«Конституция Российской Федерации: права и обязанности Российской Федерации»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №284 закрытого административно-территориального образования город Островной Мурманской области»
Сочинение на тему:
«Конституция Российской Федерации: права и обязанности Российской Федерации»
Выполнил: Середюк Виталий
ученик 7-го класса, 13 лет
Руководитель: Скворцова Т.М.
2013 год
Основной закон России – Конституция Российской Федерации (была принята 12 декабря 1993 года), в первой своей главе “Основы конституционного строя” декларирует положение о том, что “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием “высшая ценность” не определяется никакая другая основа конституционного строя. “Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества”.Если правам и свободам личности в действующей ныне Конститу- ции и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям.В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются. Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина недостаточной разработки понятия юридической обязанности заключается в другом — в кажущейся простоте . "В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства, административную деятельность государства и т.д., всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина ". Конституционные обязанности личности — лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядом особенностей, и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном акте она записана. Как известно, правовая норма, закрепляя должное поведение людей, регулирует их деятельность посредством установления либо прав, либо обязанностей. Категория "должное поведение", т.е. поведение, обеспечиваемое принудительной силой государства и соответствующей санкцией в юридической норме, отражает специфику права в целом, отличие правовых от всех других социальных норм. Однако она не дает достаточного представления о правах и обязанностях как таковых, не делает между ними каких-либо различий. Они в рамках должного существуют в степени долженствования, хотя эту степень категория "должного" не в состоянии выразить. Она не может быть с надлежащей полнотой отражена в категориях "возможности" и необходимости". Правовая необходимость полнее всего раскрывает существо юридической обязанности. Она, с одной стороны, указывает, что эта обязанность существует и развивается в рамках должного, установленного законом и обеспечиваемого государством поведения. С другой же стороны, она выражает содержание обязанности и присущую ей специфику. "Необходимость" для раскрытия обязанности играет такую же роль, какую в понятии прав и свобод личности выполняет "возможность".Гражданин — приоритетный субъект административного права, так как в структуре публичного интереса, выраженного данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечивается судом (ст.18 Конституции Российской Федерации). Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти. В формировании, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы, получившей специальное закрепление в Федеральном законе от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы в Российской Федерации”. С точки зрения этой концепции административное право должно быть нацелено на осуществление прав и свобод граждан и всемерное укрепление их административно-правовых гарантий.Деление прав и обязанностей граждан опирается, прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые. Конституционное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, не исключает того, что конституционные права предполагают ту или иную степень участия административного права а правовом механизме их реализации. Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:1. Статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своего содержания они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина Российской Федерации за ее пределы или выдачу его другому государству.2. Адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализоваться. Они делятся: на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни); социально-экономические (право частной собственности, право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность), социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья); социально-культурные; политические права и свободы.Наиболее значительное влияние административного права на осуществление тех прав, свобод и обязанностей, процесс которых предполагает конкретизацию конституционных положений, взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: “Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц” (п.3. ст.17 Конституции Российской Федерации). Во взаимодействии с управленчес- кими структурами реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности:1. Право граждан участвовать в управлении государством, как непосредственно, так и через своих представителей (п.1 ст.32 Конституции Российской Федерации). Оно подкрепляется п.2. ст.32. Конституции Российской Федерации, что “ Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе”, а так же “ Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.“ (п.4. ст.32. Конституции Российской Федерации).2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (п.1 ст.30 Конституции Российской Федерации)3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст.31 Конституции Российской Федерации). Порядок реализации указанного права регламентируемая Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР”, Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования”. Они определяют порядок подачи и рассмотрения уведомлений о проведении соответствующих мероприятий, виновных в нарушении порядка проведения собраний, митингов и других массовых акций.4. Право граждан обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обогащения в государственные органы местного самоуправления.5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность (п.1 ст.22 Конституции Российской Федерации) и “Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.” (п.2 ст.22 Конституции Российской Федерации).Основание и порядок применения административного задержания, а так же административного ареста урегулированы законодательством об адми-нистративных правонарушениях. Так, согласно ст.242 КоАП: “Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3-х часов”.6. Право на неприкосновенность жилища (ст.25 Конституции Российской Федерации) означает, что никто не праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.7. Право на передвижение, так согласно ст.27 Конституции Российской Федерации “Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию“. Лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут свободно выезжать за ее пределы. Правом беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию обладают только ее граждане. Порядок реализации этих конституционных прав регламентируется законом Российской Федерации “О порядке выезда за пределы Российской Федерации и въезда на территорию Российской Федерации граждан Российской Федерации”, от 1 января 1994 г. Хочется подчеркнуть о несоблюдении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, а в частности этого пункта, Новосибирской администрацией, которая за проезд через административную границу г. Новосибирска автомобильным транспортом, других субъектов Российской Федерации, взымает деньги. На противоправные действия Новосибирской администрации неоднократно подавались жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации.8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (п.4 ст.29 Конституции Российской Федерации).9. Право граждан на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц, закреплено в ст.53 Конституции Российской Федерации. Гражданский Кодекс Российской Федерации предусматривает право граждан на возмещение вреда, причиненного также органами местного самоуправления и их должностных лиц.Конституция Российской Федерации содержит принципиально важную оговорку о том, что перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. За их пределами граждане Российской Федерации имеют и другие права, в том числе и входящие в содержание их административно-правового статуса. Например: право изменения фамилии, имени и отчества; право на управление транспортными средствами; право на донорство; право на приобретение оружия.Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан. К ним Конституция Российской Федерации относит — обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество. Но главной обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является — соблюдение Конституции Российской Федерации и законов.Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу. Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечет возможность применения мер правового воздействия. В необходимых случаях уполномоченные на то органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица привлекают граждан к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в зависимости от характера совершенного правонарушения.
Важнейшей обязанностью граждан, как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Соблюдение их является важнейшей обязанностью граждан Российской Федерации.

Оцените статью
Добавить комментарий