Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума»? — Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума»?Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут ус­певает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние за­нятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, кото­рые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не мо­жет быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.
Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, меч­тал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёг­кий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром. 44
В жизни он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:И я в чины бы лез, да неудачи встретил,Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаваясь развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя: Сам бредил целый век обедом или балом!Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом. Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом! Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только ти­пичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает главная функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современ-­ные порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего неменялось:А наши старички?? — Как их возьмёт задор,Засудят о делах, что слово — приговор, —Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;И об правительстве иной раз так толкуют,Что если б кто подслушал их …беда!Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,Спаси нас Боже! Нет. А придерутсяК тому, к сему, а чаще ни к чему,Поспорят, пошумят и … разойдутся. (II, 5)
Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном-либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не дела­ют, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а пред­водитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шу­лер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достой­ные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невоз­можны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж.Г.Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохно­вение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», дру­гие подхватят
И вместе, глядь, водевильчик слепят,Другие шестеро на музыку кладут,Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3) Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нари­совать!Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного ге­роя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зерка­ло, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отра­жении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект исполь­зуется и в художественной литературе: рядом с главным героем поме­щается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным че­ловеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фами­лию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повто­рять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на дру­гую. Например, он беспощадно ругает себя:Ругай меня, я сам кляну своё рожденье,Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4) «Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «занимать­ся каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетило­ва цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретней­шего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгуль­ный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».
Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивается как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сравнивая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:
Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. (1,7), 11 Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:
…славно пишет, переводит. (II, 5) Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу…водевили (IV, 4).Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фа­мусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глу­пыми княжнами, лицемерным Молчалиным и т.д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно принижает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они называют балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно вторит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,В приличьях скованы, не вырвемся из ига… (IV, 4) При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень по­хожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:Куда теперь направить путь?А дело уж идёт к рассвету.Поди, сажай меня в карету,Вези куда-нибудь. (IV, 9) Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведени­ем Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касаю­щиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими дей­ствующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского об­щества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетило­ва вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, до­верчив, ленив, добродушен, болтлив и т.д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума».
Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактери­зован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», ко­торое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драма­тург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фа­мусовым, Скалозубом и т.д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохно­венные монологи?

Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума»?Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут ус­певает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние за­нятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, кото­рые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не мо­жет быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.

Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, меч­тал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёг­кий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром. 44

В жизни он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:И я в чины бы лез, да неудачи встретил,Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаваясь развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя: Сам бредил целый век обедом или балом!Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом. Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом! Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только ти­пичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает главная функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современ-­ные порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего неменялось:А наши старички?? — Как их возьмёт задор,Засудят о делах, что слово — приговор, —Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;И об правительстве иной раз так толкуют,Что если б кто подслушал их …беда!Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,Спаси нас Боже! Нет. А придерутсяК тому, к сему, а чаще ни к чему,Поспорят, пошумят и … разойдутся. (II, 5)

Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном-либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не дела­ют, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а пред­водитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шу­лер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достой­ные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невоз­можны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж.Г.Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохно­вение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», дру­гие подхватят

И вместе, глядь, водевильчик слепят,Другие шестеро на музыку кладут,Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3) Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нари­совать!Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного ге­роя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зерка­ло, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отра­жении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект исполь­зуется и в художественной литературе: рядом с главным героем поме­щается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным че­ловеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фами­лию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повто­рять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на дру­гую. Например, он беспощадно ругает себя:Ругай меня, я сам кляну своё рожденье,Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4) «Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «занимать­ся каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетило­ва цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретней­шего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгуль­ный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивается как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сравнивая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. (1,7), 11 Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:

…славно пишет, переводит. (II, 5) Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу…водевили (IV, 4).Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фа­мусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глу­пыми княжнами, лицемерным Молчалиным и т.д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно принижает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они называют балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно вторит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,В приличьях скованы, не вырвемся из ига… (IV, 4) При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень по­хожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:Куда теперь направить путь?А дело уж идёт к рассвету.Поди, сажай меня в карету,Вези куда-нибудь. (IV, 9) Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведени­ем Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касаю­щиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими дей­ствующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского об­щества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетило­ва вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, до­верчив, ленив, добродушен, болтлив и т.д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума».

Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактери­зован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», ко­торое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драма­тург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фа­мусовым, Скалозубом и т.д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохно­венные монологи?

функция образа репетилова состоит,деятельность палаты народных депутатов,какова роль образа репетилова,касаю щиеся образа репетилова,приём раскрыл своё отношение,слабые черты характера чацкого,героем поме щается второстепенный,получает говорящую фами лию,кривом отра жении искажаются,бредил целый век обедом

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …