Закон Республики Казахстан от 11 марта 2002 года №302-ii об охране атмосферного воздуха (с изменениями и дополнениями)

Закон Республики Казахстан от 11 марта 2002 года № 302-II
Об охране атмосферного воздуха
(с изменениями и дополнениями)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Общие положения (статьи 1 — 3)Глава 2. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха (статьи 4 — 8)Глава 3. Организация деятельности по охране атмосферного воздуха (статьи 9 — 18)Глава 4. Государственный учет источников вредных воздействий на атмосферный воздух (статьи 19 — 20) Глава 5. Контроль в области охраны атмосферного воздуха (статьи 21 — 25)Глава 6. Права и обязанности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха (статьи 26 — 27)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны атмосферного воздуха и направлен на обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан и реализацию прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья человека окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) атмосферный воздух — компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы;
2) вредное (загрязняющее) вещество — химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях, превышающих предельно допустимые нормативы, оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
3) выброс — поступление вредного (загрязняющего) вещества из передвижных и стационарных источников в атмосферу;
4) загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ;
5) вредное физическое воздействие на атмосферный воздух – вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду;
6) гигиенический норматив качества атмосферного воздуха – критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимую концентрацию вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;
7) экологический норматив качества атмосферного воздуха – критерий качества атмосферного воздуха, который отражает максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду;
8) качество атмосферного воздуха — совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим и экологическим нормативам;
9) мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;
10) неблагоприятные метеорологические условия – метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха;
11) охрана атмосферного воздуха — система государственных и общественных мер, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха и предотвращение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;
12) парниковые газы — газообразные составляющие атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение;
13) предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух — норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
14) предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух — норматив, который устанавливается для каждого источника, оказывающего шумовое, вибрационное, электромагнитное и другое физическое воздействие на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие не приводит к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;
15) предельно допустимая концентрация вредных (загрязняющих) веществ в воздухе — показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на атмосферный воздух, превышение которого приводит к вредному воздействию на здоровье человека и окружающую среду;
16) норматив предельно допустимого выброса — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижного и стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом удельных нормативов выбросов, при условии соблюдения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов, установленных законодательством Республики Казахстан;
17) трансграничное загрязнение атмосферного воздуха – загрязнение атмосферного воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства;
18) удельный норматив выброса — норматив максимальной массы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферу в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств, который устанавливается для передвижных, стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования.
1. Законодательство Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Республика Казахстан осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан в области охраны атмосферного воздуха.

Статья 4. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздухаОхрана атмосферного воздуха осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов:1) приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений;2) недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;3) государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;4) гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;5) научной обоснованности, системности и комплексности подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством Республики Казахстан, центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и местными представительными и исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы).

К компетенции Правительства Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха относятся:1) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) 2) организация разработки программ в области охраны атмосферного воздуха;3) формирование системы экономического стимулирования и внедрение механизма уменьшения выбросов, загрязняющих атмосферный воздух;4) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III 5) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III6) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III7) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III8) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III9) определение порядка представления информации и ведения государственной статистики в области охраны атмосферного воздуха;10) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III11) Исключен в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III
Статья 7. Компетенция центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды
К компетенции центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды относятся:1) реализация государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;2) координация деятельности местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) по вопросам охраны атмосферного воздуха;3) разработка нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха;4) Исключен в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2006 года) 5) организация государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;6) осуществление государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;7) организация применения механизмов экономического стимулирования уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;8) предоставление доступа к экологической информации и информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;9) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III10) установление порядка государственного учета источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;11) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года)12) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) 13) организация работы по нормированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлению сроков нормирования выбросов для отдельных предприятий и населенных пунктов;14) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) 15) разработка программ в области охраны атмосферного воздуха;16) утверждение базовых ставок платы за загрязнение атмосферного воздуха.
Статья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области охраны атмосферного воздуха
1. Местные представительные органы областей (города республиканскогозначения, столицы):1) утверждают региональные программы по охране атмосферного воздуха;1-1) устанавливают ставки платы за загрязнение атмосферного воздуха (в разрезе районов и городов), но не ниже базовых, утвержденных центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды;2) утверждают расходы по охране и оздоровлению атмосферного воздуха в составе местных бюджетов;3) заслушивают информации руководителей местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) и организаций о состоянии охраны атмосферного воздуха.2. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):1) регулируют транспортные потоки в населенных пунктах с целью снижения загрязнения атмосферного воздуха;2) организуют разработку и реализацию региональных программ в области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях;3) Исключен в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2006 года) 4) предоставляют доступ к экологической информации и информируют население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;5) осуществляют государственное управление в области охраны атмосферного воздуха;6) осуществляют меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств;7) выделяют места размещения отходов производства и потребления, загрязняющих атмосферный воздух, по согласованию с местными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы), территориальными подразделениями центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и уполномоченным органом в области здравоохранения;8) определяют и регулируют выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в градостроительстве с учетом розы ветров и в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Глава 3. Организация деятельности по охране атмосферного воздуха
Статья 9. Программы охраны атмосферного воздуха и мероприятия по его охране1. Физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физического воздействия на атмосферный воздух, которые превышают установленные для них нормативы предельно допустимых выбросов, разрабатывают, согласовывают и осуществляют с территориальными подразделениями центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды или с местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) в пределах их компетенции мероприятия по его охране в целях достижения норм предельно допустимых выбросов.2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха должны проводиться в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха.3. Проекты программ охраны атмосферного воздуха выносятся на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха.4. Финансирование программ охраны атмосферного воздуха и мероприятий по их осуществлению проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических, биологических и радиационных факторов на людей, животных и растения, особо охраняемые природные территории и иные объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий.

1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются удельные нормативы выбросов и нормативы предельно допустимых выбросов.2. Удельные нормативы выбросов устанавливаются центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды по согласованию с соответствующим государственным органом, в компетенцию которого входит разработка технологических нормативов охраны атмосферного воздуха для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств.3. В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.4. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.5. Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) 6. Государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ, регистрация выданных разрешений на допустимое количество выбросов и регистрация фактически произведенных выбросов производятся в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Республики Казахстан.
Статья 12. Исключена в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III
Статья 13. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен здоровью и генетическому фонду человека, окружающей среде стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредные воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.2. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают требованиям охраны атмосферного воздуха, установленным законодательством Республики Казахстан.3. Производство и использование топлива на территории Республики Казахстан допускаются в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.4. Правительство Республики Казахстан может вводить научно и экономически обоснованные ограничения использования отдельных видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.5. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.6. Любые временные действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха либо приводящие к временному ухудшению его состояния, могут осуществляться на основании разрешений, выданных центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды или его территориальными подразделениями в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Статья 14. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности
1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, а также при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами.2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества.3. В целях охраны атмосферного воздуха в населенных пунктах устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов хозяйственной и иной деятельности. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.4. В проектах модернизации и реконструкции объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до норматива предельно допустимого выброса и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды или с его территориальными подразделениями и с местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться соблюдение удельных нормативов выбросов, нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает удельные нормативы выбросов, установленные законодательством Республики Казахстан.2. Правительство Республики Казахстан, центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.3. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) по представлению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) могут в пределах своей компетенции вводить ограничения въезда транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма и регулировать передвижение транспортных средств.4. Транспортные и иные передвижные средства подлежат обязательной проверке на соответствие удельным нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
Статья 16. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления, токсичных веществ и пестицидов
1. Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, а также в полигонах размещения отходов производства и потребления, токсичных веществ и пестицидов, загрязняющих атмосферный воздух, а также сжигание таких отходов производятся на основании правил, утвержденных центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.См. Инструкцию по выдаче разрешения на сжигание попутного и природного газа.2. Физические и юридические лица обязаны обеспечивать своевременный вывоз отходов производства и потребления, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, в специализированные места их складирования или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) 3. Места размещения отходов производства и потребления, загрязняющих атмосферный воздух, выделяются местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) и должны быть согласованы с местными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы), территориальными подразделениями центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан.

1. В городских и иных поселениях местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) регулируют выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в градостроительстве с учетом розы ветров и в периоды неблагоприятных метеорологических условий.2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи действий, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) по представлениям территориальных подразделений центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными подразделениями центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.4. При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С целью предупреждения и ликвидации последствий трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенными на территории Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан в области охраны атмосферного воздуха.

Оцените статью
Добавить комментарий