Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10-11 классы

  • От :
  • Категории : Без рубрики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника авт. — сост. Г. М. Пальдяева. – М. : Дрофа, 2009. – 92, [4 ]с. Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компе­тенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне яв­ляются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены основ­ные понятия и перечень демонстраций, допускаю­щих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы. Согласно действующему учебному плану МБОУ «Харьковская СОШ», рабочая программа предусматривает изучение биологии в 10 и11 классе по1 часу в неделю, то есть 34 часа в год. Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2011

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения в 11 классе. За счет резервного времени увеличено количество часов в разделах «Вид» и «Экосистемы» для проведения обобщающих уроков. В 10 классе изменений нет.

^

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование

приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной

естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в эко- системах своей местности;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

^

10 класс (1 часа в неделю, всего 34 часа)

п/п Наименование темы Всего

часов

В том числе
лаборатор

ные работы

практические

работы

1. Биология как наука. Методы научного познания. 4
1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. 2
1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. 2
2. Клетка. 10
2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. 1
2.2 Химический состав клетки. 4
2.3 Строение клетки. 3 3
2.4 Реализация наследственной информации в клетке. 1
2.5 Вирусы. 1
3. Организм. 19
3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. 1
3.2 Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. 2
3.3 Размножение. 4
3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез). 2 1
3.5 Наследственность и изменчивость. 7 2 1
3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. 3 1
4. Итоговый урок. 1
5. Всего 34 7 1

11 класс

(1 часа в неделю, всего 34 часа)

п/п Наименование темы Всего

часов

В том числе
лабора

торные работы

практические работы
1. Раздел 1. Вид 21
1.1 История эволюционных идей. 4
1.2 Современное эволюционное учение. 9 3
1.3 Происхождение жизни на Земле. 3 1
1.4 Происхождение человека. 4 1
2. Раздел 2. Экосистемы 12
2.1 Экологические факторы. 3 1
2.2 Структура экосистем. 4 3
2.3 Биосфера – глобальная экосистема. 2
2.4 Биосфера и человек. 2 1 1
3. Заключение. 1
4. Всего 34 10 1
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …