Краткий очерк истории философии — История философии (материалы)

^ Историю философии нужно изучать потому, что она интересна и не менее, чем история искусств. Мы помним и любим Гомера, Шекспира, Рембрандта, Бетховена, хотя они жили давно. И философские идеи-творения — сродни произведениям искусства — обладают величайшей интеллектуальной ценностью. Многие из них неподвластны времени. Здесь важен и такой момент. История философии — не просто собрание старых идей. Она скорее сокровищница мысли. Вспомним хотя бы идею атомного строения вещества, выдвинутую Левкиппом и Демокритом более двух с половиной тысяч лет назад. Эта идея оставалась идеей более двух тысяч лет, до конца XVIII века, когда она нашла, наконец, подтверждение в научной теории атомов. Сколько еще подобных идей ждет своей реализации, подтверждения или проверки/опровержения!Кроме того, философские идеи, высказанные давно, продолжают жить своей собственной жизнью, видоизменяться, развиваться, обретать новые черты. Генрих Гейне как-то сказал: “каждая эпоха, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза и видит в старинных созданиях человеческого духа много нового” (Генрих Гейне. Соч., т. 4, М., 1957, стр. 76-77).Одним словом, изучая историю философии, мы изучаем философию.

Люди философствовали с тех пор, как начали говорить. Однако, поначалу это философствование не носило характер самостоятельных философских учений. Возникновению философии как особого типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии — философских идей-учений, вплетенных в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений.
К протофилософии или предфилософии можно отнести учения древневосточных мудрецов, прежде всего Китая и Индии. Самым знаменитым из них был китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы — учитель Кун, 551-479 до н. э.).
До сих пор многие китайцы живут по его заповедям. Возникла даже религия – конфуцианство, в которой на первом месте стоит почитание предков. Сам Конфуций не был апостолом религии и не считал себя пророком. Известно такое его высказывание: «Приносите жертвы богам, но держитесь от них подальше». Конфуций – учитель мудрости, учил как вести себя среди людей, в обществе, государстве. Разъясняя смысл человечности он говорил “Не делай другому того, чего себе не желаешь”. Это одно из первых упоминаний золотого правила поведения.
Конфуций еще говорил: «Люди по природе своей добры, но если человек не учится, природа его увядает». В этом изречении глубокая мысль: добро заложено в нас природой, но чтобы оно раскрылось, реализовалось, нужно учиться-трудиться (природа заложила в человеке доброе начало, но в то же время он должен учиться-трудиться, чтобы это его начало реализовалось).
Конфуций всячески пропагандировал идею золотой середины-меры. Он говорил: «Золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом». Он часто напоминал ученикам, что увлекаться крайностями вредно.
Для Конфуция было также характерно поклонение-почитание древности: «Передаю, а не создаю; верю в древность и люблю ее». «Эти слова могут быть девизом философской школы Конфуция, который считал себя рупором мудрости древних»1. Именно эта философия, с одной стороны, служила залогом стабильного-долговременного существования китайского общества, а, с другой, препятствовала в известном смысле прогрессу знания и культуры. Пушкинское «у стен недвижного Китая» как нельзя лучше передает особенность культуры и жизни китайского общества2. Конфуций хорошо выразил дух такого Китая и, с другой стороны, на многие века, как бы законсервировал мышление и поведение китайцев, став их кумиром.
——————Своеобразной протофилософией является мифология. Многие философские понятия-идеи прошли школу мифологического мышления. Наиболее развитой мифологией была античная. Мифология Древней Греции — почти готовая философия. Илиада и Одиссея — отражение реальности и собрание мифов с философским подтекстом.Естественно, что как особый тип культуры философия возникла именно в Древней Греции. Это случилось более двух с половиной тысяч лет назад.

Оцените статью
Добавить комментарий