Конкурс педагогических мастерских Тема: Укрепление здоровья детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и внеурочной деятельности средствами ритмической гимнастики (аэробики) и ритмопластики

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Районный смотр – конкурс педагогических мастерских
Тема:
Укрепление здоровья детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и внеурочной деятельности средствами ритмической гимнастики (аэробики) и ритмопластики
Автор: Уменко Наталья Викторовна
МБОУ Наро-Фоминская сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ________________________________________________ 31.РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (АЭРОБИКА), РИТМОПЛАСТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1.Что такое ритмическая гимнастика (аэробика) и что она дает? 7
2.Ритмическая гимнастика (аэробика) и ритмопластика на уроках, переменах, во внеурочной деятельности, физминутках 9Заключение 14Литература 15
Недостаточная изученность вопросов, раскрывающих содержание и методику занятий ритмопластической гимнастикой для обеспечения гармоничного и разностороннего развития младших школьников, обусловливает актуальность выбранной темы «Укрепление здоровья детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и внеурочной деятельности средствами ритмической гимнастики (аэробики) и ритмопластики» и необходимость ее изучения.
^ : определены уровень развития ритмопластических способностей у младших школьников; средства и методика занятий ритмопластической гимнастикой; углублены знания о закономерностях укрепления здоровья школьников.
^ состоит в определении эффективности ритмопластической гимнастики, разработке и внедрении методики занятий ритмопластической гимнастикой в воспитательный процесс детей в школьном учреждении, которая позволяет повысить эффективность физкультурных занятий, улучшить показатели физической подготовленности и укрепить здоровье детей, а также повысить успеваемость в учебном процессе. Разработки «Ритмопластической гимнастики» могут помочь и другим учителям для расширения их профессиональной подготовленности по укреплению здоровья подрастающего поколения.
ЦЕЛЬ: Укрепление здоровья, формирование навыков правильной осанки, походки, красивой фигуры.
Задача таких занятий
Развитие основных двигательных качеств; развитие координации движений;
Развитие и совершенствование единого темпа и ритма упражнений;
Создание эмоционального фона в процессе занятий;
Снятие усталости, укрепление позвоночника, формирование красивой осанки, укрепление стоп, кистей рук, снятие застойных явлений, вызываемых долгим сидением за партой, повышение умственной работоспособности, повышение сопротивляемости к различным заболеваниям.
Виды занятий: ритмопластика, ритмическая гимнастика, аэробика, закаливание, акробатика
Введение
Учитель XXI века только в том случае
выполнит свою ответственную миссию,
если его педагогическими приоритетами
станут духовность, здоровье и творчество…
В. А. Андреев
Здоровье подрастающего поколения – тема для размышлений достаточно актуальная для всех времен и народов. А в XXI веке она становится важной и первостепенной. Укрепление здоровья подрастающего поколения одна из важнейших государственных задач. В законе «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» от 25.07. 2002 г. указывается на необходимость совершенствования физического, нравственного, эстетического воспитания детей и подростков, а также преемственности начального школьного и старшего школьного периодов. Реализация принципа вариативности физического воспитания требует создания, на основе нравственных и духовных ценностей, методик занятий.
Сохранение здоровья детей является самой насущной проблемой любого государства. Поэтому в настоящее время большое значение уделяется воспитанию здорового поколения. И это совершенно верно. Вы, наверное, замечали, что с каждым годом здоровых детей становится все меньше и меньше. И как это ни парадоксально звучит, при таком современном оснащении больниц, различных инновационных здоровьесберегающих программ, больных становится все больше — это факт, страшный, но факт. В первый класс приходят мальчишки и девчонки с набором всевозможных заболеваний – это и сердечно-сосудистые заболевания, опорно-двигательные (искривление позвоночника, плоскостопие), и слабое зрение, ослабленный слух, аллергия, и астма, частые простудные заболевания (сниженный иммунитет), нервные заболевания и многое другое. Им учиться и учиться, получать знания, стремиться к учебным высотам, а они в большей мере с различными заболеваниями, постоянно находятся дома по справке. Какие там высоты, программу бы пройти, да не отстать. Учеба в школе требует от детей больших энергетических затрат, высокой работоспособности организма, значительных волевых усилий, а организм ослаблен. И, в силу возрастных анатомо-физиологических особенностей, младшие школьники не могут сопротивляться утомлению. А перегрузка ведет к переутомлению и способствует истощению нервной системы. Еще в своих работах Сухомлинский В.А. отметил, что плохое состояние ребенка является главной причиной отставания в учебном процессе. Что делать?Я пришла работать в школу №5 в 1990 году. У меня был первый набор, а я молодой специалист. Знакомлюсь… Они такие маленькие, несмышленые, глаза пытливые. Изучаю документы детей… и …ахнула, увидела, что там … половина детей с ослабленным здоровьем. Каких болезней только нет. Помню, что и сама была с детства часто блеющим ребенком. Меня мама по совету врачей привела в спортивную секцию. И я с 6 летнего возраста до 15 лет занималась активно гимнастикой. Занятия под музыку — это и вольные упражнения, и танцевальные зарисовки, и гимнастика у станка, партерные упражнения научили меня правильно дышать, распределять нагрузку, управлять своим телом и контролировать работу своих мышц. Заболевания мои постепенно уходили от меня, а на место всех хронических «проблем» пришло хорошее настроение, крепкое здоровье. Результаты были налицо. Личный эксперимент удался. Для меня это было открытие. Впоследствии я стала более детально изучать эту довольно интересную, но очень важную для меня тему «влияние танцевально-спортивных движений под музыку на укрепление здоровья» и постепенно внедрять в свою педагогическую работу. За многие годы работы в школе я особое внимание уделяю физической культуре, укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, развиваю интерес у детей к спортивным занятиям. Наблюдая за детьми во время учебного процесса, пришла к такому выводу — оказывается, что одна из самых острых проблем обучения в школе – ограничение двигательной активности детей. Неподвижная поза, а именно сидение за партой, гораздо утомительнее, чем движения. Когда человек, а тем более ребенок, долгое время находится в сидячем положении, нарушается кровообращение. А при длительном снижении физической активности органы и системы организма испытывают недостаток кислорода в тканях, что и является причиной многих заболеваний, особенно головных болях, головокружениях, болях в спине. При этом нельзя забывать и про мышцы. Они тоже не должны страдать, так как мышечный голод также опасен для здоровья, как и недостаток кислорода. Поэтому, принимая детей в первый класс, я пришла к простому, но, на мой взгляд, к разумному решению — добавить в планирование уроков по физкультуре занятия по ритмической гимнастике, ритмопластике, занятия по профилактике заболеваний. Для своих уроков физкультуры тщательно подбираю танцевальные движения, разрабатываю определенные интересные занятия, условия, которые будут вырабатывать единый подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанные на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей детей, – другими словами, будет способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.Перед планированием уроков я каждый раз провожу диагностические измерительные мероприятия по состоянию здоровья своих учеников. Измеряю рост, вес, исследую двигательные навыки, диагностирую познавательные процессы, собираю медицинские показатели детей. Анализ состояния здоровья детей свидетельствует о разных видах заболеваемости. На состояние здоровья детей влияет комплекс различных факторов, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом: биологические, включая наследственность; социальные, в т.ч. образ жизни; экологические, т.е. состояние природной среды; факторы внутренней среды: условия воспитания и обучения, развитие детей.
болез.
2003-2007 28 чел.
2007-2011 30 чел.
2011-2012 31 чел.
Группа здор.
3 3
2 16
1 9
4 1
32
215
112
31
222
17
Имеют х/з
16
15
21
Часто бол.
8
9
10
Норма
6
10
10
х/з –хронические заболевания
^
Что такое ритмическая гимнастика (аэробика) и что она дает?
Аэробика – это комплекс упражнений, помогающий нам поддерживать себя в отличной форме. Термин «аэробный» означает «использующий» кислород. Упражнения по аэробике относятся к видам физической нагрузки, которые предъявляют к организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. Поэтому слово «аэробика» применимо к различным видам движимой активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий. Занятия аэробикой снижают риск сердечнососудистых заболеваний. Сердце тренированного человека работает ритмично и экономно. Физические нагрузки положительно влияют на дыхательную систему. В процессе занятий возрастает жизненная емкость легких, что позволяет лучше усваивать кислород, обеспечивающий полноценную жизнедеятельность клеток тем самым, повышая работоспособность организма. Также большое значение имеет улучшение деятельности желез внутренней секреции, особенно коры подпочечников. Они выделяют специальные гормоны, влияющие на обмен веществ, настроение, сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям. Выделение этих гормонов увеличивается при эмоционально насыщенной нагрузке – упражнениях, выполняемых под ритмичную музыку. Это способствует снятию психического напряжения и усталости. В процессе занятий развивается сила различных мышечных групп, проработка отдельных суставов увеличивает их подвижность, а разнообразные по форме упражнения и выполнение их длительностью не менее 30 минут способствует развитию выносливости, вырабатывается ловкость и координация движений.
Занятия ритмической гимнастикой укрепляют не только сердечно-сосудистую систему; легкие; мышцы; снимают стресс; стимулируют процессы роста, развития и формирования организма, способствуют становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизируют деятельность жизненно важных органов и систем, обогащая их кислородом, поддерживают и развивают их, способствуют повышению общего тонуса и прекрасного настроения.
Регулярные занятия ритмической гимнастикой способствуют нормальному функционированию как отдельных органов, так и всего организма в целом, сохранению силы, гибкости, красоты тела, улучшают осанку, походку, нормализуют вес, стабилизируют кровяное давление, пульс, предупреждают отложение солей в суставах, помогают организму легче справляться с пере- напряжением и стрессами.. Занимаясь ритмической гимнастикой, у детей улучшается обмен веществ, деятельность сердечно – сосудистой системы, дыхательной системы, повышается уровень физической подготовленности, работоспособность, они с удовольствием учатся, им не страшны ни переутомление, ни перегрузки.А по мнению Н.Г. Александрович, Н.Г. Саркисовой, 1991; С.В. Бармина, 1997; С.В. Глазыриной, 1994; А.В. Запорожца, 1986; В.Т. Кудрявцева, 1998; Г.В.и многих других, с физиологической точки зрения, развитие чувства ритма и пластики способствует формированию двигательной сферы, психомоторики, творческой активности детей. Они утверждают, что ритмические и пластические упражнения, базирующиеся на движениях из гимнастики, хореографии, танцев, ритмики, упражнениях из области разных оздоровительных систем, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, повышению интеллектуальной активности. Практический опыт и данные научных исследований свидетельствуют, что занятия ритмопластической гимнастикой дают наибольший оздоровительно-развивающий эффект при применении их в младшем школьном возрасте.
«Плюсы» ритмической гимнастики
— Ритмической гимнастикой можно заниматься везде; ритмической гимнастикой можно заниматься в любом возрасте; для занятий ритмической гимнастикой не нужен дополнительный спортивный инвентарь или абонемент в престижный фитнес-клуб; укрепление мышц и общей физической подготовки помогает улучшить состояние здоровья в целом; ритмическая гимнастика — эффективное средство лечения депрессии.
«Минусы» ритмической гимнастики
— Ограниченное количество упражнений; нельзя регулировать сопротивление, так как сопротивление оказывается телом.
^
При подготовке к уроку подбирается музыка. Она не должна утомлять нервную систему, не должна быть монотонной, однообразной, соответствовать возрасту и эстетическому воспитанию. Самая подходящая музыка для детей – это детская ритмичная. Очень важно правильно подобрать музыку. Например, для разновидностей ходьбы я подбираю весёлую, задорную, маршевую музыку с чётким ритмом. Для беговых и прыжковых упражнений используется стремительная, быстрая музыка. Общеразвивающие упражнения выполняются в различном темпе, с разной амплитудой. Быстрые и отрывистые упражнения лучше выполнять под музыку размером 2/4, 4/4 (польки, галопы, современные ритмы), а плавные, мягкие, широкие движения – под музыку размером ¾ (вальс и др. ). Готовясь к проведению упражнений ритмической гимнастики, я старательно подбираю соответствующие упражнения: определяю их дозировку, темп и ритм выполнения. Упражнения должны быть доступны для детей и выполняться с различной интенсивностью. При чередовании упражнений важно соблюдать постепенность увеличения нагрузки и последовательность их. Упражнения ритмической гимнастикой я применяю как разминку во вводной части урока. В основной части урока упражнения ритмической гимнастикой могут способствовать развитию физических качеств – силы, гибкости, выносливости, ловкости. Ритмическая гимнастика успешно используется и на подвижных переменах. А так как дети на переменах находятся в повседневной форме одежды, то и упражнения подбираются такие, чтобы учащиеся могли их выполнить. Детям больше всего нравятся танцевальные зажигательные движения, под веселую музыку. Я считаю, что очень важно в младшем школьном возрасте научить детей почувствовать чувство ритма. Именно в этом возрасте закладывается фундамент развития всех качеств организма. Уроки ритмической гимнастики очень эффективны, т. к. высока плотность урока. Упражнения во всех частях урока должны быть просты и легки для запоминания, интересны детям. В первом классе дети любят играть, как в детском саду, поэтому я подбираю такие упражнения, чтобы дети могли выполнить их через игру. А неусидчивым детям ритмичная физическая культура особенно нравится, ведь здесь они могут выплеснуть лишнюю энергию и удовлетворить потребность в постоянном движении. На уроках ритмической гимнастики также используются строевые упражнения, разновидности ходьбы и бега, прыжков, общеразвивающие упражнения. Способы проведения урока: проходной (в движении) и на месте в разомкнутом строю. Очень интересно проходят занятия по ритмопластике во внеурочной деятельности. Все движения направлены на растяжку мышц, постановку корпуса, формированию правильной осанки, обучению правильному дыханию. Каждое упражнение имеет свое интересное название «пингвин», «кенгуру», «мячик», «кошечка», «змея», «лягушка», «полет», «журавель» и другие. На этих занятиях ребята подражают или имитируют то или иное животное или предмет. Музыка к таким занятиям подбирается соответственно возрасту, ритму и темпу упражнений. В более старших классах начальной школы упражнения постепенно усложняются, темп выполнения, количество повторов упражнений увеличивается. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям младших школьников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.При разработке программы занятий я попыталась сохранить их характерные черты, непосредственность, но в то же время старалась развить творческое воображение детей. Разработанная мною программа направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.Я составила несколько комплексов упражнений ритмической гимнастики по собственному вкусу. При составлении я обращала внимание на то, чтобы комплекс не только способствовал развитию физических качеств детей, но и помогал стать пластичными, музыкальными, ловкими, жизнерадостными. Все комплексы строятся по частям: — 1 часть – подготовительная; -2 часть – основная; -3 часть — заключительная.
Основная задача подготовительной части — общий настрой детей на урок, переход организма на другой функциональный уровень. В этой части выполняют простейшие упражнения для голеностопного, коленного суставов, кистей рук.
Основная часть состоит из нескольких серий. Количество серий определяется задачами урока, возрастом учащихся, их подготовленностью. В урок входит 3-4 серии.
В 1 серию включаются упражнения для рук, мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Последовательность движений в серии предусматривает подбор упражнений, сначала воздействующих на голеностопный, коленный, тазобедренный, лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, а затем постепенно вовлекающих в работу всё большую группу мышц. 2 серия состоит из беговых элементов, подскоков, движений танцевального характера. В 3 серии обычно выполняются упражнения в партере (сидя и лёжа ).
В 4 серии можно повторить вторую (беговую) серию или выполнять элементы народных, эстрадных, бальных танцев. Непременным условием правильно построенного урока является наличие заключительной части. Обычно — это упражнения на расслабление и дыхательные. В этой части занятия применяются и некоторые гимнастические акробатические элементы: стойка на лопатках, различные наклоны, полушпагат и шпагат, мост, колесо, кувырки, перкидные. Также могут применяться психорегулирующие средства, в частности аутогенная тренировка.
В конце комплекса упражнений важно уделить внимание упражнениям на растягивание и на расслабление для снятия напряжения. К концу выполнения упражнений на расслабление пульс должен быть на 20-30 ударов выше, чем в состоянии покоя. При правильной организации занятий и высокой требовательности к учащимся успешно выполняются поставленные задачи учебно-воспитательной работы. При каждом успешном выполнении изучаемых упражнений повышается желание овладевать новыми упражнениями и заниматься ритмической гимнастикой. Для занятий ритмической гимнастикой много не нужно снарядов, как для занятий спортивной гимнастикой. Нужен спортзал или площадка, магнитофон с записью мелодий, по возможности коврики, мячи, палки, скакалки, обручи, если есть в этом необходимость для выполнения упражнений.Используются на занятиях ритмической гимнастикой как общеразвивающие упражнения, так и специально-двигательные упражнения, танцевальные, прикладные упражнения (ходьба, бег, прыжки и т. д.)При проведении занятий могут быть использованы две формы: импровизация и стабильный комплекс. Особенно для начинающих наиболее эффективны заранее разработанные программы, а для более подготовленных лучше заниматься импровизированно. Я называю занятия ритмической гимнастикой эффективными, потому что, как показала практика, они помогают ребенку адаптироваться к новым условиям, способствуют развитию познавательных процессов, а следовательно, облегчают его жизнь и предупреждают возникновение болезней. В комплексы постаралась выбрать самые эффективные упражнения ритмической гимнастикой (аэробикой), направленные на профилактику и устранение последствий «профессиональных заболеваний» первоклассников, и адаптировала их для наилучшего воздействия на детей.Ритмопластическая гимнастика — система средств и методов для воспитания чувства ритма и пластики, способствующая развитию двигательно-координационных способностей. Это особая двигательная деятельность, которая протекает с использованием музыки, где музыка выполняет ритмически организующую роль. Одним из аспектов этой деятельности является художественная выразительность, связь с основами сценического движения (пластикой) и основными элементами хореографии. Средствами этой гимнастики развивают ритмопластику — двигательную способность человека воспроизводить пластичные движения, с учетом изменяющегося ритма их выполнения. Ритмопластическая гимнастика рассматривается как дополнительное средство воспитания чувства ритма, выразительности, изящества, гармонии движений, как форма психофизической рекреации.При исследовании влияния чувства ритма на успешность в обучении, я обнаружила очень интересные показатели. Важным положительным результатом моей работы стало не только укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, но и высокие показатели успеваемости:
^
^
1999-2003 (28)
2003-2007 (28)
2007-2011 (30)
Кач. успеш. «5»
4
5
7
На «4» «5»
20
18
20
На «3» «4»
4
5
4
На «2»
нет
нет
нет
ВАЖНО: — После занятий ритмической гимнастикой появляется сопротивляемость организма к заболеваниям и физическая выносливость — Значительно улучшается здоровье, укрепляется нервная система, сон становится крепким, излечиваются многие болезни, такие как: астма, гипертония, склероз и не только. В своей работе, для укрепления здоровья я часто провожу профилактические занятия – это закаливание. Сюда входят занятия, проводимые на свежем воздухе, подвижные игры, обливание стоп прохладной водой, хождение по неровной поверхности (специальные жесткие коврики и по траве — летом) босиком, раскатывание скалки стопами.
Заключение
И.П.Павлов сказал: “Человек – высший продукт земной природы”. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным, поэтому, я считаю, что моя работа должна быть направлена прежде всего на формирование мотивации, на сохранение и укрепление здоровья, здоровьесберегающего сознания учеников и их родителей как главного условия будущего благополучия и успешности подрастающего поколения. При этом нужно говорить не только о физическом здоровье, но и здоровье психологическом, которое представляет собой совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции личности. Положительные результаты введения ритмической гимнастики в школьную программу показывают, что занятия ритмопластической гимнастикой позволяют развивать не только эти способности у детей младшего школьного возраста, но и повышают успешность в обучении, укрепляют здоровье детей. А что может быть важнее этого! Я уверена, что моя работа поможет учителям овладеть основами ритмической гимнастикой и использовать их в своей работе по укреплению здоровья детей. Я как школьный учитель отчетливо понимаю значение сохранения здоровья своих учеников, поэтому стараюсь не позволять себе игнорировать возможность организации на своих уроках, перемене, во внеурочной деятельности оздоровительных занятий ритмической гимнастики (аэробике), ритмопластике – минутки отдыха для души и тела ребенка.В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Ритмическая гимнастика (аэробика) — это ключ к здоровому сердцу. Давайте заниматься аэробикой, ритмопластикой
Список литературы
1.Е.С.Крючек "Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий"
2.Ильяшенко Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания в вузах.
3.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.
4. Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики.

Районный смотр – конкурс педагогических мастерских

Тема:

Укрепление здоровья детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и внеурочной деятельности средствами ритмической гимнастики (аэробики) и ритмопластики

Автор: Уменко Наталья Викторовна

МБОУ Наро-Фоминская сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ________________________________________________ 31.РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (АЭРОБИКА), РИТМОПЛАСТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7

1.1.Что такое ритмическая гимнастика (аэробика) и что она дает? 7

2.Ритмическая гимнастика (аэробика) и ритмопластика на уроках, переменах, во внеурочной деятельности, физминутках 9Заключение 14Литература 15

Недостаточная изученность вопросов, раскрывающих содержание и методику занятий ритмопластической гимнастикой для обеспечения гармоничного и разностороннего развития младших школьников, обусловливает актуальность выбранной темы «Укрепление здоровья детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и внеурочной деятельности средствами ритмической гимнастики (аэробики) и ритмопластики» и необходимость ее изучения.

^ : определены уровень развития ритмопластических способностей у младших школьников; средства и методика занятий ритмопластической гимнастикой; углублены знания о закономерностях укрепления здоровья школьников.

^ состоит в определении эффективности ритмопластической гимнастики, разработке и внедрении методики занятий ритмопластической гимнастикой в воспитательный процесс детей в школьном учреждении, которая позволяет повысить эффективность физкультурных занятий, улучшить показатели физической подготовленности и укрепить здоровье детей, а также повысить успеваемость в учебном процессе. Разработки «Ритмопластической гимнастики» могут помочь и другим учителям для расширения их профессиональной подготовленности по укреплению здоровья подрастающего поколения.

ЦЕЛЬ: Укрепление здоровья, формирование навыков правильной осанки, походки, красивой фигуры.

Задача таких занятий

  1. Развитие основных двигательных качеств; развитие координации движений;
  2. Развитие и совершенствование единого темпа и ритма упражнений;
  3. Создание эмоционального фона в процессе занятий;
  4. Снятие усталости, укрепление позвоночника, формирование красивой осанки, укрепление стоп, кистей рук, снятие застойных явлений, вызываемых долгим сидением за партой, повышение умственной работоспособности, повышение сопротивляемости к различным заболеваниям.

Виды занятий: ритмопластика, ритмическая гимнастика, аэробика, закаливание, акробатика

Введение

Учитель XXI века только в том случае

                             выполнит свою ответственную миссию,

          если его педагогическими приоритетами

                   станут духовность, здоровье и творчество…

                                                      В. А. Андреев 

Здоровье подрастающего поколения – тема для размышлений достаточно актуальная для всех времен и народов. А в XXI веке она становится важной и первостепенной. Укрепление здоровья подрастающего поколения одна из важнейших государственных задач. В законе «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» от 25.07. 2002 г. указывается на необходимость совершенствования физического, нравственного, эстетического воспитания детей и подростков, а также преемственности начального школьного и старшего школьного периодов. Реализация принципа вариативности физического воспитания требует создания, на основе нравственных и духовных ценностей, методик занятий.

Сохранение здоровья детей является самой насущной проблемой любого государства. Поэтому в настоящее время большое значение уделяется воспитанию здорового поколения. И это совершенно верно. Вы, наверное, замечали, что с каждым годом здоровых детей становится все меньше и меньше. И как это ни парадоксально звучит, при таком современном оснащении больниц, различных инновационных здоровьесберегающих программ, больных становится все больше — это факт, страшный, но факт. В первый класс приходят мальчишки и девчонки с набором всевозможных заболеваний – это и сердечно-сосудистые заболевания, опорно-двигательные (искривление позвоночника, плоскостопие), и слабое зрение, ослабленный слух, аллергия, и астма, частые простудные заболевания (сниженный иммунитет), нервные заболевания и многое другое. Им учиться и учиться, получать знания, стремиться к учебным высотам, а они в большей мере с различными заболеваниями, постоянно находятся дома по справке. Какие там высоты, программу бы пройти, да не отстать. Учеба в школе требует от детей больших энергетических затрат, высокой работоспособности организма, значительных волевых усилий, а организм ослаблен. И, в силу возрастных анатомо-физиологических особенностей, младшие школьники не могут сопротивляться утомлению. А перегрузка ведет к переутомлению и способствует истощению нервной системы. Еще в своих работах Сухомлинский В.А. отметил, что плохое состояние ребенка является главной причиной отставания в учебном процессе. Что делать?Я пришла работать в школу №5 в 1990 году. У меня был первый набор, а я молодой специалист. Знакомлюсь… Они такие маленькие, несмышленые, глаза пытливые. Изучаю документы детей… и …ахнула, увидела, что там … половина детей с ослабленным здоровьем. Каких болезней только нет. Помню, что и сама была с детства часто блеющим ребенком. Меня мама по совету врачей привела в спортивную секцию. И я с 6 летнего возраста до 15 лет занималась активно гимнастикой. Занятия под музыку — это и вольные упражнения, и танцевальные зарисовки, и гимнастика у станка, партерные упражнения научили меня правильно дышать, распределять нагрузку, управлять своим телом и контролировать работу своих мышц. Заболевания мои постепенно уходили от меня, а на место всех хронических «проблем» пришло хорошее настроение, крепкое здоровье. Результаты были налицо. Личный эксперимент удался. Для меня это было открытие. Впоследствии я стала более детально изучать эту довольно интересную, но очень важную для меня тему «влияние танцевально-спортивных движений под музыку на укрепление здоровья» и постепенно внедрять в свою педагогическую работу. За многие годы работы в школе я особое внимание уделяю физической культуре, укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, развиваю интерес у детей к спортивным занятиям. Наблюдая за детьми во время учебного процесса, пришла к такому выводу — оказывается, что одна из самых острых проблем обучения в школе – ограничение двигательной активности детей. Неподвижная поза, а именно сидение за партой, гораздо утомительнее, чем движения. Когда человек, а тем более ребенок, долгое время находится в сидячем положении, нарушается кровообращение. А при длительном снижении физической активности органы и системы организма испытывают недостаток кислорода в тканях, что и является причиной многих заболеваний, особенно головных болях, головокружениях, болях в спине. При этом нельзя забывать и про мышцы. Они тоже не должны страдать, так как мышечный голод также опасен для здоровья, как и недостаток кислорода. Поэтому, принимая детей в первый класс, я пришла к простому, но, на мой взгляд, к разумному решению — добавить в планирование уроков по физкультуре занятия по ритмической гимнастике, ритмопластике, занятия по профилактике заболеваний. Для своих уроков физкультуры тщательно подбираю танцевальные движения, разрабатываю определенные интересные занятия, условия, которые будут вырабатывать единый подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанные на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей детей, – другими словами, будет способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.Перед планированием уроков я каждый раз провожу диагностические измерительные мероприятия по состоянию здоровья своих учеников. Измеряю рост, вес, исследую двигательные навыки, диагностирую познавательные процессы, собираю медицинские показатели детей. Анализ состояния здоровья детей свидетельствует о разных видах заболеваемости. На состояние здоровья детей влияет комплекс различных факторов, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом: биологические, включая наследственность; социальные, в т.ч. образ жизни; экологические, т.е. состояние природной среды; факторы внутренней среды: условия воспитания и обучения, развитие детей.

болез. 2003-2007 28 чел. 2007-2011 30 чел. 2011-2012 31 чел.
Группа здор. 3 3 2 16 1 9 4 1 32 215 112 31 222 17
Имеют х/з 16 15 21
Часто бол. 8 9 10
Норма 6 10 10

х/з –хронические заболевания

^

  1. Что такое ритмическая гимнастика (аэробика) и что она дает?

Аэробика – это комплекс упражнений, помогающий нам поддерживать себя в отличной форме. Термин «аэробный» означает «использующий» кислород. Упражнения по аэробике относятся к видам физической нагрузки, которые предъявляют к организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. Поэтому слово «аэробика» применимо к различным видам движимой активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий. Занятия аэробикой снижают риск сердечнососудистых заболеваний. Сердце тренированного человека работает ритмично и экономно. Физические нагрузки положительно влияют на дыхательную систему. В процессе занятий возрастает жизненная емкость легких, что позволяет лучше усваивать кислород, обеспечивающий полноценную жизнедеятельность клеток тем самым, повышая работоспособность организма. Также большое значение имеет улучшение деятельности желез внутренней секреции, особенно коры подпочечников. Они выделяют специальные гормоны, влияющие на обмен веществ, настроение, сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям. Выделение этих гормонов увеличивается при эмоционально насыщенной нагрузке – упражнениях, выполняемых под ритмичную музыку. Это способствует снятию психического напряжения и усталости. В процессе занятий развивается сила различных мышечных групп, проработка отдельных суставов увеличивает их подвижность, а разнообразные по форме упражнения и выполнение их длительностью не менее 30 минут способствует развитию выносливости, вырабатывается ловкость и координация движений.

Занятия ритмической гимнастикой укрепляют не только сердечно-сосудистую систему; легкие; мышцы; снимают стресс; стимулируют процессы роста, развития и формирования организма, способствуют становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизируют деятельность жизненно важных органов и систем, обогащая их кислородом, поддерживают и развивают их, способствуют повышению общего тонуса и прекрасного настроения.

Регулярные занятия ритмической гимнастикой способствуют нормальному функционированию как отдельных органов, так и всего организма в целом, сохранению силы, гибкости, красоты тела, улучшают осанку, походку, нормализуют вес, стабилизируют кровяное давление, пульс, предупреждают отложение солей в суставах, помогают организму легче справляться с пере- напряжением и стрессами.. Занимаясь ритмической гимнастикой, у детей улучшается обмен веществ, деятельность сердечно – сосудистой системы, дыхательной системы, повышается уровень физической подготовленности, работоспособность, они с удовольствием учатся, им не страшны ни переутомление, ни перегрузки.А по мнению Н.Г. Александрович, Н.Г. Саркисовой, 1991; С.В. Бармина, 1997; С.В. Глазыриной, 1994; А.В. Запорожца, 1986; В.Т. Кудрявцева, 1998; Г.В.и многих других, с физиологической точки зрения, развитие чувства ритма и пластики способствует формированию двигательной сферы, психомоторики, творческой активности детей. Они утверждают, что ритмические и пластические упражнения, базирующиеся на движениях из гимнастики, хореографии, танцев, ритмики, упражнениях из области разных оздоровительных систем, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, повышению интеллектуальной активности. Практический опыт и данные научных исследований свидетельствуют, что занятия ритмопластической гимнастикой дают наибольший оздоровительно-развивающий эффект при применении их в младшем школьном возрасте.

«Плюсы» ритмической гимнастики

— Ритмической гимнастикой можно заниматься везде; ритмической гимнастикой можно заниматься в любом возрасте; для занятий ритмической гимнастикой не нужен дополнительный спортивный инвентарь или абонемент в престижный фитнес-клуб; укрепление мышц и общей физической подготовки помогает улучшить состояние здоровья в целом; ритмическая гимнастика — эффективное средство лечения депрессии.

«Минусы» ритмической гимнастики

— Ограниченное количество упражнений; нельзя регулировать сопротивление, так как сопротивление оказывается телом.

^

При подготовке к уроку подбирается музыка. Она не должна утомлять нервную систему, не должна быть монотонной, однообразной, соответствовать возрасту и эстетическому воспитанию. Самая подходящая музыка для детей – это детская ритмичная. Очень важно правильно подобрать музыку. Например, для разновидностей ходьбы я подбираю весёлую, задорную, маршевую музыку с чётким ритмом. Для беговых и прыжковых упражнений используется стремительная, быстрая музыка. Общеразвивающие упражнения выполняются в различном темпе, с разной амплитудой. Быстрые и отрывистые упражнения лучше выполнять под музыку размером 2/4, 4/4 (польки, галопы, современные ритмы), а плавные, мягкие, широкие движения – под музыку размером ¾ (вальс и др. ). Готовясь к проведению упражнений ритмической гимнастики, я старательно подбираю соответствующие упражнения: определяю их дозировку, темп и ритм выполнения. Упражнения должны быть доступны для детей и выполняться с различной интенсивностью. При чередовании упражнений важно соблюдать постепенность увеличения нагрузки и последовательность их. Упражнения ритмической гимнастикой я применяю как разминку во вводной части урока. В основной части урока упражнения ритмической гимнастикой могут способствовать развитию физических качеств – силы, гибкости, выносливости, ловкости. Ритмическая гимнастика успешно используется и на подвижных переменах. А так как дети на переменах находятся в повседневной форме одежды, то и упражнения подбираются такие, чтобы учащиеся могли их выполнить. Детям больше всего нравятся танцевальные зажигательные движения, под веселую музыку. Я считаю, что очень важно в младшем школьном возрасте научить детей почувствовать чувство ритма. Именно в этом возрасте закладывается фундамент развития всех качеств организма. Уроки ритмической гимнастики очень эффективны, т. к. высока плотность урока. Упражнения во всех частях урока должны быть просты и легки для запоминания, интересны детям. В первом классе дети любят играть, как в детском саду, поэтому я подбираю такие упражнения, чтобы дети могли выполнить их через игру. А неусидчивым детям ритмичная физическая культура особенно нравится, ведь здесь они могут выплеснуть лишнюю энергию и удовлетворить потребность в постоянном движении. На уроках ритмической гимнастики также используются строевые упражнения, разновидности ходьбы и бега, прыжков, общеразвивающие упражнения. Способы проведения урока: проходной (в движении) и на месте в разомкнутом строю. Очень интересно проходят занятия по ритмопластике во внеурочной деятельности. Все движения направлены на растяжку мышц, постановку корпуса, формированию правильной осанки, обучению правильному дыханию. Каждое упражнение имеет свое интересное название «пингвин», «кенгуру», «мячик», «кошечка», «змея», «лягушка», «полет», «журавель» и другие. На этих занятиях ребята подражают или имитируют то или иное животное или предмет. Музыка к таким занятиям подбирается соответственно возрасту, ритму и темпу упражнений. В более старших классах начальной школы упражнения постепенно усложняются, темп выполнения, количество повторов упражнений увеличивается. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям младших школьников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.При разработке программы занятий я попыталась сохранить их характерные черты, непосредственность, но в то же время старалась развить творческое воображение детей. Разработанная мною программа направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.Я составила несколько комплексов упражнений ритмической гимнастики по собственному вкусу. При составлении я обращала внимание на то, чтобы комплекс не только способствовал развитию физических качеств детей, но и помогал стать пластичными, музыкальными, ловкими, жизнерадостными. Все комплексы строятся по частям: — 1 часть – подготовительная; -2 часть – основная; -3 часть — заключительная.

Основная задача подготовительной части — общий настрой детей на урок, переход организма на другой функциональный уровень. В этой части выполняют простейшие упражнения для голеностопного, коленного суставов, кистей рук.

Основная часть состоит из нескольких серий. Количество серий определяется задачами урока, возрастом учащихся, их подготовленностью. В урок входит 3-4 серии.

В 1 серию включаются упражнения для рук, мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Последовательность движений в серии предусматривает подбор упражнений, сначала воздействующих на голеностопный, коленный, тазобедренный, лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, а затем постепенно вовлекающих в работу всё большую группу мышц. 2 серия состоит из беговых элементов, подскоков, движений танцевального характера. В 3 серии обычно выполняются упражнения в партере (сидя и лёжа ).

В 4 серии можно повторить вторую (беговую) серию или выполнять элементы народных, эстрадных, бальных танцев. Непременным условием правильно построенного урока является наличие заключительной части. Обычно — это упражнения на расслабление и дыхательные. В этой части занятия применяются и некоторые гимнастические акробатические элементы: стойка на лопатках, различные наклоны, полушпагат и шпагат, мост, колесо, кувырки, перкидные. Также могут применяться психорегулирующие средства, в частности аутогенная тренировка.

В конце комплекса упражнений важно уделить внимание упражнениям на растягивание и на расслабление для снятия напряжения. К концу выполнения упражнений на расслабление пульс должен быть на 20-30 ударов выше, чем в состоянии покоя. При правильной организации занятий и высокой требовательности к учащимся успешно выполняются поставленные задачи учебно-воспитательной работы. При каждом успешном выполнении изучаемых упражнений повышается желание овладевать новыми упражнениями и заниматься ритмической гимнастикой.   Для занятий ритмической гимнастикой много не нужно снарядов, как для занятий спортивной гимнастикой. Нужен спортзал или площадка, магнитофон с записью мелодий, по возможности коврики, мячи, палки, скакалки, обручи, если есть в этом необходимость для выполнения упражнений.Используются на занятиях ритмической гимнастикой как общеразвивающие упражнения, так и специально-двигательные упражнения, танцевальные, прикладные упражнения (ходьба, бег, прыжки и т. д.)При проведении занятий могут быть использованы две формы: импровизация и стабильный комплекс. Особенно для начинающих наиболее эффективны заранее разработанные программы, а для более подготовленных лучше заниматься импровизированно. Я называю занятия ритмической гимнастикой эффективными, потому что, как показала практика, они помогают ребенку адаптироваться к новым условиям, способствуют развитию познавательных процессов, а следовательно, облегчают его жизнь и предупреждают возникновение болезней. В комплексы постаралась выбрать самые эффективные упражнения ритмической гимнастикой (аэробикой), направленные на профилактику и устранение последствий «профессиональных заболеваний» первоклассников, и адаптировала их для наилучшего воздействия на детей.Ритмопластическая гимнастика — система средств и методов для воспитания чувства ритма и пластики, способствующая развитию двигательно-координационных способностей. Это особая двигательная деятельность, которая протекает с использованием музыки, где музыка выполняет ритмически организующую роль. Одним из аспектов этой деятельности является художественная выразительность, связь с основами сценического движения (пластикой) и основными элементами хореографии. Средствами этой гимнастики развивают ритмопластику — двигательную способность человека воспроизводить пластичные движения, с учетом изменяющегося ритма их выполнения. Ритмопластическая гимнастика рассматривается как дополнительное средство воспитания чувства ритма, выразительности, изящества, гармонии движений, как форма психофизической рекреации.При исследовании влияния чувства ритма на успешность в обучении, я обнаружила очень интересные показатели. Важным положительным результатом моей работы стало не только укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, но и высокие показатели успеваемости:

^

^ 1999-2003 (28) 2003-2007 (28) 2007-2011 (30)
Кач. успеш. «5» 4 5 7
На «4» «5» 20 18 20
На «3» «4» 4 5 4
На «2» нет нет нет

ВАЖНО: — После занятий ритмической гимнастикой появляется сопротивляемость организма к заболеваниям и физическая выносливость — Значительно улучшается здоровье, укрепляется нервная система, сон становится крепким, излечиваются многие болезни, такие как: астма, гипертония, склероз и не только. В своей работе, для укрепления здоровья я часто провожу профилактические занятия – это закаливание. Сюда входят занятия, проводимые на свежем воздухе, подвижные игры, обливание стоп прохладной водой, хождение по неровной поверхности (специальные жесткие коврики и по траве — летом) босиком, раскатывание скалки стопами.

Заключение

И.П.Павлов сказал: “Человек – высший продукт земной природы”. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным, поэтому, я считаю, что моя работа должна быть направлена прежде всего на формирование мотивации,  на сохранение и укрепление здоровья, здоровьесберегающего сознания учеников и их родителей как главного условия будущего благополучия и успешности подрастающего поколения. При этом нужно говорить не только о физическом здоровье, но и здоровье психологическом, которое представляет собой совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции личности. Положительные результаты введения ритмической гимнастики в школьную программу показывают, что занятия ритмопластической гимнастикой позволяют развивать не только эти способности у детей младшего школьного возраста, но и повышают успешность в обучении, укрепляют здоровье детей. А что может быть важнее этого! Я уверена, что моя работа поможет учителям овладеть основами ритмической гимнастикой и использовать их в своей работе по укреплению здоровья детей. Я как школьный учитель отчетливо понимаю значение сохранения здоровья своих учеников, поэтому стараюсь не позволять себе игнорировать возможность организации на своих уроках, перемене, во внеурочной деятельности оздоровительных занятий ритмической гимнастики (аэробике), ритмопластике – минутки отдыха для души и тела ребенка.В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Ритмическая гимнастика (аэробика) — это ключ к здоровому сердцу. Давайте заниматься аэробикой, ритмопластикой

 

Список литературы

1.Е.С.Крючек "Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий"

2.Ильяшенко Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания в вузах.

3.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.

4. Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики.

способствующая развитию двигательно-координационных способностей,силу возрастных анатомо-физиологических особенностей,тему влияние танцевально-спортивных движений,детей младшего школьного возраста,систематических занятиях физическими упражнениями,деятельности является художественная выразительность,повышается уровень физической подготовленности,является причиной многих заболеваний,методика занятий ритмопластической гимнастикой,методику занятий ритмопластической гимнастикой

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …