Командировочные расходы и обязательное страхование

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Командировочные расходы и обязательное страхование
Практически любая командировка тесно связана с приобретением командированным сотрудником услуг проезда и проживания. Мало того, что расходы на проезд и оплату услуг гостиниц сами по себе вызывают немало вопросов у бухгалтеров, так еще массу хлопот доставляют и страховые взносы на обязательное страхование командированных сотрудников при оплате услуг проезда или проживания в отеле. Об основных положениях обязательного личного страхования и налогообложении таких страховых взносов мы и поговорим более подробно.
Гражданско-правовые основы страхования сегодня регулируются главой 48 "Страхование" ГК РФ и Законом Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в России" (далее — Закон N 4015-1). Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 4015-1 страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Причем договор личного страхования является публичным договором, регулируемым нормами статьи 426 ГК РФ. Напомним, что в соответствии с указанной статьей гражданского законодательства основным признаком публичности договора выступает невозможность коммерческой фирмы отказать потребителю в заключении публичного договора при наличии возможности предоставления соответствующих товаров или услуг. В противном случае потребитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению такого договора.
Страхование может быть добровольным и обязательным. Это касается как имущественного, так и личного страхования, в том числе личного страхования пассажиров. Обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета) введено Указом Президента Российской Федерации от 07.07.1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров".
^
Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров: — всех видов транспорта международных сообщений; — железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения; — морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ; — автомобильного транспорта на городских маршрутах. Обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно — экспедиторскими предприятиями и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров, в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая. Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию, соответственно, с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Приказом Минфина Российской Федерации от 16.01.1998 г. N 2н "О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта" утверждены следующие размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров:
— перевозимых воздушным транспортом — 2 руб.; — перевозимых железнодорожным транспортом — 2,3 руб.; — перевозимых морским транспортом — 0,1 руб.; — перевозимых внутренним водным транспортом — 0,6 руб.; — перевозимых автомобильным транспортом — 1,5 руб. Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа и взимается с пассажира при продаже проездного документа. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров установлена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.
^
Статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Следовательно, сейчас страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров составляет 12 000 руб. Пассажиру при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Выплата страховой суммы производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, произошедшим на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования. Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, произошедшим на транспорте с застрахованным пассажиром, первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Помимо этого перевозчик обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта. Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.
Напомним, что сегодня при направлении своих работников в командировку работодатели руководствуются нормами Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее — Постановление N 749).
Из пунктов 12 и 22 Постановления N 749 вытекает, что страховые взносы на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте входят в состав расходов на проезд командированного сотрудника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Из чего можно заключить, что организация, возмещающая своему работнику расходы на проезд, вправе учесть в составе налогооблагаемых командировочных расходов стоимость страховки, уплачиваемой при приобретении билета командированным сотрудником.
Как известно, организации — плательщики налога на прибыль помимо бухгалтерского учета ведут еще и налоговый учет, порядок ведения которого установлен нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
В соответствии с нормами подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы налогоплательщика на командировки включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией. На это же указывают и столичные налоговики в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 19.05.2009 г. N 16-15/049826.
Причем состав расходов, учитываемых в целях налогообложения в качестве расходов на командировки, определен также подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ. В частности, в него включены расходы на: — проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; — наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); — суточные или полевое довольствие; — оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; — консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы. Причем состав расходов, квалифицируемых для целей налогообложения в качестве командировочных расходов, остается открытым, а, следовательно, он может быть и расширен. Мы не случайно отметили это положение. Дело в том, что контролирующие органы в целом не возражают по поводу признания для целей налогообложения расходов по оплате страховки на транспорте при приобретении билетов для командированных сотрудников, но считают это допустимым лишь тогда, когда стоимость страхового взноса включена перевозчиком в стоимость проездного документа.
Такой вывод, в частности, можно сделать из Письма Минфина Российской Федерации от 10.05.2006 г. N 03-03-04/2/138, аналогичный подход финансистов изложен и в более раннем документе — Письме Минфина Российской Федерации от 04.05.2005 г. N 03-03-01-04/2/71.
Вместе с тем, в самой главе 25 НК РФ такого требования нет, более того, она признает налогооблагаемым расходом налогоплательщика любые обоснованные, документально подтвержденные затраты, связанные с получением дохода. Исключение составляют лишь те, которые прямо поименованы в статье 270 НК РФ. Если стоимость страховки на транспорте подтверждена отдельным полисом, то обоснованность таких затрат подтвердить не сложно — личное страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте является обязательным в силу закона. Поэтому, независимо от того, включена ли стоимость страховки в стоимость проездного документа или оплачена отдельно, налогоплательщик вправе ее учесть для целей налогообложения.
Тем не менее, отметим, что если при наличии отдельного страхового полиса организация учтет оплату страховки в составе налогооблагаемых командировочных расходов, то ей может потребоваться помощь суда. Так как арбитражная практика по данному вопросу отсутствует, то сказать определенно, чью сторону примут арбитры, сложно. Поэтому тем, кто не готов спорить по данному вопросу, лучше придерживаться точки зрения Минфина Российской Федерации.
Если сотрудник организации выезжает за границу, то не исключено, что условием въезда на территорию иностранного государства может стать наличие обязательной медицинской страховки командированного лица. В противном случае организация не сможет оформить и получить визу для своего работника. Если речь идет об обязательной медицинской страховке, оформляемой при командировке, то, по мнению автора, организация может учесть ее стоимость в составе командировочных расходов. Тем более что сегодня такой вид возмещаемых командировочных расходов при поездках за рубеж прямо предусмотрен пунктом 23 Постановления N 749. Это подтверждают и сами финансисты в своем Письме от 20.10.1999 г. N 04-06-05. С ними соглашаются и суды, на что указывает Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.10.2006 г. N А33-6493/06-Ф02-5210/06-С1, А33-6493/06-Ф02-5324/06-С1 по делу N А33-6493/06.
Кулаева Н.С.

Командировочные расходы и обязательное страхование  

    Практически любая командировка тесно связана с приобретением командированным сотрудником услуг проезда и проживания. Мало того, что расходы на проезд и оплату услуг гостиниц сами по себе вызывают немало вопросов у бухгалтеров, так еще массу хлопот доставляют и страховые взносы на обязательное страхование командированных сотрудников при оплате услуг проезда или проживания в отеле. Об основных положениях обязательного личного страхования и налогообложении таких страховых взносов мы и поговорим более подробно.

 

    Гражданско-правовые основы страхования сегодня регулируются главой 48 "Страхование" ГК РФ и Законом Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в России" (далее — Закон N 4015-1). Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 4015-1 страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

    Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Причем договор личного страхования является публичным договором, регулируемым нормами статьи 426 ГК РФ. Напомним, что в соответствии с указанной статьей гражданского законодательства основным признаком публичности договора выступает невозможность коммерческой фирмы отказать потребителю в заключении публичного договора при наличии возможности предоставления соответствующих товаров или услуг. В противном случае потребитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению такого договора. 

    Страхование может быть добровольным и обязательным. Это касается как имущественного, так и личного страхования, в том числе личного страхования пассажиров. Обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета) введено Указом Президента Российской Федерации от 07.07.1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров".

 

    ^

    Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:    — всех видов транспорта международных сообщений;    — железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;    — морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;    — автомобильного транспорта на городских маршрутах.     Обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно — экспедиторскими предприятиями и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.    Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров, в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.    Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию, соответственно, с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

    Приказом Минфина Российской Федерации от 16.01.1998 г. N 2н "О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта" утверждены следующие размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров:

    — перевозимых воздушным транспортом — 2 руб.;    — перевозимых железнодорожным транспортом — 2,3 руб.;    — перевозимых морским транспортом — 0,1 руб.;    — перевозимых внутренним водным транспортом — 0,6 руб.;    — перевозимых автомобильным транспортом — 1,5 руб.     Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа и взимается с пассажира при продаже проездного документа. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.    Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров установлена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда. 

    ^

    Статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб.    Следовательно, сейчас страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров составляет 12 000 руб.    Пассажиру при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.    Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.    Выплата страховой суммы производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, произошедшим на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.    Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, произошедшим на транспорте с застрахованным пассажиром, первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Помимо этого перевозчик обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.    Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами. 

    Напомним, что сегодня при направлении своих работников в командировку работодатели руководствуются нормами Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее — Постановление N 749).

 

    Из пунктов 12 и 22 Постановления N 749 вытекает, что страховые взносы на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте входят в состав расходов на проезд командированного сотрудника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Из чего можно заключить, что организация, возмещающая своему работнику расходы на проезд, вправе учесть в составе налогооблагаемых командировочных расходов стоимость страховки, уплачиваемой при приобретении билета командированным сотрудником.

    Как известно, организации — плательщики налога на прибыль помимо бухгалтерского учета ведут еще и налоговый учет, порядок ведения которого установлен нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
    В соответствии с нормами подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы налогоплательщика на командировки включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией. На это же указывают и столичные налоговики в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 19.05.2009 г. N 16-15/049826.
    Причем состав расходов, учитываемых в целях налогообложения в качестве расходов на командировки, определен также подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ. В частности, в него включены расходы на:    — проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;    — наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);    — суточные или полевое довольствие;    — оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;    — консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.     Причем состав расходов, квалифицируемых для целей налогообложения в качестве командировочных расходов, остается открытым, а, следовательно, он может быть и расширен. Мы не случайно отметили это положение. Дело в том, что контролирующие органы в целом не возражают по поводу признания для целей налогообложения расходов по оплате страховки на транспорте при приобретении билетов для командированных сотрудников, но считают это допустимым лишь тогда, когда стоимость страхового взноса включена перевозчиком в стоимость проездного документа.

    Такой вывод, в частности, можно сделать из Письма Минфина Российской Федерации от 10.05.2006 г. N 03-03-04/2/138, аналогичный подход финансистов изложен и в более раннем документе — Письме Минфина Российской Федерации от 04.05.2005 г. N 03-03-01-04/2/71.

 

    Вместе с тем, в самой главе 25 НК РФ такого требования нет, более того, она признает налогооблагаемым расходом налогоплательщика любые обоснованные, документально подтвержденные затраты, связанные с получением дохода. Исключение составляют лишь те, которые прямо поименованы в статье 270 НК РФ. Если стоимость страховки на транспорте подтверждена отдельным полисом, то обоснованность таких затрат подтвердить не сложно — личное страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте является обязательным в силу закона. Поэтому, независимо от того, включена ли стоимость страховки в стоимость проездного документа или оплачена отдельно, налогоплательщик вправе ее учесть для целей налогообложения.

    Тем не менее, отметим, что если при наличии отдельного страхового полиса организация учтет оплату страховки в составе налогооблагаемых командировочных расходов, то ей может потребоваться помощь суда. Так как арбитражная практика по данному вопросу отсутствует, то сказать определенно, чью сторону примут арбитры, сложно. Поэтому тем, кто не готов спорить по данному вопросу, лучше придерживаться точки зрения Минфина Российской Федерации. 

    Если сотрудник организации выезжает за границу, то не исключено, что условием въезда на территорию иностранного государства может стать наличие обязательной медицинской страховки командированного лица. В противном случае организация не сможет оформить и получить визу для своего работника. Если речь идет об обязательной медицинской страховке, оформляемой при командировке, то, по мнению автора, организация может учесть ее стоимость в составе командировочных расходов. Тем более что сегодня такой вид возмещаемых командировочных расходов при поездках за рубеж прямо предусмотрен пунктом 23 Постановления N 749. Это подтверждают и сами финансисты в своем Письме от 20.10.1999 г. N 04-06-05. С ними соглашаются и суды, на что указывает Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.10.2006 г. N А33-6493/06-Ф02-5210/06-С1, А33-6493/06-Ф02-5324/06-С1 по делу N А33-6493/06.

 

Кулаева Н.С.

обязательному личному страхованию пассажиров,минимального размера оплаты труда,подлежат обязательному личному страхованию,минимальном размере оплаты труда,обязательное личное страхование пассажиров,обязательном личном страховании пассажиров,гражданско-правовые основы страхования,обоснованность таких затрат подтвердить,приобретении билета командированным сотрудником,страховщики обязаны обеспечивать доведение

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …