Индивидуальные образовательные маршруты обучения школьников на основе проекта «Сферы: География» 6-9 кл

Индивидуальные образовательные маршруты обучения школьников на основе проекта «Сферы: География» 6-9 кл.
Зубарева Галина Алексеевна
учитель географии МОУ СОШ с. Макарье Котельничского района.
Модернизация российского образования предусматривает реализацию личностно ориентированного подхода в учебном процессе. Это позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для школьников через создание условий для дифференциации содержания обучения, развитие самостоятельности учащихся и способности к самоорганизации, вместе с тем идет развитие готовности к созидательной деятельности ученика. [2]При создании индивидуального образовательного маршрута для учащихся необходимо учитывать ряд важнейших принципов:
Соответствие результатов образовательного процесса государственному стандарту общего образования.
Системность и последовательность.
Интенсификация учебного процесса: сочетание учебной деятельности с исследовательской работой.
Личностно ориентированная направленность – создание условий, обеспечивающих мотивацию, самореализацию, социальный заказ со стороны учащихся и родителей. [1]
Предмет «География» в МОУ СОШ с. Макарье ведется на общеобразовательном уровне по программе разработанной авторским коллективом проекта «Сферы» издательство «Просвещение» на основе образовательного стандарта основного общего образования по географии. Программа полностью соответствует УМК «Сферы». Данный комплекс позволяет реализовать цели, которые ставит общество перед школьным образованием – успешно решать любые задачи, проблемы, которые ставит перед выпускниками жизнь. [3]УМК «Сферы» под редакцией В.П. Дронова позволяет осуществлять обучение школьников на основе выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Конечно, это требует глубокой перестройки всех составляющих образовательного процесса, и, прежде всего методического обеспечения. [4]Обучение школьников на основе индивидуальных образовательных маршрутов позволяет превращать информацию в знания, а умение работать с различными источниками информации является ключевой компетенцией, необходимой для дальнейшей учебной, профессиональной и иной деятельности:
принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
самостоятельно планировать деятельность;
эффективно организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат;
работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой. Структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;
презентовать результаты деятельности с использованием различных информационных технологий.
Переход на обучение по индивидуальным образовательным траекториям должен осуществляться на основе четко обоснованных требованиях: научных, учебно-методических, психолого-педагогических и ориентироваться на:
возрастные особенности школьника;
на содействие достижению школьниками ключевых компетенций;
на развитие познавательной самостоятельности учащихся и умении взаимодействовать с другими;
на оптимизацию нагрузки учащихся при освоении предмета.
Рассмотрим на примере курса География. Земля и люди (7 класс) в теме «Северная Америка» внедрение индивидуальных образовательных траекторий.Перед изучением темы вывешивается на стенде содержание основного общего образования по географии по теме «Северная Америка», тематика практических работ по теме, тематика творческих работ, географическая номенклатура, источники информации для получения знаний по теме, примерные задания для итогового контроля над знаниями учащихся.
Содержание стандарта.
Основные черты природы материка Северная Америка. Население. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка. Страны и их типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Тематика практических работ.
Сравнение г.п. материков Северная Америка и Южная Америка.
Нанесение на контурную карту географической номенклатуры.
Составление географических описаний отдельных компонентов: г. Кордильер (в сравнении с Аппалачами), р. Миссисипи (в сравнении с Амазонкой).
Комплексная характеристика одного из природных районов материка, страны.
Возникновение и развитие экологических ситуаций на материке.
Учащиеся должны знать:
Географические особенности природы материка, географию народов материка, различия в хозяйственном освоении разных территорий материка, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных районов.
Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Особенности природной зональности на материке.
Учащиеся должны уметь:
Сравнивать географическое положение материка с другими материками;
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений материка;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
Составлять краткую географическую характеристику разных районов материка на основе разнообразных источников информации;
Определять географические координаты и местоположение географических объектов;
Представлять результаты творческих работ в разной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Чтения карт различного содержания;
Проведения самостоятельного поиска географической информации из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Тематика творческих работ.
В штате Калифорния в пустыне Мохаве расположена Долина Смерти. Почему она так называется, исследуйте особенности природы данного комплекса.
Выявите закономерности размещения природных зон на материке С. Америка.
В 1872г. был основан первый в мире Йеллоустонский национальный парк. Создайте слайд-фильм об этом национальном парке.
Быт обычаи и традиции коренного населения С.Америка.
Секвойя – гигантское дерево высотой до 80-100м. Узнайте его биологические особенности, места произрастания.
Выясните, почему Хьюстон называют «морскими воротами США»?
«Мексика – страна кактусов».
Список географической номенклатуры по теме Северная Америка.Полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор. Заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский.Острова: Канадского арктического архипелага, Большие Антильские острова, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские.Горы: Кордильеры, Аппалачи.Равнины: равнины Канады, Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, вулкан Орисаба.Реки: Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия.Озера: Верхнее, Мичиган, Эри, Онтарио, Гурон, Виннипег, Большое соленое.Города: Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анжелес, Оттава, Монреаль, Мехико, Гавана.Государства: США, Канада, Мексика, Куба, Никарагуа, Гондурас, Панама, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Ямайка, Белиз.
Тренировочный тест для подготовки к итоговому уроку.
Почему Аппалачи ниже Скалистых гор, имеют пологие склоны и округлые вершины?
А. Аппалачи старше Скалистых гор и поэтому сильнее разрушены.Б. Склоны Аппалачей подверглись эрозии в результате длительной неправельной распашки склонов.В. Аппалачи моложе Скалистых гор, и их развитие еще не завершилось.Г. Аппалачи подверглись разрушению в результате длительной нетрадиционной добычи угля.
Какое озеро не входит в состав Великих американских озер:
А. ВерхнееБ. ГуронВ. ВиннипегГ. Онтарио
Полуостров Лабрадор имеет большие запасы:
А. Нефти и газаБ. бурого угляВ. Руд черных и цветных металловГ. каменного угля
Какие воздушные массы преобладают в тропическом климатическом поясе С. Америки?
А. УмеренныеБ. АрктическиеВ. ЭкваториальныеГ. Тропические
Коренное население материка С. Америка относится к расе:
А. МонголоиднойБ. ЭкваториальнойВ. ЕвропеоиднойГ. Смешенной
Какое происхождение имеют Великие американские озера:
А. ВулканическоеБ. Ледниково-тектоническоеВ. ТектоническоеГ.Термокарстовое
Какой климатический пояс занимает наибольшую площадь на территории материка С. Америка?
А. тропическийБ. субтропическийВ. УмеренныйГ. арктический
Какое животное, являвшееся в прошлом «королем прерий» С. Америки, в конце 19 века практически полностью было истреблено?
А. бизонБ. буйволВ. ЯгуарГ. лама
Почему для рек полуострова Лабрадор свойственна слабая разработанность речных долин? Укажите не менее двух причин.
Север материка богат озерами. Почему? Назовите не менее двух причин.
Список дополнительной литературы :
Азимов А. Слова на карте. Географические названия и их смысл. – М.: Центрополиграф, 2006.
Я познаю мир. Страны и континенты. Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида. – М.: АСТ. 2001.
Атлас-фото. Географический каталог фото пейзажей
Географический справочник «Страны мира».
Модели уроков географии по теме Северная Америка с применением индивидуальных образовательных маршрутов обучения школьников на основе проекта «Сферы: География» 6-9 классы.

Дидактическая цель: Создать условия для выявления особенностей природы материка С. Америка, роли географического положения в формировании данных особенностей.Образовательная цель:БУ — географическое положение материка, кайнозойская, мезозойская складчатость, древняя платформа, арктический, субарктический, умеренный, субтропический, тропический, субэкваториальный климатические пояса, речная система, речной бассейн, режим и питание рек, природные зоны, эндемики, природные богатства.ПУ – Сравнить географическое положение материков С.Америка и Ю. Америка. Сравнить особенности природы этих материков, установить взаимосвязь между г.п. материков и их природой.УУ — Оценить природные ресурсы и природные условия для населения и хозяйственной деятельности человека.Развивающие цели:БУ – называть и показывать географическую номенклатуру по теме. Давать характеристику географического положения материка и отдельным компонентам природы.ПУ — Устанавливать взаимосвязь между отдельными компонентами материка, выявлять особенности природы, объяснять причину их возникновения.УУ – Сделать прогноз об экономическом развитии государств Северной Америки.Воспитательная цель: Дальнейшее формирование экологической, картографической и географической грамотности учащихся.Методы познания: исследовательский, картографический, информационный.Средства обучения: учебник стр. 120-123, атлас, контурные карты, тетрадь-тренажер стр., компьютерные приложения, стендовый материал.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент2. Целеполагание и мотивация3. Актуализация4. Первичное усвоение материала5. Осознание и осмысление учебной информации6. Первичное закрепление учебного материала7. Информация о домашнем задании
Проверяет готовность учащихся к уроку.Обращает внимание учащихся на стенд, оформленный для изучения темы:Содержание государственного стандарта, творческие работы, практические работы, номенклатура, примерные контрольные работы, библиографический список, творческие работы учащихся прошлых лет.Предлагает открыть страницу учебника 57. Познакомиться с рубрикой «Самое…самое…». Почему по материку С. Америка не выявлены особенности со словом самое…? Есть ли особенности природы материка, которые бы позволили назвать его самый, самое, самые и др.Предлагает изучить природу материка, выявить ее особенности с помощью освоенного алгоритма по изучению природы любого комплекса.Предлагает выбрать индивидуальный образовательный маршрут по предложенным источникам информации:
составить книгу рекордов Гиннеса по материку С. Америка.
Работа с контурной картой.
Составить викторину «Этот удивительный материк».
Выполнить творческую работу «Влияние г.п. на природу материка».
Сравнить г.п. двух материков С. Америка и Ю. Америка. Как это сказалось на природе материков.
Предлагает выделить главные особенности природы материка и объяснить причину их возникновения.Предлагает составить коллективную книгу рекордов Гиннеса по природе материка С. Америка.Предлагает ответить на вопросы викторины «Этот удивительный материк», составленной учащимися В ходе работы по индивидуальному образовательному маршруту.Предлагает домашнее задание. Обращает внимание к стенду. Вы должны знать номенклатуру, влияние г.п. материка на его природу, уметь сравнивать г.п. двух материков, главные особенности природы материка.Опережающее задание по природным районам материка С. Америка.
Готовятся к уроку.Знакомятся с содержанием стенда, выбирают для себя творческие работы, выбирают свой индивидуальный образовательный маршрут. Знакомятся с творческими работами прошлых лет.Пытаются решить предложенную задачу.Выбирают свою индивидуальную траекторию обучения:
работа с контурными картами. ( Нанесение на контурную карту основных объектов природы)
Составление книги рекордов Гиннеса.
Составление викторины
Выполнение творческой работы
Называют особенности природы материка по результатам своей учебной деятельности.Самая высокая точка – Мак-Кинли, низкая -Долина Смерти, самый приближенный материк к Северному полюсу. Сильно расчлененная береговая линия. Самое большое количество островов (1/6часть площади материка). Огромный каньон Колорадо. Второе место по площади современного оледенения. Самые большие приливы.Отвечают на вопросы викторины:
Докажите, что материк С. Америка ближе всего расположен к Северному полюсу.
Где находится долина Смерти и почему она так называется?
Большая часть озер материка расположена на Канадском щите. Почему?
Материк С. Америка богат природными ресурсами. Какими и почему?
Выбирают домашнее задание в соответствии с тем, что было не выполнено на уроке в ходе реализации индивидуальной образовательной траектории. Опережающее задание характеристика одного из природных районов Северной Америки.

Дидактическая цель урока: Создать условия для изучения отдельных природных районов равнинной части материка.Образовательная цель:БУ – природный район, Северо-американская Арктика, Равнины Канады, Центральные равнины, Великие равнины, Береговые равнины. Прерии, ледниковые формы рельефа.ПУ – Причины многообразия природных районов материка.УУ – Оценка природных ресурсов и условий районов для хозяйственной деятельности человека.Развивающая цель: БУ – называть и показывать природные районы, давать характеристику природы в данных районах. ПУ – Сравнивать между собой природу отдельных районов, оценивать степень комфортности природы для жизни и хозяйственной деятельности человека.УУ – Прогноз по изменению природных районов в результате хозяйственной деятельности человека.Воспитательная цель: Дальнейшее восприятие мира на основе законов географической оболочки: целостность, зональность, ритмичность.Методы познания: исследовательский, статистический, сравнительный, исторический, анализа и синтеза.Средства обучения: атлас, настенные карты, электронное приложение, детские презентации, справочники, словари.Технологическая карта урока
Элементы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент2. Целеполагание и мотивация3. Актуализация знаний4. Применение знаний в знакомой, измененной и новой ситуации. 5. Информация о домашнем задании.6. Рефлексия7. Информация о домашнем задании.
Проверяет готовность и настрой школьников на учебную деятельность.Предлагает учащимся выстроить свой индивидуальный образовательный маршрут для достижения цели — комплексная характеристика природных районов материка.Равнины Северной Америки тянутся широкой полосой с севера на юг. Как меняется природа в районах и почему?Влияние природных условий и ресурсов на хозяйственную деятельность человека.Оценка экологической ситуации в разных природных районах.Выявление природных районов с более благоприятными условиями для жизни и хозяйственной деятельности человека.Что такое природный район? С какой целью выделяются природные районы на материках?Покажите на карте природные районы материка. Почему на материке С. Америка выделяется много природных районов? Какой природный район наиболее благоприятный для жизни человека и почему?Предлагает защитить свою творческую работу, которую выполнили школьники по ходу работы над индивидуальным образовательным маршрутом.Предлагает решить творческие задания по ходу защиты работы:Что вам известно о Гренландском национальном парке?Реки полуострова Лабрадор имеют очень слабую разработанность речных долин. Почему?Почему на государственном флаге Канады помещен кленовый лист?Центральные равнины – одна из густонаселенных и освоенных территорий материка, здесь находятся главные Зерновы районы, располагаются крупнейшие города: Чикаго, Детройт, Кливленд. Почему?Бизонья трава, трава Грамма, жестколистные кустарники, суслики, сурки, луговая собачка – типичные представители какого природного района?Назовите причину ураганов в конце лета — начале осени над Береговыми равнинами.Творческое задание об Йеллоустонском национальном парке.Причины частых ураганов и смерчей во внутриконтинентальных районах материка.Сравнительная характеристика г. Кордильер и Аппалачей.Разработать маршрут туристического путешествия по горам Кордильерам.Предлагает учащимся ответить на вопросы:Что самое приятное было в изучении природных районов?Что бы еще хотелось узнать о материке.Разработайте туристический маршрут по горным регионам Северной Америки.Предлагает по стенду выбрать дополнительное задание
Готовятся и настраиваются на работу на уроке. Выбирают для себя индивидуальную образовательную траекторию.
ЛОС «Природные районы»
Систематизирующая таблица «Природные районы»
Эссе «Образ природного района»
Электронная презентация «Природные районы материка С. Америка»
Заполнение ментальной или контурной карты с нанесением природных районов.
Отвечают на вопросы, работают с различными источниками информации.Знакомятся с творческими работами одноклассников, задают вопросы.Отвечают на вопросы, применяют знания в новой и измененной ситуации.Выбирают домашнее задание.Отвечают на вопросы.Выбирают домашнее задание
При изучении темы «Человек на североамериканском континенте» идет защита творческих работ школьников — «Быт, обычаи и традиции народов Северной Америки».Изучение отдельных стран проходит в виде семинара с применением компьютерных презентаций.
Итоговый тест после изучения темы
Размещен в тетради-экзаменаторе стр. 52-54.Задания повышенного уровня сложности на стр. 58 № 6.Библиографический список:
Концепция содержания географического образования в 12-летней школе// География в школе. – 2000. — №2.
Аверин, В.В. Индивидуальные образовательные программы учащихся /текст/: Профильное обучение: опыт, поиски, решения/В.В. Аверин. — Материалы 34-й научно-практической конференции учителей географии, химии, биологии, экологии – Киров: 2007.
Дронов В.П. Образовательно-издательский проект «Сферы» /текст/:В.П. Дронов, Е.Ю. Мишняева. — Материалы 34-й научно-практической конференции учителей географии, химии, биологии, экологии – Киров: 2007.
Шурыгина А.Г. Приоритеты модернизации школьного географического образования в контексте национального проекта «Образование»/ текст/: А.Г. Шурыгина — Материалы 34-й научно-практической конференции учителей географии, химии, биологии, экологии – Киров: 2007.

Оцените статью
Добавить комментарий