Исследование фундаментальных проблем философии

ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ
1998
1
 Что такое философия? Статья первая
 Дедуктивное обобщение и принцип
абстракции. Статья вторая
 Природа философских категорий
 Творческая эволюция как творческий беспоря
док. Возможно ли бегство из хаоса?
 Деятельность, субъект, объект
 Становление человеческой деятельности: “эволюционный” и “революционный” пути формирования новых программ

 К-тоталитаризм
 Философская логика
 Учение Плотина как систематический, катего-
риально-построенный платонизм
КАТЕГОРИИ

1998
1(4)
январь, февраль, март
МОСКВА
ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ
РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА
Редактор: Лев Евдокимович БАЛАШОВВ подготовке номера принимали участие: В.Б. Кучевский, Л.Н. Любинская, О.Ф. Мустафин, Н.М. Петров.

Цели журнала:— исследование фундаментальных проблем философии; — исследование категорий и исследование при помощи категорий, продолжение дела двух великих категориологов — Аристотеля и Гегеля;— собирание и объединение категориологов;
— оформление указанного направления исследований в особую дисциплину — категориологию.
Категории — структурные элементы мысли, которые фигу­рируют в философской литературе под именем философских категорий-понятий. В реальном мире им, как правило, соответствуют формы бытия, определения мира — материя, движение, пространство, время, качество, количество, конечное, беско­нечное, действи­тельность, возможность и т.д. и т.п.Рукописи и письма читателей направлять по адресу:Россия, 121002, Москва, Cмоленский бульвар, 20, ком. 8, редактору журнала КАТЕГОРИИ. Телефон: 397-77-91.Объем статей не более 1 п.л. Желательно представлять кроме отпечатанного текста электронный вариант: редактор Word for Windows, размер шрифта 11, одинарный интервал.Рукописи не возвращаются и не рецензируются.Мнения, выраженные авторами публикаций, не обязательно совпадают с точкой зрения редактора.Перепечатка только с разрешения журнала КАТЕГОРИИ.@ КАТЕГОРИИ, 1998 г.Компьютерный макет изготовлен при содействии Философского благотворительного фонда (Москва, ул. Вучетича, 18; тел.: 211-33-71, 140-52-10).Объем 9 п.л.. Журнал имеется в наличии в Российском философском обществе (Москва, Смоленский б-р, 20. Тел.: 201-24-02)
Настоящий номер выходит только в электронном варианте
С О Д Е Р Ж А Н И Е

А.Н. ЧАНЫШЕВЧто такое философия? Статья первая ……………………….
5
М.М. НОВОСЕЛОВДедуктивное обобщение и принцип абстракции. Статья вторая ……………………………………………………………..
27
Природа философских категорий ……………………………
34
А.В. КАЦУРАТворческая эволюция как творческий беспорядок. Возможно ли бегство из хаоса? …………………………………..
57
Деятельность, субъект, объект ………………………………..
68
И.А. ГОРЮНОВСтановление человеческой деятельности: “эволюцион-ный” и “революционный” пути формирования новых программ ………………………………………………………………
87
ДЖОН АЛАН ЛИКакой вы тип любви? ………………………………………….
94

А.С. Беловежский
К-Тоталитаризм ………………………………………………….
101

К. ЯсперсФилософская логика ……………………………………………
126

А.В. НИКАНДРОВУчение Плотина как систематический, категориально-по-строенный платонизм …………………………………………..
130

Информация от президиума Российского философского общества ………………………………………………………….
139
О Втором Российском философском конгрессе ……………
139
О конференции "Виртуальные реальности и гуманитарные науки" …………………………………………………………….
141

и/или ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ
Стихи Александра Кацуры, Арсения Никитина, Михаила Новоселова, Юлиана Тувима …………………………………
142
Философы тоже шутят)
151
Рецензии, отзывы, библиография
Новые книги, диссертации по тематике журнала ………….
154
…………………………………………………
156
CONTENTS
A.N. Chanyshev. What is the philosophy?
The deductive generalization and the principle of abstraction. Article Two.
V.B. Kuchevsky. The nature of philosophic categories.
A.V. Katsura. Creative Evolution as Creative Desorder. Is it possible Escape from Chaos?
L.E. Balashov. Activity, subject, object.
I.A. Gorunov. Formation of the human activity: “evolu-tionary” and “revolutionary” ways form new programmes.
J.A. Lee. What Sort of Eroties are you?
A.S. Belovezhsky. K-totalitarism.
. The philosophic logic.
A.V. Nikandrov. The conception of Plotinus as a systematic, categorically formed platonism.
The philosophical life
The philosophers’ poetry and/or the philosophical poetry
‘At any rates’ (philosophers joke too)
New books, articles, dissertations on the journal’s subjects

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Статья перваяОтвечая на этот непростой вопрос, попытаемся понять философию как некоторые виды мудрости и как некоторые виды мировоззрения.
. Предварительно скажем о вульгарном понимании философии. Слово существительное “философия” и родственные этому слову слова: существительное “философ”, прилагательное “философский”, глагол “философствовать”, а также наречия “философски” и “по-философски” часто звучат со страниц широкой печати и художественной литературы. Употребляются они и в разговорной речи. И при этом по-разному. Словам существительным и глаголу чаще придается уничижительный смысл, наречиям же — уважительный.
Приведем примеры. “Бандит, возможно, сам того не сознавая, — носитель целой философии. Он совсем не хочет трудиться и не хочет отказывать себе ни в каких благах”. “Завсегдатай, очевидно, был философом здешнего пивного бара, философом-балаболом, живущим, в сущности, от одной кружки пива до другой”. “А вообще скука беспросветная. Вчера на час, в целях экономии, отключили свет, так я думала, чокнусь. Ходила целый час из угла в угол, как пришибленная…Ну ладно! Хватит разводить философию”, (т.е. философствовать — А.Ч.), “Два события довели до “белого каления” знаменитую певицу, обычно весьма сдержанно и философски реагирующую на журналистские вольности в свой адрес…”, “…В армии круглое носят, а квадратное катают”… Это абсолютная правда, поэтому к работе в армии нужно относиться философски, с долей здорового скепсиса…” И т.д. И т.п.Все эти и аналогичные им вульгарные употребления слова “философия” и родственных этому в его сущности благородному слову слов частично укладываются в такие словарные (не первые!) их определения, как пренебрежительные: “Философия… 3. Отвлеченные, не идущие к делу рассуждения (разг.)” и “Философствовать… 2. перен. Мудрёно или беспочвенно рассуждать, умствовать (разг.)”, так и уважительные: “Философ… 2. Перен. Человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к ее невзгодам (разг.)” (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 840). Нетрудно заметить, что здесь в определении слова существительного — “философ” скрыто значение наречия — “философски”, т.е. философ — тот человек, кто ко всему, что случается в жизни, относится философски, а не тот, кто мудрено, беспочвенно и отвлеченно (абстрактно) рассуждает тогда, когда надо конкретно (дело всегда конкретно) действовать (“гамлетизм”). Спрашивается, во-первых, откуда это злоупотребление словами “философия”, “философствовать”, “философ”, которые порождают в вульгарном сознании негативные ассоциации, и, во-вторых, как с этим злоупотреблением бороться? Отвечая на второй вопрос, скажем, что всем нам надо держать в голове буквальное значение слов “философия” и “философ” — и тогда мы не присоединим к слову “философия” слово “бандит”, а к слову “философ” — слово “балабол”.
Философия. Слово “философия”, как и слово “философ”, существовало не всегда. Оно возникло на определенном этапе в развитии древнегреческой, а тем самым европейской культуры. Гомер этого слова не знал. В переводе с древнегреческого языка на русский язык оно означает “любомудрие”, то есть любовь к мудрости. Существительное “любомудрие” — не просто смысловой перевод слова “философия” с одного языка на другой. Это калька, т.е. буквальный перевод, как бы зеркальное отражение переводимого слова в другом языке.
И здесь есть своя тайна — “тайна кальки”. Почему то, что проходит со словом “философия”, не проходит со словом “любомудрие”? Вряд ли у тех, кто, не задумываясь, лепит такие словосочетания, как “философия бандита (карьериста, предателя, мошенника и т.д.)”, повернется язык сказать “любомудрие бандита…” И это потому, что слова “любовь”, “мудрость”, “мудрец” имеют в русском языке пока что однозначно положительный смысл (впрочем, за будущее мы не отвечаем).Слово же “философия” так и осталось чужим в русском языке, не вошло в душу народа (язык — душа народа), отчего люди, вкривь и вкось пользующиеся этим словом, не отдают себе отчета в его истинном значении и навешивают на него всякую дрянь.
“Софос”. Слово “философ”, как и слово “философия”, существовало не всегда. В Древней Греции — родине европейской философии — особенно умных людей первое время называли мудрецами. По-древнегречески мудрец — “софос”, мудрецы — “софой”. Известно, что в Афинах при архонте Дамасии, во второй половине 582 или в первой половине 581 года до Р.Х., были официально провозглашены мудрецами семь мужей из семи греческих городов. Таковыми были Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Биант из Приены, Солон из Афин, Клеобул из Линда, Хилон из Спарты, Мисон из Хены.
Философ. Однако, по некоторым сведениям (правда, оспариваемым рядом ученых), спустя приблизительно полвека после провозглашения мудрецами вышеназванных лиц древнегреческий мыслитель и учёный Пифагор ввел в употребление слово “философ”. Пифагор счел, что человеку именоваться мудрецом не подобает. Мудр только Бог. Человеку же если что и доступно, то лишь стремление к мудрости, любовь к ней. Пифагор выделил философов как особый тип людей. Когда тиран одного из древнегреческих городов-полисов спросил Пифагора: “Кто ты такой? В каком искусстве или в какой науке ты силен?”, то странствующий мыслитель гордо и хладнокровно ответил: “Не в каком и не в какой. Я философ”. А это слово было тогда неологизмом, и тиран не знал, что оно означает. Пифагор же объяснил значение этого нового слова иносказательно: на Олимпийские игры одни приходят, чтобы состязаться, — они стремятся к славе, другие, чтобы торговать, — они стремятся к выгоде, а третьи, чтобы созерцать. Они-то и есть философы. Таким образом, Пифагор предписал философу-любомудру особое отношение к обыденной жизни: высокомерно-отстраненное, надменно-созерцательное, а тем самым и гордо-пассивное. Истинный философ не должен стремиться ни к людской славе, ни к выгоде. Ему не подобает участвовать в людских играх с их тяжелыми последствиями для духа. На то он и мудрец, по меньшей мере любомудр. Философ не должен стремиться переделывать если не весь мир (это людям, к счастью, пока что недоступно), то хотя бы человеческое общество.

Оцените статью
Добавить комментарий