Здоровье и выбор профессии

ТЕМА: ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Цель: дать определение понятиям «здоровье», «координация движений», глазомер; раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, карьеры, познакомить с важнейшими характеристиками здоровья человека; выявить роль координации движений и глазомера в профессиональной деятельности.
I. Работа над новым материалом.
По своим биологическим особенностям человек — часть природы. И поэтому общественно-трудовая деятельность людей возможна только на той биологической основе, которая им присуща как виду. Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние «полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических недугов. Конечно же, правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере. По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.
включает профессии, в условиях работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.
Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора. Обучение и работа таких специалистов связаны с временным неблагоприятным воздействием на организм человека, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция и нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям, иначе произойдет ухудшение состояния здоровья, обострение заболеваний приведет к потере трудоспособности.
включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому даже если воздействие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы. Причем допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, причем индекс общего физического состояния организма у них должен быть очень высок.
— это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.
— это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды производственной деятельности ему противопоказаны: например, при нарушении органов зрения — профессии чертежника, сборщика часов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха — стенографистки, автослесаря; органов обоняния — повара и т.п.
В приведенной ниже таблице 1 систематизированы профессионально-производственные факторы, противопоказанные при наиболее распространенных заболеваниях. Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить от серьезной ошибки при выборе профессии — противопоказания ее по состоянию здоровья, и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию заблаговременно, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности. Профессионально непригодным к той или иной деятельности человек считается в том случае, когда обучение и работа могут усугубить имеющиеся у него заболевания или препятствуют успеху формирования профессиональных навыков. Однако следует иметь в виду, что абсолютная профессиональная непригодность — явление крайне редкое. Природа человека многогранна, и каждая личность обладает большим набором разных качеств. Поэтому всегда можно найти подходящую деятельность. Кроме того, растущему организму присущи пластичность, изменчивость и возможность развития компенсаторных механизмов. [7]

Заболевания
Противопоказанные профессионально-производственные факторы
Некоторые рекомендуемые профессии и специальности
1
2
3
Органы зрения
Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении
Продавец, бармен, оператор птицефабрики и птицефермы, садовод, слесарь по ремонту автомобиля
Органы слуха
Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также связанная со значительным шумом и вибрацией
Чертежник, вышивальщица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фотограф, кондитер
Кожа
Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук
Оператор ЭВМ, сборщик часов, полупроводников, чертежник-конструктор
Опорно-двигательный аппарат
Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов
Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка
Органы дыхания
Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения
Контролер-кассир, киномеханик, цветовод, оператор станков с пусковым управлением, оператор связи, фотограф
Сердечнососудистая система
Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация
Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод
Органы пищеварения
Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, связанная с нарушением режима питания; вынужденная рабочая поза, предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания
Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор-оформитель
Почки и мочевыводящие пути
Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания, вибрация
Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор-оформитель
Нервная система
Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервно-паралитического действия; работа, связанная с повышенной опасностью травматизма
Резчик по дереву, закройщик, столяр
В различных видах труда, в зависимости от их особенностей, действия носят различный характер: умственные, чувственные и двигательные (моторные). Большинство специальностей и профессий связано с двигательными предметными действиями, т.е. такими, которые направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Действия состоят из движений. Анализ предметных движений человека показывает, что все они, как правило, складывается из трех простых элементов: взять, переместить, отпустить. Этим движениям свойственна и координация.
Говоря о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленных на достижение определенного двигательного эффекта, конкретной цели. Прежде всего это точность, способность правильно дозировать силу, направленность, скорость, расстояние движений. Так, водитель автомобиля, тормозя машину, координирует силу нажатия на тормоз и действия рулевым управлением со скоростью движения, состоянием дороги, массой машины. Плотник также соизмеряет силу нажатия на рубанок и скорость его движения с меняющимся мускульным ощущением сопротивления дерева. Кузнец соотносит силу удара молота со степенью нагрева поковки, определяя ее по цвету раскаленного металла. В процессе координации движений всегда согласуется работа мышц и органов чувств, т.е. становится очевидна мышечно-суставная чувствительность.
Надо иметь в виду, что координация движений — очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др. И второе — координация движений имеет как общие, так и специфические особенности, связанные с опорно-двигательным аппаратом и системой рабочих движений рук. Поэтому, выявляя особенности своей координации, человек должен помнить, что по показателям одной способности нельзя делать общий вывод. И третье — эффективность деятельности определяется многими факторами. Например, бег на 100 м зависит от быстроты взятия старта, длины и частоты шагов, а те определяются рядом двигательных особенностей (времени реакции, быстротой и силой сокращения мышц, частотой движений) и волевыми качествами. Воспринимаемая величина предметов зависит от их угловой величины и расстояния, с которого они наблюдаются. Зная величину предмета, мы по его угловой величине определяем расстояние, на котором он находится, и, наоборот, зная, на каком он расстоянии, мы по его угловым размерам определяем величину предмета. Так, когда мы смотрим в бинокль, то, зная величину предметов, мы видим их приблизившимися, но не увеличенными. Смотря же в лупу на печатный шрифт, мы видим буквы увеличенными, но не приблизившимися.
Развивающаяся в результате опыта способность глаза определять пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя именуется глазомером.
В профессиональной сфере хорошо развитый глазомер необходим представителям таких профессий, как водитель, архитектор, художник-оформитель, дизайнер и др.

Вопросы и задания:
Почему необходимо учитывать состояние здоровья при выборе любой профессии?
Какие производственные факторы считаются особенно неблагоприятными для организма человека?
Как влияет близорукость на выбор профессии?
Перечислите, для каких видов профессиональной деятельности имеет важное значение:
а) координация движений рук; б) координация движений ног. Какую роль в профессиональной деятельности играет глазомер?

Задание 1. Частота пульса у нетренированного взрослого человека колеблется в норме от 60 до 90 ударов в минуту.
Измерьте свой пульс в состоянии покоя. Он оказался: 41-60 уд/мин — отличный результат: 61-74 — хороший; 75-90 — удовлетворительный; более 90 уд/мин — неудовлетворительный (следует посоветоваться с врачом). Пульс подсчитывается по лучевой артерии.
Задание 2. Известный врач И. М. Амосов для оценки физического состояния рекомендует пробу с приседаниями.
Стоя (ноги вместе), надо сосчитать пульс за 30 сек. Затем в медленном темпе сделать 20 приседаний, причем на каждом приседании поднимать руки вперед, сохраняя туловище прямым, а колени разводя в стороны. После приседаний снова подсчитать пульс. Если число ударов увеличилось меньше чем на 25 % — это свидетельство отличного состояния организма, 25-50% — удовлетворительного, на 75% и выше — неудовлетворительного.
Задание 3. Определите свое физическое развитие по антропометрическим данным, используя таблицу 2.
Таблица 2
Возраст
Рост, см
Вес, кг
Окружность гр. клетки (ОГК), см
Юноши
13 14 15 16 17
155,1 ± 7,65 162,3 ± 8,82 166,7 ± 8,90 170,8 ±8,00 174,4 ±6,22
44,1 ± 8,68 50,5 ± 9,36 54,5 ± 8,94 59,3 ± 8,82 63,1+7,30
72,5 ± 5,82 75,7 + 5,60 78,6 ±5,66 81,9 ±5,56 84,2 + 4,58
Девушки
13 14 15 16 17
157,3 ± 6,00 160,3 ±6, 12 161,2 ±5,46 161,9 ±5,22 162,6 ±7,32
47,6 ± 8,54 5 1,8 ±8,62 53,9 + 7,62 56,6 ± 6,82 58,4 ± 7,32
72,5 ± 5,66 75,0 + 5,16 75,4 ±4,18 76,2 ± 4,92 77,3 ± 4,92
Приступая к вычислению, надо учесть, что возраст определяется следующим образом: 13 лет — от 12 лет 6 месяцев до 13 лет 5 месяцев 29 дней и т.д. Для оценки уровня физического развития предлагаем использовать метод сигнальных отклонений. В основе его лежит сравнение фактических данных со средними стандартными показателями и их последующая оценка. Например, юноша 15 лет, рост 173 см, вес 64 кг, ОГК — 82 см. Эти показатели имеют отклонения от табличных данных: рост 173 — 166,7 = + 6,3 см вес 64 — 54,5 = + 9,5 кг ОКГ 82 — 78,6 = + 3,4 см При сравнении полученные результаты делим на допустимые нормы отклонений по таблице: + 6,3 : 8,9 = + 0,7 + 9,5: 8,95 = +1,5 + 3,4 : 5,66 = + 0,6 Считается, что если эти частные находятся в пределах от — 1 до + 1, то физическое развитие оценивается в пределах нормы, от — 2 до — 1 — ниже среднего, от + 1 до + 2 — выше среднего. Если эти частные меньше — 1, то физическое развитие низкое, а если больше + 2, то хорошее.
Задание 4. Определите состояние своей осанки, для этого измерьте ширину плеч и дугу спины. Делается это так.
Нащупайте выступающие костные точки над плечевыми суставами. Возьмите сантиметровую ленту левой рукой за нулевое деление и прижмите ее к левой точке. Правой рукой протяните ленту по линии ключиц к правой точке. Полученное число показывает ширину плеч. Затем переведите ленту за голову и протяните ее по линии верхнего края лопатки от левой точки к правой. Полученное число указывает величину дуги спины.

ширина плеч (см) ________________________ х 100 % = норма : 100 -110 % величина спины (см) Показатель 90 % свидетельствует о серьезном нарушении осанки. В этом случае, а также при его увеличении до 125-130 % надо обратиться к врачу-ортопеду.

Задание 1. Проведите карандашом с помощью линейки две прямые параллельные линии длиной 30 см на расстоянии 2 мм друг от друга. Затем шариковой ручкой или карандашом другого цвета, не останавливаясь, постарайтесь не более чем за 20 с провести между ними линию без помощи линейки.
Если она коснется верхней или нижней линии всего 2-3 раза — результат хороший, 4-10 раз — средний, а при большем количестве касаний — неудовлетворительный.
Задание 2. Начертите две параллельные ломаные линии с расстоянием между ними 2 мм так, чтобы они напоминали пилу с зубьями высотой 5 см и углом в 45°. Длина всей ломаной линии 30 см. Не более чем за 20 с проведите между ломаными линиями свою линию. Измерьте общую длину отрезков касания. Если в сумме длина всех отрезков не превысила 1 см — результат хороший, 2 см -средний, более — неудовлетворительный.

Задание 3. Нарисуйте циркулем 10 кружков 0 5 мм на расстоянии 2 см друг от друга. В течение 20 с, переходя от круга к кругу справа налево, ставьте в каждом по точке. Пройдя весь ряд кружков (с 1 по 10), начинайте сначала.
Если в указанное время вы успеете поставить 60 точек, промахнувшись не более 10 раз, у вас хорошая координация движений кисти руки, при результате 50-39 точек и 11-15 промахов — средняя, меньшее количество — неудовлетворительная.

Приступая к выполнению задания 4, необходимо подготовить ряд предметов (эталонов): 6 разной длины, в см: 7,3; 7,5; 7,8; 8; 8,3; 8,5; 6 разной толщины, в мм; 7; 8; 9; 10; 10,5: 11; 6 разного веса, в г: 100; 103; 106; 109; 112; 115: В качестве весовых эталонов можно использовать спичечные коробки, в которые положено разное количество пластилина.
Задание 4. Перед вами разложены 6 разных по длине предметов. Закройте глаза и перемешайте эти предметы. Затем, так же не глядя, одной рукой последовательно расположите их в порядке возрастания длины. Ощупывайте предметы большим и средним пальцами.
Такую же работу провести с 6 предметами, имеющими разную толщину и разный вес, но одинаковую форму. Одной рукой расположите их в порядке возрастания: а) толщины; б) веса. Для определения результатов подсчитывается сумма разностей следующих друг за другом предметов, начиная с последнего, при правильной раскладке она равна 5 (6-5; 5-4; 4-3; 3-2; 2-1). Такой результат означает высокий уровень развития чувствительности рук; 6-9 — чувствительность в номере; 10-12 — средний уровень чувствительности; более 12 — низкий уровень чувствительности. Чем выше эта цифра, тем хуже развита чувствительность. Учтите, что если вы работали правой рукой, то данные получили относительно этой руки. Если вы добились высоких результатов, можете продолжать упражнения, сделав различие между эталонами менее заметным, например, длина, в см: 7,2; 7,4; 7,6; 7,8; 8.
Задание 5. Уровень развития координации движений можно определить с помощью самонаблюдения. Дайте ответ на вопросы:
1. Как вы лучше усваиваете движения: а) прочитав объяснение; б) прослушав устное объяснение; в) увидев, как выполняется движение. 2. Насколько точно вы выполняете первое движение: а) воспроизвожу полностью, очень точно его копирую; б) воспроизвожу с небольшими отклонениями, мало заметными со стороны; в) воспроизвожу с отклонениями. 3. Сколько времени вы затрачиваете на освоение простого и сложного движения: а) простое и сложное движение осваиваю быстро; б) простое осваиваю быстро, сложное — медленно; в) простое и сложное движение осваиваю медленно. Если ваши ответы совпадают с вариантом «а» уровень координации высокий; «б» — средний, «в» — низкий.

Задание 1. Даны 11 прямых, различных по длине, а ниже — 4 прямых, обозначенных буквами А, В, С, Д. Без помощи линейки и других измерительных средств найдите прямые А, В, С, Д среди одиннадцати прямых (рис. 1).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 А D В C Рис. 1.
Задание 2. Определите без линейки, какой отрезок больше (рис. 2).
Рис. 2.
Задание 3.
а) Какая из девочек выше? Какая ниже? А теперь, когда вы определили это, проверьте себя. Измерьте каждую из девочек на рисунке сантиметром (рис. 3 а). Поняли, в чем ваша ошибка? б) Определите, параллельны ли горизонтальные линии? Проверьте с помощью линейки (рис. 3 б). в) Какая из горизонтальных линий длиннее? Проверьте с помощью линейки (рис. 8 в). а) Рис. 3

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий