Изготовление кукол-мотанок на уроках трудового обучения

  • От :
  • Категории : Без рубрики

М е т а. Научить конкретных трудовых навыков при работе с нитками, тканью на примере изготовления разновидности кукол-мотанок; ознакомить с обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол; привить интерес к культуре, обычаям своей Родины; развивать образное мышление, творческие способности.
В б л а д н а н и е: демонстрационный материал — образцы изделий, презентация "Украинский игрушка"; материал для индивидуального пользования — нити для плетения черного и белого цветов, лоскутки ткани, ленты, клей.
ИИ. Актуализация опорных знаний.
— Как вы думаете, что означает слово "кукла"?
— Какой образ возникает в вашем сознании при слове "кукла"?
— Какая ваша любимая игрушка?
ИИИ. Объявление темы урока.
— Сегодня мы с вами имеем возможность научиться изготавливать украинский игрушку — разновидность куклы-мотанки. Нашу работу посвятим 200-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко.
IV. Изложение нового материала. 1. Вступительное слово учителя.
Каждая нация, каждый народ имеет свои обычаи, выработались в течение многих веков и освященные веками. Каждый народ, каждая нация держится на дедовских традициях, обычаях, символах, верованиях. И только изучая и зная эти традиции, мы сможем передавать культурное наследие своего народа, приобретенный веками. Украинская народная игрушка принадлежит к уникальным явлениям нашей культуры.
Когда возникли первые игрушки? Какой вид они имели? Из чего и как делали игрушки? Это те вопросы, на которые мы попытаемся найти ответы. 2. История игрушки.
Игрушка всегда была связана с игрой. И как игра, она является отражением своей эпохи. История игрушки является неотъемлемой частью истории культуры общества. Первые игрушки были очень похожими на орудий труда, предметов быта. их изготавливали из простых природных материалов. На территории Украины древнейшие игрушки найдено в нашей Черниговской области. Они представляют собой фигурки птиц, волков или собак, изготовленные из мамонтовых бивней примерно 25000 лет назад. Они имели обрядовое значение.
Ни один ярмарку не обходился без глиняных лошадок, барашков, петушков, маленького посуды, кукол, расписанных орнаментом, украшенных цветной глиной. Больше деревянных игрушек изготавливали на Прикарпатье. Это разнообразные коляски с лесенками, коньками, игрушечная мебель (столы, сундуки, лавки-кровати), игрушечные музыкальные инструменты. .
По сравнению с деревянной игрушкой, глиняные коллекции игрушек не так велики. Глина — материал хрупкий и недолговечный. Такие игрушки делали везде, где были залежи глины и где люди занимались гончарным. Лепили для себя, для забавы, а со временем — на продажу, приурочивая это к ярмарок и веселых народных праздников. Обычно такая игрушка рождалась и развивалась в крестьянской среде.
Из-за парты встану, положу на пояс руки, В даль посмотрю. Подскочу на каблуках. Руки вверх подниму — Носом глубоко вдохните,
Солнышко я обниму. И соседу подмигну.
4. Продолжение беседы.
Технология изготовления игрушек, подготовка глины почти везде были одинаковыми, хотя и имели местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их высушивали, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глины и песка, поверхность игрушек приобретала определенного цвета. Для украшения использовали роспись.
Особый интерес представляют росписи игрушек. Они образуют определенную традиционную систему понятий и обозначений. Состоит она из трех мотивов: "ветвь" на спине животного; "Кривулька с накапывания" (волнистая линия, вьется между точками) с обеих сторон; солнце (в виде солярного знака, окруженного точечками, или цветка с разным количеством лепестков и изгибных линий-лучей) впереди груди животного.
Игрушечная животное, расписана таким орнаментом, представляет собой образ, связанный с древними представлениями о мироустройстве. Ветка с широким, часто зелеными листьями — растение, воплощает земной мир; кривулька — давно известный символ воды; солнце — свет, небо, космос. Итак, игрушка содержит в своем образе очень давнюю символику мироустройства из трех сфер — земной (средней), небесной (верхней) и подземной (нижней). В системе этих росписей заложен глубокий смысл, полученный опытом жизни и труда многих поколений.
На Гуцульщине пастухи лепили игрушки из плавленого овечьего сыра. Выпасая овец, они изготавливали сказочных оленей, барашков, фантастических петушков, лошадок, а затем, вернувшись с пастбища, дарили их детям. Сыр — проблемный материал для хранения. Со временем игрушка из него растрескивается, рассыпается, изменяет свой оттенок. Чтобы сыр приобрел пластичности, его специально готовили, перед самим процессом лепки погружая в горячую воду, а после — в соляной раствор. Наигравшись такой игрушкой, ребенок мог ею охотно полакомиться — завтра родственники могут сделать другую. Хотя чаще всего игрушки из сыра изготовляли перед храмовыми праздниками и перед Пасхой.
Сейчас приготовлением таких игрушек занимаются женщины. Они готовят съедобные игрушки, но не из сыра, а из муки. Для маленьких колядников раньше в каждом доме пекли большие пряники, обычно очень яркие — розовые, голубые, желтые, расписные, с орнаментом.
Домашнюю куклу для девочек чаще всего изготавливали из самых доступных материалов — сена, соломы, остатков ниток, льна, кукурузы.

М е т а. Научить конкретных трудовых навыков при работе с нитками, тканью на примере изготовления разновидности кукол-мотанок; ознакомить с обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол; привить интерес к культуре, обычаям своей Родины; развивать образное мышление, творческие способности.

В б л а д н а н и е: демонстрационный материал — образцы изделий, презентация "Украинский игрушка"; материал для индивидуального пользования — нити для плетения черного и белого цветов, лоскутки ткани, ленты, клей.

ИИ. Актуализация опорных знаний.

— Как вы думаете, что означает слово "кукла"?

— Какой образ возникает в вашем сознании при слове "кукла"?

— Какая ваша любимая игрушка?

ИИИ. Объявление темы урока.

— Сегодня мы с вами имеем возможность научиться изготавливать украинский игрушку — разновидность куклы-мотанки. Нашу работу посвятим 200-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко.
IV. Изложение нового материала. 1. Вступительное слово учителя.

Каждая нация, каждый народ имеет свои обычаи, выработались в течение многих веков и освященные веками. Каждый народ, каждая нация держится на дедовских традициях, обычаях, символах, верованиях. И только изучая и зная эти традиции, мы сможем передавать культурное наследие своего народа, приобретенный веками. Украинская народная игрушка принадлежит к уникальным явлениям нашей культуры.

Когда возникли первые игрушки? Какой вид они имели? Из чего и как делали игрушки? Это те вопросы, на которые мы попытаемся найти ответы. 2. История игрушки.

Игрушка всегда была связана с игрой. И как игра, она является отражением своей эпохи. История игрушки является неотъемлемой частью истории культуры общества. Первые игрушки были очень похожими на орудий труда, предметов быта. их изготавливали из простых природных материалов. На территории Украины древнейшие игрушки найдено в нашей Черниговской области. Они представляют собой фигурки птиц, волков или собак, изготовленные из мамонтовых бивней примерно 25000 лет назад. Они имели обрядовое значение.

Ни один ярмарку не обходился без глиняных лошадок, барашков, петушков, маленького посуды, кукол, расписанных орнаментом, украшенных цветной глиной. Больше деревянных игрушек изготавливали на Прикарпатье. Это разнообразные коляски с лесенками, коньками, игрушечная мебель (столы, сундуки, лавки-кровати), игрушечные музыкальные инструменты. .

По сравнению с деревянной игрушкой, глиняные коллекции игрушек не так велики. Глина — материал хрупкий и недолговечный. Такие игрушки делали везде, где были залежи глины и где люди занимались гончарным. Лепили для себя, для забавы, а со временем — на продажу, приурочивая это к ярмарок и веселых народных праздников. Обычно такая игрушка рождалась и развивалась в крестьянской среде.

Из-за парты встану, положу на пояс руки, В даль посмотрю. Подскочу на каблуках. Руки вверх подниму — Носом глубоко вдохните,

Солнышко я обниму. И соседу подмигну.

4. Продолжение беседы.

Технология изготовления игрушек, подготовка глины почти везде были одинаковыми, хотя и имели местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их высушивали, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глины и песка, поверхность игрушек приобретала определенного цвета. Для украшения использовали роспись.

Особый интерес представляют росписи игрушек. Они образуют определенную традиционную систему понятий и обозначений. Состоит она из трех мотивов: "ветвь" на спине животного; "Кривулька с накапывания" (волнистая линия, вьется между точками) с обеих сторон; солнце (в виде солярного знака, окруженного точечками, или цветка с разным количеством лепестков и изгибных линий-лучей) впереди груди животного.

Игрушечная животное, расписана таким орнаментом, представляет собой образ, связанный с древними представлениями о мироустройстве. Ветка с широким, часто зелеными листьями — растение, воплощает земной мир; кривулька — давно известный символ воды; солнце — свет, небо, космос. Итак, игрушка содержит в своем образе очень давнюю символику мироустройства из трех сфер — земной (средней), небесной (верхней) и подземной (нижней). В системе этих росписей заложен глубокий смысл, полученный опытом жизни и труда многих поколений.

На Гуцульщине пастухи лепили игрушки из плавленого овечьего сыра. Выпасая овец, они изготавливали сказочных оленей, барашков, фантастических петушков, лошадок, а затем, вернувшись с пастбища, дарили их детям. Сыр — проблемный материал для хранения. Со временем игрушка из него растрескивается, рассыпается, изменяет свой оттенок. Чтобы сыр приобрел пластичности, его специально готовили, перед самим процессом лепки погружая в горячую воду, а после — в соляной раствор. Наигравшись такой игрушкой, ребенок мог ею охотно полакомиться — завтра родственники могут сделать другую. Хотя чаще всего игрушки из сыра изготовляли перед храмовыми праздниками и перед Пасхой.

Сейчас приготовлением таких игрушек занимаются женщины. Они готовят съедобные игрушки, но не из сыра, а из муки. Для маленьких колядников раньше в каждом доме пекли большие пряники, обычно очень яркие — розовые, голубые, желтые, расписные, с орнаментом.

Домашнюю куклу для девочек чаще всего изготавливали из самых доступных материалов — сена, соломы, остатков ниток, льна, кукурузы.

примере изготовления разновидности кукол-мотанок,уникальным явлениям нашей культуры,росписей заложен глубокий смысл,сможем передавать культурное наследие,научить конкретных трудовых навыков,украинская народная игрушка принадлежит,гуцульщине пастухи лепили игрушки,технология изготовления игрушек,глиняные коллекции игрушек,нашей черниговской области

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …