Классы рыб: Хрящевые, Костные — Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися…

  • От :
  • Категории : Без рубрики
^ Задачи: познакомить учащихся с многообразием рыб, общей характеристикой классов хрящевых и костных рыб; изучить особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с водной средой их обитания. Оборудование: живые рыбы в аквариуме или помещенные в банки с водой, таблицы «Тип Хордовые. Классы рыб. Речной окунь», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», скелет рыбы, влажный препарат «Внутреннее строение рыбы».

^

/. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос. Почему хордовых считают самым многообразным типом среди животных? Какие признаки положены в основу деления типа хордовых на подтипы? 2. Индивидуальный опрос. В чем примитивность организации ланцетника, миноги и миксины? Каковы приспособления миног и миксин к паразитическому образу жизни? Почему ланцетника и миногу относят к разным подтипам хордовых?

II. Изучение нового материала

  1. Среда обитания и многообразие рыб. (Рассказ учителя с элементами беседы, с использованием таблиц, результатов летних наблюдений учащихся в природе.)
  2. Общая характеристика рыб:

хрящевой или костный скелет; развитый головной мозг; хватательные челюсти; парные конечности; жабры, прикрытые жаберными крышками; костная чешуя; классификация: классы хрящевых и костных рыб. (Объяснение учителя с использованием таблиц.) 3. Общая характеристика класса хрящевых рыб. (Объяснение учителя с использованием рисунка учебника.)

4. Общая характеристика класса костных рыб: особенности внешнего строения: форма, окраска, отделы тела, плавники, покровы (лабораторная работа 7 «Внешнее строение и передвижение рыб»); особенности внутреннего строения: скелет (расположение в организме, основные отделы — череп, позвоночник, скелеты плавников и поясопарных конечностей) и его функции (рассказ-беседа учителя с использованием скелета рыб, рисунка учебника); особенности строения пищеварительной системы в связи с ее функциями (рассказ учителя, демонстрация таблицы); плавательный пузырь и его значение в жизни рыб (рассказ учителя с использованием рисунка учебника или таблицы); особенности строения дыхательной системы в связи с жизнью в воде (рассказ учителя с использованием рисунка учебника и таблицы); строение кровеносной системы в связи с ее функциональным значением в жизни рыбы (объяснение учителя, составление схемы кровообращения рыбы на доске); общие сведения о строении нервной системы (центральная нервная система, ее местоположение, головной мозг), ее значение в жизни рыбы (объяснение учителя с элементами беседы, использованием рисунка учебника, таблицы); органы чувств рыбы (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вопросам: какие органы чувств развиты у рыб? Каково их значение в жизни рыб? Особенности размножения рыб (рассказ учителя с элементами беседы); хозяйственное значение рыб (беседа).

^ Как приспособлено внешнее строение рыб к водной среде обитания? Какие особенности внутреннего строения рыб обеспечивают им жизнь в воде? (Фронтальная беседа.)

^

Изучить § 21, ответить на вопросы в конце параграфа.

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные

Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой класса хрящевых рыб, их многообразием и значением, с особенностями отрядов акул, скатов, химерообразных. Оборудование: скелет рыбы, таблицы «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Тип Хордовые. Классы рыб. Речной окунь», влажный препарат «Внутреннее строение рыбы ».

^

/, Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа.

На основании каких признаков рыб делят на классы? Каковы доказательства того, что внешнее строение рыб приспособлено к водной среде обитания? Каковы особенности строения органов движения рыб? Как они участвуют в движениях этих животных? 2. Индивидуальный опрос. Каковы особенности строения и значение осевого скелета рыб? Как процесс газообмена у рыб связан со средой обитания и образом жизни? Каковы особенности строения органов кровообращения рыб? Как доказать, что размножение рыб связано с водой?

//. ^

  1. Особенности строения хрящевых рыб: хрящевой скелет, 5—7 жаберных щелей с каждой стороны головы, оплодотворение внутреннее, чешуя из костных пластин. (Беседа е использованием таблицы или рисунка 86 учебника.)
  2. Многообразие хрящевых рыб:

отряд Акул (самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Акулы» по вопросам: где обитают акулы? Какова форма тела акул? Каковы особенности строения органов движения акул и как это связано с их движением? Каковы особенности строения органов дыхания акул? Какие особенности строения акул связаны с их хищным образом жизни? В чем особенность размножения акул? Какие акулы опасны для жизни человека?); отряд ска­тов {самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Скаты» по вопросам: где обитают скаты? Как приспособлено строение скатов к среде обитания? В чем сходство акул и скатов?); отряд химерообразных (беседа с использованием рисунка учебника).

///. ^

1. Фронтальная беседа. Какие рыбы относятся к хрящевым? На основании каких признаков их объединяют в одну группу? Как приспособлены хрящевые рыбы к среде обитания? 2. Выполнение тестового задания «Волна». Если учащиеся согласны с утверждением, они рисуют «волну» над горизонтальной линией, если не согласны — то под ней. 1)У хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;

  1. самая крупная акула — китовая;
  2. большинство скатов ведут придонный образ жизни;
  3. акулы и скаты ведут придонный образ жизни;
  4. все акулы опасны для людей;
  5. хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;
  6. хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;
  7. кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;
  8. тело скатов имеет торпедообразную форму;
  9. окраска скатов покровительственная.

Ответы (для учителя):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

IV. Задание на дом

Изучить § 22, ответить на вопросы в конце параграфа.

^

Задачи: расширить представление учащихся о костных рыбах; познакомить с особенностями строения, процессами жизнедеятельности, с наиболее распространенными отрядами.

Оборудование: таблицы: «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Тип Хордовые. Классы рыб. Речной окунь».

Методические рекомендации

/. ^

1. Индивидуальный опрос. Почему хрящевых рыб считают более высокоорганизованными по сравнению с круглоротыми? Каковы особенности строения хрящевых рыб? Как приспособлены акулы к хищному образу жизни? В чем приспособленность скатов к донному образу жизни? 2. Письменная работа. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют хрящевых рыб; костных рыб: внутреннее оплодотворение, живорождение, костный скелет, жаберные щели, жаберные щели с жаберными крышками, плавательный пузырь, хрящевой скелет, оплодотворение внешнее, живорождение, размножение с помощью икры.

//. ^

1. Особенности строения и образа жизни осетрообразных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Осетрообразные» по вопросам: в чем сходство осетрообразных с хрящевыми рыбами? Где обитают осетрообразные? В чем особенности образа жизни осетрообразных? Каковы причины уменьшения численности осетрообразных? Какие можно предложить меры по охране осетрообразных?)

  1. Особенности строения и образа жизни сельдеобразных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Сельдеобразные» по вопросам: в чем сходство образа жизни сельдеобразных и осетрообразных? Как приспособлено строение сельдеобразных к среде обитания? Какие из сельдеобразных являются промысловыми?)
  2. Особенности строения и образа жизни лососеобразных. (Рассказ учителя об особенностях лососеобразных: примитивность организации (скелет полностью не окостеневает, всю жизнь сохраняется хорда, второй спинной плавник не имеет лучей); самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Лососеобразные» по вопросам: каких лососеобразных относят к проходным? Каких лососеобразных относят к пресноводным?)
  3. Особенности строения и образа жизни карпообразных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Карпообразные» по вопросам: на какие группы по образу жизни делят карпообразных? Как приспособлены пираньи к хищному образу жизни? Каковы особенности защиты электрического угря и добычи им пищи? Кто из карпообразных встречается в водоемах России? Разведением каких карпообразных занимаются в России?)
  4. Особенности строения и образа жизни окунеобразных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Окунеобразные» и с рисунком 95 по вопросам: какая особенность строения окунеобразных отличает их от других рыб? Почему окунеобразные распространены в водоемах всех материков и океанов? Какие из окунеобразных встречаются в нашей местности?)
  5. Особенности строения и жизнедеятельности двоякодышащих и кистеперых рыб. (Рассказ учителя: происхождение названия группы — мясоплавниковые; признаки примитивной организации: не развиты тела позвонков, неокостеневшая упругая хорда; наличие «двойного сердца», прокачивающего и артериальную и венозную кровь, как предпосылка к жизни на суше.)

///. ^ Изучить § 23, ответить на вопросы в конце параграфа; заполнить таблицу «Характеристика основных групп рыб»; повторить § 20, 21, 22. Таблица № 11

^

Классы Отряды ^ Представители
Хрящевые
Костные

^ Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой класса земноводных, с их многообразием, значением в природе, необходимостью охраны. Оборудование: таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные», влажный препарат «Внутреннее строение лягушки», скелет лягушки.

^

/. Актуализация знаний

А. Индивидуальный опрос. Каковы характерные особенности класса хрящевых рыб? Каковы характерные особенности класса костных рыб? В чем черты более высокой организации костных рыб по сравнению с хрящевыми? Б. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех. 1. Для бесчерепных животных характерно: а) отсутствие внутреннего скелета; б) замещение хорды позвоночником; в) движение крови по сосудам благодаря сокращению сердца; г) наличие хорды в течение всей жизни. 2. К классу костных рыб относится: а) карп; б) скат; в) окунь; г) латимерия. 3. Костные рыбы, в отличие от хрящевых, имеют: а) грудные и брюшные плавники; б) обтекаемую форму тела; в) жабры, покрытые жаберными крышками; г) развитый хвостовой плавник. 4. Хрящевые рыбы, в отличие от костных рыб, не имеют: а) брюшных плавников; б) плавательного пузыря; в) жаберных щелей; г) хвостового плавника. 5. К отряду акул не относится: а) тигровая акула; б) рыба-молот; в) .морская кошка; г) тупорылая акула. 6. Число камер в сердце рыб: а) две; б) три; в) одна; г) четыре. 7. Характерный признак для отряда осетрообразных: а) позвоночник; б) хорда; в) отсутствие плавательного пузыря; г) отсутствие грудных плавников. 8. К отряду сельдеобразных не относится: а) килька каспийская; б) шпрот черноморский; в) сардина иваси; г) горбуша морская. 9. Жабры закрыты жаберными крышками у: а) акулы; б) ската; в) окуня; г) химеры. 10. Легочное дыхание характерно для рыб: а) химеровых; б) кистеперых; в) лососеобразных; г) акул. 11. Латимерия — представитель рыб: а) окунеобразных; б) кистеперых; в) карпообразных; г) сельдеобразных.

^

  1. Общая характеристика земноводных, или амфибий: происхождение; среда обитания; особенности внешнего строения; особенности дыхания и кровообращения; размножение и развитие; значение в природе. (Беседа с использованием рисунков 98, 99 учебника.)
  2. Классификация земноводных.

Отряд Безногие. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Отряд Безногие» по вопросам: в какой части земного шара обитают червяги? Где обитают червяги? Как строение червяг приспособлено к среде их обитания? На основании каких признаков строения червяг относят к земноводным?) Отряд Хвостатые. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Отряд Хвостатые» по вопросам: каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии? Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?) Отряд Бесхвостые. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Отряд Бесхвостые» по вопросам и заданиям: какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Рассмотреть рисунок 104 и объяснить, как питается лягушка; как размножаются бесхвостые амфибии.)

^

На основании каких признаков земноводных делят на классы? Назвать представителей отряда безногих. Каковы особенности внешнего строения отряда хвостатых? Каковы особенности внешнего строения отряда бесхвостых? Каково значение земноводных в природе? (Фронтальная беседа.)

^

Изучить § 24, ответить на вопросы в конце параграфа; заполнить таблицу «Приспособленность земноводных к жизни и в воде и на суше». Таблица № 12

^

Приспособленность к жизни в воде ^

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …