«Историография всеобщей истории» — страница 4

Таблица 2а — Темы лекций, их содержание, трудоемкость (заочная форма обучения)

Содержание
Кол-во часов
Тема 2. Историография эпохи Возрождения
Философские и социально-политические основы исторической мысли Возрождения. Общие черты историографии гуманизма. Флорентийская риторическая школа: Леонардо Бруни. Римские историки. Школа эрудитов. Флавио Бьондо. Творчество Л. Валлы. Политическая теория и политическая школа в историографии Возрождения. История как средство обучения политиков, как школа политического опыта. Прагматический взгляд на историю. Н. Макиавелли. Политическая деятельность, политическая теория и историческая концепция. Исторические взгляды Ф. Гвиччардини. Историография эпохи Возрождения в Германии. Особенности немецкой гуманистической историографии. Якоб Вимпфеллинг и его «Краткая история Германии». Филипп Меланхтон. «Всемирная история». Себастьян Франк. «Немецкая Хроника» и «Космография». Историография эпохи Возрождения во Франции. Жан Боден и его «Метод ознакомления с историей». Особенности историографии эпохи Возрождения в Англии. Ф. Бэкон. Особенности и значение гуманистической историографии. Создание светской концепции истории.
2

Основные черты и направления историографии первой половины XIX века. Исторические концепции Г.-Ф. Гегеля и А. де Сен-Симона.Реакционно-романтическая историография Германии. Историческая концепция Леопольда фон Ранке. Немецкая историческая школа права (Ф. К. Савиньи, К. Ф. Эйхгорн).Реакционная публицистика Англии. Э. Берк.Реакционно-романтическая историография Франции: Л. Сисмонди, Ж. де Местр, Л. де Бональд, Ф. Р. де Шатобриан, Ф. Д. Монлозье.Либеральная историография первой половины XIX века. Либеральная школа периода Реставрации во Франции: О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Минье. Немецкие либеральные историки — Ф. Шлоссер, В. Циммерман.Радикальная историография первой половины XIX века: школа младогегельянцев (Б. Бауэр, Д. Штраус), Ж. Мишле.Социалистическая историография: Д. О’Брайен, Р. Оуэн, Л. Блан, «Истинные социалисты».Историческая концепция Т. Карлейля.
2

Философские основы историографии второй половины XIX века. О. Конт об основных тенденциях общественного развития, принципе детерминированности и идее исторического прогресса. Принципы структурно-динамического анализа развития общества в позитивистской теории Г. Спенсера. Соотношение понятий «эволюция» и «прогресс».Марксистская историческая концепция. Консервативная историография второй половины XIX века в Германии: Г. фон Зибель, Малогерманская историческая школа и ее политические тенденции, евангелические религиозные убеждения (И.-Г. Дройзен, Г. фон Зибель, Г. фон Трейчке, Т. Моммзен). Великогерманское католическое направление в историографии (Ю. Фиккер, Т. Онкен, И. Янсея). Новая историческая школа (Ф.Брентано, Г. фон Шмоллер). Школа неокантианства (В. Виндельбандт, Г. Риккерт), М. Вебер, В. Дильтей. Пангерманская историография (Г. фон Белов, Д. Шеффер). Историческая концепция К. Лампрехта.Консервативная историография второй половины XIX века во Франции: Н. Д. Фюстель де Куланж, И. Кастилль, И. Тэн, Э. Лависс, Ш. Сеньобос, Проблемы внешней политики в трудах А. Сореля, А. Дебидура.Консервативная историография второй половины XIX века в Англии: Оксфордская и Кэмбриджская исторические школы. История колониальной политики (Дж. Сили, Ч. Дилк. Дж. Э. Фруд).Либеральная историография второй половины XIX века в Германии: Я. Бурхкгардт, Э. Готхайн, М. Леман, П Дельбрюк, Ф. Мейнеке, Э. Трёльч.Либеральная историография второй половины XIX века в Англии: Т. Бокль, История Английской революции в трудах С. Гардинера. Экономическая история (Т. Роджерс, У. Кеннингем, У. Эшли, А. Тойнби).Либеральная историография второй половины XIX века во Франции: А. де Токвиль. Историография Великой французской революции (А. Олар).Радикальная историография второй половины XIX века во Франции: A. Матьез, А. Бужар, Ж. Вейль. Школа экономической истории (Э. Лавассер).Радикальная историография второй половины XIX века в Англии: Д. Актон. Социальные проблемы и история рабочего движения (С. и Б. Вебб). Социалистическое направление во Франции. А. Тома, Ж. Жорес. Социал-демократическая историография Германии: А. Бебель, B. Либкнехт, В. Блос, К. Каутский, Э. Бернштейн.Марксистская историография второй половины XIX века: Т. Бакс, Ж. Гед, П. Лафарг.Американская историография второй половины XIX века. Крупнейшие американские историки и проблематика их исследований (Дж. Бэнкрофт, Ф. Паркмен, Дж. Л. Мотли, У. X. Прескотт, Р. Хилдрет, Дж. Скулерс, Дж. Ф. Родс, англосаксонская школа — Г. Б. Адамс, Дж. Фиске, Дж. Мак Мастер, культурная и дипломати­ческая история Г. Адамса, история рабочего движения). Историография США в конце XIX — начале XX века.
2

Духовный кризис европейского общества на рубеже XIX-XX веков. В. Дильтей о герменевтике как методике анализа источников и методологии исторического исследования. Историософия О. Шпенглера. М. Хайдеггер и К. Ясперс о закономерностях развития общества и методах исторического познания. Проблемы сознания и метода познания мира в феноменологии Э. Гуссерля. Герменевтика и психоанализ — соотношение методов познания. Г. Зиммель о психологической истории. Методологические принципы теории архетипов К. Юнга и психоанализа 3. Фрейда в историософии А. Тойнби и Р. Коллингвуда. Цивилизационная теория А. Тойнби и традиции философии жизни. Р. Коллингвуд о методологических принципах исторического познания. Неогегельянская историософия Б. Кроче. Теория идеальных типов М. Вебера в контексте культурно-исторической методологии цивилизационных исследований. Социология К. Мангейма, А. Вебера, В. Парето в контексте развития идей исторического синтеза. Шубарт о «четырех вечных прототипах культуры». Концепция культурных суперсистем Сорокина. Современные цивилизационные разработки (Н. Элиас, С. Айзенштадт). Развитие традиций культурно-исторического анализа этнографии второй половины XIX века в теориях культурантропологии (Р. Бенедикт, М. Мид, Д. Горера).
2
Итого
8
1.3.3. Практические занятия
Таблица 3 — Состав и объем практического занятия (очная форма обучения)
Номер ПЗ
Номер темы

Цель и характер занятия
Кол-во часов
Литература (ссылка на номер в списке лит-ры)
Тема 2.
Историческая концепция Н. Макиавелли
Особенности историографии эпохи Возрождения.
Движущие силы истории в понимании Н. Макиавелли.
Роль правителя в концепции Н. Макиавелли.
Проблема папства в творчестве Н. Макиавелли.
В результате занятия, изучив основные работы одного из ведущих представителей историографии Возрождения Н. Макиавелли, студенты должны выделить его новационные идеи в понимании исторического хода, осмысление идеи цикличности. Особое внимание следует уделить введению в историческое исследование проблемно-тематического вектора.Характер занятия — семинар, дискуссия.
2
2,16,28,31, 33,35,41,43,58,64,79-82, 85,86,88,100111,149,150,191,201,202
Тема 4.
Концепция истории французских просветителей
Теоретические идеи французских просветителей.
Исторические взгляды Вольтера.
Исторические воззрения Монтескье.
Ж.-Ж. Руссо — историк.
Студенты должны выделить основные принципы идеологии эпохи Просвещения. Особое внимание следует уделить новым подходам к пониманию мировой истории. Здесь важно определить место французской линии в понимании истории человечества. Характер занятия — семинар, дискуссия.
6
2,5,8,20,35, 66,79-82,86, 88,126,150, 161,191,202
Тема 5.
Романтическое течение в историографии (I пол. XIX в.)
Доктрина цивилизации Ф. Гизо.
О.Тьерри — “отец” теории классовой борьбы.
Историческая концепция Л.Ранке.
В результате занятий, студенты должны проследить формы и методы исторической деятельности, разработанных учеными романтического направления, выяснить проблемы и направления исторических исследований и суть концепций Ф. Гизо, О. Тьерри и Л. Ранке.Характер занятия — семинар, «круглый стол».
6
2,8,20,32,35,44,45,65,79-82,86,88,144150,155,166,167,182-185, 188,190,191,202
Тема 5.
Историческая концепция Г. Ф. Гегеля
Мировой дух и исторический процесс.
Герои и массы в истории.
Периодизация исторического процесса.
Место Гегеля в историографии XIX века.
В результате занятия студенты должны получить опыт системного изучения одного из классиков мировой философской мысли, понять то новаторство, которое было привнесено Гегелем в познание истории, усвоить структуру гегелевского рассуждения, выявить основополагающие положения концепции Гегеля.Характер занятия — семинар, дискуссия.
2
2,8,20,35,42,56,57,79-82, 86,88,92,124150,185,191,202
Тема 6.
Марксистская историческая концепция. Формационная теория Маркса
Формационный подход к историческому процессу.
Экономический фактор в истории в марксистском подходе.
Массы и личность.
Место исторического наследия Маркса в историографии второй половины ХIХ-ХХ веков.
В результате занятия студенты должны проследить эволюцию марксистской концепции истории на протяжении XIX в., выявить влияние капитализма на изменение взглядов об обществе и государство, дать основные характеристики формационной теории. Характер занятия — семинар, дискуссия.
4
2,8,20,35,54,76,79-82,86, 88,128,150, 185,191,202
Тема 6.
Позитивизм в исторической науке (II пол. XIX в.)1. Концепция английской революции XVII в. в трудах С. Гардинера. 2. Историческая концепция К. Лампрехта.
В результате занятия студенты должны выявить основные закономерности исторических концепций С. Гардинера и К. Лапрехта, дать их сравнительную характеристику.Характер занятия — семинар, обсуждение докладов.
4
2,8,20,26,35,37,79-82,86, 88,102,104, 112,140,185,191,202
Тема 8.
Цивилизационный подход в историографии.
Концепция А. Тойнби
Сущность цивилизационного подхода А. Тойнби.
Концепция «вызов-ответ» А. Тойнби.
Роль личности в исторической модели А. Тойнби.
Значение Западной цивилизации в концепции А. Тойнби.
В результате занятия студенты должны дать развернутый анализ цивилизационной концепции А. Тойнби, определить место исследований А. Тойнби как в английской исторической науке XX века, так и в общемировом историографическом процессе.Характер занятия — семинар, чтение докладов, «круглый стол».
2
1,2,8,35,79-82,86,88,101130,152,163,181,187,191,193,202.
Тема 9.
Американский социологический подход.
Школа П. Сорокина
П. Сорокин как основатель социологической школы.
Концепция смены культурных суперсистем: понятия, основные чер­ты, особенности.
Суперсистема Запада в концепции П. Сорокина.
В результате занятия студенты должны собрать материалы по творческой биографии одного из виднейших представителей американской социологии П. Сорокина, выделить новационные идеи исследователя, его концептуальные подходы к истории человеческого общества.Характер занятий — семинар, дискуссия
2
1,2,8,24,35, 55,79-83,86-88,103,159, 160,169,170,180,191,202
Тема 10.
«Объемное человековедение» французской историографии. «Школа Анналов»
Историческая позиция М. Блока.
Концепция Ж. Дюби.
3. Историческая концепция Ж. Ле Гоффа.4. Концепция Ф. Броделя.
В результате занятия студенты должны дать оценку французской «Школы Анналов», проследить основные концепции представителей данной школы, их историческое значение и судьбу в дальнейшем развитии исторической науки.Характер занятий — семинар, дискуссия.
8
1,2,8,12-14, 19,21-23,29, 30,35,36,49,51,52,59,60,62,63,65,78-83,86,88,106132,153,159,160,169,176,189,191,202
Итого
36

Оцените статью
Добавить комментарий