Календарно-тематическое планирование разработано на основе Программы основного общего образования по биологии. VI ix классы( авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова) Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение биологии в 9 классе выделено 66 ч. (2 ч. в неделю). Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.Календарно-тематическое планирование разработано на основе Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы( авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) — Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2010гДанная рабочая программа предназначена для работы по учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников на 2013- 2014 учебный год, утвержден Министерством образования и науки РФ от 2002г. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ». Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи: сформировать научное понятие
об уровнях организации живой природы;
о единстве организма и среды обитания, о согласованности в работе систем органов, обуславливающую реакцию организма как целого в ответ на воздействие внешней среды;
о процессах изменения черт строения; направлении эволюции; доказательствах эволюции растительного и животного мира;
об основных этапах возникновения и развития жизни на Земле;
о том, что человеческая деятельность является мощным экологическим фактором, который как бумеранг воздействует на здоровье человека, так развитие промышленности привело к загрязнению окружающей среды, что отрицательно воздействует на здоровье всего человечества.
^ 1.Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.2.Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2012. – 128 с.3.Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2010.4.Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2011;
Содержание курса биологии 9 класса
Тема 1.Введение. (2 ч) Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Демонстрации: портреты ученых-биологов Раздел I. Уровни организации живой природы (38 ч)Тема 2. Молекулярный уровень (6 ч) Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.Вирусы.Тема 3. Клеточный уровень ( 8 ч)Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Деление клетки. Митоз.Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка». Лабораторные работы:
^
Л.р. №2 Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах
Л.р. №3 Изучение клеток бактерий
Л.р.№4Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий
Тема 4. Организменный уровень ( 14ч)Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза. Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений. Лабораторные работы:
^
Генетика человека Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Основы селекции и биотехнологии Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров. Тема 5. Популяционно – видовой уровень ( 2ч) Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.Лабораторные работы:
^
Тема 6. Экосистемный уровень (3ч)Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.Лабораторные работы:
^
Л.р. №8 Выделение пищевых цепей в искусственном биоценозе
Тема 7. Биосферный уровень (4ч)Биосфера — глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.Раздел II. Эволюция органического мира (16ч)Тема 8. Основы учения об эволюции (8ч)Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристикаЕстественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч) Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов. Раздел III. Основы экологии (11ч)Тема 10. Организм и среда ( 5ч)Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.Тема 11. Биосфера и человек (6ч). Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
^
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать: • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь: • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы; • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
^
Учебник А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология: введение в общую биологию и экологию – 9 класс».

п./п
Тема урока
Дата проведения/ фактически
^
Виды деятельности
Виды контроля
Демонстрации
Л. Работы
ИТ
Тема 1. Введение. (2 ч.)
1/1
Биология – наука о жизни.
4.09
Д 42
Знать задачи и содержание школьного курса «Основы общей биологии». Иметь представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества.
2/2
Методы изучения биологии.
6.09
Д 42
Иметь знание об основных методах биологического исследования, об основных свойствах живых организмов, чертах сходства и отличиях живой материи от неживой. Уметь работать с текстом, составлять схемы и таблицы.
Тест №1
^
. Тема 2. Молекулярный уровень – 6 часов.
3/1
Общая характеристика молекулярного уровня.
11.09
Д 1Тема 1
Знать уровни организации живой составом клетки; свойство и значение воды, солей в клетке. Понимать понятия «биополимеры», «биомолекулы».
4/2
Липиды и углеводы.
13.09
Д 42
Знать природы; характеристику молекулярного уровня; химическим строение и функции углеводов и липидов, их классификацию и основных представителей.
5/3
Строение и функции белков
18.09
Д. таблицы «Уровни организации белка»
Д 42
Знать химический состав, уровни организации, свойства и функции белков.
6/4
Нуклеиновые кислоты.
20.09
Д 7Тема 5
Знать виды нуклеиновых кислот; особую роль нуклеиновых кислот в живой природе – хранение и передача наследственной информации на основе характеристики строения молекул ДНК и РНК как биополимеров; механизм удвоения ДНК. Уметь схематично изображать этот процесс.
7/5
АТФ, Витамины. Ферменты
25.09
Д 42
Знать строение и функции аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) как универсального хранителя и переносчика энергии в клетке. Иметь знания о витаминах и ферментах, их роли в живой природе.
Тест №2
8/6
Вирусы.
27.09
Д 42
Иметь представление о вирусах как неклеточных формах жизни, об их строении.
^
9/1
Клеточная теория
2.10
Д. таблиц «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».
Д 42
Знать историю создания клеточной теории, ее современные положения, методы изучения клетки и ее органелл. Иметь понятие о клеточном уровне жизни; о клетке. Иметь знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении, о функциях плазматической мембраны, об основных видах транспорта веществ через мембрану.
10/2
Ядро
4.10
Д. таблиц «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».
Д 42
Знать строение эукариотической клетки; строение и функции ядра как важнейшего компонента эукариотических клеток.
11/3
ЭПС, АГ, Рибосомы Л.р. №1
Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах
9.10
^
Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах
Д 42
Знать строение эукариотической клетки на основе изучения особенностей строения эндоплазматической сети, комплекса Гольджи и рибосом.
12/4
Лизосомы, Митохондрии. Пластиды. Л.р. №2
Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах
11.10
^
Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах
Д 42
Знать строение эукариотической клетки на основе изучения особенностей строения лизосом, митохондрий, пластид.
13/5
Питание клеток. Обмен веществ Л.р. №3
Изучение клеток бактерий
16.10
^
Изучение клеток бактерий
Д 42
Знать сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; особенности питания клеток. Иметь понятие о питании автотрофов, гетеротрофов.
14/6
Энергетический обмен. Фотосинтез
18.10
Д 42
Знать метаболизм; сущность энергетического обмена – катаболизма; значение АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке; характерные особенности трех этапов энергетического обмена; роль ферментов в реакциях обмена веществ. Иметь знания о способах питания в органическом мире через изучение особенностей процессов фотосинтеза и хемосинтеза; понимать космическую роль зеленых растений, значение хемосинтеза в биосфере.
15/7
Биосинтез белка.^
23.10
Д. таблицы «Биосинтез белка».
^
Д 42
Знать сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка. Иметь понятие о генетической информации, генетическом коде, его свойствах, матричных реакциях, особенностях транскрипции и трансляции.
16/8
Деление клетки. Митоз.
25.10
Д. схем характеризующих стадии митотического деления клетки.
Д 7Тема 2
Знать значение деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом; основные виды деления клеток; механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; основные этапы жизненного и митотического цикла.
Тест №3
^
17/1
Бесполое размножение
1.11
Д 42
Знать особенности и способы бесполого размножения организмов в природе. Уметь систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов.
18/2
Половое размножение. Мейоз.
13.11
Д. схем характеризующих стадии мейотического деления клетки.
Д 42
Иметь понятие о мейозе и его биологическом значении; знания об особенностях сперматогенеза, овогенеза, строения клеток. Уметь работать с текстом и рисунками.
19/3
Онтогенез
15.11
Д 42
Знать этапы индивидуального развития организмов, основные стадии эмбриогенеза, производные зародышевых листков. Понимать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов.
20/4
Основы генетики
20.11
Д 42
Знать предмет изучения генетики, некоторые ее достижения, значение для практики, для развития медицины и различных областей биологии. Уметь правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом.
21/5
Законы Менделя. Моногибридное скрещивание
22.11
Д. таблицы «Моногибридное скрещивание».
Д 42
Иметь понятие о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов. Знать сущность первого и второго законов Менделя. Уметь использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г.Менделем.
22/6
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание
27.11
Д 42
Понимать анализирующее скрещивание, сущность неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков. Уметь записывать схемы скрещивания, решать простейшие генетические задачи.
23/7
Дигибридное скрещивание
29.11
Д. таблицы «Дигибридное скрещивание».
Д 42
Знать дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков Г.Менделя. Уметь использовать специальную схему записи результатов скрещивания при дигибридном скрещивании; показывать на примерах, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение биологии в 9 классе выделено 66 ч. (2 ч. в неделю). Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.Календарно-тематическое планирование разработано на основе Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы( авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) — Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2010гДанная рабочая программа предназначена для работы по учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников на 2013- 2014 учебный год, утвержден Министерством образования и науки РФ от 2002г. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ». Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи: сформировать научное понятие

  • об уровнях организации живой природы;
  • о единстве организма и среды обитания, о согласованности в работе систем органов, обуславливающую реакцию организма как целого в ответ на воздействие внешней среды;
  • о процессах изменения черт строения; направлении эволюции; доказательствах эволюции растительного и животного мира;
  • об основных этапах возникновения и развития жизни на Земле;
  • о том, что человеческая деятельность является мощным экологическим фактором, который как бумеранг воздействует на здоровье человека, так развитие промышленности привело к загрязнению окружающей среды, что отрицательно воздействует на здоровье всего человечества.

^ 1.Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.2.Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2012. – 128 с.3.Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2010.4.Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2011;

Содержание курса биологии 9 класса

Тема 1.Введение. (2 ч) Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Демонстрации: портреты ученых-биологов Раздел I. Уровни организации живой природы (38 ч)Тема 2. Молекулярный уровень (6 ч) Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.Вирусы.Тема 3. Клеточный уровень ( 8 ч)Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Деление клетки. Митоз.Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка». Лабораторные работы:

^

Л.р. №2 Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах

Л.р. №3 Изучение клеток бактерий

Л.р.№4Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий

Тема 4. Организменный уровень ( 14ч)Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза. Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений. Лабораторные работы:

^

Генетика человека Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Основы селекции и биотехнологии Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров. Тема 5. Популяционно – видовой уровень ( 2ч) Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.Лабораторные работы:

^

Тема 6. Экосистемный уровень (3ч)Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.Лабораторные работы:

^

Л.р. №8 Выделение пищевых цепей в искусственном биоценозе

Тема 7. Биосферный уровень (4ч)Биосфера — глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.Раздел II. Эволюция органического мира (16ч)Тема 8. Основы учения об эволюции (8ч)Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристикаЕстественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч) Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов. Раздел III. Основы экологии (11ч)Тема 10. Организм и среда ( 5ч)Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.Тема 11. Биосфера и человек (6ч). Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

^

В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать: • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь: • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы; • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

^

Учебник А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология: введение в общую биологию и экологию – 9 класс».

п./п

Тема урока Дата проведения/ фактически ^ Виды деятельности Виды контроля
Демонстрации

Л. Работы

ИТ
Тема 1. Введение. (2 ч.)
1/1 Биология – наука о жизни. 4.09 Д 42 Знать задачи и содержание школьного курса «Основы общей биологии». Иметь представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества.
2/2 Методы изучения биологии. 6.09 Д 42 Иметь знание об основных методах биологического исследования, об основных свойствах живых организмов, чертах сходства и отличиях живой материи от неживой. Уметь работать с текстом, составлять схемы и таблицы. Тест №1
^

. Тема 2. Молекулярный уровень – 6 часов.

3/1 Общая характеристика молекулярного уровня. 11.09 Д 1Тема 1 Знать уровни организации живой составом клетки; свойство и значение воды, солей в клетке. Понимать понятия «биополимеры», «биомолекулы».
4/2 Липиды и углеводы. 13.09 Д 42 Знать природы; характеристику молекулярного уровня; химическим строение и функции углеводов и липидов, их классификацию и основных представителей.
5/3 Строение и функции белков 18.09 Д. таблицы «Уровни организации белка» Д 42 Знать химический состав, уровни организации, свойства и функции белков.
6/4 Нуклеиновые кислоты. 20.09 Д 7Тема 5 Знать виды нуклеиновых кислот; особую роль нуклеиновых кислот в живой природе – хранение и передача наследственной информации на основе характеристики строения молекул ДНК и РНК как биополимеров; механизм удвоения ДНК. Уметь схематично изображать этот процесс.
7/5 АТФ, Витамины. Ферменты 25.09 Д 42 Знать строение и функции аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) как универсального хранителя и переносчика энергии в клетке. Иметь знания о витаминах и ферментах, их роли в живой природе. Тест №2
8/6 Вирусы. 27.09 Д 42 Иметь представление о вирусах как неклеточных формах жизни, об их строении.
^
9/1 Клеточная теория 2.10 Д. таблиц «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Д 42 Знать историю создания клеточной теории, ее современные положения, методы изучения клетки и ее органелл. Иметь понятие о клеточном уровне жизни; о клетке. Иметь знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении, о функциях плазматической мембраны, об основных видах транспорта веществ через мембрану.
10/2 Ядро 4.10 Д. таблиц «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Д 42 Знать строение эукариотической клетки; строение и функции ядра как важнейшего компонента эукариотических клеток.
11/3 ЭПС, АГ, Рибосомы Л.р. №1

Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах

9.10 ^

Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах

Д 42 Знать строение эукариотической клетки на основе изучения особенностей строения эндоплазматической сети, комплекса Гольджи и рибосом.
12/4 Лизосомы, Митохондрии. Пластиды. Л.р. №2

Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах

11.10 ^

Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах

Д 42 Знать строение эукариотической клетки на основе изучения особенностей строения лизосом, митохондрий, пластид.
13/5 Питание клеток. Обмен веществ Л.р. №3

Изучение клеток бактерий

16.10 ^

Изучение клеток бактерий

Д 42 Знать сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; особенности питания клеток. Иметь понятие о питании автотрофов, гетеротрофов.
14/6 Энергетический обмен. Фотосинтез 18.10 Д 42 Знать метаболизм; сущность энергетического обмена – катаболизма; значение АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке; характерные особенности трех этапов энергетического обмена; роль ферментов в реакциях обмена веществ. Иметь знания о способах питания в органическом мире через изучение особенностей процессов фотосинтеза и хемосинтеза; понимать космическую роль зеленых растений, значение хемосинтеза в биосфере.
15/7 Биосинтез белка.^ 23.10 Д. таблицы «Биосинтез белка».

^

Д 42 Знать сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка. Иметь понятие о генетической информации, генетическом коде, его свойствах, матричных реакциях, особенностях транскрипции и трансляции.
16/8 Деление клетки. Митоз. 25.10 Д. схем характеризующих стадии митотического деления клетки. Д 7Тема 2 Знать значение деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом; основные виды деления клеток; механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; основные этапы жизненного и митотического цикла. Тест №3
^
17/1 Бесполое размножение 1.11 Д 42 Знать особенности и способы бесполого размножения организмов в природе. Уметь систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов.
18/2 Половое размножение. Мейоз. 13.11 Д. схем характеризующих стадии мейотического деления клетки. Д 42 Иметь понятие о мейозе и его биологическом значении; знания об особенностях сперматогенеза, овогенеза, строения клеток. Уметь работать с текстом и рисунками.
19/3 Онтогенез 15.11 Д 42 Знать этапы индивидуального развития организмов, основные стадии эмбриогенеза, производные зародышевых листков. Понимать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов.
20/4 Основы генетики 20.11 Д 42 Знать предмет изучения генетики, некоторые ее достижения, значение для практики, для развития медицины и различных областей биологии. Уметь правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом.
21/5 Законы Менделя. Моногибридное скрещивание 22.11 Д. таблицы «Моногибридное скрещивание». Д 42 Иметь понятие о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов. Знать сущность первого и второго законов Менделя. Уметь использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г.Менделем.
22/6 Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание 27.11 Д 42 Понимать анализирующее скрещивание, сущность неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков. Уметь записывать схемы скрещивания, решать простейшие генетические задачи.
23/7 Дигибридное скрещивание 29.11 Д. таблицы «Дигибридное скрещивание». Д 42 Знать дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков Г.Менделя. Уметь использовать специальную схему записи результатов скрещивания при дигибридном скрещивании; показывать на примерах, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания.

портреты ученых-биологов раздел i,федерального базисного учебного плана,представителей отдельных систематических групп,основные виды деления клеток,важнейшего компонента эукариотических клеток,примере сопоставления отдельных групп,сущность энергетического обмена катаболизма,процессах изменения черт строения,основных методах биологического исследования,воспитание позитивного ценностного отношения

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …