ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТАХ ХИМИИ СРЕДНИХ ШКОЛ

Требования безопасности при размещении и хранении химических реактивов и оборудования
При сборке приборов из стекла применять повышенные усилия запрещается.
Стеклянную трубку разрешается вставлять в отверстие пробки, смазанное глицерином или смоченное водой. Пробку следует держать в пальцах левой руки, а правой вставлять в нее трубку. При этом стекло следует проворачивать, и конец его не должен упираться в ладонь.
Обработка стекла производится в защитных очках. Разламывать трубки после надпила можно, только защитив руки какой-либо тканью. После разлома острые концы следует оплавить или обработать наждачной бумагой.
Осколки, образовавшиеся при резке или повреждении стеклянного сосуда, необходимо убрать с помощью щетки или совка.
При мытье посуды щетками (ершами) разрешается направлять дно сосуда только от себя или вниз.
Тонкостенную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка проворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть, при нагревании сосуда отверстие следует направлять в сторону от работающих. В течение всего процесса нагревания запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них. Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри.
При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь предмет, а затем вести местный нагрев.
Учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами, администрация лицея обязана обеспечить работу по индивидуальной программе.
Опыты, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными веществами (хлором, сероводородом, фосфином, оксидом углерода (II), бромом, бензолом, дихлорэтаном, диэтиловым эфиром, формалином, уксусной кислотой, аммиаком), необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу.
В качестве адсорбентов для газов и паров разрешается применять активированный уголь, водные растворы кислот и щелочей, натронную известь.
Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю, используя лабораторную фарфоровую посуду. Сосуд следует наполовину наполнить холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещества. Перед внесением очередной порции жидкость необходимо перемещать до растворения всего вещества. После остывания раствор добавлением воды довести до нужного объёма.
Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край.
Работа со щелочными металлами, кальцием, концентрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опытов должна проводиться с применением спецодежды и средств индивидуальной защиты.
Резка лития и натрия и очистка металлов от оксидной пленки должна проводиться под слоем керосина в широком стеклянном сосуде.
Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах, наполненных по высоте не более чем на 5 см.
Переливание концентрированных кислот (уксусной, азотной, соляной, муравьиной), а также водного раствора аммиака и приготовление из них растворов должно производиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. При этом обязательным является использование воронки, а также применение спецодежды и средств индивидуальной защиты. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.
Во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.
Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью ложечек, шпателей, пробирок.
Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху. Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.
Разборка приборов после экспериментов производится в соответствии с указаниями по демонтажу.
Средства индивидуальной защиты при работе в кабинете химии.
При работе с токсичными и агрессивными веществами следует пользоваться средствами индивидуальной защиты. Администрация лицея обязана обеспечить учителя химии спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халат, очки, перчатки, фартук).
Учитель для защиты глаз от брызг жидкостей и твердых частиц обязан пользоваться очками, полностью закрытыми с непрямой вентиляцией.
Для учителя химии при работе с реактивами обязателен халат из хлопчатобумажной ткани. Он должен застегиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — несколько ниже колена. Фартук должен быть изготовлен из химически стойкого материала.

Оцените статью
Добавить комментарий