Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10-11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника авт. — сост. Г. М. Пальдяева. – М. : Дрофа, 2009. – 92, [4 ]с. Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компе­тенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне яв­ляются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены основ­ные понятия и перечень демонстраций, допускаю­щих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы. Согласно действующему учебному плану МБОУ «Харьковская СОШ», рабочая программа предусматривает изучение биологии в 10 и11 классе по1 часу в неделю, то есть 34 часа в год. Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2011
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения в 11 классе. За счет резервного времени увеличено количество часов в разделах «Вид» и «Экосистемы» для проведения обобщающих уроков. В 10 классе изменений нет.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в эко- системах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

10 класс (1 часа в неделю, всего 34 часа)
№ п/п
Наименование темы
Всего
часов
В том числе
лаборатор
ные работы
практические
работы
1.
Биология как наука. Методы научного познания.
4
1.1
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.
2
1.2
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.
2
2.
Клетка.
10
2.1
Методы цитологии. Клеточная теория.
1
2.2
Химический состав клетки.
4
2.3
Строение клетки.
3
3
2.4
Реализация наследственной информации в клетке.
1
2.5
Вирусы.
1
3.
Организм.
19
3.1
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.
1
3.2
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.
2
3.3
Размножение.
4
3.4
Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
2
1
3.5
Наследственность и изменчивость.
7
2
1
3.6
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.
3
1
4.
Итоговый урок.
1
5.
Всего
34
7
1
11 класс
(1 часа в неделю, всего 34 часа)
№ п/п
Наименование темы
Всего
часов
В том числе
лабора
торные работы
практические работы
1.
Раздел 1. Вид
21
1.1 История эволюционных идей.
4
1.2 Современное эволюционное учение.
9
3
1.3 Происхождение жизни на Земле.
3
1
1.4 Происхождение человека.
4
1
2.
Раздел 2. Экосистемы
12
2.1 Экологические факторы.
3
1
2.2 Структура экосистем.
4
3
2.3 Биосфера – глобальная экосистема.
2
2.4 Биосфера и человек.
2
1
1
3.
Заключение.
1
4.
Всего
34
10
1

Оцените статью
Добавить комментарий