«Зоопсихология и сравнительная психология» рабочая тетрадь слушатель (фио)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Кафедра психологии педагогики
«Зоопсихология и сравнительная психология»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Слушатель (ФИО)______________________________________Кафедра ______________________________________Курс ______________________________________
Группа _______
Отметка о проверке:
Допущен(а) / не допущен(а)
к итоговому тестированию
Преподаватель ______________________Дата зачета «___»____________200___ г.
Москва 2009
Вопросы и задания для подготовки к самостоятельной работе
и письменному тестированию
Каковы объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии?
Перечислите важнейшие понятия и категории зоопсихологии и сравнительной психологии. ­
Каковы теоретические и прикладные задачи зоопсихологии и сравнительной психологии?
Перечислите основные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии.
В каких сферах деятельности человека лежит прикладное значение зоопсихологии и сравнительной психологии?
Каковы общепсихологические и специфические методы зоопсихологии и сравнительной психологии?
Назовите основные креационные и рациональные теории зоопсихологии и их представителей.
Назовите основные современные течения зоопсихологии.
В чем заключается проблема происхождения психики в психологии?
В чем заключаются особенности изучения образа жизни и психической деятельности животных?
Назовите основные формы регуляции психической деятельности животных.
В чем заключаются особенности индивидуальных взаимоотношений субъекта со средой?
Перечислите основные стадии эволюции психики и дайте им общую характеристику.
Дополните определения понятий или предложения:
1. Подражанием у животных называют…………………………………………..……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….2. Предмет зоопсихологии ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….
3. Под игрой у животных понимают………………………………………………
……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….4. Основная задача зоопсихологии и сравнительной психологии заключается в ответе на такие вопросы как……………………………………………………..……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….5. Одна из проблем зоопсихологии и сравнительной психологии, связанная с ответом на вопрос о происхождении и эволюции человека заключается в выявлении…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….6. Приложение зоопсихологических знаний в практике педагогической психологии лежит заключается в том, что………………………………………..……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….7. Объектом зоопсихологии и сравнительной психологии является…………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….8. Под импритингом понимается………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….9. Под экспериментом в зоопсихологии и сравнительной психологии понимается……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….

Метод зоопсихологического исследования
направлен на изучение…
1. Метод проблемной клетки…
2. Метод лабиринта…
3. Метод обходного пути…
4. Метод дифференцировочной дрессировки…
…способности животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и их признаков.
5. Метод выбора на образец…
… преимущественно сенсорной сферы животных.
11. Заполните таблицу:

Наличие «мыслящей субстанции (души)
только у человека
у человека и животных

12. Дополните недостающее звено в схеме:

Беррес Скиннер (американский психолог, 1904-1990) — создатель знаменитых ………………………………………………………………………………….……Фред Келлер (американский, психолог, 1887-1967) – основоположник гештальт-психологии.Эдуард Торндайк (американский психолог, 1874-1949) — создатель теории научения методом проб и ошибок, автор метода …………………………………………………………….…………………………….Конрад Лоренц (австрийский ученый, 1903-1989) — один из основоположников ………………………..………………………………………………………………… Эдуард Толмен (1886- 1959) — создатель системы, соединявшей идеи бихевиоризма, гештальтпсихологци и фрейдизма (необихевиоризма).Джон Уотсон (американский психолог, 1878-1958) — основоположник ………………………………………………………………………………………….

Ученые
Год получения премии
Иван Петрович Павлов (русский физиолог, 1849-1936)
Карл фон Фриш (немецкий зоолог, 1886–1982)
Николас Тинберген (нидерладсский зоопсихолог, 1907-1988)
Конрад Лоренц (австрийский этолог, 1903-1989)

Аристотель (древнегреческий философ, 384-322 гг. до н.э.):
«Но единственное животное способное размышлять и рассуждать, есть человек, … он один может рассматривать то, чему учился».
Жорж Бюффон (французский натуралист, 1707-1788):
«Я да­ле­ко не от­ни­маю все­го у жи­вот­ных; на­про­тив, при­пи­сы­ваю им все, кро­ме мыс­ли и рас­су­ж­де­ния…».
Жан Батист Ламарк (французский естетствоиспытатель, 1744-1829):
«Ор­га­низ­мы из­ме­ня­ют­ся не вслед­ст­вие пря­мо­го на них воз­дей­ст­вия сре­ды, а вслед­ст­вие то­го, что сре­да из­ме­ня­ет пси­хи­ку жи­вот­но­го …».

1. Леонтьев Алексей Николаевич(1903-1979)
Отечественный психолог, автор общепсихологической теории …………………………………………………
2. Ладыгина-Котс Надежда Николаевна (1889-1963)
Отечественный зоопсихолог, исследователь интеллектуальных процессов у высших антропоидов (шимпанзе) и у человека на ранних стадиях его онтогенеза.
3. Рубинштейн Сергей Леонидович(1889-1960)
Отечественный психолог, сформулировал методологические принципы единства сознания и деятельности и принцип …………………………………………….
4. Выготский Лев Семенович(1896-1934)
Отечественный психолог, создатель ……………………………… концепции развития высших психических функций.
5. Вагнер Владимир Александрович(1849-1934)
Отечественный биолог и психолог, основоположник …………………. психологии в России.
6. Лурия Александр Романович(1902 – 1977)
Отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в России.
7. Фабри Курт Эрнестович(1923-1990)
Отечественный биолог и зоопсихолог проблеме онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психологии приматов и антропогенеза.

Название работы
1809 – год выхода известной работы Жана Батиста Ламарка …
1794-1804 – годы выхода известного 44-томника Жоржа Бюффона…
«Естественная история»
1938 – год выхода известной работы Берреса Скиннера…
1859 – год выхода известной работы Чарльза Дарвина …
«Происхождение видов»
1912 — год выхода известной работы Жака Леба…
1913 – год выхода известной работы Джона Уотсона…
«Психология, каковой ее видит бихевиорист»
1863 – год выхода известной работы Вильгельма Вундта…

19. Существует несколько точек зрения на проблему возникновения психики на различных этапах развития жизни на Земле. Уточните на каких именно и конкретизируйте каждую точку зрения по образцу:
Панпсихизм: «Психикой обладает все». Зарождение психики на этапе возникновения и развития неживой материи.……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….
20. Вы­даю­щий­ся рус­ский философ–идеалист, пси­хо­лог кон­ца про­шло­го ве­ка Николай Яковлевич Грот (1852–1899) счи­тал, что от­ли­чие пред­ме­та пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки от пред­ме­тов дру­гих на­ук со­сто­ит в том, что его не­воз­мож­но, как в дру­гих нау­ках, сна­ча­ла он­то­ло­ги­че­ски опи­сать, а за­тем изу­чать. Не­об­хо­ди­мо сна­ча­ла тео­ре­ти­че­ски оп­ре­де­лить этот пред­мет, и толь­ко в ре­зуль­та­те та­ко­го оп­ре­де­ле­ния он мо­жет быть под­верг­нут на­уч­но­му ис­сле­до­ва­нию. Это свя­за­но с не­воз­мож­но­стью пря­мо­го объ­ек­тив­но­го изу­че­ния пси­хи­ки и не­об­хо­ди­мо­стью при­ме­не­ния для это­го кос­вен­ных ме­то­дов. Конкретизируйте, какие именно? Как изучается психика?
……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….

Задания открытой формы
(дополните пропуски)
21. Цен­траль­ный вопрос в про­бле­ме воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия пси­хи­ки ­- со­от­но­ше­нии за­ло­же­нного в че­ло­ве­ке эво­лю­ци­он­но и воз­ни­кшего с по­яв­ле­ни­ем …
…………………………………………………………………………………………………………………..
пищевой, …
………………………………….……………………………………………………
(выберите один вариант ответа из предложенных)
23. К основным формам регуляции деятельности животных относят:а) благоприятное поведение;г) научение; б) условную реакцию;в) привыкание.24. К основным формам жизнедеятельности животного относят:а) онтогенез;б) отражение;в) поведение;г) потребности.
Задания на установление соответствия
(в правом столбце выберите элемент,соответствующий элементу в левом столбце)

1. Схема определения уровня развития психики животных
1. Репродуктивная сфера
2. Особенности отражения
2. Типы взаимосвязей животного с окружающей средой
3. Таксономическая характеристика животного
4. Перцептивная стадия
1: ….; 2: …..
26. Установите соответствие по принципу 1:1:
1. Взаимосвязи в сфере общения с сородичами
1. Сведения о рационе животного
2. Как образуется пара
2. Взаимосвязи с территорией
3. Образ жизни (одиночный, семейный, стайный)
4. Способность установить контакт с человеком
3. Репродуктивное поведение
5. По каким признакам животное ориентируется
6. Способность освоить чуждый язык
1: ….; 2: …..; 3: ….
Задания на установление правильного порядка
(установите правильный порядок следования)





Интеллектуальная
Перцептивная
Сенсорная
Стадия сознания

№..…
………….………
№…..
……………………
№…..
…………………..
№…..
………………….
Птицы имлекопитающие
Одноклеточные (амебоидные, жгутиковые, ресничные); низшие многоклеточные (кишечнополостные, иглокожие, примитивные моллюски, низшие черви).
Человек неандертальскийЧеловек разумный
Брюхоногие и головоногие моллюски, членистоногие, бесчелюстные, хрящевые и костные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся.
Задание на конструирование
(заполните пропуски, используя предложенные варианты)

……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….
(и условий; на перцептивной; разделение объекта деятельности; появляется; на интеллектуальной; стадии развития психики; на сенсорной)
……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….
(содержанием отражения; развития психики; на интеллектуальной стадии; качества и свойства среды; на сенсорной стадии; являются отдельные; на перцептивной стадии)
Зоопсихология
и сравнительная психология:
Рабочая тетрадь
Автор-составитель:
Гагарин Александр Валерьевич

Оцените статью
Добавить комментарий