Комарова Александра Владимировна Лекция №1 от 22. 01. 03. Педагогика

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Комарова Александра Владимировна
Лекция №1 от 22.01.03.
Педагогика
П — наука о законах и закономерностях воспитания и обучения детей и взрослых. Маргарет Мид:
префигуративное общество
кофигуративное общество
постфигуративное общество
П — определенная сфера человеческой деятельности.П — отрасль человековедения.П — учебная дисциплина. Предмет П — является педагогический процесс — процесс воспитания и обучения.Основные понятия П является воспитание, обучение, образование, развитие, социализация.
Методы Пед исследования
наблюдение
эксперимент (формирующий характер)
опросные методы
изучение и анализ литературы, ретроспективный анализ собственного опыта
изучение и анализ результатов деятельности
социометрия
референтнометрия (круг значащих лиц)
Синкретический подход изучает системы, открытые внешним воздействиям и находящимся в не равновесном состоянии или в состоянии качественного перехода. Такие системы подчиняются нелинейным законам а путь их дальнейшего развития носит вероятностный характер (кризис возрастов). Специфика П определяется мастерством, творчеством, интуицией педагогов.
Этапы становления П
народная П
зарождение П идей в русле филос. учений
формирование П взглядов и теорий в рамках филос-педагогич. просвещений
становление П как науки
Пед типы в истории России
ТРАДИЦИЯ — человек осознанно следует ритуалам и традициям
ОТЕЧЕСТВО — человек — патриот, слуга отечества
ОБЩЕСТВО — человек — гражданин
ЧЕЛОВЕК — признание самоценности личности
Развитие и Социализация как П категория Р — процесс когнитивных и качественных изменений в организме человека. Результатом развития является становление человека как биологического вида и социального существа. Социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте. Личность формируется в социальной системе, а процесс формирования называется процессом социализации. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — двусторонний процесс, с одной стороны — адаптация человека к социальной среде, усвоение соц. опыта, норм, традиций, а с другой стороны, процесс самоактуализации и самореализации личности.
Факторы влияющие на процесс развития
т. преформизма — наследственность
т. конвергенции наследственности(!) и среды
т. основанная на биогенетическом з. филогенез = онтогенез
т. единства среды, наследственности, воспитания
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — передача от родителей к детям определенных качеств и особенностейСРЕДА — реальная действительность в условиях которых проходит развитие человека
природная
социальная
микросоциум
мезосреда (СМИ, регион)
макросреда (страна, этнос, государство)
мегосреда (землянин, часть вселенной)
ВОСПИТАНИЕ — как фактор развития — процесс передачи опыта от одного поколения к другому.
Движущие силы развития
Определяется как противоречие. 2 основных противоречия развития:
противоречие м-ду ХОЧУ и МОГУ (потребность — удовлетворение)
… м-ду МОГУ и МОГУ (мотив — ценность)
Закономерности развитияОбщие:
непрерывность
неравномерность
пластичность НС проявляется в компенсации и подражании
Возрастные з-ти,З-ти индивидуального развития.
Воспитание, обучение, образование
ВОСПИТАНИЕ — мотивационная сфера личности, ценностная ориентация личности, скрытый, постоянный, строится на взаимоотношениях, неограничен в пространстве и во времени, трудно запрограммировать, нельзя спрогнозировать результат воспитания, нельзя ограничить во времени, носит общественный характер и социальную предвзятость. ОБУЧЕНИЕ — формирование познавательной сферы личности, открытый процесс, имеет временные рамки и пространственные границы, четкая образовательная программа, результаты четко определяются, идейно нейтрально. ОБРАЗОВАНИЕ
целостный процесс воспитания и обучения
результат обучения
как элемент культуры
Основы теории воспитанияФакторы:
философ. воззрения на смысл человеческого существования
политика и идеология в обществе
уровень развития педагоич. и психологич. науки
система ценностей Пед, воспитателя, орг. воспитательного процесса
ЦЕЛЬ воспитания — формированиесрежневых личностных отношений к объектам окружающего мира при гармоничном развитии 3-х сторон личности:
эмоционально-волевой
познавательно-мирровозренческой
действенной
«Я»:
отношение к самому себе (Я-конц.)
отношение к людям
отношение к делу
отношение к родине
отношение к обществу
Постулаты:
Ребенку в воспитательном процессе изначально приписывалось каким он должен быть
– Человек — самоцель, он своеобразен, имеет права и свободы
П действия должны быть направлены на борьбу с недостатками
– Воспитание должно строиться на принципе педагогического оптимизма
Позиция самоутверждения в общении с детьми
– Сотрудничество с детьми в различной сит. воспитания
В воспитании исп. вербальные методы
– воспитание должно осуществляться в разнообразных видах деятельности Объективное Воспитательное Отношение — отнош. возникающее в процессе деятельности, в процессе которой каждая из сторон выполняет определенные функции.Субъективное Восп. Отнош. — межличностные отношения возникающие в процессе деятельности. Социальный опыт:
ценностные ориентации
самооценка и рефлексия
стиль жизни
Типы объективных воспитательных отношений
Авторитарный — открыто предлагает, сам организует
Гиперопека — открыто предлагает, сам реализует
Гипопека — попустительство — открыто предлагает, не организовывает
Сотрудничество и разумная опека — предлагает, обменивается опытом и создает условия для собственного опыта ребенка.
УВАЖЕНИЕ:
знание сильных и слабых сторон личности
вера в возможности ребенка
стремление помочь ребенку
Истинный авторитет — компетентен, равноправное участие, положит. отношение к критике, отношение как к личности.Ложный авторитет — источник — власть, подчинение, неравенство, подавление, критика — покушение на власть, человек как предмет, вещь.
Воспитывающая деятельность
Признаки ВД:
возрастные особенности деятельности
способы организации деятельности
цель деятельности должна быть понятной и принятой ребенком
должны усложняться мотивы деятельности
содержание деятельности должно быть разнообразной
действия должны усложняться от исполнительских к творческим, от пассивных к активным, от несамост. к самостоятельным
должно выполняться ряд организационных условий: мера времени, литературная оснащенность, соразмерность требований и возможностей, достижение видимых результатов
контроль и оценка деятельности ребенка должна осущ. самим ребенком и значимым для ребенка авторитетом
23.01.03.
Принципы и содержание воспитания
Принципы ВП — требования, которые предъявляются к Восп. проц. (ВП) базирующиеся на закономерностях развития и воспитания.
принцип ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ воспитания — требует руководствоваться в воспитании естественным природным развитием ребенка, должны учитывать:
должен определить категорию ребенка
учет возрастных особенностей воспитания
учет гендерных различий
учет индивидуальных особенностей
опора на положительные стороны личности в воспитании
развитие инициативы и самостоятельности ребенка
пр. КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ воспитания — в восп. необходимо принимать во внимание условия, место и время в котором родился, развивается человек; необх. учитывать:
социокультурные условия развития человека
необходимо приобщать ребенка к различным культурам
учет отклонения личности от нормы
развития творчества у детей с отклонениями в развитии
пр. ГУМАНИЗМА в воспитании
признание ценности ребенка как личности, его права на свободу
создание условий для развития творчества, способностей
оказание помощи в жизненном самоопределении
достойное отношение ко всем детям независимо от их положения
признание права каждого ребенка быть самим собой
помощь детям с проблемами, формирование у них уверенности в себе, уважение к окружающим, формирование позиций «Я сам», желание самому решать проблемы
понимание милосердия не как жалость а как желание помочь детям интеграции их в общество
стремление не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных
Содержание воспитания
ИДЕОЛОГИЯ — отвечает за формирование образа собственной жизни
экономика
философия
право
политика
НАУКА — вооружает человека способами познания мира и способами вхождения в мир
КУЛЬТУРА
общие культурные классы
способ организации жизни
Формы и методы воспитания Формы воспитания — некоторое выражения содержания воспитания, делится на:
формы деятельности
формы общения
Формы деятельности
ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (ТД) — общая работа, важные события, осущ. и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо в т.ч. себе. Характерным принципом ТД является деятельно-созидательная позиция детей, их участие в организаторской деятельности, значимая направленность содержания, опосредованный характер педагогического руководства. Этапы проведения:
предварительная работа педагога
коллективное планирование
коллективная подготовка
проведение дела
коллективное подведение итогов
последействие
Воспитывающие возможности:
обеспечение активную реализацию и обогащение опытом ребенка
направлен на развитие всех сторон личности
эмоционально привлекателен для детей
воспитательные задачи решаются скрыто от воспитанников в процессе решения жизненно практических задач
ИГРА — воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Отсутствие общественно-полезной направленности и конкретных результатов. Формы игры:
сюжетно-ролевая
деловая
спортивная
Главная воспитываемая возможность — обогащение новыми социальными ролями. 3) ТВОРЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК — соц. значимое событие для определенной группы людей, общества, народа, человека. Цель ТП — донести радость друг другу. Виды:
традиционные
праздники подведения итогов
Воспитательные возможности:
яркие эмоциональные переживания в ходе праздника
особые формы общения
особые атрибуты
4) МЕРОПРИЯТИЯ — событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогом или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на него.
созерцательно-исполнительская позиция детей
организаторская роль взрослых
Виды мероприятий: беседы, лекции, экскурсии, культ походы, прогулки, обучающие занятия, тренинг. Условие выбора Меропр:
решение просветительских задач
содержание воспитания требует высокой компетентности
организаторские ф-ии слишком сложны для детей
решаются задачи обучения чему-либо
при принятии мер по укреплению здоровья детей и их функционального развития по выполнению режима дня, поддержании дисциплины и порядка.
Формы общения
деловое общение — задача — научить взаимодействовать в процессе совместной деятельности — объективно
поручение
распоряжение
собеседование
инструкция
межличностное свободное общение — научить выражать чувства в процессе взаимодействия — приветствие
развивающее общение — передача ценной информации с целью развития
Методы воспитания–способ воспитательного воздействия на ребенка со стороны педагога, родителей, взрослых.
Классификация методов воспитания
М убеждения — методы, направленные на формирование сознания ребенка; Я-сообщение и ТЫ-сообщение
объяснение
разъяснение
увещевание
внушение
инструктаж
доклад
пример
М упражнения — направлен на формирование опыта поведения
упражнение
приучение
пед. требование
общественное мнение
поручение
создание воспит. ситуации
М стимулирования — направлен на формирование мотивации
соревнование
поощрение — направлено на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и поступков и стимулирование к новым поступкам.
наказание — ориентировано на сдерживание негативных действий человека и коррекцию поведения в подобных ситуациях.
Критерии воспитания ребенка
Иванов И.П.: по сформированности сферы личности:
показатели сформированности познавательно-мирровозренческой сферы является кругозор человека — КУЛЬТУРА РЕЧИ
развитие эмоциональн-волевой сферы
заботливость
дисциплинированность
доморальное
нормативное мораль (под наблюдением)
автономная мораль
сфера действия
самостоятельность
активность
Реан А.А.: показатели социальной зрелости личности
ответственность
терпимость
сенсуальная терпимость — устойчивость к воздействию соц. среды
диспозиционная терпимость — основа — установка личности
саморазвитие
положительное мышление, отношение к миру
3) Доброта, Красота, Истина4) Стефановская:
знание человека
оценочные суждения
поступки, действия
Социализация в малых группах (МГ)МГ — небольшое объединение людей (2-30) занятых общим делом, находящихся в непосредственном контакте между собойБГ — социальные общности, выделенные по каким-либо критериям
Характеристики МГ
психологическая и поведенческая общность ее членов
динамическое развитие и жизнедеятельность гр.
морально-нравственные нормы гр.
непосредственный контакт м-ду членами гр.
размер гр.
композиция гр.
психологический климат в гр.
направленность деятельности
МГ могут быть:
условными/реальными
естественными/лабораторными
формальными/неформальными
слабо развиты
диффузная — объединение по общим интересам или деятельностью; чувствуют себя защищенными, нет ответственности и обещаний
ассоциация — появление общего дела, ответственность и обязательства в отношении общего дела
высокоразвиты
кооперация — объединение людей, замкнутых на внутригрупповых ценностях, подчиняющихся внутригрупповым законам, решают задачи решающие потребности гр. Реализация только в рамках своих ф-ий,
коллектив — объединение людей, связанных социально-значимой целью и деятельность, нет органов самоуправления, добровольность; Признаки:
успешно справляется с возложенными на него задачами
высокая мораль, хорошие взаимоотношения = защищенность
условия для развития личности = самореализация
способен к творчеству, дает больше, нежели сумма врозь = обогащение
референтными/нереферентными
Пути становления коллектива
взаимная ориентация — самопрезентация личности, наблюдение за другими
эмоциональный подъем — новые впечатления, новизна, контакты
спад псих. контактов — достоинства и недостатки других
подъем псих. контактов
Необходимо учитывать ряд признаков:
взаимоотношения руководителя и лидера
каналы коммуникации в гр.
позиции в системе отношений, статусы, реальную систему положения в коллективе
внутренняя установка
роль в коллективе, нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в гр. определенную позицию
Основы теории обученияДидактика — часть пед кот. разрабатывает проблемы обучения и образования
^
3 концепции учения:
ТРАДИЦИОННАЯ — учение — это один из видов познания, усвоения уже сложившихся систем человеческого знания. ЦЕЛЬ — формирование у чел. системы научных знаний, умений, навыков
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ — учение — овладение опытом человеческой деятельности умственной и материальной. ЦЕЛЬ — формирование способов осуществления деятельности, карт деятельности и поведения (Эльконин)
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ К — учение — овладение культурой, наполненной человечеством, ее перенимание и усвоение. Ведущая категория — ЦЕННОСТЬ. ЦЕЛЬ — формирование системы ценностей, отношений к науке, культуре (Выготский)
^ Главным условием спешного обучения является положительная мотивация и познавательный интерес.Мотивация обучения (МО) — совокупность мотивов, потребностей, направленностей науч. деятельность.
Познавательные мотивы (ПМ)
Широкие ПМ — познание человека в целом
УчебноПознавательные — уч. действия и операции
М самообразования — взаимодействие с др. людьми, приобретение знаний самостоятельно
2.1) Широкие СМ — соц. ценности2.2) Узкие СМ — позиционные — определенный соц. статус2.3) М сотрудничества и творчества — взаимод. с людьми на преобразующую деятельностьОхарактеризовать Мотив можно по признакам:
смыслообразующие или нет
ведущие/второстепенные
внешние/внутренние
осознаваемые/неосознаваемые
локализованные/аморфные
устойчивые/ситуативные
положит/отрицат окрашенные
сильные/слабые
быстро/постепенно возникающие
Пед. методы изучения мотивов
наблюдение
анкетирование
изучение продуктов деятельности
изучение кривой успеваемости
естественный и лабораторный эксперимент
Пути формирования положительной мотивацииИсточники:
использование элементов историзма
открытие нового в известном
использование достижений современной науки
обоснование практической значимости знаний
использование элементов занимательности
Отношение преподавателя и учащихся
обеспечение и поддержание доброжелательных отнош. со стороны преподавателя
проявление пед. оптимизма
обеспечение поддержки начинаний учителя учениками
многообразие самостоятельной работы
проблемное обучение
решение творческих задач
практическое направление обучения
Содержание образования (СО)Большой объем знаний, быстрое устаревание знаний.СО предст. собой 4 компонента;
система значений о мире
система обшеинтеллектуальных и практических умений и навыков
опыт творческой деятельности
опыт эмоционально волевого отношения к миру
СО формируется исходя из факторов:
потребностей социальных и личных
социальные — Гос Образоват. Стандарт (ГОС) :
Федеральный
региональный
школьный/вузовский
личностные — вариативное обучение
социальными и научными достижениями (ур. современной науки)
уровни возможности (сенситивные периоды)
Способы построения содержания образования
их достоинства и недостатки
ЛИНЕЙНЫЙ способ — содержание обр-ия выстраивается последовательно, изучается один раз
/-/ не переходит на новый качественный уровень/+/ не исчезает познавательный интерес
КОНЦЕТРИЧЕСКИЙ способ — сод-ие обр. рассматривается несколько раз на разных уровнях
/-/ потеря познавательного интереса/-/ увеличение времени и нагрузки /+/ материал раскрывается с должной полнотой
СПИРАЛЬНОЕ построение — сод. обр. строится таким образом, чтобы новые предметы не терялись в поле зрения изученных предметов
/-/ нужна особая подготовка для изучения новых предметов/+/ нет перерывов в образовании/+/ нет одноразовости изучения
Функции учебной литературы
информационная
практическая (задания, упражнения)
контрольно-коррекционная (самоконтроль)
самообразовательная (доп. чтение)
Учебники бывают:
универсальными (1-4)
систематическими (1, 4) справочник, хрестоматия
сборник упражнений (2, 3)
материалы для тестирования (3)
Формы учебников
ЯЗЫКОВАЯ — богатый язык, апеллирует к воображению, мыслит. деятельности, сложные проблемы описаны простым языком
ГРАФИЧЕСКАЯ — главы, разделы, абзацы, схемы, табл., рис. должны иметь ценность документа
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — красочный, приятный.
24.01.03.
Виды обучения
Догматическое обучение — заучивание
Развивающее обучение
Объяснительно-иллюстративное
Проблемное обучение
Программирование обучение
Модульное обучение
Объяснительно-Иллюстративное обучение–обучение, путем передачи знаний учителем, организовывая процесс понимания и усваивания этих знаний учеником. Длительность:
новые виды объяснения, способы изложения знаний, новые виды наглядности
ОИО способствует формированию системы знаний
Изложение информации и наглядность; слушание и запоминание; безошибочное воспроизведение материала; в виде уроков, занятий, лекций/+/ экономия времени/+/ сбережение сил/+/ облегчает понимание сложных знаний/+/ обеспечивает эффективное управление учебным процессом/-/ преподнесение готовых знаний/-/ нет самостоятельного и продуктивного мышления/-/ нет возможности индивидуализировать и дифференцировать уч. процесс
^
–обучение организованное путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем.Главным элементом в ПО является ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ (ПС)1) Векслер С.М.: 3 типа ПСит. кот. необходимо решить
познавательные ПСит
на самостоятельное определение понятий
на объяснение причин явления
на сравнение
на выдвижение гипотезы
оценочные ПСит
на сопоставление с эталоном, шаблоном
на нахождении ошибок и пути их устранения
на рецензирование
дискуссии
организационные ПСит
на принятие решения
на получение информации
на организацию деятельности
2) Гольдин И.И.: Проблема = Противоречие; 6 типов противоречий:
между имеющимися знаниями и новыми требованиями
между сложившимися способами применения знаний и новыми практическими условиями работы
между теоретическим сознательным путем решения задач и практической нецелесообразностью избранного способа
между практически достигнутым результатом и отсутствием теоретического обоснования
между статистическим характером схем и необходимостью прочитать их в динамике
между сложившимся представлениями и многообразием новых конструктивных решений
Структура Пробл. Обуч. соответствует структуре решения проблемы:
создание проблемной ситуации
формирование гипотез
проверка гипотез
оценка результатов
/+/ самостоятельное добыча знаний путем творческой деятельности/+/ высокий интерес к учебной деятельности/+/ развитие продуктивного мышления/+/ прочные и действенные результаты обучения/-/ слабая управляемость познавательной деятельности/-/ большие затраты времени на достижение запланированной цели
^
–обучение рассматривается как сложная динамичная система, управляя этой системой, осущ. посредством посылки команд со стороны учителя ученику, и получение обратной связи.
Линейная программа обуч. — информация подавалась небольшими долями, каждая информ. доза сопровождалась проверкой знаний с однозначным ответом
Разветвленные программы
Программы с дополнит. программными информационными окнами
Проблемы реализации ПО
кибернетическая проблема — обратная связь
психологическая — индивидуализация обуч
педагогическая — слабо реш. воспитат. задачи
/+/ постепенное усложнение деятельности учащихся/+/ привлечение уч. к анализу изуч. материала/+/ экономия времени в проц. обуч. /-/ не реш. воспитат задачи/-/ слабое управление воспит. проц. /-/ в основном овладение пассивными знаниями
Принципы обучения (традиционная)
пр. научности
пр. системности
пр. связь теории с практикой
пр. сознательности и активности
пр. наглядности
пр. доступности
пр. прочности знаний
Формы и методы обученияФормы обучения — внешние очертания содержания образования, делится на:
Общие формы обучения — инливидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, парная
Формы организации обучения — ограничено рамками времени конструкции отдельного звена процесса обучения — конкретные
ВУЗ — лекции, семинары, практические занятия (ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ)ШК — урок, дом/работа (КЛАССНО-УРОЧНАЯ)ОБЩ — факультатив, экскурсии, лабораторные, экзамены, зачетыЛекции бывают: вводная, Л-информация, обзорная, проблемная, Л-визуализация, бинарная (диалог 2-х руководит), Л с заранее запланированными ошибками, Л-конференции, Л-консультации.
^
МЕТОД в обучении — упорядоченная деятельность педагога и учащихся, напр. на достижение заданной цели обучения. Классификация:
ТРАДИЦИОННАЯ — осн. на источниках знаний, выделяют 4 типа знаний:
Словесный метод — слово преподавателя
Наглядный метод
Практический метод
Книга
Видео- и Аудио- методы
внешнее выражение обучения
изложение педагога
беседа с уч.
самостоятельная работа
внутренняя наполненность обучения
деятельность ученика
репродуктивная
проблемная
частично-поисковая
исследовательская
способ получения знаний
догматический
эвристический
исследовательский
логический путь построения обучения
аналитический
систематический
аналитико-синтетический
индуктивный ч-о
дедуктивный о-ч
Проверка и оценка в уч. процессе Диагностика обучения: проверка и оценка.ПРОВЕРКА – выявление и измерение знаний, умений, навыков. Характеристики проверки:
предварительная
текущая
итоговая
Требования:
систематичность
всесторонность
индивидуальность
взаимосвязанные проверки
Методы проверки:
устные опросы
письменные
графические и практические задания
ОЦЕНКА — процесс сопоставления нормативов знаний с фактическими знаниями. Нет учебного проц. без оценочного. Выражаются в формах:
количественная
вербальная
символическая
эмоциональное выражение оценки
Функции оценки
информационная
воспитательная — формирует самооценку ученика и должна содержать ЭТАЛОНЫ: Этапы:
принятие и понимание оценочных эталонов педагога
формирование коллективного оценочного эталона
формирование собственного оц. эталона
социальная
мотивационная
диагностическая
Дидактические требования к оценке
Объективность
Дифференцируемый характер оц. (разные стороны оц.)
Гласность
Критерии Оц. и проверки
полнота
глубина
оперативность
гибкость
свернутость/развернутость
конкретность/обобщенность
Уровни овладения знаниями
усвоение (узнаван-запоминан-воспроизв)
понимание (коммуникация и исп. информацию)
применение
анализ
синтез (вывод)
оценка (суждение)
репродуктивная деятельность с внешней подсказкой
репродуктивная деятельность без внешней подсказки
самостоятельная деятельность в незнакомой ситуациях но в рамках изученного
самостоятельное изучение ситуаций при решении широкого класса задач
Этапы формирования самоконтроля
итоговый
пошаговый
прогностический — заранее предсказание ошибок и путей следования.

Комарова Александра Владимировна

Лекция №1 от 22.01.03.

Педагогика

П — наука о законах и закономерностях воспитания и обучения детей и взрослых. Маргарет Мид:

  • префигуративное общество
  • кофигуративное общество
  • постфигуративное общество

П — определенная сфера человеческой деятельности.П — отрасль человековедения.П — учебная дисциплина. Предмет П — является педагогический процесс — процесс воспитания и обучения.Основные понятия П является воспитание, обучение, образование, развитие, социализация.

Методы Пед исследования

  • наблюдение
  • эксперимент (формирующий характер)
  • опросные методы
  • изучение и анализ литературы, ретроспективный анализ собственного опыта
  • изучение и анализ результатов деятельности
  • социометрия
  • референтнометрия (круг значащих лиц)

Синкретический подход изучает системы, открытые внешним воздействиям и находящимся в не равновесном состоянии или в состоянии качественного перехода. Такие системы подчиняются нелинейным законам а путь их дальнейшего развития носит вероятностный характер (кризис возрастов). Специфика П определяется мастерством, творчеством, интуицией педагогов.

Этапы становления П

  1. народная П
  2. зарождение П идей в русле филос. учений
  3. формирование П взглядов и теорий в рамках филос-педагогич. просвещений
  4. становление П как науки

Пед типы в истории России

  1. ТРАДИЦИЯ — человек осознанно следует ритуалам и традициям
  2. ОТЕЧЕСТВО — человек — патриот, слуга отечества
  3. ОБЩЕСТВО — человек — гражданин
  4. ЧЕЛОВЕК — признание самоценности личности

Развитие и Социализация как П категория Р — процесс когнитивных и качественных изменений в организме человека. Результатом развития является становление человека как биологического вида и социального существа. Социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте. Личность формируется в социальной системе, а процесс формирования называется процессом социализации. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — двусторонний процесс, с одной стороны — адаптация человека к социальной среде, усвоение соц. опыта, норм, традиций, а с другой стороны, процесс самоактуализации и самореализации личности.

Факторы влияющие на процесс развития

  1. т. преформизма — наследственность
  2. т. конвергенции наследственности(!) и среды
  3. т. основанная на биогенетическом з. филогенез = онтогенез
  4. т. единства среды, наследственности, воспитания

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — передача от родителей к детям определенных качеств и особенностейСРЕДА — реальная действительность в условиях которых проходит развитие человека

  • природная
  • социальная
  • микросоциум
  • мезосреда (СМИ, регион)
  • макросреда (страна, этнос, государство)
  • мегосреда (землянин, часть вселенной)

ВОСПИТАНИЕ — как фактор развития — процесс передачи опыта от одного поколения к другому.

Движущие силы развития

Определяется как противоречие. 2 основных противоречия развития:

  1. противоречие м-ду ХОЧУ и МОГУ (потребность — удовлетворение)
  2. … м-ду МОГУ и МОГУ (мотив — ценность)

Закономерности развитияОбщие:

  • непрерывность
  • неравномерность
  • пластичность НС проявляется в компенсации и подражании

Возрастные з-ти,З-ти индивидуального развития.

Воспитание, обучение, образование

ВОСПИТАНИЕ — мотивационная сфера личности, ценностная ориентация личности, скрытый, постоянный, строится на взаимоотношениях, неограничен в пространстве и во времени, трудно запрограммировать, нельзя спрогнозировать результат воспитания, нельзя ограничить во времени, носит общественный характер и социальную предвзятость. ОБУЧЕНИЕ — формирование познавательной сферы личности, открытый процесс, имеет временные рамки и пространственные границы, четкая образовательная программа, результаты четко определяются, идейно нейтрально. ОБРАЗОВАНИЕ

  • целостный процесс воспитания и обучения
  • результат обучения
  • как элемент культуры

Основы теории воспитанияФакторы:

  • философ. воззрения на смысл человеческого существования
  • политика и идеология в обществе
  • уровень развития педагоич. и психологич. науки
  • система ценностей Пед, воспитателя, орг. воспитательного процесса

ЦЕЛЬ воспитания — формированиесрежневых личностных отношений к объектам окружающего мира при гармоничном развитии 3-х сторон личности:

  • эмоционально-волевой
  • познавательно-мирровозренческой
  • действенной

«Я»:

  • отношение к самому себе (Я-конц.)
  • отношение к людям
  • отношение к делу
  • отношение к родине
  • отношение к обществу

Постулаты:

  1. Ребенку в воспитательном процессе изначально приписывалось каким он должен быть

– Человек — самоцель, он своеобразен, имеет права и свободы

  1. П действия должны быть направлены на борьбу с недостатками

– Воспитание должно строиться на принципе педагогического оптимизма

  1. Позиция самоутверждения в общении с детьми

– Сотрудничество с детьми в различной сит. воспитания

  1. В воспитании исп. вербальные методы

– воспитание должно осуществляться в разнообразных видах деятельности Объективное Воспитательное Отношение — отнош. возникающее в процессе деятельности, в процессе которой каждая из сторон выполняет определенные функции.Субъективное Восп. Отнош. — межличностные отношения возникающие в процессе деятельности. Социальный опыт:

  1. ценностные ориентации
  2. самооценка и рефлексия
  3. стиль жизни

Типы объективных воспитательных отношений

  1. Авторитарный — открыто предлагает, сам организует
  2. Гиперопека — открыто предлагает, сам реализует
  3. Гипопека — попустительство — открыто предлагает, не организовывает
  4. Сотрудничество и разумная опека — предлагает, обменивается опытом и создает условия для собственного опыта ребенка.

УВАЖЕНИЕ:

  • знание сильных и слабых сторон личности
  • вера в возможности ребенка
  • стремление помочь ребенку

Истинный авторитет — компетентен, равноправное участие, положит. отношение к критике, отношение как к личности.Ложный авторитет — источник — власть, подчинение, неравенство, подавление, критика — покушение на власть, человек как предмет, вещь.

Воспитывающая деятельность

Признаки ВД:

  1. возрастные особенности деятельности
  2. способы организации деятельности
    1. цель деятельности должна быть понятной и принятой ребенком
    2. должны усложняться мотивы деятельности
    3. содержание деятельности должно быть разнообразной
    4. действия должны усложняться от исполнительских к творческим, от пассивных к активным, от несамост. к самостоятельным
    5. должно выполняться ряд организационных условий: мера времени, литературная оснащенность, соразмерность требований и возможностей, достижение видимых результатов
    6. контроль и оценка деятельности ребенка должна осущ. самим ребенком и значимым для ребенка авторитетом

23.01.03.

Принципы и содержание воспитания

Принципы ВП — требования, которые предъявляются к Восп. проц. (ВП) базирующиеся на закономерностях развития и воспитания.

  1. принцип ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ воспитания — требует руководствоваться в воспитании естественным природным развитием ребенка, должны учитывать:
  • должен определить категорию ребенка
  • учет возрастных особенностей воспитания
  • учет гендерных различий
  • учет индивидуальных особенностей
  • опора на положительные стороны личности в воспитании
  • развитие инициативы и самостоятельности ребенка
  1. пр. КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ воспитания — в восп. необходимо принимать во внимание условия, место и время в котором родился, развивается человек; необх. учитывать:
  • социокультурные условия развития человека
  • необходимо приобщать ребенка к различным культурам
  • учет отклонения личности от нормы
  • развития творчества у детей с отклонениями в развитии
  1. пр. ГУМАНИЗМА в воспитании
  • признание ценности ребенка как личности, его права на свободу
  • создание условий для развития творчества, способностей
  • оказание помощи в жизненном самоопределении
  • достойное отношение ко всем детям независимо от их положения
  • признание права каждого ребенка быть самим собой
  • помощь детям с проблемами, формирование у них уверенности в себе, уважение к окружающим, формирование позиций «Я сам», желание самому решать проблемы
  • понимание милосердия не как жалость а как желание помочь детям интеграции их в общество
  • стремление не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных

Содержание воспитания

  1. ИДЕОЛОГИЯ — отвечает за формирование образа собственной жизни
  • экономика
  • философия
  • право
  • политика
  1. НАУКА — вооружает человека способами познания мира и способами вхождения в мир
  2. КУЛЬТУРА
  • общие культурные классы
  • способ организации жизни

Формы и методы воспитания Формы воспитания — некоторое выражения содержания воспитания, делится на:

  • формы деятельности
  • формы общения

Формы деятельности

  1. ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (ТД) — общая работа, важные события, осущ. и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо в т.ч. себе. Характерным принципом ТД является деятельно-созидательная позиция детей, их участие в организаторской деятельности, значимая направленность содержания, опосредованный характер педагогического руководства. Этапы проведения:
  • предварительная работа педагога
  • коллективное планирование
  • коллективная подготовка
  • проведение дела
  • коллективное подведение итогов
  • последействие

Воспитывающие возможности:

  • обеспечение активную реализацию и обогащение опытом ребенка
  • направлен на развитие всех сторон личности
  • эмоционально привлекателен для детей
  • воспитательные задачи решаются скрыто от воспитанников в процессе решения жизненно практических задач
  1. ИГРА — воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Отсутствие общественно-полезной направленности и конкретных результатов. Формы игры:
  • сюжетно-ролевая
  • деловая
  • спортивная

Главная воспитываемая возможность — обогащение новыми социальными ролями. 3) ТВОРЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК — соц. значимое событие для определенной группы людей, общества, народа, человека. Цель ТП — донести радость друг другу. Виды:

  • традиционные
  • праздники подведения итогов

Воспитательные возможности:

  • яркие эмоциональные переживания в ходе праздника
  • особые формы общения
  • особые атрибуты

4) МЕРОПРИЯТИЯ — событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогом или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на него.

  • созерцательно-исполнительская позиция детей
  • организаторская роль взрослых

Виды мероприятий: беседы, лекции, экскурсии, культ походы, прогулки, обучающие занятия, тренинг. Условие выбора Меропр:

  • решение просветительских задач
  • содержание воспитания требует высокой компетентности
  • организаторские ф-ии слишком сложны для детей
  • решаются задачи обучения чему-либо
  • при принятии мер по укреплению здоровья детей и их функционального развития по выполнению режима дня, поддержании дисциплины и порядка.

Формы общения

  1. деловое общение — задача — научить взаимодействовать в процессе совместной деятельности — объективно
  • поручение
  • распоряжение
  • собеседование
  • инструкция
  1. межличностное свободное общение — научить выражать чувства в процессе взаимодействия — приветствие
  2. развивающее общение — передача ценной информации с целью развития

Методы воспитания–способ воспитательного воздействия на ребенка со стороны педагога, родителей, взрослых.

Классификация методов воспитания

  1. М убеждения — методы, направленные на формирование сознания ребенка; Я-сообщение и ТЫ-сообщение
  • объяснение
  • разъяснение
  • увещевание
  • внушение
  • инструктаж
  • доклад
  • пример
  1. М упражнения — направлен на формирование опыта поведения
  • упражнение
  • приучение
  • пед. требование
  • общественное мнение
  • поручение
  • создание воспит. ситуации
  1. М стимулирования — направлен на формирование мотивации
  • соревнование
  • поощрение — направлено на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и поступков и стимулирование к новым поступкам.
  • наказание — ориентировано на сдерживание негативных действий человека и коррекцию поведения в подобных ситуациях.

Критерии воспитания ребенка

  1. Иванов И.П.: по сформированности сферы личности:
  • показатели сформированности познавательно-мирровозренческой сферы является кругозор человека — КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • развитие эмоциональн-волевой сферы
  • заботливость
  • дисциплинированность
  • доморальное
  • нормативное мораль (под наблюдением)
  • автономная мораль
  • сфера действия
  • самостоятельность
  • активность
  1. Реан А.А.: показатели социальной зрелости личности
  • ответственность
  • терпимость
  • сенсуальная терпимость — устойчивость к воздействию соц. среды
  • диспозиционная терпимость — основа — установка личности
  • саморазвитие
  • положительное мышление, отношение к миру

3) Доброта, Красота, Истина4) Стефановская:

  • знание человека
  • оценочные суждения
  • поступки, действия

Социализация в малых группах (МГ)МГ — небольшое объединение людей (2-30) занятых общим делом, находящихся в непосредственном контакте между собойБГ — социальные общности, выделенные по каким-либо критериям

Характеристики МГ

  • психологическая и поведенческая общность ее членов
  • динамическое развитие и жизнедеятельность гр.
  • морально-нравственные нормы гр.
  • непосредственный контакт м-ду членами гр.
  • размер гр.
  • композиция гр.
  • психологический климат в гр.
  • направленность деятельности

МГ могут быть:

  • условными/реальными
  • естественными/лабораторными
  • формальными/неформальными
  • слабо развиты
  • диффузная — объединение по общим интересам или деятельностью; чувствуют себя защищенными, нет ответственности и обещаний
  • ассоциация — появление общего дела, ответственность и обязательства в отношении общего дела
  • высокоразвиты
  • кооперация — объединение людей, замкнутых на внутригрупповых ценностях, подчиняющихся внутригрупповым законам, решают задачи решающие потребности гр. Реализация только в рамках своих ф-ий,
  • коллектив — объединение людей, связанных социально-значимой целью и деятельность, нет органов самоуправления, добровольность; Признаки:
  • успешно справляется с возложенными на него задачами
  • высокая мораль, хорошие взаимоотношения = защищенность
  • условия для развития личности = самореализация
  • способен к творчеству, дает больше, нежели сумма врозь = обогащение
  • референтными/нереферентными

Пути становления коллектива

  1. взаимная ориентация — самопрезентация личности, наблюдение за другими
  2. эмоциональный подъем — новые впечатления, новизна, контакты
  3. спад псих. контактов — достоинства и недостатки других
  4. подъем псих. контактов

Необходимо учитывать ряд признаков:

  • взаимоотношения руководителя и лидера
  • каналы коммуникации в гр.
  • позиции в системе отношений, статусы, реальную систему положения в коллективе
  • внутренняя установка
  • роль в коллективе, нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в гр. определенную позицию

Основы теории обученияДидактика — часть пед кот. разрабатывает проблемы обучения и образования

^

3 концепции учения:

  1. ТРАДИЦИОННАЯ — учение — это один из видов познания, усвоения уже сложившихся систем человеческого знания. ЦЕЛЬ — формирование у чел. системы научных знаний, умений, навыков
  2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ — учение — овладение опытом человеческой деятельности умственной и материальной. ЦЕЛЬ — формирование способов осуществления деятельности, карт деятельности и поведения (Эльконин)
  3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ К — учение — овладение культурой, наполненной человечеством, ее перенимание и усвоение. Ведущая категория — ЦЕННОСТЬ. ЦЕЛЬ — формирование системы ценностей, отношений к науке, культуре (Выготский)

^ Главным условием спешного обучения является положительная мотивация и познавательный интерес.Мотивация обучения (МО) — совокупность мотивов, потребностей, направленностей науч. деятельность.

  1. Познавательные мотивы (ПМ)
    1. Широкие ПМ — познание человека в целом
    2. УчебноПознавательные — уч. действия и операции
    3. М самообразования — взаимодействие с др. людьми, приобретение знаний самостоятельно

2.1) Широкие СМ — соц. ценности2.2) Узкие СМ — позиционные — определенный соц. статус2.3) М сотрудничества и творчества — взаимод. с людьми на преобразующую деятельностьОхарактеризовать Мотив можно по признакам:

  • смыслообразующие или нет
  • ведущие/второстепенные
  • внешние/внутренние
  • осознаваемые/неосознаваемые
  • локализованные/аморфные
  • устойчивые/ситуативные
  • положит/отрицат окрашенные
  • сильные/слабые
  • быстро/постепенно возникающие

Пед. методы изучения мотивов

  1. наблюдение
  2. анкетирование
  3. изучение продуктов деятельности
  4. изучение кривой успеваемости
  5. естественный и лабораторный эксперимент

Пути формирования положительной мотивацииИсточники:

  • использование элементов историзма
  • открытие нового в известном
  • использование достижений современной науки
  • обоснование практической значимости знаний
  • использование элементов занимательности
  1. Отношение преподавателя и учащихся
  • обеспечение и поддержание доброжелательных отнош. со стороны преподавателя
  • проявление пед. оптимизма
  • обеспечение поддержки начинаний учителя учениками
  • многообразие самостоятельной работы
  • проблемное обучение
  • решение творческих задач
  • практическое направление обучения

Содержание образования (СО)Большой объем знаний, быстрое устаревание знаний.СО предст. собой 4 компонента;

  • система значений о мире
  • система обшеинтеллектуальных и практических умений и навыков
  • опыт творческой деятельности
  • опыт эмоционально волевого отношения к миру

СО формируется исходя из факторов:

  1. потребностей социальных и личных
  • социальные — Гос Образоват. Стандарт (ГОС) :
  • Федеральный
  • региональный
  • школьный/вузовский
  • личностные — вариативное обучение
  1. социальными и научными достижениями (ур. современной науки)
  2. уровни возможности (сенситивные периоды)

Способы построения содержания образования

их достоинства и недостатки

  1. ЛИНЕЙНЫЙ способ — содержание обр-ия выстраивается последовательно, изучается один раз

/-/ не переходит на новый качественный уровень/+/ не исчезает познавательный интерес

  1. КОНЦЕТРИЧЕСКИЙ способ — сод-ие обр. рассматривается несколько раз на разных уровнях

/-/ потеря познавательного интереса/-/ увеличение времени и нагрузки /+/ материал раскрывается с должной полнотой

  1. СПИРАЛЬНОЕ построение — сод. обр. строится таким образом, чтобы новые предметы не терялись в поле зрения изученных предметов

/-/ нужна особая подготовка для изучения новых предметов/+/ нет перерывов в образовании/+/ нет одноразовости изучения

Функции учебной литературы

  1. информационная
  2. практическая (задания, упражнения)
  3. контрольно-коррекционная (самоконтроль)
  4. самообразовательная (доп. чтение)

Учебники бывают:

  1. универсальными (1-4)
  2. систематическими (1, 4) справочник, хрестоматия
  3. сборник упражнений (2, 3)
  4. материалы для тестирования (3)

Формы учебников

  1. ЯЗЫКОВАЯ — богатый язык, апеллирует к воображению, мыслит. деятельности, сложные проблемы описаны простым языком
  2. ГРАФИЧЕСКАЯ — главы, разделы, абзацы, схемы, табл., рис. должны иметь ценность документа
  3. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — красочный, приятный.

24.01.03.

Виды обучения

  1. Догматическое обучение — заучивание
  2. Развивающее обучение
  3. Объяснительно-иллюстративное
  4. Проблемное обучение
  5. Программирование обучение
  6. Модульное обучение

Объяснительно-Иллюстративное обучение–обучение, путем передачи знаний учителем, организовывая процесс понимания и усваивания этих знаний учеником. Длительность:

  • новые виды объяснения, способы изложения знаний, новые виды наглядности
  • ОИО способствует формированию системы знаний

Изложение информации и наглядность; слушание и запоминание; безошибочное воспроизведение материала; в виде уроков, занятий, лекций/+/ экономия времени/+/ сбережение сил/+/ облегчает понимание сложных знаний/+/ обеспечивает эффективное управление учебным процессом/-/ преподнесение готовых знаний/-/ нет самостоятельного и продуктивного мышления/-/ нет возможности индивидуализировать и дифференцировать уч. процесс

^

–обучение организованное путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем.Главным элементом в ПО является ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ (ПС)1) Векслер С.М.: 3 типа ПСит. кот. необходимо решить

  • познавательные ПСит
  • на самостоятельное определение понятий
  • на объяснение причин явления
  • на сравнение
  • на выдвижение гипотезы
  • оценочные ПСит
  • на сопоставление с эталоном, шаблоном
  • на нахождении ошибок и пути их устранения
  • на рецензирование
  • дискуссии
  • организационные ПСит
  • на принятие решения
  • на получение информации
  • на организацию деятельности

2) Гольдин И.И.: Проблема = Противоречие; 6 типов противоречий:

  • между имеющимися знаниями и новыми требованиями
  • между сложившимися способами применения знаний и новыми практическими условиями работы
  • между теоретическим сознательным путем решения задач и практической нецелесообразностью избранного способа
  • между практически достигнутым результатом и отсутствием теоретического обоснования
  • между статистическим характером схем и необходимостью прочитать их в динамике
  • между сложившимся представлениями и многообразием новых конструктивных решений

Структура Пробл. Обуч. соответствует структуре решения проблемы:

  1. создание проблемной ситуации
  2. формирование гипотез
  3. проверка гипотез
  4. оценка результатов

/+/ самостоятельное добыча знаний путем творческой деятельности/+/ высокий интерес к учебной деятельности/+/ развитие продуктивного мышления/+/ прочные и действенные результаты обучения/-/ слабая управляемость познавательной деятельности/-/ большие затраты времени на достижение запланированной цели

^

–обучение рассматривается как сложная динамичная система, управляя этой системой, осущ. посредством посылки команд со стороны учителя ученику, и получение обратной связи.

  1. Линейная программа обуч. — информация подавалась небольшими долями, каждая информ. доза сопровождалась проверкой знаний с однозначным ответом
  2. Разветвленные программы
  3. Программы с дополнит. программными информационными окнами

Проблемы реализации ПО

  1. кибернетическая проблема — обратная связь
  2. психологическая — индивидуализация обуч
  3. педагогическая — слабо реш. воспитат. задачи

/+/ постепенное усложнение деятельности учащихся/+/ привлечение уч. к анализу изуч. материала/+/ экономия времени в проц. обуч. /-/ не реш. воспитат задачи/-/ слабое управление воспит. проц. /-/ в основном овладение пассивными знаниями

Принципы обучения (традиционная)

  1. пр. научности
  2. пр. системности
  3. пр. связь теории с практикой
  4. пр. сознательности и активности
  5. пр. наглядности
  6. пр. доступности
  7. пр. прочности знаний

Формы и методы обученияФормы обучения — внешние очертания содержания образования, делится на:

  • Общие формы обучения — инливидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, парная
  • Формы организации обучения — ограничено рамками времени конструкции отдельного звена процесса обучения — конкретные

ВУЗ — лекции, семинары, практические занятия (ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ)ШК — урок, дом/работа (КЛАССНО-УРОЧНАЯ)ОБЩ — факультатив, экскурсии, лабораторные, экзамены, зачетыЛекции бывают: вводная, Л-информация, обзорная, проблемная, Л-визуализация, бинарная (диалог 2-х руководит), Л с заранее запланированными ошибками, Л-конференции, Л-консультации.

^

МЕТОД в обучении — упорядоченная деятельность педагога и учащихся, напр. на достижение заданной цели обучения. Классификация:

  1. ТРАДИЦИОННАЯ — осн. на источниках знаний, выделяют 4 типа знаний:
  • Словесный метод — слово преподавателя
  • Наглядный метод
  • Практический метод
  • Книга
  • Видео- и Аудио- методы
  • внешнее выражение обучения
  • изложение педагога
  • беседа с уч.
  • самостоятельная работа
  • внутренняя наполненность обучения
  • деятельность ученика
  • репродуктивная
  • проблемная
  • частично-поисковая
  • исследовательская
  • способ получения знаний
  • догматический
  • эвристический
  • исследовательский
  • логический путь построения обучения
  • аналитический
  • систематический
  • аналитико-синтетический
  • индуктивный ч-о
  • дедуктивный о-ч

Проверка и оценка в уч. процессе Диагностика обучения: проверка и оценка.ПРОВЕРКА – выявление и измерение знаний, умений, навыков. Характеристики проверки:

  • предварительная
  • текущая
  • итоговая

Требования:

  • систематичность
  • всесторонность
  • индивидуальность
  • взаимосвязанные проверки

Методы проверки:

  • устные опросы
  • письменные
  • графические и практические задания

ОЦЕНКА — процесс сопоставления нормативов знаний с фактическими знаниями. Нет учебного проц. без оценочного. Выражаются в формах:

  • количественная
  • вербальная
  • символическая
  • эмоциональное выражение оценки

Функции оценки

  1. информационная
  2. воспитательная — формирует самооценку ученика и должна содержать ЭТАЛОНЫ: Этапы:
  • принятие и понимание оценочных эталонов педагога
  • формирование коллективного оценочного эталона
  • формирование собственного оц. эталона
  1. социальная
  2. мотивационная
  3. диагностическая

Дидактические требования к оценке

  1. Объективность
  2. Дифференцируемый характер оц. (разные стороны оц.)
  3. Гласность

Критерии Оц. и проверки

  • полнота
  • глубина
  • оперативность
  • гибкость
  • свернутость/развернутость
  • конкретность/обобщенность
  1. Уровни овладения знаниями
  • усвоение (узнаван-запоминан-воспроизв)
  • понимание (коммуникация и исп. информацию)
  • применение
  • анализ
  • синтез (вывод)
  • оценка (суждение)
  • репродуктивная деятельность с внешней подсказкой
  • репродуктивная деятельность без внешней подсказки
  • самостоятельная деятельность в незнакомой ситуациях но в рамках изученного
  • самостоятельное изучение ситуаций при решении широкого класса задач

Этапы формирования самоконтроля

  • итоговый
  • пошаговый
  • прогностический — заранее предсказание ошибок и путей следования.

эмоционально-волевой познавательно-мирровозренческой действенной,способы построения содержания образования,коллективе внутренняя установка роль,внешние очертания содержания образования,педагогического оптимизма позиция самоутверждения,виды обучения догматическое обучение,дедуктивный о-ч проверка,внешней подсказкой репродуктивная деятельность,новыми практическими условиями работы,путем передачи знаний учителем

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …