Книга Сидорова М. Е. и Трушина О. В

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Школа работы на IBM PC. Часть 2Книга Сидорова М.Е. и Трушина О.В.
http://www.nullsoft.ru/tv/pascal.htm
УДК 681. 3
Сидоров М. Е. , Трушин О. В.
Школа работы на IBM PC. Часть 2. Уфа, 1996. с.
ISBNКнига написана для начинающих программистов: учащихся старших классов, студентов. Для освоения изложенного материала необходимо наличие компьютера IBM PC, пакета Turbo-Pascal 7.0, и выполнение описанных в книге заданий непосредственно при чтении. Цель этой книги — "плавное" вхождение в область программирования с постепенным усложнением заданий и алгоритмов. Первые задания имеют программы -"шаблоны", позволяющие начинающим программистам преодолеть психологический барьер изложения мыслей на алгоритмическом языке. Последующие задания имеют блоки операторов, поясняющие "изюминку" программы, которые следует модифицировать. Следует изучить приведенные примеры ("шаблоны") операторов и четко знать для чего служит каждый оператор. Большинство изложенных заданий являются оригинальными разработками авторов, особенно по модулям CRT и GRAPH. Приводятся также "стандартные" и известные интересные программы и задания. Краткое изложение материала предполагает наличие "учителя", могущего прокомментировать "узкие места", привести дополнительные примеры, задания и контрольные вопросы (в том числе и по "шаблонам"), способствующие усвоению материала. Авторы не стремились к полному описанию языка, поэтому некоторые типы данных, специфические операции и процедуры, не нашедшие практического приложения, не рассматриваются. Авторы использовали все свои знания и опыт для создания познавательных практических заданий, способных вызвать интерес к результатам рутинного программирования. Освоение изложенного в книге материала позволит Вам перейти к профессиональному изучению алгоритмического языка Turbo-Pascal с использованием "толстых" книг, а также Help-описания. Программирование в среде FoxPro изложено в виде примеров программ, позволяющих освоить основные команды и иметь представление о назначении команд FoxPro. Эта глава предназначена для студентов университетов.Авторы выражают благодарность учителям информатики Сидоровой Н. Л. и Трушиной Д. В. за помощь при подборе и апробации материала для данной книги. Разделы 1.15, 2.1.1, 2.1.5, 2.3, 2.5 и глава 3 написаны к. т. н. Трушиным О. В. , разделы 1.1 — 1.14, 2.1 — 2.2 и 2.4 написаны к. т. н. Сидоровым М. Е. Общая редакция текста выполнена Сидоровым М. Е.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Глава 1. Алгоритмический язык Турбо-Паскаль . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. 1. Общие сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51. 2. Среда Турбо-Паскаль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51. 3. Структура языка Турбо-Паскаль . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81. 4. Типы переменных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91. 5. Структура программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131. 6. Операции и стандартные функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . 141. 7. Операторы Турбо-Паскаля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171. 7. 1. Операторы ввода/вывода данных . . . . . . . . . . . . . . . . 171. 7. 2. Оператор выбора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211. 7. 3. Условный оператор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221. 7. 4. Оператор цикла с параметром. . . . . . . . . .. . . . . . . . 271. 7. 5. Операторы цикла с условием. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321. 7. 6. Операторы ограничения и прерывания цикла . . . . . . . . . . 351. 7. 7. Оператор перехода к метке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361. 8. Блок — схемы алгоритмов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371. 9. Составление диалоговых программ . . . . . . . . . . . . . . . . . 391. 10. Массивы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 401. 10. 1. Линейные массивы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 401. 10. 2. Работа со элементами переменной строкового типа. . . . . .. . . 441. 10. 3. Двумерные массивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 451. 10. 4. Создание баз данных с использованием массивов записей . . . . 481. 10. 5. Работа с большими массивами. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 491. 11. Текстовые файлы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 501. 12. Разработка функций и процедур . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 551. 12. 1. Описание функций и процедур . . . . . . . . . . . . . . . . . . 551. 12. 2. Рекурсивные функции и процедуры. . . . . . . . . . . . . . . . 601. 13. Разработка модулей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 641. 14. Модуль CRT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 671. 14. 1. Управление экраном в текстовом режиме. . . . . . . . . . . . . 671. 14. 2. Управление клавиатурой . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 681. 14. 3. Работа с символьными переменными. . . . . . . . . . . . . . . 731. 14. 4. Работа со строковыми переменными. . . . . . . . . . . . . . . . 761. 14. 5. Управление звуковыми сигналами. . . . . . . . . . . . . . . . . 771. 15. Модуль Graph. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 791. 15. 1. Инициализация графического режима. . . . . . . . . . . . . . 791. 15. 2. Простейшие графические процедуры и функции . . . . . . . . 801. 15. 3. Рисование геометрических фигур . . . . . . . . . . . . . . . . 881. 15. 3. 1. Построение заполненных фигур . . . . . . . . . . . . . . . 881. 15. 3. 2. Работа с линиями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 911. 15. 3. 3. Создание графических узоров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 941. 15. 4. Работа с текстом в графическом режиме. . . . . . . . . . . . . . . . 102Стр.1. 15. 5. Мультипликация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1041. 15. 5. 1. Мультипликация с запоминанием части экрана. . . . . .. . . 1041. 15. 5. 2. Мультипликация с чередованием видеостраниц. . . . . .. . . 1071. 15. 5. 3. Мультипликация с управлением движения образа. . . . . . . 1081. 15. 5. 4. Модификация контурного изображения. . . . . . . . . . . . 109
Глава 2. Программирование в среде Турбо-Паскаль. . . . . . . . .. 111
2. 1. Геометрические построения на плоскости. . . . . . . . . . . . . . 1112. 1. 1. Построение графиков функций. . . . . . . . . . . . . . . . . . 1112. 1. 2. Графическое решение уравнений. . . . . . . . . . . . . . . . . 1182. 1. 3. Геометрические построения на плоскости . . . . . . . . . . . . 1182. 1. 4. Построение касательных и нормалей к плоским кривым . . . . 1192. 1. 5. Двумерные преобразования координат. . . . . . . . . . . . . . 1212. 1. 6. Проецирование пространственного изображения тела на плоскость. . 1262. 2. Некоторые задачи физики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1282. 2. 1. Механика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1282. 2. 2. Оптика и свет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 2. 2. 3. Электростатика и электромагнетизм. . . . . . . . . . . . . . . . . 1382. 3. Математическое моделирование физических процессов . . . . . . . . 1402. 4. Моделирование многовариантных задач с использованием графов. . 1472. 5. Программы математических расчетов. . . . . . . . . . . . . . . . . 1502. 5. 1. Численное решение уравнений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1502. 5. 2. Аппроксимация по методу наименьших квадратов. . . . . . . . . 1522. 5. 3. Численный расчет интегралов. . . . . . . . . . . . . . . . . 1532. 5. 4. Сортировка одномерных массивов. . . . . . . . . . . . . . 156
Глава 1. Алгоритмический язык Турбо-Паскаль
1. 1. Общие сведенияАлгоритмический язык Паскаль разработан профессором Цюрихского технологического института Никлаусом Виртом в 1969-71 годах для обучения студентов структурному программированию. Идеи, заложенные в основу создания языка, позволили фирме Borland International значительно расширить алгоритмические средства языка, а удобный интерфейс (меню команд) и высокая скорость компиляции (процесса перевода текста программы в машинные коды) сделали язык Турбо-Паскаль (Turbo-Pascal) одним из самых распространенных среди начинающих и профессиональных программистов.
Процесс программирования начинается, как правило с составления алгоритма — последовательности операций, описывающих процесс решения задачи. Графическая запись алгоритма представляется в виде блок-схемы. Составление алгоритма заключается в логическом описании процесса решения задачи и требует знания элементов математической логики. Следует отметить, что программированию предшествует важнейший этап — постановка задачи. Постановка задачи может включать широкий спектр вопросов (разработка математических и физических моделей, вывод расчетных формул и т. п. ). Программист должен четко представлять явление или формулу, которые он алгоритмизирует.
^ Текст программы записывается в текстовом редакторе, затем программа компилируется — переводится транслятором (переводчиком) в машинные коды и запускается на выполнение. Процесс отладки программы начинается с выявления:
— синтаксических ошибок в тексте ( неверно записанных операторов ), — ошибок при выполнении программы ( недопустимые математические действия, операции с числами, превосходящими предельные значения ), — алгоритмических ошибок ( неверно составлен или запрограммирован алгоритм ), и заканчивается, как правило написанием новой программы, поскольку каждый программист знает, что программу можно усовершенствовать до бесконечности, а отлаженную программу лучше не изменять.
^
Для загрузки среды Турбо-Паскаль запускается файл turbo. exe.
Меню активизируется нажатием клавиши F10. Перемещение по пунктам меню осуществляется курсорными клавишами. Для выбора пункта меню выделить его курсором и нажать Enter. Пункты меню с многоточием " . . . " содержат установочные параметры (опции). Перемещение по группам опций меню осуществляется нажатием клавиши Tab, (в обратном направлении: Shift+Tab). Для выбора селективной опции меню (*) выделить ее курсором и нажать Tab или Shift+Tab. Для выбора тригерной опции меню [X] выделить ее курсором и нажать SpeaceBar. Опишем некоторые пункты меню, используемые начинающим программистом в среде Турбо-Паскаль 7. 0. 5
File — работа с файлами.
New — создать новый файл. Для переименования безымянного файла
( NONAME00. PAS ) нажать F2 и ввести имя файла.
Open F3 — открыть (создать) файл для редактирования. Написать в строке
"Name" имя файла и нажать Enter, либо, нажав Tab или Enter, выбрать файл из списка. Для смены каталога выбрать ". . ";
^ ( записать на диск );
Save as… — сохранить файл под новым именем (исходный файл остается);
Save all — сохранить все файлы в открытых окнах;
…………
Exit ALT+X — выход из среды Турбо-Паскаль;
Список имен файлов для редактирования — выбрав курсором имя файла нажать Enter,
для отмены выбора нажать Esc.
По умолчанию именам файлов с текстом программ присваивается расширение .PAS. При открытии нескольких файлов они последовательно размещаются в окнах для редактирования. При закрытии окон имена файлов показываются в списке файлов для редактирования. Управление окнами осуществляется через отдельный пункт меню.
^
Tile — параллельное размещение окон на экране;
Cascade — последовательное размещение окон в виде каскада;
Close all — закрыть все окна редактирования;
^ (восстановить) экран среды;
Size Ctrl+F5 — изменение размеров окна Shift+курсорные клавиши;
Move Ctrl+F5 — перемещение активного окна курсорными клавишами;
Zoom F5 — распахнуть окно во весь экран, F5 — для отмены;
^ ;
Previous Shift+F6 — смена активного окна в обратном направлении;
Close Alt+F3 — закрыть активное окно;
List Alt+0 — показать список окон. Для активизации окна
выбрать курсором имя окна и нажать Enter. Выполнение команд Size, Move заканчивается нажатием Enter. Загрузив файл в редактор, можно использовать команды редактирования.
^ ие файла (наибольший размер файла 1Мб).
Undo Alt+BkSp — отменить предыдущую команду редактирования;
Redo — восстановить отмененную команду редактирования;
Cut Shift+Del — удалить блок с экрана в буфер (в окно Clipboard);
^ ;
Paste Shift+Ins — извлечь (скопировать) блок из буфера на экран;
Clear Ctrl+Del — удалить блок на экране;
Show Clipboard — показать окно для редактирования содержимого буфера.
6
Для выделения блока использовать комбинацию — Shift+курсорные клавиши. Начиная с версии Турбо-Паскаль 5. 0 и выше для редактирования текста можно использовать команды:
^ курсорными клавишами;
Ctrl+K K — закончить выделение блока курсорными клавишами;

Школа работы на IBM PC. Часть 2
Книга Сидорова М.Е. и Трушина О.В.

http://www.nullsoft.ru/tv/pascal.htm

УДК 681. 3

Сидоров М. Е. , Трушин О. В.
Школа работы на IBM PC. Часть 2. Уфа, 1996. с.
ISBNКнига написана для начинающих программистов: учащихся старших классов, студентов. Для освоения изложенного материала необходимо наличие компьютера IBM PC, пакета Turbo-Pascal 7.0, и выполнение описанных в книге заданий непосредственно при чтении. Цель этой книги — "плавное" вхождение в область программирования с постепенным усложнением заданий и алгоритмов. Первые задания имеют программы -"шаблоны", позволяющие начинающим программистам преодолеть психологический барьер изложения мыслей на алгоритмическом языке. Последующие задания имеют блоки операторов, поясняющие "изюминку" программы, которые следует модифицировать. Следует изучить приведенные примеры ("шаблоны") операторов и четко знать для чего служит каждый оператор. Большинство изложенных заданий являются оригинальными разработками авторов, особенно по модулям CRT и GRAPH. Приводятся также "стандартные" и известные интересные программы и задания. Краткое изложение материала предполагает наличие "учителя", могущего прокомментировать "узкие места", привести дополнительные примеры, задания и контрольные вопросы (в том числе и по "шаблонам"), способствующие усвоению материала. Авторы не стремились к полному описанию языка, поэтому некоторые типы данных, специфические операции и процедуры, не нашедшие практического приложения, не рассматриваются. Авторы использовали все свои знания и опыт для создания познавательных практических заданий, способных вызвать интерес к результатам рутинного программирования. Освоение изложенного в книге материала позволит Вам перейти к профессиональному изучению алгоритмического языка Turbo-Pascal с использованием "толстых" книг, а также Help-описания. Программирование в среде FoxPro изложено в виде примеров программ, позволяющих освоить основные команды и иметь представление о назначении команд FoxPro. Эта глава предназначена для студентов университетов.Авторы выражают благодарность учителям информатики Сидоровой Н. Л. и Трушиной Д. В. за помощь при подборе и апробации материала для данной книги. Разделы 1.15, 2.1.1, 2.1.5, 2.3, 2.5 и глава 3 написаны к. т. н. Трушиным О. В. , разделы 1.1 — 1.14, 2.1 — 2.2 и 2.4 написаны к. т. н. Сидоровым М. Е. Общая редакция текста выполнена Сидоровым М. Е.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Глава 1. Алгоритмический язык Турбо-Паскаль . . . . . . . . . . . . . . . 5

1. 1. Общие сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51. 2. Среда Турбо-Паскаль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51. 3. Структура языка Турбо-Паскаль . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81. 4. Типы переменных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91. 5. Структура программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131. 6. Операции и стандартные функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . 141. 7. Операторы Турбо-Паскаля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171. 7. 1. Операторы ввода/вывода данных . . . . . . . . . . . . . . . . 171. 7. 2. Оператор выбора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211. 7. 3. Условный оператор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221. 7. 4. Оператор цикла с параметром. . . . . . . . . .. . . . . . . . 271. 7. 5. Операторы цикла с условием. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321. 7. 6. Операторы ограничения и прерывания цикла . . . . . . . . . . 351. 7. 7. Оператор перехода к метке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361. 8. Блок — схемы алгоритмов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371. 9. Составление диалоговых программ . . . . . . . . . . . . . . . . . 391. 10. Массивы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 401. 10. 1. Линейные массивы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 401. 10. 2. Работа со элементами переменной строкового типа. . . . . .. . . 441. 10. 3. Двумерные массивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 451. 10. 4. Создание баз данных с использованием массивов записей . . . . 481. 10. 5. Работа с большими массивами. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 491. 11. Текстовые файлы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 501. 12. Разработка функций и процедур . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 551. 12. 1. Описание функций и процедур . . . . . . . . . . . . . . . . . . 551. 12. 2. Рекурсивные функции и процедуры. . . . . . . . . . . . . . . . 601. 13. Разработка модулей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 641. 14. Модуль CRT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 671. 14. 1. Управление экраном в текстовом режиме. . . . . . . . . . . . . 671. 14. 2. Управление клавиатурой . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 681. 14. 3. Работа с символьными переменными. . . . . . . . . . . . . . . 731. 14. 4. Работа со строковыми переменными. . . . . . . . . . . . . . . . 761. 14. 5. Управление звуковыми сигналами. . . . . . . . . . . . . . . . . 771. 15. Модуль Graph. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 791. 15. 1. Инициализация графического режима. . . . . . . . . . . . . . 791. 15. 2. Простейшие графические процедуры и функции . . . . . . . . 801. 15. 3. Рисование геометрических фигур . . . . . . . . . . . . . . . . 881. 15. 3. 1. Построение заполненных фигур . . . . . . . . . . . . . . . 881. 15. 3. 2. Работа с линиями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 911. 15. 3. 3. Создание графических узоров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 941. 15. 4. Работа с текстом в графическом режиме. . . . . . . . . . . . . . . . 102Стр.1. 15. 5. Мультипликация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1041. 15. 5. 1. Мультипликация с запоминанием части экрана. . . . . .. . . 1041. 15. 5. 2. Мультипликация с чередованием видеостраниц. . . . . .. . . 1071. 15. 5. 3. Мультипликация с управлением движения образа. . . . . . . 1081. 15. 5. 4. Модификация контурного изображения. . . . . . . . . . . . 109

Глава 2. Программирование в среде Турбо-Паскаль. . . . . . . . .. 111

2. 1. Геометрические построения на плоскости. . . . . . . . . . . . . . 1112. 1. 1. Построение графиков функций. . . . . . . . . . . . . . . . . . 1112. 1. 2. Графическое решение уравнений. . . . . . . . . . . . . . . . . 1182. 1. 3. Геометрические построения на плоскости . . . . . . . . . . . . 1182. 1. 4. Построение касательных и нормалей к плоским кривым . . . . 1192. 1. 5. Двумерные преобразования координат. . . . . . . . . . . . . . 1212. 1. 6. Проецирование пространственного изображения тела на плоскость. . 1262. 2. Некоторые задачи физики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1282. 2. 1. Механика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1282. 2. 2. Оптика и свет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 2. 2. 3. Электростатика и электромагнетизм. . . . . . . . . . . . . . . . . 1382. 3. Математическое моделирование физических процессов . . . . . . . . 1402. 4. Моделирование многовариантных задач с использованием графов. . 1472. 5. Программы математических расчетов. . . . . . . . . . . . . . . . . 1502. 5. 1. Численное решение уравнений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1502. 5. 2. Аппроксимация по методу наименьших квадратов. . . . . . . . . 1522. 5. 3. Численный расчет интегралов. . . . . . . . . . . . . . . . . 1532. 5. 4. Сортировка одномерных массивов. . . . . . . . . . . . . . 156

Глава 1. Алгоритмический язык Турбо-Паскаль

1. 1. Общие сведенияАлгоритмический язык Паскаль разработан профессором Цюрихского технологического института Никлаусом Виртом в 1969-71 годах для обучения студентов структурному программированию. Идеи, заложенные в основу создания языка, позволили фирме Borland International значительно расширить алгоритмические средства языка, а удобный интерфейс (меню команд) и высокая скорость компиляции (процесса перевода текста программы в машинные коды) сделали язык Турбо-Паскаль (Turbo-Pascal) одним из самых распространенных среди начинающих и профессиональных программистов.

Процесс программирования начинается, как правило с составления алгоритма — последовательности операций, описывающих процесс решения задачи. Графическая запись алгоритма представляется в виде блок-схемы. Составление алгоритма заключается в логическом описании процесса решения задачи и требует знания элементов математической логики. Следует отметить, что программированию предшествует важнейший этап — постановка задачи. Постановка задачи может включать широкий спектр вопросов (разработка математических и физических моделей, вывод расчетных формул и т. п. ). Программист должен четко представлять явление или формулу, которые он алгоритмизирует.

^ Текст программы записывается в текстовом редакторе, затем программа компилируется — переводится транслятором (переводчиком) в машинные коды и запускается на выполнение. Процесс отладки программы начинается с выявления:

— синтаксических ошибок в тексте ( неверно записанных операторов ), — ошибок при выполнении программы ( недопустимые математические действия, операции с числами, превосходящими предельные значения ), — алгоритмических ошибок ( неверно составлен или запрограммирован алгоритм ), и заканчивается, как правило написанием новой программы, поскольку каждый программист знает, что программу можно усовершенствовать до бесконечности, а отлаженную программу лучше не изменять.

^

Для загрузки среды Турбо-Паскаль запускается файл turbo. exe.

Меню активизируется нажатием клавиши F10. Перемещение по пунктам меню осуществляется курсорными клавишами. Для выбора пункта меню выделить его курсором и нажать Enter. Пункты меню с многоточием " . . . " содержат установочные параметры (опции). Перемещение по группам опций меню осуществляется нажатием клавиши Tab, (в обратном направлении: Shift+Tab). Для выбора селективной опции меню (*) выделить ее курсором и нажать Tab или Shift+Tab. Для выбора тригерной опции меню [X] выделить ее курсором и нажать SpeaceBar. Опишем некоторые пункты меню, используемые начинающим программистом в среде Турбо-Паскаль 7. 0. 5

Fileработа с файлами.

New — создать новый файл. Для переименования безымянного файла

( NONAME00. PAS ) нажать F2 и ввести имя файла.

Open F3 — открыть (создать) файл для редактирования. Написать в строке

"Name" имя файла и нажать Enter, либо, нажав Tab или Enter, выбрать файл из списка. Для смены каталога выбрать ". . ";

^ ( записать на диск );

Save as… — сохранить файл под новым именем (исходный файл остается);

Save all — сохранить все файлы в открытых окнах;

…………

Exit ALT+X — выход из среды Турбо-Паскаль

Список имен файлов для редактирования — выбрав курсором имя файла нажать Enter,

для отмены выбора нажать Esc.

По умолчанию именам файлов с текстом программ присваивается расширение .PAS. При открытии нескольких файлов они последовательно размещаются в окнах для редактирования. При закрытии окон имена файлов показываются в списке файлов для редактирования. Управление окнами осуществляется через отдельный пункт меню.

^

Tile — параллельное размещение окон на экране;

Cascade — последовательное размещение окон в виде каскада;

Close all — закрыть все окна редактирования;

^ (восстановить) экран среды;

Size Ctrl+F5 — изменение размеров окна Shift+курсорные клавиши;

Move Ctrl+F5 — перемещение активного окна курсорными клавишами;

Zoom F5 — распахнуть окно во весь экран, F5 — для отмены;

^

Previous Shift+F6 — смена активного окна в обратном направлении

Close Alt+F3 — закрыть активное окно

List Alt+0 — показать список окон. Для активизации окна

выбрать курсором имя окна и нажать Enter. Выполнение команд Size, Move заканчивается нажатием Enter. Загрузив файл в редактор, можно использовать команды редактирования.

^ ие файла (наибольший размер файла 1Мб).

Undo Alt+BkSp — отменить предыдущую команду редактирования;

Redo — восстановить отмененную команду редактирования;

Cut Shift+Del — удалить блок с экрана в буфер (в окно Clipboard);

^

Paste Shift+Ins — извлечь (скопировать) блок из буфера на экран

Clear Ctrl+Del — удалить блок на экране;

Show Clipboard — показать окно для редактирования содержимого буфера.

6

Для выделения блока использовать комбинацию — Shift+курсорные клавиши. Начиная с версии Турбо-Паскаль 5. 0 и выше для редактирования текста можно использовать команды:

^ курсорными клавишами;

Ctrl+K K — закончить выделение блока курсорными клавишами;

меню активизируется нажатием клавиши,сделали язык турбо-паскаль,алгоритмический язык турбо-паскаль,структура языка турбо-паскаль,элементами переменной строкового типа,программированию предшествует важнейший этап,включать широкий спектр вопросов,выбора пункта меню выделить,выбора селективной опции меню,создания познавательных практических заданий

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …