Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Тема 34.

^

Цель работы школьной мастерской – написать небольшое рассуждение о том, что К.Г. Паустовский обладал «чувством своей страны»?

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Где прошло детство К.Г. Паустовского?
  • Когда впервые писатель «пробует свое перо»?
  • Что дают К.Г. Паустовскому годы учебы в университете?
  • Как называется первый сборник рассказов К.Г. Паустовского? Когда он был издан?
  • Каковы главные темы и жанры произведений К.Г. Паустовского?
  • Какой русский город стал для писателя любимым до конца жизни?
  • С какой целью писатель много путешествовал, общался с разными людьми?

2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос «Природу он (Паустовский) любил как поэт и художник. И “сердился” на горожан, которые в выходной едут за город и раздражаются, если идет дождик. Он любил природу во всех ее проявлениях: и “осенний мелкий дождичек”, и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: “И каждой осенью я расцветаю вновь…” С какой-то детской непосредственностью любил он воду – озерко, море, речушку и даже просто канавку, где тихо бормочет скромный ручеек. И удивительно – он так и не научился плавать, только барахтался около берега в воде. Но воды не боялся. Бесстрашно плавал на глубоких озерах в стареньком челне без весла, просто с помощью шеста или даже доски. А наши рязанские озера коварны, того и гляди, попадешь в колдобину…»

(В.В. Фраерман)

  • Как по-особенному К.Г. Паустовский любил природу? В чем эта любовь проявлялась?
  • Какие произведения К.Г. Паустовского вы читали? Назовите главную тему произведений К.Г. Паустовского.

II. Задания для создания эвристической ситуации:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Паустовский был смугл, с хорошим лбом с залысинами, уши у него были большие, щеки втянуты от болезни, и от этого отчетливей и тверже скулы, тоньше и больше казался горбатый нос и резче морщины, рассекавшие лицо от крыльев носа.Сидел он чаще всего, сутулясь, и от этого казался еще меньше и суше, смуглые руки держал всегда на столе, все что-нибудь трогал, вертел во время разговора, смотрел на стол или в окно. Иногда вдруг поднимет взгляд, сразу захватит тебя целиком своими умными темными глазами и тотчас отвернется.Смеялся он прелестно, застенчиво, глуховато, возле глаз сразу собирались веера морщинок – это были именно морщинки смеха, глаза блестели, вообще все лицо преображалось – на минуту уходили из него усталость и боль, и я не раз ловил себя на желании рассмешить его, рассказать что-нибудь забавное. Это же стремление подмечал я во всех почти собеседниках Паустовского».

(Ю.П. Казаков)

  • Каким представляется вам человек, который смеется прелестно и застенчиво?
  • Почему все собеседники К.Г. Паустовского пытались его рассмешить?
  • Что вас привлекает в облике писателя?

2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос «…Места вокруг Тарусы поистине прелестны: они погружены в чистейший легкий воздух… Тарусу давно следовало бы объявить природным заповедником…

В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные  места здесь чудесные  В Москву не тянет. Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома, где я живу каждое лето. Оно называется скромно, как и многие великолепные места в России: Ильинский омут. Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой».

(К.Г. Паустовский)

  • Почему К.Г. Паустовский поселился в Тарусе? Чем его восхищали эти места?
  • Как понимал писатель русскую красоту? Согласны ли вы с ним?

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: 1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель взял крепко за руку друга и повел его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. “Смотри!” – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории. “Смотри!” – снова говорит писатель, и жестокие бури проносятся над успокоенной землей». (К.Г. Паустовский из статьи «Радость творчества»)

  • В чем видит писатель радость творчества?
  • Какой мир открылся вам после прочтения произведений К.Г. Паустовского?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера». (К.Г. Паустовский)

  • Что является основой настоящего человеческого характера, по мнению К.Г. Паустовского?
  • Как вы думаете, обладал ли К.Г. Паустовский «чувством своей страны»? Докажите свой ответ.

Тема 35.

Сказка-быль К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель работы школьной мастерской – написать небольшое рассуждение на тему: «Добрые советы сказки К.Г. Паустовского».

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • В какое время и где происходят описываемые в сказке события?
  • За что Филька получил прозвище «Ну тебя!»?
  • Кого ребята считали колдуном? Почему они так решили?
  • Что говорит о мельнике Панкрате его одежда?
  • Как попал раненый конь в Бережки?
  • После чего случились в Бережках удивительные дела?
  • Что послужило началом страшной метели?
  • Какие чувства испытал Филька, когда началась метель?
  • Какую поучительную историю о старине рассказала бабка Фильке?
  • Почему Филька ночью побежал к Панкрату на мельницу?
  • Сколько времени дал мельник Фильке, чтобы изобрести «спасение от стужи»?
  • Как сорока помогла Фильке вернуть тепло?
  • Что помогло людям справиться со стужей?
  • Как Филька добился прощения обиженного коня?
  • О чем хвасталась старая сорока?

2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Мир произведений Паустовского великолепен и богат, напоен солнцем, глубоко оптимистичен, населен смелыми людьми, преображающими в суровых трудах и в тяжелой борьбе природу. В книгах Паустовского сильна романтическая приподнятость над жизнью. Люди его кажутся приукрашенными, а окружающие их леса, поля, воздух, озера так чудесны, что дышат фантастикой, сказкой». (А. Эрлих)

  • Что такое «оптимизм»? Согласны ли вы с тем, что произведения К.Г. Паустовского оптимистичны? В чем оптимизм сказки «Теплый хлеб»? Обратитесь к словарю!
  • Вспомните рассказы К.Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», сказку-быль «Теплый хлеб». Можно ли утверждать, что герои рассказов – смелые и добрые люди, а «окружающие их леса, поля, воздух, озера так чудесны, что дышат фантастикой, сказкой»? Докажите свою точку зрения.
  • Какие народные сказки напоминает вам пейзаж из «Теплого хлеба»:

«К ночи небо заледенело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по мерзлому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивает толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались».3. Проследите по тексту рассказа, как деревенский знакомый и уютный мир, показанный в первой части истории, превращается в сказочно-мифологическое пространство.«Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняли пылинку на километр, то и ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда… За окнами воздух был синий, сухой и страшный… Черные ивы поседели от стужи, ветки их поблескивали, как стеклянные».

II. Задания для создания эвристической ситуации:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:

«Метель как стихия хаоса и разорения – широко используемый мотив в русской литературе XIX–XX вв.». (А.В. Степанов)

  • Обратите внимание на описание метели и попытайтесь выяснить, что означают глаголы действия?

«И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Ревела, обезумев, метель, но сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист, – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам».2. Вспомните фольклорные и литературные произведения, в которых метель олицетворяет хаос и разорение.

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«В названии рассказа Паустовский мастерски сочетает конкретный и философский смысл, прямое и переносное значение слова “теплый”. Происшедшие в деревне Бережки удивительные события помогли Фильке стать другим, “потеплеть” к людям, и к животным, и ко всему окружающему миру. Теплый хлеб – это самое дорогое, отданное от сердца, с душой, с заботой о ближнем». (А.В. Степанов)

  • Почему сказка называется «Теплый хлеб»?
  • Какие значения слова «теплый» использовал К.Г. Паустовский в своей сказке-были?

Справка. В словаре Ожегова: теплый 1) не успевший остыть; 2) свежий; 3) добрый, побеждающий зло.2. Символом чего в сознании людей является хлеб?3. Вспомните, как на Руси относились к хлебу. В этом вам помогут пословицы.• Хлеб – всему голова.• Хлеб да вода – крестьянская еда.• Хлеб сердце человеку укрепит.• Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.• Хлеба нет – и друзей не бывало.• Хлеба нет – и корочки в честь.• Хлеб хлебу брат.• Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.• Хлеба не куска – и в горнице тоска.• Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Перед героем стоит трудная задача – искупление вины перед людьми и перед землей. Труд мальчика соотносится с трудом по возделыванию земли, выращиванию зерна, превращению его в “теплый хлеб” и возмещает обиду, которую он нанес людям. Но Фильке даже вместе с его товарищами и стариками из деревни не по силам бороться со стихией. Поэтому в сюжете опять появляется сказочный мотив. В дело вступает “чудесный” помощник – сорока». (А.В. Степанов)

  • Какая трудная задача стоит перед героем сказки-были?
  • Почему мельник Панкрат одобряет решение Фильки скалывать лед на реке, чтобы освободить воду, и почему тот же Панкрат сомневается в успехе этого мероприятия?
  • С какой целью автор вводит в повествование образ сороки – сказочного чудесного помощника?

2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Творчество Паустовского само по себе есть проявление огромной, неистребимой любви к русской земле, к русской природе». (В.А. Солоухин)

  • Почувствовали ли вы в произведениях К.Г. Паустовского любовь к русской земле, к русской природе? Приведите доказательства.
  • Выберите из предложенных тезисов те, которые можно считать выводами сказки-были «Теплый хлеб»:

— Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.- Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам.- Зло всегда наказуемо.- Человек и природа неразделимы. Человек не должен забывать об этом.- Каждый сам за себя.- Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.

Коллективное выполнение задания:

1. Напишите сочинение на одну из предложенных тем: «Добрые советы сказки К.Г. Паустовского», «Чему учит сказка “Теплый хлеб”?», «Каким человеком вырастет Филька?»

2. Напишите свою сказку о взаимоотношениях природы и человека. Помните, что сказка должна быть поучительной.

Тема 36.

С.Я. Маршак – это мир детства

Цель работы школьной мастерской – подготовить викторину по творчеству С.Я. Маршака.

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Где прошло детство С.Я. Маршака?
  • Кто из известных критиков обратил внимание на юношеские стихи С.Я. Маршака и добился его перевода в одну из лучших гимназий?
  • В доме какого знаменитого писателя жил юный С.Я. Маршак, поправляя свое здоровье на юге?
  • В каком году появились первые произведения С.Я. Маршака?
  • С какой целью С.Я. Маршак жил в Англии несколько лет?
  • Как назывался детский журнал, который возглавлял писатель в 20е гг.?
  • В каких литературных жанрах работал С.Я. Маршак?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«“Детский” Маршак – это целый обширный, многоголосый и многокрасочный мир поэзии. Стих его не боится слов простых, обычных; напротив, в нем не помещаются слова бьющей на эффект “поэтической” окраски; он избегает “редких” эпитетов, излишней детализации». (А.Т. Твардовский)

  • Какие стихотворения С.Я. Маршака вы знаете? Дополните викторину по творчеству поэта своими примерами.

Пела ночью мышка в норке:– Спи, мышонок, замолчи!Дам тебе я хлебной коркиИ огарочек свечи.* * *Дама сдавала в багажДиван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,КартонкуИ маленькую собачонку.* * *Кто стучится в дверь ко мнеС толстой сумкой на ремне,С цифрой пять на медной бляшке,В синей форменной фуражке?* * *Вместо шапки на ходуОн надел сковороду,Вместо валенок перчаткиНатянул себе на пятки.

Справка. «Вот такой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Почта».

  • Какую особенность творческой манеры С.Я. Маршака подчеркнул А.Т. Твардовский?

II. Задания для создания эвристической ситуации:

Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Драматургия была для С.Я. Маршака первым этапом вхождения в детскую литературу. Это он – автор знаменитых пьес: “Кошкин дом”, “Сказка про Козла”, “Петрушка”, “Горе-Злосчастие" и многих других. В 1920е гг. в Краснодаре вместе с поэтессой Елизаветой Ивановной Васильевой он начал писать пьесы для ребят. Их ставили в местном театре. В 1922 г. они были опубликованы в сборнике “Театр для детей”. Поэтому не случайно, вернувшись в Петроград, Маршак пришел работать в Театр юного зрителя. Сам о себе он говорил: “Я пришел в детскую литературу через театр”. А вот что о Маршаке сказал Максим Горький: “Маршак – основоположник и знаток детской литературы у нас”». (Из энциклопедии «Что такое? Кто такой?»)

  • Что значит «основоположник»? Где это – «у нас»? Как вы понимаете смысл этого высказывания М. Горького?
  • В чем особенность драматургического произведения?

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Пожелание друзьям», написанное в 1958 г. Это стихотворение адресовано и вам, детям XXI в.Желаю вам цвести, расти,Копить, крепить здоровье.Оно для дальнего пути –Главнейшее условие.Пусть каждый день и каждый часВам новое добудет.Пусть добрым будет ум у вас,А сердце умным будет.Вам от души желаю я,Друзья, всего хорошего.А все хорошее, друзья,Дается нам недешево!

  • Как вы понимаете выражения «добрый ум» и «умное сердце»? Что желает своим друзьям писатель?

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

Подготовьте викторину по творчеству С.Я. Маршака.

Коллективное выполнение задачи:

Инсценируйте одну из сказочных пьес С.Я. Маршака.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …