Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

Тема 34.

Цель работы школьной мастерской – написать небольшое рассуждение о том, что К.Г. Паустовский обладал «чувством своей страны»?
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Где прошло детство К.Г. Паустовского?
Когда впервые писатель «пробует свое перо»?
Что дают К.Г. Паустовскому годы учебы в университете?
Как называется первый сборник рассказов К.Г. Паустовского? Когда он был издан?
Каковы главные темы и жанры произведений К.Г. Паустовского?
Какой русский город стал для писателя любимым до конца жизни?
С какой целью писатель много путешествовал, общался с разными людьми?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос «Природу он (Паустовский) любил как поэт и художник. И “сердился” на горожан, которые в выходной едут за город и раздражаются, если идет дождик. Он любил природу во всех ее проявлениях: и “осенний мелкий дождичек”, и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: “И каждой осенью я расцветаю вновь…” С какой-то детской непосредственностью любил он воду – озерко, море, речушку и даже просто канавку, где тихо бормочет скромный ручеек. И удивительно – он так и не научился плавать, только барахтался около берега в воде. Но воды не боялся. Бесстрашно плавал на глубоких озерах в стареньком челне без весла, просто с помощью шеста или даже доски. А наши рязанские озера коварны, того и гляди, попадешь в колдобину…»
(В.В. Фраерман)
Как по-особенному К.Г. Паустовский любил природу? В чем эта любовь проявлялась?
Какие произведения К.Г. Паустовского вы читали? Назовите главную тему произведений К.Г. Паустовского.
II. Задания для создания эвристической ситуации:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Паустовский был смугл, с хорошим лбом с залысинами, уши у него были большие, щеки втянуты от болезни, и от этого отчетливей и тверже скулы, тоньше и больше казался горбатый нос и резче морщины, рассекавшие лицо от крыльев носа.Сидел он чаще всего, сутулясь, и от этого казался еще меньше и суше, смуглые руки держал всегда на столе, все что-нибудь трогал, вертел во время разговора, смотрел на стол или в окно. Иногда вдруг поднимет взгляд, сразу захватит тебя целиком своими умными темными глазами и тотчас отвернется.Смеялся он прелестно, застенчиво, глуховато, возле глаз сразу собирались веера морщинок – это были именно морщинки смеха, глаза блестели, вообще все лицо преображалось – на минуту уходили из него усталость и боль, и я не раз ловил себя на желании рассмешить его, рассказать что-нибудь забавное. Это же стремление подмечал я во всех почти собеседниках Паустовского».
(Ю.П. Казаков)
Каким представляется вам человек, который смеется прелестно и застенчиво?
Почему все собеседники К.Г. Паустовского пытались его рассмешить?
Что вас привлекает в облике писателя?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос «…Места вокруг Тарусы поистине прелестны: они погружены в чистейший легкий воздух… Тарусу давно следовало бы объявить природным заповедником…
В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные места здесь чудесные В Москву не тянет. Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома, где я живу каждое лето. Оно называется скромно, как и многие великолепные места в России: Ильинский омут. Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой».
(К.Г. Паустовский)
Почему К.Г. Паустовский поселился в Тарусе? Чем его восхищали эти места?
Как понимал писатель русскую красоту? Согласны ли вы с ним?
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: 1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель взял крепко за руку друга и повел его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. “Смотри!” – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории. “Смотри!” – снова говорит писатель, и жестокие бури проносятся над успокоенной землей». (К.Г. Паустовский из статьи «Радость творчества»)
В чем видит писатель радость творчества?
Какой мир открылся вам после прочтения произведений К.Г. Паустовского?
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера». (К.Г. Паустовский)
Что является основой настоящего человеческого характера, по мнению К.Г. Паустовского?
Как вы думаете, обладал ли К.Г. Паустовский «чувством своей страны»? Докажите свой ответ.
Тема 35.
Сказка-быль К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Цель работы школьной мастерской – написать небольшое рассуждение на тему: «Добрые советы сказки К.Г. Паустовского».
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
В какое время и где происходят описываемые в сказке события?
За что Филька получил прозвище «Ну тебя!»?
Кого ребята считали колдуном? Почему они так решили?
Что говорит о мельнике Панкрате его одежда?
Как попал раненый конь в Бережки?
После чего случились в Бережках удивительные дела?
Что послужило началом страшной метели?
Какие чувства испытал Филька, когда началась метель?
Какую поучительную историю о старине рассказала бабка Фильке?
Почему Филька ночью побежал к Панкрату на мельницу?
Сколько времени дал мельник Фильке, чтобы изобрести «спасение от стужи»?
Как сорока помогла Фильке вернуть тепло?
Что помогло людям справиться со стужей?
Как Филька добился прощения обиженного коня?
О чем хвасталась старая сорока?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Мир произведений Паустовского великолепен и богат, напоен солнцем, глубоко оптимистичен, населен смелыми людьми, преображающими в суровых трудах и в тяжелой борьбе природу. В книгах Паустовского сильна романтическая приподнятость над жизнью. Люди его кажутся приукрашенными, а окружающие их леса, поля, воздух, озера так чудесны, что дышат фантастикой, сказкой». (А. Эрлих)
Что такое «оптимизм»? Согласны ли вы с тем, что произведения К.Г. Паустовского оптимистичны? В чем оптимизм сказки «Теплый хлеб»? Обратитесь к словарю!
Вспомните рассказы К.Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», сказку-быль «Теплый хлеб». Можно ли утверждать, что герои рассказов – смелые и добрые люди, а «окружающие их леса, поля, воздух, озера так чудесны, что дышат фантастикой, сказкой»? Докажите свою точку зрения.
Какие народные сказки напоминает вам пейзаж из «Теплого хлеба»:
«К ночи небо заледенело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по мерзлому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивает толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались».3. Проследите по тексту рассказа, как деревенский знакомый и уютный мир, показанный в первой части истории, превращается в сказочно-мифологическое пространство.«Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняли пылинку на километр, то и ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда… За окнами воздух был синий, сухой и страшный… Черные ивы поседели от стужи, ветки их поблескивали, как стеклянные».
II. Задания для создания эвристической ситуации:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:
«Метель как стихия хаоса и разорения – широко используемый мотив в русской литературе XIX–XX вв.». (А.В. Степанов)
Обратите внимание на описание метели и попытайтесь выяснить, что означают глаголы действия?
«И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Ревела, обезумев, метель, но сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист, – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам».2. Вспомните фольклорные и литературные произведения, в которых метель олицетворяет хаос и разорение.
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«В названии рассказа Паустовский мастерски сочетает конкретный и философский смысл, прямое и переносное значение слова “теплый”. Происшедшие в деревне Бережки удивительные события помогли Фильке стать другим, “потеплеть” к людям, и к животным, и ко всему окружающему миру. Теплый хлеб – это самое дорогое, отданное от сердца, с душой, с заботой о ближнем». (А.В. Степанов)
Почему сказка называется «Теплый хлеб»?
Какие значения слова «теплый» использовал К.Г. Паустовский в своей сказке-были?
Справка. В словаре Ожегова: теплый 1) не успевший остыть; 2) свежий; 3) добрый, побеждающий зло.2. Символом чего в сознании людей является хлеб?3. Вспомните, как на Руси относились к хлебу. В этом вам помогут пословицы.• Хлеб – всему голова.• Хлеб да вода – крестьянская еда.• Хлеб сердце человеку укрепит.• Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.• Хлеба нет – и друзей не бывало.• Хлеба нет – и корочки в честь.• Хлеб хлебу брат.• Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.• Хлеба не куска – и в горнице тоска.• Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Перед героем стоит трудная задача – искупление вины перед людьми и перед землей. Труд мальчика соотносится с трудом по возделыванию земли, выращиванию зерна, превращению его в “теплый хлеб” и возмещает обиду, которую он нанес людям. Но Фильке даже вместе с его товарищами и стариками из деревни не по силам бороться со стихией. Поэтому в сюжете опять появляется сказочный мотив. В дело вступает “чудесный” помощник – сорока». (А.В. Степанов)
Какая трудная задача стоит перед героем сказки-были?
Почему мельник Панкрат одобряет решение Фильки скалывать лед на реке, чтобы освободить воду, и почему тот же Панкрат сомневается в успехе этого мероприятия?
С какой целью автор вводит в повествование образ сороки – сказочного чудесного помощника?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Творчество Паустовского само по себе есть проявление огромной, неистребимой любви к русской земле, к русской природе». (В.А. Солоухин)
Почувствовали ли вы в произведениях К.Г. Паустовского любовь к русской земле, к русской природе? Приведите доказательства.
Выберите из предложенных тезисов те, которые можно считать выводами сказки-были «Теплый хлеб»:
— Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.- Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам.- Зло всегда наказуемо.- Человек и природа неразделимы. Человек не должен забывать об этом.- Каждый сам за себя.- Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.
Коллективное выполнение задания:
1. Напишите сочинение на одну из предложенных тем: «Добрые советы сказки К.Г. Паустовского», «Чему учит сказка “Теплый хлеб”?», «Каким человеком вырастет Филька?»
2. Напишите свою сказку о взаимоотношениях природы и человека. Помните, что сказка должна быть поучительной.
Тема 36.
С.Я. Маршак – это мир детства
Цель работы школьной мастерской – подготовить викторину по творчеству С.Я. Маршака.
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Где прошло детство С.Я. Маршака?
Кто из известных критиков обратил внимание на юношеские стихи С.Я. Маршака и добился его перевода в одну из лучших гимназий?
В доме какого знаменитого писателя жил юный С.Я. Маршак, поправляя свое здоровье на юге?
В каком году появились первые произведения С.Я. Маршака?
С какой целью С.Я. Маршак жил в Англии несколько лет?
Как назывался детский журнал, который возглавлял писатель в 20е гг.?
В каких литературных жанрах работал С.Я. Маршак?
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«“Детский” Маршак – это целый обширный, многоголосый и многокрасочный мир поэзии. Стих его не боится слов простых, обычных; напротив, в нем не помещаются слова бьющей на эффект “поэтической” окраски; он избегает “редких” эпитетов, излишней детализации». (А.Т. Твардовский)
Какие стихотворения С.Я. Маршака вы знаете? Дополните викторину по творчеству поэта своими примерами.
Пела ночью мышка в норке:– Спи, мышонок, замолчи!Дам тебе я хлебной коркиИ огарочек свечи.* * *Дама сдавала в багажДиван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,КартонкуИ маленькую собачонку.* * *Кто стучится в дверь ко мнеС толстой сумкой на ремне,С цифрой пять на медной бляшке,В синей форменной фуражке?* * *Вместо шапки на ходуОн надел сковороду,Вместо валенок перчаткиНатянул себе на пятки.
Справка. «Вот такой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Почта».
Какую особенность творческой манеры С.Я. Маршака подчеркнул А.Т. Твардовский?
II. Задания для создания эвристической ситуации:
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Драматургия была для С.Я. Маршака первым этапом вхождения в детскую литературу. Это он – автор знаменитых пьес: “Кошкин дом”, “Сказка про Козла”, “Петрушка”, “Горе-Злосчастие" и многих других. В 1920е гг. в Краснодаре вместе с поэтессой Елизаветой Ивановной Васильевой он начал писать пьесы для ребят. Их ставили в местном театре. В 1922 г. они были опубликованы в сборнике “Театр для детей”. Поэтому не случайно, вернувшись в Петроград, Маршак пришел работать в Театр юного зрителя. Сам о себе он говорил: “Я пришел в детскую литературу через театр”. А вот что о Маршаке сказал Максим Горький: “Маршак – основоположник и знаток детской литературы у нас”». (Из энциклопедии «Что такое? Кто такой?»)
Что значит «основоположник»? Где это – «у нас»? Как вы понимаете смысл этого высказывания М. Горького?
В чем особенность драматургического произведения?
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Пожелание друзьям», написанное в 1958 г. Это стихотворение адресовано и вам, детям XXI в.Желаю вам цвести, расти,Копить, крепить здоровье.Оно для дальнего пути –Главнейшее условие.Пусть каждый день и каждый часВам новое добудет.Пусть добрым будет ум у вас,А сердце умным будет.Вам от души желаю я,Друзья, всего хорошего.А все хорошее, друзья,Дается нам недешево!
Как вы понимаете выражения «добрый ум» и «умное сердце»? Что желает своим друзьям писатель?
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Подготовьте викторину по творчеству С.Я. Маршака.
Коллективное выполнение задачи:
Инсценируйте одну из сказочных пьес С.Я. Маршака.

Оцените статью
Добавить комментарий