И спользование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Зайцева Н.Ю., учитель русского языка и литературы
И
спользование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы
Из практики использования ИКТ в педагогической работе
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные технологии обучения уступают место новым, среди которых и информационно-коммуникационные. Как показывает практика, без них уже невозможно представить современную школу и современного человека. Разработкой возможных путей внедрения ИКТ в учебный процесс занимаюсь и я.
^ Формирование навыков самообразования и самореализация личности заявлены в числе основных целей образования, а обеспечение свободного выбора форм образования — задача государства. Исходя из этого, мы определили цель своей педагогической деятельности: содействовать качественному гуманитарному образованию личности через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности учащихся с вытекающими отсюда задачами:
формирование гражданской личности, способной эффективно реализовать свои знания и умения в жизни;
создание оптимальных условий для развития личности через предоставление ему качественного гуманитарного образования на разных возрастных этапах развития как на базовом, так и на профильном уровнях.
Для реализации поставленных цели и задач в течение нескольких лет мы применяем информационно-коммуникационные технологии.«Образование для всех и новое качество образования каждому: одно сегодня стоит двух завтра! Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь» — эта идея определяет мою работу по внедрению ИКТ в педагогический процесс.
Мои учащиеся владеют необходимой базой теоретических и инструментальных знаний по информатике и ИКТ; имеют элементарные навыки работы с текстовой информацией. В свою очередь и я владею прогрессивными педагогическими технологиями, умею пользоваться компьютерной техникой, применяю полученные знания и навыки для совершенствования методики урока и организации внеклассной работы.
В моем распоряжении прекрасная материально-техническая база:
класс, оснащенный современной компьютерной техникой (компьютером, сканером, принтером, мультимедийным проектором);
мультимедийные средства обучения (банк учебных программ, энциклопедии, справочные пособия, фильмы и др.).
Стимул, определивший использование ИКТ в практике моей работы, — понимание того, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие (проверено практикой) достижения высокого качества образования, которое обеспечивает следующее:
вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, осуществление идеи личностно-ориентированного обучения и развития в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику; исключение вероятности формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;
совместную работу в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
обеспечение положительной мотивации обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИКТ;
высокий эстетический и эмоциональный уровень преподавания;
формирование у учащихся навыков подлинно исследовательской деятельности;
возможность определения уровня конкурентоспособности телекоммуникационным методом.
Использование ИКТ на моих уроках русского языка и литературы выражается в следующем: в
работе с готовыми обучающими программами; использовании электронных учебников и тренажеров;
изучении учебных тем методом организации проектной деятельности, подготовке проектов;
подготовке демонстрационных и интерактивных мультимедийных презентаций;
формировании пакета справочных материалов по творчеству писателей и поэтов;
изучении темы или ее элементов методом поисково-исследовательской работы;
составлении тезисов по содержанию трудных тем, распространении среди учащихся для подготовки аргументации;
создании творческих работ (статей в электронную энциклопедию о писателе, поэте, критике, рецензий, эссе);
подготовке кроссвордов, викторин в Excel и обеспечении доступа к ним;
разработке и запуске проверочных работ по содержанию произведений и тестов; организации интерактивных тренингов, оперативного и итогового контроля;
выборочном опросе по заучиванию наизусть художественного материала;
проведение электронных уроков;
оформлении публикаций, электронных газет, веб-сайта по творчеству писателя;
участии в телекоммуникационных олимпиадах и конкурсах и др..
Я активно использую при проведении уроков Интернет-ресурсы:
библиотеки и архивы текстов и программ;
каталоги и коллекции ссылок;
визитки, витрины;
справочники и базы данных;
электронные учебники;
интерактивные тесты;
телеконференции и форумы;
демонстрационные и интерактивные модели;
обмен опытом и общение учителей, школьников.
Объекты поиска в сети Интернет:
отсутствующие в библиотеке тексты художественных произведений;
иллюстративный материал по «белым» темам программы, сопровождающий изучение биографии и творчества писателей;
музыка, звучащая в художественных произведениях;
литературно-критические материалы по изучению обзорных и монографических тем;
альтернативные творческие работы на основе художественных текстов и критических статей;
материалы интерактивного тестового контроля;
электронные учебники;
тексты и условия телевикторин, телекоммуникационных олимпиад, положения конкурсов;
программы и материалы виртуальных семинаров;
очные консультации;
программы и материалы телеконференций.
Виды деятельности с виртуальной информацией на уроках и во внеурочное время:
поиск информации по предварительно найденному учителем адресу;
свободный поиск с целью удовлетворения собственных запросов по изучаемой теме; обмен виртуальными адресами;
поиск дополнительных материалов с целью использования в процессе выполнения коллективных и индивидуальных заданий;
выставление материалов для коллективного использования в процессе подготовки к урокам на сайте гимназии;
выставление открытых тестов для контроля знаний на сайте гимназии;
участие в телекоммуникационных викторинах, олимпиадах, конкурсах, проектах, семинарах, конференциях;
переписка;
создание библиотеки темы урока;
переписка.
Демонстрационные мультимедийные презентации, которые прочно вошли в практику моих уроков, содержат:
проспекты музеев, выставок, фотогалерей;
информацию о жизни изучаемых произведений и их героев в искусстве (кино, музыке, живописи, театре, балете и др.);
кластеры, денотатные графы, сравнительные таблицы, тезисные планы, отчеты о групповой работе;
иллюстративный материал собственного исполнения;
обзоры жизни и творчества писателей, поэтов, критиков с использованием документально-иллюстративного материала;
вопросы для дискуссий, обмена мнениями;
методические материалы по содержанию уроков.
Учащийся показывает через мультимедийный проектор и ноутбук свою работу, делая необходимые комментарии. Таким образом, школьники воспринимают информацию многоканально: здесь задействовано слуховое, зрительное, эмоциональное восприятие, кроме того, каждый ученик получает возможность творчески самореализоваться.Пакет справочных материалов по творчеству писателя содержит:
обзор биографии писателя; документы, иллюстрирующие его жизнь; информацию о людях, составлявших его окружение;
обзор творчества;
материалы по анализу изучаемых произведений;
тексты произведений писателя в полном и кратком изложении, тексты критических статей;
сведения о жизни изучаемых произведений в искусстве;
материалы о местах, связанных с жизнью и творчеством писателя;
методические материалы;
творческие работы учащихся.
Изучение произведений методом организации поисково-исследовательской деятельности проходит по следующей схеме:
распределение на группы;
выдача опережающих заданий (формулировка целей, вопросов, плана; составление списка литературы, изобразительных и звуковых ресурсов);
ознакомление с критериями оценки работы;
консультации в процессе работы;
подготовка презентаций по содержанию работы;
анализ и редактирование содержания выступления и презентации;
выступление группы, демонстрация презентаций (в процессе выступления группы заполнение разделов аналитических таблиц учащимися: основные вопросы, содержание, замечания, дополнения);
рефлексия.
Практика изучения учебной монографической темы «Творчество А.Н. Островского» методом проекта

Зайцева Н.Ю., учитель русского языка и литературы

И

спользование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы

Из практики использования ИКТ в педагогической работе

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные технологии обучения уступают место новым, среди которых и информационно-коммуникационные. Как показывает практика, без них уже невозможно представить современную школу и современного человека. Разработкой возможных путей внедрения ИКТ в учебный процесс занимаюсь и я.

^ Формирование навыков самообразования и самореализация личности заявлены в числе основных целей образования, а обеспечение свободного выбора форм образования — задача государства. Исходя из этого, мы определили цель своей педагогической деятельности: содействовать качественному гуманитарному образованию личности через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности учащихся с вытекающими отсюда задачами:

  • формирование гражданской личности, способной эффективно реализовать свои знания и умения в жизни;
  • создание оптимальных условий для развития личности через предоставление ему качественного гуманитарного образования на разных возрастных этапах развития как на базовом, так и на профильном уровнях.

Для реализации поставленных цели и задач в течение нескольких лет мы применяем информационно-коммуникационные технологии.«Образование  для всех и новое качество образования каждому: одно сегодня стоит двух завтра! Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь» — эта идея определяет мою работу по внедрению ИКТ в педагогический процесс.

Мои учащиеся владеют необходимой базой теоретических и инструментальных знаний по информатике и ИКТ; имеют элементарные навыки работы с текстовой информацией. В свою очередь и я владею прогрессивными педагогическими технологиями, умею пользоваться компьютерной техникой, применяю полученные знания и навыки для совершенствования методики урока и организации внеклассной работы

В моем распоряжении прекрасная материально-техническая база:

  • класс, оснащенный современной компьютерной техникой (компьютером, сканером, принтером, мультимедийным проектором);
  • мультимедийные средства обучения (банк учебных программ, энциклопедии, справочные пособия, фильмы и др.).

Стимул, определивший использование ИКТ в практике моей работы, — понимание того, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие (проверено практикой) достижения высокого качества образования, которое обеспечивает следующее:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, осуществление идеи личностно-ориентированного обучения и развития в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику; исключение вероятности формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;
  • совместную работу в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
  • обеспечение положительной мотивации обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИКТ;
  • высокий эстетический и эмоциональный уровень преподавания;
  • формирование у учащихся навыков подлинно исследовательской деятельности;
  • возможность определения уровня конкурентоспособности телекоммуникационным методом.

Использование ИКТ на моих уроках русского языка и литературы выражается в следующем: в

  • работе с готовыми обучающими программами; использовании электронных учебников и тренажеров;
  • изучении учебных тем методом организации проектной деятельности, подготовке проектов;
  • подготовке демонстрационных и интерактивных мультимедийных презентаций;
  • формировании пакета справочных материалов по творчеству писателей и поэтов;
  • изучении темы или ее элементов методом поисково-исследовательской работы;
  • составлении тезисов по содержанию трудных тем, распространении среди учащихся для подготовки аргументации;
  • создании творческих работ (статей в электронную энциклопедию о писателе, поэте, критике, рецензий, эссе);
  • подготовке кроссвордов, викторин в Excel и обеспечении доступа к ним;
  • разработке и запуске проверочных работ по содержанию произведений и тестов; организации интерактивных тренингов, оперативного и итогового контроля;
  • выборочном опросе по заучиванию наизусть художественного материала;
  • проведение электронных уроков;
  • оформлении публикаций, электронных газет, веб-сайта по творчеству писателя;
  • участии в телекоммуникационных олимпиадах и конкурсах и др..

Я активно использую при проведении уроков Интернет-ресурсы:

  • библиотеки и архивы текстов и программ;
  • каталоги и коллекции ссылок;
  • визитки, витрины;
  • справочники и базы данных;
  • электронные учебники;
  • интерактивные тесты;
  • телеконференции и форумы;
  • демонстрационные и интерактивные модели;
  • обмен опытом и общение учителей, школьников.

Объекты поиска в сети Интернет:

  • отсутствующие в библиотеке тексты художественных произведений;
  • иллюстративный материал по «белым» темам программы, сопровождающий изучение биографии и творчества писателей;
  • музыка, звучащая в художественных произведениях;
  • литературно-критические материалы по изучению обзорных и монографических тем;
  • альтернативные творческие работы на основе художественных текстов и критических статей;
  • материалы интерактивного тестового контроля;
  • электронные учебники;
  • тексты и условия телевикторин, телекоммуникационных олимпиад, положения конкурсов;
  • программы и материалы виртуальных семинаров;
  • очные консультации;
  • программы и материалы телеконференций.

Виды деятельности с виртуальной информацией на уроках и во внеурочное время:

  • поиск информации по предварительно найденному учителем адресу;
  • свободный поиск с целью удовлетворения собственных запросов по изучаемой теме; обмен виртуальными адресами;
  • поиск дополнительных материалов с целью использования в процессе выполнения коллективных и индивидуальных заданий;
  • выставление материалов для коллективного использования в процессе подготовки к урокам на сайте гимназии;
  • выставление открытых тестов для контроля знаний на сайте гимназии;
  • участие в телекоммуникационных викторинах, олимпиадах, конкурсах, проектах, семинарах, конференциях;
  • переписка;
  • создание библиотеки темы урока;
  • переписка.

Демонстрационные мультимедийные презентации, которые прочно вошли в практику моих уроков, содержат:

  • проспекты музеев, выставок, фотогалерей;
  • информацию о жизни изучаемых произведений и их героев в искусстве (кино, музыке, живописи, театре, балете и др.);
  • кластеры, денотатные графы, сравнительные таблицы, тезисные планы, отчеты о групповой работе;
  • иллюстративный материал собственного исполнения;
  • обзоры жизни и творчества писателей, поэтов, критиков с использованием документально-иллюстративного материала;
  • вопросы для дискуссий, обмена мнениями;
  • методические материалы по содержанию уроков.

Учащийся показывает через мультимедийный проектор и ноутбук свою работу, делая необходимые комментарии. Таким образом, школьники воспринимают информацию многоканально: здесь задействовано слуховое, зрительное, эмоциональное восприятие, кроме того, каждый ученик получает возможность творчески самореализоваться.Пакет справочных материалов по творчеству писателя содержит:

  • обзор биографии писателя; документы, иллюстрирующие его жизнь; информацию о людях, составлявших его окружение;
  • обзор творчества;
  • материалы по анализу изучаемых произведений;
  • тексты произведений писателя в полном и кратком изложении, тексты критических статей;
  • сведения о жизни изучаемых произведений в искусстве;
  • материалы о местах, связанных с жизнью и творчеством писателя;
  • методические материалы;
  • творческие работы учащихся.

Изучение произведений методом организации поисково-исследовательской деятельности проходит по следующей схеме:

  • распределение на группы;
  • выдача опережающих заданий (формулировка целей, вопросов, плана; составление списка литературы, изобразительных и звуковых ресурсов);
  • ознакомление с критериями оценки работы;
  • консультации в процессе работы;
  • подготовка презентаций по содержанию работы;
  • анализ и редактирование содержания выступления и презентации;
  • выступление группы, демонстрация презентаций (в процессе выступления группы заполнение разделов аналитических таблиц учащимися: основные вопросы, содержание, замечания, дополнения);
  • рефлексия.

Практика изучения учебной монографической темы «Творчество А.Н. Островского» методом проекта

элементов методом поисково-исследовательской работы,осуществление идеи личностно-ориентированного обучения,методом организации проектной деятельности,обеспечение положительной мотивации обучения,оснащенный современной компьютерной техникой,заучиванию наизусть художественного материала,использованием документально-иллюстративного материала,невозможно представить современную школу,предварительно найденному учителем адресу,умею пользоваться компьютерной техникой

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …