И. С. Тургенева «Бежин луг» и. Быть готовым дать характеристики героям и доказать текстом

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Уроки 17 — 27
Задание на дом. Прочитать рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» и. Быть готовым дать характеристики героям и доказать текстом.
Уроки 17-18. И.Тургенев «Бежит луг».
Акцентное вычитывание рассказа)
Текст к урокам.И.Тургенев. Записки охотника.Бежин луг.
«Странное чувство тотчас овладело мной».
И. Тургенев
Урок 17Вопросы для проверки домашнего чтения.1. Определите тип рассказчика.2. Определите род и жанр произведения.3. Назовите имена мальчиков и ведущую черту характера каждого.4. Есть ли сходство героев с современными мальчиками?
У. Рассказ «Бежин луг» Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) написал в 1851 году. С творчеством Ивана Сергеевича Тургенева вы встречаетесь не впервые. С каким произведением этого автора вы уже знакомились?
^ Мы читали «Муму».
У. Чему было посвящено это произведение?
Д. Жизни и отношениям барыни и ее крепостных крестьян.
У. А чему посвящен рассказ «Бежин луг»?
^ Жизни крестьянских мальчиков.
У. Этот рассказ был написан тоже во времена крепостного права. Писатель включил его в сборник под названием «Записки охотника», вышедший из печати в 1852 г.
Эта книга сыграла большую роль как в судьбе Тургенева, так и в жизни нашего государства. В апреле 1852 г. писатель был арестован, а затем сослан почти на два года в деревню. Внешним поводом послужила статья, которую написал Тургенев, потрясенный смертью Гоголя. Но истинной причиной были именно «Записки охотника», героями которых стали крепостные крестьяне.«Записки охотника» были запрещены в России в течение более чем шести лет, потому что имели «вредный» политический смысл. Об этой «вредности» писал цензор Волков: «Полезно ли, например, показывать нашему грамотному народу… что однодворцы и крестьяне наши, которых автор до того опоэтизировал, что видит в них администраторов, рационалистов, романтиков, идеалистов, людей восторженных и мечтателей (бог знает, где он нашел таких!), что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики, над которыми так издевается автор, выставляя их пошлыми дикарями и сумасбродами, ведут себя неприлично и противузаконно… или, наконец, что крестьянину жить на свободе привольнее, лучше». По мнению цензора, такая книга «сделает более зла, чем добра», ибо потрясает самые основы крепостнического государства. Рассказы Тургенева действительно сыграли немалую роль в борьбе с крепостным правом. В 1861 г. крепостное право было, наконец, отменено.Для нас теперь события, изображенные в этом рассказе, — далекая история. Интересно ли вам было его читать и почему?
Д. …
У. А надо ли вам читать такие рассказы?
Д. …
У. О том, что в нашей стране когда-то в прошлом существовало крепостное право, должен знать каждый образованный человек. Ушло ли целиком в прошлое вместе с крепостным правом и само произведение, посвященное крепостным мальчикам? Или вам все-таки интересен этот рассказ, его герои сами по себе, и их взгляды на жизнь, сама их жизнь, которая, конечно, во многом определялась той далекой от вас эпохой? Все ли в характерах мальчиков осталось в прошлом? Они чем-то похожи они на вас или нет?
Д. …
У. Прочитаем этот рассказ вместе и попытаемся ответить на трудные вопросы. К какому роду литературы вы отнесете это произведение?
^ Это эпос, жанр рассказа. В рассказе раскрывается внутренний мир героев в оценке рассказчика-героя.
У. А не показался ли вам этот рассказ несколько странным, не во всем соответствующим эпосу как роду литературы?
Д. …
У. Итак, вы определили, что главными героями рассказа являются мальчики, но сразу ли с ними встречается рассказчик-герой?
Д. Нет, он до этого целый день охотился, потом заблудился, наступила ночь, и только тогда он понял, где находится, и увидел крестьянских ребятишек, которых сначала принял за гуртовщиков.
^ Почему же так надолго откладывает писатель встречу со своими героями? С чего начинается рассказ?
Д. Рассказчик описывает «прекрасный июльский день».
^ Какие чувства вызывает у него июльский день?
Д. Он им любуется: заря «разливается кротким румянцем», солнце «светлое и приветное лучезарное — мирно всплывает», «весело» и «величаво».
У. Далее он не просто описывает этот день, а говорит о том, какими бывают «такие дни», какими они «обыкновенно» становятся дальше, подчеркивая вновь «кротость» природы, какой она бывает от дня до вечера, до появления вечерней звезды. И зачем все это?
^ Он хочет подчеркнуть, каким был именно тот день («такой точно день»), когда он однажды охотился за тетеревами.
У. И вот он заблудился. Какие чувства он испытывает?
^ Ему не по себе: его «охватила неприятная, неподвижная сырость», ему было как-то «жутко», мыши носились «таинственно».
У. Настроение его изменилось от кроткого любования к недоумению, неприятным ощущениям жуткого и таинственного. Но вот он добрался наконец до угла леса. И что?
^ Нарастает растерянность: «никакой дороги», «Да где же я?», «Странно!»
У. Он пошел через кусты. И что же?
Д. Тревога усиливается: ночь росла, «как грозовая туча», все «чернело», «Вздымался угрюмый мрак», шаги отдавались «глухо».
^ «Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром». Какое настроение владеет РГ?
Д. Растет тревога все больше: он «отчаянно устремился вперед», им овладело «странное чувство», камни вызывают чувство таинственности, уныния — «сердце у меня сжалось», и «вдруг очутился над страшной бездной».
^ И вот он увидел два огонька. Изменилось ли его настроение?
Д. Просвечивает любование: сумрак ночи «прозрачный», река «как зеркало» и красное пламя двух «огоньков». Появились наконец люди — «маленькая кудрявая голова».
У. Он наконец узнал, что зашел на Бежиг луг, увидел людей и «решился» подойти к крестьянским мальчикам, которые и становятся героями рассказа.
А теперь скажите, характерно ли для эпоса такое длинное описание пейзажа, смены настроений героя?
^ Нет, это скорее черты лирики.
У. Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно описывает смену его настроений? Только ли «для фона»?
Д. Природа у него тоже самостоятельный герой, и рассказчик — не просто рассказчик. Автору интересно развернуть все внутренние переживания своего рассказчика-охотника.
У. И далее он не сразу переходит к описанию мальчиков, а сначаларасскащзывает, для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?
Д. Может быть, надо было с этим познакомить читателей, которые не знали, как живут крестьянские дети, что для них это — «большой праздник».
У. Рассказчик подсел к мальчикам и стал глядеть кругом. И опять он обращает внимание на картину природы. Какой она ему кажется теперь? Какие чувства вызывает?
Д. «Картина была чудесная», «Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием». «Сладко стесняло грудь…» Он любуется торжественным и таинственным великолепием природы.
^ И вот наконец-то рассказчик начинает знакомить читателей с мальчиками. Сколько их было и как их звали?
Д. Пятеро — Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.
У. Каким показался РГ старший мальчик Федя? Как к нему отнесся рассказчик?
^ . Он богатый. Поехал в ночное для забавы.
Зара. Рассказчик им любуется: красивый мальчик.
Аня. Федя нравится рассказчику: много уменьшительных суффиксов.
^ А Павлуша?
Саша. Малый был неказистый, но понравился Р из-за своего ума.
У. Что думает рассказчик об Илюше?
Саша. Он немного больной, слабый — «тупая, болезненная заботливость».
Маня. Он опрятный, аккуратный.
У. Но рассказчик подчеркнул и некоторую тупость, может быть, от болезни. Что заметил рассказчик у Кости? Как к этому отнесся?
^ . Он возбудил любопытство рассказчика своим задумчивым и печальным взором.
У.Почему не «взглядом»?
Дима. «Взор» звучит более возвышенно.
У. Младшего Ваню рассказчик сначала и не заметил, но все мальчики его заинтересовали. А можно ли судить о том, кто ему больше понравился?
^ . Он сам говорит, что Павлуша ему нравится.
Дима. А любопытство вызвал Костя.
У. Пока о бóльшем трудно судить, но вы знаете, что характер героя, его внутренний мир писатели раскрывают разными способами. Какими?
^ Что-то мы уже узнали через портрет. А еще герои раскрываются через их речь и поступки.
У. Вот и начались разговоры, когда рассказчик притворился спящим. Вернее, разговор продолжился. Мальчики рассказывали разные истории, случаи. Давайте попробуем понять, как это их характеризует. Кто из мальчиков больше всего историй рассказывает и про кого?
Лена. Илюша рассказывает про домового, про псаря Ермилу и барашка на могиле, про деда Трофимыча, про бабу Ульяну, покойного мальчика Ивашку, про Тришку-антихриста.
^ . Он и про лешего говорил, и про водяного.
У. Что общего в историях Илюши?
Настя. Они все про страшное.
У. А сам Илюша верит в то, о чем рассказывает?
Миша. Он верит больше, чем все остальные.
Зара. Если бы не верил, то не рассказывал бы с такими эмоциями.
^ . «С уверенностью подхватил Илюша…» Он знал все поверья.
У. А вспомните его портрет, лицо, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Оправдывается ли это впечатление РГ?
^ . Эта «тупость» пропадает, когда он рассказывает. Вообще он тихий, а тут оживляется.
Лена. Он боязливый, запуганный.
Аня. Говорит сиплым и слабым голосом.
У. Получается, что первое впечатление Р подтверждается. Илюша — большой знаток «страшных» историй и, главное, во все это верит. И ему самому страшно. А какие истории рассказывает Костя?
^ . Про плотника Гаврилу и русалку.
Павлик. Про Феклисту и ее сына.
У. Это такие же истории, какие рассказывал Илюша? Или чем-то отличаются? Как они характеризуют Костю? Сопоставьте с портретом.
^ . РГ заметил у него задумчивый и печальный взор. Он мечтательный, его истории — сказочные.
Настя. У него даже слова такие — «братцы мои»… Светлые, поэтические слова.
^ Рассказы Кости красивые, печальные. У мальчика явно поэтическая натура. А Павлуша про что рассказывает?
Павлик. У него смешные истории. Про жбан.
Артем. Про то, как его звал водяной.
^ . Павлуша все время рассуждает, все знает: кто кричит, что это может быть на самом деле.
У. Помните его портрет? Глядел умно и прямо, и в голосе у него звучала сила. Он самый здравомыслящий из мальчиков, видит реальную картину жизни, знает и понимает природу. Кто кричит? Цапля, лягушки. Куда летят кулики. И хотя он и верит в водяного, в то, что может быть, «душа Акима-лесника жалобится», но рассказывает часто с юмором, умеет увидеть смешное.
Задание на дом. 1. Найти в тексте места, где описываются действия, поступки героев; подумать, как эти поступки их характеризуют, каковы оценки РГ.2. Выучить наизусть отрывок из текста (по выбору).Урок 18
^ На прошлом уроке вы уже выяснили и какой в рассказе Тургенева Р, и какие герои-мальчики. Что помогло вам в этом разобраться?
Дима. РГ становится понятным через свое отношение к природе (он ее любит, понимает), и через свое отношение к мальчикам. Они ему тоже интересны, любопытны, он пытается их понять.
^ . А мальчиков мы пытались понять по их портретам и через те истории, которые они рассказывали.
У. Герои рассказывали те истории, которые им интересны, вызывают у них те или иные чувства. А что вы должны были сделать дома?
^ . Найти поступки героев и понять, как эти поступки их характеризуют.
У. Кто же из ребят претендует на главную роль?
Д. (хором). Федя.
У. Почему?
Сережа. Он старше.
Артем. Как сыну богатого крестьянина, ему приходилось быть запевалой.
У. Да. Претендует Федя. А на самом деле кто лидер среди ребят?
^ . Павлуша.
Аня. Он в критических ситуациях смелее себя ведет.
Зара. Когда все испугались и собаки залаяли, Павлуша бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался.
^ . Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном.
Лена. И не побоялся после страшных историй пойти за водой.
^ Как к нему относится РГ?
Саша (читает): «Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка… «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».
^ . Рассказчику очень жалко, что Павлуша убился, упав с лошади.
У. А вы как-то не заметили еще одного героя — Ваню.
Маша. Он там молчит и не действует: «смирнехонько прикорнул».
Дима. Нет, нет, в конце есть его разговор про сестренку.
^ И как он характеризует Ваню?
Аня. Он добрый: «Ну нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая».
У. Но вы заметили, что Р не только описывает мальчиков, их разговоры и поступки, но и, как и в начале рассказа, вновь и вновь обращается к описанию природы. Где и зачем?
Дима. После того как Павлуша их насмешил рассказом про бочара, Р поглядел кругом: «торжественно и царственно стояла ночь». Он опять любуется красотой природы. Но странный звук возвращает мальчиков к «страшным» историям.
Аня. И заканчивает он опять описанием пейзажа. Сначала великолепие ночи, потом как бы грустит, что она кончается, потом утром ему весело. Но кончает все равно грустно — рассказывает о смерти Павлуши.
У. Вот и попробуйте теперь определить ведущий эмоциональный тон рассказа. Какой он и почему?
^ . Можно выделить три ведущие линии: 1) в описаниях природы — любование ее торжественностью, величавостью, таинственностью; 2) в описаниях мальчиков — интерес, вглядывание, любование; 3) в поверьях, рассказанных мальчиками, — таинственность (в Илюшиных — страшная, в Костиных — поэтическая). Во всем рассказе — любование и таинственность.
У. Попробуйте определить смысл названия «Бежин луг». Почему, например, Тургенев не назвал свой рассказ «Возвращение с охоты» или «Крестьянские мальчики» (вспомните «Крестьянских детей» Н. А. Некрасова)?
^ . Главное для автора — настроение от встречи с природой и с мальчиками. Нельзя назвать мальчиков главными героями. Тургеневу важнее впечатление РГ. Основной таинственный тон рождается именно тогда, когда РГ приходит на Бежин луг. Бежин луг и есть как бы главный герой рассказа, мальчики как бы его часть, органичная, естественная.
^ Если перед нами рассказ, т.е. эпический текст, то мы должны легко определить главные моменты сюжета: завязку, вершину, развязку. Попробуйте.
Д. … (Скорее всего, им будет трудно однозначно определить моменты сюжета, выделить самое напряженное место в рассказе.)
У. Мы еще на первом уроке говорили, что что-то не так в этом рассказе. Вы привыкли, что рассказ — жанр эпический и в нем главное — характеры и поступки героев в оценке рассказчика. Все это должно раскрываться через развитие действий вокруг какого-то конфликта. А в этом рассказе главное не развитие действия (хотя и действия героев есть), а настроение РГ. Это рассказ, в котором сильнó лирическое начало. И если такое произведение читать с установкой на эпос, т.е. на действия, то оно покажется скучным и непонятным, затянутым. А читать его надо так, как мы читаем лирические стихотворения, т.е. с установкой на вычитывание развития настроения РГ.
И хотя в этом рассказе нет прямого отрицания крепостного права, но сам выбор героев, интерес к ним, к их жизни, видение в крепостном человека — все это было важно и ново.Рассказ начинается и заканчивается описанием пейзажа. Зачем Тургеневу такое построение рассказа? В чем сходство и различие в этих описаниях?
Д. …
Задание на дом. Написать сочинение на тему «Литературный портрет». Попробовать описать внешность героя так, чтобы был виден его внутренний мир и отношение к нему автора.
^
Обсуждение сочинений
Текст к уроку.А.Пушкин. Евгений Онегин.

Уроки 17 — 27
Задание на дом. Прочитать рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» и. Быть готовым дать характеристики героям и доказать текстом.
Уроки 17-18. И.Тургенев «Бежит луг».

Акцентное вычитывание рассказа)

Текст к урокам.И.Тургенев. Записки охотника.Бежин луг.

«Странное чувство тотчас овладело мной».

И. Тургенев

Урок 17Вопросы для проверки домашнего чтения.1. Определите тип рассказчика.2. Определите род и жанр произведения.3. Назовите имена мальчиков и ведущую черту характера каждого.4. Есть ли сходство героев с современными мальчиками?

У. Рассказ «Бежин луг» Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) написал в 1851 году. С творчеством Ивана Сергеевича Тургенева вы встречаетесь не впервые. С каким произведением этого автора вы уже знакомились?

^ Мы читали «Муму».

У. Чему было посвящено это произведение?

Д. Жизни и отношениям барыни и ее крепостных крестьян.

У. А чему посвящен рассказ «Бежин луг»?

^ Жизни крестьянских мальчиков.

У. Этот рассказ был написан тоже во времена крепостного права. Писатель включил его в сборник под названием «Записки охотника», вышедший из печати в 1852 г.

Эта книга сыграла большую роль как в судьбе Тургенева, так и в жизни нашего государства. В апреле 1852 г. писатель был арестован, а затем сослан почти на два года в деревню. Внешним поводом послужила статья, которую написал Тургенев, потрясенный смертью Гоголя. Но истинной причиной были именно «Записки охотника», героями которых стали крепостные крестьяне.«Записки охотника» были запрещены в России в течение более чем шести лет, потому что имели «вредный» политический смысл. Об этой «вредности» писал цензор Волков: «Полезно ли, например, показывать нашему грамотному народу… что однодворцы и крестьяне наши, которых автор до того опоэтизировал, что видит в них администраторов, рационалистов, романтиков, идеалистов, людей восторженных и мечтателей (бог знает, где он нашел таких!), что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики, над которыми так издевается автор, выставляя их пошлыми дикарями и сумасбродами, ведут себя неприлично и противузаконно… или, наконец, что крестьянину жить на свободе привольнее, лучше». По мнению цензора, такая книга «сделает более зла, чем добра», ибо потрясает самые основы крепостнического государства. Рассказы Тургенева действительно сыграли немалую роль в борьбе с крепостным правом. В 1861 г. крепостное право было, наконец, отменено.Для нас теперь события, изображенные в этом рассказе, — далекая история. Интересно ли вам было его читать и почему?

Д.

У. А надо ли вам читать такие рассказы?

Д.

У. О том, что в нашей стране когда-то в прошлом существовало крепостное право, должен знать каждый образованный человек. Ушло ли целиком в прошлое вместе с крепостным правом и само произведение, посвященное крепостным мальчикам? Или вам все-таки интересен этот рассказ, его герои сами по себе, и их взгляды на жизнь, сама их жизнь, которая, конечно, во многом определялась той далекой от вас эпохой? Все ли в характерах мальчиков осталось в прошлом? Они чем-то похожи они на вас или нет?

Д.

У. Прочитаем этот рассказ вместе и попытаемся ответить на трудные вопросы. К какому роду литературы вы отнесете это произведение?

^ Это эпос, жанр рассказа. В рассказе раскрывается внутренний мир героев в оценке рассказчика-героя.

У. А не показался ли вам этот рассказ несколько странным, не во всем соответствующим эпосу как роду литературы?

Д.

У. Итак, вы определили, что главными героями рассказа являются мальчики, но сразу ли с ними встречается рассказчик-герой?

Д. Нет, он до этого целый день охотился, потом заблудился, наступила ночь, и только тогда он понял, где находится, и увидел крестьянских ребятишек, которых сначала принял за гуртовщиков.

^ Почему же так надолго откладывает писатель встречу со своими героями? С чего начинается рассказ?

Д. Рассказчик описывает «прекрасный июльский день».

^ Какие чувства вызывает у него июльский день?

Д. Он им любуется: заря «разливается кротким румянцем», солнце «светлое и приветное лучезарное — мирно всплывает», «весело» и «величаво».

У. Далее он не просто описывает этот день, а говорит о том, какими бывают «такие дни», какими они «обыкновенно» становятся дальше, подчеркивая вновь «кротость» природы, какой она бывает от дня до вечера, до появления вечерней звезды. И зачем все это?

^ Он хочет подчеркнуть, каким был именно тот день («такой точно день»), когда он однажды охотился за тетеревами.

У. И вот он заблудился. Какие чувства он испытывает?

^ Ему не по себе: его «охватила неприятная, неподвижная сырость», ему было как-то «жутко», мыши носились «таинственно».

У. Настроение его изменилось от кроткого любования к недоумению, неприятным ощущениям жуткого и таинственного. Но вот он добрался наконец до угла леса. И что?

^ Нарастает растерянность: «никакой дороги», «Да где же я?», «Странно

У. Он пошел через кусты. И что же?

Д. Тревога усиливается: ночь росла, «как грозовая туча», все «чернело», «Вздымался угрюмый мрак», шаги отдавались «глухо».

^ «Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром». Какое настроение владеет РГ?

Д. Растет тревога все больше: он «отчаянно устремился вперед», им овладело «странное чувство», камни вызывают чувство таинственности, уныния — «сердце у меня сжалось», и «вдруг очутился над страшной бездной».

^ И вот он увидел два огонька. Изменилось ли его настроение?

Д. Просвечивает любование: сумрак ночи «прозрачный», река «как зеркало» и красное пламя двух «огоньков». Появились наконец люди — «маленькая кудрявая голова».

У. Он наконец узнал, что зашел на Бежиг луг, увидел людей и «решился» подойти к крестьянским мальчикам, которые и становятся героями рассказа.

А теперь скажите, характерно ли для эпоса такое длинное описание пейзажа, смены настроений героя?

^ Нет, это скорее черты лирики.

У. Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно описывает смену его настроений? Только ли «для фона»?

Д. Природа у него тоже самостоятельный герой, и рассказчик — не просто рассказчик. Автору интересно развернуть все внутренние переживания своего рассказчика-охотника.

У. И далее он не сразу переходит к описанию мальчиков, а сначаларасскащзывает, для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?

Д. Может быть, надо было с этим познакомить читателей, которые не знали, как живут крестьянские дети, что для них это — «большой праздник».

У. Рассказчик подсел к мальчикам и стал глядеть кругом. И опять он обращает внимание на картину природы. Какой она ему кажется теперь? Какие чувства вызывает?

Д. «Картина была чудесная», «Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием». «Сладко стесняло грудь…» Он любуется торжественным и таинственным великолепием природы.

^ И вот наконец-то рассказчик начинает знакомить читателей с мальчиками. Сколько их было и как их звали?

Д. Пятеро — Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.

У. Каким показался РГ старший мальчик Федя? Как к нему отнесся рассказчик?

^ . Он богатый. Поехал в ночное для забавы.

Зара. Рассказчик им любуется: красивый мальчик.

Аня. Федя нравится рассказчику: много уменьшительных суффиксов.

^ А Павлуша?

Саша. Малый был неказистый, но понравился Р из-за своего ума.

У. Что думает рассказчик об Илюше?

Саша. Он немного больной, слабый — «тупая, болезненная заботливость».

Маня. Он опрятный, аккуратный.

У. Но рассказчик подчеркнул и некоторую тупость, может быть, от болезни. Что заметил рассказчик у Кости? Как к этому отнесся?

^ . Он возбудил любопытство рассказчика своим задумчивым и печальным взором.

У.Почему не «взглядом»?

Дима. «Взор» звучит более возвышенно.

У. Младшего Ваню рассказчик сначала и не заметил, но все мальчики его заинтересовали. А можно ли судить о том, кто ему больше понравился?

^ . Он сам говорит, что Павлуша ему нравится.

Дима. А любопытство вызвал Костя.

У. Пока о бóльшем трудно судить, но вы знаете, что характер героя, его внутренний мир писатели раскрывают разными способами. Какими?

^ Что-то мы уже узнали через портрет. А еще герои раскрываются через их речь и поступки.

У. Вот и начались разговоры, когда рассказчик притворился спящим. Вернее, разговор продолжился. Мальчики рассказывали разные истории, случаи. Давайте попробуем понять, как это их характеризует. Кто из мальчиков больше всего историй рассказывает и про кого?

Лена. Илюша рассказывает про домового, про псаря Ермилу и барашка на могиле, про деда Трофимыча, про бабу Ульяну, покойного мальчика Ивашку, про Тришку-антихриста.

^ . Он и про лешего говорил, и про водяного.

У. Что общего в историях Илюши?

Настя. Они все про страшное.

У. А сам Илюша верит в то, о чем рассказывает?

Миша. Он верит больше, чем все остальные.

Зара. Если бы не верил, то не рассказывал бы с такими эмоциями.

^ . «С уверенностью подхватил Илюша…» Он знал все поверья.

У. А вспомните его портрет, лицо, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Оправдывается ли это впечатление РГ?

^ . Эта «тупость» пропадает, когда он рассказывает. Вообще он тихий, а тут оживляется.

Лена. Он боязливый, запуганный.

Аня. Говорит сиплым и слабым голосом.

У. Получается, что первое впечатление Р подтверждается. Илюша — большой знаток «страшных» историй и, главное, во все это верит. И ему самому страшно. А какие истории рассказывает Костя?

^ . Про плотника Гаврилу и русалку.

Павлик. Про Феклисту и ее сына.

У. Это такие же истории, какие рассказывал Илюша? Или чем-то отличаются? Как они характеризуют Костю? Сопоставьте с портретом.

^ . РГ заметил у него задумчивый и печальный взор. Он мечтательный, его истории — сказочные.

Настя. У него даже слова такие — «братцы мои»… Светлые, поэтические слова.

^ Рассказы Кости красивые, печальные. У мальчика явно поэтическая натура. А Павлуша про что рассказывает?

Павлик. У него смешные истории. Про жбан.

Артем. Про то, как его звал водяной.

^ . Павлуша все время рассуждает, все знает: кто кричит, что это может быть на самом деле.

У. Помните его портрет? Глядел умно и прямо, и в голосе у него звучала сила. Он самый здравомыслящий из мальчиков, видит реальную картину жизни, знает и понимает природу. Кто кричит? Цапля, лягушки. Куда летят кулики. И хотя он и верит в водяного, в то, что может быть, «душа Акима-лесника жалобится», но рассказывает часто с юмором, умеет увидеть смешное.

Задание на дом. 1. Найти в тексте места, где описываются действия, поступки героев; подумать, как эти поступки их характеризуют, каковы оценки РГ.2. Выучить наизусть отрывок из текста (по выбору).Урок 18

^ На прошлом уроке вы уже выяснили и какой в рассказе Тургенева Р, и какие герои-мальчики. Что помогло вам в этом разобраться?

Дима. РГ становится понятным через свое отношение к природе (он ее любит, понимает), и через свое отношение к мальчикам. Они ему тоже интересны, любопытны, он пытается их понять.

^ . А мальчиков мы пытались понять по их портретам и через те истории, которые они рассказывали.

У. Герои рассказывали те истории, которые им интересны, вызывают у них те или иные чувства. А что вы должны были сделать дома?

^ . Найти поступки героев и понять, как эти поступки их характеризуют.

У. Кто же из ребят претендует на главную роль?

Д. (хором). Федя.

У. Почему?

Сережа. Он старше.

Артем. Как сыну богатого крестьянина, ему приходилось быть запевалой.

У. Да. Претендует Федя. А на самом деле кто лидер среди ребят?

^ . Павлуша.

Аня. Он в критических ситуациях смелее себя ведет.

Зара. Когда все испугались и собаки залаяли, Павлуша бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался.

^ . Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном.

Лена. И не побоялся после страшных историй пойти за водой.

^ Как к нему относится РГ?

Саша (читает): «Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка… «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».

^ . Рассказчику очень жалко, что Павлуша убился, упав с лошади.

У. А вы как-то не заметили еще одного героя — Ваню.

Маша. Он там молчит и не действует: «смирнехонько прикорнул».

Дима. Нет, нет, в конце есть его разговор про сестренку.

^ И как он характеризует Ваню?

Аня. Он добрый: «Ну нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая».

У. Но вы заметили, что Р не только описывает мальчиков, их разговоры и поступки, но и, как и в начале рассказа, вновь и вновь обращается к описанию природы. Где и зачем?

Дима. После того как Павлуша их насмешил рассказом про бочара, Р поглядел кругом: «торжественно и царственно стояла ночь». Он опять любуется красотой природы. Но странный звук возвращает мальчиков к «страшным» историям.

Аня. И заканчивает он опять описанием пейзажа. Сначала великолепие ночи, потом как бы грустит, что она кончается, потом утром ему весело. Но кончает все равно грустно — рассказывает о смерти Павлуши.

У. Вот и попробуйте теперь определить ведущий эмоциональный тон рассказа. Какой он и почему?

^ . Можно выделить три ведущие линии: 1) в описаниях природы — любование ее торжественностью, величавостью, таинственностью; 2) в описаниях мальчиков — интерес, вглядывание, любование; 3) в поверьях, рассказанных мальчиками, — таинственность (в Илюшиных — страшная, в Костиных — поэтическая). Во всем рассказе — любование и таинственность.

У. Попробуйте определить смысл названия «Бежин луг». Почему, например, Тургенев не назвал свой рассказ «Возвращение с охоты» или «Крестьянские мальчики» (вспомните «Крестьянских детей» Н. А. Некрасова)?

^ . Главное для автора — настроение от встречи с природой и с мальчиками. Нельзя назвать мальчиков главными героями. Тургеневу важнее впечатление РГ. Основной таинственный тон рождается именно тогда, когда РГ приходит на Бежин луг. Бежин луг и есть как бы главный герой рассказа, мальчики как бы его часть, органичная, естественная.

^ Если перед нами рассказ, т.е. эпический текст, то мы должны легко определить главные моменты сюжета: завязку, вершину, развязку. Попробуйте.

Д. … (Скорее всего, им будет трудно однозначно определить моменты сюжета, выделить самое напряженное место в рассказе.)

У. Мы еще на первом уроке говорили, что что-то не так в этом рассказе. Вы привыкли, что рассказ — жанр эпический и в нем главное — характеры и поступки героев в оценке рассказчика. Все это должно раскрываться через развитие действий вокруг какого-то конфликта. А в этом рассказе главное не развитие действия (хотя и действия героев есть), а настроение РГ. Это рассказ, в котором сильнó лирическое начало. И если такое произведение читать с установкой на эпос, т.е. на действия, то оно покажется скучным и непонятным, затянутым. А читать его надо так, как мы читаем лирические стихотворения, т.е. с установкой на вычитывание развития настроения РГ.

И хотя в этом рассказе нет прямого отрицания крепостного права, но сам выбор героев, интерес к ним, к их жизни, видение в крепостном человека — все это было важно и ново.Рассказ начинается и заканчивается описанием пейзажа. Зачем Тургеневу такое построение рассказа? В чем сходство и различие в этих описаниях?

Д.

Задание на дом. Написать сочинение на тему «Литературный портрет». Попробовать описать внешность героя так, чтобы был виден его внутренний мир и отношение к нему автора.
^
Обсуждение сочинений

Текст к уроку.А.Пушкин. Евгений Онегин.

определить главные моменты сюжета,имели вредный политический смысл,основной таинственный тон рождается,котором сильнó лирическое начало,ведущую черту характера каждого,показывать нашему грамотному народу,вредности писал цензор волков,писатели раскрывают разными способами,внешним поводом послужила статья,многом определялась той далекой

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …