Заместитель директора по вр медведева В. А

МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Заместитель директора по ВР Медведева В.А.
Создание условий для развития творческого потенциала
обучающихся сельской школы
Каждая личность уникальна и неповторима. Каждый ребёнок в душе поэт и писатель, художник или музыкант.Только в нём нужно это открыть…Современное общество ставит перед общеобразовательным учреждением важную задачу — формирование не только грамотного, эрудированного ученика, но и творческой личности, обладающей высоким творческим потенциалом.Творческий потенциал обучающихся представляет собой интегративную характеристику, включающую творческое отношение к делу, творческую активность, личностные качества обучаемых, определяющих способности и стремления личности преобразовывать окружающий мир, её самореализацию.Развитие творческого потенциала учащихся возможно лишь при такой организации жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.Процесс развития творческого потенциала, раскрытия творческих возможностей учащихся требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо на протяжении всего обучения в школе создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на полученных, добытых самостоятельно и усвоенных знаниях.Один человек сказал: (обращение к эпиграфу). Я бы еще добавила не только открыть, но и развивать. Как же мы создаем условия для открытия и развития творческих способностей детей?МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа» — это сельская школа со смешанным контингентом обучающихся, где в одном классе учатся одаренные и обычные дети. Есть дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Эти особенности учитываются при организации учебного и воспитательного процесса. В школе на сегодняшний день 141 учащийся. Это дети, которые не просто учатся и воспитываются, а живут полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои социальные, духовные потребности, реализовать природные, творческие способности.Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективность развития обучающихся всех ступенях образования, обладающее своей системой воспитания, с широкой сетью кружков и секций по интересам обучающихся.Наиболее системно, последовательно и глубоко развитие творческого потенциала обучающихся происходит в сфере образования, во внеурочной деятельности, дополнительном образовании. Важная роль в этом процессе принадлежит социокультурному окружению.Социокультурное окружение рассматривается как развивающая образовательная среда и представляет собой совокупность образовательных ресурсов, из согласованности которых создаются пространство и реальные условия для урочной и внеурочной деятельности учащихся; формирования и развития их творческого потенциала. Одним из направлений реализации программы развития школы является «Создание творческой социально-культурной среды, направленной на развитие личности обучающегося».Целью данного направления является интеграция инфраструктуры села Курасовка для развития творческого потенциала учащихся – молодых жителей села, использования современных ресурсов образовательного процесса, внеурочной, внешкольной деятельности, продуктивной организации дополнительного образования. Важными составляющими выступают направления интеграции, строящиеся на договорной основе:- интеграция школы и учреждений дополнительного образования – дома пионеров и школьников, станции юных натуралистов, детско-юношеской спортивной школы;- интеграция школы и учреждений культуры – филиала Детской школы искусств, сельского клуба;- сотрудничество школы и Белородско-Старооскольской епархии Российской Православной Церкви – храма Косьмы и Дамиана села Курасовка;- сотрудничество школы и семьи. Личные творческие качества, интеллектуальная, здоровьесберегающая творческая активность формируются в ходе включения учащихся в деятельность самодеятельных, творческих коллективов, спортивных секций.С целью координации работы составляется единое расписание совместной работы общеобразовательной школы, школы искусств, системы дополнительного образования, кружков сельского Дома культуры и библиотеки.Создание творческой социально-культурной среды осуществляется посредством воплощения модели «Творчество и индивидуальность».
МОДЕЛЬ
Образовательный процесс школы является составляющей творческой социольнокультурной среды и создает условия для обеспечения полноценности жизни ребенка на каждом возрастном этапе, ступени обучения.
Цель образования направлена на создание у школьников представлений творческой деятельности. На первой ступени осуществляется пробуждение творческого потенциала обучаемых, актуализация их способностей. С этой целью вводится раннее изучение иностранного языка, информатики, православной культуры. С 2011 года в начальных классах осуществляется внедрение федерального государственного образовательного стандарта НОО второго поколения. Создана и реализуется «Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Для организации внеурочной деятельности учащихся выбрана интегрированная модель, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники образовательного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый), работники учреждения дополнительного образования (Школы искусств). Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Социальное направление реализуется через участие детей в работе детской организации «Теремок», а также участие в акциях.Ежегодно учащиеся начальных классов принимают участие во Всероссийском Интеллектуальном Марафоне учеников-занковцев, участие в конкурсе «Я — исследователь», участие в выставках, конкурсах рисунков, декоративно-прикладного творчества. Дети обучаются в школе искусств по отделениям: «хореография», «фортепиано», «изостудия», общеэстетическое; занимаются в спортивных секциях футболу, легкой атлетике.На этой ступени характерной особенностью детей является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость. Творческая социально-культурная среда ребенка играет решающую роль в становлении личности.

Целью образования на второй ступени является формирование модели умений учащихся самостоятельно получать знания и организовывать свою деятельность на основе развития познавательного интереса. На второй ступени школьники проявляют любознательность, интерес ко всему происходящему в реальной жизни.В процессе образования у школьников формируются общеучебные умения, а также осуществляется подготовка к выполнению самостоятельных творческих работ сочинений, рефератов, прививаются навыки к исследовательской творческой деятельности. Реализация предпрофильной подготовки направлена на формирование у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. В Курасовской средней школе предусмотрены различные виды деятельности развивающего характера. За последние три года значительно повысился интерес учащихся к кружковой работе. В школе функционирует 5 кружков по интересам, в которых занимается 60% обучающихся, что способствует реализации творческого потенциала обучающихся. Результативность творческого развития определяется уровнем творческой активности на основании повышения саморегуляции и рефлексии. Технологически образовательный процесс обеспечивается практически всеми компонентами творческой социокультурной среды. На второй ступени осуществляется предпрофильная подготовка. Идет уточнение образовательного запроса в ходе элективных курсов; групповых и индивидуальных консультаций, ориентация на профиль обучения.

Целью образования в старших классах является развитие у школьников готовности к личностному профессиональному и мировоззренческому самоопределению.Формированию потребностей учащихся в творческой деятельности способствует индивидуальная программа саморазвития личности. образовательный процесс строится с использованием внутриклассной (внутренний) и межклассной (внешней) дифференциации. Предполагается разработка индивидуальных образовательных траекторий в условиях творческой социокультурной среды. В этом возрасте проявляются результаты формирования и развития творческого потенциала учащихся, формируются личные качества, ответственное отношение к делу. Реализация образовательного процесса осуществляется с наибольшей интенсивностью влияния социокультурной среды.Образовательная программа — это своеобразная модель пути достижения образовательного стандарта, которая приводит педагогический коллектив к осознанию идеи о том, что стандарт может достигаться различными путями, выбор которых зависит от особенностей конкретного ребенка, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьников в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих формированию и развитию творческого потенциала, достижению учеником качества образования, становлению ключевых компетентностей.
Большое значение в успехах школьников играет налаженная связь с дошкольным учреждением – детским садом «Улыбка». Там созданы благоприятные условия для развития личности ребенка. Режим работы, реализация развивающих программ, квалифицированные кадры, тесная связь с образовательным учреждением помогают решать поставленные задачи в воспитании дошкольников. Проводится работа по преемственности. Организуется подготовка детей – шестилеток к школе. Дети, пришедшие из детского сада, успешно занимаются по методике развивающего обучения Занкова.
стали для нас местом, где демонстрируются достижения обучающихся. Совместно с работниками ДК организуются и проводятся выставки, концерты художественной самодеятельности, вечера творчества. С целью развития способностей учащиеся школы дети занимаются в кружках, созданных при ДК: «ВИА», «Бальный танец», «Народный танец», «Театральтный», «Вокальное пение», «Декоративно — прикладное творчество», участвуют в конкурсах. Результаты:
Предметом особого внимания является клуб молодого избирателя – опыт совместной работы школы и сельской библиотеки. Задачей работы клуба является формирование у молодежи активной гражданской позиции. Результатом совместной работы по этому направлению является участие в конкурсе команд КВН «Твой выбор», где наша команда заняла 2 место.
На решение задач эстетического воспитания направлены занятия в школе искусств. Занимаются в школе искусств учащиеся 1-8, 11 классов (70%), по окончании они получают свидетельства. Программа, по которой работают преподаватели, предусматривает развитие музыкальных, художественно-творческих способностей. Танцевальные коллективы регулярно участвуют в конкурсах, концертных программах района, села, занимают призовые места. Совсем недавно танцевальный коллектив 11 класса «Юность» стал победителем районного конкурса народного танца «Русская удаль», танцевальный коллектив 9 класса «Темп» — призером.
Обучение в музыкальной школе, хореографической студии, художественных классах позволяет практически в каждом коллективе иметь своих художников, музыкантов, танцоров. Занятия в школе искусств дают нужный эффект, повышается творческая активность учащихся, стремление к самореализации, появляется инициатива, разнообразнее становится урочная и внеурочная жизнь школы, создается особый эмоциональный фон. Это, на наш взгляд, и является важным средством формирования личности, способной с позиции эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, жить и творить по законам красоты.
В школе сохраняется сеть кружков от . Несмотря на уменьшение количества кружков, % занятости детей во всякого рода кружковой деятельности растет. С большим удовольствием и желанием занимаются дети в кружках: «Фитодизайнер», «Волшебный лоскуток», что позволяет им раскрыть таланты. Члены кружка «Волшебный лоскуток» принимают участие в конкурсе «Мода и грация». Они принимали участие в районном конкурсе эскизных проектов и заняли призовое место. На региональном этапе стали призерами. Повышается творческая активность детей, появляется инициатива, приобретается чувство уверенности в себе.
Занятия в кружках «Дзюдо», «Футбол» способствуют укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни. Наши ученики – победители районных и областных соревнований по физкультуре и спорту. Результаты:Занимаясь в кружках, секциях, студиях, учащиеся развивают творческий потенциал, реализуют свои способности в разных видах деятельности, что положительно влияет на их поведение, обеспечивает занятость, формирует жизненный успех.Творческие и активные ученики нашей школы являются победителями многих районных и областных конкурсов.
Очень важное качество современного молодого человека – любовь к Родине, школе, уважение традиций. Приобщение учащихся к истокам культуры происходит на занятиях краеведческого музея, который уже много лет действует при школе. Мы пытаемся сегодня нашим детям раскрыть нравственные основы национальной культуры, духовного богатства русского человека. Впервые учащиеся знакомятся с удивительным миром народного искусства именно в школьном краеведческом музее .
Воспитание гражданина и патриота осуществляется через клуб «Поиск», который занимается исследовательской деятельностью: собирает материал, пополняет экспозиции.Уникальны материалы музея о знаменитых земляках нашего села, большую ценность для воспитания представляют встречи с ветеранами войны и труда. В школе открыта мемориальная доска в честь нашего земляка, выпускника школы, погибшего в Чечне Михайлова А.А. Много внимания в нашей школе уделяется сохранению и укреплению здоровья учащихся. В школе создана и продолжает действовать программа «Школьники против курения, алкоголя, наркотиков», «Ученик и его здоровье». Учащиеся школы принимают участие в районных акциях, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование положительных привычек. В 2012 году коллектив учащихся 10 класса принял участие в районной акции «Сохраним свое будущее» и стал призером.Ведется активная работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и искоренению вредных привычек, работа с трудными учащимися, неблагополучными семьями. Совместно с администрацией села, работниками Дома культуры, родителями, педагогическим коллективом в местах скопления молодежи организуется дежурство. Социально – психологической службой проводятся рейды в семьи. В каникулярное время школьники участвуют в проведении профилактических операций : «Каникулы», «Подросток», «Досуг». Полученные знания по безопасному поведению на улицах, оказанию первой медицинской помощи продемонстрировала в 2012 году команда юных инспекторов движения «Пешеход», которая заняла первое место в районном конкурсе «Безопасное колесо». Огромную роль в воспитании гражданских и патриотических чувств, становлении личной позиции играет военно-патриотический клуб «Справедливость силы», который в течение многих лет функционировал на базе школы. Курсанты клуба совершенствуют военные навыки, морально, физически и теоретически готовятся к службе в армии. Интересны и разнообразны дела членов клуба: участие в районных и областных конкурсах и соревнованиях, мероприятиях военной направленности. Ежегодно курсанты клуба совершали парашютные прыжки в п. Томаровка, проходили военную стажировку в городе Туапсе в части военно-морского спецназа. С большим уважением ребята ухаживают за памятниками погибшим воинам — землякам, участвуют в проведении торжественных митингов. (9 Мая). Многие выпускники клуба «Справедливость силы» связывают свою дальнейшую жизнь с военным делом, поступают учиться в престижные военные вузы страны. К числу важнейших достижений школы относится участие в экологических акциях «Светлому празднику – светлый город», «Мой двор, моя улица», «Зеленая столица». В рамках акций проводится уборка территории школы, села, мест захоронения погибших в годы войны, посадка саженцев растений. Школа стремится развивать у каждого ребенка важнейшие трудовые умения и навыки, необходимые сельскому жителю. В нашей школе созданы и действуют детские организации «Теремок» (1-5 кл.), ТОУ (6-11 кл.). Детские организации работают по программе «Мы вместе». Ежегодно проходят отчетно-выборные собрания, на которых члены ТОУ подводят итоги проделанного за год, планируют работу на предстоящий период. Работа детской организации позволяет создавать такую среду, где каждый ребенок может проявить себя как яркая индивидуальность, личность.В здании школы расположена библиотека, которая является интеллектуальным и информационно – досуговым центром школы с книжным фондом более _______ единиц учебной и художественной литературы. По многим предметам используются современные учебно – методические комплекты. Учебные кабинеты оснащены современным оборудованием: имеются компьютеры, принтеры, проекторы. Функционирует лингафонный кабинет. Имеется компьютерный класс, выход в Интернет.Школа имеет спортивный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием. Учащимся, молодежи села предоставлена возможность заниматься спортом, совершенствовать физические навыки.Наличие актового зала и музыкальной аппаратуры позволяет проводить праздники, мероприятия.В Модели выпускника школы «Развитие творческого потенциала обучающихся», которая была разработана с использованием основных положений модели выпускника Белгородской области, сказано, что выпускник школы должен обладать такими качествами, как творчество, интеллектуальное, эстетическое развитие, саморазвитие; нравственность, духовность; здоровый образ жизни.Достижение такого результата возможно при создании необходимых условий, оптимальной творческой социально – культурной среды, направленной на развитие личности ребенка.

Оцените статью
Добавить комментарий