Клиническая психология Патопсихология Дефектология

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(Ведёт ЛОБАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА)
Патологическая психология(отклонения, нарушения)
Клиническая психология Патопсихология Дефектология
Специальная психология(переименовали в более не уничижающий)
Специальная психология – это область психологической науки, которая изучает людей с отклонениями в физиологическом или психическом развитии, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями нервной системы.
Объект – люди, с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи Специальной психологии
Изучение общих и специфических закономерностей развития аномального ребенка по сравнению с нормальным ребенком (взрослым).
Изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности у людей с различными видами нарушений.
Изучение закономерностей развития личности аномальных людей.
Разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития.
Изучение психологических проблем интеграции (включение в обычную жизнь) аномальных людей в обществе.
Изучение и осуществление процессов средового и социального адаптирования реабилитации и абилитации (касаемо младенческого возраста) не было сформировано вообще.
Проблема профориентации.
Проблемы развития аномалий
Проблемы экологии.
Проблемы НТП (развитие медицины).
3. Предупредить заболевания (патологии):
Пренатальный период: УЗИ, тройной анализ крови (гормональный фон), пункция околоплодных вод (рассматривают).
Инфекционные и вирусные заболевания (особенно в 1-ый триместр, потому что именно в это время происходит закладка всех органов нервной системы).
Нейрозаболевания – энцефалит, менингит.
Гипоксия плода – кислородное голодание из-за курения матери; недоразвитие плаценты; механические (обвитие пуповиной); кардиологические заболевания; соматические заболевания (астма).
Резус-конфликт
Хромосомные , генетические заболевания
Отравления организма беременной женщины – химические, лекарственные, пищевые.
Натальный период:
асфиксия плода (удушье) из-за обвития пуповиной;
затяжные роды;
неправильное родовспоможение (щипцы);
неправильное ведение самих родов;
кесарево сечение.
Постнатальный период (до 1 года):
черепно-мозговые травмы;
нейро инфекции (см. выше),
отравления,
тяжелые простудные заболевания,
пожилые: инсульты, рассеянный склероз.
ЮНЕСКО И ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) ведут статистику умственно отсталых.
Экономическое развитие страны
Нарушение интеллекта
Нарушения речевые
Нарушения слуха и т.д. (5% населения)
Категории людей с нарушенным развитием
Люди с нарушениями слуха (не слышащие, слабослышащие).
Люди с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие).
Люди с нарушением интеллекта (умственно отсталые).
Дети с задержкой психического развития.
Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Люди с выраженными речевыми нарушениями (логопаты).
Люди с эмоциональными нарушениями (синдром РДА (раннего детского аутизма), шизофрения).
Люди с патологическими нарушениями поведения (психопаты).
люди со сложным комбинированным нарушением.
Специальная психология выделяет отрасли:
Психология умственно отсталых
Психология детей с ЗПР (задержка речевого развития).
Сурдопсихология (люди с нарушениями слуха).
Тифлопсихология (люди с нарушениями зрения).
Логопсихология (люди с нарушениями речи).
Теоретическая база Специальной психологии
Л.С. Выгодский:
Положения:
Развитие дефективного/аномального ребенка подчиняется одним и тем же законам и закономерностям, проходит одни и те же стадии, что и нормальный ребенок. Но будет специфика и растянутость во времени.
Положение о сложной структуре дефекта:
1). (первичный) – на его базе формируются
2). Вторичные дефекты – (социально обусловленные) обязательно останутся сохранные функции.
3. Положение о зоне актуального (знания, умения, навыки) и ближайшего (зона освоения в ближайшем будущем) развития. Чем выраженней нарушения, тем уже зона ближайшего развития.
Лубовский В.И.
При всех остальных вариантах нарушенного развития нарушается способность приема, переработки и хранения информации, т.е. нарушается память, мышление, восприятие.
При всех вариантах нарушенного развития есть те или иные речевые нарушения.
Лебединский В.В.
Обобщил все положения, учения и создал «Учение о дизонтогенезе» (нарушение индивидуального развития врожденный или приобретенный).
4 фактора влияющих на нарушения:
Локализация – А.Р. Лурия «Учение о трех функциональных блоках мозга».
Общие – Первый функциональный блок мозга (подкорка: эмоции, работоспособность, внимание).
Частные – Кора головного мозга без лобных отделов (прием, хранение и переработка информации).
Общие – Кора лобных отделов (программирование, регуляции, контроль интеллекта). (?)
Время поражения:
Чем раньше произошло поражение, тем больше недоразвитие (до 3-х лет), чем позже – тем больше проявления поврежденного развития.
Олигофрения – малоумие.
Деменция — отставание умственного развития.
Важно учитывать те или иные сензитивные периоды (Никогда не восстанавливаются).Длительность цикла формирования той или иной функции. Чем короче цикл формирования, тем меньше вероятность, что функция пострадает.
Взаимоотношение первичного и вторичного дефектов Чем ближе вторичный дефект стоит к первичному, тем тяжелее его исправить.
Нарушение межфункциональных взаимодействий развитие мышления и речи.
6 вариантов нарушенного развития:
Недоразвитие – это прекращение формирования высших психических функций в следствие ранних органических поражений ЦНС (до 3-х лет) (олигофрения).
Поврежденное развитие – распад сложившихся высших психических функций вследствие позднего поражения (после 3-х лет) : Деменция – отставание умственного развития.
Задержанное развитие – это задержка в формировании одной нескольких или всех психических функций, которая может быть компенсирована вследствие обучения, лечения и времени.
Дефицитарное развитие – это психическое развитие детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Искаженное развитие – нарушение эмоциональной сферы вне зависимости от сохранности познавательной деятельности (аутисты, шизофреники).
Дисгармоническое развитие – нарушение, патологическое поведение вне зависимости от сохранности познавательной деятельности (психопатия).
22.04.
Правила, методы и принципы обследования
4 принципа обследования:
1. Принцип комплексности – характеристики, жалобы (почему он пришел на обследование):
Выписки из медицинской карты или сами мед. карты.
Отоларинголог (слух), окулист (зрение), ортопед (опорно-двигательный аппарат) – что нет нарушений органики).
Какие роды у матери?
Логопед, невропатолог, психотерапевт, психоневролог
Справочник: «Регистр лекарственных средств» Видаль.Для того, чтобы:
Наметить гипотезу дальнейшего обследования.
Чтобы подобрать инструментарий.
2. Надо смотреть аномалии в динамике
3 тенденции динамики:
улучшение
без изменений
ухудшение
3. Принцип системного анализа нарушений (см. «Структуру дефекта» выше).
4. Правило количественно-качественного анализа (выше).
Количественный подход (тесты: на IQ). Количественная характеристика: тесты на всё суммируем, смотрим результат.
Качественный анализ включение методов:
эксперимент + дополнительно:
опросники, анкетирование, анализ деятельности.
Практика и технология проведения исследования
Присутствие родителей или представителей (или письменное разрешение).
Помещение, наличие методик, чтобы был хороший стимульный материал.
Формальные признаки: как обращаться к испытуемому (узнать).
В присутствии «взрослого» нужно ограничивать их оценочную деятельность и у ребенка предотвращать попытку получить помощь «взрослого».
— 10 минут на «выброс» энергии перед занятием, а «взрослого» повыспрашивать пока что.
Обследование:
1. Этап: Нейтральная беседа (5-10 мин.)
План беседы набросать заранее
Первичное представление (образ) – как ребенок идет на контакт, как он развит.
2. Рисунок (недолго) – чтобы расслабить пациента: различные методики
Любое или несуществующее животное;
Семья
Спрашивать в процессе что, как, для чего? он рисует — для сокращения времени.
3. Исследование объема и темпа слухоречевого запоминания – насколько он запомнит наши дальнейшие инструкции:
Методики:
Запоминание двух групп слов (Семаго).
4. Исследование понятийного развития:
Методики:
Классификация предметов:
что к чему подходит
назвать по картинкам одним словом тему.
Выгодского-Сахарова: 4 формы, 3 цвета, большие и маленькие (предложить их классифицировать по цвету, по форме и по размеру.
Исключение лишнего; назвать одним словом то, что осталось (из картинок).
Классификация (Ошибки: по-бытовому: стол – посуда, одежда – шкаф).
5. (Расслабляющий) Исследование пространственного анализа и синтеза:
разрезанные картинки (не Pazzle).
Для взрослых используем абстрактный вариант: из белых и черных квадратов выложить узор («Кубики Кооса» автор Коос).
6. Исследование пространственных и временных представлений:
по часам без циферблата
Физкультминутка
Что было раньше? Что было позже? (Когда пошел в сад/школу; по картинкам: Сутки: ночь, день, утро; Времена года: зима, весна, лето, осень и их признаки.)
«Встань передо мной, за мной, слева, справа, топни левой ногой).
Исследование внимания и произвольной регуляции деятельности:
Корректурные пробы:
Изображения, предметы;
Кольца Лондгольта;
Нейропсихологические пробы:
Кулак, ладонь, ребро.
Ритм (ритмический рисунок).
Методика Когана: Клетчатый лист: по вертикали: цвет, по горизонтали: фигуры, на пересечении: цветные фигуры.
Счет Крепелин: Бланк с числами: сложить строку, вычесть строку 8-5=3 => работоспособность, утомляемость, заинтересованность.
8. Исследование эмоциональной сферы личности человека:
Рожи (эмоциональные состояния).
Перцептивные тесты
9. Исследование моторики общей и мелкой:
Пройтись
Попрыгать
Присесть
Мелкая моторика: У взрослых: У детей:
Расстегивание/застегивание пуговиц;
Развязывание/завязывание шнурков
10. Исследование мнестической деятельности (памяти): а также интеллекта, мышления:
Перестановка предметов
Убирать предметы
Пиктограмма (слово, нарисовать слово, но не буквами (!) то, что поможет ему потом это слово произнести. Пример: веселый праздник, развитие, любовь, болезнь, чувства).
Посмотреть ассоциативные связи и их адекватность.
11. Методика опосредованного запоминания Леонтьева:
Набор карточек; слово; выбрать из карточек ту картинку, которая потом поможет вспомнить слово.
Если были затруднения в узнавании, в определении у испытуемого — имеет смысл проводить исследования гностических функций.
Методики: нейропсихологические исследования.
12. Исследования всех форм мышления:
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Словесно-логическое
Методики:
Матрица Ровена (закладки) в рисунок подобрать его маленькую часть (по времени).
Доски Сегена (почтовый ящик, вкладки) коробочка с прорезями и фигурки. Нужную фигурку в нужную прорезь. Норма: если это делают глазами.
Понимание метафор, поговорок, сказки со скрытым смыслом («золоая голова», «золотые руки»)
«Дефектология»«Олигофренопедагогика»
Картинки нелепицы — попросить объяснить
До 7-8 лет не рекомендуется использовать опросники.
Длительность обследования – 1 час с маленькими детьми – 15-20 минут + перерыв и еще 15-20 минут.
Финал: дать оценку работе.
Сутеев «Детские картинки» (для детей).
НАРУШЕНИЯ
I. Опорно-двигательного аппарата:- это 5-7 % населенияК ним относят заболевания ЦНС:
Детский Церебральный Паралич (ДЦП)
Полиомиелит
Рассеянный склероз
Врожденные патологии ОДА (опорно-двигательного аппарата)
Кривошея
Косолапость
Сколиоз
Дисплазия
Травмы головного мозга и спинного мозга
Ампутации
Заболевания скелета (туберкулез костей, рахит)
90% ДЦБ — нарушение ОДА6 новорожденных на 1000 больны ДЦП
Триада расстройств:
Двигательные
Речевые
Психические
ДЦП – приобретенное нарушение (не наследственное).60% — патологии при родах
Затяжные роды
Обвитие пуповины
Акушерские ошибки
30% — заболевания пренатального периода:
Радиация
Экология
Несовершенный организм и т.д.
В пренатальный период более 400 факторов может привести к ДЦП. 10 случаев из 100 на остальные болезни.
Структура двигательного дефекта при ДЦП:
Тяжелый – не может передвигаться самостоятельно.
Средний – передвигается с помощью…
Легкий – передвигается и обслуживает себя сам.
Взаимосвязи психических и двигательных нарушений не наблюдается.Характеристика нарушений при ДЦП:1. Нарушения мышечного тонуса
Спастика (спастичность) – (?)
Ригидность
Гипотомия – понижение мышечного тонуса.
Дистония – меняющийся характер напряжения.
Гипертонус + гипотонус
2. Ограничение или невозможность произвольных движений – парез (парэз) – паралич.
3. Наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений
Конечности
Голова
Артикуляционный аппарат
или тремор.
Артаксия — нарушение равновесия и координации движений. Проявления: неустойчивость при движении, стоянии, сидении, ходьбе. Тяжелые случаи: невозможность движения, стояния, сидения, ходьбы.
Нарушение ощущений собственных движений (судороги – сопутствующее нарушение).
Наличие синкинезий (наличие содружественных движений).
Наличие патологических тонических движений. (наблюдается у младенцев) у ДЦП-шников остаются.
Норма: у младенцев: сжатые кулачки, ножки прижаты, голова лежит (не поднимает) – у больных гипертонус.
5 форм ДЦП:
1. 60% — спстическая диплегия – болезнь Литля.
— повреждение рук и ног (конечностей).
Спастика в локтевых и коленных суставах => срощение (контрактура).
Если умственная отсталость есть, то не тяжелая.
Прогноз благоприятный
2. Двойная гемиплегия – выраженный, тяжелый.
Не овладевает двигательными навыками (сидение, стояние, ходьба).
Выраженная умственная отсталость (имбицилия, идиотия).
Прогноз – приговор.
3. Гиперкенетическая форма — наличие насильственных непроизвольных движений.Как правило:
сами передвигаются
с неплохим интеллектом
25% нарушение слуха
«тормоза»
если нервничают – гиперкенезы повышаются
Матери – имплантант
Активные люди
4. Гемипаретическая форма – поражение мозга (нарушено либо правое, либо левое полушарие).
Интеллект: левое полушарие – нарушен интеллект; правое полушарие – эмоционально-личностные нарушения, интеллект сохранен.
Эмоционально тупые, холодные люди (агнозия близких людей).
Прогноз – нетяжелый.
5. Атонически – астоическая форма – поражение мозжечка (координация, равновесие).
Интеллект – если лобных поражений нет – сохранен, но двигательные нарушения присутствуют (двигательная фобия).
Безынициативность, капризность, плаксивость, уход в себя.
Общие психологические особенности
у больных с нарушением ОДА:
Ограничен в познании окружающего мира. Не может:
Играть в игрушки
Повернуть голову на звук
Нарушается психомоторное развитие – Синдром «раздражительной слабости».
Истощаемость
Астеничность
Потеря работоспособности => раздражение, возбуждение.
Плохо воспринимает: яркий свет, громкий звук, тепло/холод и т.д.
Нарушения наглядно-действенного мышления (ощупывание предметов) более всего.
Эмоциональные расстройства (инертность эмоциональных реакций – не может остановиться).
Это личности незрелые – проявляется в эгоцентризме.
Бытовые проблемы.
Очень четко формируются иждивенческие установки (ПРЕСЕКАТЬ!!!) Они хотят того, чего не могут.
В 1977 году в НИИ дефектологии начали заниматься изучением аутизма, ранее это заболевание рассматривалось как шизофрения. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ – мутация генов, хромосом; теорий много, но единственно верной нет. Мальчиков примерно в 4-5 раз больше чем девочек/от 4х до 16ти человек на 10000 населения/. –возникает с рождения –особенности зрительных контактов/взгляд мимо, сквозь, избегают «глаза в глаза»/ -специфический комплекс оживления/на любой предмет, но не на близкого/, слабая реакция на свет, звук, погремушку. Редко улыбается –изменённое отношение к близким/малая потребность в общении/, отсутствие позы готовности, неприятие, когда его берут на руки –непереносимость ухода матери/неприятие/ -любовь к стереотипным движениям, сосание пальца –раннее развитие речи, но дети не коммуникативные –эхололия/непривязанность речи/ -развитие чтения/схематичность, энциклопедии/ -наличие страхов/80% аутистов/, но они неадекватны, парадоксальны; звуковые страхи –отсутствие чувства самосохранения, не формируется негативный опыт –характерен феномен тождества/привязанность к правилам, режиму/ -снижение витальных/жизненных/ потребностей с младенчества, безразличие к себе –своеобразие общей моторики/шарканье, опущенная голова, вычурные позы и движения, заламывание рук, закидывание головы, имитация двигательных расстройств; может быть реакцией на окружение/ -игра не формируется, чаще стереотипные игры, действие ради действия, а не игры –интеллект не находит отражение в жизни, в практике. Таких детей нельзя полностью вылечить, можно только социализировать и научить жить в обществе, но любая непредвиденная ситуация может привести к регрессу, всё, чему научили исчезнет. Тотальное и необратимое нарушение познавательной активности вследствие нарушения, поражения ЦНС/олигофрения, деменция/. ОЛИГОФРЕНИЯ Олигофрения – состояние, возникающее до 2х лет, не является диагнозом, это состояние, причины которого разные. Характеризуется признаками: а/дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях б/затруднённая восприимчивость к новому, плохая обучаемость. 1.Лёгкая – ДЕБИЛЬНОСТЬ – недоразвитие высших форм психических процессов. Обучаемы, социально адаптируемы, профессионально ориентируемы. 2.Средняя – ИМБИЦИЛЬНОСТЬ – таких детей пытаются учить, элементы грамоты, счёта. 3.Тяжелая – ИДИОТИЯ – мышление не сформировано, эту категорию учить невозможно.
1.Неосложнённая олигофрения. Недоразвитие мышления, речи 2.Олигофрения, осложненная нейродинамическими нарушениями. Преобладание возбуждения или торможения. 3.Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением. Неадекватные эмоциональные реакции, потеря контроля со стороны мышления, агрессия, непредсказуемость. Противопоказание для приёма в любое учреждение. 4.Олигофрения, осложненная дефектами анализаторов. Нарушение зрения, слуха, движения. 5.Олигофрения, с выраженным лобным недоразвитием/имбицилы, идиоты/. –нарушение восприятия/замедленность, суженность объема восприятия, затруднённое восприятие схожих предметов, непонимание света-тени, оттенков, цветов, воспринимают род, а не вид/, инактивность восприятия/общее узнавание/. –недоразвитие мышления, плохая память, конкретность и слабость общения, непоследовательность мышления, слабость регулирующей роли мышления, некритичность. Проявляется с первых месяцев жизни, сначала неврологическим диагнозом, затем спецификой развития в первый год развития: -запаздывание комплекса оживления –слабость эмоциональных реакций –задержка формирования речи –неспособность понимания инструкций/понимание в конкретной бытовой ситуации/ -в игре долгий период манипуляций с предметом/верчение, кручение/, нелепый характер игры, не формируется сюжетно-ролевая игра, только процессуальная. Очень бурное развитие научно-технического прогресса. Изначально не выявлены задержки следовательно трудности в развитии. ЗАДЕРЖКИ – замедленный темп формирования одно, нескольких или всех психических функций. Это может быть компенсировано в результате лечения, учения, обучения. Лечение нужно проводить до 4х лет, точный диагноз ставят в 4-5 лет. Диагноз ЗПР связан с неврологией, лечат именно это в первые годы жизни. КЛАССИФИКАЦИЯ/К.С.ЛЕБЕДИНСКАЯ/ 1.Конституциональная задержка. ЗПР связана с особенностями наследственного формирования высших психических функций. Инфантилизм /психический, психофизический: физическое и психическое состояние/. Комплекс оживления вовремя. 2.Соматогенная задержка/сомато-тело, генная-происхождение/. Задержка, которая вызвана тяжелыми или соматическими заболеваниями/почки, астма, диабет, щитовидная железа/,нахождение в больнице, ограничение жизнедеятельности, из-за здоровья, а не из-за интеллекта снижены представления об окружающем мире. Необходимо создать адекватные условия обучения. Дети стеничные, истощаемые, выраженные задержки отражаются на состоянии памяти/защитный механизм памяти – всё забывают/. 3.Психогенная задержка. Задержка в развитии вызвана психотравмирующими факторами/свадьба, развод, скандалы/. Воздействие психотравмирующего фактора после 7ми лет тяжело преодолевается, устраняется. 4.Органические задержки психического развития. Связаны с поражением ЦНС, поражения выплёскиваются на ранних стадиях развития. Варианты тяжести – от лёгких до тяжелых. Задержка комплекса оживления, похожий на умственную отсталость. Формируется с опозданием, примерно к 8ми годам. Органические задержки преодолимы, но интеллект будет невысоким. Учёба – нарушения но типу восприятия, плохо дифференцирует объекты, тяжело даётся пространственно-временная ориентация. Чем-то похожи на олигофренов, но это преодолимо. Речь – важна смысловая сторона, фонетика, грамматика /только дифференцировка звука/, падежи, окончания, склонения – то, что сложно усвоить. Нарушения слуха, зрения. Нарушения речи/ клиническая и психологическая классификация/. Ронолалия – волчья пасть или заячья губа. ЦНС в этом случае в порядке; передаётся по наследству через поколение. 75% глухоты – приобретённая форма. Прививки от кори, паротита могут вызвать глухоту.

Оцените статью
Добавить комментарий