Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 1 час (60 минут). Работа состоит из 2-х частей

Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса
2011-2012 учебный год
Инструкция по выполнению работыНа выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 1 час (60 минут). Работа состоит из 2-х частей.Часть 1 содержит заданий (А1–А). К каждому из них даны 4 варианта ответа, только один из которых правильный.Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Часть А
А1.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) красИвее2) Агент3) нАчав4) тортЫ
А2.В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить
ЦЕННОСТНЫЙ?1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
А3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в шкафу2) пять полотенец3) шестисот семи человек4) ихние дела
А4.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обработав статистические данные,1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.2) была выявлена интересная закономерность развития языка.3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языковзаконов.4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
А5.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах сталобольше покупателей.2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьмипроизведений.3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкинасовершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редкописали о нём.4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненныепланы.Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.(1)… (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Ихследует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокругразвивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно илаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести ихсмысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией,понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной,актуальной информации. (6)… компрессия, предусматривающая исключениеиз текста избыточной, второстепенной информации, является одним изведущих приёмов при написании реферата.
А6.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом
тексте?1) Фрагменты, содержащие второстепенную информацию, не должныперегружать текст реферата.2) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой длянаписания реферата.3) Часто при работе с текстом приходится удалять или заменять неотдельные предложения, а целые фрагменты текста.4) Различные главы реферата несут различный объём информации.
А7.Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте
пропуска в шестом предложении текста?1) И только2) Ещё3) С другой стороны,4) Таким образом,
А8.Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном
из предложений текста?1) понимается (предложение 5)2) фрагменты должны войти (предложение 2)3) их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)4) исключение является (предложение 6)
А9.Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) сложное бессоюзное2) сложносочинённое3) сложноподчинённое4) простое осложнённое
А10.Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в
предложении 2.1) частица 2) местоимение 3) союз 4) наречие
А11.Укажите значение слова РЕФЕРАТ во втором (2) предложении текста.
1) часть художественного или научного произведения, содержащаяпредварительные разъяснения и замечания2) творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказепрослушанного и проанализированного текста3) письменный доклад по определённой теме, в котором обобщаетсяинформация из одного или нескольких источников4) данные, факты независимо от формы их представления, которые несутв себе смысловую нагрузку
А12.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
пишется -НН-?Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером – Временем,можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё вполной мере не осозна(3)ы.1) 1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
А13.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная
корня?1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон
А14.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пред..явитель, неот..емлемый, трёх..язычный2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся
А15.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) дыш..шь, обид..вший2) эконом..шь, замасл..нный3) дремл..шь, приемл..мый4) реж..шь, прикле..вший
А16.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. фасол..выйБ. отрасл..войВ. настойч..востьГ. догадл..вый1) А, Б2) А, Б, В3) А, В, Г4) В, Г
А17.В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Эпитет – образное, (не)обычное определение.2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживатьсябезнравственно.4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли вСокольниках.
А18.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Воспитательное значение художественной литературы огромно,(ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно,как и на чувства.2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету,постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в которыйКАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлоймосковской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.4) Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо болеесладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекраснуюкрупную садовую малину, деревенские жители любят ходить залесной.
А19.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастнымоборотом?1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик изанимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, взначительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуетсяпосле полного развёртывания листвы деревьев.4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесуА.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связанс образом Катерины.

Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природныхматериалов – одного или нескольких. С древнейших времён людииспользовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральныхволокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни иметаллы, создавая различные предметы. Современный человек,использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, чтоих запасы не безграничны.
А20.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте?1) Изготовленные из природных материалов предметы использовалисьдревними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые насокружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральныхволокон.2) Древние люди использовали только природные материалы:изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома изтростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могутиссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданныематериалы.4) Современный человек должен помнить, что запасы природныхматериалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, небезграничны.Прочитайте текст и выполните задания A21–A23; B1–B8.(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся помаленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их кблизоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене игорячо продолжал:– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание.(5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно,познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучитьживотных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл,и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Новот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую,что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаютолько на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я немогу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основесвоей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясьпридать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всемодинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь этосумасшествие?(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своимиблизорукими глазами.– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холоднуюруку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит.(16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснитьмне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушатьзнакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое,обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомымрисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках.(22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды исына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – обумных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.(24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своёмстановится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент,плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и братулыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старшеего, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлыемысли.(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом япил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, апотом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать.(29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решалсяначать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.(30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!(По Л. Андрееву*)*Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург,публицист, представитель Серебряного века русской литературы.
А21.Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Старший брат тяжело переживает то, что он не сможет заниматьсяпрежним делом и должен сменить профессию.2) Повествование ведётся от лица младшего брата.3) Младший брат никогда не был на фронте, но он знает, что происходитна войне, и не может с этим смириться.4) После короткого отпуска старший брат должен вернуться на фронт.
А22.Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное впредложении 10 текста.2) Предложение 21 текста содержит описательный фрагмент.3) В предложениях 3–6 представлено повествование.4) В предложениях 15–17 представлено рассуждение.
А23.Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
1) горячий (предложение 1)2) отбросить (предложение 6)3) холодную (предложение 14)4) одели (предложение 27)
Часть В
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланкеответов №1 справа от номера задания (B1–B8), начиная с первойклеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке всоответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа приперечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте вотдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.
В1.Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-
суффиксальным способом.
В2.Из предложений 27–30 выпишите краткие прилагательные.
В3.Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО
ЖАЛЬ (предложение 8).Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.
В4.Среди предложений 12–20 найдите простое односоставное определённо-
личное. Напишите номер этого предложения.
В5.Среди предложений 21–25 найдите простое предложение, осложнённое
однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этогопредложения.
В6.Среди предложений 25–29 найдите сложноподчинённое предложение с
придаточным меры и степени. Напишите номер этого сложногопредложения.
В7.Среди предложений 7–11 найдите такое, которое связано с предыдущим с
помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора.Напишите номер этого предложения.
В8.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьтена места пропусков цифры, соответствующие номеру термина изсписка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять наместе пропуска, пишите цифру 0.Последовательность цифр в том порядке, в котором они записанывами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов№1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии сприведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйтезапятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записиответов пробелы не используются.«Синтаксические средства выразительности: _____ (предложение 6) и_____ (в предложениях 21–23) – помогают автору отчасти передатьчувства персонажей. Такой приём, как _____ (предложения 15, 16),подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне.В какой-то момент братья словно меняются своими возрастнымиролями, что подчёркивают _____ («ребёнок» – «взрослый» впредложении 26)».Список терминов:1) анафора2) гипербола3) риторический вопрос4) олицетворение5) парцелляция6) диалектизм7) восклицательное предложение8) ряды однородных членов
9) антонимы

Оцените статью
Добавить комментарий