Задачи урока: Образовательные — План конспект урока путешествия по риторике «Давайте говорить друг другу комплименты»…

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^ Обобщить знания учащихся о шедеврах духовной культуры на основе на основе произведений музыкального и изобразительного искусства. Создать условия для эмоционального раскрытия личности детей.Воспитывать художественный вкус учащихся потребности к общению с высокохудожественной культурой. Развить музыкальный вкус, слух, память, восприятие, умение обьективно оценивать себя и своих одноклассников. Привить интерес к прослушанным произведениям.
^ :
Слайды портретов композиторов Ф.Шуберта, С.Рахманинова , репродукций картин Рафаэля, иконы Казанской Божьей Матери , презентация по теме «Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей Матери в музыке и живописи »мп3 файлы , компьютер, проектор, магнитофон.
Оформление доски: тема урока, фамилии, портреты композиторов Ф.Шуберта, С.Рахманинова.
^ 1 Приветствие2 Определение темы урока Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей Матери в музыке и живописи»3 Образ Казанской Божьей Матери —одна из самых почитаемых икон на Руси. (анализ художественного образа).4 Духовно-музыкальные произведения С.В. Рахманинова (слушание фрагмента произведения)5 Образ Девы Марии в творчестве Рафаэля (анализ художественного образа).6 Ф.Шуберт «Аве Мария» (слушание фрагмента произведения)Обобщение темы, подведение итогов.Вокально-хоровая работа. Исполнение песни Л.Мельниковой «Мамины глаза»
^
Класс входит под «Аве Мария» Джулио Каччини.Учитель: – Здравствуйте ребята! Тема нашего урока «Небесное и земное в красках и звуках».А поговорим мы сегодня с вами о Божьей матери, матери Иисуса Христа, деве Марии .О том, как ее образ отображается в произведениях мирового музыкального и изобразительного искусства.В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Божьей Матери. Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии. В России с давних лет поклоняются ее образу. Люди обращаются к Богородице в самых трудных жизненных ситуациях. Икон с изображением Божьей Матери много: Владимирская, Тихвинская, Иерусалимская, Донская, Семистрельная… Но я хотела бы сегодня поговорить об одной из самых почитаемых на Руси икон – Иконы Казанской Божьей Матери. (Просмотр слайдов с изображением иконы Казанской Божьей Матери.)— Ребята, вы слышали об этой иконе? Кто хочет рассказать о ней?
^
Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.
Загадочная история иконы Казанской Божией Матери начинается в глубокой древности и доходит до наших дней.
Неизвестно, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери.Много пережив и испытав на земле, пройдя своим материнским страданием вместе с Сыном путь на Голгофу и разделив ее с ним, Богородица всегда остаётся рядом с Иисусом Христом.Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. При этом были освобождены 60 тысяч православных, томившихся в рабстве.В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот драматический момент и происходит явление иконы казанской Божией Матери.Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Девочка начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома.
Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города – икона, получившая название Казанской.
С тех пор прошло много лет. Но скольких людей привела Богоматерь через свой образ к вере! Церковное предание бережно сохраняет и доносит до нас наиболее значительные события, связанные с этим чудотворным образом. Верующие очень часто обращаются к ней с молитвами о своих близких и родных. Образ казанской Божьей Матери есть во многих российских домах.Учитель: Большое спасибо за замечательный рассказ!К иконе Божьей Матери люди всегда обращаются с просьбами не только простыми словами, но и словами молитв. Молитва – это часть духовной музыки. А про духовную музыку , точнее про одного композитора, создавшего замечательные произведения духовной музыки, нам расскажет наш следующий выступающий.
^
Выдающиеся русские композиторы создавали духовную музыку. Одним из них был Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыка носила на себе отпечаток современности и истоков прошлого. Рахманинов крупнейший композитор и пианист конца XIX — начала XX веков. Его отличало необыкновенно острое восприятие действительности. Он был из числа композиторов-певцов природы.Рубеж XIX — ХХ веков стал временем высокого расцвета русской духовной музыки. Композитор был продолжателем Чайковского в духовной музыке, в том смысле, он продолжил начатую Чайковским традицию исполнения церковной песни в открытом светском концерте. И многие произведения Рахманинова разделили ту же судьбу, что и религиозные творения Чайковского.
Духовная музыка в творчестве Рахманинова занимала особое место. Будучи композитором «серебряного века» и символистом он во многие свои православные произведения вкладывал символический смысл. Самые значимые произведения духовной музыки Рахманинова исполняются и в нынешние дни. Среди них Всенощное бдение , Литургия Иоанна Златоуста , концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» на текст молитвы к празднику Успения Божией Матери, исполненного вскоре после своего создания, в декабре 1893 года.
Духовно-музыкальные произведения С.В. Рахманинова живут и сейчас. Эти произведения, ставшие достоянием духовной музыки, исполняются на сценах, поются в храмах.Слушание фрагмента концерта «В молитвах неусыпающую Богородицу»Учитель: Ребята, Вам понравилось это произведение? Учитель: Богородицу, не только изображали на иконах, посвящали ей произведения духовной музыки, ей очень часто посвящали стихи такие поэты как М.Ю.Лермонтов, М.Волошин и многие другие поэты. И одно из стихотворений, посвященной Богородице мы сейчас послушаем.Выступление ученика:
^
В час, когда беда стучится в двери,В час, когда в спасение не веришь,Испокон взывали на Руси:Пресвятая Богородице, спаси! Скорби над растерзанной землеюСоберутся тучей грозовою.Крест свой со смирением неси.Пресвятая Богородице, спаси! Тайны обнажатся сокровенные.Древнюю усталую вселеннуюПокаянным плачем сотряси.Пресвятая Богородице, спаси!Если в душу прокрадется червь унынияЧадо Божие, поскорей отринь его,В сердце дерзкий ропот угаси.Пресвятая Богородице, спаси! Пусть надеждою сменяется отчаяньеИ в молитве растворяется печаль моя.Веруй и без устали проси:Пресвятая Богородице, спаси!Учитель: Замечательное стихотворение, написанное современнымпоэтом и православным журналистом Татьяной Кривенко.Но образ Божьей Матери писали не только православные иконописцы. Многие европейские художники , художники эпохи Возрождения изображали Деву Марию на своих полотнах. Одним из таких художников, был итальянский живописец и архитектор, представитель флорентийской школы Рафаэль Санти(26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим).Его многочисленные картины с изображением Девы Марии, называют Мадоннами Рафаэля. («Мадонна со щегленком», «Мадонна Фолиньо», «Мадонна с рыбой»…) Но вершиной творчества Рафаэля стала картина «Сикстинская Мадонна». И сейчас мы услышим о ней.
^
"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в г.Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. Словно чувствовал: станет она вершиной его творчества.Образ Марии исполнен сдержанного волнения. Серьезно и печально смотрит она вдаль. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь. В ее глазах, боль оттого, что она не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение — легко ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Держа в руках своего младенца, она спускается на землю к людям. Рядом с Мадонной на картине изображены, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, Святой Сикст, покровитель монастыря, который как бы просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем и Святая Варвара, которая считалась покровительницей города Пьяченцы. Она изображена прелестной юной девушкой. Присутствие на картине Рафаэля крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность. Каждый день, тысячи туристов со всего мира, приезжают в картинную галерею немецкого города Дрездена, чтобы увидеть Величайшее творение Рафаэля.Учитель: Ребята, произведения Рафаэля очень музыкальны. Когда смотришь на изображение каждой Мадонны художника, в голове самопроизвольно начинает звучать музыка. Ребята, а какую музыку слышите вы?
^
Глядя на картину Рафаэля я слышу звуки «Аве Марии» Австрийского композитора Франца Шуберта
А́ве Мари́я (лат. Ave Maria — Радуйся, Мария) — католическая молитва к Деве Марии, названная по её начальным словам. Эту молитву называют также ангельским приветствием
Произведение Шуберта «Третья песня Эллен» написанное в 1825 году часто неточно называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера и включает только первые два слова молитвы.
Третья песня Эллен, шестой номер в цикле из семи песен, представляла собой молитвенное обращение героини поэмы, Эллен Дуглас, к Деве Марии и начиналась латинскими словами «Ave Maria!», что дало в дальнейшем основания для исполнения на эту музыку полного латинского текста.Это произведение исполняли самые выдающиеся исполнители планеты: Мария Каллас , Лучано Паваротти . «Аве Мария» и сегодня популярна и любима.Слушание фрагмента «Аве Мария» Ф.Шуберта.Учитель: Ребята, Вам понравилось это произведение?Наш урок подходит к концу.
^
Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (новые картины, музыкальные произведения)Что было интересным?(слайды презентация)Ребята, мы сегодня познакомились с музыкальными произведениями С. Рахманинова и Ф.Шуберта, с иконой Казанской Божьей Матери и образом Девы Марии на картине великого итальянского живописца Рафаэля Санти. У всех произведений своя интересная, непростая и загадочная история и судьба. Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ Божьей матери, и в то же время, охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений. Скажите ребята, когда вы вглядывались в лик Божьей Матери, изображенный на иконах и картинах, видели, или представляли вы еще кого-нибудь?Ученики( вместе): Наших мам!Учитель: Конечно, ребята, ведь в каждой маме есть что-то от Богородицы. Каждая мама готова любить и поддерживать своего ребенка, так — же как и Дева Мария своего сына Иисуса Христа. И мы хотим закончить наш урок на веселой ноте: ребята приготовили замечательную песню о всех мамах на свете!Ученики исполняют песню Л.Мельниковой «Мамины глаза»Учитель: На этом наш урок закончен! До новых встреч!
^
Урок строился с использованием элементов творческой мастерской. На нем были использованы разные методы и приемы. Прием повторения и обобщения изученного материала. На этапе прослушивания музыкального произведения – прием организации самостоятельной познавательной деятельности: анализ средств музыкальной выразительности, выявление основного художественного образа. Во время вокально-хоровой работы использовался метод применения знаний на практике. На этапе знакомства с художественными произведениями : словесный и наглядный методы. При работе с вокальными произведениями – практический метод (работа с текстом, анализ музыкального произведения), иллюстративный метод(показ презентации). В завершении урока – метод проверки и закрепления знаний и умений.Основной темой второго полугодия является: Музыка и изобразительное искусство. Данный урок является завершающим по теме: Портрет в музыке и ИЗО, по этому на уроке представлены музыкальные и художественные примеры. Дети на уроке должны почувствовать слияние музыки и изобразительного искусства на примере наиболее красивых женских образов. Песенный и иллюстративный материал может быть изменен в соответствии с возможностями и желаниями учителя и детей. При подготовке необходимо учитывать возможности детей воспринимать различную информацию: просмотр художественного и прослушивание музыкального произведения, анализ. Между этой довольно сложной деятельностью – фрагменты вокально-хоровой работы. Смена деятельности способствует активизации внимания в течении урока.
^
Главным итогом урока является не только расширение общекультурного кругозора детей, развитие вокальных и музыкальных навыков, но и создание вокруг детей особой эстетической атмосферы, которая формирует внутреннее стремление к красоте, а так же определяет их личные ценности и отношение к окружающему миру. 1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, -2006.2.Алеев В.В., Науменко Т.В. и др. Учебно-методический комплект 5 класс. – М.,2008.3.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие.- М.,2007. 4. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 20115. Музыка: учебник для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 20086. Уроки музыки: 1 – 4 класс/ Пособие для учителей 4 – е издание,/ Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год7. www.google.ru8. www.audiopoisk.com9. http://www.home.mgn.ru/~gmc/mus_a.html
10. http://wikikurgan.orbitel.ru/index

^ Обобщить знания учащихся о шедеврах духовной культуры на основе на основе произведений музыкального и изобразительного искусства. Создать условия для эмоционального раскрытия личности детей.Воспитывать художественный вкус учащихся потребности к общению с высокохудожественной культурой. Развить музыкальный вкус, слух, память, восприятие, умение обьективно оценивать себя и своих одноклассников. Привить интерес к прослушанным произведениям.

^ :

Слайды портретов композиторов Ф.Шуберта, С.Рахманинова , репродукций картин Рафаэля, иконы Казанской Божьей Матери , презентация по теме «Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей Матери в музыке и живописи »мп3 файлы , компьютер, проектор, магнитофон.

Оформление доски: тема урока, фамилии, портреты композиторов Ф.Шуберта, С.Рахманинова.

^ 1 Приветствие2 Определение темы урока Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей Матери в музыке и живописи»3 Образ Казанской Божьей Матери —одна из самых почитаемых икон на Руси. (анализ художественного образа).4 Духовно-музыкальные произведения С.В. Рахманинова (слушание фрагмента произведения)5 Образ Девы Марии в творчестве Рафаэля (анализ художественного образа).6 Ф.Шуберт «Аве Мария» (слушание фрагмента произведения)Обобщение темы, подведение итогов.Вокально-хоровая работа. Исполнение песни Л.Мельниковой «Мамины глаза»

^

Класс входит под «Аве Мария» Джулио Каччини.Учитель: – Здравствуйте ребята! Тема нашего урока «Небесное и земное в красках и звуках».А поговорим мы сегодня с вами о Божьей матери, матери Иисуса Христа, деве Марии .О том, как ее образ отображается в произведениях мирового музыкального и изобразительного искусства.В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Божьей Матери. Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии. В России с давних лет поклоняются ее образу. Люди обращаются к Богородице в самых трудных жизненных ситуациях. Икон с изображением Божьей Матери много: Владимирская, Тихвинская, Иерусалимская, Донская, Семистрельная… Но я хотела бы сегодня поговорить об одной из самых почитаемых на Руси икон – Иконы Казанской Божьей Матери. (Просмотр слайдов с изображением иконы Казанской Божьей Матери.)— Ребята, вы слышали об этой иконе? Кто хочет рассказать о ней?

^

Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.

Загадочная история иконы Казанской Божией Матери начинается в глубокой древности и доходит до наших дней.

Неизвестно, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери.Много пережив и испытав на земле, пройдя своим материнским страданием вместе с Сыном путь на Голгофу и разделив ее с ним, Богородица всегда остаётся рядом с Иисусом Христом.Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. При этом были освобождены 60 тысяч православных, томившихся в рабстве.В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот драматический момент и происходит явление иконы казанской Божией Матери.Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Девочка начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома.

Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города – икона, получившая название Казанской.

С тех пор прошло много лет. Но скольких людей привела Богоматерь через свой образ к вере! Церковное предание бережно сохраняет и доносит до нас наиболее значительные события, связанные с этим чудотворным образом. Верующие очень часто обращаются к ней с молитвами о своих близких и родных. Образ казанской Божьей Матери есть во многих российских домах.Учитель: Большое спасибо за замечательный рассказ!К иконе Божьей Матери люди всегда обращаются с просьбами не только простыми словами, но и словами молитв. Молитва – это часть духовной музыки. А про духовную музыку , точнее про одного композитора, создавшего замечательные произведения духовной музыки, нам расскажет наш следующий выступающий.

^

Выдающиеся русские композиторы создавали духовную музыку. Одним из них был Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыка носила на себе отпечаток современности и истоков прошлого. Рахманинов крупнейший композитор и пианист конца XIX — начала XX веков. Его отличало необыкновенно острое восприятие действительности. Он был из числа композиторов-певцов природы.Рубеж XIX — ХХ веков стал временем высокого расцвета русской духовной музыки. Композитор был продолжателем Чайковского в духовной музыке, в том смысле, он продолжил начатую Чайковским традицию исполнения церковной песни в открытом светском концерте. И многие произведения Рахманинова разделили ту же судьбу, что и религиозные творения Чайковского.

Духовная музыка в творчестве Рахманинова занимала особое место. Будучи композитором «серебряного века» и символистом он во многие свои православные произведения вкладывал символический смысл. Самые значимые произведения духовной музыки Рахманинова исполняются и в нынешние дни. Среди них Всенощное бдение , Литургия Иоанна Златоуста , концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» на текст молитвы к празднику Успения Божией Матери, исполненного вскоре после своего создания, в декабре 1893 года.

Духовно-музыкальные произведения С.В. Рахманинова живут и сейчас. Эти произведения, ставшие достоянием духовной музыки, исполняются на сценах, поются в храмах.Слушание фрагмента концерта «В молитвах неусыпающую Богородицу»Учитель: Ребята, Вам понравилось это произведение? Учитель: Богородицу, не только изображали на иконах, посвящали ей произведения духовной музыки, ей очень часто посвящали стихи такие поэты как М.Ю.Лермонтов, М.Волошин и многие другие поэты. И одно из стихотворений, посвященной Богородице мы сейчас послушаем.Выступление ученика:

^

В час, когда беда стучится в двери,В час, когда в спасение не веришь,Испокон взывали на Руси:Пресвятая Богородице, спаси! Скорби над растерзанной землеюСоберутся тучей грозовою.Крест свой со смирением неси.Пресвятая Богородице, спаси! Тайны обнажатся сокровенные.Древнюю усталую вселеннуюПокаянным плачем сотряси.Пресвятая Богородице, спаси!Если в душу прокрадется червь унынияЧадо Божие, поскорей отринь его,В сердце дерзкий ропот угаси.Пресвятая Богородице, спаси! Пусть надеждою сменяется отчаяньеИ в молитве растворяется печаль моя.Веруй и без устали проси:Пресвятая Богородице, спаси!Учитель: Замечательное стихотворение, написанное современнымпоэтом и православным журналистом Татьяной Кривенко.Но образ Божьей Матери писали не только православные иконописцы. Многие европейские художники , художники эпохи Возрождения изображали Деву Марию на своих полотнах. Одним из таких художников, был итальянский живописец и архитектор, представитель флорентийской школы Рафаэль Санти(26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим).Его многочисленные картины с изображением Девы Марии, называют Мадоннами Рафаэля. («Мадонна со щегленком», «Мадонна Фолиньо», «Мадонна с рыбой»…) Но вершиной творчества Рафаэля стала картина «Сикстинская Мадонна». И сейчас мы услышим о ней.

^

"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в г.Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. Словно чувствовал: станет она вершиной его творчества.Образ Марии исполнен сдержанного волнения. Серьезно и печально смотрит она вдаль. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь. В ее глазах, боль оттого, что она не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение — легко ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Держа в руках своего младенца, она спускается на землю к людям. Рядом с Мадонной на картине изображены, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, Святой Сикст, покровитель монастыря, который как бы просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем и Святая Варвара, которая считалась покровительницей города Пьяченцы. Она изображена прелестной юной девушкой. Присутствие на картине Рафаэля крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность. Каждый день, тысячи туристов со всего мира, приезжают в картинную галерею немецкого города Дрездена, чтобы увидеть Величайшее творение Рафаэля.Учитель: Ребята, произведения Рафаэля очень музыкальны. Когда смотришь на изображение каждой Мадонны художника, в голове самопроизвольно начинает звучать музыка. Ребята, а какую музыку слышите вы?

^

Глядя на картину Рафаэля я слышу звуки «Аве Марии» Австрийского композитора Франца Шуберта

А́ве Мари́я (лат. Ave Maria — Радуйся, Мария) — католическая молитва к Деве Марии, названная по её начальным словам. Эту молитву называют также ангельским приветствием

Произведение Шуберта «Третья песня Эллен» написанное в 1825 году часто неточно называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера и включает только первые два слова молитвы.

Третья песня Эллен, шестой номер в цикле из семи песен, представляла собой молитвенное обращение героини поэмы, Эллен Дуглас, к Деве Марии и начиналась латинскими словами «Ave Maria!», что дало в дальнейшем основания для исполнения на эту музыку полного латинского текста.Это произведение исполняли самые выдающиеся исполнители планеты: Мария Каллас , Лучано Паваротти . «Аве Мария» и сегодня популярна и любима.Слушание фрагмента «Аве Мария» Ф.Шуберта.Учитель: Ребята, Вам понравилось это произведение?Наш урок подходит к концу.

^

Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (новые картины, музыкальные произведения)Что было интересным?(слайды презентация)Ребята, мы сегодня познакомились с музыкальными произведениями С. Рахманинова и Ф.Шуберта, с иконой Казанской Божьей Матери и образом Девы Марии на картине великого итальянского живописца Рафаэля Санти. У всех произведений своя интересная, непростая и загадочная история и судьба. Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ Божьей матери, и в то же время, охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений. Скажите ребята, когда вы вглядывались в лик Божьей Матери, изображенный на иконах и картинах, видели, или представляли вы еще кого-нибудь?Ученики( вместе): Наших мам!Учитель: Конечно, ребята, ведь в каждой маме есть что-то от Богородицы. Каждая мама готова любить и поддерживать своего ребенка, так — же как и Дева Мария своего сына Иисуса Христа. И мы хотим закончить наш урок на веселой ноте: ребята приготовили замечательную песню о всех мамах на свете!Ученики исполняют песню Л.Мельниковой «Мамины глаза»Учитель: На этом наш урок закончен! До новых встреч!

^

Урок строился с использованием элементов творческой мастерской. На нем были использованы разные методы и приемы. Прием повторения и обобщения изученного материала. На этапе прослушивания музыкального произведения – прием организации самостоятельной познавательной деятельности: анализ средств музыкальной выразительности, выявление основного художественного образа. Во время вокально-хоровой работы использовался метод применения знаний на практике. На этапе знакомства с художественными произведениями : словесный и наглядный методы. При работе с вокальными произведениями – практический метод (работа с текстом, анализ музыкального произведения), иллюстративный метод(показ презентации). В завершении урока – метод проверки и закрепления знаний и умений.Основной темой второго полугодия является: Музыка и изобразительное искусство. Данный урок является завершающим по теме: Портрет в музыке и ИЗО, по этому на уроке представлены музыкальные и художественные примеры. Дети на уроке должны почувствовать слияние музыки и изобразительного искусства на примере наиболее красивых женских образов. Песенный и иллюстративный материал может быть изменен в соответствии с возможностями и желаниями учителя и детей. При подготовке необходимо учитывать возможности детей воспринимать различную информацию: просмотр художественного и прослушивание музыкального произведения, анализ. Между этой довольно сложной деятельностью – фрагменты вокально-хоровой работы. Смена деятельности способствует активизации внимания в течении урока.

^

Главным итогом урока является не только расширение общекультурного кругозора детей, развитие вокальных и музыкальных навыков, но и создание вокруг детей особой эстетической атмосферы, которая формирует внутреннее стремление к красоте, а так же определяет их личные ценности и отношение к окружающему миру. 1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 4-е изд., стереотип. —  М.: Дрофа, -2006.2.Алеев В.В., Науменко Т.В. и др. Учебно-методический комплект  5 класс. – М.,2008.3.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии   проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие.- М.,2007. 4. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,    Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 20115. Музыка: учебник  для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,    Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 20086. Уроки музыки: 1 – 4 класс/ Пособие для учителей 4 – е издание,/ Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год7. www.google.ru8. www.audiopoisk.com9. http://www.home.mgn.ru/~gmc/mus_a.html

10. http://wikikurgan.orbitel.ru/index

иконы казанской божьей матери,празднику успения божией матери,иконой казанской божьей матери,образ казанской божьей матери,анализ средств музыкальной выразительности,благородный образ божьей матери,считалась покровительницей города пьяченцы,девочка начинает искать икону,молитвенное обращение героини поэмы,образ божьей матери писали

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …