Контрольные вопросы к кандидатскому экзамену

«История и философия науки».
Предмет и основные проблемы современной философии науки.
Социокультурные предпосылки возникновения и основные этапы исторической эволюции науки. Интернализм и экстернализм.
Познавательные установки древнегреческой философии.
Учение о причинах, материи и форме в древнегреческой философии. Аристотель «Метафизика» Кн.1,2,7.
Знание и вера в западноевропейской средневековой культуре.
Философские основания формирования экспериментальной науки (Возрождение, Новое время).
Традиция эмпиризма в философии и науке Нового времени. Ф. Бэкон. «Новый органон».
Рационализм новоевропейской науки и философии. Р. Декарт. «Рассуждение о методе».
Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре (Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно, И.Ньютон).
Философские основания научной картины мира Г.В.Лейбница. Г.В.Лейбниц «Рассуждение о метафизике»
Знание и наука в классической немецкой философии: диалектика теоретического и эмпирического знания в философии И. Канта. И.Кант. «Критика чистого разума» Введение.
Диалектика как метод систематизации научных знаний в философии Г.В.Ф. Гегеля. Г.В.Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук» Введение.
Марксистская концепция научного познания. (К. Маркс «Тезисы о Фейербахе» или Ф. Энгельс «Диалектика природы»: Заметки и фрагменты»). (По выбору экзаменующегося).
А.И. Герцен о диалектике научного познания и задачах союза философии и естествознания. («Письма об изучении природы». Письма 1,2)
Русский космизм: философский и естественнонаучный аспекты. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
Проблемы философии и науки в классическом позитивизме и эмпириокритицизме.
Проблемы научного знания в аналитической философии и постпозитивизме).
Критический рационализм К. Поппера.
Концепция смены научно-исследовательских парадигм Т.Куна. («Структура научных революций»).
Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. («История науки и ее рациональные реконструкции»).
Методологическая программа научного познания П. Фейерабенда.
Методология социологического познания М. Вебера. (М. Вебер. «Наука как призвание и профессия»).
Понятие науки в эволюционной эпистемологии (К. Поппер, К. Лоренц). К.Поппер «Эволюционная эпистемология».
Наука – система знаний и форма общественного сознания.
Наука как социальный институт.
Развитие философских оснований науки. Динамика порождения нового знания.
Традиции и новации в развитии науки.
Научная рациональность и ее исторические типы.
Особенности развития науки в 20 – 21 веках: сциентизм и антисциентизм.
Структура эмпирического знания: формы и методы.
Структура теоретического знания: формы и методы.
Проблема и гипотеза как формы научного знания.
Научная теория: пути ее формирования и развития.
Проблема истины в научном познании. Критерии истины.
Принцип детерминизма и проблема причинности в науке.
Этические проблемы науки. Проблема ответственности в современной науке.
Проблема самоорганизации в природе и обществе.
Идея глобального эволюционизма в современной научной картине мире.
Человек как предмет естественнонаучного и социогуманитарного познания.
Наука и религия. Современное естествознания и «научный креационизм».
Науки о природе и науки о духе.
Природа ценностей и роль ценностных ориентаций в познании.
Объяснение и понимание как познавательные цели.
Роль языковых средств в организации научного знания.
Антропный принцип и гуманитаризация науки.
Проблема прогнозирования в современном естественно-научном и социо-гуманитарном знании.

Оцените статью
Добавить комментарий