального проекта учителями, формирования у них системы знаний и умений в области самопознания, саморазвития, профессионального совершенствования.

^ На следующем этапе эксперимента ожидается положительная динамика в следующих областях:

        1. повышение субъективной значимости процесса саморазвития в целом у участников педагогического процесса;
  1. формирование и развитие личностных характеристик, значимых для оптимизации процесса саморазвития (толерантность к неопределенности, креативность мышления; ценность познания, мотивация учения, психологическое благополучие, адаптивность (снижение школьной тревожности, значимость здорового образа жизни, умение грамотно организовывать труд и отдых) и т.д.);
  2. оптимизация системы управления школой для решения задач экспериментального исследования;
  3. преобразование содержания образования, процесса организации воспитательной деятельности в соответствии с целями эксперимента, внутренними целями развития участников педагогического процесса.

1.3. Анализ обобщения и распространения опыта работы по реализации экспериментального проекта ОУ на муниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном, международном уровнях (приложение 1.1.3).

Распространение инновационного опыта — традиционная форма экспериментальной деятельности МБОУ «Средняя школа № 42». В течение 8 лет школа является Инновационным центром повышения квалификации педагогических кадров по проблеме федерального эксперимента «Развитие ребёнка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности». С 2009 года МБОУ «Средняя школа № 42» является стажёрской площадкой КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК» на основании приказа № 104/1-о от 18 ноября 2009 года министерства образования и науки Камчатского края.

Цель: распространение передового педагогического опыта 10-летней инновационной деятельности в статусе Федеральной экспериментальной площадки по проблеме: «Развитие ребёнка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности».

Работа стажёрской площадки была организована в соответствии с планом совместной деятельности МОУ «Средняя школа № 42», КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК». План программы стажёрской площадки выполнен. Педагоги МОУ «Средняя школа № 42» делились опытом по важнейшим вопросам современной образовательной политики:

  1. Компетентностный подход в организации внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательных учреждениях.
  2. Использование ИКТ в образовательной области «Физическая культура» как средство эффективной подготовки учащихся.
  3. Обновление содержания и методики преподавания физической культуры.
  4. Обучение, совершенствование техники лыжных ходов, организация секционной работы по лыжным гонкам.
  5. Система работы с одарёнными детьми. Методика подготовки школьников к олимпиадам по химии различного уровня.
  6. Использование ИКТ на уроках химии как средство эффективной подготовки к итоговой аттестации.
  7. Дистанционное обучение. Интернет-уроки (химия 10-11 классы)
  8. Использование интерактивной доски и прикладных программ на уроках английского языка.
  9. Подготовка учащихся к ЕГЭ по английскому языку.
  10. Мастер-класс как форма распространения передового опыта в преподавании технологии в школе.
  11. Поэтапное формирование предметных понятий и практических умений на уроках технологии.
  12. Преподавание литературы по программе «Школа 2100».

В школе использовались разнообразные формы повышения квалификации работников системы образования Камчатского края: модульные курсы (физическая культура, химия), семинары-практикумы (английский язык, технология, литература), индивидуальные консультации (химия).В деятельности педагогов школы наблюдалась тесная связь теории и практики. Большой интерес у слушателей курсов вызвали открытые уроки Коваля Г.П., учителя физической культуры, интернет-уроки учителя химии Сарманеевой Г.Н., использование интерактивной доски и прикладных программ на уроках английского языка Жуковец Г.А., подготовка к ЕГЭ по английскому языку учителей английского языка Дутова Л.Г., Хвощенко Г.Ф., открытые уроки литературы по программе «Школа 2100» учителя литературы Жимановой Е.С., мастер-класс по преподаванию технологии в школе Цикуновой Л.Н.Всего было проведено 88 часов практических занятий и индивидуальных консультаций. Повысили свою квалификацию по проблемам экспериментального проекта школы 266 работников системы образования Камчатского края. Контингент слушателей был разнообразен: учителя физической культуры, педагоги-организаторы, инструкторы физической культуры, зам. директора по воспитательной работе, учителя химии, английского языка, технологии, русского языка и литературы.Все мероприятия были проведены на высоком уровне и получили положительные оценки слушателей курсов и представителей КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК». Реализация плана стажёрской площадки способствовала:

  1. профессионально-личностному росту педагогов школы;
  2. развитию ИТК-компетентности педагогов;
  3. распространению инновационного опыта педагогического коллектива школы.

Педагоги школы – активные участники традиционных Бушелевских чтений. В 2011 году свои статьи представили 4 педагога ОУ. Опубликовали свои работы на сайте Всероссийского фестиваля «Открытый урок» 2 учителя.

творческая организация учебно-воспитательного процесса,развитие дополнительных проектно-исследовательских маршрутов,профессионально-личностному росту педагогов школы,анализ концепции духовно-нравственного развития,науки камчатского края,преобразования инновационной образовательной среды,образовательная среда ориентирует учащегося,введение элементов научно-исследовательской деятельности,актуализируют поисково-познавательный потенциал учащегося,укрупнение научно-исследовательского компонента обучения

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …