Кружок — Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов мбоу «сош №1 г. Фокино»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^
«Семь цветов радуги»
(художественно-эстетическое направление)
17 часов: 1 раз в неделю во ΙΙ полугодии
Пояснительная записка.Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника, его нравственных представлений, чувств и понятий. Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к изобразительному искусству. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения этих задач.
^ : заложить основы творческого потенциала ребенка и его художественного развития; выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.
С целью развития творческих способностей необходимо позволять детям самим предлагать темы для рисования, давать возможность экспериментировать, вносить новизну в практическую деятельность. Младшие школьники выполняют работу под руководством преподавателя. Для успешного выполнения намеченных планов, тематика, содержание и сложность заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребенка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к знаниям. Основными критериями оценивания выполнения работ является умелое владение техниками (все ли техники освоили учащиеся), аккуратность при выполнении работы, умение четко и правильно выполнять инструкции педагога, контролировать свои действия и уметь увидеть и поправить допущенные ошибки и неточности. К тому же лучшие работы отбираются на выставку, что является дополнительным стимулом к аккуратному и технологически правильному выполнению работы. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.Об эффективности разработанной программы может свидетельствовать положительная динамика знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, развитие воображения, творческих способностей, которые помогут детям младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в старших классах, в кружках эстетической направленности, а для некоторых и в выборе профессии. Для успешного достижения поставленных целей на занятиях необходимо регулярно вводить игровые ситуации. Они помогают раскрепостить воображение детей и облегчают процесс усвоения материала занятия. Программа рассчитана на 17 занятий с детьми 1 класса периодичностью 1 час в неделю во 2 полугодии и содержит 4 раздела.
В первом разделе программы — рисование животных акварелью и гуашью. животными. Пейзаж предлагается нарисовать детям самостоятельно, если затрудняются – можно показать образец.
^ – рисование сказочных, мультипликационных героев пластилином. Детям предлагаются картинки, которые нужно раскрасить пластилином. Они могут срисовать их, скопировать или нарисовать свои. Раскрашивание ведется
путем размазывания пластилина по бумаге.
^ – рисование яичной скорлупой. Детям также предлагаются на выбор картинки сказочных героев, и работа ведется по следующему плану:
1. размельчить яичную скорлупу;2. смазать клеем ПВА отдельные детали рисунка;3. насыпать скорлупу на места намазанные клеем;4. когда клей под скорлупой подсохнет можно раскрашивать акварелью или гуашью.Работу лучше выполнять в несколько этапов, разделив рисунок на части, т.к. под скорлупой не видно линий рисунка.
^ – рисование точками. Дети рисуют любое животное (можно из первого раздела) или сказочного героя, и раскрашивают его ватной палочкой смоченной гуашью нужного цвета путем расставления точек.
^
Основные задачи преподавания изобразительного искусства:· обучение изображению животных акварелью и гуашью;· обучение рисованию пластилином;· обучение рисованию яичной скорлупой;· ознакомление детей с техникой рисования точками;· формирование умения самостоятельно использовать изученные техники выполнения рисунка;· содействие развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;· формирование умения ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;· формирование представления об элементарных основах реалистического рисунка и навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;· развитие у детей чувства прекрасного и его понимания;· развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;· пробуждение интереса и любви к искусству;· развитие у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через рисунок.
^
Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает ознакомление детей с различными техниками выполнения рисунка:- рисование на заданные темы с использованием опорных схем;- показ репродукций картин известных художников с беседами;- рисование пластилином;- рисование яичной скорлупой;- рисование точками. Методика занятий направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения. Занятия построены так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища, обосновывать свой выбор. В качестве учебных пособий на занятиях используются:- схемы изображения животных;- игрушки (животные, птицы, рыбы, сказочные персонажи);- открытки, репродукции, художественные произведения;- растения (живые цветы, ветки растений).
^
Ι раздел. Изображение животных акварелью и гуашью.
Беседа о цвете. Правила работы с кистью, красками. Умение правильно подбирать цвет (дидактическая игра «Подберем краски для художника»). Умение правильно работать с кистью, красками. Рассматривание различных пейзажей художников, называние цветов, которые использовал художник в своей картине. Умение подбирать цвета для различных времен года.
^ Изучить умение детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет краски или карандаша. Развивать воображение, эстетическое восприятие, чувство цвета, формы, композиции. Вопросами и советами помогать детям определять, что, как и где каждый будет рисовать, с чего начнет. Все готовые рисунки выставить на доске. Предложить детям выбрать наиболее интересные, авторов выбранных рисунков попросить рассказать, что они рисовали.
^ Учить детей передавать относительную величину дерева; характерную форму; строение дерева – ствол, крона; характерный цвет.
Учить рисовать тонкими линиями простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать акварелью, ровно покрывая изображение краской.Воспитывать любовь к живой природе, учить беречь природу. Показать изображения различных деревьев. Предложить внимательно рассмотреть их в целом и по частям, задавая вопросы о форме. Вызывать отдельных детей для показа на пейзажах и фотографиях деревьев формы, строения и величины.Напомнить приемы рисования легкой тонкой линией, спросить о последовательности рисования; напомнить о правильном расположении рисунка на листе. Некоторым предложить исправить ошибки в карандашном рисунке.Напомнить о цвете ствола и кроны, какие краски надо взять, какие смешать для получения оттенка. Показать прием набирания краски на кисть и нанесения ее на рисунок. Посоветовать в какой последовательности раскрашивать рисунок.
^
Учить детей передавать относительную величину частей тела, общее строение тела человека, особенности Деда Мороза. Учить рисовать усы и бороду у Деда Мороза.Закреплять умение красиво размещать изображение на листе. Вызывать радость от красивых, красочных рисунков. В начале занятия вспомнить стихотворения про Деда Мороза. Педагогу подготовить стихотворение, в котором описывается, то, как выглядит Дед Мороз. Педагог показывает приемы рисования частей лица, поясняя свои действия (можно заранее нарисовать глаза, кончик носа и губы и показать, как изобразить волосы, усы и бороду). В процессе рисования педагог обращает внимание детей на особенности лица Деда Мороза, на пропорции и расположение частей лица (где на голове расположены глаза, кончик носа и др.), на пропорции между головой и плечами (плечи шире, чем голова).
^
Учить рисовать снеговика. Развивать навык удержания направленности движения по окружности. Развивать умение подчинять движения соразмерению частей изображения. Закреплять умение рисовать деревья.Показать отрывок из мультипликационного фильма «Снеговик почтальон». Обратить внимание на то, как дети строили снеговика, последовательность работы. Уточнить форму и размер элементов, из которых состоит снеговик. В конце занятия лучшие работы повесить на выставку.
^ Учить детей передавать контур улитки неотрывной линией; красиво располагать рисунок на листе.
Развивать навык держания кисти при рисовании тонких и широких линий; ведения тонких линий кистью; навык прекращения движения в нужной точке.Рассматривание улитки в иллюстрациях. Отметить особенности формы, величины и строения, которые надо передать в рисунке. Побеседовать на занятии о последовательности создания изображения.
«Петя, Петя, Петушок». Изображение петуха. Продолжать учить детей определять по изображению птицы ее характерные особенности; видеть различия в форме частей тела и в пропорциях цапли и петуха. Развивать навык держания кисти при рисовании тонких и широких линий; навык удержания направленности движения по дуге. Прочитать детям сказку «Петушок и бобовое зернышко», обсудить характер петушка. Рассмотреть иллюстрации. Напомнить приемы рисования легкой тонкой линией, спросить о последовательности рисования; напомнить о правильном расположении рисунка на листе.
^ Учить рисовать рыбок в естественной среде их обитания.Формировать умение красиво размещать изображение на листе.Побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащать его содержание.Обследовать настоящий аквариум с целью изучения поведения рыбок. Посмотреть отрывок научно-популярного фильма о жизни рыбок в реке, узнать какие растения растут в воде, чем питаются рыбки.В ходе занятия напоминать, как правильно нужно работать кистью.
^
Продолжать учить изображать симметричные предметы.Учить рисовать полевые цветы. Развивать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму для бабочек, использовать различные оттенки зеленого цвета для раскрашивания листьев. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Детям предлагается текст, в котором пропущены слова: бабочка, стрекоза, божья коровка. В ходе анализа текста дети делают вывод, что это все насекомые и педагогом сообщается тема занятия. Далее проводится беседа о насекомых, об их видах и образе жизни. Рассматривая сюжетные картинки, ребята выбирают, какое насекомое будет рисовать каждый из них. Установить последовательность выполнения рисунка и в процессе рисования напоминать о правилах работы с кистью.
ІІ раздел. Рисование пластилином.
Выполнение наброска и раскрашивание пластилином собаки.
Учить детей рисовать мультипликационного героя – собаку. Обучить детей технике раскрашивания пластилином. Развивать умение работать стеками. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. После просмотра иллюстраций обсудить характер собаки, определить какой она породы. Рассказать детям об этой породе. Напомнить детям правила работы с пластилином. Всей группой отобрать лучшие работы и повесить их на выставку.
ІІІ раздел. Рисование яичной скорлупой.
Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой утенка.
Учить детей рисовать сказочного утенка. Обучить технике раскрашивания яичной скорлупой. Развивать умение раскрашивать частями, аккуратно работать с клеем, яичной скорлупой и красками. Попросить детей дома перечитать еще раз сказку «Про гадкого утенка», а на занятии порассуждать откуда появился утенок, рассказать детям как появляется яйцо. Обратить внимание на то, что именно скорлупой от яйца мы сегодня будем раскрашивать. Рассказать о правилах работы с яичной скорлупой, клеем и красками.
ІV раздел. Рисование точками.
Выполнение наброска и раскрашивание точками Дракоши.
Учить детей рисовать Дракошу. Обучить технике раскрашивания точками, работать с ватными палочками и красками. Развивать умение раскрашивать в пространстве, ограниченном линиями. Спросить у детей, кто такой дракон. Что это за животное, откуда оно появилось? Рассказать, что дракон это родственник динозавра. Коротко рассказать о динозаврах. Рассмотреть готовый рисунок Дракоши, обсудить его характер и подобрать «добрые» цвета. В ходе работы напоминать детям об аккуратности выполнения работы.
^
Научить детей рисовать попугая и мультипликационного фильма «Аладдин». Продолжать учить рисовать точками. Воспитывать аккуратность при работе с красками и ватными палочками. Предложить детям самостоятельно проанализировать рисунок. Что и как будем рисовать, какие цвета выберем. Лучшие работы повесить на выставку.
^
Учить рисовать малыша. Развивать умение рисовать точками, раскрашивать в пространстве, ограниченном линиями. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Показать отрывок из мультипликационного фильма. Проанализировать поведение малыша, его характер, во что он одет. Предложить работу в группах и в итоге, сравнить у какой группы получилось лучше.
Итоговое занятие. Рисование по замыслу.
Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать цвет краски. Развивать воображение эстетическое восприятие: чувство цвета, формы композиции. Вопросами и советами помогать детям определять, что, как и где каждый будет рисовать, с чего начнет. Все готовые рисунки выставить на доске. Предложить детям выбрать наиболее интересные, авторов выбранных рисунков попросить рассказать, что они рисовали.
^
· ознакомиться с элементарными основами реалистического рисунка, продолжить развитие творческих способностей и художественного вкуса;· уметь самостоятельно изображать животных акварелью и гуашью;· уметь рисовать пластилином;· уметь рисовать яичной скорлупой;· освоить технику рисования точками; · уметь рисовать с натуры, по памяти и по представлению объекты действительности карандашом, акварельными красками и гуашью;· уметь передавать в рисунках такие важнейшие особенности предметов и явлений действительности, как форма, пространственное положение, очертания, строение и цвет; · уметь рисовать на темы окружающей жизни; · уметь использовать воображение, фантазию, сформировать творческое отношение к изобразительной деятельности; · научиться эмоционально-эстетически воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение к увиденному через рисунок.
Список используемой литературы.
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М., «Просвещение», 1984.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
^ Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3-х классах: Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1979.
4. Пантиков В.А. Учимся рисовать, учимся творить. Методические рекомендации в помощь воспитателям детских садов, учителям начальных классов (нетрадиционные подходы в рисовании растительного и животного мира). Красноярск: Красноярский краевой институт усовершенствования учителей, 1993.
^ Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., «Просвещение», 1982.
6. Порте П. Учимся рисовать от А до Я /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
^ Учимся рисовать окружающий мир. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
8. Порте П. Учимся рисовать диких животных. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
^ Учимся рисовать природу. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
10. Порте П. Учимся рисовать человека. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
^ Учимся рисовать зверей, рыб и птиц. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
12. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К.Беспятова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.
^ Пособие для воспитателей. Под ред. В.Н. Аванесовой. Изд. 2-е, исправл. и доп. М., «Просвещение» 1981.
14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
15. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
^ Изобразительное искусство в 1-м классе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 2012.
Календарно-тематическое планирование
кружка «Семь цветов радуги»
(1 класс)
1 час в неделю (17 часов) ΙΙ полугодие
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
Дата проведения
Примечания
план
факт
Изображение животных акварелью и гуашью.
9 ч.
1.
Изображение животных акварелью и гуашью.Беседа о цвете. Правила работы с кистью, красками.
1
2.
Что я умею рисовать? Рисунок на свободную тему.
1
3.
Изображение дерева (акварель).
1
4.
Здравствуй, Дедушка Мороз! Изображение Деда Мороза (акварель, гуашь).
1
5.
Изображение снеговика (гуашь).
1
6.
Улитка на листке (акварель).
1
7.
«Петя, Петя, Петушок». Изображение петуха.
1
8.
Подводное царство. Рыбки в реке (акварель).
1
9.
Насекомые. Изображение бабочки, стрекозы и божьей коровки на цветах (акварель, гуашь).
1
Рисование пластилином.
2 ч.
10-11.
Выполнение наброска и раскрашивание пластилином собаки.
2
Рисование яичной скорлупой.
2 ч.
12-13.
Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой утенка.
2
Рисование точками.
4 ч.
14.
Выполнение наброска и раскрашивание точками Дракоши.
1
15.
Выполнение наброска и раскрашивание точками попугая.
1
16.
Выполнение наброска и раскрашивание точками малыша.
1
17.
Итоговое занятие. Рисование по замыслу.
1
Итого:
17 ч.
^
«Уроки вежливости»
(духовно-нравственное направление)
Пояснительная записка
Курс программы «Уроки вежливости» рассчитан на четыре года для детей 7 – 11 летнего возраста. Необходимость введения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностей младшего школьника. Срок реализации – 4 года; в 1 — 4 классах – по 17 часов.
Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко — культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.
Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс «Уроки вежливости» для первого года обучения с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.Не случайно обучение курса начинается с темы «Как я выгляжу», ведь именно при работе над собственной самооценкой формируется отношение к окружающим и окружению. Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры. Особое место уделяется деловой игре в курсе третьего года обучения, когда обучающиеся познакомились с основными правилами поведения и отношения к другим людям и к себе.
^ является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умении построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса «Уроки вежливости».
^
1 год обучения: содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей; воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Задачи: формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств,
как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать моральному развитию детей;умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению квзрослым и к своим сверстникам.
^
2 год обучения: способствовать формированию позитивного отношения к устному народному творчеству, стимулировать познавательную и творческую активность учащихся, побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Задачи: внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным
законам вежливости; выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка;привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе;
^
3 год обучения: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия.
Задачи: обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;
побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.воспитывать умение работать в группе
^
4 год обучения: формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Задачи: углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, егонравственных качеств;воспитывать уважение к законам, ответственность за свое поведение.
^
1 год обучения: обогащение личного опыта общения детей.
2 год обучения: ориентация на выполнение нравственных норм — заповедей в процессе общения.
^ овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
4 год обучения: нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Методические рекомендации. На первом занятии важно создать комфортную доверительную атмосферу, доброжелательный тон общения преподавателя с детьми. Необходимо с первых минут настроить на вежливое, товарищеское отношение друг с другом. Необходимо ограничить объем информации самыми интересными фактами. Перед изучением тем ребенка необходимо настроить на результат работы (поставить перед ним цель). На первом занятие необходимо нацелить учащихся на усвоение материала, учитывая и разноуровневый состав группы.Занятия поднимают самооценку, развивают логику, мыслительную деятельность, способствуют воспитанию пространственного воображения, творческого мышления.Занятия следует проводить эмоционально – это позволяет ребенку поверить в себя и создает доброжелательный микроклимат в коллективе, что важно для дальнейшей работы учащихся.Уже на первых занятиях явно выражены лидеры – ребята быстрее справляющиеся с заданиями. Таких детей необходимо похвалить и использовать их уже как помощников, предлагая им помочь другим ребятам, объяснить, или разыграть ту или иную ситуацию.В начале каждого занятия необходимо осуществлять повторение пройденного материала, обращая внимание на ошибки и способы их устранения.В конце первого года и на протяжении всего второго года обучения вводятся сюжетно-ролевые игры. На которых преподавателю необходимо выделить лидеров и на их примере показать детям те или иные ситуации. Совместно с детьми проводится анализ поступков, высказываний, результатов анкетирования и как итог учащиеся делают самостоятельные выводы и дают оценки поступкам героев игры.На третьем году и четвертом годах обучения вводится понятие «деловая игра». Сюжетно – ролевые игры перерастают в более организованную, интеллектуально развитую форму общения на занятиях. Само понятие деловой игры вызывает у учащихся понимание важности и ответственности.В каждой теме вводятся определенные понятия: например в теме «Человек и его здоровье» даются такие понятия как: «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы» и т.п., дается этимологическое и лексическое значение этих слов. Тем самым повышается культурный уровень детей, расширяется их кругозор и словарный запас.

^

«Семь цветов радуги»

(художественно-эстетическое направление)

17 часов: 1 раз в неделю во ΙΙ полугодии

Пояснительная записка.Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника, его нравственных представлений, чувств и понятий.       Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к изобразительному искусству. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения этих задач.

^ : заложить основы творческого потенциала ребенка и его художественного развития; выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.

С целью развития творческих способностей необходимо позволять детям самим предлагать темы для рисования, давать возможность экспериментировать, вносить новизну в практическую деятельность.         Младшие школьники выполняют работу под руководством преподавателя. Для успешного выполнения намеченных планов, тематика, содержание и сложность заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.         Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребенка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к знаниям.         Основными критериями оценивания выполнения работ является умелое владение техниками (все ли техники освоили учащиеся), аккуратность при выполнении работы, умение четко и правильно выполнять инструкции педагога, контролировать свои действия и уметь увидеть и поправить допущенные ошибки и неточности. К тому же лучшие работы отбираются на выставку, что является дополнительным стимулом к аккуратному и технологически правильному выполнению работы.        Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.Об эффективности разработанной программы может свидетельствовать положительная динамика знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, развитие воображения, творческих способностей, которые помогут детям младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в старших классах, в кружках эстетической направленности, а для некоторых и в выборе профессии.         Для успешного достижения поставленных целей на занятиях необходимо регулярно вводить игровые ситуации. Они помогают раскрепостить воображение детей и облегчают процесс усвоения материала занятия.          Программа рассчитана на 17 занятий с детьми 1 класса периодичностью 1 час в неделю во 2 полугодии и содержит 4 раздела.

   В первом разделе программы — рисование животных акварелью и гуашью. животными. Пейзаж предлагается нарисовать детям самостоятельно, если затрудняются – можно показать образец.

^  – рисование сказочных, мультипликационных героев пластилином. Детям предлагаются картинки, которые нужно раскрасить пластилином. Они могут срисовать их, скопировать или нарисовать свои. Раскрашивание ведется

путем размазывания пластилина по бумаге.

 ^  – рисование яичной скорлупой. Детям также предлагаются на выбор картинки сказочных героев, и работа ведется по следующему плану:

1.     размельчить яичную скорлупу;2.     смазать клеем ПВА отдельные детали рисунка;3.     насыпать скорлупу на места намазанные клеем;4.     когда клей  под скорлупой подсохнет можно раскрашивать акварелью или гуашью.Работу лучше выполнять в несколько этапов, разделив рисунок на части, т.к. под скорлупой не видно линий рисунка.

  ^  – рисование точками. Дети рисуют любое животное (можно из первого раздела) или сказочного героя, и раскрашивают его ватной палочкой смоченной гуашью нужного цвета путем расставления точек.

   

^

 Основные задачи преподавания изобразительного искусства:·       обучение  изображению животных акварелью и гуашью;·       обучение   рисованию пластилином;·       обучение   рисованию яичной скорлупой;·       ознакомление детей с техникой рисования точками;·       формирование умения самостоятельно использовать изученные техники выполнения рисунка;·       содействие развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;·       формирование умения ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;·       формирование представления об элементарных основах реалистического рисунка и  навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;·       развитие у детей чувства прекрасного и его понимания;·       развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;·       пробуждение интереса и любви к искусству;·       развитие у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через рисунок. 

^

       Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает ознакомление детей с различными техниками выполнения рисунка:- рисование на заданные темы с использованием опорных схем;- показ репродукций картин известных художников с  беседами;- рисование пластилином;- рисование яичной скорлупой;- рисование точками.         Методика занятий направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение.         На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения. Занятия построены так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища, обосновывать свой выбор.   В качестве учебных пособий на занятиях используются:- схемы изображения животных;- игрушки (животные, птицы, рыбы, сказочные персонажи);- открытки, репродукции, художественные произведения;- растения (живые цветы, ветки растений). 

^

Ι раздел. Изображение животных акварелью и гуашью.

Беседа о цвете. Правила работы с кистью, красками. Умение правильно подбирать цвет (дидактическая игра «Подберем краски для художника»). Умение правильно работать с кистью, красками. Рассматривание различных пейзажей художников, называние цветов, которые использовал художник в своей картине. Умение подбирать цвета для различных времен года.

^ Изучить умение детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет краски или карандаша. Развивать воображение, эстетическое восприятие, чувство цвета, формы, композиции. Вопросами и советами помогать детям определять, что, как и где каждый будет рисовать, с чего начнет. Все готовые рисунки выставить на доске. Предложить детям выбрать наиболее интересные, авторов выбранных рисунков попросить рассказать, что они рисовали.

^ Учить детей передавать относительную величину дерева; характерную форму; строение дерева – ствол, крона; характерный цвет.

Учить рисовать тонкими линиями простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать акварелью, ровно покрывая изображение краской.Воспитывать любовь к живой природе, учить беречь природу. Показать изображения различных деревьев. Предложить внимательно рассмотреть их в целом и по частям, задавая вопросы о форме. Вызывать отдельных детей для показа на пейзажах и фотографиях деревьев формы, строения и величины.Напомнить приемы рисования легкой тонкой линией, спросить о последовательности рисования; напомнить о правильном расположении рисунка на листе. Некоторым предложить исправить ошибки в карандашном рисунке.Напомнить о цвете ствола и кроны, какие краски надо взять, какие смешать для получения оттенка. Показать прием набирания краски на кисть и нанесения ее на рисунок. Посоветовать в какой последовательности раскрашивать рисунок.

^

Учить детей передавать относительную величину частей тела, общее строение тела человека, особенности Деда Мороза. Учить рисовать усы и бороду у Деда Мороза.Закреплять умение красиво размещать изображение на листе. Вызывать радость от красивых, красочных рисунков. В начале занятия вспомнить стихотворения  про Деда Мороза. Педагогу подготовить стихотворение, в котором описывается, то, как выглядит Дед Мороз. Педагог показывает приемы рисования частей лица, поясняя свои действия (можно заранее нарисовать глаза, кончик носа и губы и показать, как изобразить волосы, усы и бороду). В процессе рисования педагог обращает внимание детей на особенности лица Деда Мороза, на пропорции и расположение частей лица (где на голове расположены глаза, кончик носа и др.), на пропорции между головой и плечами (плечи шире, чем голова).

^

Учить рисовать снеговика. Развивать навык удержания направленности движения по окружности. Развивать умение подчинять движения соразмерению частей изображения. Закреплять умение рисовать деревья.Показать отрывок из мультипликационного фильма «Снеговик почтальон». Обратить внимание на то, как дети строили снеговика, последовательность работы. Уточнить форму и размер элементов, из которых состоит снеговик. В конце занятия лучшие работы повесить на выставку.

^ Учить детей передавать контур улитки неотрывной линией; красиво располагать рисунок на листе.

Развивать навык держания кисти при рисовании тонких и широких линий; ведения тонких линий кистью; навык прекращения движения в нужной точке.Рассматривание улитки в иллюстрациях. Отметить особенности формы, величины и строения, которые надо передать в рисунке. Побеседовать на занятии о последовательности создания изображения.

«Петя, Петя, Петушок». Изображение петуха. Продолжать учить детей определять по изображению птицы ее характерные особенности; видеть различия в форме частей тела и в пропорциях цапли и петуха. Развивать навык держания кисти при рисовании тонких и широких линий; навык удержания направленности движения по дуге. Прочитать детям сказку «Петушок и бобовое зернышко», обсудить характер петушка. Рассмотреть иллюстрации. Напомнить приемы рисования легкой тонкой линией, спросить о последовательности рисования; напомнить о правильном расположении рисунка на листе.

^ Учить рисовать рыбок в естественной среде их обитания.Формировать умение красиво размещать изображение на листе.Побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащать его содержание.Обследовать настоящий аквариум с целью изучения поведения рыбок. Посмотреть отрывок научно-популярного фильма о жизни рыбок в реке, узнать какие растения растут в воде, чем питаются рыбки.В ходе занятия напоминать, как правильно нужно работать кистью.

^

Продолжать учить изображать симметричные предметы.Учить рисовать полевые цветы. Развивать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму для бабочек, использовать различные оттенки зеленого цвета для раскрашивания листьев. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Детям предлагается текст, в котором пропущены слова: бабочка, стрекоза, божья коровка. В ходе анализа текста  дети делают вывод, что это все насекомые и педагогом сообщается тема занятия. Далее проводится беседа о насекомых, об их видах и образе жизни. Рассматривая сюжетные картинки, ребята выбирают, какое насекомое будет рисовать каждый из них. Установить последовательность выполнения рисунка и в процессе рисования напоминать о правилах работы с кистью. 

ІІ раздел. Рисование пластилином.

Выполнение наброска и раскрашивание пластилином собаки.

 Учить детей рисовать мультипликационного героя – собаку. Обучить детей технике раскрашивания пластилином. Развивать умение работать стеками. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. После просмотра иллюстраций обсудить характер собаки, определить какой она породы. Рассказать детям об этой породе. Напомнить детям правила работы с пластилином. Всей группой отобрать лучшие работы и повесить их на выставку.

ІІІ раздел. Рисование яичной скорлупой.

Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой утенка.

Учить детей рисовать сказочного утенка. Обучить технике раскрашивания яичной скорлупой. Развивать умение раскрашивать частями, аккуратно работать с клеем, яичной скорлупой и красками. Попросить детей дома перечитать еще раз сказку «Про гадкого утенка», а на занятии порассуждать откуда появился утенок, рассказать детям как появляется яйцо. Обратить внимание на то, что именно скорлупой от яйца мы сегодня будем раскрашивать. Рассказать о правилах работы с яичной скорлупой, клеем и красками.

ІV раздел. Рисование точками.

Выполнение наброска и раскрашивание точками Дракоши.

Учить детей рисовать Дракошу. Обучить технике раскрашивания точками, работать с ватными палочками и красками. Развивать умение раскрашивать в пространстве, ограниченном линиями. Спросить у детей, кто такой дракон. Что это за животное, откуда оно появилось? Рассказать, что дракон это родственник динозавра. Коротко рассказать о динозаврах. Рассмотреть готовый рисунок Дракоши, обсудить его характер и подобрать «добрые» цвета. В ходе работы напоминать детям об аккуратности выполнения работы. 

^

Научить детей рисовать попугая и мультипликационного фильма «Аладдин». Продолжать учить рисовать точками. Воспитывать аккуратность при работе с красками и ватными палочками. Предложить детям самостоятельно проанализировать рисунок. Что и как будем рисовать, какие цвета выберем. Лучшие работы повесить на выставку.

^

Учить рисовать малыша. Развивать умение рисовать точками, раскрашивать в пространстве, ограниченном линиями. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Показать отрывок из мультипликационного фильма. Проанализировать поведение малыша, его характер, во что он одет. Предложить работу в группах и в итоге, сравнить у какой группы получилось лучше.

Итоговое занятие. Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать цвет краски. Развивать воображение эстетическое восприятие: чувство цвета, формы композиции. Вопросами и советами помогать детям определять, что, как и где каждый будет рисовать, с чего начнет. Все готовые рисунки выставить на доске. Предложить детям выбрать наиболее интересные, авторов выбранных рисунков попросить рассказать, что они рисовали.

^

·        ознакомиться с элементарными основами реалистического рисунка, продолжить развитие творческих способностей и художественного вкуса;·        уметь самостоятельно изображать животных акварелью и гуашью;·        уметь рисовать пластилином;·        уметь рисовать яичной скорлупой;·        освоить технику рисования точками; ·         уметь рисовать с натуры, по памяти и по представлению объекты действительности карандашом, акварельными красками и гуашью;·        уметь передавать в рисунках такие важнейшие особенности предметов и явлений действительности, как форма, пространственное положение, очертания, строение и цвет; ·        уметь рисовать на темы окружающей жизни; ·        уметь использовать воображение, фантазию, сформировать творческое отношение к изобразительной деятельности; ·        научиться эмоционально-эстетически воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение к увиденному через рисунок.

Список используемой литературы.

1.     Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М., «Просвещение», 1984.

2.     Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

^  Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3-х классах: Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1979.

4.     Пантиков В.А. Учимся рисовать, учимся творить. Методические рекомендации в помощь воспитателям детских садов, учителям начальных классов (нетрадиционные подходы в рисовании растительного и животного мира). Красноярск: Красноярский краевой институт усовершенствования учителей, 1993.

^ Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., «Просвещение», 1982.

6.     Порте П. Учимся рисовать от А до Я /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.

^ Учимся рисовать окружающий мир. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.

8.     Порте П. Учимся рисовать диких животных. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.

^ Учимся рисовать природу. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.

10.   Порте П. Учимся рисовать человека. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.

^ Учимся рисовать зверей, рыб и птиц. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.

12.   Программа педагога дополнительного образования: От разработки  до реализации / Сост. Н.К.Беспятова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.   

^ Пособие для воспитателей. Под ред. В.Н. Аванесовой. Изд. 2-е, исправл. и доп. М., «Просвещение» 1981.

14.    Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

15.    Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

^ Изобразительное искусство в 1-м классе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 2012.

 

Календарно-тематическое планирование

кружка «Семь цветов радуги»

(1 класс)

1 час в неделю (17 часов) ΙΙ полугодие

п/п Тема занятий Кол-во часов Дата проведения Примечания
план факт
Изображение животных акварелью и гуашью. 9 ч.
1. Изображение животных акварелью и гуашью.Беседа о цвете. Правила работы с кистью, красками. 1
2. Что я умею рисовать? Рисунок на свободную тему. 1
3. Изображение дерева (акварель). 1
4. Здравствуй, Дедушка Мороз! Изображение Деда Мороза (акварель, гуашь). 1
5. Изображение снеговика (гуашь). 1
6. Улитка на листке (акварель). 1
7. «Петя, Петя, Петушок». Изображение петуха. 1
8. Подводное царство. Рыбки в реке (акварель). 1
9. Насекомые. Изображение бабочки, стрекозы и божьей коровки на цветах (акварель, гуашь). 1
Рисование пластилином. 2 ч.
10-11. Выполнение наброска и раскрашивание пластилином собаки. 2
Рисование яичной скорлупой. 2 ч.
12-13. Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой утенка. 2
Рисование точками. 4 ч.
14. Выполнение наброска и раскрашивание точками Дракоши. 1
15. Выполнение наброска и раскрашивание точками попугая. 1
16. Выполнение наброска и раскрашивание точками малыша. 1
17. Итоговое занятие. Рисование по замыслу. 1
Итого: 17 ч.

^

«Уроки вежливости»

(духовно-нравственное направление)

Пояснительная записка

Курс программы «Уроки вежливости» рассчитан на четыре года для детей 7 – 11 летнего возраста. Необходимость введения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностей младшего школьника. Срок реализации – 4 года; в 1 — 4 классах – по 17 часов.

Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко — культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.

Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс «Уроки вежливости» для первого года обучения с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.Не случайно обучение курса начинается с темы «Как я выгляжу», ведь именно при работе над собственной самооценкой формируется отношение к окружающим и окружению. Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры. Особое место уделяется деловой игре в курсе третьего года обучения, когда обучающиеся познакомились с основными правилами поведения и отношения к другим людям и к себе.

^ является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умении построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса «Уроки вежливости».

^

1 год обучения: содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей; воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

Задачи: формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств,

как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать моральному развитию детей;умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению квзрослым и к своим сверстникам.

^

2 год обучения: способствовать формированию позитивного отношения к устному народному творчеству, стимулировать познавательную и творческую активность учащихся, побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Задачи: внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным

законам вежливости; выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка;привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе;

^

3 год обучения: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия.

Задачи: обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;

побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.воспитывать умение работать в группе

^

4 год обучения: формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Задачи: углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, егонравственных качеств;воспитывать уважение к законам, ответственность за свое поведение.

  ^

1 год обучения: обогащение личного опыта общения детей.

2 год обучения: ориентация на выполнение нравственных норм — заповедей в процессе общения.

^ овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

4 год обучения: нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Методические рекомендации. На первом занятии важно создать комфортную доверительную атмосферу, доброжелательный тон общения преподавателя с детьми. Необходимо с первых минут настроить на вежливое, товарищеское отношение друг с другом. Необходимо ограничить объем информации самыми интересными фактами. Перед изучением тем ребенка необходимо настроить на результат работы (поставить перед ним цель). На первом занятие необходимо нацелить учащихся на усвоение материала, учитывая и разноуровневый состав группы.Занятия поднимают самооценку, развивают логику, мыслительную деятельность, способствуют воспитанию пространственного воображения, творческого мышления.Занятия следует проводить эмоционально – это позволяет ребенку поверить в себя и создает доброжелательный микроклимат в коллективе, что важно для дальнейшей работы учащихся.Уже на первых занятиях явно выражены лидеры – ребята быстрее справляющиеся с заданиями. Таких детей необходимо похвалить и использовать их уже как помощников, предлагая им помочь другим ребятам, объяснить, или разыграть ту или иную ситуацию.В начале каждого занятия необходимо осуществлять повторение пройденного материала, обращая внимание на ошибки и способы их устранения.В конце первого года и на протяжении всего второго года обучения вводятся сюжетно-ролевые игры. На которых преподавателю необходимо выделить лидеров и на их примере показать детям те или иные ситуации. Совместно с детьми проводится анализ поступков, высказываний, результатов анкетирования и как итог учащиеся делают самостоятельные выводы и дают оценки поступкам героев игры.На третьем году и четвертом годах обучения вводится понятие «деловая игра». Сюжетно – ролевые игры перерастают в более организованную, интеллектуально развитую форму общения на занятиях. Само понятие деловой игры вызывает у учащихся понимание важности и ответственности.В каждой теме вводятся определенные понятия: например в теме «Человек и его здоровье» даются такие понятия как: «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы» и т.п., дается этимологическое и лексическое значение этих слов. Тем самым повышается культурный уровень детей, расширяется их кругозор и словарный запас.

научиться эмоционально-эстетически воспринимать окружающий,различными техниками выполнения рисунка,формирование личности младшего школьника,обучения вводятся сюжетно-ролевые игры,ιι полугодии пояснительная записка,таких детей необходимо похвалить,намечать последовательность выполнения рисунка,творчески активной личности невозможно,начале занятия вспомнить стихотворения,продолжать учить детей определять

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …