Кол-во часов

МОУ Кантемировский лицей
Электив-9
Библейские сюжеты в мировом искусстве
(межпредметный курс).
Пояснительная записка.
Понимание духовной жизни человечества, мирового искусства, объяснение рожденных в нем образов возможно лишь при изучении ключевых текстов, в которых содержится начало знаний в важнейших для человечества областях, а также выражаются непреходящие для культуры идеи, чувства и образы, влияющие на зодчество, живопись, музыку, словесность, формирующие мировоззрение составляющие основы нравственности. Одним из таких текстов является Библия.Электив «Библейские сюжеты в мировом искусстве» позволит учащимся не только узнать о Библии как памятнике мировой культуры, но и расширить свои познания в области живописи, музыки, литературы, а также по-новому осмыслить хорошо знакомые им произведения искусства.Цель электива: ознакомить учащихся с величайшим памятником культуры – Библией, показать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на развитие мирового искусства.Задачи: а) проследить, как воплотились в произведениях зарубежного и русского искусства христианские сюжеты и образы;б) выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала;в) развивать у учащихся навыки и умения сопоставительного анализа произведений искусства, развивать устную речь учеников;г) учить школьников не только самостоятельно, но и оригинально мыслить, воспитывать личность, приобщенную к богатому нравственному человеческому опыту.Электив ориентирован на познавательную деятельность учащихся, включает новые для учеников знания, которые не содержатся в базовых программах..материал электива распределен во времени с учетом его достаточности для качественного получения знаний, использует наиболее эффективные методы обучения, дается дифференцированно для различных групп учащихся.Знания, полученные на элективе, помогут учащимся в будущем свободно ориентироваться на рынке труда в выборе профессии экскурсовода, музейного работника, искусствоведа, библиотекаря, филолога.Курс рассчитан на 12 часов
№ пп
Тема
Кол-во часов
Вид деятельности
Формы контроля
1.
Вводное занятие. «В начале было слово…». Что мы знаем о Библии.
1
Беседа
1. Найти слова, выражения, обороты речи, которые пришли в наш язык из Библии.
2. К итоговому занятию учащемуся — художнику сделать рисунки на библейские сюжеты.
3. Подготовить справку об истории возникновения Троицкого храма.
2-3
Храм – особое место встречи человека и Бога.
2
Экскурсия в Троицкий храм.
1. Подготовить сообщение на тему «Чем храм отличается от дома».
2. Индивидуальное задание на тему: «Иконопись как вид искусства».
3. Составить вопросы к интеллектуальной игре «Умники и умницы» по теме занятия.
4-5
Библейские сюжеты в живописи
2
Круглый стол
1. Найти произведения художественной литературы, которые в основе имеют библейские заповеди.
2. Подготовить рассказ о нравственных заповедях Моисея и заповедях блаженства Иисуса Христа.
3. Составить вопросы к интеллектуальной игре «Умники и умницы» по теме занятия.
6-7
Библейские сюжеты в литературе
2
Исследовательская работа
1. Найти в произведениях А.С. Пушкина отрывки, связанные с библейскими сюжетами.
2. Составить вопросы к интеллектуальной игре «Умники и умницы» по теме занятия.
8-9
Библейские сюжеты в творчестве А.С. Пушкина
2
Практикум
1. Прочитать поэму А.Ахматовой «Реквием».
2. Найти по «Толковому словарю» лексическое значение слова «реквием» (индивидуальное задание).
3. Составить вопросы к интеллектуальной игре «Умники и умницы» по теме занятия.
10
Временное и вечное в «Реквиеме» В,-А.Моцарта и А.А. Ахматовой
1
лабораторное занятие
Систематизирование материала к игре «Умники и умницы».
11-12
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
2
Игра
Содержание тем.
Тема №1. Вводное занятие «В начале было слово…». Что мы знаем о Библии?
Возникновение христианства.
Художественное совершенство и религиозно-гуманистическое, нравственное содержание Библии, своеобразие поэтического языка.
Личность Христа.
Библия как источник развития мировой культуры, духовная сокровищница человечества.
Отражение библейских событий в произведениях искусства.
Тема №2. Храм – особое место встречи человека и Бога.
Храм как произведение искусства. Внешний вид православного храма и его внутреннее строение. Символика храма.
Убранство храма. Иконостас: чьи лики сохраняет храм.
Приобщение человека к вечному в храме.
Роль православного храма в жизни христиан.
Тема №3. Библейские сюжеты в живописи.
Отражение библейских событий в произведениях живописи.
Соединение временного и вечного в картине А. Дюрера «Поклонение волхвов».
Принцип библейских композиций Питера Брейгеля Старшего в картинах «Проповедь Иоанна Крестителя», «Перепись в Вифлееме».
Библейские сюжеты в живописи русских художников (А. Иванов «Явление Христа народу», И. Крамской «Христос в пустыне»).
Тема №4. Библейские сюжеты в литературе.
Влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы.
Рождественские рассказы русских писателей («Ангелочек» Л. Андреева, «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского, «Христос в гостях у мужика» Н.С. Лескова).
Христианский подтекст стихотворений М.Ю. Лермонтова «Ангел», «Молитва».
Осмысление М. Горьким ветхозаветного сюжета о Моисее в рассказе «Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»)
Грех, покаяние и искупление в литературной сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Моление Христа о Чаше в стихотворении Б.Л. Пастернака «Гефсиманский сад».
Тема №5. Христианские образы в творчестве А.С. Пушкина
Отношение А.С. Пушкина к христианской культуре.
Сопоставительный анализ молитвы Св. Ефрема Сирина и стихотворения А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны».
Образ Богоматери в стихотворении А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный».
Интерпретация притчи о блудном сыне в повести «Станционный смотритель». Символическое звучание имени Самсона Вырина.
Тема №6. Временное и вечное в «Рэквиеме» В.-А. Моцарта и поэме «Реквием» А.А. Ахматовой.
Тесная связь поэмы «Реквием» с мировой культурой.
Реквием – заупокойная месса в католической церкви, музыкальное произведение, возникшее в средние века.
Тема реквиема, объединившая произведения А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой.
Связь образов сына и матери в поэме А.Ахматовой «Реквием» с библейскими образами Христа и Девы Марии.
Тема №7. Итоговое занятие. Интеллектуальная игра «Умницы и умники» с использованием вопросов, составленных учащимися.

Тема №1. Вводное занятие.«В начале было слово…» Что мы знаем о Библии?
Вид деятельности: беседа.
Оборудование: выставка различных изданий Библии, репродукции картин на библейские сюжеты.
: вызвать интерес к курсу.
Задачи: а) познакомить с тематикой занятий, кратким содержанием;
б) рассказать о значении Библии для человека;в) показать роль Библии как ключевой книги, в которой содержится начало знаний в важнейших для человечества областях, а также выражаются идеи, влияющие на мировую культуру.Ход занятия.
Рассказ учителя о возникновении христианства.
Рассказ ученика о Библии.
Чтение отрывков из Библии, иллюстрирование их репродукциями картин на библейские сюжеты.
Домашнее задание.
Найти слова, выражения, обороты речи, которые пришли в наш язык из Библии.
К итоговому занятию учащемуся-художнику сделать рисунки на библейские сюжеты.
Подготовить справку об истории возникновения Троицкого храма.
Тема №2.
«Храм – особое место встречи человека и Бога»
: экскурсия.
Цель: а) познакомить с устройством и убранством храма.
Задачи: а) приобщение учащихся к вечному в храме;
б) воспитание отношения к храму как произведению искусства.Ход занятия.
Сообщение ученика об истории возникновения Троицкого храма.
Экскурсия по храму. Рассказ священника об устройстве и убранстве храма.
Беседа священника и учащихся о роли православного храма в жизни христиан.
Домашнее задание.
Подготовить сообщение на тему: «Чем храм отличается от дома?»
Индивидуальное задание на тему: «Иконопись как вид искусства».
Составить вопросы к интеллектуальной игре «Умники и умницы» по теме занятия.
Тема №3.
Библейские сюжеты в живописи
: круглый стол.
Оборудование: репродукции картин.
Цель: познакомить учащихся с произведениями живописи зарубежных и русских художников с целью выявления особенностей осмысления ими библейских сюжетов.
Задачи: а) отражение библейских событий в произведениях живописи;
б) показать,что живопись – один из способов усвоения и понимания человеком Библии.Ход занятия.
Вступительное слово учителя на тему: «Отражение библейских событий в произведениях живописи». Постановка проблемного вопроса: «Можно ли считать живопись одним из способов усвоения и понимания человеком Библии?».
Сообщение ученика: «Иконопись как вид искусства».
Обсуждение поставленной проблемы учащимися в ходе беседы:
— соединение вечного и временного в картине А. Дюрера «Поклонение волхвов».- принцип библейских композиций Питера Брейгеля Старшего в картинах «Проповедь Иоанна Крестителя», «Перепись в Вифлееме».- библейский сюжет в картине русского художника А. Иванова «Явление Христа народу».- И.Н. Крамской «Христос в пустыне». Образ Христа.4. Подведение итогов круглого стола. Домашнее задание.
Индивидуальное сообщение по произведениям Ф.М. Достоевского, Л. Андреева, Н.С. Лескова, М.Ю. Лермонтова, М.Горького, П.Л. Пастернака, К.Г. Паустовского.
Найти произведения художественной литературы, которые в основе имеют библейские заповеди.
Подготовить рассказ о нравственных заповедях Моисея и заповедях блаженства Иисуса Христа.
Составить вопросы к интеллектуальной игре «Умники и умницы» по теме занятия.
Тема №4.
Библейские сюжеты в литературе.
: исследовательская работа.
Оборудование: литературные произведения, Библия.
Цель: донести нравственные идеи Библии через восприятие художественного текста.
Задачи: а) показать влияние христианских идей на формирование русской литературы;
б) учить приемам исследования художественного текста.Ход занятия.
Рассказ учителя о влиянии христианских идей на формирование русской литературы.
Выступления учащихся с исследовательскими материалами.
1-ый ученик.
Рождественские рассказы русских писателей. «Ангелочек» Л. Андреева
2-ой ученик
Рождественские рассказы русских писателей. «Мальчик у Христа на елке» Ф. Достоевского
3-ий ученик
«Христос в гостях у мужика» Н.С. Лескова
4-ый ученик
Христианский подтекст стихотворений М. Ю. Лермонтова «Ангел» и «Молитва»
5-ый ученик
Осмысление М. Горьким ветхозаветного сюжета о Моисее в повести «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
6-ой ученик
Моление Христа о Чаше в стихотворении Б.Л. Пастернака «Гефсиманский сад»
7-ой ученик
Грех, покаяние, искупление в литературной сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
3. Подведение итогов занятия.Домашнее задание.
Найти в произведениях А.С. Пушкина отрывки, связанные с библейскими сюжетами («Отцы пустынники…», «Жил на свете рыцарь бедный», «Станционный смотритель»)
Составить вопросы к интеллектуальной игре «Умники и умницы» по теме занятия
Тема №5.
Библейские сюжеты в творчестве А.С. Пушкина
: практикум.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, произведения А.С. Пушкина, иллюстрации к ним, репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына».
: показать связь временного и вечного в творчестве А.С. Пушкина.
Задачи: а) учить анализу литературного произведения;
б) обучать приемам сопоставительного анализа. Ход занятия.
Вступительное слово учителя об отношении А.С. Пушкина к христианской культуре.
Чтение отрывков из произведений, аналитическая беседа с учащимися:
а) сопоставительный анализ молитвы святого Ефрема Сирина и пушкинского стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…»б) образ Богоматери в стихотворении А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный»;в) интерпретация притчи о блудном сыне в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»,символическое звучание имени Самсона Вырина.Домашнее задание.
Прочитать поэмуА. Ахматовой «Реквием»
Найти по «Толковому словарю» лексическое значение слова «реквием» (индивидуальное задание).
Составить вопросы к интеллектуальной игре «Умники и умницы» по теме занятия
Тема №6.
Временное и вечное в «Реквиеме» В.А. Моцарта и поэме «Реквием» А.А. Ахматовой.
: лабораторное занятие.
Оборудование: портреты В.-А. Моцарта и А.А. Ахматовой, А.С. Пушкина, запись «Реквиема» Моцарта, поэма А.Ахматовой, маленькая трагедия А. Пушкина «Моцарт и Сальери».
: показать связь поэмы с Библией, мировой культурой и литературой.
Задачи: а) рассмотреть нравственные проблемы, связывающие музыкальное и литературные произведения;
б) учить понимать глубину содержания произведений искусства.Ход занятия.
Вступительное слово учителя о музе Ахматовой, обращенной к вечности, олицетворяющей собой связь времен.
Работа с «Толковым словарем» для определения связи названия поэмы с европейской культурной традицией и духовной культурой.
Тема реквиема, объединившая произведения В.-А. Моцарта, А. Пушкина,А. Ахматовой. Аналитическое чтение отрывков из произведений. Слушание отрывков «Реквиема» Моцарта. Сопоставительный анализ литературных и музыкальных произведений.
Сообщение учащегося «Связь образов сына и матери в поэме А. Ахматовой «Реквием» с библейскими образами Христа и Девы Марии».
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание.Систематизировать материал к игре «Умники и умницы».
Тема №7.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
: игра.
Оборудование: плакаты учащихся, иллюстрации, костюмы участников игры, медали.
Цель: подвести итоги изученного на элективе.
Задачи: а) выявление одаренных, интеллектуально развитых детей.
Ход занятия.
Вступительное слово ведущего о целях, задачах и правилах игры.
Игра:
1-ый агон2-ой агон3-ий агон Подведение итогов электива-9.
Список используемой литературы.
Апов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., издательство «Приор», 1998, 480 с.
Дронов М.М. О Библии и библейском учении // «Литература в школе», №2, 1990, с.57-70.
Костанян Н.Н. Библия на уроках литературы // «Литература в школе», №2, 1990, с.124-126
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. С.-П., 1994.
Мень А. Культура и духовное возрождение. М., «Искусство», 1992, 495с.
Список рекомендуемой литературы.
Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый Завет. М.,1995, 320 с.
Дмитриева Е.В. Россия / Серия «Мировая художественная культура», С.-П., 2002, 400 с.
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII века. М., 1983
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим. М., 2000, с.16-21

Оцените статью
Добавить комментарий