Информационно-компьютерные технологии в управлении учебное пособие Издательство тпу

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Текст взят из открытого источника в интернете: http://www.pandia.ru/text/77/170/31.php«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»А. П. Першина, О. В. Марухина
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
Учебное пособие
Издательство ТПУ
Томск 2005
УДКПершина А. П., Марухина О. В. Информационно-компьютерные технологии в управлении: Учеб. Пособие.– Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 148 с.В пособии в краткой форме изложены теоретические вопросы курса информационно-компьютерные технологии в управлении. Пособие подготовлено на кафедре оптимизации систем управления, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов экономических специальностей института дистанционного образования.УДКРекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университетаРецензенты:1. Заведующий кафедрой маркетинга Кемеровского государственного университета, доктор экономических наук, профессор А. М. Лавров.2. Проректор по автоматизации ТУСУРа, заведующий кафедрой АОИ, доктор технических наук, профессор Ю. П. Ехлаков.© Томский политехнический университет, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.. 7
Глава 1. Теоретические основы управления и его современное состояние.. 14
1.1. Понятие и сущность управления.. 14
1.2. Функции управления.. 16
1.3. Система управления.. 18
1.4. Принципы и перспективы управления в современных условиях 21
1.5. Задачи управления современной деловой организацией 31
1.6. Структурирование управления организационными системами 34
Вопросы и задания для самопроверки.. 42
Глава 2. Информационные системы управления предприятием 41
2.1. Эффективность работы информационной системы… 41
2.2. Классификация информационных систем… 45
2.3. Принципы построения и функционирования информационных систем 50
2.4. Режимы работы информационных систем… 53
2.5. Компоненты информационной системы… 54
2.6. Обеспечение информационных систем… 58
2.7. Корпоративные информационные системы управления.. 60
Вопросы и задания для самопроверки.. 69
Глава 3. Введение в проектный менеджмент.. 71
3.1. Исторический аспект.. 73
3.2. Объект проектного управления.. 76
3.3. Способы представления и описания проектов.. 81
3.3.1. Табличные модели. 81
3.3.2. Графовые модели. 82
3.3.3. Линейные модели. 84
3.3.4. Векторные модели. 85
3.3.5. Комплексные модели. 86
3.4. Жизненный цикл проекта.. 86
3.4.1. Обследование предметной области. 88
3.4.2. Планирование проекта. 91
3.4.3. Планирование ресурсов. 92
3.4.4. Управление проектом.. 98
3.5. Системы управления проектами, представленные на российском рынке 101
3.6. Знакомство с MS Project.. 103
3.7. Терминология при работе с MS Project.. 106
3.8. Общая схема разработки проекта.. 110
3.9. Особенности пользовательского интерфейса MS Project 111
Вопросы и задания для самопроверки.. 116
Глава 4. Разработка проекта средствами Microsoft Project 117
4.1. Определение проекта.. 117
4.2. Определение рабочего времени проекта.. 118
4.3. Ввод задач, организация этапов задач.. 119
4.4. Планирование задач.. 121
4.5. Определение ресурсов для проекта.. 122
4.6. Задание рабочих часов для отдельных ресурсов.. 123
4.7. Назначение ресурсов задачам… 123
4.8. Представление Диаграмма Ганга.. 126
4.9. Выявление перегруженности ресурсов.. 126
4.10. Выравнивание загрузки ресурсов.. 130
4.11. Профили использования ресурсов.. 138
4.12. Сохранение базового плана и отслеживание работ по проекту 141
Вопросы и задания для самопроверки.. 144
Список литературы… 145
Введение
Научно-технический прогресс с каждым годом ускоряет шаг в своем триумфальном шествии по планете Земля. Информационные технологии, или как их принято кратко обозначать – ИТ, проникают во все сферы современной жизни. Словосочетание “информационные технологии” давно стало массовым понятием, в которое, однако, каждый вкладывает свой собственный смысл. Так что же все-таки такое – ИТ? Информационные технологии как самостоятельное научное направление сформировались относительно недавно, буквально в последнем десятилетии. Точное определение дисциплины и ее задач логически вытекает из таких определений, как “технология” и “информация”.
