Идейно-художественные искания в украинской драматургии конца XIX

Исторический конфликт стал объектом художественного моделирования в пьесе Людмилы Старицкой-Черняховской «Гетман Дорошенко". Трагизм коллизии отчетливо определяется уже в прологе-запеве произведения. Основной мотив пролога, произносимого таинственной женской фигурой, является реминисценцией Шевченко мотивов текучести времени, гибель свободы, уничтожение казаков и их мира. Там, где была когда-то воля, остались ныне могилы и память, которую надо передать потомкам. Бинарная оппозиция казацкой свободы (славы) и могилы случается постоянно и в размышлениях поэта о прошлом, и в его образном воспроизведении. Историческая драматургия конца XIX — начала ХХ века (до вышеупомянутых добавим также пьесы "Сон князя Святослава" (1895) И. Франко, «Савва Чалый» (1899) Карпенко-Карого, "Оборона Буши" (1899) М. Старицкого, "Чайковский, или Алексей Попович" (1904) М. Кропивницкого, "Мазепа" (1905) В.Потапенка, "О чем опилки шелестела" (1916) С.Черкасенко, "Ярослав Осмомисл" (1917) М. Грушевского и под.) примечательна прежде прочной национальной основой. Опираясь на предыдущий творческий опыт, авторы исторических пьес экстраполировали события прошлого на решение сиюминутных проблем своего времени и спрогнозировали в образной форме пути будущего развития нации. Во втором подразделе речь идет о том, что с выходом на культурную и общественную арену в 80-х годах XIX века отечественный профессиональный театр активно пропагандировал жанр водевиля. В нашей драматургии он возник как вполне самобытный и оригинальный жанр, становление которого происходило в условиях суровых цензурных притеснений и запретов. Между водевиль стал популярным не только в кругу многочисленных любительских кружков, но и на профессиональной сцене, вызывая интерес и отечественного, и российского зрителя. Вследствие исторических обстоятельств тематические горизонты водевиля обычно не достигали рамок жизни села и его жителей. Отсюда черпались юмор и комедийные ситуации, музыкальная, песенная, танцевальная культура. Трансформации жанра водевиля наблюдаем в творчестве лучших украинских драматургов. Подавляющее большинство писателей, создавая одноактную комедийно-музыкального характера еще в 70-е годы XIX века, осторожно относились к определению жанра этих произведений как водевиля. Однако их "этюды", "рисунки" и "шутки" имели ярко выраженные водевильные признаки. Развитие театрального дела в Украине стимулировал также выступления в области популярного жанра многих актеров. Сначала водевиль представляли литератори- "профессионалы" (И. Котляревский, Квитка-Основьяненко). С 1840-х годов его авторами выступили артисты — хорошие знатоки сценического творчества (И.Дрейсих, В.Дмитренко, К.Мирославський-Винников, И.Захаренко т.д.), а также драматурги, которые одновременно были известными театральными деятелями и организаторами театрального дела ( М. Кропивницкий, Старицкий, И. Карпенко-Карого). Имена большинства тогдашних украинских водевилист сейчас являются малоизвестными. Их произведения были, как правило, или первыми литературными попытками, или перепевами образцов соответствующего жанра 20-50-х годов XIX века, или произведениями для чтения. Для многих из них творческий путь завершался с выходом одного-двух водевилей. Большинство таких пьес — слабые в художественном плане или просто нерепертуарни. Поэтому до сих пор практически неизвестными широкому кругу читателей и даже театроведам остаются имена Г.Барановського, М.Бунина, М.Вейса, Г.Доброскока, И.Калмикова, О.Левицкий, О.Лубенського, М.Овчаренка, Я.Остроухова, И. Пивоварского, С.Смоленського, М.Сосновського и других. Репертуарными и популярными уже во второй половине позапрошлого века стали водевиль актера Дмитрия Дмитренко (гг. Рожд. И см. Невод.) "Кум-мельник, или Сатана в бочке" (впервые сыгран в Харькове в марте 1850) и шутка Антона Велисовського (гг. рожд. и см. невод.) "Быль, или на чужой каравай глаза не Порывай". Во второй половине XIX века в развитии жанра определяются две противоположные тенденции. Первая — появление нового, содержательного водевиля, обусловленного потребностями времени, — кардинальными изменениями в общественной жизни пореформенного периода. Вторая — "делания" авторами чисто развлекательных произведений, частично обусловлено цензурными притеснениями. Скажем, возвращение к традиционным формам водевиля начала XIX века с доминированием крестьянской тематики наблюдаем в сборнике Андрея Ващенко-Захарченко (1815 — р. См. Неизв.) "Малороссийский театр" (1857). Здесь помещены, в частности, водевили "Один порадовал, второй утешил, или Кто ругается, то кается" и "осмотрелся, как наелся, или бы не волк и не собака, был бы Григорию всепогодный". Однако лучшие водевилист порога веков, в отличие от предшественников, основой сюжетов своих произведений выбирали не анекдот или народную рассказ, а конкретные факты, события, имевшие место в быту различных слоев общества. Достоверность и жизненность со временем становится ведущей чертой, постепенно модернизируя жанр, превращая его в комедию-этюд, комедию-рисунок, комедию-шутку, однако прочно связанную с музыкальной частью. В результате углубления социальной характеристики персонажей, уплотнения игровых и развлекательных моментов происходит закономерная трансформация водевиля. Произведение становится более публицистическим, социально направленным, приближаясь таким образом к жанру комедии.
Тогдашняя западно драматургия на территории комедии отличительная появлением ряда произведений Григория Цеглинский (1853 — 1912). Героями его первой комедии — "На благотворительные цели" (1883) — стали обыватели небольшого провинциального городка, увлеченные идеей устройства музыкально-декламационного вечера якобы с благотворительной целью. На самом деле их волнует только одно — вывести на сцену своих дочерей — девушек на выданье. Шагом вперед в творчестве Г.Цеглинського следует считать комедию "Аргонавты" (1889). Главными ее персонажами выступают воспитанники духовной семинарии. После окончания учебы они путешествуют от одного прихода в другой в поисках выгодной партии среди поповских дочек.

Оцените статью
Добавить комментарий