Зачатков

  • От :
  • Категории : Без рубрики

1) Понятие науки, основные определения науки.
НАУКА – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. (философский словарь)
Научное значение как и все формы духовного производства в конечном счете необходимы для того чтобы направлять и регулировать практику. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание», а своеобразный социально-культурный институт.Основная задача науки — выявить законы. Поэтому научному значению присущи объективность, внутренняя системность, постоянная нацеленность. на практику как свою непосредственную цель и в этой связи — ориентация на предвидение, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Разобравшись в критериях научности, надо понять что, отражая мир в его материальности и развитии наука образует единую, взаимосвязанную развивающегося систему знаний о его законах. Эта система разделяется на множеств отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движение материи они изучают.
При характеристике природы научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки, среди которых главными являются:А. предметность и объективность научного знанияВ. вывод науки за рами обыденного опыта и изучения ее объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения.
^
Причины возникновения науки – общественные потребности. Материальное производство и практика лишь в конечном итоге обуславливают наличие науки. Развитие науки связано не с трудом вообще, а с особым специфическим умственным трудом. Наука обретает относительную самостоятельность. Как своеобразная форма познаний — специфический тип духовно­го производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления капиталистическо­го способа производства и дифференциации (разделения) единого ра­нее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествозна­ния) начинает развиваться относительно самостоятельно.В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Предпосылки науки создавались в древневосточ­ных цивилизациях — Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Гре­ции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде от­дельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, матема­тики и др. В конце XVI—XVII вв. происходят буржуазные революции в Ни­дерландах и в Англии. XVII в — Период становления экспериментально-математическое естествозна­ние. переживае. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астро­номия, механика, физика, химия и другие практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.Помимо описанных факторов необходим был определен­ный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и доста­точного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систе­матизации и теоретическому обобщению. Первыми воз­никают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Основной задачей познания стало изучение — на основе реальных фактов — самой природы, объективной действи­тельности.В Новое время ускоренными темпами развивается процесс разме­жевания между философией и частными науками. Процесс диффе­ренциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным на­правлениям: 1. Отделение науки от философии. 2. Выделение в рам­ках науки как целого отдельных частных наук — механики, астроно­мии, физики, химии, биологии и др. 3. Вычленение в целостном фи­лософском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, диалектика, логика и др.
В понимании генезиса, возникновения науки в истории и филосо­фии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами — социальными, экономически­ми и др. Империализм, напротив, основной движущей силой разви­тия науки считает факторы, связанные с внутренней природой науч­ного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т. п.
Обусловленность процессов возникновения и развития науки по­требностями общественно-исторической практики — главный источ­ник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие на­уки соответствует уровню развития практики, но и разделение науч­ного знания, дифференциация наук также отражает определенные эта­пы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX — начало XXI в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
3. Возможности классификации науки. Их основания.
По предмету и методу познания можно выделить:
науки о природе — естествознание,
об обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки) и
о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.).
Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.По "удаленности" от практики науки можно разделить на два крупных типа:
фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику,
прикладные — непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками.
Могут быть и другие критерии (основания) для классификации наук. Так, например, выделение таких главных сфер естественных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная — позволяет сгруппировать эти науки в следующие ряды:1) физика -> химическая физика -> химия;2) биология -> ботаника -> зоология;3) анатомия -> физиология -> эволюционное учение -> учение о наследственности;4) геология -> минералогия -> петрография -> палеонтология -> физическая география и другие науки о Земле;5) астрономия -> астрофизика -> астрохимия и другие науки о Вселенной.Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п. Как бы ни подразделялись науки, "но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, — они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой" (1 Вернадский В. И. О науке.) Общая классификация наук Б. М. Кедрова выглядит следующим образом:
^ диалектика, логика.
2) Математические науки: математическая логика, математика (включая кибернетику).
3) Естественные и технические науки:
Механика. Астрономия и астрофизика. Физика: химическая физика, физическая химия. Химия и геохимия. Геология. География. Биохимия. Биология (и сельхознауки, и медицинские науки). Физиология человека. Антропология.
^
А)История. Археология. Этнография. Экономическая география. Социально-экономическая статистика. Б) Науки о базисе и надстройке: политическая экономия, науки о государстве и праве (юридические науки), история искусств и искусствоведение.В) Языкознание. Психология. Педагогические науки.
^
Метод (греч. methodos) — в самом широком смысле слова — "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д. В рамках эмпирических и теоретических методов можно выделить следующие:
Эмпирические: — наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Теоретические: — формализация, идеализация.
Наблюдение — эto целенаправленное систематическое восприятия объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнен называется измерением. Эксперимент — метод исследования объекта, при котором исследователь активно воздействует па объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств. Сущность идеализации состоит в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов. Формализация—метод изучения некоторых областей знания в формализованных системах с помощью искусственных языков.
^
Слово «философия» древнегреческого происхождения означает любовь к мудрости. Гераклит утверждал, что «мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней».Философия чаше всего определялась как наука о сущности, познании первых начал бытия, всеобщем или философия — это паука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления
Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку
Если кратко изложить аристотелевское познание философии, то оно сводится к следующему: специфика философии состоит в том, что она есть первая мудрость. Последняя не равна просто знанию, ибо многознание, как сказал еще Гераклит, само по себе не научает уму.
Философия:
— учение о сущем самом по себе, о первых началах и причинах, о боге.
— это высшая умозрительная наука- наука наук
— высший род досуга, наиболее совершенный образ жизни свободного человека, обладание знанием в обшей форме и как таковая есть достояние немногих.
Один из крупнейших современных философов М Хаидеггер в работе «что такое философия» привел высказывание Аристотеля о том, что «философия есть умозрительное понимание первых оснований и причин».
^ — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
Функции, выполняемые Философией:- Синтез знаний и создание санной картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опьгга;- Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения- Разработка обшей методологии познания п деятельности человека в окружающем миреОсновным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря — идеалистический и материалистический.Идеализм — учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая — объективный идеализм.Философы этого направления считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Вторая — субъективный идеализм. Субъективные идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.Материализм — направление в философии, которое признает материю первичной, а сознание и мышление – вторичным.Философия имеет свою структуру, порожденную ее проблемным полем
Онтология или теория бытия. Онтологические проблемы — это проблемы устройства мира, бытия: существует ли субстанция бытия и какова она; что есть движение, пространство, время, что такое сознание и как оно возникло; какое место занимает в мире человек, какова его природа; существует ли цель мирового развития; существуют ли законы природы и т.д.
Теория познания (или гносеология). Основные проблемы: познаваем ли мир в принципе, безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы как получается знание о мире; правдивы или ложны наши знания, можно ли вообще познать истину.
Аксиология — теория ценностей. Ценность — это то, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь). Основные проблемы: что есть благо, какова природа ценностей; как они связаны между собой, как соотносятся ценности и "факты" реальности и т.д
Праксиология — учение о практике. Основные проблемы: способен ли человек преобразовать мир, где граница допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов, каковы принт ты оптимальной деятельности и т.д.
Кроме того, в современной философии вы кристаллизировались самостоятельные дисциплины: феноменология — теория сознания, рассматривающая сознание как особую действительность, специфический регион бытия, обладающий иными законами, нежели природная реальность; социальная философия, рассматривающая внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношения, существующие между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме; философия истории.

1) Понятие науки, основные определения науки.

НАУКА – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. (философский словарь)

Научное значение как и все формы духовного производства в конечном счете необходимы для того чтобы направлять и регулировать практику. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание», а своеобразный социально-культурный институт.Основная задача науки — выявить законы. Поэтому научному значению присущи объективность, внутренняя системность, постоянная нацеленность. на практику как свою непосредственную цель и в этой связи — ориентация на предвидение, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Разобравшись в критериях научности, надо понять что, отражая мир в его материальности и развитии наука образует единую, взаимосвязанную развивающегося систему знаний о его законах. Эта система разделяется на множеств отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движение материи они изучают.

При характеристике природы научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки, среди которых главными являются:А. предметность и объективность научного знанияВ. вывод науки за рами обыденного опыта и изучения ее объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения.

^

Причины возникновения науки – общественные потребности. Материальное производство и практика лишь в конечном итоге обуславливают наличие науки. Развитие науки связано не с трудом вообще, а с особым специфическим умственным трудом. Наука обретает относительную самостоятельность. Как своеобразная форма познаний — специфический тип духовно­го производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления капиталистическо­го способа производства и дифференциации (разделения) единого ра­нее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествозна­ния) начинает развиваться относительно самостоятельно.В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Предпосылки науки создавались в древневосточ­ных цивилизациях — Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Гре­ции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде от­дельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, матема­тики и др. В конце XVI—XVII вв. происходят буржуазные революции в Ни­дерландах и в Англии. XVII в — Период становления экспериментально-математическое естествозна­ние. переживае. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астро­номия, механика, физика, химия и другие практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.Помимо описанных факторов необходим был определен­ный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и доста­точного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систе­матизации и теоретическому обобщению. Первыми воз­никают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Основной задачей познания стало изучение — на основе реальных фактов — самой природы, объективной действи­тельности.В Новое время ускоренными темпами развивается процесс разме­жевания между философией и частными науками. Процесс диффе­ренциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным на­правлениям: 1. Отделение науки от философии. 2. Выделение в рам­ках науки как целого отдельных частных наук — механики, астроно­мии, физики, химии, биологии и др. 3. Вычленение в целостном фи­лософском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, диалектика, логика и др.

В понимании генезиса, возникновения науки в истории и филосо­фии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами — социальными, экономически­ми и др. Империализм, напротив, основной движущей силой разви­тия науки считает факторы, связанные с внутренней природой науч­ного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т. п.

Обусловленность процессов возникновения и развития науки по­требностями общественно-исторической практики — главный источ­ник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие на­уки соответствует уровню развития практики, но и разделение науч­ного знания, дифференциация наук также отражает определенные эта­пы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX — начало XXI в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

3. Возможности классификации науки. Их основания.

По предмету и методу познания можно выделить:

  1. науки о природе — естествознание,
  2. об обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки) и
  3. о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.).

Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.По "удаленности" от практики науки можно разделить на два крупных типа:

  1. фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику,
  2. прикладные — непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками.

Могут быть и другие критерии (основания) для классификации наук. Так, например, выделение таких главных сфер естественных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная — позволяет сгруппировать эти науки в следующие ряды:1) физика -> химическая физика -> химия;2) биология -> ботаника -> зоология;3) анатомия -> физиология -> эволюционное учение -> учение о наследственности;4) геология -> минералогия -> петрография -> палеонтология -> физическая география и другие науки о Земле;5) астрономия -> астрофизика -> астрохимия и другие науки о Вселенной.Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п. Как бы ни подразделялись науки, "но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, — они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой" (1 Вернадский В. И. О науке.) Общая классификация наук Б. М. Кедрова выглядит следующим образом:

^ диалектика, логика.

2) Математические науки: математическая логика, математика (включая кибернетику).

3) Естественные и технические науки:

Механика. Астрономия и астрофизика. Физика: химическая физика, физическая химия. Химия и геохимия. Геология. География. Биохимия. Биология (и сельхознауки, и медицинские науки). Физиология человека. Антропология.

^

А)История. Археология. Этнография. Экономическая география. Социально-экономическая статистика. Б) Науки о базисе и надстройке: политическая экономия, науки о государстве и праве (юридические науки), история искусств и искусствоведение.В) Языкознание. Психология. Педагогические науки.

^

Метод (греч. methodos) — в самом широком смысле слова — "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д. В рамках эмпирических и теоретических методов можно выделить следующие:

  1. Эмпирические: — наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
  2. Теоретические: — формализация, идеализация.

Наблюдение — эto целенаправленное систематическое восприятия объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнен называется измерением. Эксперимент — метод исследования объекта, при котором исследователь активно воздействует па объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств. Сущность идеализации состоит в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов. Формализация—метод изучения некоторых областей знания в формализованных системах с помощью искусственных языков.
^
Слово «философия» древнегреческого происхождения означает любовь к мудрости. Гераклит утверждал, что «мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней».Философия чаше всего определялась как наука о сущности, познании первых начал бытия, всеобщем или философия — это паука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления

Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку

Если кратко изложить аристотелевское познание философии, то оно сводится к следующему: специфика философии состоит в том, что она есть первая мудрость. Последняя не равна просто знанию, ибо многознание, как сказал еще Гераклит, само по себе не научает уму.

Философия:

— учение о сущем самом по себе, о первых началах и причинах, о боге.

— это высшая умозрительная наука- наука наук

— высший род досуга, наиболее совершенный образ жизни свободного человека, обладание знанием в обшей форме и как таковая есть достояние немногих.

Один из крупнейших современных философов М Хаидеггер в работе «что такое философия» привел высказывание Аристотеля о том, что «философия есть умозрительное понимание первых оснований и причин».

^ — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Функции, выполняемые Философией:- Синтез знаний и создание санной картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опьгга;- Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения- Разработка обшей методологии познания п деятельности человека в окружающем миреОсновным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря — идеалистический и материалистический.Идеализм — учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая — объективный идеализм.Философы этого направления считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Вторая — субъективный идеализм. Субъективные идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.Материализм — направление в философии, которое признает материю первичной, а сознание и мышление – вторичным.Философия имеет свою структуру, порожденную ее проблемным полем

  1. Онтология или теория бытия. Онтологические проблемы — это проблемы устройства мира, бытия: существует ли субстанция бытия и какова она; что есть движение, пространство, время, что такое сознание и как оно возникло; какое место занимает в мире человек, какова его природа; существует ли цель мирового развития; существуют ли законы природы и т.д.
  2. Теория познания (или гносеология). Основные проблемы: познаваем ли мир в принципе, безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы как получается знание о мире; правдивы или ложны наши знания, можно ли вообще познать истину.
  3. Аксиология — теория ценностей. Ценность — это то, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь). Основные проблемы: что есть благо, какова природа ценностей; как они связаны между собой, как соотносятся ценности и "факты" реальности и т.д
  4. Праксиология — учение о практике. Основные проблемы: способен ли человек преобразовать мир, где граница допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов, каковы принт ты оптимальной деятельности и т.д.
  5. Кроме того, в современной философии вы кристаллизировались самостоятельные дисциплины: феноменология — теория сознания, рассматривающая сознание как особую действительность, специфический регион бытия, обладающий иными законами, нежели природная реальность; социальная философия, рассматривающая внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношения, существующие между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме; философия истории.

качестве условий объективно-истинного описания,остается выражением человеческого стремления,форма духовной деятельности людей,разделение науч ного знания,внутренней расчлененности человеческой деятельности,взаимосвязанную развивающегося систему знаний,которое признает материю первичной,получает устойчивую положительную оценку,древневосточ ных цивилизациях египте,этапов разрабатываются соответствующие идеалы

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …