Краткий отчет — страница 6

32. Институциональное реформирование на национальном, региональном и глобальном уровнях является одним из важнейших (если не первостепенным) вопросом в решении проблем устойчивого развития региона. Вслед за Конференцией ООН посвященной Всемирной Экологии, в 1972 году была учреждена Экологическая Программа ООН. Развивающиеся страны Азии и Тихоокеанского региона на национальном уровне приступили к учреждению экологических департаментов, министерств, научных исследований и организаций, занимающихся проблемами мониторинга и экологического законодательства. В дальнейшем, Всемирная Комиссия Экологии и Развития дала определение понятию устойчивого развития, определившее не только экологические и социальные масштабы развития интегрированным методом. Более того, было подписано значительное число международных конвенций требующих национальных действий. Пока позитивные развития на глобальном уровне приветствуются развивающимися странами всего региона, страны не могут справиться с данным развитием на пороге конкурирующих приоритетов и отсутствии потенциала (при наличии человеческих ресурсов и доступных технологий). Одним из основных моментов стало то, что во время перехода повестки дня с вопросов загрязнения на вопросы управления природными ресурсами, а далее на вопросы устойчивого развития, определившими вопросы снижения уровня бедности, глобализации и торговли, участия общественности, министерство или агентство, ответственное за вопросы охраны экологии, было определено институциональным национальным координатором устойчивого развития, в некоторых случаях были учреждены мультидисциплинарные группы/комитеты/советы. К сожалению, в большинстве случаев, министерство экологии/агентство не имеет должного влияние и потенциала для определения экономических и социальных масштабов устойчивого развития, а также определения финансовых ресурсов. Устойчивое развитие будет оставаться недостижимой целью до тех пор, пока институциональная структура не будет направлена на экологические и социальные вопросы экономического развития.933. На региональном уровне, существуют организации и механизмы (международные, региональные, межправительственные и неправительственные) занимающиеся вопросами устойчивого развития разной степени. ЭТКАТ и АБР являются региональными организациями, содействующими региональному сотрудничеству, обеспечивающими техническую помощь и финансирование; ЮНЕП и ПРООН являются основными глобальными организациями, имеющими региональные и местные офисы (ПРООН) занимающиеся обеспечением технической помощи и финансированием (ПРООН) формирования политики устойчивого развития, ее реализации, а также усиления потенциала. Ассоциации, агентства и программы ООН координируют обмен информацией о деятельности устойчивого развития в регионе через Тематические Рабочие Группы, занимающиеся вопросами Окружающей Среды и Развитием. Наряду с агентствами ООН, Рабочие Группы включают в себя субрегиональные межправительственные организации, занимающиеся вопросами окружающей среды, такими как Южно Азиатская Совместная Экологическая Программа, Вышестоящие руководители ASEAN изучающие проблемы Окружающей Среды и Южно Тихоокеанская региональная Экологическая Программа (SPREP). Более того, проводились регулярные консультативные встречи исполнительных руководителей субрегиональных межправительственных организаций, ASEAN, Экологический Конгресс Азии и Тихоокеанского Региона, Южно Азиатская Ассоциация Регионального Сотрудничества и Южно Тихоокеанский Форум. Проблемами устойчивого развития также занимаются ряд двусторонних, частных и неправительственных агентств. Так как устойчивое развитие предопределяет главенствующую роль НПО, средствам массовой информации и частному сектору, основной задачей является усиление механизма для координации их деятельности. В регионе существуют институциональные механизмы, координирующие их деятельность, Азиатская Коалиция НПО, Форум Экологических Журналистов, Коммерческие Палаты, промышленно-торговые профсоюзы. Инициатива Генерального секретаря названная “Глобальный Пакт” стала одним из важнейших механизмов направленных на развитие сотрудничества с частным сектором. Однако, до сих пор наблюдается необходимость усиления сотрудничества основных заинтересованных лиц региона посредством региональных организаций подобных Комиссии ООН по Устойчивому Развитию (CSD).
34. Одним из институциональных вопросов является глобальный институциональный механизм необходимый Правительству для координации и поддержки исполнения региональных платформ и программ действий устойчивого развития следующего десятилетия. Глобальная организационная структура, занимающаяся устойчивым развитием, не отвечает существующим требованиям и принадлежит к другой эпохе.10 На межправительственном уровне, в соответствии с рекомендацией Саммита Земли 1992 года, Генеральная Ассамблея учредила Комиссию ООН по Устойчивому Развитию (CSD) для обеспечения эффективного мониторинга процесса исполнения Повестки 21. Глобальная координация внутри системы ООН, Генеральный Секретарь учредил Межведомственный Комитет по Устойчивому Развитию, являющийся дочерней организацией Административного Комитета Координации. Основными целями данного Комитета стали мониторинг, координация и контроль участия системы ООН для последующего рассмотрения (КООНОСР) UNCED. В 1990-х возросло количество саммитов ООН и конференций на высшем уровне по вопросам Повестки 21, т.е. окружающей среды, населения, социального развития и человеческих поселений. В отношении данного вопроса, регион должен поддержать обзор глобальных институциональных механизмов для их соответствия требованиям развивающихся стран и требованиям устойчивого развития.

35. Общий вопрос, который был определен всеми субрегионами – создание потенциала через совершенствование системы образования и обучения, а также информирование общественности по вопросам устойчивого развития. Ключевой вопрос – направить процесс создания потенциала для самоопределения полномочий местных общин и обучения более квалифицированных специалистов. Такие программы по созданию потенциала будут не только иметь усиленное воздействие, но также будут учтены соответствующие решения местных проблем и ситуаций. Среди выполняемых инициатив, мероприятия ПРООН по Потенциалу 21 в Азиатском и Тихоокеанском регионе оказали благоприятное содействие заинтересованным сторонам при планировании, принятии решений и реализации проектов. Программы по созданию потенциала, инициируемые АБР, Экономической и социальной комиссией по Азии и Тихоокеанскому региону (ЭСКАТ), ЮНЕП и ПРООН уделили немало внимания в устойчивое управление природными ресурсами с целью пересмотреть акцент с максимального потребления в эффективное удовлетворение запросов. Другой немаловажный вопрос по увеличению национальных правовых и институциональных мер и увеличивающееся количество международных экологических конвенций и соглашений. Возникла острая необходимость развития потенциала, направленного на понимание и четкое представление данных вопросов и обеспечение улучшенного соответствия и совершенствования этих законов и конвенций.

36. Четкое принятие решений, а также подготовка и эффективная реализация развивающих программ, проектов и мероприятий целиком зависит от данных, информации, наработанных навыков и знаний. Несмотря на выполняемые мероприятия по созданию общих и интегрированных баз данных на национальном уровне, информация и данные по различным направлениям устойчивого развития разбросаны по различным министерствам и организациям. Многим заинтересованным лицам не всегда обеспечивается доступ к этим данным, и иногда предоставляются непроверенные данные и информация. В этой связи, основным вопросом является создание общей и достоверной базы данных и интегрированной информационной системы в странах региона с целью продвижения информирования органов государственного управления. Немаловажным остается вопрос об обеспечении доступа общественности к информации с целью продвижения принятия решений и участия в реализации. Необходимо усилить существующие механизмы по обмену данными и информацией на субрегиональном и региональном уровнях с целью стимулирования субрегионального и регионального сотрудничества и принятия решений по решению трансграничных проблем, а также в получении наилучшего опыта и технологий. Возможно, потребуется, среди всего прочего, создание соответствующих веб-страниц и предоставление доступа в Интернет, а также других средств связи таких служба распространения/пропаганды знаний и опыта.

37. Один из наиболее спорных вопросов в реализации Повестки 21 является передача технологий. Повестка 21 призывает разрабатывать новые политики и программы для продвижения и облегчения передачи экологически применимых и чистых технологий наряду с поддерживающими мероприятиями и созданием потенциала. На различных международных форумах, развивающиеся страны Азии и Тихоокеанского региона выразили серьезную озабоченность о невыполнении данного обязательства по передаче чистых технологий на приемлемых условиях. Такая передача технологий развитыми странами странам развивающимся, как предусматривается Повесткой 21 и другими международными конвенциями, повлекла за собой другую серьезную проблему в рамках Соглашения Всемирной Торговой Организации по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (WTO TRIPS). Развивающиеся страны неоднократно выражали свою озабоченность на различных сессиях Комисси по устойчивому развитию и подчеркивали необходимость доступа к чистым технологиям как ко всеобщему достоянию посредством реализации соответствующего раздела Повестки 21. В этой связи, основным вопросом является обеспечение переноса чистых технологий через улучшенные механизмы включая процесс ВТО, облегченный доступ к информации, благоприятные финансовые условия и усиленные возможности стран-получателей. Другим вопросом является увеличивающаяся тенденция по извлечению прибыли из технологий в области сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды, которые осуществлялись в основном в рамках всеобщего достояния. В заключении, существует необходимость стимулирования развития эндогенных технологий, участия частного сектора в исследовании и развитии и увеличенных национальных ассигнований на науку и технологии. Технологиями, которые имеют непосредственное отношение к региону, являются биотехнологии, информационная и коммуникационная технологии, возобновляемые энергетические технологии и ресурсосберегающие низкоотходные и безотходные технологии.

38. Некоторые принципы Декларации Рио играют важную роль гражданского общества и основных групп в устойчивом развитии и основным вопросом будет полное осознание всеми Правительствами в регионе своей решающей роли в устойчивом развитии. Гражданское общество, в том числе общественные организации, НПО, промышленные и деловые ассоциации быстро развивались в контексте своего влияния на жизнь населения. Необходимо стимулировать и обучать такие организации, особенно из-за их способности в обеспечении социальных услуг, чаще по ценам более низким по сравнению с ценами, установленными Правительствами. В связи с их высоким уровнем обязательств и их готовности работать в жестко ограниченных условиях, они также были эффективными рационализаторами, решения которых, новые и свежие могли бы быть приняты в крупном масштабе. Сотрудничество между гражданским обществом и правительством привело к разработке национальных стратегий по биоразнообразию, экологическому мониторингу и отчетности, общественных проектов и многочисленных обучающих программ. Одна из областей, которая отстала в своем развитии, является налаживание эффективного сотрудничества с деловыми, промышленными и научными кругами, а также в сфере технологий в поиске решений для решения различных экологических, социальных и экономических проблем. Данные группы могли бы стать основными партнерами в расширении экологических услуг бедных слоям населения с целью снижения высокой нагрузки на ресурсы местных органов власти. В заключении, основной вопрос – мобилизация молодежи в качестве партнеров в обеспечении устойчивого будущего для последующих поколений.

39. При осуществлении последующих действий по реализации Повестки 21, опыт прошлой декады показал необходимость четкого определения и последующего выполнения целей устойчивого развития и эффективного мониторинга и отчетности по результатам, направленных на достижение этих целей. Также подчеркнута необходимость осуществления инициатив и мероприятий по достижению поставленных целей и задач. Кроме того, необходимо усилить механизмы реализации на национальном, региональном и глобальном уровне. Данный раздел раскрывает эти три аспекта по выполнении дальнейших шагов.

Оцените статью
Добавить комментарий