Слово информация известно в наше время каждому. Между тем вошло оно в постоянное употребление не так давно, в середине XX в., с подачи Клода Шеннона. Он ввел этот термин в узком техническом смысле применительно к теории связи или передачи кодов (которая получила название “Теория информации”). В настоящее время наполнение этого термина получило гораздо более глубокий смысл. И это не случайность, а следствие того, что только в последние десятилетия выявилась необходимость осознанной организации процессов движения и обработки того, что имеет общее название “Информация”. Между тем само понятие ”Информация” во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности. Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется “Информацией”. Из этого определения следует два наиболее общих свойства информации. Первое – информация не может существовать вне взаимодействия объектов. Второе – информация не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия. В более широком смысле слова информация – это данные, сведения и сообщения, снижающие степень неопределенности в той или иной области. Под данными понимаются полезные сведения, которые можно извлечь для решения той или иной задачи. На всех стадиях преобразования данных они играют роль как бы информационного “сырья”, а информация как “готовый продукт” получается лишь на последней стадии обработки данных.
С середины XX в. информация является общенаучным понятием, включающим такие процессы, как передачу признаков от клетки к клетке, обмен сигналами в живом и растительном мире и т. д.
К. Э. Шеннон, внесший большой вклад в теорию информации, в качестве общей меры количества информации предложил использовать меру неопределенности системы — энтропию, характеризующую величину устраненной неопределенности системы управления благодаря получению информации. Изучением информации во всех ее проявлениях занимается новая наука информациология.
Понятие информации определяется с трех точек зрения: вероятности отражаемых ее событий, содержания и практической ценности. Информация выражается через отношения между сведениями (данными) и их потреблением. Следует отметить еще одно обстоятельство, а именно, что данные представляют собой любые сведения, тогда как информация несет в себе сведения, отличающиеся новизной.
Термин технология происходит от греческого слова techne — мастерство, искусство, а “логия”, как обычно, — знания или наука. Таким образом, технология — это область знаний (наука) о мастерстве или искусстве в деятельности человека.
В традиционном понимании технология – это прежде всего технология материального производства, т. е. это процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта. В настоящее время человек использует миллионы технологий. В период первой технологической (аграрной, неолитической) революции (12 тыс. лет назад) технологии изменялись медленно. Во второй технологической (промышленной) революции, начавшейся в XVIII в. в Великобритании, темп появления новых технологий ускорился. В третьей технологической революции, начавшейся в середине XX в., технологии обновляются в среднем за 8 лет. В настоящее время термин технология обозначает науку о преобразовании материалов, энергии, информации. Техника при этом выступает как инструментальная база реализации технологии. Таким образом, современная классификация основных видов технологии выглядит следующим образом:
· материальные — технологии преобразования материалов (древесины, металла, ткани, пищевых продуктов и т. д.);
· энергетические — технологии преобразования энергии (механической, тепловой, электрической, атомной, световой);
· информационные — технологии преобразования, хранения и передачи информации.
Как наука о способах преобразования материалов, энергии и информации с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей технология стала формироваться только в XVIII в. Именно тогда во Франции появились первые инженерные школы.
В конце XX в., когда начало формироваться новое технологическое общество (“общество знаний” по определению П. Друкера), в котором технологические знания и умения стали основным ресурсом отдельной личности, предприятия и экономики в целом, технология стала элементом грамотности. Осознание этого факта привело в конце XX в. к появлению в учебных планах школ большинства стран мира новой образовательной области “Технология”. Придя на смену традиционному трудовому обучению, технология стала обязательной для обучения как будущими инженерами и программистами, так и будущими менеджерами, юристами, врачами и др.
Если наиболее “продвинутые” слои населения ассоциируют информационные технологии с полезными, удобными или статусными вещами предметного мира, такими, как компьютер, мобильный телефон, цифровые камеры и т. п., то для тех, кто до сих пор самым сложным бытовым прибором считает телевизор, информационные технологии остаются сложной абстракцией.
Понятие информационные технологии более объемное, чем понятие компьютерные технологии. К информационным технологиям следует отнести графику и черчение, обрабатывающих информацию об объектах из конструкционных материалов, электрических цепях, строительных сооружениях и т. п. К информационным технологиям следует отнести также:
· технологии профессионального самоопределения и профессиональной ориентации;
· технологии предпринимательской деятельности, связанные с анализом информации о потребностях рынка;
· технологии, связанные с передачей информации потребителям о новых изделиях и услугах (маркетинг, реклама);
· технологии, связанные с информацией о работе трудового коллектива и управлении этим коллективом путем передачи информации (указаний) руководителя (менеджмента).
В настоящее время в качестве самостоятельного научного направления информационные технологии рассматриваются как совокупность методов и средств получения, хранения, преобразования и передачи данных, циркулирующих в той или иной сфере деятельности человека на основе компьютерной поддержки, для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Вся совокупность информации в данном случае рассматривается представленной в электронном виде, который называют внутримашинным.
Цель технологии материального производства — выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации (рис. 1).
Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:
· обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;
· включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
· иметь регулярный характер.
Рис. 1. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов
Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми. При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Такие неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии.
Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структура системы переработки информации должна соответствовать распределению полномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления.
^ (рис. 2):
· информационное обеспечение;
· программное обеспечение;
· техническое (аппаратное) обеспечение.
Рис. 2. Общая структура информационных технологий
Информационное обеспечение отражает методологию электронного представления обрабатываемых данных, — прежде всего это основные принципы проектирования баз данных. Аппаратное обеспечение отражает архитектурное строение компьютера, а также структуру его периферийных устройств. В данном учебном пособии эти разделы не рассматриваются. Наиболее востребованным с позиции пользователя, заинтересованного в решении определенных функций, в настоящее время является раздел информационных технологий — программное обеспечение. Данная составляющая представляет собой совокупность программных и документальных средств обработки электронной информации, обеспечивающей выполнение конкретных задач пользователя.
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: “новая”, “компьютерная” или “современная”. Прилагательное “новая” подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно с помощью телефона, телеграфа, телекоммуникаций, факса и др.
В табл. 1 приведены характерные черты новой информационной технологии.
Особое место в области информационных технологий занимают информационные системы. Они коренным образом меняют представление человечества о мире и самом себе. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.
Таблица 1
^
Методология
Основной признак
Результат
Принципиально новые средства обработки информации
“Встраивание” в технологию управления
Новая технология коммуникаций
Целостные технологические системы
Интеграция функций специалистов и менеджеров
Новая технология обработки информации
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации
Учет закономерностей социальной среды
Новая технология принятия управленческих решений
^ является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т. д. Основная цель информационной системы — организация хранения и передачи информации, обеспечивающей выполнение управленческих функций. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.
Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий — управленческой и компьютерной — залог успешной работы информационной системы.
Обобщая все вышесказанное, предлагаем несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и технологии, реализованные средствами компьютерной техники.
^ — совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.
Информационная система — человеко-компьютерная система для производства информационных продуктов и поддержки принятия решений в процессе управления определенной сферой деятельности, использующая компьютерные информационные технологии.
Таким образом, наибольший интерес с точки зрения применения информационных технологий в управлении представляют собой информационные системы. Учебное пособие подготовлено в соответствии с новой учебной программой и содержит четыре части. Содержание первой части посвящено общим принципам управления и его современному состоянию [9, 10, 13, 15, 17]. Содержание второй части пособия отражает обобщенную концепцию применения информационных систем [6-8, 13, 14]. Особое внимание уделяется классификации и особенностям внедрения современных ИС [1, 7, 14]. Третья часть посвящена введению в проектный менеджмент [1, 3, 4, 12]. В четвертой части пособия, посвященной системе Microsoft Project, приводятся концептуальные разъяснения функционирования системы, а также основные принципы использования инструментария [2-4, 11, 12, 16].

Текст взят из открытого источника в интернете: http://www.pandia.ru/text/77/170/31.php«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»А. П. Першина, О. В. Марухина

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

Учебное пособие

Издательство ТПУ

Томск 2005

УДКПершина А. П., Марухина О. В. Информационно-компьютерные технологии в управлении: Учеб. Пособие.– Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 148 с.В пособии в краткой форме изложены теоретические вопросы курса информационно-компьютерные технологии в управлении. Пособие подготовлено на кафедре оптимизации систем управления, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов экономических специальностей института дистанционного образования.УДКРекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университетаРецензенты:1.  Заведующий кафедрой маркетинга Кемеровского государственного университета, доктор экономических наук, профессор А. М. Лавров.2.  Проректор по автоматизации ТУСУРа, заведующий кафедрой АОИ, доктор технических наук, профессор Ю. П. Ехлаков.© Томский политехнический университет, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.. 7

Глава 1. Теоретические основы управления и его современное состояние.. 14

1.1. Понятие и сущность управления.. 14

1.2. Функции управления.. 16

1.3. Система управления.. 18

1.4. Принципы и перспективы управления в современных условиях 21

1.5. Задачи управления современной деловой организацией 31

1.6. Структурирование управления организационными системами 34

Вопросы и задания для самопроверки.. 42

Глава 2. Информационные системы управления предприятием 41

2.1. Эффективность работы информационной системы… 41

2.2. Классификация информационных систем… 45

2.3. Принципы построения и функционирования информационных систем 50

2.4. Режимы работы информационных систем… 53

2.5. Компоненты информационной системы… 54

2.6. Обеспечение информационных систем… 58

2.7. Корпоративные информационные системы управления.. 60

Вопросы и задания для самопроверки.. 69

Глава 3. Введение в проектный менеджмент.. 71

3.1. Исторический аспект.. 73

3.2. Объект проектного управления.. 76

3.3. Способы представления и описания проектов.. 81

3.3.1. Табличные модели. 81

3.3.2. Графовые модели. 82

3.3.3. Линейные модели. 84

3.3.4. Векторные модели. 85

3.3.5. Комплексные модели. 86

3.4. Жизненный цикл проекта.. 86

3.4.1. Обследование предметной области. 88

3.4.2. Планирование проекта. 91

3.4.3. Планирование ресурсов. 92

3.4.4. Управление проектом.. 98

3.5. Системы управления проектами, представленные на российском рынке 101

3.6. Знакомство с MS Project.. 103

3.7. Терминология при работе с MS Project.. 106

3.8. Общая схема разработки проекта.. 110

3.9. Особенности пользовательского интерфейса MS Project 111

Вопросы и задания для самопроверки.. 116

Глава 4. Разработка проекта средствами Microsoft Project 117

4.1. Определение проекта.. 117

4.2. Определение рабочего времени проекта.. 118

4.3. Ввод задач, организация этапов задач.. 119

4.4. Планирование задач.. 121

4.5. Определение ресурсов для проекта.. 122

4.6. Задание рабочих часов для отдельных ресурсов.. 123

4.7. Назначение ресурсов задачам… 123

4.8. Представление Диаграмма Ганга.. 126

4.9. Выявление перегруженности ресурсов.. 126

4.10. Выравнивание загрузки ресурсов.. 130

4.11. Профили использования ресурсов.. 138

4.12. Сохранение базового плана и отслеживание работ по проекту 141

Вопросы и задания для самопроверки.. 144

Список литературы… 145

Введение

Научно-технический прогресс с каждым годом ускоряет шаг в своем триумфальном шествии по планете Земля. Информационные технологии, или как их принято кратко обозначать – ИТ, проникают во все сферы современной жизни. Словосочетание “информационные технологии” давно стало массовым понятием, в которое, однако, каждый вкладывает свой собственный смысл. Так что же все-таки такое – ИТ? Информационные технологии как самостоятельное научное направление сформировались относительно недавно, буквально в последнем десятилетии. Точное определение дисциплины и ее задач логически вытекает из таких определений, как “технология” и “информация”.

Слово информация известно в наше время каждому. Между тем вошло оно в постоянное употребление не так давно, в середине XX в., с подачи Клода Шеннона. Он ввел этот термин в узком техническом смысле применительно к теории связи или передачи кодов (которая получила название “Теория информации”). В настоящее время наполнение этого термина получило гораздо более глубокий смысл. И это не случайность, а следствие того, что только в последние десятилетия выявилась необходимость осознанной организации процессов движения и обработки того, что имеет общее название “Информация”. Между тем само понятие ”Информация” во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности. Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется “Информацией”. Из этого определения следует два наиболее общих свойства информацииПервое – информация не может существовать вне взаимодействия объектов. Второе – информация не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия. В более широком смысле слова информация – это данные, сведения и сообщения, снижающие степень неопределенности в той или иной области. Под данными понимаются полезные сведения, которые можно извлечь для решения той или иной задачи. На всех стадиях преобразования данных они играют роль как бы информационного “сырья”, а информация как “готовый продукт” получается лишь на последней стадии обработки данных.

С середины XX в. информация является общенаучным понятием, включающим такие процессы, как передачу признаков от клетки к клетке, обмен сигналами в живом и растительном мире и т. д. 
К. Э. Шеннон, внесший большой вклад в теорию информации, в качестве общей меры количества информации предложил использовать меру неопределенности системы — энтропию, характеризующую величину устраненной неопределенности системы управления благодаря получению информации. Изучением информации во всех ее проявлениях занимается новая наука информациология.

Понятие информации определяется с трех точек зрения: вероятности отражаемых ее событий, содержания и практической ценности. Информация выражается через отношения между сведениями (данными) и их потреблением. Следует отметить еще одно обстоятельство, а именно, что данные представляют собой любые сведения, тогда как информация несет в себе сведения, отличающиеся новизной.

Термин технология происходит от греческого слова techne — мастерство, искусство, а “логия”, как обычно, — знания или наука. Таким образом, технология — это область знаний (наука) о мастерстве или искусстве в деятельности человека.

В традиционном понимании технология – это прежде всего технология материального производства, т. е. это процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта. В настоящее время человек использует миллионы технологий. В период первой технологической (аграрной, неолитической) революции (12 тыс. лет назад) технологии изменялись медленно. Во второй технологической (промышленной) революции, начавшейся в XVIII в. в Великобритании, темп появления новых технологий ускорился. В третьей технологической революции, начавшейся в середине XX в., технологии обновляются в среднем за 8 лет. В настоящее время термин технология обозначает науку о преобразовании материалов, энергии, информации. Техника при этом выступает как инструментальная база реализации технологии. Таким образом, современная классификация основных видов технологии выглядит следующим образом:

· материальные — технологии преобразования материалов (древесины, металла, ткани, пищевых продуктов и т. д.);

· энергетические — технологии преобразования энергии (механической, тепловой, электрической, атомной, световой);

· информационные — технологии преобразования, хранения и передачи информации.

Как наука о способах преобразования материалов, энергии и информации с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей технология стала формироваться только в XVIII в. Именно тогда во Франции появились первые инженерные школы.

В конце XX в., когда начало формироваться новое технологическое общество (“общество знаний” по определению П. Друкера), в котором технологические знания и умения стали основным ресурсом отдельной личности, предприятия и экономики в целом, технология стала элементом грамотности. Осознание этого факта привело в конце XX в. к появлению в учебных планах школ большинства стран мира новой образовательной области “Технология”. Придя на смену традиционному трудовому обучению, технология стала обязательной для обучения как будущими инженерами и программистами, так и будущими менеджерами, юристами, врачами и др.

Если наиболее “продвинутые” слои населения ассоциируют информационные технологии с полезными, удобными или статусными вещами предметного мира, такими, как компьютер, мобильный телефон, цифровые камеры и т. п., то для тех, кто до сих пор самым сложным бытовым прибором считает телевизор, информационные технологии остаются сложной абстракцией.

Понятие информационные технологии более объемное, чем понятие компьютерные технологии. К информационным технологиям следует отнести графику и черчение, обрабатывающих информацию об объектах из конструкционных материалов, электрических цепях, строительных сооружениях и т. п. К информационным технологиям следует отнести также:

·  технологии профессионального самоопределения и профессиональной ориентации;

·  технологии предпринимательской деятельности, связанные с анализом информации о потребностях рынка;

·  технологии, связанные с передачей информации потребителям о новых изделиях и услугах (маркетинг, реклама);

·  технологии, связанные с информацией о работе трудового коллектива и управлении этим коллективом путем передачи информации (указаний) руководителя (менеджмента).

В настоящее время в качестве самостоятельного научного направления информационные технологии рассматриваются как совокупность методов и средств получения, хранения, преобразования и передачи данных, циркулирующих в той или иной сфере деятельности человека на основе компьютерной поддержки, для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Вся совокупность информации в данном случае рассматривается представленной в электронном виде, который называют внутримашинным.

Цель технологии материального производства — выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации (рис. 1).

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

·  обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

·  включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

·  иметь регулярный характер.

Рис. 1. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми. При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Такие неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии.

Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структура системы переработки информации должна соответствовать распределению полномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления.

^ (рис. 2):

·  информационное обеспечение;

·  программное обеспечение;

·  техническое (аппаратное) обеспечение.


Рис. 2. Общая структура информационных технологий

Информационное обеспечение отражает методологию электронного представления обрабатываемых данных, — прежде всего это основные принципы проектирования баз данных. Аппаратное обеспечение отражает архитектурное строение компьютера, а также структуру его периферийных устройств. В данном учебном пособии эти разделы не рассматриваются. Наиболее востребованным с позиции пользователя, заинтересованного в решении определенных функций, в настоящее время является раздел информационных технологий — программное обеспечение. Данная составляющая представляет собой совокупность программных и документальных средств обработки электронной информации, обеспечивающей выполнение конкретных задач пользователя.

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: “новая”, “компьютерная” или “современная”. Прилагательное “новая” подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно с помощью телефона, телеграфа, телекоммуникаций, факса и др. 
В табл. 1 приведены характерные черты новой информационной технологии.

Особое место в области информационных технологий занимают информационные системы. Они коренным образом меняют представление человечества о мире и самом себе. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Таблица 1

^
Методология Основной признак Результат
Принципиально новые средства обработки информации “Встраивание” в технологию управления Новая технология коммуникаций
Целостные технологические системы Интеграция функций специалистов и менеджеров Новая технология обработки информации
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации Учет закономерностей социальной среды Новая технология принятия управленческих решений

^  является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т. д. Основная цель информационной системы — организация хранения и передачи информации, обеспечивающей выполнение управленческих функций. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий — управленческой и компьютерной — залог успешной работы информационной системы.

Обобщая все вышесказанное, предлагаем несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и технологии, реализованные средствами компьютерной техники.

^  — совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

Информационная система — человеко-компьютерная система для производства информационных продуктов и поддержки принятия решений в процессе управления определенной сферой деятельности, использующая компьютерные информационные технологии.

Таким образом, наибольший интерес с точки зрения применения информационных технологий в управлении представляют собой информационные системы. Учебное пособие подготовлено в соответствии с новой учебной программой и содержит четыре части. Содержание первой части посвящено общим принципам управления и его современному состоянию [9, 10, 13, 15, 17]. Содержание второй части пособия отражает обобщенную концепцию применения информационных систем [6-8, 13, 14]. Особое внимание уделяется классификации и особенностям внедрения современных ИС [1, 7, 14]. Третья часть посвящена введению в проектный менеджмент [1, 3, 4, 12]. В четвертой части пособия, посвященной системе Microsoft Project, приводятся концептуальные разъяснения функционирования системы, а также основные принципы использования инструментария [2-4, 11, 12, 16].

обеспечивающей выполнение управленческих функций,человеко-компьютерную систему обработки информации,является раздел информационных технологий,общая схема разработки проекта,прилагательное новая подчеркивает новаторский,должна отвечать следующим требованиям,последней стадии обработки данных,эффективность работы информационной системы,режимы работы информационных систем,корпоративные информационные системы управления

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …