Контрольные вопросы. Тема 8 — Типовая програма курса «охрана воздушного и водного бассейна» 36 часов теоретическая…

^ 1. Укажите основные источники поступления в воздушную среду по­мещений веществ, способных вызвать расстройство здоровья. Назовите наиболее значимый источник загрязнения внутренней среды токсиче­скими веществами.2. Какова роль отдельных источников в загрязнении воздушной среды в зданиях и помещениях различного назначения?3. Чем определяется степень загрязнения воздушной среды жилых и общественных зданий?4. Как можно охарактеризовать действие факторов внутренней среды жилых и общественных зданий на человека? С чем это связано?5. Какие загрязнители воздушной среды помещений могут быть от­ветственны за развитие злокачественных новообразований у человека?6. Какие факторы внутренней среды помещений могут вызвать аллер­гические реакции?7. Перечислите источники поступления радона в воздух жилых и об­щественных зданий. Объясните механизм действия радона на организм человека.8. Какие факторы внутренней среды зданий дают эффект потенциирования при воздействии на организм человека?9. В чем опасность пассивного курения? Назовите «группы риска».10. Укажите основные проявления токсического действия формальде­гида на человека.11. Укажите источники поступления окиси углерода в воздух жилых и общественных зданий. Объясните механизм действия окиси углерода на организм человека и назовите группы риска.12. Что следует понимать под «синдромом больных зданий»? Каковы основные признаки временно и постоянно «больных» зданий?13. Перечислите симптомы, характерные для «синдрома больных зда­ний».14. Перечислите факторы, способствующие снижению содержания легких ионов в воздухе помещений. В чем проявляется биологическая активность ионизированного воздуха?
Контрольные вопросы. Тема 9.
1. Основные задачи экологического мониторинга антропогенных воздействий.2. Классификация видов мониторинга по объектам наблюдения, по масштабам воздействия, по характеру обобщения информации, по методам наблюдения.3. Система и цели комплексного экологического мониторинга.4. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздушной и водной среде.5. Критерии оценки качества окружающей среды.6. Какие методы охраны атмосферы от химических загрязнений вы знаете.7. Метод рассеяния химических соединений в атмосфере.8. Как проводится очистка атмосферных выбросов от пыли.9. Методы очистки газов от оксидов углерода.10. Очистка газов от диоксида серы.11. Очистка отходящих газов от аммиака.12. Очистка отходящих газов от галогенов и их соединений.13. Методы отбора проб газа на анализ.14. Анализ газов. Виды газоанализаторов.
Контрольные вопросы. Тема 10.
1. Направления охраны государством атмосферного воздуха.2. Содержание понятия экономического механизма охраны атмосферного воздуха.3. Виды пользования атмосферным воздухом.4. Какие принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха прописаны в ст. 3 Закона «Об охране атмосферного воздуха».5. В каких целях устанавливаются нормативы ПДК, ПДВ, ВСВ. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. 6. Какими правами обладают граждане, юридические лица и общественные объединения в области охраны атмосферного воздуха.7. Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.8. Какие условия должен обеспечить контроль за охраной атмосферного воздуха.9. Виды экологического контроля.10. Какие учреждения входят в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы.11. Основания для ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
Контрольные вопросы. Тема 11.
1. Полномочия законодательного собрания и Правительства Калужской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.2. По каким направлениям осуществляется управление в области охраны окружающей среды органами местного самоуправления.3. Система экологического контроля Калужской области.4. Объекты областного государственного экологического контроля. 5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.6. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест.7. Гигиенические требования по охране атмосферного воздуха при разработке проекта строительства объекта.8. Требования по охране атмосферного воздуха на стадии строительства и ввода в эксплуатацию объектов.9. Требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы.Требования к организации ведомственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха селитебных территорий.
Контрольные вопросы. Тема 12.
1. Состав гидросферы. Круговорот воды. 2. Мировой океан. Соленость. Прозрачность воды. Жесткость. Водородный показатель. Загрязнение мирового океана. Антропогенные компоненты. Нефтяное загрязнение. Воздействие на морские побережья. Экологические последствия загрязнения мирового океана.3. Пресные воды гидросферы. Подземные воды. Использование подземных вод. Источники загрязнения подземных вод.4. Пресные поверхностные воды. Озера. Болота. Реки. Растворенные вещества пресных вод. Биологические процессы в реках.5. Питательные вещества и эвтофикация.6. Использование водных ресурсов.Источники загрязнения пресных вод.
Контрольные вопросы. Тема 13.
1. Методы концентрирования природных вод.2. Химические методы анализа природных вод. Физико-химические методы анализа природных вод. Бактериологические методы анализа природных вод.3. Как осуществляется контроль за работой очистных сооружений и сбросом сточных вод.4. Деструктивные и регенеративные методы очистки сточных вод.5. Физико-химические методы очистки сточных вод. Биохимические методы очистки сточных вод.
Контрольные вопросы. Тема 14.
1. Перечислите основные источники загрязнения питьевой воды. На­зовите загрязнения, имеющие наибольшее значение в формировании экологически обусловленных заболеваний.2. Каковы современные особенности структуры инфекционных забо­леваний, связанных с водным фактором? Чем они определяются?3. Каковы особенности риска для здоровья, связанного с наличием токсичных химических соединений в питьевой воде?4. При каких условиях становится возможным водный путь распро­странения кишечных инфекций?5. Назовите основные критерии безопасности питьевой воды.6. Какие показатели, определяют безопасность питьевой воды в эпи­демиологическом отношении?7. Каковы проявления хронического действия на население свинца и мышьяка при их поступлении в организм человека с питьевой водой?8. Какие органические химические соединения являются побочными продуктами, образующимися при очистке и обеззараживании питьевой воды? Каков реальный риск они имеют для здоровья населения?9. Назовите основной источник поступления акриламида в питьевую воду. Каковы клинические проявления действия акриламида на организм человека?10. Какие химические соединения — загрязнители питьевой воды яв­ляются канцерогенными для человека?
Контрольные вопросы. Тема 15.
1. Какие водные объекты образуют водный фонд РФ.2. На какие водные объекты допускается муниципальная и частная собственность.3. Какие права могут иметь на водные объекты лица, не являющиеся их собственниками.4. По какому принципу осуществляется государственное управление использования и охраны водного фонда.5. Основные функции специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.6. Планирование рационального использования водных объектов.7. Субъекты водопользования. Общее водопользование. Специальное водопользование. Особое водопользование.8. Права и обязанности водопользователей.9. Виды нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов.10. Ответственность за нарушение водного законодательства.
Контрольные вопросы. Тема 16.
1. Полномочия органов государственной власти РФ в области использования и охраны водных объектов (ст. 65 ВКРФ).2. Разграничение компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов (ст. 67, 68 ВКРФ).3. Категории ЧС, правоотношения и по предупреждению и ликвидации которых регулируются Требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Калужской области.4. Какие особенности должны учитываться при разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Калужской области.5. Какие условия должны учитываться при расчете необходимого количества сил и средств при разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Калужской области.6. Какие сведения должны содержать отчеты о проведении работ по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.7. Проблемы межрегионального сотрудничества в области охраны водного бассейна.8. Правовой режим водных объектов и занятых ими земель.9. Зоны в черте города.10. Водные объекты в пригородных зонах.11. Водные объекты и рост площади мегаполисов.12. Оздоровление водных объектов (ст. 77, 120, 121, 125, 127 ВК РФ).13. Проект водоохраной зоны р. Оки, р. Угры, р. Жиздры (утв. постановлением Правительства Калужской области от 10 октября 2003г. № 261).14. Выделение земель под жилые дома, садово-огородные участки в водоохранных зонах рек, озер, водохранилищ.
Зачет по курсу «Охрана воздушного и водного бассейна»
1. Максимальное воздействие на природу оказывает в настоящий момент1. Хозяйственная деятельность человека2. Деятельность человека как биологического вида3. Деятельность других живых организмов
2. Преобразующее воздействие человеческого общества на природу не будет усиливаться по мере:
1. Роста численности населения2. В результате научно-технического прогресса3. Увеличения числа инфекционных заболеваний человека4. Увеличения числа и массы вещества, вовлекаемого в хозяйственный оборот3. Человек включился в экологические системы Земли примерно1. 5 млн лет назад2. 3,5 млн лет назад3. 8,5 млн лет назад4. 3 млрд лет назад4. Среди нижеперечисленных изменений окружающей среды выберите несуществующую экологическую проблему1. Опустынивание2. Понижение уровня океана3. Истощение озонового слоя4. Деградация земель5. Органические и органоминеральные продукты, созданные живыми организмами на протяжении геологической истории (каменный уголь, нефть, горючие сланцы) являются1. Живым веществом биосферы2. Косным веществом3. Биогенным веществом4. Биокосным веществом6. В Евразии, Северной и Южной Америке в конце ледникового периода стали исчезать крупные животные (например, мамонт). Это связано с1. Глобальным похолоданием2. Гибелью животных в результате перепромысла3. Падением на Землю крупного космического тела7. Атмосферный воздух и воды Мирового океана относят к 1. Неисчерпаемым природным ресурсам2. Исчерпаемым природным ресурсам8. Вода – вещество, физические константы которого отличают наибольшим количеством аномалий. Выберите неверное суждение1. Максимальная плотность воды достигается не в точке замерзания, а при температуре 4°С2. При замерзании вода расширяется, а не сжимается3. Удельная теплоёмкость воды чрезвычайно мала по сравнению с удельной теплоёмкостью других веществ4. Вода обладает одним из самых больших поверхностным натяжением их всех жидкостей9. Средняя соленость мирового океана1. 57 %2. 43 %3. 35 %4. 2 %10. В составе морской воды обнаружено1. Только поваренная соль2. Поваренная соль и соли тяжелых металлов3. Более 70 химических элементов, органические вещества (гумус), которые находятся как в растворённом, так и во взвешенном состоянии.11. Особенность подземных вод как компонента экосистемы заключается в том, что1. Подземные воды обладают большой самоочищающей способностью2. Самоочищающая способность подземных вод имеет значение только для бактериального заражения, взвешенных частиц и некоторых самораспадающихся веществ.12. Газовый составы атмосферного воздуха1. 78,8% — азот, 20,95 % — кислород, 0,93 % — аргон, 0,03 % — углекислый газ2. 64,6 % — азот, 32,4 % — кислород, 3 % — углекислый газ3. 82,3% — азот, 16,2 % — кислород, 0,28% — аргон, 0,03-0,04 % — углекислый газ13. Основная масса озона располагается в 1. Тропосфере2. Стратосфере3. Мезосфере14. Гомосфера распространяется на высоту до 1. 200 км. 2. 150 км.3. 100 км.4. 55 км.15. Диссипация – это1. Процесс преодоления атомами и ионами поля притяжения Земли2. Процесс растворения газов в Мировом океане16. Выберите неправильный ответ. Значение атмосферы для жизни заключается в1. Поглощении у/ф лучей2. Защите от метеоритов3. Поглощение инфракрасного излучения Земли, препятствуя её охлаждению4. Увеличении силы земного притяжения17. К естественным источникам атмосферных аэрозолей не относятся1. Вулканы и гейзеры2. Разрушающиеся горные породы и пылевые бури3. Почвенная эрозия и лесные пожары4. Выхлопы автотранспорта18. Видимое загрязнение воздуха любого характера1. Смог2. Дождь3. Пылевая буря19. При очень низких температурах и антициклоне возникает1. Фотохимический смог2. Ледяной смог20. До каких пределов простирается атмосфера нашей планеты?1. 800 км2. 1000 км3. 2000 км5 20 000 км21. Самопроизвольное превращение неустойчивого изотопа одного химического элемента в изотоп другого химического элемента , сопровождающийся испусканием элементарных частиц или ядер1. Период полураспада2. Радиоактивность22. Естественная радиоактивность атмосферы обусловлена1. Наличием в атмосфере 222 родона, а также воздействием космических лучей2. Наличием в атмосфере углекислого газа и воды3. Наличием в атмосфере выбросов автотранспорта4. Наличием в атмосфере озона23. Калужская область отнесена к зоне радиоактивного загрязнения1. Да2. Нет24. Для получения значительных концентраций озона необходимо условие1. Сравнительно низкая температура и большие концентрации атомарного кислорода2. Высокие температуры и низком парциальном давлении атомарного кислорода25. Большие дозы у/ф излучения действуют на организм человека следующим образом1. Оказывают благоприятное воздействие2. Способствуют выработке витамина D3. Происходит распад важных частей клетки, в ней возникают вещества, блокирующие процессы воспроизводства ДНК и синтеза РНК.26. Парниковый эффект вызван1. Интенсивного поглощения излучения, отдаваемого земной поверхностью, трехатомными молекулами воды, углекислого газа, оксида азота и др.2. Нагревание атмосферы в результате действия космических лучей3. Охлаждения океана27. К кислотным осадкам относятся осадки с рН1. 6,02. < 5,53. > 5,54. < 7,628. Мировой океан занимает1. 71 % поверхности планеты2. 50 % поверхности планеты3. 98 % поверхности планеты29. Солёность Мирового океана составляет 1. 22 г/л2. 35 г/л3. 76 г/л30. Масса переносимых рекой на протяжении года твёрдых частиц называется1. Взвешенным стоком2. Ионным стоком3. Твёрдым стоком31. Водоёмы, в которых наблюдается цветение водорослей и накопление органических веществ, т к. скорость продукции превышает скорость деструкции, называются1. Дистрофными2. Олиготрофными3. Эвтрофными32. Одним из методов охраны атмосфера от химических загрязнений является рассеяние химических выбросов в атмосфере. Это достигается1. Использованием высокой трубы2. Использованием нескольких труб, распределённых на большой территории 3. Очисткой атмосферных выбросов от токсичных компонентов.33. Для отбора проб газа, содержащего токсические примеси в небольшой концентрации используют1. Вату2. Лигнин3. Аспираторы34. Извлекать и утилизировать содержащиеся в воде ценные вещества позволяют методы1. Регенеративные2. Деструктивные35. К территориальному морю РФ относятся прибрежные морские воды шириной1. 12 морских миль2. 22 морских мили3. 12 морских миль36. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии … морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря1. 502. 1203. 4004. 20037. Перечень водных объектов, образующих водный фонд РФ установлен1. Законом об охране окружающей среды2. Водным кодексом РФ3. Законом об охране территориальных вод38. Может ли земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) находиться в частной собственности?1. Да, согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ2. Нет, согласно ч. 3 ст. 14 Конституции РФ39. Управление федеральной собственность осуществляется1. Только правительством РФ2. Правительством РФ, соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ3. Назначенными правительством РФ уполномоченными лицами40. Муниципальная и частная собственность допускается 1. На все водные объекты 2. На все водные объекты, кроме объектов федерального значения 3. Только на обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы)41. Могут ли водные объекты, находящиеся в государственной собственности предоставляться гражданам в аренду?1. Да, в соответствии с федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии С Водным кодексом РФ2. Нет, в соответствии с ч.1 ст. 13 Водного кодекса РФ42. Государственное управление использования и охраны водного фонда осуществляется по 1. Региональному принципу2. Бассейновому принципу.43. Специально уполномоченным органом регулирования использования и охраны водных объектов в РФ является1. Министерство природных ресурсов РФ2. Экологический комитет РФ3. Департамент сельского хозяйства44. Не требует получения разрешения и осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, как гражданами, так и юридическими лицами1. Обособленное водопользование2. Специальное водопользование3. Общее водопользование45. Только при наличии лицензии на водопользование осуществляется1. Обособленное водопользование2. Специальное водопользование3. Общее водопользование46. Всемирная организация здравоохранения рекомендует проводить контроль питьевой воды 1. по 60 показателям2. по 200 показателям3. по 100 показателям47. В российском ГОСТе «Вода питьевая» предусмотрено для контроля1. 100 показателей2. 35 показателей3. 60 показателей4. 28 показателей48. Критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных веществ в атмосферном воздухе при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека1. Гигиенические нормативы2. Экологические нормативы3. Предельно допустимая критическая нагрузка49. Специально уполномоченный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является1. Министерство природных ресурсов РФ2. Санитарно-эподемиологическая служба РФ3. Правительство РФ50. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями в соответствии с 1. ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»2. Ст. 42 Конституции РФ51. Такое нарушение правил охраны атмосферного воздуха, как выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, в соответствии с Административным кодексом РФ влечет1. Наложение штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда2. Административное приостановление деятельности на срок до 3 лет Список литературы. 1. Стадницкий Г. В., Родионов А. И. Экология: Учеб. пособие для химико-технологических вузов.- М.: Высш. шк., 1988.-272с., ил.2. Большаков В. Н. и др. Практикум по региональной экологии. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003. – 232с., ил. 3. Захарченко Т. Р. Охрана окружающей среды: практическое руководство к юридическим действиям граждан России. – Санкт–Петербург, 1994. – 120с.4. Васильева М. И. Правовые проблемы организации управления в области охраны окружающей среды. Пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. – 254с.5. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288с., ил.6. Экологическая экспертиза: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В. К. донченко, В. М. Питулько, В. В. Растоскуев и др.; Под ред. В. М. Питулько.- М.: Изд. центр «Академия», 2004. -480с.7. Боголюбов С. А. Экологическое право: Учебник – М.: Юристъ, 2004. – 430с.8. Хотунцев Ю Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 480с.9. Гусакова Н. В. Химия окружающей среды. – Серия «Высшее образование», Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 192с.10. Гичев Ю. П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (Печальный опыт России). – Новосибирск, СО РАМН, 2002. – 230с.11. Медицинская экология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Королёв, М. В. Богданов, Ал. А. королев и др.; Под ред. А. А. Королёва. – М.:Издательский центр «Академия», 2003. – 192с.12. Ерофеев Б. В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических учебных заведений. – М., ООО «Профобразование», 2003. -656с.13. Константинов В. М. Охрана природы: Учеб. пособие для студ. высш. педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.14. Проблемы экологии: Принципы их решения на примере Южного Урала / Под. Ред. Н. В. Старовой. – М.: Наука, 2003. – 287с.15. Ю. П. Гичев Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (печальный опыт России). – Новосибирск, СО РАМН, 2002. – 230 с.16. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учаб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.: ил.17. Экологическая экспертиза: Учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений / В. К. Донченко, В. М. Питтулько, В. В. Растоскуев и др.; Под ред. В. М. Питулько. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

Оцените статью
Добавить комментарий