Карточка 5 с домашним заданием — А. С. Пушкин (1799-1837) Карточка 1 с домашним заданием

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^
Назовите основные темы лирики Лермонтова. Дайте подробную характеристику одной из них.
Карточка 6.
Какова тема стихотворения «Монолог»? В каком позднем произведении Лермонтова эта тема продолжена? Проведите сравнительный анализ.
Карточка 7.
Расскажите о создании стихотворения «Смерть поэта» и проанализируйте его.
Карточка 8.
Сравните стихотворения Пушкина и Лермонтова «Узник».
О чем говорит поэт в «Предсказании»?
Как проявился в произведениях Лермонтова мотив маскарадности, бездуховности света?
Карточка 9.
« «Молитва», — писал С. Наровчатов, — шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте».
Какую форму избрал Лермонтов для выражения чувства благоговейной любви в стихотворении «Молитва»? Почему, по-вашему? (Сравните со стихотворением Пушкина «Мадонна»).
Карточка 10.
Прочитайте стихотворение Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»
Объясните, чем оно близко стихотворению «Смерть поэта». В частности, как сочетаются в нем глубокий лиризм, гнев и скорбное чувство?
Подумайте, как при чтении вслух следовало бы передать переживания и размышления поэта. Какова роль последней строфы стихотворения? Как ее, по-вашему, нужно прочитать?
Карточка 11.
Некоторые критики сравнивают стихотворение Лермонтова «И скучно и грустно, и некому руку подать…» с реквием, с поэтической исповедью, «беспощадным приговором себе, жизни». Как вы думаете, почему?
В каком другом стихотворении вы встречали исповедь героя? В чем сходство этой исповеди со стихотворением «И скучно и грустно…»? В чем их различие?
Карточка 11.
Прочитайте стихотворение Лермонтова «Родина» (1841).
Почему свою любовь в отчизне Лермонтов называет странной? (По словарю найдите синонимы к слову «странный»).
Какие обстоятельства заставили Лермонтова изменить свое отношение к родине? (Готовясь к ответу, подумайте, почему поэта не волнуют, ни как он говорит, ни военная слава России, ни ее покой, обретенный с помощью штыков, ни «заветные преданья» старины?)
Карточка 12.
Вспомните стихотворение Лермонтова «Бородино». Что сближает его со стихотворением «Родина»? Подумайте, почему Лермонтов, отвергая славу, «купленную кровью», все же воспел подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года?
Какие картины русских художников вспоминаются вам, когда читаете стихотворение «Родина»? В какой степени помогают они лучше понять поэта и его произведение?
Карточка 13.
Стихотворения «Родина» и «Прощай, немытая Россия…» посвящаются России. Какой, по-вашему, образ родины сложился у поэта? В чем противоречивость его чувств?
«В 1841 году новое изгнание вызывает у Лермонтова одно из его самых сильных политических стихотворений «Прощай, немытая Россия…» Эти стихи – эпитафия* всей николаевской России. Так и видишь поэта, садящегося в дорожную повозку и через плечо кидающего самодержавному Петербургу эти слова, звучащие как пощечина…» (С. Наровчатов).
Разделяете ли вы мнение критика? Объясните, в чем убедительность этого мнения.
(* Эпитафия – надгробная, могильная надпись).
Карточка 1.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Почему рассказ об истории любви Печорина к Бэле автор вложил в уста Максима Максимыча?
Подготовьте выборочный пересказ на тему: «Печорин в представлении Максима Максимыча» — по следующему плану:
Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча?
В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина?
За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?
Что заставляет Печорина похитить Бэлу и добиваться ее любви? Какова роль пейзажей в описании трагических событий? Кто виноват в гибели Бэлы?
Карточка 2.
Один «странный» герой уже знаком вам по комедии Грибоедова «Горе от ума». Чацкий говорит Софье: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож?»
О «странностях» Печорина говорит Максим Максимыч, «странным» называет Печорина княжна Мери. В чем проявляется «странность» Печорина? Чем он отличается от окружающих людей?
Что роднит Печорина с горцами? Какие черты Бэлы, Азамата, Казбича представляются вам наиболее привлекательными?
Карточка 3 с домашним заданием.
Перечитайте повесть «Максим Максимыч». Кто дает портрет Печорина? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу?
Сделайте художественный пересказ портрета Печорина, предварительно ответив на следующие вопросы:
1) Какова роль портрета Печорина в раскрытии его характера? 2) Какими композиционно-изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина?
Карточка 4.
Кратко перескажите сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем.
Как представлял себе встречу с Печориным Максим Максимыч? Как подготавливает читателя к этой встрече весь тон повествования? Какой встреча оказалась в действительности?
Почему эта сцена заставляет нас сочувствовать не только Максиму Максимычу, но и Печорину, виновнику страданий бедного штабс-капитана?
Карточка 5.
Кратко перескажите повесть «Тамань». Кто вступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему?
В.Г. Белинский сравнивал повесть «Тамань» с лирическим стихотворением; высокую оценку дал ей А.П. Чехов, писавший, что он не знает языка лучше, чем у Лермонтова. Чем отличается Печорин в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» от Печорина в «Тамани», какие качества он утратил?
^
Перечитайте повесть «Княжна Мери». Раскройте подробно (в подпунктах) каждую мысль данного ниже плана; подберите материал для доказательств.
Повесть «Княжна Мери» как самовыражение Печорина, его «самоанализ»: стремление познать себя и свое предназначение.
Повесть «Княжна Мери» – раскрытие характера и натуры героя в его столкновении с «водяным обществом».
Печорин и Грушницкий. В чем смысл их столкновения?
Нравственно-философские позиции Печорина и ваше отношение к ним.
Карточка 7.
Как сам Печорин объясняет особенности своего характера, своё поведение? Прочитайте два монолога в «Бэле» и «Княжне Мери». Почему Максим Максимыч хорошо запомнил исповедь Печорина? Какое впечатление произвел рассказ Печорина о себе на Мери? Верите ли вы ему?
Как связаны эти два монолога? Какой мотив первого монолога развивается во втором?
Чем объясняет автор столь ранее омертвение души Печорина, почему ему надоела жизнь, почему он мечтает умереть «где-нибудь по дороге»? Чего он более заслуживает, по вашему мнению, осуждения или сочувствия?
^ .
Составьте небольшую литературную композицию на тему: «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» (Печорин). Отрывки из текста повести, которые вы отберете для композиции, расположите по принципу последовательности (так, как они идут в повести «Княжна Мери»).
^
Используя текст дневниковых записей Печорина, покажите, как тонко он чувствует величие и красоту природы Кавказа («Княжна Мери»). Как отдельные картины природы соотносятся с настроением героя, помогают раскрыть его характер?
Какое представление о Печорине как о личности дает его журнал? Докажите, что эти записки – «следствие наблюдений ума зрелого».
^
Перечитайте дневниковые записи Печорина от 11, 13, 16 мая, от 3, 5, 14 июня и последний абзац повести. Ответьте на вопросы:
а) Можно ли согласиться с Печориным, что в нем таились силы необъятные? б) Чем дорожит Печорин больше всего на свете? в) Из какого жизненного принципа Печорина вытекает его взгляд на дружбу: «Из двух друзей один всегда раб другого»? г) Найдите в записи от 3 июня слова, из которых Печорин вывел свою теорию счастья («Счастье – это напыщенная гордость»). д) Как Печорин своей жизнью опровергает этот собственный тезис? е) Докажите, что индивидуализм, эгоизм, равнодушие – это не врожденные качества Печорина, а сознательно выработанные им как своеобразный «моральный кодекс», как система убеждений, от которой он ни разу не отступил в своем поведении.
Карточка 11.
Какие стороны души Печорина раскрывает ночь перед дуэлью?
Почему и как в поединке Печорин продолжает испытывать натуру Грушницкого?
Что испытывает Печорин после дуэли?
Карточка 12 с домашним заданием.
Приготовьте выборочной пересказ на тему: «Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким?»
План пересказа:
За что Печорин презирает Грушницкого?
Кто разрушил «приятельские» отношения, начавшие складываться между Печориным и Грушницким?
Как была спровоцирована дуэль? Какова роль Грушницкого в этой истории?
Почему Печорин был вынужден сам вызвать Грушницкого на дуэль?
Какими были условия дуэли?
Какую новую подлость совершили противники Печорина перед дуэлью? Как вёл себя Печорин, когда узнал об этом?
Как раскрываются противники в самой сцене дуэли?
Карточка 13.
Как относится Печорин к женщинам, любившим его? Что каждая из них находит в нем привлекательного? Кто из них понимает его по-настоящему?
Как меняется характер взаимоотношений Печорина и княжны Мери? Каковы этапы той «системы», от которой Печорин ни разу «не отступил»? Проанализируйте наиболее интересные, на ваш взгляд, их встречи. С какого момента Печорину становится «скучно» с «милой княжной»? Почему?
Карточка 14.
Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман?
Кратко перескажите повесть по следующему плану:
О чем рассуждали офицеры, «наскучив бостоном и бросив карты под стол…»?
Какой аргумент привел один из спорящих против предопределения?
Что хотел проверить Вулич, предлагая пари?
Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
Какой неожиданный случай лишил его этой веры?
Как Печорин, подобно Вуличу, испытал свою судьбу?
Сделался ли Печорин фаталистом? (Ответьте словами текста).
Перечитайте размышления Печорина «о людях премудрых» (абзац, начинающийся словами: «Я возвращался домой пустыми переулками станицы…»)
О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?
Карточка 15.
Как раскрывается образ Печорина в сопоставлении с Максим Максимычем, Грушницким, Вернером и другими? Что отличает его от них? Кто ему ближе всех и почему?
В чем сходство и в чем различие Онегина и Печорина? Почему В.Г. Белинский назвал Печорина «страдающим эгоистом»?
Назовите события из жизни Печорина в хронологическом порядке. Назовите все части романа в авторской последовательности. Докажите, что такое расположение частей обусловлено логикой развертывания характера Печорина.
^
Докажите, что образ Печорина — главный идейно-художественный центр романа «Герой нашего времени».
Карточка 17 с домашним заданием.
В одной из дневниковых записей Печорина есть такое утверждение: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается…»
Верна ли мысль Печорина, что «из двух друзей всегда один раб другого»? Обосновывает ли Печорин свою мысль? Можно ли опровергнуть Печорина?
Нужно опровергнуть Печорина, выдвинув мысль, противоположную той, которую высказал Печорин. Используйте факты из жизни и литературы, известные вам для доказательства выдвинутого вами антитезиса.
Н.В. Гоголь (1809-1852)
Карточка 1.«Мертвые души»
Перечитайте 1 главу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:
Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
Найдите в тексте главы слова, которыми сказано о цели приезда Чичикова в губернский город Н. Чем объясняется эта неопределенность?
Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях 1 главы?
Каково композиционное значение 1 главы?
Карточка 2 с домашним заданием.
«Мертвые души». Главы 1-6: Помещики.
Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича по следующему плану:
описание деревни, 2) описание господского дома, 3) описание внешнего вида помещика, 4) отношение помещика к предложению Чичикова, 5) отношение Чичикова к каждому из помещиков, 6) купля-продажа мертвых душ.
Что общего у всех помещиков?
Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?
Карточка 3 с домашним заданием.
«Мертвые души». Главы 1-6: Помещики.1. Составьте характеристику Плюшкина (6 гл.) по следующему плану: а) описание деревни, б) описание господского дома, в) описание старого обширного сада, г) описание внешнего вида, д) описание внутреннего вида помещичьего дома, е) отношение к предложению Чичикова, ж) отношение Чичикова к Плюшкину, з) операция купли-продажи, и) прямая авторская характеристика Плюшкина в его развитии от лучшего – к худшему2. Почему Чичиков начинает свой объезд с Манилова и заканчивает Плюшкиным?
Какие приемы сатирического изображения использует Гоголь в этих главах?
Какими персонажами представлен народ в этих главах? Почему эти персонажи тоже изображены сатирически?
Карточка 4.
«Мертвые души». Главы 7, 8: Чичиков оформляет купчую крепость.
Почему Чичикову удалось оформить купчую крепость?
Какое значение в развитии действия имело появление пьяного Ноздрева на губернаторском балу?
Имел ли Ноздрев намерения разоблачить Чичикова?
Зачем приехала в город Коробочка?
Карточка 5 с домашним заданием.
«Мертвые души». Главы 9, 10: Общественное мнение города о Чичикове после того, как Ноздрев и Коробочка его разоблачили.
Составьте литературный монтаж по следующему плану:
а) темы разговоров среди дам и мужчин: мертвые души; Чичиков и губернаторская дочка; б) собрание у полицмейстера; в) «Повесть о капитане Копейкине»; г) смерть прокурора.
Какой поворот в развитии действия обозначают эти главы?
Случайно или не случайно «Повесть о капитане Копейкине» дана на фоне разговоров о похождениях Чичикова? Пересекаются ли чичиковский идеал и понятие о капитале капитана Копейкина?
Назовите приемы сатирического изображения жизни в этих главах.

^

  1. Назовите основные темы лирики Лермонтова. Дайте подробную характеристику одной из них.

Карточка 6.

  1. Какова тема стихотворения «Монолог»? В каком позднем произведении Лермонтова эта тема продолжена? Проведите сравнительный анализ.

Карточка 7.

  1. Расскажите о создании стихотворения «Смерть поэта» и проанализируйте его.

Карточка 8.

  1. Сравните стихотворения Пушкина и Лермонтова «Узник».
  2. О чем говорит поэт в «Предсказании»?
  3. Как проявился в произведениях Лермонтова мотив маскарадности, бездуховности света?

Карточка 9.

  1. « «Молитва», — писал С. Наровчатов, — шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте».
  • Какую форму избрал Лермонтов для выражения чувства благоговейной любви в стихотворении «Молитва»? Почему, по-вашему? (Сравните со стихотворением Пушкина «Мадонна»).

Карточка 10.

  1. Прочитайте стихотворение Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»
  2. Объясните, чем оно близко стихотворению «Смерть поэта». В частности, как сочетаются в нем глубокий лиризм, гнев и скорбное чувство?
  3. Подумайте, как при чтении вслух следовало бы передать переживания и размышления поэта. Какова роль последней строфы стихотворения? Как ее, по-вашему, нужно прочитать?

Карточка 11.

  1. Некоторые критики сравнивают стихотворение Лермонтова «И скучно и грустно, и некому руку подать…» с реквием, с поэтической исповедью, «беспощадным приговором себе, жизни». Как вы думаете, почему?
  2. В каком другом стихотворении вы встречали исповедь героя? В чем сходство этой исповеди со стихотворением «И скучно и грустно…»? В чем их различие?

Карточка 11.

  1. Прочитайте стихотворение Лермонтова «Родина» (1841).
  2. Почему свою любовь в отчизне Лермонтов называет странной? (По словарю найдите синонимы к слову «странный»).
  3. Какие обстоятельства заставили Лермонтова изменить свое отношение к родине? (Готовясь к ответу, подумайте, почему поэта не волнуют, ни как он говорит, ни военная слава России, ни ее покой, обретенный с помощью штыков, ни «заветные преданья» старины?)

Карточка 12.

  1. Вспомните стихотворение Лермонтова «Бородино». Что сближает его со стихотворением «Родина»? Подумайте, почему Лермонтов, отвергая славу, «купленную кровью», все же воспел подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года?
  2. Какие картины русских художников вспоминаются вам, когда читаете стихотворение «Родина»? В какой степени помогают они лучше понять поэта и его произведение?

Карточка 13.

  1. Стихотворения «Родина» и «Прощай, немытая Россия…» посвящаются России. Какой, по-вашему, образ родины сложился у поэта? В чем противоречивость его чувств?
  2. «В 1841 году новое изгнание вызывает у Лермонтова одно из его самых сильных политических стихотворений «Прощай, немытая Россия…» Эти стихи – эпитафия* всей николаевской России. Так и видишь поэта, садящегося в дорожную повозку и через плечо кидающего самодержавному Петербургу эти слова, звучащие как пощечина…» (С. Наровчатов).
  • Разделяете ли вы мнение критика? Объясните, в чем убедительность этого мнения.

(* Эпитафия – надгробная, могильная надпись).

Карточка 1.

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

  1. Почему рассказ об истории любви Печорина к Бэле автор вложил в уста Максима Максимыча?
  2. Подготовьте выборочный пересказ на тему: «Печорин в представлении Максима Максимыча» — по следующему плану:
  1. Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча?
  2. В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина?
  3. За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?
  1. Что заставляет Печорина похитить Бэлу и добиваться ее любви? Какова роль пейзажей в описании трагических событий? Кто виноват в гибели Бэлы?

Карточка 2.

  1. Один «странный» герой уже знаком вам по комедии Грибоедова «Горе от ума». Чацкий говорит Софье: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож?»

О «странностях» Печорина говорит Максим Максимыч, «странным» называет Печорина княжна Мери. В чем проявляется «странность» Печорина? Чем он отличается от окружающих людей?

  1. Что роднит Печорина с горцами? Какие черты Бэлы, Азамата, Казбича представляются вам наиболее привлекательными?

Карточка 3 с домашним заданием.

  1. Перечитайте повесть «Максим Максимыч». Кто дает портрет Печорина? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу?
  2. Сделайте художественный пересказ портрета Печорина, предварительно ответив на следующие вопросы:

1) Какова роль портрета Печорина в раскрытии его характера? 2) Какими композиционно-изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина?

Карточка 4.

  1. Кратко перескажите сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем.
  2. Как представлял себе встречу с Печориным Максим Максимыч? Как подготавливает читателя к этой встрече весь тон повествования? Какой встреча оказалась в действительности?
  3. Почему эта сцена заставляет нас сочувствовать не только Максиму Максимычу, но и Печорину, виновнику страданий бедного штабс-капитана?

Карточка 5.

  1. Кратко перескажите повесть «Тамань». Кто вступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему?
  2. В.Г. Белинский сравнивал повесть «Тамань» с лирическим стихотворением; высокую оценку дал ей А.П. Чехов, писавший, что он не знает языка лучше, чем у Лермонтова. Чем отличается Печорин в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» от Печорина в «Тамани», какие качества он утратил?

^

  1. Перечитайте повесть «Княжна Мери». Раскройте подробно (в подпунктах) каждую мысль данного ниже плана; подберите материал для доказательств.
  1. Повесть «Княжна Мери» как самовыражение Печорина, его «самоанализ»: стремление познать себя и свое предназначение.
  2. Повесть «Княжна Мери» – раскрытие характера и натуры героя в его столкновении с «водяным обществом».
  3. Печорин и Грушницкий. В чем смысл их столкновения?
  4. Нравственно-философские позиции Печорина и ваше отношение к ним.

Карточка 7.

  1. Как сам Печорин объясняет особенности своего характера, своё поведение? Прочитайте два монолога в «Бэле» и «Княжне Мери». Почему Максим Максимыч хорошо запомнил исповедь Печорина? Какое впечатление произвел рассказ Печорина о себе на Мери? Верите ли вы ему?
  2. Как связаны эти два монолога? Какой мотив первого монолога развивается во втором?
  3. Чем объясняет автор столь ранее омертвение души Печорина, почему ему надоела жизнь, почему он мечтает умереть «где-нибудь по дороге»? Чего он более заслуживает, по вашему мнению, осуждения или сочувствия?

^ .

  1. Составьте небольшую литературную композицию на тему: «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» (Печорин). Отрывки из текста повести, которые вы отберете для композиции, расположите по принципу последовательности (так, как они идут в повести «Княжна Мери»).

^

  1. Используя текст дневниковых записей Печорина, покажите, как тонко он чувствует величие и красоту природы Кавказа («Княжна Мери»). Как отдельные картины природы соотносятся с настроением героя, помогают раскрыть его характер?
  2. Какое представление о Печорине как о личности дает его журнал? Докажите, что эти записки – «следствие наблюдений ума зрелого».

^

  1. Перечитайте дневниковые записи Печорина от 11, 13, 16 мая, от 3, 5, 14 июня и последний абзац повести. Ответьте на вопросы:

а) Можно ли согласиться с Печориным, что в нем таились силы необъятные? б) Чем дорожит Печорин больше всего на свете? в) Из какого жизненного принципа Печорина вытекает его взгляд на дружбу: «Из двух друзей один всегда раб другого»? г) Найдите в записи от 3 июня слова, из которых Печорин вывел свою теорию счастья («Счастье – это напыщенная гордость»). д) Как Печорин своей жизнью опровергает этот собственный тезис? е) Докажите, что индивидуализм, эгоизм, равнодушие – это не врожденные качества Печорина, а сознательно выработанные им как своеобразный «моральный кодекс», как система убеждений, от которой он ни разу не отступил в своем поведении.

Карточка 11.

  1. Какие стороны души Печорина раскрывает ночь перед дуэлью?
  2. Почему и как в поединке Печорин продолжает испытывать натуру Грушницкого?
  3. Что испытывает Печорин после дуэли?

Карточка 12 с домашним заданием.

  1. Приготовьте выборочной пересказ на тему: «Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким?»

План пересказа:

  1. За что Печорин презирает Грушницкого?
  2. Кто разрушил «приятельские» отношения, начавшие складываться между Печориным и Грушницким?
  3. Как была спровоцирована дуэль? Какова роль Грушницкого в этой истории?
  4. Почему Печорин был вынужден сам вызвать Грушницкого на дуэль?
  5. Какими были условия дуэли?
  6. Какую новую подлость совершили противники Печорина перед дуэлью? Как вёл себя Печорин, когда узнал об этом?
  7. Как раскрываются противники в самой сцене дуэли?

Карточка 13.

  1. Как относится Печорин к женщинам, любившим его? Что каждая из них находит в нем привлекательного? Кто из них понимает его по-настоящему?
  2. Как меняется характер взаимоотношений Печорина и княжны Мери? Каковы этапы той «системы», от которой Печорин ни разу «не отступил»? Проанализируйте наиболее интересные, на ваш взгляд, их встречи. С какого момента Печорину становится «скучно» с «милой княжной»? Почему?

Карточка 14.

  1. Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман?
  2. Кратко перескажите повесть по следующему плану:
  1. О чем рассуждали офицеры, «наскучив бостоном и бросив карты под стол…»?
  2. Какой аргумент привел один из спорящих против предопределения?
  3. Что хотел проверить Вулич, предлагая пари?
  4. Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
  5. Какой неожиданный случай лишил его этой веры?
  6. Как Печорин, подобно Вуличу, испытал свою судьбу?
  7. Сделался ли Печорин фаталистом? (Ответьте словами текста).
  1. Перечитайте размышления Печорина «о людях премудрых» (абзац, начинающийся словами: «Я возвращался домой пустыми переулками станицы…»)
  • О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?

Карточка 15.

  1. Как раскрывается образ Печорина в сопоставлении с Максим Максимычем, Грушницким, Вернером и другими? Что отличает его от них? Кто ему ближе всех и почему?
  2. В чем сходство и в чем различие Онегина и Печорина? Почему В.Г. Белинский назвал Печорина «страдающим эгоистом»?
  3. Назовите события из жизни Печорина в хронологическом порядке. Назовите все части романа в авторской последовательности. Докажите, что такое расположение частей обусловлено логикой развертывания характера Печорина.

^

  1. Докажите, что образ Печорина — главный идейно-художественный центр романа «Герой нашего времени».

Карточка 17 с домашним заданием.

  1. В одной из дневниковых записей Печорина есть такое утверждение: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается…»
  • Верна ли мысль Печорина, что «из двух друзей всегда один раб другого»? Обосновывает ли Печорин свою мысль? Можно ли опровергнуть Печорина?
  1. Нужно опровергнуть Печорина, выдвинув мысль, противоположную той, которую высказал Печорин. Используйте факты из жизни и литературы, известные вам для доказательства выдвинутого вами антитезиса.

Н.В. Гоголь (1809-1852)

Карточка 1.«Мертвые души»

  1. Перечитайте 1 главу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
  2. Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:
  • Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
  • Найдите в тексте главы слова, которыми сказано о цели приезда Чичикова в губернский город Н. Чем объясняется эта неопределенность?
  • Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях 1 главы?
  • Каково композиционное значение 1 главы?

Карточка 2 с домашним заданием.

«Мертвые души». Главы 1-6: Помещики.

  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича по следующему плану:
  1. описание деревни, 2) описание господского дома, 3) описание внешнего вида помещика, 4) отношение помещика к предложению Чичикова, 5) отношение Чичикова к каждому из помещиков, 6) купля-продажа мертвых душ.
  1. Что общего у всех помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?

Карточка 3 с домашним заданием.

«Мертвые души». Главы 1-6: Помещики.1. Составьте характеристику Плюшкина (6 гл.) по следующему плану: а) описание деревни, б) описание господского дома, в) описание старого обширного сада, г) описание внешнего вида, д) описание внутреннего вида помещичьего дома, е) отношение к предложению Чичикова, ж) отношение Чичикова к Плюшкину, з) операция купли-продажи, и) прямая авторская характеристика Плюшкина в его развитии от лучшего – к худшему2. Почему Чичиков начинает свой объезд с Манилова и заканчивает Плюшкиным?

  1. Какие приемы сатирического изображения использует Гоголь в этих главах?
  2. Какими персонажами представлен народ в этих главах? Почему эти персонажи тоже изображены сатирически?

Карточка 4.

«Мертвые души». Главы 7, 8: Чичиков оформляет купчую крепость.

  1. Почему Чичикову удалось оформить купчую крепость?
  2. Какое значение в развитии действия имело появление пьяного Ноздрева на губернаторском балу?
  3. Имел ли Ноздрев намерения разоблачить Чичикова?
  4. Зачем приехала в город Коробочка?

Карточка 5 с домашним заданием.

«Мертвые души». Главы 9, 10: Общественное мнение города о Чичикове после того, как Ноздрев и Коробочка его разоблачили.

  1. Составьте литературный монтаж по следующему плану:

а) темы разговоров среди дам и мужчин: мертвые души; Чичиков и губернаторская дочка; б) собрание у полицмейстера; в) «Повесть о капитане Копейкине»; г) смерть прокурора.

  1. Какой поворот в развитии действия обозначают эти главы?
  2. Случайно или не случайно «Повесть о капитане Копейкине» дана на фоне разговоров о похождениях Чичикова? Пересекаются ли чичиковский идеал и понятие о капитале капитана Копейкина?
  3. Назовите приемы сатирического изображения жизни в этих главах.

виновнику страданий бедного штабс-капитана,сатирический прием использует гоголь,шедевр любовной лирики лермонтова,воспел подвиг русского народа,купля-продажа мертвых душ,отдельные картины природы соотносятся,какую форму избрал лермонтов,белинский сравнивал повесть тамань,каково социальное положение печорина,нравственно-философские позиции печорина

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …