Как можно учиться мастерству? Психологические вопросы организации урока

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Рязанова Л.П.,
учитель биологии высшей категории, Заслуженный учитель России,
МОУ Чердаклинская СОШ №2
«Психологический комфорт на уроке» (О создании психологического климата), текст выступления на педагогическом совете.
План выступления:
Что такое психологический климат урока?
«Психологический тренинг»: прослушивание звукозаписи.
Слагаемые мастерства учителя.
Как можно учиться мастерству?
Психологические вопросы организации урока.
Главное правило поведения учителя.
Текст выступления:
Психологический климат. Задумаемся, что его составляет? Пожалуй – это та атмосфера или «погода в соответствующем окружении»: коллективе взрослых или детей. Дома, в школе, на уроке, вне его…Звучит музыка: (звукозапись песни Яна Френкеля — «Студенческая дорожная»)…Пускай «вагон» сидит в одном купеИ радуется собственной судьбе.Оно совсем не тесное,Купе четырехместное. Мы это испытали на себе. Припев: Не те студенты, которые в аудиторииНе покидают невест. А те, которые прыгают в скорые и ….,Ваши ощущения? Что-то близкое к психологическому комфорту? Конечно! А почему? Вроде бы ничего особенного сейчас не прозвучало, — веселая студенческая песенка. А что-то в душе потеплело.Мы слушали творчество Мастера! Великого Яна Френкеля!Сходные секреты психологии происходят и на уроках, в школе. В руках Учителя — Мастера они кажутся естественными.Среди своих учителей и своих коллег я многих встречала, у кого можно поучиться такому мастерству: Болотова Нина Вячеславовна, Козловская Лидия Павловна, Дубровская Надежда Николаевна, Голюшева Анна Викторовна, Северова Тамара Федоровна, Сидорова Любовь Матвеевна, Давыдова Людмила Викторовна и многие другие.Проработав в школе не один десяток лет, я анализирую секрет психологического климата уроков литературы учителя (к сожалению, ее уже нет с нами) Болотовой Нины Вячеславовны. И прихожу к банальному выводу: она учитель «От Бога», — одаренный, эрудированный, любящий детей. Она владела «Словом», секретом «Великого рассказчика», а ученики слушали ее, затаив дыхание! Ее слова бередили души детей. Так и хочется сказать:«Великие! Возьмите в подмастерья.Я соглашусь таить в себе годами,Свои нетерпеливые слова. Чтобы увидеть жадными глазамиТаинственную сущность Мастерства» В.ТвороговаМожно ли учиться мастерству, созданию на уроках эмоционального климата? Наверное, можно. Хотя многие считают, например, кандидат педагогических наук Дуброва Н., что «учителем по заказу никому не дано стать, им нужно потенциально быть. Самобытность внутреннего мира, незаурядность, одаренность,- первичные качества подлинного учителя – Личности. А Личность всегда воспитывает сама по себе и создает вокруг себя ареал воспитания». Несомненно доля истины в этих словах есть. И все же, не стоит забывать, что в любой профессии надо приобретать навыки – производные мастерства. Его источники?
Изучение методической литературы, литературы по психологии.
Изучение передового педагогического опыта, своих коллег.
Использование практикума по решению педагогических ситуаций.
Самоанализ и другие.
Как найти психологическое айкидо, установить контакт с детьми? Восточные мудрецы говорили: «Знать, значит уметь» И зачастую мы не подозреваем, что законы общения так же объективны, как законы природы и общества. Примером может служить психологический эксперимент из теста Дембо. Представьте себе, что перед вами вертикальная шкала. На ее северном полюсе самые умные люди, на южном – самые глупые. Найдите свое место на этой шкале… Вы разместили себя в районе середины? Нет, намного выше! Отгадала?…Может вы думаете, что я читаю чужие мысли? Нет. Я просто знаю законы психологии. Ответ запрограммирован в самом вопросе. Это ответ вынужденный. Представьте себя на Северном полюсе! Не получается? Правильно. Ближе к нему размещают себя люди слабоумные. А ближе к южному полюсу размещают себя люди, находящиеся в глубокой депрессии или мудрецы типа Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».Привожу пример с диагностикой своего пятого класса. В нем подобрались дети с очень неуравновешенной психикой, слабые в учебе (из 25 человек — одна отличница, шесть ударников, одна со справкой, трое — хуже справляются с заданиями, чем ученица со справкой). Но дети не понимают этой суровой действительности, претендуя на место у северного полюса. И это обстоятельство меня радует, потому что вера в себя делает чудеса. Может быть, прав был Андерсен, сочинив сказку о «Гадком утенке»? Вот поэтому в воспитательном процессе так важен глубокий психологический анализ поведения и психики ребенка.А что же является его основой. Я думаю – учительская мудрость, мудрость, накопленная веками , воспитание в себе педагогической зоркости.Учителю очень важно знать психологические основы урока, а так же умение делать его психологический анализ. Эффективность урока складывается из двух условий: внешних – педагогического мастерства учителя, его творческого самочувствия; и внутренних, определяемых личностью самих учащихся.Остановлюсь подробнее на вопросе самоорганизации учителя. От его творческого самочувствия зависит половина успеха. Настроение обязательно должно соответствовать тому, что будет изучаться на уроке. (Привожу примеры) Учителю важно за несколько минут до занятия остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Оживить в своем сознании целевую установку урока и логическую связь его отдельных звеньев, вытеснив из сознания все лишнее. И недопустимо отвлекать учителя перед началом урока посторонними вопросами, разговорами, тем более, делать ему замечания или обсуждать неудачи его работы. Учитель должен быть мобилизован и готов к любым, возникающим на уроках ситуациям, не теряя психологической цели урока и логической связи его структурных компонентов, остаться верным своему стилю.Устанавливать психологический контакт с классом, привораживать их сердца могут только учителя, работающие творчески, с увлечением. И творчество должно быть постоянным, неистощимым. Это не подвиг, а норма педагогического труда.Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселить в него уверенность в своих силах и желание учиться. Из опыта знаю, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока.За время работы я усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен в том, что учитель его любит. Выбрав профессию учителя, я с трепетом повторяю слова:«Понимаешь мама, я – учитель.Видишь, я вхожу, бледнея в класс.Это мне решили поручить их:сорок душ и восемьдесят глаз.Учитель! Сколько надо любви и огня,Чтобы слушали, чтобы верили,Чтобы помнили люди тебя»И я знаю, что эти мысли из сегодня будут завтра вести меня к порогу моей школы, где каждый день и час мы сдаем экзамен на Учителя перед своими ребятами.
Литература:
Аграшенников А. А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. — М.: Вече, АСТ, 1997г.
Леви В. Искусство владеть собой.- М.: изд. Знание, 1991 г.
Охитина Л.Т. Психологические основы урока», М., изд. Просвещение, 1997 г.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос,1996г.

Рязанова Л.П.,

учитель биологии высшей категории, Заслуженный учитель России,

МОУ Чердаклинская СОШ №2

«Психологический комфорт на уроке» (О создании психологического климата), текст выступления на педагогическом совете.

План выступления:

  1. Что такое психологический климат урока?
  2. «Психологический тренинг»: прослушивание звукозаписи.
  3. Слагаемые мастерства учителя.
  4. Как можно учиться мастерству?
  5. Психологические вопросы организации урока.
  6. Главное правило поведения учителя.

Текст выступления:

Психологический климат. Задумаемся, что его составляет? Пожалуй – это та атмосфера или «погода в соответствующем окружении»: коллективе взрослых или детей. Дома, в школе, на уроке, вне его…Звучит музыка: (звукозапись песни Яна Френкеля — «Студенческая дорожная»)…Пускай «вагон» сидит в одном купеИ радуется собственной судьбе.Оно совсем не тесное,Купе четырехместное. Мы это испытали на себе. Припев: Не те студенты, которые в аудиторииНе покидают невест. А те, которые прыгают в скорые и ….,Ваши ощущения? Что-то близкое к психологическому комфорту? Конечно! А почему? Вроде бы ничего особенного сейчас не прозвучало, — веселая студенческая песенка. А что-то в душе потеплело.Мы слушали творчество Мастера! Великого Яна Френкеля!Сходные секреты психологии происходят и на уроках, в школе. В руках Учителя — Мастера они кажутся естественными.Среди своих учителей и своих коллег я многих встречала, у кого можно поучиться такому мастерству: Болотова Нина Вячеславовна, Козловская Лидия Павловна, Дубровская Надежда Николаевна, Голюшева Анна Викторовна, Северова Тамара Федоровна, Сидорова Любовь Матвеевна, Давыдова Людмила Викторовна и многие другие.Проработав в школе не один десяток лет, я анализирую секрет психологического климата уроков литературы учителя (к сожалению, ее уже нет с нами) Болотовой Нины Вячеславовны. И прихожу к банальному выводу: она учитель «От Бога», — одаренный, эрудированный, любящий детей. Она владела «Словом», секретом «Великого рассказчика», а ученики слушали ее, затаив дыхание! Ее слова бередили души детей. Так и хочется сказать:«Великие! Возьмите в подмастерья.Я соглашусь таить в себе годами,Свои нетерпеливые слова. Чтобы увидеть жадными глазамиТаинственную сущность Мастерства» В.ТвороговаМожно ли учиться мастерству, созданию на уроках эмоционального климата? Наверное, можно. Хотя многие считают, например, кандидат педагогических наук Дуброва Н., что «учителем по заказу никому не дано стать, им нужно потенциально быть. Самобытность внутреннего мира, незаурядность, одаренность,- первичные качества подлинного учителя – Личности. А Личность всегда воспитывает сама по себе и создает вокруг себя ареал воспитания». Несомненно доля истины в этих словах есть. И все же, не стоит забывать, что в любой профессии надо приобретать навыки – производные мастерства. Его источники?

  1. Изучение методической литературы, литературы по психологии.
  2. Изучение передового педагогического опыта, своих коллег.
  3. Использование практикума по решению педагогических ситуаций.
  4. Самоанализ и другие.

Как найти психологическое айкидо, установить контакт с детьми? Восточные мудрецы говорили: «Знать, значит уметь» И зачастую мы не подозреваем, что законы общения так же объективны, как законы природы и общества. Примером может служить психологический эксперимент из теста Дембо. Представьте себе, что перед вами вертикальная шкала. На ее северном полюсе самые умные люди, на южном – самые глупые. Найдите свое место на этой шкале… Вы разместили себя в районе середины? Нет, намного выше! Отгадала?…Может вы думаете, что я читаю чужие мысли? Нет. Я просто знаю законы психологии. Ответ запрограммирован в самом вопросе. Это ответ вынужденный. Представьте себя на Северном полюсе! Не получается? Правильно. Ближе к нему размещают себя люди слабоумные. А ближе к южному полюсу размещают себя люди, находящиеся в глубокой депрессии или мудрецы типа Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».Привожу пример с диагностикой своего пятого класса. В нем подобрались дети с очень неуравновешенной психикой, слабые в учебе (из 25 человек — одна отличница, шесть ударников, одна со справкой, трое — хуже справляются с заданиями, чем ученица со справкой). Но дети не понимают этой суровой действительности, претендуя на место у северного полюса. И это обстоятельство меня радует, потому что вера в себя делает чудеса. Может быть, прав был Андерсен, сочинив сказку о «Гадком утенке»? Вот поэтому в воспитательном процессе так важен глубокий психологический анализ поведения и психики ребенка.А что же является его основой. Я думаю – учительская мудрость, мудрость, накопленная веками , воспитание в себе педагогической зоркости.Учителю очень важно знать психологические основы урока, а так же умение делать его психологический анализ. Эффективность урока складывается из двух условий: внешних – педагогического мастерства учителя, его творческого самочувствия; и внутренних, определяемых личностью самих учащихся.Остановлюсь подробнее на вопросе самоорганизации учителя. От его творческого самочувствия зависит половина успеха. Настроение обязательно должно соответствовать тому, что будет изучаться на уроке. (Привожу примеры) Учителю важно за несколько минут до занятия остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Оживить в своем сознании целевую установку урока и логическую связь его отдельных звеньев, вытеснив из сознания все лишнее. И недопустимо отвлекать учителя перед началом урока посторонними вопросами, разговорами, тем более, делать ему замечания или обсуждать неудачи его работы. Учитель должен быть мобилизован и готов к любым, возникающим на уроках ситуациям, не теряя психологической цели урока и логической связи его структурных компонентов, остаться верным своему стилю.Устанавливать психологический контакт с классом, привораживать их сердца могут только учителя, работающие творчески, с увлечением. И творчество должно быть постоянным, неистощимым. Это не подвиг, а норма педагогического труда.Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселить в него уверенность в своих силах и желание учиться. Из опыта знаю, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока.За время работы я усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен в том, что учитель его любит. Выбрав профессию учителя, я с трепетом повторяю слова:«Понимаешь мама, я – учитель.Видишь, я вхожу, бледнея в класс.Это мне решили поручить их:сорок душ и восемьдесят глаз.Учитель! Сколько надо любви и огня,Чтобы слушали, чтобы верили,Чтобы помнили люди тебя»И я знаю, что эти мысли из сегодня будут завтра вести меня к порогу моей школы, где каждый день и час мы сдаем экзамен на Учителя перед своими ребятами.

Литература:

  1. Аграшенников А. А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. — М.: Вече, АСТ, 1997г.
  2. Леви В. Искусство владеть собой.- М.: изд. Знание, 1991 г.
  3. Охитина Л.Т. Психологические основы урока», М., изд. Просвещение, 1997 г.
  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос,1996г.

приобретать навыки производные мастерства,жадными глазамитаинственную сущность мастерства,теряя психологической цели урока,началом урока посторонними вопросами,звукозапись песни яна френкеля,психологические вопросы организации урока,сходные секреты психологии происходят,внешних педагогического мастерства учителя,способствует созданию положительных эмоций,изучение передового педагогического опыта

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …