Концепция развития малого предпринимательства в карачаево-черкесской республике

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Фонд поддержки малого предпринимательстваКарачаево-Черкесской Республики
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
принята на совещании«Реализация мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике» в рамках презентации Центра развития предпринимательстваг. Черкесск,2004г.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
22 июля 2004г. г. ЧеркесскДанная Концепция определяет основные принципы, направления и средства достижения целей по созданию благоприятных условий для разви­тия малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике.Карачаево-Черкесская Республика отличается уникальностью природно-сырьевых ресур­сов, занимает выгодное экономико-географическое положение. Республика граничит с Кабардино-Балкарской Республикой, Ставропольским и Краснодарскими краями. Это создает необходимые предпосылки для обеспечения ее устойчивого экономического роста.1. Состояние малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике.Сегодня в Республике сфера малого бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения — тех, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица, а также способствует развитию этого сектора экономики. Все более весомым становится вклад малых предприятий в экономику республики, в наполнение доходных статей бюджета и создание новых рабочих мест. В тоже время цифры говорят о том, что в Республике имеется огромный резерв для развития малого предпринимательства. Сейчас реально действует более 1300 малых предприятий и в них занято около 9000 чело­век, это только 10 процентов от числа занятых в экономике нашей республики.Кроме того, работает около 19 тысяч индивидуальных предпринимателей. Вместе с ними процент занятости составляет всего лишь 19,6 процентов. Неслож­ный арифметический подсчет показывает, что материальное благополучие почти 19 тыс. семей в той или иной степени зависит от малого бизнеса. Местные рынки являются основными потребителями продукции, производимой субъектами малого предпринимательства, которые нередко изменяют основной вид деятельности, осваивают новые виды продукции, занимаются поиском новых рынков сбыта.По количеству малых предприятий на тысячу человек постоянного населения в республике приходится два предприятия, в городах по пять предприятий (для сравнения — в целом по России 6 предприятий, по Южному округу — 3,8 предпри­ятия).Развитие малого предпринимательства в республике происходит весьма не­равномерно как по городам и районам, так и в отраслевых разрезах.Более 60 процентов организаций осуществляет свою деятельность в г.Черкесске — 603 предприятия. В г.Карачаевске — 78 предприятий, в Зеленчукском районе — 64 предприятия, в Усть-Джегутинском — 46, в Малокарачаевском, Урупском, Адыге-Хабльском районах по 28 предприятий, в Хабезском районе — 22, в Карачаевском районе — всего 7 предприятий (менее одного процента).Наибольший удельный вес субъектов малого предпринимательства в КЧР задействовано в торговле, а так же в общественном питании (40%), и за по­следние годы этот показатель имел относительно стабильный рост. Вероятно, благодаря то­му, что на территории республики вот уже более четырех лет действует закон о еди­ном налоге на вмененный доход. Это позволило предпринимателям в этой отрасли обновить основные фонды. К промышленному сектору можно отнести 22% процентов малых предприятий, к строительному – 12.2% процентов, к материально-техническому снабжению и сбыту – 9.3 процента, но, в основном, малые предприятия республики многопрофильные и занимаются несколькими видами деятельности. Большая часть субъектов малого бизнеса являются частными предприятиями. В 2003 году ими произведено продукции и оказано услуг на сумму почти 1034 млн. рублей, из них промышленного характера – на 575 млн. рублей. Следует отметить, что на протяжении последних лет структура малых предприятий по среднесписочной численности практически не менялась в Республике. Так, в машиностроительной промышленности вырабатывается около 71,8 процентов всего объема про­дукции, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — 44 процента, в легкой — более 35,4 процента, в пищевой — 40 процентов.В настоящее время характерно развитие малого бизнеса в таких сферах как информационно — вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, рекламная деятельность. Однако приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время практически не развиваются. Не растет число крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому в создавшейся ситуации личные подсобные хозяйства заслуживают особого внимания в преобразованиях, проводимых в аграрной сфере. Для этого необходимо определить статус ЛПХ как ведущей формы сельского предпринимательства (вставить о госзаказе). Доля предприятий, внедряющих новые технологии, выпускающие образцы принципиально новой продукции чрезвычайно мала. Тем не менее, малое предпринимательство стало одним из источников налоговых поступлений, насыщения местных рынков товарами и услугами. Если раньше малый бизнес рассматривался как средство обеспечения самозанятости и выживаемости для населения, то сегодня ему следует отнести одно из приоритетных мест в дальнейшем формировании конкурентоспособности экономики. Региональную специфику экономической политики в сфере малого бизнеса определяет экономический потенциал республики и одна из его составляющих – природно-ресурсный потенциал, уникальный по своему содержанию.Несмотря на ряд позитивных моментов в развитии малого предпринимательства Республики, положение предпринимателя, занимающегося производством, ухудшилось. Часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности. Чрезмерно усложненная система налогообложения делает невыгодным любой вид производственной деятельности, выталкивает предпринимателя в "теневую" сферу, что приводит к криминализации предпринимательства. Эффективность которого сдерживается и такими факторами, как недостаток собственных денежных средств, высокие кредитные ставки коммерческих банков и ограниченные сроки предоставления кредитов, отсутствие гарантий возврата кредитов из-за низкой залогоспособности малых предприятий, неразвитость лизинговых отношений. Многие проблемы в развитии малого бизнеса порождены недостатками государственной экономической политики в целом.Все эти факторы отрицательно влияют на динамику роста числа малых предприятий. Сложившаяся ситуация требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.Для успешного развития малого предпринимательства требуется переход от стихийной к организованной деятельности на основе программного метода для усовершенствования обмена информацией, практического взаимодействия предпринимателей как между собой, так и с органами государственной власти и местного самоуправления. Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы. В Республике утверждена «Региональная программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2003-2005 годы». К сожалению, из-за отсутствия достаточного финансирования на сегодняшний день Программа реализована не в полной мере.Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства, общественности инфраструктура поддержки предпринимательства. Необходимо укрепление созданной системы районных фондов поддержки малого предпринимательства — это повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства Республики, обеспечит выработку и проведение последовательной политики по развития малого предпринимательства на местах, в отдаленных районах, муниципалитетах республики.Интегрированная сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики включает в себя систему районных и городских фондов, лизинговую компанию, региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Межрегиональный Маркетинговый Центр "Карачаево-Черкесия-Москва", информационно-аналитический ресурсный центр, республиканские союзы, ассоциации предпринимателей, республиканские отделения федеральных общественных объединений, структур . В действующем ныне в Республике Центре развития предпринимательства размещена значительная часть республиканской инфраструктуры по поддержке и развитию малого бизнеса.Одним из значительных достижений в сфере развития предпринимательства за последние годы является создание республиканского Центра развития предпринимательства. Данный Центр является единственным в Южном Федеральном округе комплексом, целью создания которого является подъем уровня социально-экономического развития региона, усиление политики государственной поддержки малого предпринимательства, путем формирования информационно-аналитической, финансовой инфраструктуры, использования кадрового потенциала республики, содействие росту инвестиционной привлекательности. За последние два года республиканские структуры Центра развития предпринимательства выиграли два конкурса всероссийского масштаба, благодаря чему были привлечены федеральные бюджетные ресурсы для развития предпринимательства в Карачаево-Черкесской республике.В конце 2002 года Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР выиграл Всероссийский Конкурс по «Созданию регионального центра развития малого предпринимательства», проводимого Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства. По итогам конкурса Федеральным Фондом было проведено частичное финансирование ремонтно-строительных работ ЦРП. В августе 2003 года Межрегиональный Маркетинговый Центр «Карачаево-Черкесия-Москва» принял участие во всероссийском конкурсе по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, проводимом Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. По итогам конкурса ММЦ «Карачаево-Черкесия-Москва» признан победителем в конкурсе по «созданию и развитию межрегионального выставочного центра в Карачаево-Черкесской Республике». Согласно условиям конкурса были привлечены федеральные средства для создания Выставочно-маркетингового Центра. На сегодняшний день данный Центр, с постоянно действующей выставкой продукции, производимой на территории КЧР действует при ММЦ «Карачаево-Черкесия-Москва», здесь же создана база данных по продукции и услугам предоставляемым в Республике.
^
Отмеченные тенденции развития предпринимательства республики требуют коренного изменения экономической политики поддержки и развития малого предпринимательства в Республике, что отражено в региональной программе развития и поддержки малого предпринимательства. Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства, опираясь на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства. Программа учитывает имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа на 2003-2005гг. исходить из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на средне- и долгосрочную перспективу. Если раньше основным направлением было обеспечение самозанятости и выживаемо­сти, то сегодня следует отводить одно из приоритетных мест в дальней­шей реструктуризации и формировании конкурентоспособной экономики.В рамках осуществления мероприятий по развитию кредитно-финансовых механизмов необходимо включить: кредитование приоритетных направлений деятельности субъектов малого предпринимательства, систему микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках, создание межрегиональных и региональных гарантийных систем, развитие финансового лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования (кредитные кооперативы), венчурного финансирования и микрокредитования. Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей малого предпринимательства.В предыдущие годы уделялось внимание разрешению этой проблемы в программах развития и поддержки малого предпринимательства.Так, в Республике был разработан и внедрен механизм предоставления льготных кредитов малым предприятиям через Фонда поддержки малого предпринимательства КЧР. Другая проблема, связанная со слишком высокой для малых предприятий процентной ставкой банковского кредита, была решена путем разработанного механизма предоставления частичной компенсации процентной ставки по кредитам, с привлечением банковских ресурсов (постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 26 от 27.02.02г.).Однако следует отметить, что решить вышеуказанную проблему в полном объеме не удалось, и недостаток финансовых средств у малых предприятий остается, как и был, одним из наиболее болезненных аспектов деятельности.Поэтому в ближайшие годы акцент поддержки и развития малого предпринимательства необходимо делать в сторону привлечения инвестиционных ресурсов для финансового обеспечения малых предприятий. Приоритетным направлением совершенствования механизма финансо­вой поддержки малого предпринимательства должно стать не прямое креди­тование субъектов малого предпринимательства, а максимальная активиза­ция частных инвестиционных ресурсов, создание кредитных кооперативов, союзов, а также упрощение доступа предприятий к кредитным банковским ресурсам.Не исключено применение механизма финансовой помощи в районах, городах Республики через муниципальные и районные Фонды поддержки малого предпринимательства.В целях получения внебюджетных источников, в том числе и от международных инвесторов, региональным Агентством поддержки малого и среднего бизнеса разработан каталог наиболее перспективных, приоритетных инвестиционных проектов малого предпринимательства Республики.Наряду с другими мерами поддержки планируется осуществление мероприятий по имущественной поддержке малого предпринимательства, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов: передачи и сдачи в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества крупных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий и научно-технических институтов, незавершенных объектов производственного назначения.В Республике необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства; обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого предпринимательства; обучение и подготовку кадров для предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Предполагается совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства на основе опыта зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.В данном направлении ведется работа по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, а именно специализированных институтов, формирующих условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг. Особое внимание будет уделено районам с низким уровнем развития экономики. Также необходимо предусмотреть дальнейшее развитие и эффективное использование сети инфраструктуры на базе системы районных фондов поддержки малого предпринимательства; проведение мониторинга деятельности сети фондов поддержки малого предпринимательства для подготовки методических рекомендаций по оптимизации деятельности инфраструктуры малого предпринимательства; создание единого механизма финансовых расчетов системы фондов поддержки малого предпринимательства.Планируется осуществление мероприятий по совершенствованию уровня предоставляемых информационных услуг, для этих целей на базе Центра развития предпринимательства открыт и функционирует информационно-аналитический ресурсный центр, сформирована база данных по действующим предприятиям республики, продукции, выпускаемой на территории КЧР. Разрабатывается механизм предоставления льготного доступа к информационным ресурсам и продвижения товаров малых предприятий республики на межрегиональный и международный рынки. Планируется создание и участие в общероссийской сети специализированных веб-сайтов для малого бизнеса, создание унифицированных программно-технологических систем информационной поддержки малого предпринимательства. Разрабатываются механизмы развития информационного обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информацией с использованием интернет-ресурсов. С началом функционирования Центра развития предпринимательства активизируется работа информационного характера: проводятся семинары, конференций для работников малых предприятий и структур поддержки малого бизнеса со специалистами соответствующего профиля. В мае 2004г. в Центре развития предпринимательства совместно с Департаментом торговли Министерства экономического развития КЧР была проведена выставка продукции, производимой на территории КЧР «100 лучших товаров», в которой приняли участие около 200 предпринимателей республики. В ходе выставке был проведен конкурс на лучшее предприятие республики.В начале июля 2004г. под эгидой «Ассоциации женщин- предпринимателей России» была проведена конференция при участии Правительства КЧР, руководителей государственных федеральных и местных структур, инфраструктуры Фонда поддержки малого предпринимательства и женщин -предпринимателей. В ходе конференции обсуждались проблемы развития женского предпринимательства, обмен опытом предпринимателей различных районов.Коренного пересмотра требует система подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства в Республике. Она должна быть направлена не столько на обеспечение занятости, сколько на подготовку эффективных собственников-работодателей, хорошо владею­щих основами психологии, маркетинга и менеджмента.В рамках мероприятий по подготовке и переподготовке кадров будет организована система профессионального постоянного дополнительного образования для сотрудников инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также будет оказано организационно-методическое содействие в подготовке специалистов данной сферы. В целях активизации политики в области пропагандистской работы предусмотрена работа со средствами массовой информации: проведение "круглых столов", публикации в местных, российских газетах, выступления по радиовещанию, телевидению и т.д. Так же планируется проведение Дней предпринимательства в отдельных районах и на республиканском уровне. Как отдельное направление разработан и реализуется проект по возрождению, производству, реализации товаров народно-художественного промысла и сувенирной продукции. Целью данного проекта является возрождение культуры и самобытности народов, населяющих КЧР, а так же решение проблем занятости.Одним из наиболее важных направлений политики поддержки предпринимательства является статистическое, информационно-аналитическое и методическое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки. В рамках данного направления предполагается реализация мероприятий по статистическому обеспечению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства. Они включают в себя проведение статистических обследований различных категорий субъектов малого предпринимательства и анализ на этой основе уровня развития предпринимательской сферы в целом по Республике и в отдельных ее районах, а также прогнозирование экономического развития сектора малого предпринимательства.Предусмотрены мероприятия, имеющие целью теоретическое и методическое обоснование стратегии и тактики развития малого предпринимательства в Республике, составление аналитических, сравнительных статистических данных в сфере развития малого бизнеса. В порядке методического обеспечения проводятся исследования, на основе которых разработаны комплексные районные, городские программы развития предпринимательства, оформляются и составляются бизнес-планы, бизнес справки. На базе информационно-аналитического ресурсного центра проводится аналитическая работа по составления сравнительного анализа различных схем налогообложения и совершенствования льгот для субъектов малого предпринимательства; разрабатываются механизмы льготного кредитования и страхования малых предприятий (в том числе взаимного); ведения упрощенного бухгалтерского учета и отчетности на малых предприятиях. Исходя из особенностей Карачаево-Черкесской Республики и на основе анализа имеющего опы­та, приоритетными направлениями развития малого предпринимательства являются: производственная и перерабатывающая промышленность, сфера услуг. При реализации программных мероприятий необходимо акцентировать вспомогательную деятельность на данные отрасли экономики.Кроме того, согласно специфики нашего региона особое внимание необходимо уделить развитию туристско-экскурсионному, санаторно-оздоровительному виду деятельности, гостиничному бизнесу, которые создают благоприятную почву для развития малого и среднего предприни­мательства, так как рынок этого вида услуг сегодня остается слабо разви­тым.Для устранения проблемы административных барьеров на пути развития малого предпринимательства необходимо проведение комплексного анализа республиканских и муниципальных нормативных актов на предмет ус­тановления административных барьеров, необходимо принятие документов, ограничи­вающих избыточное нормотворчество, разработать механизм осуще­ствления мероприятий по:- упрощению процедуры регистрации и ликвидации малых предпри­ятий;- внесению изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации и определения условия долгосрочной сертификации продукции;- принятию мер по регламентации проверок субъектов малого предпринимательства органами государственного контроля и мер по применению на практике Федерального Закона №134-ФЗ от 08.08.2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».Повышению эффективности отмеченных мероприятий будет способст­вовать координация на уровне деятельности органов власти, в первую очередь осуществляющих контрольные функции. Эффективному функционированию малого предпринимательства пре­пятствуют не только недостаток мер государственной поддержки, но и отсут­ствие совместных действий предпринимателей по отстаиванию собственных интересов, в связи с чем успешному решению экономических проблем будет способствовать развитие саморегулирования предпринимательской деятель­ности на основе общественных объединений.Таким образом, ключевым звеном в дальнейшей реструктуризации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста в Карачаево-Черкесской Республике должно стать создание и всемерная поддержка эффективных собственников-руководителей, способных оптимально использовать новейшие достижения науки и техники, а также преимущества географической и отраслевой спе­циализации и возможности межрегиональных интеграционных процессов.Секретарь совещания _____________Фонд поддержки малого предпринимательства 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Горького,8-ул. Кирова,8, тел.: (878 22) 6-43-03; факс: (878 22) 5-56-88

Фонд поддержки малого предпринимательстваКарачаево-Черкесской Республики

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

принята на совещании«Реализация мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике» в рамках презентации Центра развития предпринимательстваг. Черкесск,2004г.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

22 июля 2004г. г. ЧеркесскДанная Концепция определяет основные принципы, направления и средства достижения целей по созданию благоприятных условий для разви­тия малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике.Карачаево-Черкесская Республика отличается уникальностью природно-сырьевых ресур­сов, занимает выгодное экономико-географическое положение. Республика граничит с Кабардино-Балкарской Республикой, Ставропольским и Краснодарскими краями. Это создает необходимые предпосылки для обеспечения ее устойчивого экономического роста.1. Состояние малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике.Сегодня в Республике сфера малого бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения — тех, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица, а также способствует развитию этого сектора экономики. Все более весомым становится вклад малых предприятий в экономику республики, в наполнение доходных статей бюджета и создание новых рабочих мест. В тоже время цифры говорят о том, что в Республике имеется огромный резерв для развития малого предпринимательства. Сейчас реально действует более 1300 малых предприятий и в них занято около 9000 чело­век, это только 10 процентов от числа занятых в экономике нашей республики.Кроме того, работает около 19 тысяч индивидуальных предпринимателей. Вместе с ними процент занятости составляет всего лишь 19,6 процентов. Неслож­ный арифметический подсчет показывает, что материальное благополучие почти 19 тыс. семей в той или иной степени зависит от малого бизнеса. Местные рынки являются основными потребителями продукции, производимой субъектами малого предпринимательства, которые нередко изменяют основной вид деятельности, осваивают новые виды продукции, занимаются поиском новых рынков сбыта.По количеству малых предприятий на тысячу человек постоянного населения в республике приходится два предприятия, в городах по пять предприятий (для сравнения — в целом по России 6 предприятий, по Южному округу — 3,8 предпри­ятия).Развитие малого предпринимательства в республике происходит весьма не­равномерно как по городам и районам, так и в отраслевых разрезах.Более 60 процентов организаций осуществляет свою деятельность в г.Черкесске — 603 предприятия. В г.Карачаевске — 78 предприятий, в Зеленчукском районе — 64 предприятия, в Усть-Джегутинском — 46, в Малокарачаевском, Урупском, Адыге-Хабльском районах по 28 предприятий, в Хабезском районе — 22, в Карачаевском районе — всего 7 предприятий (менее одного процента).Наибольший удельный вес субъектов малого предпринимательства в КЧР задействовано в торговле, а так же в общественном питании (40%), и за по­следние годы этот показатель имел относительно стабильный рост. Вероятно, благодаря то­му, что на территории республики вот уже более четырех лет действует закон о еди­ном налоге на вмененный доход. Это позволило предпринимателям в этой отрасли обновить основные фонды. К промышленному сектору можно отнести 22% процентов малых предприятий, к строительному – 12.2% процентов, к материально-техническому снабжению и сбыту – 9.3 процента, но, в основном, малые предприятия республики многопрофильные и занимаются несколькими видами деятельности. Большая часть субъектов малого бизнеса являются частными предприятиями. В 2003 году ими произведено продукции и оказано услуг на сумму почти 1034 млн. рублей, из них промышленного характера – на 575 млн. рублей. Следует отметить, что на протяжении последних лет структура малых предприятий по среднесписочной численности практически не менялась в Республике. Так, в машиностроительной промышленности вырабатывается около 71,8 процентов всего объема про­дукции, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — 44 процента, в легкой — более 35,4 процента, в пищевой — 40 процентов.В настоящее время характерно развитие малого бизнеса в таких сферах как информационно — вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, рекламная деятельность. Однако приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время практически не развиваются. Не растет число крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому в создавшейся ситуации личные подсобные хозяйства заслуживают особого внимания в преобразованиях, проводимых в аграрной сфере. Для этого необходимо определить статус ЛПХ как ведущей формы сельского предпринимательства (вставить о госзаказе). Доля предприятий, внедряющих новые технологии, выпускающие образцы принципиально новой продукции чрезвычайно мала. Тем не менее, малое предпринимательство стало одним из источников налоговых поступлений, насыщения местных рынков товарами и услугами. Если раньше малый бизнес рассматривался как средство обеспечения самозанятости и выживаемости для населения, то сегодня ему следует отнести одно из приоритетных мест в дальнейшем формировании конкурентоспособности экономики. Региональную специфику экономической политики в сфере малого бизнеса определяет экономический потенциал республики и одна из его составляющих – природно-ресурсный потенциал, уникальный по своему содержанию.Несмотря на ряд позитивных моментов в развитии малого предпринимательства Республики, положение предпринимателя, занимающегося производством, ухудшилось. Часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности. Чрезмерно усложненная система налогообложения делает невыгодным любой вид производственной деятельности, выталкивает предпринимателя в "теневую" сферу, что приводит к криминализации предпринимательства. Эффективность которого сдерживается и такими факторами, как недостаток собственных денежных средств, высокие кредитные ставки коммерческих банков и ограниченные сроки предоставления кредитов, отсутствие гарантий возврата кредитов из-за низкой залогоспособности малых предприятий, неразвитость лизинговых отношений. Многие проблемы в развитии малого бизнеса порождены недостатками государственной экономической политики в целом.Все эти факторы отрицательно влияют на динамику роста числа малых предприятий. Сложившаяся ситуация требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.Для успешного развития малого предпринимательства требуется переход от стихийной к организованной деятельности на основе программного метода для усовершенствования обмена информацией, практического взаимодействия предпринимателей как между собой, так и с органами государственной власти и местного самоуправления. Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы. В Республике утверждена «Региональная программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2003-2005 годы». К сожалению, из-за отсутствия достаточного финансирования на сегодняшний день Программа реализована не в полной мере.Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства, общественности инфраструктура поддержки предпринимательства. Необходимо укрепление созданной системы районных фондов поддержки малого предпринимательства — это повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства Республики, обеспечит выработку и проведение последовательной политики по развития малого предпринимательства на местах, в отдаленных районах, муниципалитетах республики.Интегрированная сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики включает в себя систему районных и городских фондов, лизинговую компанию, региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Межрегиональный Маркетинговый Центр "Карачаево-Черкесия-Москва", информационно-аналитический ресурсный центр, республиканские союзы, ассоциации предпринимателей, республиканские отделения федеральных общественных объединений, структур . В действующем ныне в Республике Центре развития предпринимательства размещена значительная часть республиканской инфраструктуры по поддержке и развитию малого бизнеса.Одним из значительных достижений в сфере развития предпринимательства за последние годы является создание республиканского Центра развития предпринимательства. Данный Центр является единственным в Южном Федеральном округе комплексом, целью создания которого является подъем уровня социально-экономического развития региона, усиление политики государственной поддержки малого предпринимательства, путем формирования информационно-аналитической, финансовой инфраструктуры, использования кадрового потенциала республики, содействие росту инвестиционной привлекательности. За последние два года республиканские структуры Центра развития предпринимательства выиграли два конкурса всероссийского масштаба, благодаря чему были привлечены федеральные бюджетные ресурсы для развития предпринимательства в Карачаево-Черкесской республике.В конце 2002 года Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР выиграл Всероссийский Конкурс по «Созданию регионального центра развития малого предпринимательства», проводимого Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства. По итогам конкурса Федеральным Фондом было проведено частичное финансирование ремонтно-строительных работ ЦРП. В августе 2003 года Межрегиональный Маркетинговый Центр «Карачаево-Черкесия-Москва» принял участие во всероссийском конкурсе по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, проводимом Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. По итогам конкурса ММЦ «Карачаево-Черкесия-Москва» признан победителем в конкурсе по «созданию и развитию межрегионального выставочного центра в Карачаево-Черкесской Республике». Согласно условиям конкурса были привлечены федеральные средства для создания Выставочно-маркетингового Центра. На сегодняшний день данный Центр, с постоянно действующей выставкой продукции, производимой на территории КЧР действует при ММЦ «Карачаево-Черкесия-Москва», здесь же создана база данных по продукции и услугам предоставляемым в Республике.

^

Отмеченные тенденции развития предпринимательства республики требуют коренного изменения экономической политики поддержки и развития малого предпринимательства в Республике, что отражено в региональной программе развития и поддержки малого предпринимательства. Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства, опираясь на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства. Программа учитывает имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа на 2003-2005гг. исходить из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на средне- и долгосрочную перспективу. Если раньше основным направлением было обеспечение самозанятости и выживаемо­сти, то сегодня следует отводить одно из приоритетных мест в дальней­шей реструктуризации и формировании конкурентоспособной экономики.В рамках осуществления мероприятий по развитию кредитно-финансовых механизмов необходимо включить: кредитование приоритетных направлений деятельности субъектов малого предпринимательства, систему микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках, создание межрегиональных и региональных гарантийных систем, развитие финансового лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования (кредитные кооперативы), венчурного финансирования и микрокредитования. Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей малого предпринимательства.В предыдущие годы уделялось внимание разрешению этой проблемы в программах развития и поддержки малого предпринимательства.Так, в Республике был разработан и внедрен механизм предоставления льготных кредитов малым предприятиям через Фонда поддержки малого предпринимательства КЧР. Другая проблема, связанная со слишком высокой для малых предприятий процентной ставкой банковского кредита, была решена путем разработанного механизма предоставления частичной компенсации процентной ставки по кредитам, с привлечением банковских ресурсов (постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 26 от 27.02.02г.).Однако следует отметить, что решить вышеуказанную проблему в полном объеме не удалось, и недостаток финансовых средств у малых предприятий остается, как и был, одним из наиболее болезненных аспектов деятельности.Поэтому в ближайшие годы акцент поддержки и развития малого предпринимательства необходимо делать в сторону привлечения инвестиционных ресурсов для финансового обеспечения малых предприятий. Приоритетным направлением совершенствования механизма финансо­вой поддержки малого предпринимательства должно стать не прямое креди­тование субъектов малого предпринимательства, а максимальная активиза­ция частных инвестиционных ресурсов, создание кредитных кооперативов, союзов, а также упрощение доступа предприятий к кредитным банковским ресурсам.Не исключено применение механизма финансовой помощи в районах, городах Республики через муниципальные и районные Фонды поддержки малого предпринимательства.В целях получения внебюджетных источников, в том числе и от международных инвесторов, региональным Агентством поддержки малого и среднего бизнеса разработан каталог наиболее перспективных, приоритетных инвестиционных проектов малого предпринимательства Республики.Наряду с другими мерами поддержки планируется осуществление мероприятий по имущественной поддержке малого предпринимательства, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов: передачи и сдачи в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества крупных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий и научно-технических институтов, незавершенных объектов производственного назначения.В Республике необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства; обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого предпринимательства; обучение и подготовку кадров для предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Предполагается совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства на основе опыта зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.В данном направлении ведется работа по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, а именно специализированных институтов, формирующих условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг. Особое внимание будет уделено районам с низким уровнем развития экономики. Также необходимо предусмотреть дальнейшее развитие и эффективное использование сети инфраструктуры на базе системы районных фондов поддержки малого предпринимательства; проведение мониторинга деятельности сети фондов поддержки малого предпринимательства для подготовки методических рекомендаций по оптимизации деятельности инфраструктуры малого предпринимательства; создание единого механизма финансовых расчетов системы фондов поддержки малого предпринимательства.Планируется осуществление мероприятий по совершенствованию уровня предоставляемых информационных услуг, для этих целей на базе Центра развития предпринимательства открыт и функционирует информационно-аналитический ресурсный центр, сформирована база данных по действующим предприятиям республики, продукции, выпускаемой на территории КЧР. Разрабатывается механизм предоставления льготного доступа к информационным ресурсам и продвижения товаров малых предприятий республики на межрегиональный и международный рынки. Планируется создание и участие в общероссийской сети специализированных веб-сайтов для малого бизнеса, создание унифицированных программно-технологических систем информационной поддержки малого предпринимательства. Разрабатываются механизмы развития информационного обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информацией с использованием интернет-ресурсов. С началом функционирования Центра развития предпринимательства активизируется работа информационного характера: проводятся семинары, конференций для работников малых предприятий и структур поддержки малого бизнеса со специалистами соответствующего профиля. В мае 2004г. в Центре развития предпринимательства совместно с Департаментом торговли Министерства экономического развития КЧР была проведена выставка продукции, производимой на территории КЧР «100 лучших товаров», в которой приняли участие около 200 предпринимателей республики. В ходе выставке был проведен конкурс на лучшее предприятие республики.В начале июля 2004г. под эгидой «Ассоциации женщин- предпринимателей России» была проведена конференция при участии Правительства КЧР, руководителей государственных федеральных и местных структур, инфраструктуры Фонда поддержки малого предпринимательства и женщин -предпринимателей. В ходе конференции обсуждались проблемы развития женского предпринимательства, обмен опытом предпринимателей различных районов.Коренного пересмотра требует система подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства в Республике. Она должна быть направлена не столько на обеспечение занятости, сколько на подготовку эффективных собственников-работодателей, хорошо владею­щих основами психологии, маркетинга и менеджмента.В рамках мероприятий по подготовке и переподготовке кадров будет организована система профессионального постоянного дополнительного образования для сотрудников инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также будет оказано организационно-методическое содействие в подготовке специалистов данной сферы. В целях активизации политики в области пропагандистской работы предусмотрена работа со средствами массовой информации: проведение "круглых столов", публикации в местных, российских газетах, выступления по радиовещанию, телевидению и т.д. Так же планируется проведение Дней предпринимательства в отдельных районах и на республиканском уровне. Как отдельное направление разработан и реализуется проект по возрождению, производству, реализации товаров народно-художественного промысла и сувенирной продукции. Целью данного проекта является возрождение культуры и самобытности народов, населяющих КЧР, а так же решение проблем занятости.Одним из наиболее важных направлений политики поддержки предпринимательства является статистическое, информационно-аналитическое и методическое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки. В рамках данного направления предполагается реализация мероприятий по статистическому обеспечению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства. Они включают в себя проведение статистических обследований различных категорий субъектов малого предпринимательства и анализ на этой основе уровня развития предпринимательской сферы в целом по Республике и в отдельных ее районах, а также прогнозирование экономического развития сектора малого предпринимательства.Предусмотрены мероприятия, имеющие целью теоретическое и методическое обоснование стратегии и тактики развития малого предпринимательства в Республике, составление аналитических, сравнительных статистических данных в сфере развития малого бизнеса. В порядке методического обеспечения проводятся исследования, на основе которых разработаны комплексные районные, городские программы развития предпринимательства, оформляются и составляются бизнес-планы, бизнес справки. На базе информационно-аналитического ресурсного центра проводится аналитическая работа по составления сравнительного анализа различных схем налогообложения и совершенствования льгот для субъектов малого предпринимательства; разрабатываются механизмы льготного кредитования и страхования малых предприятий (в том числе взаимного); ведения упрощенного бухгалтерского учета и отчетности на малых предприятиях. Исходя из особенностей Карачаево-Черкесской Республики и на основе анализа имеющего опы­та, приоритетными направлениями развития малого предпринимательства являются: производственная и перерабатывающая промышленность, сфера услуг. При реализации программных мероприятий необходимо акцентировать вспомогательную деятельность на данные отрасли экономики.Кроме того, согласно специфики нашего региона особое внимание необходимо уделить развитию туристско-экскурсионному, санаторно-оздоровительному виду деятельности, гостиничному бизнесу, которые создают благоприятную почву для развития малого и среднего предприни­мательства, так как рынок этого вида услуг сегодня остается слабо разви­тым.Для устранения проблемы административных барьеров на пути развития малого предпринимательства необходимо проведение комплексного анализа республиканских и муниципальных нормативных актов на предмет ус­тановления административных барьеров, необходимо принятие документов, ограничи­вающих избыточное нормотворчество, разработать механизм осуще­ствления мероприятий по:- упрощению процедуры регистрации и ликвидации малых предпри­ятий;- внесению изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации и определения условия долгосрочной сертификации продукции;- принятию мер по регламентации проверок субъектов малого предпринимательства органами государственного контроля и мер по применению на практике Федерального Закона №134-ФЗ от 08.08.2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».Повышению эффективности отмеченных мероприятий будет способст­вовать координация на уровне деятельности органов власти, в первую очередь осуществляющих контрольные функции. Эффективному функционированию малого предпринимательства пре­пятствуют не только недостаток мер государственной поддержки, но и отсут­ствие совместных действий предпринимателей по отстаиванию собственных интересов, в связи с чем успешному решению экономических проблем будет способствовать развитие саморегулирования предпринимательской деятель­ности на основе общественных объединений.Таким образом, ключевым звеном в дальнейшей реструктуризации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста в Карачаево-Черкесской Республике должно стать создание и всемерная поддержка эффективных собственников-руководителей, способных оптимально использовать новейшие достижения науки и техники, а также преимущества географической и отраслевой спе­циализации и возможности межрегиональных интеграционных процессов.Секретарь совещания _____________Фонд поддержки малого предпринимательства 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Горького,8-ул. Кирова,8, тел.: (878 22) 6-43-03; факс: (878 22) 5-56-88

необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой,реализации товаров народно-художественного промысла,общероссийской сети специализированных веб-сайтов,занимает выгодное экономико-географическое положение,растет число крестьянско-фермерских хозяйств,постановление правительства карачаево-черкесской республики,всемерная поддержка эффективных собственников-руководителей,созданию благоприятной нормативно-правовой среды,концепция развития малого предпринимательства,ммц карачаево-черкесия-москва

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …