Конкурс «Разминка»

Тема «Древний Египет»
Цель: создать условия для определения уровня полученных учащимися знаний, умений работать с разноуровневыми заданиями, навыками исторического анализа; обобщения и сравнительного анализа пройденного раздела.
Задачи:
– определить уровень качества обученности по данной теме;– ликвидировать возможные пробелы в знаниях, через личное, групповое, командное участие в ходе урока на предельном уровне способностей каждого учащегося;– формировать уважение друг к другу в режиме урока-конкурса.
Понятия (термины, имена, исторические названия): дельта, ил, пороги, папирус, свиток, оазис, шадуф, канал, пехотинец, колесница, колесничий, фараон, дротик, вельможа, писец, налоги, казна, иероглиф, пирамида, саркофаг, гробница, храм, жрецы, статуя, обряд, мумия, сфинкс, амулет, бронза, благовония, Тутмос III, Хеопс, Геродот, Анубис, Осирис, Сет, Гор, Тот, Геб, Бастет, Мин, Маат, Мут, Амон-Ра, Шу, Себек.
Оборудование: настенная карта «Древний Восток. Передняя Азия и Египет», дидактический материал (содержание включено в план урока); материал для поощрения участников (дипломы).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма: урок-конкурс.
Ход урока
I. Основная часть.
Вступительное слово учителя:
– Ребята, что это за загадочный свиток с печатями? Вы хотите узнать, что в нем написано? Да?! а для этого нам предстоит вскрыть печати, участвуя в конкурсах.

Назвать и показать на карте (задания даются поочередно командам, если команда не отвечает, ход переходит другой команде):
1. Где и когда возникло Египетское государство? (В северо-восточной Африке, 3000 лет до н.э.).
2. Главная река Египта? (Нил).
3. Какие пустыни окружают Древний Египет? (Аравийская, Нубийская, Ливийская).
4. Какими морями омывается территория Древнего Египта? (Средиземным, Красным).
5. Как называлась первая столица Египетского царства? (Мемфис).
6. Покажите территорию Египта в 1500г. до н.э.
7. За счет каких стран увеличилась территория Древнего Египта? (Палестина, Сирия, Финикия, Синайский полуостров).
8. Назовите и покажите вторую столицу Египта? (Фивы).
2. Конкурс «Эстафета» (карточки с тестами для каждого ученика).
1. В храмах служили богам:
вельможи;
священники;
жрецы.
2. Во главе Древнего Египта стоял:
король;
фараон;
император;
царь.
3. Основной вид удобрений на полях Древнего Египта:
минеральные удобрения;
навоз;
перегной;
ил.
4. Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте:
бальзамирование;
погребение;
мумифицирование;
сжигание (для того чтобы развеять по ветру).
5. Учили детей грамоте:
учителя;
жрецы;
вельможи;
писцы.
6.Судьями и начальниками областей были:
вельможи;
чиновники;
наместники.
7. Налоги на содержание войска платили:
вельможи;
крестьяне;
жрецы.
8. Основные занятия египтян:
скотоводство;
земледелие;
ремесло;
рыболовство.
9. Служителей древнеегипетских храмов принято называть:
жрецами;
вельможами;
писцами;
священниками.
10. Укажите название письменности Древнего Египта:
клинопись;
иероглифы;
алфавит;
кириллица.
11. Государственные поручения выполняли:
12. Шадуф – это:
приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля;
жертвоприношение богам;
оросительный канал.
13. Высшая власть в Египте принадлежала:
совету старейшин;
вождю;
фараону.
14. Ведение расчетов во время строительства привело к возникновению:
физики;
астрономии;
арифметики;
геометрии.
15. Религия Древнего Египта:
первобытная;
христианская;
языческая;
буддизм.
16. Главная река Египта называлась:
17. Жители Египта назывались:
нубийцы;
шумеры;
египтяне;
африканцы.

С какими событиями связаны следующие даты? Отметьте их на линии времени (линия времени отображена на классной доске):
– Около 2600 лет до н.э.– Около 3000 лет до н.э.– Около 1500 лет до н.э.

– Амон-Ра (бог солнца);
– Осирис (владыка мертвых);
– Сет (бог пустынь, бурь и непогоды);
– Анубис (бог мертвых и бальзамирования);
– Гор (бог покровитель фараонов);
– Тот (бог мудрости);
– Геб (бог земли);
– Мин (бог плодородия);
– Маат (богиня истины и справедливости);
– Мут (жена Амона, богиня мать);
– Шу (бог воздуха);
– Себек (бог воды).
Определите, каким богам посвящены следующие строки:
«И стал свет после того, как ты… Возник, озарил ты Египет лучами своими, когда диск твой засиял». (Амон-Ра)
«Могуче сердце твое
О, Великая, ставшая небом». (Нут)
Физкультминутка.
«Оживим» древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись. Кистями рук делаем «фонарики».Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

1. Древние египтяне называли свою страну Та-Кемет – Черная земля. Почему? Как вы думаете, что они называли Красной землей?
2. Как вы думаете, что входило в обязанности вельмож, назначаемых фараоном на должности:– начальника всего, что дает небо и Нил;– начальника работ; – начальника Дома оружия.З. Говорят, на вкус и цвет товарища нет. А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, третий – плохим.Назовите эти цвета. Почему к ним было разное отношение?4. Бог солнца Ра был провозглашен древними египтянами «царем богов». По их мнению, как фараон управляет людьми, так Ра управляет богами… Он каждый день проезжает на золотой лодке по небу, а вечером уходит в пустыню. Почему бог солнца стал главным богом египтян? Как это было связано с их жизнью?5. Египтяне первыми ввели деление суток на 24 часа, из которых 12 часов приходится на день и 12 часов – на ночь. Они верили, что некоторые дни являются благоприятными, а другие – неблагоприятными. Как нужно было поступать, по мнению египтян, в неблагоприятные дни?

Пирамиды являются одним из семи чудес света. Нашим следующим заданием и будет построить свою пирамиду, начав с основания.
В о п р о с ы:
Приспособление, с помощью которого поднимали воду на поля.
Неограниченный правитель в Египте – царь.
Человек, заставляющий работать рабов с помощью плети и палки.
Египтяне не только строили дамбы, но и рыли…
Водяное растение, считавшееся в Египте священным.
Злой бог пустыни, убивший, по легенде, бога Осириса.
Фараон, который вел войны в Азии.
Мастер, украшавший храмы статуями богов, животных и т.д.
Бог солнца.
Искусство счета, часть математики, известное египтянам.
Человек, наблюдающий за звездами, предсказывающий разливы.
Столица объединенного Египта около 3000 лет до н.э.
Огромная каменная статуя льва с головой человека.
Ветры, дующие до 50 дней подряд ежегодно.
Знак-рисунок, обозначавший слово или часть слова.
Новая столица Египта около 2000 лет назад.

Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте? («да» – хлопок в ладоши, «нет» – тишина):
– виноград («хлопок»);
– сушеная рыба («хлопок»);
– помидоры («тишина»);
– финики («хлопок»);
– земляника («тишина»);
– картофель («тишина»);
– инжир («хлопок»);
– огурцы («тишина»);
– мед («хлопок»);
– тыква («тишина»);
– дыня («хлопок»);
– пироги с инжиром («хлопок»);
– печеный картофель («тишина»);
– ячменные лепешки («хлопок»);
– пиво («хлопок»);
– молоко («хлопок»);
– ржаной хлеб («тишина»);
– салат из фасоли («хлопок»);
– отварное мясо («хлопок»).

Объяснить, по какому принципу слова объединены в один ряд и какое слово лишнее.
Тутмос, Хеопс, Тот, Тутанхамон, Эхнатон. (Это имена фараонов. Лишнее: Тот – это бог мудрости.)
ювелиры, ткачи, столяры, писцы, кожевники. (Это ремесленники. Лишнее: писцы.)
Евфрат, Палестина, Финикия, Сирия. (Это государства Малой Азии. Лишнее: Евфрат – это река.)
(Приложение).
10. Конкурс «Решение познавательных задач».
Можно выбрать некоторые из предложенных задач:
Говорят, на вкус и цвет товарища нет… А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий был для них плохим. Какие это цвета и почему? (Любимые – черный и зеленый – это цвета плодородной земли и оазиса; нелюбимый цвет – желтый – это цвет пустыни, песка.)
Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и два отреза ткани. Не слишком ли маленькая цена? (Дома строились из тростника и глины, которых было предостаточно в Египте. Дерева было немного, поэтому мебель завозили, как и ткань, а значит, стоили они гораздо дороже.)
Не всегда считается приличным надеть два головных убора на одну голову, но один египтянин именно так и поступил. Чем был вызван этот поступок, и кем был этот египтянин? (Речь идет о фараоне (по имени Нармер) с чьим именем связано объединение Северного и Южного Египта и создание двойной короны.)
В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это слово означает «запад». Чем объяснить подобное название? (Египтяне видели, как солнце садится на западе, за скалами и горизонтом Ливийской пустыни. Они думали, что оно умирает, а значит там и находится «страна мертвых».)
У многих народов издавна значительную роль играли собаки. В Египте же священным животным считалась кошка, из умерших кошек делали мумии, хоронили на специальных кладбищах. К собакам такого отношения не было. Почему? (В Египте собаку редко использовали в хозяйстве, потому что там люди занимались земледелием. Людям надо было защищать собранное зерно от грызунов. Таким образом, кошки сберегали зерно от мышей.)
(на быстроту ответа: команда, которая отвечает первой, получает балл за каждый правильный ответ).
Главная река Египта (Нил).
Островки зелени в пустыне (оазисы).
Плодородный слой, основное удобрение на полях (ил).
Повелитель Египта (фараон).
Знатные, богатые египтяне (вельможи).
Сбор в пользу государства (налог).
Приспособление для полива (шадуф).
Предметы, защищавшие от злых духов (амулет).
Первая столица Египта (Мемфис).
Вторая столица Египта (Фивы).
Сборщики налогов (писцы).
Сплав меди и олова (бронза).
Жилище богов (храм).
Служители бога (жрецы).
Гробница фараона (пирамида).
Фараон, совершивший завоевательные походы во II тысячелетии до н.э. (Тутмос III).
Пеший воин (пехотинец).
Боевая повозка (колесница).
Короткое копье воина (дротик).
«Живой убитый», подневольный человек (раб).
Растение, материал для письма (папирус).
Предмет, защищавший человека от злых духов (амулет).
Бог – покровитель фараонов (Гор).
Выпуклое изображение на камне (рельеф).
Гроб, в котором покоилась мумия фараона (саркофаг).
Высеченное из скалы существо с туловищем льва и головой человека (сфинкс).
Что в переводе с греческого, означает «священные письмена» или «божественная речь»? (иероглифы).
Итак, все печати вскрыты. Но чтобы правильно прочесть то, что здесь написано, нужно вспомнить: как пользовались иероглифами древние египтяне. Теперь прочитайте содержание свитка сверху вниз:– М;– Л;– Д;– Ц!(МОЛОДЦЫ!)

На листе участника урока-конкурса каждый оценивает свою работу на данном уроке по 10-бальной шкале, по следующим критериям:
– Как я работал?– Где допустил ошибки?– Есть ли пробелы в знаниях?–Удовлетворен ли своей работой?«5» – 9-10 и более баллов. – У меня прочные знания. Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой.«4» – 7-8 баллов. – Материал усвоил хорошо, но необходимо еще поработать.«3» –5-7 баллов. – Усвоил материал частично, допускал ошибки.Данные занесли в табличку: Сформулируйте ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?Результаты работы учащихся подводит группа экспертов:– индивидуальные;–в группах-командах;Результаты усвоения знаний, умений и навыков:– что усвоили из данного материала легко, а что осталось не полностью усвоено;– какие новые задания особенно запомнились;– какие виды работ позволили лучше усвоить материал.Результаты знаний, умений и навыков:– мнение учащихся по роли изучения данной темы в системе знаний по предмету;– что следует дополнить в качестве внеклассного чтения, мероприятий по данным вопросам, учитывая пожелания учащихся.

5
Пятерку получить не просто,Пятерка – самый высший баллТы всех сегодня лучше,А это больше всех похвал!Твой учитель
4
«4» – это хорошо и до пятерки близко,Еще старанья приложиИ будет все отлично!Твой учитель
3
Получил оценку «3»,Не печалься, не грусти,Нужно будет постараться,Дома лучше почитатьИ получишь ты «4»А быть может даже «5»Твой учитель

Оцените статью
Добавить комментарий