Иоанна Богослова Факультет церковного служения Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского

Православный институт святого Иоанна Богослова
Факультет церковного служения
Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского
Теория симфонии святого императора Юстиниана: актуальность духовного наследия Византии для современной России
разработка катехизической беседы-урока для слушателей воскресной школы для воцерковленных взрослых
выпускная квалификационная работа по истории Вселенской Церкви
Выполнила: Жёлтикова Елена ВитальевнаРуководитель: Тузова О.А.Рецензент: Ракушин А.В.______________МОСКВА 2012
СОДЕРЖАНИЕ
I.
Введение
3
II.
Богословское, духовно-нравственное содержание и основание материала работы
13
III
Методы проведения урока
18
IV.
Основная часть
19
1.
Организационный момент
19
2.
Повторение пройденного материала
19
3.
Изложение новой темы
19
а)
Введение ­ определение темы урока
20
б)
Основная часть­ изложение основных сведений об императоре, церковно-государственная деятельность
20
в)
Теория симфонии
27
г)
Итоги и выводы
32
д)
Актуальность наследия Византии
34
е)
Вопросы на закрепления материала
41
V.
Заключение.
42
Библиографический список
44
Приложение
46
I.Введение
Тема моей квалификационной работы: Теория симфонии святого императора Юстиниана: актуальность духовного наследия Византии для современной России
. Данная тема находится в ряду бесед-уроков посвященных истории Вселенской Церкви.
История Вселенской Церкви, сведения о становлении христианства, как религии запрещённой до III века, и как официально принятой после эдикта 313 года Константина I — императора Римской империи, ещё не достаточно представлены в рамках учебных программ воскресных школ ни для детей, ни для взрослых. Для восполнения данного пробела предполагается провести цикл уроков для слушателей воскресной школы для взрослых.
Данная тема интересна тем, что показывает слушателям преемственность принятого Киевской Русью Православия от Византийской империи. Наш святой равноапостольный князь Владимир принял именно Православие, во всей его чистоте и непорочности от Византии и нам надо пронести до конца времен эту чистоту веры. Сохранить и передать следующим поколениям.
Выдающуюся роль Византии в становлении и последующем развитии русской культуры трудно переоценить. Именно в Византии Православие обрело свой исторический «канон», свой завершенный вид: сложились основные типы православного богослужения и церковной архитектуры, иконографии, изобразительного искусства. Она стала истоком духовного благочестия и монашеской жизни, а духовное наследие – основой для развития и роста национальных культур. В наивысший период своего развития именно Византия становится не только проводником христианской веры на Руси, но через неё богатейшая культура православного Востока оплодотворяет древнюю культуру славян и дает мощный импульс её новому творческому развитию.Размышляя о судьбах России в XIX веке русский мыслитель К. Леонтьев писал: «Византийский дух, византийские начала и влияния, как сложная ткань нервной системы, проникает насквозь весь великорусский общественный организм. Им обязана Русь своим прошлым, им же она должна быть обязана будущим" (1).
Современник К. Леонтьева, замечательный глубокий философ И.В. Киреевский подчеркивал, что "Учения Святых Отцов Православной Церкви перешли в Россию, можно сказать, вместе с первым благовестом христианского колокола, под их руководством сложился и воспитался коренной русский ум, лежащий в основе русского быта.(2)
По словам отечественного культуролога П.А. Сапронова: «древняя Русь вовсе не стала культурной провинцией византийской империи… в древней Руси преломлялось воздействие Византии: что-то оказывалось близким и усваивалось… что-то перерабатывалось и трансформировалось на свой, уже не византийский лад»(3)
Изучение истории Византии необходимо по причине нашей преемственности исторической, культурной и духовной, для правильного понимания многих проблем современного общества. Современная Православная Церковь видит христианскую Византийскую империю, прежде всего как связь историческую с первой апостольской общиной. Русское Православие невозможно представить без исторической связи с Византией, без ее наследства, без ее богатого прошлого и в духовном и в историческом и культурологическом плане.
Но мир изменился. Византия пала, современное общество, наше государственное устройство, отделение Церкви от государства, навязываемые нам иные нравственные ценности призывают к другому образу жизни. Чтобы быть способным противостоять такому давлению необходимо изучать опыт прошлого, требуется глубокий и критический взгляд на византийское прошлое.
По словам протоиерея И. Мейендорфа, «Необходимо всегда помнить о том, что не Византия «создала» Православие, но совсем напротив: наиболее ценные и устойчивые черты византийской христианской цивилизации укоренены в православном христианстве… Предание может быть подлинным, только будучи живым Преданием, а жизнь всегда подразумевает перемены». (4).
Христианская цивилизация переходила к славянам и через перевод богословских, правовых и литературных текстов. Конечно, литургические доводы были, возможно, понятнее, чем тонкие богословское аргументы. Очень важно при этом помнить, что истинное выражение веры, драгоценное наследие литургического предания мы получили в полном и совершенном письменном виде, где буквальная верность греческому оригиналу имеет особенное значение.
Более тысячи лет существовала великая Византия, ставшая на многие столетия центром православного мира. Не случайно, история древней Церкви есть по преимуществу история Византийской империи. После падения великой державы ее идеи были органично восприняты Древней Русью («Москва-Третий Рим»). Византия жила триадой «одна Империя, одна Церковь, один закон», нынешние «прогрессисты» другой формулой: «Уровень потребления определяет свободу человека; однополый брак – не исключение, а правило; каждый верит, во что захочет». Умерли не идеи православной Империи. Красота вечна, красота объективна. Идеал, способный на протяжении почти двух тысячелетий подвигать человека на жертвенность, на любовь, не может стать «старомодным», «отжившим». Мы не способны оценить то, что оставила нам Православная Империя…. общество не способно жить настолько нравственно, поэтому оно выбирает то, что соответствует его уровню и запросам.…обращение к древним истокам, к тем временам, когда вся держава видела смысл своего существования только в Боге, позволяет нам прочувствовать ту слабость духа и веры, какие, увы, стали для нас нормой. Само сравнение нынешнего положения с прошлым должно вызвать у нас желание к лучшему изменить нашу жизнь. Изучая древние идеи и формы, мы найдем… многое из того, что применимо и сегодня, хотя внешние условия их реализации кардинально изменились…познать свое настоящее можно только путем обращения к прошлому. Знание прошлого, своей истории, является необходимым основанием для творчества, для самосознания, для уяснения смысла нашего существования.(5).
Предстоятель нашей Церкви говоря об опыте взаимоотношений Церкви и государства на современном этапе, вспомнил и об опыте Византии: « Как в капле воды отражается солнце, так в этих словах отражён весь наш опыт церковно-государственных отношений. Это сложный опыт, его истоки – в Византии, когда лучшие умы Церкви и лучшие умы государства работали над формированием церковно-государственной модели отношений. Тогда они использовали для описания этой модели замечательное слово «симфония», которое по-русски мы употребляем с другим ударением. Так вот, симфония предполагает гармоническое сочетание интересов, распределение ответственности. И очертания этой симфонии запечатлены в каноническом Прeдании Православной Церкви. Наверное, в идеале эти отношения никогда не были реализованы по многим обстоятельствам, но они всегда были примером. Взаимодействие Церкви и государства в тех областях, которые имеют, в том числе и отношение к внутренней, духовной жизни человека, к его нравственности, к его мироощущению, к его пониманию жизни, являются очень важными. Потому что послание Церкви – это нравственное послание, это призыв к чистоте, праведности, к святости, это призыв к добру, к снисхождению, это призыв к тому, чтобы сердца наши были открыты друг другу.».(6).
в 2011 году впервые была открыта воскресная школа для взрослых. Посещают занятия наши прихожане со стажем (большею частью прихожанки) и молодые родители, которые водят своих маленьких детей каждое воскресенье причащаться. Возраст от 32 до 70 лет. Большая часть слушателей люди воцерковленные, имеющие церковный опыт (не менее 5 лет, есть и более 10 лет), регулярно посещающие службы и принимающие участие во всех церковных Таинствах. Но, несмотря на это, уровень их церковной грамотности недостаточно высок и потому открытие школы для взрослых было встречено ими с энтузиазмом.
Специфика нашего храма такова, что он находится в военном городке, где располагается и потому уровень светского образования наших прихожан достаточно высок. Почти все имеют высшее образование и не одно. У нас есть и врачи на пенсии, и торговые работники, и культурные работники, есть юрист, педагог, женщины ­ военнослужащие, офицеры в запасе. Офицеров среди слушателей ­ двое, полковник и майор, оба в запасе. Существует программа по переобучению офицеров при Свято – ­ Тихоновском Православном университете. И многие прихожане нашего храма, из числа действующих офицеров, воспользовались такой прекрасной возможностью и прошли обучение в рамках этой программы. Кстати все мужчины­ учителя нашей воскресной школы для детей (на данный момент их пятеро) так и сделали.
У нас в школу ходят и семьями – майор запаса, еще совсем молодой человек, ходит вместе с женой на занятия, а когда не с кем оставить ребенка – приходят и с дочерью (девочке пять лет). В его планы входит пойти обучаться в дальнейшем в Свято-Тихоновский университет. А есть и другой пример – бабушка водила внука в воскресную школу для детей. Ходили два года регулярно, бабушка присутствовала на всех занятиях (в нашей школе детской это приветствуется), а теперь бабушка решила заняться своим религиозным образованием. У другой бабушки тоже внук ходил в детскую школу, она на занятиях не могла присутствовать, так теперь тоже ходит во взрослую школу.
­ является знакомство учащихся с историей Вселенской Церкви, показать, в чем важность знаний событий прошлого; в чем ценность истории Церкви, научить видеть связь прошлого с настоящим. Нынешний 2012 год объявлен годом истории в России и потому беседы на такие темы актуальны и находят свое применение в современной жизни.
– приобщение учеников к истории Византийской империи на примере деятельности и теории симфонии святого императора Юстиниана, привить чувство уважения к церковной и гражданской иерархии (или, по крайней мере, сказать о необходимости этого уважения). Сегодня вопросы взаимодействия Церкви и государства самые значимые, намечается тесный диалог между Церковью и государством, которому хотят помешать и всемерно пытаются это сделать. Показать откуда произрастают корни такого сотрудничества. Через этот материал привлечь к более глубокому осмыслению Православного вероучения.

Первый год наши «ученики» изучали Священную историю Ветхого Завета, евангельские события Нового Завета. На второй год предполагается изучение истории Вселенской Церкви, конечно, учитывая потребности и способности учащихся. В данной работе представлен примерный план занятий на полгода по истории Вселенской Церкви. В соответствии с этим планом имеется место и для темы данной квалификационной работы.
по истории Вселенской Церкви (всего 14 занятий).
1. Начало исторического пути Церкви Христовой (обзор книги Деяний святых апостолов). Личность и труды святого апостола Павла, его роль в истории христианства.2.Начало истории Церкви, предпосылки быстрого распространения христианской проповеди. Апостольский собор. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Мученики и исповедники этого периода.3.История обращения в христианство императора Константина Великого. I Вселенский собор. Принятие Символа веры.4. II Вселенский собор. Никео-Цареградский Символ веры. 5.Возникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. 6.III Вселенский собор. 7.IV Вселенский собор.
8. Теория симфонии святого императора Юстиниана: актуальность духовного наследия Византии для современной России
9.V Вселенский собор.10.VI Вселенский собор и его вероопределение.11.Причины возникновения иконоборчества. 12. VII Вселенский собор. 13.Христианская миссия при святителе Фотии: святые Кирилл и Мефодий. Крещение Болгарии.14. Византийско – русские взаимоотношения в VIII – X веках. Крещение Руси.Краткое изложение основных сведений по примерным вопросам тематического плана на полгода.1.Начало исторического пути Церкви Христовой (обзор книги Деяний святых апостолов). Личность и труды святого апостола Павла, его роль в истории христианства. Свое начало христианская Церковь берет со дня Пятидесятницы. Святым апостолом Лукой подробно описаны события в книге Деяний апостольских. Ее можно условно разделить на две части – в первой части рассказывается о деятельности в деле распространения веры христианской усилиями преимущественно святых апостолов Петра и Иоанна. Вторая часть повествует об обращении апостола Павла, о его необыкновенном призвании Господом на служении и о его проповеди среди язычников, о его четырех путешествиях предпринятых для этих целей. Святым апостолом Павлом в вероучительных и духовно-нравственных целях во второй половине I века были написаны следующие Послания — Послания к Солунянам, Послание к Галатам, Первое Послание к Коринфянам, – Второе Послание к Коринфянам, Послания к Римлянам, к Филиппийцам, Колосянам, Ефесянам, к Филимону, Титу и Тимофею, к Евреям.2.Начало истории Церкви, предпосылки быстрого распространения христианской проповеди. Апостольский собор. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Мученики и исповедники этого периода.Быстрому распространению христианства способствовало единое мощное государство – Римская империя, перевод Священных книг Ветхого Завета на греческий язык. 49- 51 г по Р.Х. – Апостольский собор в Иерусалиме, разрешивший разногласия по поводу соблюдения христианами обрядового закона Моисея. Отношение римских императоров к новой религии – гонения с конца I века, роль иудейства в начале гонений на христианство. Первые мученики за веру ­ великомученицы Екатерина, Варвара, святые мученицы София, Вера, Надежда, Любовь.3.История обращения в христианство святого императора Константина Великого. Воспитание в языческих традициях, придерживался культа Солнца, чудесное видение в 312 году креста перед битвою. Крестился перед смертью, продолжал носить титул pontifex maximus –верховный жрец. Основал новую столицу на востоке империи, оставив языческий Рим в 330 году.Миланский эдикт 313 года, ­ христианство становится разрешенной религией, возвращение Церкви отнятого имущества, возвращение священников.I Вселенский собор­ Никея 325 год, опровержение ереси Ария. Принятие Символа веры – учение о единосущии Святой Троицы.4.II Вселенский собор. Никео-Цареградский Символ веры.Май 381 г. – Константинополь, принятие еще 5 членов Символа Веры. Возвышение Константинопольской кафедры.5. Возникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. В IV веке в Египте возникает монашество, как реакция на массовую христианизацию. Три вида монашества – отшельничество (основатель Антоний Великий), общинная жизнь (преп. Пахомий Великий), скитская жизнь. Далее из Египта оно перешло в другие страны.6.III Вселенский собор. 431 г.- III Вселенский собор в Эфесе, осуждение ереси Нестория и его низложение, осуждение ереси монаха Пелагия – о том, что человек может спастись собственными усилиями. Церковное почитание Богородицы – «кто не почитает Богородицы, тот и Бога не знает».7.IV Вселенский собор.IV Вселенский собор 451г в Халкидоне. На соборе был выработан догмат об образе соединения во Христе Божества и человечества – неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
8. Теория симфонии святого императора Юстиниана: актуальность духовного наследия Византии для современной России.
Эта тема подробно будет представлена в данной работе ниже.9.V Вселенский собор. Осуждение «трех глав».10.VI Вселенский собор и его вероопределение. 680г­ Константинополь,VI Вселенский собор (Трулльский). На соборе было выработано православное учение о двух волях, двух действованиях в Господе Иисусе Христе.11.Причины возникновения иконоборчества. 754 г.- иконоборческий собор в Константинополе, который осудил почитание икон как ересь и положил начало гонению на иконопочитание. Началось даже уничтожение мощей святых, раззорение монастырей, изгнание монахов. 12. VII Вселенский собор. В 787 г. был созван VII Вселенский собор для утверждения иконопочитания в Никее, который утвердил почитание икон, предал анафеме иконоборцев. 13.Христианская миссия при святителе Фотии: святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, Крещение Болгарии.865г. болгарский царь Борис принимает Крещение с именем Михаил и его восприемником стал византийский император Михаил III. Ученики святого Мефодия священники Климент и Наум вели просветительскую деятельность среди местных язычников. Переводы греческих богослужебных и богословских текстов на славянский язык, подготовка местного духовенства. 14. Византийско – русские взаимоотношения в VIII – X веках. Крещение Руси.
860г – киевские князья Аскольд и Дир совершили поход на Константинополь. С середины 60-х гг.IX века упоминается «народ Рос», который переменив языческую веру на чистую религию христианства, поставили себя в положение подданных византийской империи (Окружное послание патриарха Фотия). Князь Игорь Рюрикович в 944 г заключает договор с Византией. Святая равноапостольная княгиня Ольга принимает Крещение в Константинополе около 955 г. Крещение Руси в 988г.

Оцените статью
Добавить комментарий