Инструментарий социального педагога – рабочий стол — Психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательных…

Инструментарий социального педагога – рабочий столЭто понятие используется для определения инструментария профессиональной деятельности специалиста.
Инструментарий психолого-педагогического обеспечения деятельности специалиста образовательного учреждения – структурированная определенным образом совокупность технологий и информационная база профессиональной деятельности специалиста.
Содержание инструментария определяется основными функциями профессиональной деятельности социального педагога, к которым относятся:
диагностическая;
организационная – организация социально-педагогической деятельности всех субъектов образовательного процесса в сфере воспитания (коррекции), профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни, осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально-педагогической деятельности;
прогностико-проектировочная;
управленческая;
координационная.
Первичные задачи, решаемые социальным педагогом при организации инструментария:
изучение нормативных документов в деятельности школы, социально-педагогической службы и должностных обязанностей социального педагога;
непосредственное ознакомление с организацией и функционированием школы в целом, основными направлениями и формами деятельности:
— воспитательной- учебной — организационной- управленческой- исследовательской;особенностями планирования и контроля деятельности социального педагога, структурой управления социально-педагогической службы города, микрорайона; работой соответствующих подразделений управления образования, молодежной политики и др. отдельных служб;
ознакомление с формами и методами социально-педагогической диагностики:
— образовательных учреждений- ученических и педагогических коллективов- социальной среды образовательного учреждения- условий жизнедеятельности участников образовательного процесса;
изучение накопленного эмпирического материала, полученного в ходе диагностики;
участие в проведении индивидуальной и групповой социально-педагогической работы с учащимися, родителями, учителями, в консилиумах по социально-педагогическим аспектам образования, воспитания и самовоспитания;
изучение положительного опыта социально-педагогической деятельности и использование его в практической работе;
ознакомление с работой других специалистов образовательного учреждения, работающих в контакте с социальным педагогом.
Базовые проблемы образования и воспитания, определяющие основные направления социально-педагогической деятельности образовательного учреждения:
реализация правового статуса школьника как гражданина и осознание им этого;
развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций и подготовка к вхождению во взрослую жизнь;
первичная социализация формирования детских и молодежных групп и организаций;
профориентационная работа с различными группами школьников, в т.ч. имеющих отклонения в развитии;
вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность;
социально-педагогическая напряженность в классе, коллективе, группе, школе;
сформированность коллектива в начальных классах;
формирование стиля поведения учеников;
включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы;
сложность перехода детей из начальной в среднюю школу;
особенности поведения детей 6-7 классов в связи с началом обучения;
мотивация и адаптация учащихся;
адаптационно-интегративные проблемы учащихся старших классов;
условия адаптации детей, оставшихся без попечения родителей среди учащихся массовой школы;
социокультурная роль школы в микрорайоне;
социально-педагогическая паспортизация школы;
особенности социализации детей в школе;
особенности организации досуга школьников;
проблемы школьного самоуправления;
структура социальных ценностей школьников и особенности ценностных ориентаций;
рекреационные процессы в школе;
формирование гражданской позиции старшеклассников как направление политической социализации;
формирование социальной активности учащихся;
особенности профилактики наркомании среди учащихся;
социально-педагогические проблемы формирования ценностных ориентаций старшеклассников;
социально-педагогические процессы формирования школьного коллектива;
социально-педагогическая эффективность внеучебной занятости школьников;
внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности;
активизация роли семьи в процессе формирования отношения школьников к учебе и труду.
Эти проблемы в определенной степени дают представление о направлении профессионального поиска социального педагога.

Для более эффективной организации работы социального педагога следует иметь достаточно информации о различных центрах социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального и муниципального уровня.

уяснить структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях города;
познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;
уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога;
ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении;
ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных школах города;
изучение структуры функционирования и управления социально-педагогической системой города;
определить место своего образовательного учреждения на социально-педагогической карте города.
Типовая технология решения конкретной социально-педагогической проблемы
определение социально-педагогической проблемы
— содержание проблемы- внешние признаки проблемы- тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.)- характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.); — общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы- организация структуры, в рамках которой возникает проблема- типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации- описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.- профессиональное понимание социально-педагогической проблемы- определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия;
определение социально-педагогической стратегии – подготовка программы и рабочего плана деятельности
— определение объекта и предмета- определение целей и задач- определение содержания деятельности- выработка показателей и критериев оценки- разработка инструментария социально-педагогической деятельности- описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации- разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности- разработка рабочего плана;
разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;
описание хода и результатов социально-педагогической деятельности
— основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы- выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению)- оценка реальности и значимости проблемы- выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта- обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы
разработка социально-педагогической технологии
— уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа- детализация проблемы- определение причин проблемной ситуации- определение действующих и нейтральных факторов- определение педагогического и социально-психологического фона деятельности- разработка концептуальных основ разрешения проблемы- разработка возможных путей решения проблемы- обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы;
реализация социально-педагогического проекта
в своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования:- социально-педагогическое конструирование – мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами- социально-педагогическое моделирование – многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы- социальное проектирование – обоснованное конструирование- социально-педагогическая технология – подготовка к практической деятельности программ, предусматривающих возможность достижения цели.

(Овчарова Р.В., Дубровина М.Р.)Психолого-педагогическая профилактика предполагает работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития. При этом предполагается ответственность за соблюдение психолого-педагогических условий для полноценного развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его умственном развитии, эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях с окружающими. Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.

— подразумевает работу с детьми, имеющими эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства- забота о психолого-педагогическом здоровье, психическом ресурсе всех детей; — работа с детьми группы риска, у которых расстройства начались- раннее выявление трудностей в учении и поведении
задача: преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально и эмоционально неуправляемыми.
Вторичная профилактика включает консультации с родителями и педагогами; обучение их стратегии преодоления различных трудностей;
третичная профилактика – этапы:
— концентрация на детях с ярко выраженными поведенческими и учебными проблемами- коррекция и преодоление серьезных психолого-педагогических проблем.

разработка различных программ с учетом задач, каждого возрастного периода
задача: дать возможность детям проявить себя в различных областях знаний, практической деятельности для определения и развития интересов, склонностей и способностей.
выявление психолого-педагогических особенностей, которые могут в дальнейшем обусловить возникновения сложностей и отклонений в умственном и личностном развитии. С целью этого разрабатываются предупредительные программы, в которых отражаются вопросы:
— обеспечение поступления к детям стимулов из внешней среды в надлежащем количестве, определение сгруппированности; определение временной последовательности. Эти стимулы должны быть значимы и побуждать к желаемому поведению- предупреждающая программа должна соответствовать созданию условий для развития стойкого, положительного взаимоотношения между ребенком и воспитательной средой- облегчать ребенку включение ребенка в общество, усвоение адекватных социальных ролей.
контроль за соблюдением в образовательном учреждении условий обучения и воспитания необходим для нормального психолого-педагогического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. При этом предполагается предупреждение психологической учебной нагрузки и оказание помощи учителям и ученикам в определении любимой дисциплины.
предупреждение возможных осложнений в психическом и поведенческом становлении личности детей при переходе на следующую возрастную ступень.
подготовка детей к осознанию тех сфер жизнедеятельности, профессиональной деятельности, которые им интересны, и в которых они хотели бы реализовать свои способности. Профессиональная ориентация включает раннюю диагностику способностей и интересов школьников, проведение в жизнь различных программ; диагностика способностей и склонностей младших подростков; дальнейшее проведение различных программ; формирование профессиональных намерений и т.д.
Психолого-педагогическая поддержка
основные объекты:
школьник (трудновоспитуемый, проблемный, дезадоптированный)
классный коллектив или группа школьников, имеющие социальные проблемы
учитель, имеющий проблемы с учениками, родителями
педагогический коллектив
родители, имеющие проблемы во взаимоотношениях с ребенком, учителями
родительский коллектив.
Основные направления работы:
первичное выявление психологических отклонений в личности школьника и их влияние на его учебу и поведение
взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррекционной работы с отдельными школьниками
социально-педагогически направленная работа с школьниками
взаимодействие с различными центрами по работе с детьми с отклоняющимся поведением для координации воспитательных усилий
социально-педагогическая помощь учителям в работе с учеником и классом
психолого-педагогическая консультация школьников, родителей, учителей.
Условия эффективности психолого-педагогической поддержки
опираться на сильные стороны школьника
избегать подчеркивания промахов ребенка
показывать, что вы удовлетворены ребенком
уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку
помогать ребенку разбивать крупные задания на более мелкие, с которыми он мог справиться
проводить больше времени с ребенком, вносить юмор во взаимоотношения с ним
знать все попытки ребенка справиться с заданием
уметь взаимодействовать с ребенком
там, где это возможно – позволять ребенку самому решать проблему
избегать дисциплинарного наказания
принимать индивидуальность ребенка
проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему
демонстрировать оптимизм

Оцените статью
Добавить комментарий