Конкурс культурно образовательных инициатив «Образование путь к процветанию района»

Конкурс культурно – образовательных инициатив
«Образование – путь к процветанию района».
Система экологического воспитания как фактор сохранения здоровья учащихся.
Номинация: инновационная площадка.
Автор инициативы:
Учитель биологии и экологии НР МОУ «Пойковская общеобразовательная средняя школа № 3» Мамонова Татьяна Петровна.
Нефтеюганский район
пгт. Пойковский.
2003г.
Актуальность и значимость инициативы:
Особенности нынешнего этапа становления цивилизации в целом связаны с обострением целого комплекса проблем развития общества: экономический, энергетический, экологический, демографический кризисы, нарастание социальных и национальных конфликтов. Преодоление экологического кризиса связано с духовным оздоровлением общества, с переходом к новому качеству обменных процессов в биосфере. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному», то есть не разрушающему, а дополняющему, совершенствующему основные формы обменных процессов в биосфере. Необходимым условием такого перехода является устранение возникшей деформации, коррекция духовной культуры. Духовная культура- результат и процесс умственной деятельности людей: наука, искусство, мораль, образование. Именно через экологическое образование каждого человека можно достичь «природосообразного» поведения людей в окружающей среде.
Современную экологию нужно рассматривать как интегральную комплексную науку, которая:
изучает взаимоотношения организмов и среды;
определяет масштабы допустимого воздействия человека на среду;
выявляет пути снижения этих воздействий до полной нейтрализации.
Современная экология – родоначальница нового мировоззрения. Человек и среда взаимозависимы. Измененная человеком природа вызывает изменения в человеческом организме.
Экологическая культура личности должна пониматься как единство культуры познания и понимания экологических процессов, культуры ответственной деятельности человека в окружающей среде, экологическая культура включает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса, как отдельной личности, так и общества в целом.
Сегодня речь идет о типе научного знания, обращенного в человека. Но, к сожалению, отмечаемая на всех уровнях «приоритетность экологического образования» не отражена в Федеральном Законе об образовании, сам предмет «Экология» не нашел место в Федеральном компоненте учебного плана, а региональные подходы при существующем содержании образования не могут выполнить всех целей экологического воспитания. Экология ХМАО – экология региона, где нефтегазоразработки явились причиной экологического неблагополучия в регионе (даже в заповеднике ведутся геологоразведочные работы и бурение), необходимо воспитать местные кадры, для которых ХМАО – постоянное место жительства, от которого зависит их здоровье и благополучие.
Анкетирование учителей, учащихся, родителей показало, что необходимо дать учащимся систему знаний, научить принимать экологические грамотные решения в области природопользования, сформировать ответственное отношение к роли отдельной личности в жизни всей биосферы. Но даже школьный компонент базисного учебного плана (в сумме с федеральным и региональным) не даст необходимого времени для изучения огромного образовательного пласта – экология, а тем более не обеспечит экологически ориентированного поведения человека в окружающей среде, поэтому необходимо интегрировать экологические знания в воспитательный процесс.

НР МОУ «ПСОШ № 3» является традиционным учебным муниципальным образовательным учреждением, в котором обучаются дети работников поселка Пойковский Нефтеюганского района ХМАО (2/3 – дети из семей рабочих, 1/3 – служащих).В 2003 /2004 учебном году школа насчитывает 350 учащихся. Структура НР МОУ «ПСОШ № 3» соответствует структуре школы с полным общим средним образованием, в количественном отношении представляет собой следующие данные:
начальные классы – 7 кл. –120 уч-ся;
среднее звено – 9 кл. –160 уч-ся;
старшие классы – 4 кл. -70 уч-ся;
Занятия ведутся в 2 смены. Учебно-воспитательный процесс построен в режиме 5-дневной недели в начальной школе и 6 – дневной в средней и старшей школе.Наполняемость классов соответствует санитарным нормам 18 – 20 человек.Педагогический коллектив насчитывает 39 человек, образовательный и квалификационный уровень педагогов достаточно высок:
высшей категории – 2 человека;
1 категории — 11 человек;
2 категории — 25 человек;
молодой специалист –3 человека;
без категории – 2 человека
Руководство насчитывает 5 человек с образовательным стажем около 20 лет. Учителя и администрация школы активно пополняют свой педагогический и управленческий опыт, занимаясь повышением квалификации и переподготовкой.Кадровая оснащенность школы достаточная, но не оптимальная; материально – техническая база требует укрепления. Библиотечный фонд школы насчитывает 18.600 книг, из них учебников 13.100. Фонд методической литературы обновляется, за последние годы увеличилось количество словарей, энциклопедий. В школе нет исследовательской лаборатории, постановка опытов проходит в урочное время, долгосрочные опыты закладываются в помещении лаборантской или на дому учащимися. Однако прямо к территории школы примыкает участок леса, где разбита школьная экологическая тропа, на которой проводятся исследования, экскурсии, туристические слеты и др. уже в течение 5 лет. Летнее оздоровление детей проводилось по программе «Экологическими тропами родной Земли». (3 года).
Проблема:
Необходимо сформировать экологические ориентированное поведение человека в окружающей среде, дать экологические знания и сформировать экологическую культуру личности, а для этого нет достаточного количества часов в учебном плане. Увеличить часовую нагрузку на учащихся без ущерба для здоровья нельзя. В воспитательный процесс мероприятия, дающие экологические знания, умения, навыки включаются эпизодически.

Экологическое воспитание учащихся НР МОУ «ПСОШ № 3», формирование экологически ориентированного поведения в окружающей среде.
Предмет исследования:
Создание системы экологического воспитания в общеобразовательной школе.

Мы предлагаем проследить 2 содержательные линии экологического образования:

Экологические нормы и ценности
Средства:
опора на естественнонаучные знания и методы точных наук;
междисциплинарные разделы научного знания;
Средства:
опора на социогуманитарные знания и многообразие форм культуры;

Получение экологических ЗУН на уроках
Получение экологических ЗУН во внеурочной деятельности
Деятельность детской организации
Внеклассная работа
Внешкольная деятельность
Летнее оздоровление по экологической программе
Создание школьной экологической тропы
Исследовательская деятельность детей
*Уроки экологии (региональный компонент 9-11 класс);* Введение в экологию или наша окружающая среда (1-8классы);*интеграция экологических знаний в другие предметы общеобразовательного цикла (межпредметные связи)
*Факуль-тативный курс «Экологический мониторинг»;*кружковая работа:-туризм,-природо-охранная деятельность(«Зеленый патруль»)-«Юный краевед».
*Министерство экологии в органах самоупрвления;*отдельные детские организации экологического направления
*Праздники*Вечера развлечений*КВН*Викторины*интеллектуальные игры*Просмотр видеофильмов*Конкурсы рисунков, сочинений, стенгазет
*Экологические акции в поселке, на прилегающей территории;*издание экологической газеты, создание сайта в Интернет
Оздоровление по программе «Экологическими тропами родной земли»
Оформление документов на экологическую тропу;Благоустройство экологической тропы;Проведение мероприятий на тропе
-НИИ проблем экологии и охраны окружающей среды(секция в школьном НОУ)
что в результате действия в школе предложенной системы экологического воспитания у учащихся сформируются экологически ориентированные стратегии поведения в окружающей среде на основе рефлексии усвоенного материала, активного включения в конкретные ситуации общения с окружающей средой. А значит, выпускник школы станет личностью, заботящейся о чистоте окружающей среды как гаранте собственного здоровья.
Цель:
Создать систему экологического воспитания, формирующую экологически ориентированное поведение в окружающей среде, являющееся фактором сохранения здоровья учащихся .
Задачи:
Провести «экологический всеобуч» для членов творческой группы по способам (технологиям, методикам, формам) экологического воспитания и образования молодежи и подростков.
Создать систему экологического воспитания учащихся через:
Получение экологических ЗУН на уроках;
Получение экологических ЗУН во внеурочной деятельности ( в кружках и факультативах);
Деятельность детской организации;
Внеклассную работу;
Внешкольную деятельность;
Летнее оздоровление по экологической программе;
Создание школьной экологической тропы;
Исследовательскую деятельность детей (экологический мониторинг).
Отработать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования экологически ориентированного поведения учащихся в окружающей среде, приобретения навыков здорового образа жизни, сохранения параметров здоровья.
Гипотеза:
ЕСЛИ:
ТО:
Создать систему экологического воспитания в школе
удастся дать необходимые экологические знания и избежать перегрузки учащихся
экологические знания (в разном % отношении) будут интегрироваться в различные аспекты школьной жизни
экологическая культура личности как единство культуры познания и понимания экологических процессов будет формироваться через весь комплекс взаимосвязей:
человек (живой организм)
общество
окруж. живые неживая
среда организмы природа
через весь учебно- воспитательный пройдут «красной нитью»:
знания: о природе и окружающей среде родного края, России, Земли в целом;
умения: исследовать явления и объекты окружающего мира;
навыки: экологически целесообразного поведения в окружающей среде
то удастся сформировать экологически правильное поведение выпускника школы в окружающей среде, обеспечивающие здоровый образ жизни о сохранение собственного здоровья, а значитвыполнить стратегическую цель экологического образования (выживание человечества)

2004/2005 — 2009/2010 (проект рассчитан на 5 лет)
Представление интересов участников проекта.
Группа
Интересы участников проекта
Общественность
Личность с экологически ориентированным поведением в окружающей среде не станет портить общественное достояние, а наоборот, займется охраной окружающей среды.
Человек с гуманистическим мировоззрением обеспечит прогресс общества за счет экологически ориентированных технологий производства, чем обеспечит здоровье и выживание человечества.
Родители
Иметь возможность оградить своих детей от негативного социального окружения.
Возможность сознательного приобщения учащихся к здоровому образу жизни (подросток, получивший реальные знания, а не только поучаствовавший в разовой акции, не поддается предложению попробовать наркотики и т.д.)
Учащиеся
Повысить свой культурно – образовательный уровень без перегрузки учебного плана.
Получить возможность сознательно формировать отношение к своему здоровью, приобретать «экологические» привычки поведения.
Получить защиту от негативного социального окружения.
Получить возможность участвовать в экологических проектах, тем самым повышая свой общеобразовательный уровень в других областях.
Учителя
Повысить свой образовательный уровень через интеграцию учебных предметов.
Получить возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка, способствовать формированию здорового образа его жизни .

Оцените статью
Добавить комментарий